Малоярославец. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1708 году (1740-х гг.) на месте пришедшего в ветхость деревянного храма Георгиевского собора бригадиром А.П. Радищевым, который позже был похоронен в южном приделе. Величественный храм, выстроенный в смешанном стиле, имел одну главу со световым барабаном. В следующем веке на средства петербургского купца Г.П. Целибеева по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского была расширена трапезная (1884) и выстроена новая трехъярусная колокольня (1855). Собор трехпрестольный: главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца и северный - в честь мученика Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная угличским мещанином И.И. Бурениным в 1685 году. Приход собора был обширным - кроме городских улиц и железнодорожной станции в него входили окрестные селения: Радищево (Немцово), Верховье, Анисимово (Онисимовка), Терентьево и Чернолокня (Черная Локня). При нем с 1899 года действовало церковно-приходское попечительство, которое занималось просветительской и благотворительной деятельностью. В 1930 году собор был закрыт, в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила его строителя А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. С 1995 года по просьбам верующих епархия ходатайствует о возвращении храма для его восстановления и возобновления в нем богослужений. Но долгое время это не представлялось возможным по той причине, что в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен, заново отстроена колокольня, установлен купол и крест, идет отделка внутренних помещений. В Малоярославце – историческом городе России - каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1708 году на месте деревянного храма, который пришел в ветхость. Средства на постройку дал бригадир Радищев, который впоследствии и был похоронен в южном приделе этого собора. Большой роскошный храм был выстроен в смешанном стиле, с преимуществом барокко. В 19 веке была расширена трапезная, выстроена трехъярусная колокольня. Собор имел три престола. Кроме основного, еще два – в честь Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Главной святыней собора считалась древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная в средине 17 века. Приход собора был внушительным. Кроме города, в него входили окрестные поселения. Церковно-приходское попечительство занималось просветительской и благотворительной деятельностью.

