VI. Духовное просвещение Духовно-учебные заведения Состав начальствующих и служащих В составе начальствующих и служащих в духовных академиях произошли следующие перемены. Ректор Казанской академии архимандрит Антоний, по всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 9 августа 1897 года, рукоположен во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с оставлением в должности ректора академии. Исправляющий должность инспектора Московской академии иеромонах Кирилл 19 октября 1895 года назначен на должность ректора Казанской духовной семинарии, а исправляющим должность инспектора академии определен 14 декабря того же года экстраординарный профессор академии Иерофей Татарский, за увольнением коего, по указу Святейшего Синода от 26 декабря 1896 года, от исполнения инспекторских обязанностей, назначен 10 января 1897 года инспектором академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, архимандрит Арсений со званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарные профессоры Киевской академии Розов, Московской – Лебедев, Цветков и Ключевский и Казанской – Курганов и Богородский удостоены звания заслуженных ординарных профессоров. Экстраординарные профессоры С.-Петербургской академии Садов, Болотов и протоиерей Николаевский, Московской – Каптерев и Воскресенский и Казанской – Богословский, Гусев и Юнгеров утверждены в звании ординарных профессоров, а из них профессор Богословский удостоен затем и звания заслуженного ординарного профессора. Доцент Киевской академии Дмитриевский , по получении им степени доктора церковной истории, утвержден в звании ординарного профессора. Экстраординарный профессор Московской академии Смирнов удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. Доценты С.-Петербургской академии Серебреников, Налимов и Бронзов, Московской – Голубцов и Введенокий и Казанской – Несмелов , протоиерей Смирнов, Потехин и Нарбеков утверждены в звании экстраординарных профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Публикации «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки…» (Письма протоиерея Николая Виноградова к А.А. Дмитриевскому ) В публикации представлены письма профессора Казанской духовной академии протоиерея Николая Петровича Виноградова к другу и соученику по академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому . Письма охватывают период с 1893 по 1927 г. В них освещаются проблемы развития богословской науки и учебного процесса Казанской духовной академии в стабильный период ее деятельности (1893–1898), особенности духовно-академической жизни в мятежный период российской истории начала XX в. (1907–1916), судьбы членов казанской духовноакадемической корпорации в послереволюционный период, после прекращения деятельности академии (1925–1927). К письмам протоиерея Н. Виноградова присоединено письмо его вдовы Раисы Никандровны 1928 г. с описанием кончины и погребения супруга. Публикуемые письма находятся в архивном фонде А. А. Дмитриевского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и продолжают цикл публикаций архивных документов, связанных с жизнью и деятельностью знаменитого русского литургиста. Автором большей части публикуемых писем является профессор Казанской духовной академии протоиерей Николай Петрович Виноградов , адресованы они его другу и соученику по академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому . Протоиерей Николай Петрович Виноградов (11.05.1855–21.03(03.04)1928) 1 был представителем казанской духовно-академической когорты и носителем ее традиции. Он родился в семье священника Вятской губернии и прошел традиционный путь сына российского клирика: окончил Вятскую ДС (1876) и КазДА (1880). В академии он учился на богословском отделении, причем очень успешно: при окончании за написанную на 3-м курсе диссертацию «Догматическая система святого Григория Богослова » получил не только ученую степень кандидата богословия, но и премию митрополита Литовского Иосифа (Семашко) 2 . По завершении полного академического курса Н. П. Виноградов был определен преподавателем латинского языка в Нижегородское ДУ, но уже через год был приглашен в родную академию и после защиты диссертации pro venia legendi и двух пробных лекций 3 с 19 августа 1881 г. неотступно пребывал на академической кафедре латинского языка и его словесности 4 . Статус Николая Петровича менялся в зависимости от духовно-академической ситуации и личных успехов: начав свою академическую деятельность приват-доцентом, после введения нового академического Устава 1884 г. он стал исполняющим должность доцента.