В новом томе можно ознакомиться с публикациями, рассказывающими о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоанникий (Горский, 1810-1811 – 1877 гг.), архиепископ Херсонский и Одесский; Иоанникий (Ефремов, 1863-1914 гг.), епископ Белгородский, викарий Курской епархии; Иоанникий (Казанский, 1839-1919 гг.), архиепископ Архангельский и Холмогорский; Иоанникий (Никифорович-Полонский, 1742-1819 гг.), архиепископ Подольский и Брацлавский; Иоанникий (Образцов, 1792-1793 – 1880 гг.), епископ Кавказский и Черноморский; Иоанникий (Сперанский,1885-1969 гг.), епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Из ныне здравствующих иерархов Московского Патриархата в новом томе отмечен Иоанникий (Кобозев, род. 1938 г.), митрополит Луганский и Алчевский. В 25-м томе нашла отражение в отдельных публикациях жизнь и деятельность Патриархов Константинопольских: Иоанникия I (Патриарх в 1524-1525 гг.), Иоанникия II Линдиос (сер. XVII в.), Иоанникия III Караджа (Патриарх в 1761-1763 гг.), а также Иоанникия, Патриарха Александрийского (1657 г.). Здесь же присутствуют статьи, посвященные Архиепископам Сербским: Иоанникию I (1279 г.), св. Иоанникию II (1354 г.) и Иоанникию II, болгарскому Патриарху Тырновскому (ок. 1375 г.). Следует отметить и материал об Иоанникии, Архиепископе Кипрском (Предстоятель в 1840-1849 гг.). Особого внимания заслуживает размещенная в 25-м томе обширная статья, которая рассказывает о жизненном пути, церковной и просветительской деятельности выдающегося западнорусского духовного писателя, полемиста и проповедника Иоанникия (Галятовского), архимандрита Черниговского Елецкого монастыря и одного из ректоров Киево-Могилянской академии, внесшего большой вклад в развитие богословия и образования в Киевской митрополии в XVII в. Большой интерес представляют материалы, который знакомят читателя с деятельностью видных грузинских церковных деятелей Иоанна-Зосима, гимнографа Х в., и прп. Иоанна-Торникия, подвижника монашеской жизни, также совершавшего свое служение в Х в. Исключительно интересна статья, повествующая об Иоанне-Нектарии (Евграфе Ковалевском, 1905-1970), бывшем епископе Сен-Денийском (РПЦЗ), который явился основателем и первоиерархом Французской Православной Церкви галликанского обряда — православной церковной структуры, основанной на латинской богослужебной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

492: Акты приемки церк. ценностей уездными финотделами, 1922-1925 гг.; Воронежская гор. управа. Оп. 1. Д. 166: Док-ты по учету церк. имущества, 1918 - 1919 гг.; Воронежская духовная консистория. Оп. 1. Д. 1925: Опись указов духовной консистории за 1848-1882 гг.; Д. 1927: Опись имущества в Воронежском архиерейском доме, сделанная после смерти архиеп. Игнатия, 1850 г.; Домовая крестовая ц. в Архиерейском доме. Оп. 1. Д. 1: Опись имущества церкви и ризницы, 1839 г.; Введенская ц. (так в назв. фонда, на самом деле - Покровская); Успенская ц. с. Монастырщенки. Оп. 1. Д. 1: Церк. летопись Успенской ц., 1888 - 1914 гг.; Вознесенская кладбищенская ц. Оп. 1. Д. 1-9: Приходо-расходные кн. Вознесенской ц., 1824-1913 гг.; Д. 11: Зап. кн. Вознесенской ц., 1922 - 1927 гг.; Колл. док-тов мон-рей; Троицкий собор. Оп. 1. Д. 1 - 14, 1834 - 1877 гг.; Архивное упр. Центральночернозёмной обл. Оп. 3. Д. 1, 78: Наблюдательное дело Никольской ц., 1943-1983 гг.; Д. 12, 70: То же - Казанской ц., 1944-1990 гг.; Д. 51, 66, 86: То же - Покровского собора, 1945-1989 гг.; Исполком Центральночернозёмной обл. Оп. 3. Д. 32: Выписки из протоколов заседаний президиума облсовета о закрытии церквей, 1930 - 1932 гг.; Обл. церк. митрополитанское упр. (обновленческое). Оп. 1. Д. 11: Отчеты и клировые вед. церквей, 1933-1935 гг.; Архив Воронежского ЕУ. Годовые отчеты по Воронежской епархии за 1945 и 1953 гг. Ист.: Акты свт. Тихона; Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 312, 313; Правдин А. М. Алф. список приходов Воронежской епархии с показанием числа душ в приходе и количества церк. земли//Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1893. Отд. стат. С. 96-117; он же. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 357, 359, 361, 365; Стат. описание Воронежской епархии в настоящем ее составе//Воронежские ЕВ. 1866. 1-7. Лит.: Димитрий (Самбикин), архим. Указ. храмовых празднеств в Воронежской епархии.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Епископ Никон (Рождественский, 1851 - 1919), позднее архиепископ, известный проповедник и духовный писатель. Вологодским губернатором в это время был Хвостов Алексей Николаевич (1872 - 1918) - позднее (1915 - 1916) министр внутренних дел. Расстрелян в один день с протоиереем Восторговым, при тех же обстоятельствах. Епископ Анастасий (Грибановский, 1873 - 1965) - епископ Серпуховской, четвертый викарий Московской губернии, впоследствии - митрополит, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Митрополит Владимир (Богоявленский, 1848 - 1918), позднее митрополит Киевский, священномученик. Джунковский Владимир Федорович (1865 - 1938) - в 1905 - 1913 гг. московский губернатор, позднее товарищ министра внутренних дел. После революции сотрудничал с большевиками, расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. Рейнбот Анатолий Анатольевич (1868 - 1918?) - московский градоначальник с 30 декабря 1905 по 12 декабря 1907 гг. В 1907 г. Тайно обвенчался с вдовой С.