б) Предложение о. ректора академии архимандрита Лаврентия: «Не благоугодно ли будет Совету академии поручить временное (до конца 189 7 / 8 учебного года) исполнение преподавательских обязанностей по кафедре истории философии, оставшейся вакантною за выходом в отставку заслуженного профессора Петра Казанского , тому же профессору Казанскому, изъявившему на это свое согласие». Справка: 1) По § 81 лит. а. п. 7 устава духовных академий «принятие мер к замещению преподавательских вакансий» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом академии. 2) По § 60 того же устава за исполнение должности преподавателя по вакантной кафедре —432— выдается, по усмотрению Совета, с разрешения Епархиального Преосвященного, вознаграждение в размере, не превышающем жалованья доцента (900 руб. в год). Определили: 1) Переместить исправляющего должность доцента академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Павла Тихомирова, с 16 августа будущего 1898 года, на кафедру истории философии, оставшуюся вакантною за выходом в отставку заслуженного профессора академии Петра Казанского . 2) Временное (с 1-го числа декабря месяца 1897 года и до окончания текущего учебного года) исполнение преподавательских обязанностей по означенной вакантной кафедре истории философии поручить бывшему заслуженному профессору академии Петру Казанскому, с производством ему, согласно § 60 академического устава, вознаграждения из оклада 900 рублей в год. 3) Постановления сии представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Высокопреосвященства: «Дек. 31. Статьи IV, VI, XI смотрены. – Утверждаются – профессор Григорий Воскресенский членом правления, а кандидат богословия Борис Забавин в должности помощника секретаря совета и правления академии. Согласен с постановлениями в статьях VIII и XX. Все прочее обращается к исполнению, и где нужно мое содействие, там оно обещается». Того же числа Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров: В. Кипарисова , не присутствовавшего по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Болезненная ситуация, бытовавшая в Казанской духовной семинарии, преодолена — Духовных академий в России пока что всего две: Московская и Петербургская. Но митрополит Казанский и Татарстанский Феофан давно мечтает о возрождении Казанской академии как нового центра просвещения и православного миссионерства, распространяющего свое влияние на ту Россию, которая лежит за пределами Москвы и Петербурга, — на Поволжье, Урал и Сибирь. Возможно ли это? Есть ли для этого почва? — Да, действительно до революции у Российской Православной Церкви было четыре духовных академии: Московская, Санкт-Петербургская, Киевская и Казанская. Казанская академия претерпевала разные этапы в своей истории — в XIX столетии случился и перерыв в ее бытии, длившийся с 1818 по 1842 годы. Период ее относительного расцвета пришелся на последнюю треть XIX — начало ХХ веков, после чего она разделила участь всех высших учебных заведений Церкви, закрытых в 1920-е. В 1997 году в Казани воссоздали вначале духовное училище и лишь спустя год переименовали его в семинарию. Современная казанская духовная школа тоже столкнулась с разными этапами своей истории — в том числе и с тем, который прозвенел на всю Россию в ее информационном поле в 2014 году. Конечно, это был не самый позитивный этап. К счастью, сейчас все осталось позади и преодолено. Я с большим оптимизмом отношусь к тому факту, что во главе семинарии сегодня стоит тот, кто возглавляет всю Татарстанскую митрополию, — владыка Феофан, который умеет добиваться поставленных задач. Он упрямый человек, по-хорошему упрямый, но когда он в диалоге понимает и принимает параметры пути, которым надо пройти, он идет по нему последовательно и уверенно. Думаю, что мы с владыкой достаточно поняли друг друга в последние годы — в том числе и в том аспекте, что путь к Казанской духовной академии идет не через вывеску, которую можно повесить на фасаде, а лишь потом подтягивать все под академический статус, а через необходимость доразвиться до академии. Путь к этому лежит через получение семинарией государственной аккредитации, что должно показать ее соответствие стандартам и требованиям современного российского высшего образования, через разворачивание полноценной деятельности магистратуры с формированием собственной научной школы. Вот на этом базисе при работе с абитуриентами и создании позитивного образа казанских духовных школ в ближней или среднесрочной перспективе может быть возрождена Казанская духовная академия. В необходимости ее в столь значимом для России регионе, как Татарстан, я абсолютно убежден вместе с митрополитом Феофаном. Очень надеюсь, что этот путь будет пройден.

