Вятская Основана в 1657 г. (местопребывание – в г. Вятка, с 1934 г. – Киров). Выделена по соборному определению в 1657 г. из территории Казанской епархии, с включением в нее Новгородской четверти территории Великой Перми. Прот. Г. Никитников сообщает об утверждении епархии следующее: «В 1658 году, по указу Государя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Святейшаго Патриарха Никона , учреждена была епархия в Вятке с присоединением к ней Великой Перми; почему и архипастыри ее, до восстановления особой епархии в последней (1799), назывались Вятскими и Великопермскими» (Иерархия Вятской епархии, состав- ленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка, 1863. С. 5). Архиепископия с 12.03.1682 по 1719 (с 1719 г. обычно замещалась епископами). С 1733 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Вятская и Великопермская; с 16.10.1799 – Вятская и Слободская; с 23.08(05.09)1918 – Вятская и Глазовская; с 1934 г. – Кировская и Слободская; с 08(21)04.1994 – Вятская и Слободская. Викарные кафедры: Сарапульская, Глазовская, Слободская, Уржумская, Яранская, Котельническая, Нолинская. 05.12.1657 08.01.1674 23.08.1674 08.10.1699 04.08.1700 07.02.1718 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков 07.02.1718 25.01.1719 25.01.1719 26.09.1733 26.09.1733 09.04.1737 31.12.1737 18.05.1739 18.05.1739 02.12.1742 Вениамин Сахновский Серб 27.02.1743 28.02.1748 Варлаам Скамницкий 25.05.1748 16.11.1755 19.06.1758 05.06.1774 06.08.1774 13.03.1796 01.06.1796 29.01.1804 Амвросий Яковлев-Орлин 29.01.1804 07.07.1805 Серафим Глаголевский 15.07.1805 03.05.1817 15.07.1817 28.10.1822 Амвросий II Рождественский-Вещезеров 27.05.1823 19.03.1827 Павел Морев-Павлов (Платонов) 26.03.1827 24.01.1832 Кирилл Богословский-Платонов 03.04.1832 16.11.1835 Иоанникий Образцов 08.12.1835 23.04.1838 Нил Исакович 23.04.1838 29.03.1851 Неофит Соснин 29.03.1851 07.01.1860 Елпидифор Бенедиктов 18.05.1859 25.03.1860 06.02.1860 17.06.1866 Агафангел Соловьев 17.06.1866 05.10.1866

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года ч. 2 31.03.2009 22:41 Журнал 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: Назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Берлинская и Германская епархия: Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованные приходы на территории Германии: • в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в городе Кобленце; • в честь святителя Николая в городе Кемптене; • в честь святого великомученика Георгия Победоносца в городе Нойрупине; • в честь Сретения Господня в городе Алене; • в честь преподобного Серафима Саровского в городе Кобурге. Приходы Московского Патриархата в Италии: Протоиерея Алексия Галуна, клирика Украинской Православной Церкви, по согласованию с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение и для окормления украинской православной диаспоры в городе Кальяри, о. Сардиния. Богоявленский приход в городе Ньюкасле, Австралия Священника Александра Фильчакова, согласно прошению, освободить от должности настоятеля Богоявленского прихода в городе Ньюкасле, Австралия, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. Казанский приход в городе Гаване, Куба 1. Протоиерея Владимира Клюева освободить от должности настоятеля Казанского прихода в городе Гаване, Куба, согласно прошению, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. 2. Настоятелем Казанского прихода в городе Гаване, Куба, назначить протоиерея Вячеслава Бачина, заштатного клирика Красноярской епархии.   Журнал 27 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Патриаршем знаке святого страстотерпца цесаревича Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > «А Христос на что?» 06.02.2020 579 Время на чтение 9 минут Темная южная ночь, бескрайняя египетская пустыня. Очертания палаток устроенного англичанами лагеря и странного, несуразного строения — на столбах, со «стенами» из старых циновок и пальмовых ветвей. Через несколько часов над его соломенной крышей начнут раздаваться звуки ударов о металлический рельс, потянутся вереницей мужчины, женщины, дети, громогласно грянет хор и прозвучит по-церковнославянски первый возглас Божественной литургии… Эта экзотическая и даже фантастическая картина описана в одной из книг воспоминаний о жизни русских беженцев, ставших изгнанниками в годы Гражданской войны. Священником, служившим в той самой церкви, был протоиерей Александр Волковский, жизнь которого до революции была связана с Саратовской землей. О судьбе одного из своих предков рассказывает Ольга Волковская. Начало поискам информации о предках моего рода Волковских было положено не мной. Папа мой, Василий Александрович Волковский, оставил детские воспоминания о жизни нашей семьи в саратовских селах — Питерке и Сосновке. Зная, что мой дед был священником, я обратилась в Казанскую церковь Саратова к протоиерею Лазарю Новокрещеных (1935–2019) и получила от него выписку из книги памяти о репрессированном протоиерее города