Т. Морозова З.Г. Морозовой, в 1916 г. развелся с ней. Викарным архиереем Вятской епархии в это время был епископ Глазовский Павел (Поспелов, 1855 - 1925). «Обновленческое братство» - Братство ревнителей церковного обновления, выросшее из группы «32-х» петербургских священников. Подробнее, см. например: Ореханов Г., свящ. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. «Колокол» - ежедневная политическая и церковно-общественная газета, в которой регулярно публиковался протоиерей Иоанн Восторгов. Издатель - известный правый деятель В.М. Скворцов. Остроумов Михаил Андреевич (1847 - 1920) - писатель, богослов, профессор Харьковского университета, в этот период (1907 г.) - главный редактор официального журнала «Церковные ведомости», впоследствии член Поместного собора 1917 - 1918 гг. Крыжановский Сергей Ефимович (1862 - 1935) - товарищ министра внутренних дел, соавтор избирательных законов 1905 - 1907 гг., впоследствии государственный секретарь. После революции - в эмиграции. Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин, 1839 - 1908).

http://bogoslov.ru/article/456983

302        Митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский, 1861–18.1.1922) – родился в Тульской губернии в семье священника. В 1855 г. окончил Московскую Духовную Академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (26.1.1897). Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (4.10.1897); Владивостокский и Камчатский (1.1.1899; с 6.5.1906 – архиепископ). С 1916 г. архиепископ Владивостокский и Приморский. За годы своего правления построил на Дальнем Востоке более ста храмов. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий, временно управляющий Московской Патриаршей областью (1920). Скончался в Москве. Погребён у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. 303        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 304        Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Солодчин, 1842–23.10.1919) – родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских Духовных училища и Семинарии, а также Санкт-Петербургской Духовной Академии (1863) поступил в Алтайскую Духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведён в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (31.8.1898). Хиротонисан во епископа Благовещенского и Приамурского (9.2.1899). На покое (24.9.1900). Проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

(5) Евсевий (Никольский, 1861–1922), архиепископ (позже митрополит) Владивостокский и Камчатский — родился в Тульской губернии в семье священника. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен во иеромонаха. Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1896— 1897). Епископ (1899), а позже архиепископ (1906) Владивостокский и Камчатский (с 1916 г. — Владивостокский и Приморский). За годы своего епископства построил на Дальнем Востоке более 100 церквей, участник Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий. Временно управлявший Московской Патриаршей областью (1920–1922). Скончался в Москве в январе 1922 г. (6) Димитрий (Самбикин, 1839–1908), архиепископ Казанский и Свияжский. Образование получил в Воронежской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии (1865). Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии, рукоположен во иерея (1866). С 1872 г. — ректор Тамбовской духовной семинарии. Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской духовной семинарии (с 1881). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1866). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1887). Епископ Подольский (1890). Епископ (с 1898 — архиепископ) Тверской и Кашинский (1896). Архиепископ Казанский и Свияжский (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, оставил после себя множество научных трудов. (7) Иннокентий (Солодчин, 1842 — 23.10.1919), епископ Приамурский и Благовещенский — родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских духовных училища и семинарии, а также Санкт-Петербургской духовной академии (1863) поступил в Алтайскую духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведен в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (с 31.8.1898). Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского (9.2.1899). На покое (с 1900) проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Никандре (Сапрыкине; 1 мая 1919). К 1825 г. в К. м. проживали 80 чел. братии, в 1856 г.- 96, в 1868 г.