http://pravoslavie.ru/126958.html

Официальные оппоненты были два: А. В. (прот. Горский – а. А.) и Л. ( А. П. Лебедев – а. А.). Возражения первого были основательны, а последнего более легкие. Публики было много, и по окончании диспута доктор встречен многочисленными и продолжительными аплодисментами всех» 31 . За тридцать лет преподавания в Академии проф. Казанский проявил себя как чрезвычайно начитанный, знающий педагог, строго относящийся к себе и к воспитанникам. Обремененный многими болезнями, он стойко переносил невзгоды, с самоотвержением предаваясь наукам, аскетическим подвигам и благотворительности. В 1874 году П. С. Казанский оставил службу в Академии, всецело сосредоточившись на своих ученых трудах. Ему было суждено прожить еще четыре года, и за этот период он опубликовал целый ряд статей, среди которых есть посвященные истории византийского и русского монашества. В 1877 году Петр Симонович тяжело перенес кончину любимого брата – архиепископа Костромского Платона, а в феврале 1878 года и сам тяжело заболел. 14 февраля он исповедался и причастился Святых Христовых Таин и в этот же день отошел ко Господу на 59-м году жизни. «С 13 на 14 прошлого февраля в Троицком Сергиевом Посаде скончался бывший профессор Московской Духовной Академии Петр Симонович Казанский , – сообщалось в некрологе. – Он был весьма почтенный ученый, который много и усердно трудился, который искренно желал и стремился принести посильную пользу науке и который оставил после себя длинный ряд исследований и несколько целых книг» 32 . Отпевание почившего было совершено 16 февраля в Покровском храме Московской Духовной Академии. В надгробном слове профессор МДА Димитрий Федорович Голубинский (†1903) отметил заслуги П. С. Казанского как церковного историка: «Мы замечали, с какой тщательностью он старался передавать нам самый ход исторических событий, с какой осторожностью он обращался с историческими памятниками и источниками, когда нужно было решить какой-нибудь спорный вопрос. Такое изложение предмета, строго основанное на фактах, с одной стороны, способствовало развитию здравого взгляда на исторические события, а с другой и вообще приучало нас к исканию достаточных оснований для наших убеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

1324 Магистр XXIV курса (вып. 1864 г.), в то время законоучитель Виленского Девичьего Института. Ректором Литовской (Виленской) духовной семинарии был сделан все-таки не он, а доцент Киевск. Духовн. Акад., архим. Августин Гуляницкий , автор учебника по Основному Богословию, † в сане епископа Екатеринославского в 1892 г. 1327 И.В., профессора С.-Петербургской Духовной Академии, защищавшего 27 сентября 1870 г. свою диссертацию на степень доктора Богословия «О древних символах православной церкви», † в 1878 г. 1328 В прежнее время отчеты ревизоров духовно-учебных заведений издавались отдельными книжками, иногда довольно толстыми, и рассылались по семинариям. В последнее время, после введения новейшего (20 апреля 1884 г.) академического устава, печатание ревизорских отчетов отдельными книжками прекратилось; вместо этого издаются циркуляры по духовно-учебному ведомству, где указываются, без поименования заведений, важнейшие недостатки и похвальные стороны, замеченные ревизорами в духовно-учебных заведениях. 1329 Новым уставом учреждены были в Академиях новые кафедры. К 9-му сентября 1870 г. в Московской Духовной Академии были четыре свободных кафедры: по Свящ. Писанию, по Основному Богословию, по древней церковной истории и по библейской истории. 1330 Такого преподавателя в Московской Духовной Академии никогда не было. Вероятно, здесь говорится о каком-либо кандидате на какую-нибудь из вакантных преподавательских кафедр в Академии. 1332 П.В., магистр XXI курса (вып. 1858 г.) Московской Духовной Академии, в то время чиновник канцелярии обер-прокурора Св. Синода, впоследствии начальник отделения канцелярии. 1333 Миссионерское отделение при Казанской Духовной Академии имеет свою историю. Еще в 1842 г. указом Св. Синода было постановлено преподавать в Академии, сверх общих предметов академического образования, еще предметы миссионерские, а в 1854 г., по мысли и настоянию преосвящ. Григория, изучение миссионерских предметов было выделено в особое миссионерское отделение. Так продолжалось до введения нового устава 1869 г., в котором не было упомянуто о существовании миссионерского отделения при Казанской Академии. Только вследствие усиленного ходатайства Академии и преосвящ. Антония, Св. Синод в 1870 г. допустил преподавание миссионерских предметов в Академии приватным образом. За то новейшим академическим уставом 1884 г. существование миссионерского отделения при Академии окончательно упрочено, и отделение разделено на два отдела – татарский и монгольский; а в 1889 г., по ходатайству преосвящ. Павла, при отделении открыты и миссионерские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XIII. Представленный