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Серафим, епископ Самарский и Ставропольский (Протопопов Симеон Иванович) Родился в 1818 году в городе Москве в семье священника. Первоначально обучался в Московской духовной семинарии. В 1840 году поступил в Московскую духовную академию. 12 декабря 1844 года, по окончании курса духовной академии, назначен учителем Казанской духовной академии. 15 ноября 1845 года получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии. 8 ноября 1847 года пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен в иеродиакона, 20 ноября – во иеромонаха. С 11 июля 1851 года – профессор Казанской духовной академии. 8 июня 1852 года возведен в сан архимандрита. 27 июня 1854 года назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала «Православный собеседник» и членом цензурного комитета. 11 октября 1855 года переведен ректором Симбирской духовной семинарии. 9 июня 1856 года перемещен на ту же должность в Тверь. 31 декабря 1857 года поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря. 10 апреля 1866 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 14 апреля 1869 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. 2 октября 1874 года перемещен епископом Рижским и Митавским. 8 декабря 1877 года назначен епископом Самарским и Ставропольским. В 1886–1888 годах присутствовал в Святейшем Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ. Скончался 11 января 1891 года после двухмесячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе святителя Алексия. Епископ Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви. Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вениамин II, архиепископ Иркутский и Нерчинский (Благонравов Василий Антонович) Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. С 21 апреля 1857 года – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 года назначен инспектором той же академии. С 22 апреля 1858 года – ректор вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. 20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. 4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 18 марта 1868 года – епископ Камчатский. С 31 марта 1873 года – епископ Иркутский. 16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа. 30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии. Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) 1185 1873, 17 (29) апреля – в семье священника Нименского прихода Олонецкой епархии Павла Ивановича Казанского и его жены Марии Александровны (урожденной Смирновой) родился старший сын, Василий. 22 апреля – крещение Василия Казанского в церкви Нименского погоста. 1883–1887 – учеба в Каргопольском духовном училище. 1887–1893 – учеба в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. 1893, август – поступление в С.-Петербургскую духовную академию. 1894, 17 марта – первая религиозно-нравственная беседа студента Василия Казанского. 1895, 14 октября – монашеский постриг Василия Казанского с именем Вениамин. 21 ноября – рукоположение монаха Вениамина во иеродиакона. 1896, 19 мая – рукоположение иеродиакона Вениамина во иеромонаха. 3 октября – избрание наблюдателем за беседами в церкви Задне-Никифоровского подворья. 1897, 12 июня – окончание С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 3 октября – назначение преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. 1898, 13 августа – определение инспектором Холмской духовной семинарии. 1899, 6 октября – назначение инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 1902, 18 февраля – возведение в сан архимандрита. 2 апреля – назначение ректором Самарской духовной семинарии. 10 апреля – приезд в Самару. 15 сентября – открытие воскресных чтений для народа в образцовой школе при семинарии под руководством архимандрита Вениамина. 24 ноября – начало служения в семинарской церкви воскресных вечерен, с внебогослужебными беседами после них. 1903, 16 марта – избрание товарищем председателя Самарского епархиального братства Святителя Алексия. 9–10 апреля – экскурсия семинаристов под руководством архимандрита Вениамина в г. Симбирск. 14–15 мая – руководство «миссионерской экскурсией» семинаристов в с. Преполовенское. 10 июня-10 июля – руководство экскурсией 48 семинаристов по северной России, с посещением Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Карачев. Церковь Казанской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1783 года в г.