- 124 (в т. ч. игумен, казначей, 14 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 20 монахов, 19 указных послушников), в янв. 1914 г.- 321 насельник (в т. ч. 2 архимандрита, 25 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 4 схимонаха и 34 монаха). Однако после начала первой мировой войны число насельников уменьшалось: в 1916 г.- 165 чел., в 1917 г.- 139 чел. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XIX - нач. XX в. К. м. посещало множество паломников, особенно 12 июня - в день памяти прп. Арсения и 10 июля - в праздник Коневской иконы Божией Матери. Корабли подходили к гавани, защищенной от волн бревенчатыми ряжами, заполненными камнями и укрепленными с берега гранитными блоками. В 1840-1841 гг. ее устроил настоятель (1839-1858) игум. Амфилохий. В 1843 г. началось регулярное движение колесного парохода «Валаам», следовавшего через Коневец. Пожертвования богомольцев, проценты с капитала и доходы от столичной часовни служили основными источниками благосостояния обители. 12 июня совершался крестный ход с пением молебна с чудотворным Коневским образом в Казанский скит. Пассажирские суда, следовавшие на Валаам, обычно прибывали на Коневец вечером, к службе, и оставались на причале до утра. С приходом судов открывалась часовня на пристани. Все посетители мон-ря по завету прп. Арсения 3 дня бесплатно пользовались кровом и трапезой. Бедным странникам давали одежду, обувь и хлеб. После неурожая в Финляндии в 1867-1868 гг. финны (большинство лютеране) обращались в К. м. за помощью. 14 мая 1844 г. К. м. неожиданно посетил 16-летний вел. кн. Константин Николаевич. Впосл. он прислал в обитель напрестольный позолоченный серебряный крест, украшенный бирюзой, финифтью и стразами (Музей Православной Церкви в Куопио). 28 июня 1858 г. К. м. посетил имп. Александр II в сопровождении вел. кн. Александра Александровича (впосл.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Мощи нек-рых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелиг. музей, открывшийся в 1929 г. в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Нек-рые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и мон-ри (напр., глава прп. Саввы Сторожевского). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. нек-рые изъятые в музеи мощи рус. святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба мн. св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, др. часть до сих пор находится у верующего населения. Арх.: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Ист.: «У святых Отцев»//Изв. ВЦИК. 1918. 270. 10 дек. С. 3; Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения//Революция и Церковь. 1919. 1. С. 16-17; Хроника VIII отдела//Там же. 1919. 1. С. 42; 2. С. 44; 3-5. С. 64; 6-8. С. 110-111; Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского//Там же. 1919. 2. С. 9-28; он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский//Там же. 1919. 3-5. С. 17-28; он же. «Под спудом»//Там же. 1919. 3-5. С. 28-32; он же. На «вскрытии»//Там же. 1919. 6-8. С. 50-58; Красиков П. Религ. хитрость//Там же. 1919. 2. С. 23-25; Протокол вскрытия//Там же. 1919. 6-8. С. 58-60; Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей»//Там же. 1919. 6-8. С. 60; Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей//Там же. 1919. 6-8. С. 124-125; Семеновский [П. С. ] Данные науки о мумификации трупов//Там же. 1920. 9-12. С. 35-44; Церковники и их агенты перед нар. революционным судом//Там же. 1920. 9-12. С. 45-53; Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-мy Всероссийскому съезду Советов//Там же. 1920. 9-12. С. 72-82; Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского//Там же. 1920. 9-12. С. 106.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Д. 22740. Рейнке М. М. Оп. 13. Диссертации студентов (1880–1898 гг.) Д. 737. Рейнке М. М. Диссертация «О мировых сделках как способе окончания дел о торговой несостоятельности». Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Деникин А. И. На страже русской государственности: Избранные статьи, речи, письма/Сост. и предисл. А. С. Кручинин. М.: Русский путь, 2014. Деникин А. И. Очерки русской смуты. Париж, 1921. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917– 1918 годов. М., 2012. Т. 1, 3. Евлогии (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. Крячко H. H., свящ. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 158–216. Крячко H. H., свящ. Учреждение Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 5–55. Постановление Святейшего Патриарха, Священно го Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви, от 7(20) ноября 1920 года 362//Церковные ведомости. 15 (28) марта 1922 г. 1. Собрание узаконений РСФСР. 1918. 18. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Вып. 1–4. Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 т. Нью-Йорк, 1954. Т. 2. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Периодическая печать Великая Россия. 