редакцией академического журнала —84— Богословский Вестник отчет о приходе, расходе и остатке сумм редакции за 1898-й год. Справка: Пункты 6 и 7 правил отчетности по изданию Богословского Вестника: «По окончании года, не позднее 1-го марта, редакция представляет Совету Академии отчет по приходу и расходу сумм за истекший год и отчет по книжному складу. – Совет Академии, по получении отчетов редакции, избирает комиссию из трех лиц для обревизования приходо-расходных книг редакции и книжных запасов, находящихся в редакционном книжном складе». Определили: Рассмотрение отчета и обревизование приходо-расходных книг редакции «Богословского Вестника» и книжных запасов, находящихся в редакционном книжном складе, поручить комиссии из о. Инспектора Академии Архимандрита Евдокима, экстраординарного профессора Александра Шостьина и исправляющего должность доцента Сергея Смирнова с тем, чтобы они о последствиях ревизии представили Совету Академии свой доклад. XIV. Отношения: а) Совета Казанской Духовной Академии от 5 февраля за 151: «Совет Казанской Духовной Академии честь имеет возвратить при сем в Совет Московской Духовной Академии с благодарностью книгу: Classicorum auctorum e vaticanis codicibus editorum, tomus X. Romae», прося о получении уведомить». б) Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 10 марта за 519: «Совет С.-Петербургской Духовной Академии имеет честь возвратить при сем с благодарностью в Совет Московской Духовной Академии рукопись под заглавием: «Сношения России с востоком», препровожденную при отношении от 21 января 1899 года за 18 для научных занятий профессорского стипендиата И. Щербова. Справка: Возвращенные – книга и рукопись сданы в фундаментальную академическую библиотеку, а о получении их сообщено Советам Казанской и С.-Петербургской Академий отношениями от 13 февраля и 24 марта за 25 и 47. Определили: Принять к сведению. XV. Отношение Управления Московского Публичного и Ру- —85— мянцевского Музеев от 4 февраля за 78: «Государь Император, по всеподданейшему докладу г. Министра Народного Просвещения в 23 день января сего года, Высочайше соизволил на высылку в Московскую Духовную Академию, сроком на два месяца, для занятий профессора Голубцова, принадлежащего Московскому Публичному и Румянцевскому Музеям рукописного сборника грамот и разных документов за 1524–1724 годы, по описанию Востокова L, на 125 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 2) По § 162-му ныне действующего устава духовных академий: «Студенты, оказавшие в течение года успехи по устным ответам на экзаменах и по письменным работам не ниже удовлетворительных, переводятся на следующие курсы. Один неудовлетворительный балл (2) на устном ответе или на письменной работе не препятствует переходу студента на следующий курс, если в среднем выводе из баллов по всем предметам он будет иметь не менее 4. При двух или более неудовлетворительных и слабых баллах (2 и 1) студент подлежит увольнению из Академии или оставляется, по усмотрению Совета, на повторительный курс, с лишением стипендии, буде таковая была назначена: оставление студента на второй год в том же курсе допускается только один раз за все время его пребывания в Академии. Примечание. Удовлетворительным баллом считается балл не ниже 3». Определили: Принимая во внимание, что бывший студент III курса Казанской Духовной Академии Петр Буров и на сданных уже испытаниях получил пять неудовлетворительных баллов (3–, 2½, 2½, 2½, 2), – просьбу его о до- —167— пущении к испытаниям по остальным предметам, пройденным на I и II курсе в Казанской Духовной Академии, – отклонить и дело о принятии его в Московскую Духовную Академию считать прекращенным. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1912 г. Июня 7. По ст. VIII. Ходатайствовать. По ст. XVIII. Действительные студенты Академии: Вавресюк и Давидович утверждаются в степени кандидата богословия, – последний с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Прочее смотрено». 21 мая 1912 года 15. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – заслуженный профессор А.П. Шостьин ; ординарные профессора – А.И. Введенский , С.И. Соболевский, С.С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора – П.П. Соколов, С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов и священник В.Н. Страхов; доценты и и. д. доцентов Академии и лекторы новых языков (с правом совещательного голоса). Отсутствовали из числа членов Совета: сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , ординарный профессор М. М. Богословский , экстраординарные профессора – И.В. Попов и священник Д. В. Рождественский ; из числа преподавателей Академии: и. д. доцента Н.Л. Туницкий и свящ. И.М. Смирнов и лектор французского языка А.К. Мишин. Слушали: I. Заявление Преосвященного Ректора Академии: «Предлагая при сем на рассмотрение Совета Академии представленные мне г.г. профессорами и преподавателями Академии, согласно § 83 академического устава, отчеты о преподавании в 1911–1912 учебном году, считаю долгом заявить, что, как видно из помянутых отчетов, – преподавание велось вполне согласно с программами, представленными г.г. профессорами и преподавателями Академии в начале учебного года и утвержденными