Покровска Феодоре Волковском. Поиски продолжились в саратовском госархиве, где мной были найдены и первые поколения Волковских, начиная от дьячка Волгского соборного храма Леонтия Семионовича (рожден в XVIIIbeke) и его семерых сыновей с дочерью. Потомки отца Леонтия служили по духовному ведомству в городах и селах по обе стороны Волги. Сначала это была Саратовская епархия, а после образования Самарской губернии левый берег вошел в ее состав. Благодаря помощи коллег из образовавшегося в 2011 году в Саратове общества «Возрождение» (его председатель — Евгений Леонидович Лебедев) и доступу к электронному читальному залу самарского госархива мной было получено немало информации о представителях рода Волковских. В 2015 году я присоединилась к проекту Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря «Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке» (http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru) и стала помогать в создании этой базы данных.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/06/a_hris...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Россия может быть охарактеризована только противоположностями» Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин выступил с докладом на Рождественских чтениях 24.11.2021 804 Время на чтение 5 минут Фото: Петрозаводской и Карельской епархии Вчера в Петрозаводске в онлайн-формате прошел региональный этап XXX Международных Рождественских чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», сообщил Русской народной линии Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии. Организаторами выступили Министерство образования Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики РК, Карельский институт развития образования, Петрозаводская епархия. В конференции приняли участие священнослужители и миряне, сотрудники учреждений образования, специалисты министерств, представители общественных объединений Республики Карелия. С приветственным словом к участникам обратились Председатель Синодальной богослужебной комиссии, Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, который отметил, что «….завершается год празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. В свое время телеканал " Россия " провел убедительное обсуждение наиболее известных деятелей нашей истории. Цифры всенародного (50 млн. человек) голосования " имени России " говорят лучше слов: из двенадцати деятелей народ выбрал св. князя Александра Невского – первое место, четырех царей и генсека, среди которых такие " крутые " , как Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин. Тут выходит на поверхность современное своеобразие восприятия русской истории. 300-летие Российской империи было в праздник Казанской иконы Божией Матери в этом году. Сам Петр I выбрал эту дату. Московское царство стало империей, а царь – императором. Но это событие прошло в этом году незамеченным, также как и 100-летие убиения последнего Императора Николая II и всей Царской семьи. Последнее событие отметили только созданием одного поганого фильма.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/24/ro...

Закрыть Противостояние Храмоборцы пытаются столкнуть москвичей друг с другом 21.08.2015 372 Время на чтение 3 минуты Громкий резонанс получила история храма на окраине парка «Торфянка» в Северо-Восточном округе столицы. После ряда конфликтов, массовых акций и судебных разбирательств наступило временное затишье. 31 июля противники строительства отозвали судебный иск, оспаривавший законность проведения публичных слушаний по возведению храма в 2012 году. В тот же день столичный епархиальный совет сделал заявление, в котором говорится: «Хотя решение суда, состоявшегося 31 июля 2015 года, фактически подтвердило отсутствие правовых препятствий для строительства храма в данном месте, следуя своей миротворческой миссии, епархия города Москвы будет готова рассмотреть возможность строительства в другом месте - в том же микрорайоне, в пределах шаговой доступности». Там же сказано, что строительство храмов будет продолжаться. У жителей Лосиноостровского района появилась надежда, что храм всё-таки построят. Нет у революции конца? «КМ» неоднократно писал о методах, которые используют организаторы подобных конф­ликтов вокруг строящихся храмов в Гольянове, на Стартовой в Джамгаровском парке, в Отрадном, на Ходынском поле. Ситуацию комментирует архиепископ Егорьевский Марк, председатель правления Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы: - Печально, что в нашем городе есть люди, которые пытаются столкнуть москвичей друг с другом. Ведь на самом деле ситуация глубже, чем просто спор между местными жителями о сохранении парка «Торфянка». Людям, подстрекающим жителей выступать против храма, не нужен парк. В большинстве своём они и не живут в этом районе. Это люди с определённой идео­логией, подобные тем, что в начале прошлого века разрушили традиционные духовные основы нашего государства. Напомним: для православного храма Казанской иконы Божией Матери был выделен участок на краю парка, неподалёку от автомобильной трассы. Площадь строительства - 0,2 га (20 соток). Это всего 1% территории, а не «почти весь парк», как утверждают противники строительства храма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Казанской епархии (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ) РПЦ, существовало в 1907-1911, 1920-1928 и 1930-1934 гг. Названо по г. Мамадыш (ныне в Республике Татарстан). Инициатором создания в Казанской епархии 3-го, миссионерского, М. в. и впосл. 