http://sobory.ru/article/?object=02755

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект Российской Федерации. Территория 44,1 тыс. кв. км. Центр: Астрахань. География: область расположена на юго-западе России, в сев. Прикаспии, Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги. Протяженность - 120 км с запада на восток, между Калмыкией и Казахстаном, и 375 км с севера на юг, вдоль Волги и Ахтубы до Каспия. Через А. о. Россия имеет выход к Каспийскому м., границе с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном. Климат резко континентальный, засушливый. В зоне пустынь и полупустынь находится ок. 70% территории области. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет ок. 63%, в т. ч. пастбища - 74,8%, сенокосы - 13, пашни - 12,1%. Ок. 13% территории региона занято под промышленность, нужды транспорта и связи. Лесные угодья занимают 940 кв. км. Население: 1032,8 тыс. чел. (2000). Национальный состав: 72% - русские, 12% - казахи, 7% - татары, остальные - представители др. национальностей (украинцы, белорусы и др.). В городах проживает 67%, в сельской местности - 33% населения. Адм. устройство: Астраханская губ. создана Петром I согласно указу от 22 нояб. 1717 г. С 1928 г. территория А. о. входила в Нижневолжский край (с 1934 Сталинградский край, с 1936 Сталинградская обл.). А. о. была учреждена указом Президиума Верховного Совета СССР 803/1 от 27 дек. 1943 г. В А. о. 11 адм. р-нов и 6 городов, из них наиболее крупные - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали. Религия На 1 янв. 2001 г. в А. о. было зарегистрировано 30 конфессий, объединяющих 149 общин, из них 40% - общины РПЦ, 27% - мусульм. орг-ции, 18% - протестант., 15% - др. вероисповедания и религ. течения. В 2001 г. по инициативе губернатора области А. П. Гужвина создан областной межконфессиональный совет, председателем к-рого избран правосл. Астраханский еп. Иона (Карпухин) . Русская Православная Церковь Территория А. о. совпадает с границами Астраханской и Енотаевской епархии РПЦ, в к-рой к окт. 2001 г. действовали 69 приходов, астраханский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , Спасо-Преображенское подворье Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря . Православие на территории А. о. появилось после завоевания Астрахани рус. войсками в 1556 г. В 1558-1568 гг. в Астрахани была построена первая деревянная ц. во имя свт. Николая, икона к-рого находилась в рус. войске. В 1568 г. игум. прп. Кирилл , присланный из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным , основал при Никольском храме астраханский во имя Св. Троицы муж. мон-рь , сыгравший исключительно важную роль в становлении церковной жизни в Астрахани и учреждении здесь епархии, один из настоятелей мон-ря - свт. Феодосий (Харитонов) - стал первым Астраханским архиереем. Первоначально территория края находилась под управлением Казанских архиереев, в 1602 г. была учреждена Астраханская и Терская епархия, с к-рой связана вся дальнейшая история Православия в Астраханском регионе.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Митрополит Варсонофий выступил на епархиальном собрании с годовым докладом декабря 2020 +++ Ваши Преосвященства, дорогие владыки, отцы игумены и матушки игумении, благочинные, досточтимые члены епархиального совета, братья и сестры! Епархиальным собранием мы традиционно завершаем год жизни Санкт-Петербургской епархии, отчитываемся о проделанной работе, подводим итоги, строим планы дальнейшего служения. Почти весь год мы живём в условиях коронавирусного поветрия, охватившего страну и мир и не прекращающегося до сего дня. Карантинные ограничения заметно повлияли на нашу жизнь, изменились планы, многие стали работать в удаленном режиме. Как люди верующие, мы знаем, что ничего случайного в этом мире не происходит, тем более ситуаций такого всеобщего масштаба. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, " Господь погружает нас в такую ситуацию, чтобы мы могли увидеть тщетность того, чему отдаются лучшие годы жизни, все силы, все напряжение ума и воли. Поэтому главный вывод, который мы должны сделать из напасти, обрушившейся на весь род человеческий, - это то, что такие события не могут происходить вне божественного промысла. Это очень сильный и, может быть, даже последний звонок для всех нас " . Священный Синод озаботился сохранением жизни и здоровья духовенства, монашествующих, мирян и принял весной специальную инструкцию для исполнения во всех храмах Русской Православной Церкви на период распространения инфекции. Необходимы ношение масок, дезинфекция икон, погружение лжицы после каждого причастника в спиртовой раствор или протирание ее спиртовым платом, соблюдение дистанции. К этим мерам мы отнеслись с пониманием, хотя и были те, кто поначалу испытывали смущение. Однако вскоре пришло убеждение, что эти предосторожности были не только необходимы, но и своевременны. И уж тем более не являются признаком сомнения в вере. До революции во время эпидемий подобные меры имели место. Мы должны их неукоснительно соблюдать до наступления благоприятного времени. Епархия в период распространения коронавирусной инфекции С 14 апреля по 4 июня в Санкт-Петербурге были закрыты все приходские и монастырские храмы для посещения верующими. Без малого два месяца прихожане не имели возможности быть на богослужениях, причащаться, исповедоваться. Но самым тяжелым был запрет на посещение богослужений в Страстную седмицу и праздник Святой Пасхи. Я помню картину абсолютно пустого Казанского кафедрального собора во время богослужений в упомянутые святые дни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

поиск:   разделы   рассылка Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) Нужно, чтобы якуты снова вернулись в православие Источник:  Интерфакс-Религия В ноябре Якутия отметит одну знаковую дату, Епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин)которая сопровождает сразу два исторических события: 380 лет назад республика вошла в состав российского государства, и ровно столько же минуло с тех пор, как в эти края впервые пришло православие. Местные народы познакомили с ним священнослужители, которые направлялись в новые земли вслед за первопроходцами-казаками. О том, каким оказался 380-летний год православия в Якутии, " Интерфакс-Религия " рассказал епископ Якутский и Ленский Роман. – Владыка, если вспомнить, в каком виде пребывала Якутская и Ленская епархия в момент своего возрождения – в 1993 году, то нетрудно предположить, что вашим предшественникам и вам многое тоже приходится начинать с нуля – примерно так же, как и первым священникам в Якутии 380 лет назад. Как бы вы сегодня оценили ситуацию в регионе? – Мне думается, что возобновлять здесь православную жизнь было делом все же куда более трудным и для митрополита Германа, и для приснопамятного епископа Зосимы, потому что каток атеистической борьбы прошелся серьезный. Ведь больше трех поколений пережили не просто безбожную идеологию, а идеологию воинствующего атеизма, когда за один лишь крестик на груди могли отправить в ГУЛАГ или даже расстрелять. И этот испуг, воспоминание о пережитом страхе у людей старшего поколения сидит достаточно глубоко. Но ситуация все же меняется. Об этом говорит, в частности, и тот факт, что юбилейные торжества, связанные с 380-летием православия в Якутии и вхождения Якутии в состав России, планируется провести на очень высоком уровне. Мы готовимся к проведению 24 ноября научно-практической конференции " Миссия Русской православной церкви в Сибири и Америке (к 215-летию со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири (1797-1879) " . Она пройдет в Московской духовной академии, и участие в ней примут члены делегации Якутии. А 25 ноября Святейший патриарх Кирилл возглавит Божественную литургию в храме Христа Спасителя, где будут участвовать певческие коллективы Якутии и прозвучат песнопения на якутском языке. 29 ноября богослужение на языке саха состоится и в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