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

LII. Слово к студентам Казанской Духовной академии, сказанное после литургии Преждеосвященных Даров в Академической церкви 56 . О добром направлении студентов Казанской академии Сегодня я приглашен помолиться вместе с вами, возлюбленные юноши, и совершить в вашем храме Божественную службу неделею раньше, чем я предполагал сначала. Усматриваю в этом приглашении ту благую мысль, что академия пожелала освятить Архипастырской молитвой и благословением Божиим начинающееся теперь время усиленных трудов – время экзаменов. С радостью и утешением припоминаю, что и в начале вашего учебного года я молился вместе с вами, да благословит и сохранит вас Господь в наступающий год; и, благодарение Господу, наша общая молитва была услышана. Во время года я неоднократно бывал у вас в академии, и по собственными наблюдениям, и по сведениям, получаемым от вашего ближайшего начальства, и чрез дела бумажные, я с утешением видел, что вы живете по духу и заветам вашей духовной школы, что вы трудитесь во благо святой церкви, и все у вас идет хорошо, тихо и спокойно; особенно же меня утешали явления вашей религиозной одушевленности и церковности. Тем более все это радовало меня, что в нынешнем году были причины опасаться за учащееся юношество. Мятежное волнение охватило недавно многие учебные заведения, подобно страшной буре или губительной заразе; много юношества погибло, и сердца многих воспитателей томились страхом и опасением за души вверенных им питомцев. Но благодарение Богу, буря прошла, зараза миновала, не коснувшись нашей академии; и теперь мы взираем на вас с таким же чувством, какое появляется у человека после бури или губительного поветрия, когда он смотрит на уцелевшие деревья и дома и на присных ему людей, благополучно переживших тяжелое время. Конечно, жалко тех, хотя и чужих, деревьев, которые разбиты и сломлены грозой; болит сердце за людей, похищенных губительной заразой; но эта скорбь умеряется, когда видишь, что родные наши дома и присные наши остались целы и невредимы. Впрочем, относительно вашей академии я заранее был убежден, что она по своему настроению далека от этой губительной заразы. Поэтому с особенным умилением и утешением сердечным я призываю Божие благословение на начинаемые вами нелегкие труды, которые и мне самому хорошо известны по собственному, хотя и давнему, студенческому опыту. Желаю и молю Господа, да подкрепит Он ваши силы духовные и телесные и да увенчает ваши труды желанным успехом! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И. Ильминскому , и в 1874 г . он приступает к своим обязанностям. Обучение здесь велось на татарском языке. Молодой, но достаточно эрудированный учитель сразу же приобрел авторитет в коллективе. Возможно, поэтому он занимался «с более подготовленными воспитанниками». Он преподавал очень сложный предмет- «краткое объяснение христианского вероучения с замечаниями о недостатках мухаммеданского вероучения» 4 . В 1876 г. Машанов уходит из школы, объясняя это чрезмерной загруженностью учебных программ IV курса академии.На третьем курсе академии Машанов написал работу на степень кандидата на тему: «Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека». Сочинение произвело благоприятное впечатление на членов Совета Казанской духовной академии и было выдвинуто на премию Иосифа. Из трех работ, среди которых сочинение В. Устеменко «Толковая палея» и А. Карпова «Древнерусское азбуковедение или алфавит иностранных речей», достойных ежегодной премии, в марте 1877 г. наибольшее предпочтение было отдано работе Машанова 5 . В студенческие годы им были созданы и другие труды, которым также была присуща критика мусульманской системы и самого Мухаммеда. Среди них: «Личность Мухаммеда в физическом и нравственном отношении» и «Характер Мухаммеда» . В студенческие годы Машанов предпринимает попытку использовать свои знания на практике. В 1874 г. с целью изучения религиозно-нравственного состояния крещеных татар он был направлен Советом Казанской духовной академии по просьбе руководства Братства Святителя Гурия в Мамадышский уезд Казанской губернии. Можно сказать, что эта поездка стала началом его миссионерской деятельности и во многом определила направление его научных исследований. Он убедился в том, что миссионерская работа требует основательного изучения ислама : «Мне крещеные нередко задавали такие вопросы, на которые я мог отвечать только благодаря предварительному знакомству с учением мухамме-данства. Не зная мухаммеданского учения, я не нашел бы отвечать им что-либо " 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