1-м его епископом стал архим. Андрей (Ухтомский) , настоятель казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , наблюдатель Казанских миссионерских курсов. В мае 1907 г. обер-прокурор Синода П. П. Извольский вызвал архим. Андрея в С.-Петербург и поручил ему составить проект по улучшению миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в ислам и усиление мусульм. прозелитизма. Выход из создавшегося положения, по мнению архим. Андрея, изложенному в проекте, состоял в объединении всех просветительных учреждений и возложении ответственности за дело миссии на одно лицо. Он предложил назначить главу миссии председателем Гурия Казанского святителя братства и руководителем Казанских миссионерских курсов (вместо ректора Казанской Духовной Академии ), привлечь к делу миссии епархиальный училищный совет и учителей церковноприходских школ. Мысль об объединении миссии поддержал С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . 3 сент. 1907 г. имп. мч. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об учреждении в Казанской епархии М. в. и о назначении на эту кафедру архим. Андрея. Новый викарий также был определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского миссионерского мон-ря. 3 окт. 1907 г. в этой обители состоялось наречение архим. Андрея во епископа. 4 окт. в кафедральном Благовещенском соборе его архиерейскую хиротонию совершили Казанский архиеп. Димитрий (Самбикин) , приглашенные епископы Нижегородский Назарий (Кириллов) , Пензенский Митрофан (Симашкевич ; впосл. митрополит), бывш. Приамурский Иннокентий (Солодчин ; в указанное время управлял свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы мужским монастырем ), а также викарии Казанской епархии Чистопольский еп. Алексий (Дородницын ; впосл. архиепископ) и Чебоксарский еп. Михаил (Богданов) .

http://pravenc.ru/text/2561768.html

Книга II Отделение I. О Патриархах и Митрополитах Всероссийских Глава I. О Патриархах Всероссийских Всероссийское Патриаршество началось в конце XVI столетия, с согласия Вселенских Восточных Патриархов, при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Иоанновиче, и прекратилось вместе с XVII столетием. Патриархи Российские именовались, так как восточные Патриархи, по местопребыванию APXIENUCKONAMU МОСКОВСКИМИ, а ПАТРИАРХАМИ всея России, но с половины XVII века ПАТРИАРХАМИ всея России и всех Северных стран. 1 . ИОВ избран из Митрополитов Московских и хиротонисан в 1589 году Января 26 дня, изгнан от Лжедимитрия в 1605 году, Июня 24, скончался в 1607 году Марта 8 в городе Старице, будучи заточён в тамошнем монастыре, правительствовал 16 лет. В 1653 году по Указу Царя Алексея Михайловича тело его принесено в Москву. Примечание. На место Патриарха Иова Лжедимитрий в 1605 году поставил Патриархом Игнатия, Архиепископа Рязанского, родом Грека; но он посвящён не был и в 1606 году, изгнан будучи, бежал в Рим. 2 . ЕРМОГЕН хиротонисан в 1606 году Апреля 11 из Митрополитов Казанских, уморён голодом в Москве Поляками в 1612 году, Февраля 17, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. Междупатриаршество с 1612 по 1619 годы. 3 . ФИЛАРЕТ НИКИТИЧ Романов хиротонисан в 1619 году, Июня 24, из Ростовских Митрополитов, скончался в 1633 году, Октября 1 дня, правительствовал 14 лет. 4 . UOACAФ I хиротонисан в 1634 году Февраля 6 дня из Архиепископов Псковских, скончался в 1641 году Ноября 28 дня, правительствовал 6 лет и 9 месяцев. 5 . ИОСИФ хиротонисан в 1649 году, Марта 27, из Архимандритов Симоновских. Скончался в 1652 году, Апреля 15, правительствовал 10 лет. 6 . НИКОН хиротонисан в 1659 году, Июля 25 дня из Митрополитов Новогородских. Сам оставил престол в 1658 году Июля 10, и отъехал в Воскресенский Ново-Иерусалимский, им построенный монастырь. А в 1667 году, Декабря 12, соборно восточными Патриархами лишён сана и послан под начало в Ферапонтов Белоезерский, а оттуда переведён в Кирилло-белоезерский монастырь. По кончине Государя Царя Алексея Михайловича, сын его Государь Царь Феодор Алексеевич в 1680 году возвратил его паки в Москву; но он, ещё до того сделавшись отчаянно болен, принял схиму в оном Кирилло-белоезерском монастыре, а едучи в Москву, скончался на пути в Ярославле в 1681 году, Августа 17 дня. Правительствовал 6 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кулевча. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевский храм /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Кулевча (в 1946 сменили название на Колесное до 1995 г.) — село в Саратском районе Одесской области. Село Кулевча (Болгарская колония Бессарабской губ., Аккерманского у.) основано в 1830 г. переселенцами из деревни Кюлевча Шуменской области Республики Болгарии. Главной достопримечательностью села является Свято-Николаевский храм, который известен чудотворными иконами, построенная на месте прежнего обветшавшего храма. В четырёхгодичной церковно-приходской школе в 1893 г. обучалось 59 детей, занятия вели три учителя и местный священник. В последние годы храм в Кулевча (Nicholas Church — Церква Миколая Чудотворця) стал объектом массового паломничества благодаря нескольким чудотворным иконам: «Кулевчанским чудом» называют Казанскую икону Божьей Матери. На Пасху ее украшают свежими лилиями, которые, засохнув, вскоре вновь пускают побеги и расцветают на Троицу, обрамляя лик Богоматери. Кроме того, в Свято-Николаевской церкви есть 4 мироточащие иконы: Иверская икона Божьей Матери, Касперовская икона Богородицы, Голгофский Крест, икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. И еще этот храм одно из 4 мест, входящих в «Крест украинского православия». http://kraeved.od.ua/history/kulevcha.php http://odesoftami.com/kulevcha/ Кулевчанское чудо У подножия креста Небольшое село Кулевча в Саратском районе Одесской области за последние несколько лет приобрело широкую известность среди православных Украины, Молдовы и России. Ежедневно сюда приезжают люди, чтобы своими глазами увидеть чудеса, происходящие в Свято-Николаевском храме. Многие прихожане, побывав здесь однажды, потом еще не один раз возвращаются в Кулевчу. Чем же так привлекает людей обычный сельский храм? Село Кулевча находится всего в 120 км от Одессы, в Бессарабии, недалеко от украинско-молдавской границы. Вроде недалеко - а как на другую планету попадаешь. Из городской сутолоки и суеты - в неспешный, тихий мир. А сама церковь, окруженная клумбами и цветами даже в пору ранней весны, вообще кажется каким-то райским уголком. Настоятель храма отец Павел просто и доходчиво объясняет самые сложные явления, которые, наверное, всегда будут предметом спора между людьми верующими и атеистами: кто сотворил мир и все сущее в нем? как жить, принимая без горечи и озлобления все тяготы и испытания, не утрачивая веры? как отличить добро от зла?...

http://sobory.ru/article/?object=10521

М.Р. Салахов Евфимий Александрович Малов и миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» во второй половине XIX в. Источник Евфимий Александрович Малов известен в истории как талантливый миссионер, ученый и церковный деятель. Он оставил после себя многочисленные дневники, печатные издания и переводы на тему противомусульманской полемики. В своих трудах Малов описывал развитие миссионерского дела, имперскую политику в Казанской губернии в прошлом и критиковал процессы, свидетелем и современником которых был. E.A. Malov is well-known as a talented missionary, scientist and church leader. He had left numerous diaries, publications and translations on the topic of anti-islamic dispute. In his papers Malov described the development of missionary work, imperial politics in Kazan province in the past. He criticised the processes he had witnessed and been a contemporary of. Besided, he can also be called a historian of missionary work. Значительные преобразования в России во второй половине XIX и начале ХХ в. отразились на всех аспектах жизни страны. Перемены коснулись экономических, культурных, идеологических и духовных сфер общества. Шло дальнейшее продолжение интеграции нерусских народов как в культурно-языковой, так и религиозной сфере. Развитая инфраструктура Русской православной церкви (РПЦ) активно использовалась государством для продвижения важных социальных и полицейско-охранительных проектов. Важным направлением взаимодействия государства и православной церкви становилась реализация политики по христианизации религиозных меньшинств. Казанская епархия на рубеже веков была многонациональной. Так, численность населения Казанской губернии в это время составляла более 1650 тыс., из них русских – около 700 тыс. чел. Все остальное население было «инородческим», и татары занимали здесь первое по численности место, т.е. 452 тыс. чел. (из них более 400 тыс. исповедовали ислам и лишь 40 тыс. считались принадлежащими к православной церкви) 1 . Большая часть «инородцев» (как старокрещеных, так и новокрещеных) не понимала самой сути православия, не знала русского языка и свое участие в церковной службе ограничивала лишь одной обрядовой стороной. Данные обстоятельства приводили к сознательным массовым переходам в ислам . Этому способствовали также изжившие себя старые административные методы борьбы с отступничеством, усилившаяся пропаганда исламистов, подъем национального самосознания и другие явления. Необходимо было искать иной выход из создавшегося положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010