http://religare.ru/2_97362.html

преосвященного Георгия, епископа Астраханского, от 25 ноября 1905 года Ответы на запросы, изложенные в указе Святейшего Синода от 27 июля 1905 года, за 8 I. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Вопрос о митрополиях мы делим на четыре пункта: а) необходимы ли в России митрополии с особыми правами? б) не будут ли они в противоречии с государственным единством? в) каковы должны быть преимущества митрополичьей власти? г) где и из каких городов должны состоять митрополичьи области? А) Необходимость митрополий с особыми правами вызывается следующими соображениями. И церковная история и многочисленные канонические постановления указывают на плодотворность, законность и устойчивость митрополий, как института церковного управления. И у нас, в России, приведение в действие прав и обязанностей, которые были возложены канонами на митрополитов, не может быть оспариваемо. Причинами, вызывавшими учреждение областных церковных автономий в греческой Церкви, были: разноплемённость населения, обширность областей, исторические преимущества некоторых Церквей, неудобство сообщений и другие. Эти причины существуют и у нас. Про разноплемённость и обширность России нечего и говорить. Неудобство сообщений и доныне существует в некоторых областях империи. От этого Сибирь, например, страдает едва ли не более древних византийских провинций. Тогда дороги были одинаково плохи приблизительно везде, а ныне одни области могут быстро сообщать на предъявленные им запросы свои желания и мнения, а другие, за дальностью и бездорожьем, пожалуй, и совсем не запрашиваются. В числе причин к учреждению митрополий были исторические преимущества некоторых Церквей. Нельзя отрицать особых преимуществ и за некоторыми русскими епископиями. Такова Киевская, явившаяся первоначальным центром, из которого вера Христова распространилась по всей Руси. Такова Московская, основанная знаменитым святителем Петром, имевшая в ряду своих архипастырей целый сонм знаменитых иерархов и как столичная область князей и царей Московских. Такова Петербургская – как епархия столицы Российской империи, как средоточие высшего управления всей Российской Церковью. К этой же категории можно отнести те епископии, которые в минувшие времена имели архипастырей с особыми преимуществами власти или чести, таковы Новгородская, Казанская и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Путь из Киева в Смоленск, – рассказывал покойный владыка Антоний, – я избрал несколько не прямой, именно – по так называемому Белорусскому тракту 295 . Мне непременно хотелось побывать в Могилёве, куда просили меня и тамошние родные по матушке, которых я, однако, до той поры не знавал лично. Главный родственник тут был мой родной дядя, – родной брат матушки, служивший Старшим Советником в Могилёвском Губернском Правлении, Яков Григорьевич Несмелов . Он учился в Московской духовной Академии в самую пору ректорства Владыки Филарета, а в Семинарии до средних классов обучался в Уфе, где был Ректором тот же Владыка Филарет. Как он интересовался сведениями о Влад. Филарете за дальнейшую, особливо последнюю, его жизнь, так и я – о жизни его прежней; потому все разговоры, при личном с ним свидании, особенно интересные, вращались на имени в Бозе почившего. В Могилёве в это время был Архиепископ Анатолий, тоже глубокий почитатель Влад. Филарета; с ним я был знаком по переписке 296 . Остановился было я у своего дяди, но преосв. Анатолий перетянул меня к себе. Он, по его искренней откровенности, особенно был рад мне, так как на душе у него была уже решимость непременно испросить себе увольнение на покой, что и исполнилось действительно в том же 1860 г. С истинным умилением я выслушивал его, глубоко умудрённые опытом, – и духовным и практическим, – рассуждения; весьма много воспользовался от него и сведениями о местном крае, к которому согранична и Смоленская епархия. От Могилёва до Смоленска расстояние было только 150 верст. Отдохнувши и телесно и душевно в первом, я преспокойно и поспешно доехал до второго. На пути приближения к Смоленску, мне живо вспоминались слова высокопр. Филарета Московского , что я действительно из Киева переселюсь сюда, как «от подобного к подобному». Древность Смоленска, его исторические судьбы, самые его столпостены и главная святыня его, столь известная во всей России, чудотворная Икона Божией Матери, – все это так живо изобразительно представлялось мне, что будь я на этот раз расположен к поэзии или к ораторскому витийству, – я мог бы сложить из всего этого вступительное слово, если бы не смотрел на подобного рода восхитительные изображения далеко иначе, по истинному понятию о кафедре церковной и пастырском звании и служении» 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Русская Православная Церковь ХХ век 28 мая Митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский) 1908 год – Скончался митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Преосвященный Никон был убит выстрелом из пистолета на лестнице Грузино-Имеретинской Синодальной конторы. 1922 год – Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) предал анафеме лидеров обновленчества. С амвонов петроградских церквей было зачитано послание митрополита Вениамина, в котором он анафематствовал взбунтовавшихся священников Александра Введенского и Евгения Белкова, а также всех присоединившихся к ним. «По учению Церкви, — говорилось в послании, — епархия, почему-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом... Епископом Петроградским является митрополит Петроградский, послушаясь ему, в единении с ним и вы будете в Церкви». В ответ обновленческое ВЦУ уволило митрополита Вениамина с его поста, обвинив в желании «продолжать и впредь вовлечение Церкви в политическую контрреволюционную борьбу». 1924 год – Владимир Красницкий подал в ГПУ рапорт об организации высшего церковного управления, приложив заявление Святейшего Патриарха Тихона в НКВД, содержащее соответствующую просьбу. Заявление о регистрации Синода и Высшего Церковного Совета было принято Центральным административным управлением НКВД. Высшему Церковному Совету разрешалось осуществление деятельности до регистрации. Это заявление было подписано патриархом после 21 мая, когда был утвержден проект состава Синода и ВЦС, но до 24 мая, когда патриарх аннулировал этот проект с участием Красницкого. 1945 год – Первым из предстоятелей Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий отправился в паломничество на Святую Землю. Значение этого события было велико, в первую очередь — с точки зрения возрождения духовного влияния Русской Церкви на православную паству Ближнего Востока. В течение 1945 г . стало ясно, что в Европе союз Православных Церквей состоялся. В развитие плана председатель Совета предложил И. В. Сталину “усилить влияние на Восточные Патриархаты, которые хотя и малочисленны, но считаются авторитетными в православном мире, с целью использования их в будущем на своей стороне при решении ряда важных церковных вопросов”. Сталин согласился.