1919. Вольная Кубань. 1919. Голос. 1930. Донская волна. 1919. Донские епархиальные ведомости. 1877–1878, 1916. Донская летопись. 1924. Донская христианская мысль. 1919. Донские ведомости. 1919. Жизнь. 1919. Наша мысль. 1919.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь епархии. Целенаправленная борьба новых губернских властей с Церковью началась после принятия декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уже к лету 1918 года было закрыто большинство епархиальных учреждений и хозяйственных предприятий. Церковные и монастырские земли конфисковывались и передавались в государственный фонд. Эта политика первоначально встречала стихийный отпор со стороны широких масс верующих. В период временного падения советского режима на территории края летом 1918 года и в последующие месяцы усилился «красный террор» по отношению к православным пастырям. Деянием Архиерейского Собора 2000 года было определено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века принявших в это время мученический венец иереев Красноярской епархии: Александра Поливанова (1919), Амоса Иванова (1919), Владимира Фокина (1919), Димитрия Неровецкого (1919), Иоанна Пригоровского (1878-1918), Михаила Вологодского (1920), Михаила Каргополова (1919), Николая Силина (1919), Порфирия Фелонина (1919), Стефана Семенченко (1919), Трофима Кузнецова (1919). После окончательного установления Советской власти в губернии процесс «ликвидации» приходов и религиозных учреждений возобновился с удвоенной силой. Объектом национализации стали, прежде всего, монастыри и домовые храмы. Были закрыты не только сами монастыри, но и все открывавшиеся на их территории сельскохозяйственные артели. Массовый голод в стране послужил поводом для масштабной кампании по изъятию церковных ценностей, прошедшей в храмах епархии весной и летом 1922 года. Православные общины закрывались, имущество церквей разграблялось. Протесты духовенства и прихожан игнорировались. После 1922 года епархия периодически оставалась без постоянного архиерейского управления. Незначительная часть приходов перешла к обновленцам. Не впавшие в обновленческий раскол приходы края по возможности поддерживали связь с епископами соседних сибирских регионов (на непродолжительное время на территории губернии были, помимо Красноярской, созданы также оставшиеся верными Патриарху Минусинская и Ачинская епархии). Рукоположенный в 1925 году во епископа Красноярского иеромонах Амфилохий (Скворцов), будущий новомученик, был уже в следующем году арестован и отправлен в заключение на Соловки. Недолгое время на территории края существовали также две обновленческие и одна григорианская «епархии» и их немногочисленные приходы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2225639...

По свидетельству директора РГАСПИ К.М. Андерсона, все документы ленинского фонда рассекречены и доступны для исследователей, так как государственных тайн в них не содержится. " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " в РГАСПИ отсутствует (как и все остальные " Указания " ). Засекреченной остается только история болезни Ленина. Все документы Ленина в РГАСПИ каталогизированы строго по датам. Среди бумаг Ленина, относящихся к 1 мая 1919 г., нет антирелигиозных - это несколько подписанных им постановлений Малого СНК, и все они касаются мелких хозяйственных вопросов. Отсутствует " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " и в Государственном архиве РФ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК. Отрицательный отзыв о наличии этого " документа " дали в своих официальных письмах Центральный архив ФСБ России и Архив президента РФ. Итак, " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Равным образом не существовало никакого секретного " решения ВЦИК и СНК " 1917-1919 гг. о необходимости " как можно быстрее покончить с попами и религией " , во исполнение которого " Указание Ленина от 1 мая 1919 г. " будто бы было выпущено. Не существует никаких " инструкций ВЧК-ОГПУ-НКВД " со ссылками на это " указание " , нет никаких документов о его исполнении. Кроме того, содержание мнимого " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " прямо противоречит фактической стороне истории церковно-государственных отношений 1918 - начала 1920-х гг. Документы СНК РСФСР свидетельствуют, что в 1919 и 1920 гг. и в начале 1920-х гг. по распоряжению Наркомата юстиции РСФСР отдельные церкви неоднократно передавались в распоряжение общин верующих, а решения местных властей об их закрытии отменялись. При действии " Указания Ленина от 1 мая 1919 г. " или подобного ему документа это было бы совершенно невозможно. Кроме того, одним из основных механизмов или методов гонений на Церковь и религию в годы Гражданской войны со стороны центральной большевистской власти было сознательное и молчаливое попустительство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010