Карачеве в центральном месте Козельской улицы существовала деревянная одноэтажная церковь во имя св. Параскевы-Пятницы, которая и называлась Пятницкой. Кем и когда построена она - неизвестно. В 1783 году рядом с нею была выстроена каменная двухэтажная церковь, главный престол которой посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, отчего и церковь получила название Казанской. Постройка этой церкви производилась тщанием купца Алексея Герасимова Сытина, на пожертвования прихожан и других благотворителей. Деревянный же Пятницкий храм был продан и на месте его воздвигнут каменный памятник, сохраняющийся доселе. Из утвари старого храма уцелели только две иконы: во имя Казанской Божией Матери, на которую в 1862 году была сделана сребро-вызлащенная, шитая жемчугом и украшенная камнями, риза, и во имя св. Параскевы – Пятницы, издавна обложенная сребропозлащенною ризою. В 1885 и 1886 годах старанием церковного старосты Ивана Иванова Суслова храм был расширен пристройкою к нему с двух сторон на средства благотворителей. В настоящее время церковь крепка и поместительна; нижний этаж ее теплый, а верхний – холодный. Утварью и ризницею очень достаточна. Между святынями особенно чтимы: 1. Икона Спасителя в образе Предвечного Младенца, лежащего на кресте; 2. Животворящий Крест Господень сребропозлащенный с находящимися в нем частицами св. мощей 30 св. угодников. Пожертвован сей Крест уроженцем г.Карачева из дома Вертиленских, прихожан Казанской церкви, бывшего игуменом и духовником королевы Вюртембергской Игнатием, от которой он наследовал эту драгоценность, как дар; 3. Нерукотворный образ Спасителя – дар прихожанки Анны Петровой Морякиной, замечательной академической работы, весь шитый жемчугом и украшенный камнями. С 15 апреля 1873 года эта икона поставлена местною в главном иконостасе и составляет редкое украшение храма; 4. Заслуживает также внимания, как редкость, св.Евангелие, издания половины 18 века, обложенное серебром и позолоченное. Оно замечательно как по своей величине, так и по весу: вес его 2 пуда 7 фунтов;

http://sobory.ru/article/?object=41535

Часть 2 → Содержание Профессор П. С. Казанский Часть первая. История Православного монашества на Востоке (Монашество в Египте) Предисловие Происхождение жизни монашеской Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества Святой Сисой, пустынножитель горы святого Антония Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим Преемники Пахомия в управлении Тавеннскими монастырями Начало женских иноческих обителей в Египте     Профессор П. С. Казанский Среди книг, посвященных истории египетского монашества, особое место занимает сочинение профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского (19.XI.1819– 14.II.1878). Российские путешественники и писатели издавна посещали Египет – колыбель восточного монашества. К их числу относятся О. И. Сенковский (побывал в Египте в 1820– 1821 гг.), А. С. Норов (1834–1835 гг.), архимандрит Порфирий (Успенский) (1845, 1850 гг.) и ряд других. В их записках содержатся ценные сведения о тогдашнем состоянии монашеской жизни, но они носят путевой, очерковый характер. Что же касается систематического изложения истории древнего египетского монашества, то П. С. Казанский был едва ли не первым русским исследователем, который составил монументальный труд в этой области. Петр Казанский родился 19 ноября 1819 года в селе Сидоровском Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Симона Ивановича Лосева. Рано лишившись отца, детство и юность он провел под присмотром матери, умной и благочестивой, воспитавшей в сыне нравственную воздержанность и чистоту помыслов. С детских лет в душе Петра возгревался свет любви к Церкви Христовой и к ее учению. Один из его старших братьев – Александр – впоследствии стал наставником Вифанской и Московской духовных семинарий. Другим его старшим братом был Павел, впоследствии архиепископ Костромской Платон (ум. 1877). В 1832 году Петр Лосев поступил в Вифанскую духовную семинарию. По тогдашнему обычаю, при поступлении в семинарию ему дали новую фамилию – Казанский. В годы учебы его особенно увлекало чтение аскетических творений. «Живо написанная религиозная книга, – вспоминал он впоследствии, – мне нравилась несравненно более, чем ученая» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