http://pravoslavie.ru/5465.html

Самара. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь обязана своим современным видом архитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Начало храму было положено в феврале 1863 г., когда на окраине Самары заложили однопрестольную приходскую церковь. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26 сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. В 1882-1884 гг. храм перестроили на средства купца Василия Андреевича Головачева, сына и наследника первого строителя храма, и других благотворителей. У храма появились боковые приделы. Они располагались возле колоколъни и трапезной симметрично друг другу. 3 июня 1884 г. правый придел освятили в честь блгв. кн. Александра Невского. В нем был установлен аркообразный трехъярусный иконостас. В 1898-99 гг. Петропавловская церковь перестраивалась вновь. Архитектор А.А. Щербачев в два раза увеличил объем боковых приделов за счет пристроев. Интерьеры храма переделывались заново. Мастер И.В. Белоусов выполнил работы по обновлению иконостасов и росписи стен. В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г. Его здание использовали под военный склад, а затем под конюшни. В конце Великой Отечественной войны храм вновь возвратили верующим. Его капитально отремонтировали, заново расписали внутри и оборудовали той утварью, что уцелела от других разрушенных храмов. В настоящее время левый придел освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Православные храмы во многом определяли облик городской архитектуры дореволюционной Самары. На исходе XIX столетия её население насчитывало порядка 50 тысяч человек; они составляли приходы двух десятков церквей и около тридцати домовых храмов. Первые из них, срубленные из дерева, были недолговечны, однако вели своё начало ещё со времён основания Самарской крепости (1586 г). Церкви строились, погибали в пожарах, возрождались. В середине XIX века их возводили уже преимущественно в камне. Весьма знаменательным стал 1851 год. Уже в январе была учреждена новая губерния - Самарская, территория которой прежде входила в Симбирскую в статусе уезда, а два месяца спустя открылась Самарская православная епархия. Это ускорило развитие новой губернской столицы, ставшей духовным центром округи, вызвало приток нового населения и, как следствие, потребность в новых храмах. Одновременно новый статус города вызвал и подъём самосознания его жителей, в особенности состоятельных, а также рост благотворительности и числа меценатов.

http://sobory.ru/article/?object=14255

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010