За время пребывания в Томске Плотников проявил себя как успешный преподаватель, ученый и способный администратор. В Томской семинарии он не только преподавал свои любимые предметы: русский, церковно-славянский, латинский, греческий языки, гомилетику, но и занимал ответственные должности – был инспектором семинарии, членом Педагогического Собрания Правления, членом ревизионного комитета по подготовке экономических отчётов духовно-учебных заведений Томской епархии, временно исполнял должность члена распределительного Собрания Семинарского Правления. За его труды и верную службу Церкви по представлению Томского епархиального начальства 15 июня 1884 года ему был пожалован орден Св. Станислава 3й степени 10 . В 1884 году умирает профессор Казанской Духовной Академии П. А. Милославский, и родная академия вспоминает о своём питомце. По решению Совета академии Владимир Плотников был избран преподавателем на вакантную кафедру метафизики. Согласно Уставу академии 1884 года каждый исполняющий должность доцента был обязан подтвердить свой статус, предоставив в течение двух лет магистерскую диссертацию, поэтому молодой метафизик наряду с чтением академических лекций пишет работу, материалы для которой он начал подготавливать ещё в Томской семинарии. Уже через год, в 1885 году диссертация была представлена Совету академии. Так же к ней присоединялась в качестве отдельного введения обширная статья «Вопрос о классиках». Тема диссертации звучала следующим образом: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый. От начала христианства до Константина Великого » 11 . За этот труд 26 января 1886 года Плотников был удостоен степени магистра и утверждён в должности доцента. После получения степени магистра перед молодым ученым стал вопрос о выборе жизненного пути: брак или монашество. После долгих размышлений Владимир окончательно утвердился в мысли о принятии монашества, о чем и сообщил архимандриту Антонию (Вадковскому) , бывшему тогда инспектором академии. 26 марта 1886 года Владимир Владимирович принял монашеский постриг с именем Борис. Вскоре после этого, 10 апреля он был рукоположен в иеродиакона, a ко дню Пасхи, 12 апреля – в иеромонаха. Но недолго новорукоположенному иеромонаху пришлось служить и преподавать в родной академии. 26 октября 1886 года иеромонах Борис был возведен епископом Чебоксарским Кириллом викарием Казанской епархии в сан архимандрита, а затем указом Св. Синода переведён в Московскую Духовную Академию на должность инспектора. Теперь он уже навсегда покидает дорогие его сердцу стены Казанской Академии, и дальнейшее поприще его жизни будет проходить в несении послушаний административного характера, возлагаемых на него церковным священноначалием.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

б) Правления Нижегородской Духовной Семинарии от 17 мая за 410: „Правление Нижегородской Духовной Семинарии честь имеет, уведомить Совет Академии, что вы- —177— сланная Советом Академии при отношении от 3 мая сего года за 365 рукопись Преосвященного Иакова о молоканах (за 3571) Правлением Семинарии получена“. Определили: Принять к сведению. X. Отношения: а) Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 2 апреля за 717: „Совет С.-Петербургской Духовной Академии с глубокой благодарностью имеет честь возвратить при сём в Совет Московской Духовной Академии три рукописи Волоколамского монастыря за 640, 644 и 659, присланные при отношении от 1 декабря 1901 года за для занятий студента IV курса Академии В. Яблонского. О получении сих рукописей Совет Академии просит не оставить уведомлением“. б) Г. Ректора Императорского С.-Петербургского Университета от 1 июня за 1532: „Имею честь препроводить при сём две рукописи, выписанные из Библиотеки Московской Духовной Академии для занятий проф. П. А. Лаврова, а именно: 19 „Толкование на Пророков“ и 432 „Собрание разных поучений“. Принося глубокую благодарность за их доставление, имею честь покорнейше просить о получении их уведомить“. Справка: Рукописи сданы в фундаментальную академическую библиотеку и о получении их сообщено, по принадлежности, отношениями за 357 и 441. Определили: Принять к сведению. XI. Отношение Совета Казанской Духовной Академии от 19 мая за 793: „Вследствие отношения от 2-го сего мая за 358 Совет Казанской Духовной Академии честь имеет препроводить при сём в Совет Московской Духовной Академии, для научных занятий и. д. доцента Академии Е.А. Воронцова, следующие книги: 1) Fürst. Perlenschnüre aramäischer Gnomen und Lieder. Leipzig. 1836 (по каталогу Академии (XXIV, 1, 37). 2) Knös. Chrestomathia syriaca e codicibus manuscriptis collecta. 1807. 3) Махзор (Machsor) – праздничные молитвы евреев. 4) Anspach. Rituel des prières journalières à l’usage des israelites. Metz. 1827. 5) Zunz. Die synagogale Poesie des Mittelalters, voll. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010