И.М. Покровский Некролог о профессоре Казанской духовной академии протоиерее Евфимии Александровиче Малове был написан профессором И.М. Покровским в Москве во время его работы на Всероссийском Поместном соборе в марте 1918г. Некролог должен был быть напечатан в «Православном собеседнике», во втором номере за 1918 г. Однако в том году вышел только один номер, после чего журнал был закрыт. 25 февраля 1918г. в г. Казани на семьдесят четвертом году жизни скончался митрофорный протоиерей, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор Казанской духовной академии Е.А. Малов. Кончина его была христианской. Покойный исповедался, причастился и мирно почил в 4 часа утра в кругу родных. Хотя о. Евфимий Александрович вышел в отставку и прекратил чтение лекций в академии по миссионерскому отделению, татарскому его отделу, тем не менее, академия, и особенно русская православная миссия, лишилась в лице его деятельного своего члена и носителя заветов старой академии и чаяний нашей миссии, с которой неразрывны задачи Казанской академии. Покойный маститый старец в течение шестидесяти лет радовался радостями родной академии и православной миссии и скорбел их печалями. Он был лучшим учеником и сотрудником первых казанских академических профессоров – миссионеров среди инородцев Казанского края. В лице покойного о. Евфимия Александровича сошел в могилу (27 февраля на Арском кладбище) последний из славной казанской троицы академических миссионеров. Он был соработником знаменитых просветителей казанских инородцев – профессоров Гордия Семеновича Саблукова (сконч. 29 янв. 1880 г.) и Николая Ивановича Ильминского (сконч. 27 дек. 1891 г.). Вместе с миссионерским отделением Казанской академии и самой противомусульманской миссией им пришлось перенести много невзгод. Несмотря на очевидную необходимость миссионерского противомухаммеданского отделения в Казанской академии им всем, в частности Евфимию Александровичу, стоило больших трудов отстаивать существование этого отделения и почти без средств развивать миссионерское дело как в академии, так и в Казанском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Василий (Богдашевский Димитрий), архп.Каневский Родился 19 октября 1861 года С года поступления в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1886 году со степенью кандидата богословия, вплоть до рукоположения во епископа, вся жизнь его протекла в стенах родной академии. По окончании курса академии в 1887 году был назначен исправляющим должность доцента той же академии В 1890 году был утвержден в должности доцента и получил степень магистра богословия В 1902 году назначен экстраординарным профессором той же академии по кафедре Нового Завета. В 1904 году утвержден в степени доктора богословия за труд «Послание св. Апостола Павла к Ефесянам” В 1905 году назначен сверхштатным ординарным профессором, а с 1907 года – штатным ординарным профессором. В 1909 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 191O году рукоположен в сан иерея, а вскоре был возведен в сан протоиерея. В 1912 году – заслуженный ординарный профессор. В 1913 году, будучи заслуженным ординарным профессором, принимает монашество и возводится в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевско-Братского Богоявленского монастыря. 6 авг.1914 года хиротонисан в г. Киеве во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии. В этом же году почетный член Московской духовной академии. В 1915 году – почетный член Петроградской и Казанской ду­ховных академий. В 1925 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался 25 февраля 1933 года в Киеве. Архиепископ Василий был известный и выдающийся богослов и духовный писатель, много его статей и заметок помещены в «Трудах Киевской Духовной Академии» и в других богословских журналах. По личным качествам он был кроткий и всем доступный, глубоко верующий. В дни «лихолетия» в Киеве был столпом Православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Св. Церковь от «волков в овечьей шкуре» – обновленцев, липковцев и прочих раскольников. Труды: По философии. «Об источниках к изучению философии Сократа».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Магистерский диспут [по поводу работы: Григорий (Борисоглебский), иером. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла. Сергиев Посад, 1892] Источник В актовом зале академии, 31-го августа, в присутствии всех наличных профессоров и студентов и довольно многочисленных сторонних любителей духовного просвещения, состоялся магистерский диспут-коллоквиум исправляющего должность инспектора Московской академии иеромонаха Григория. Публичное заседание, под председательством ректора академии, открыто было в 12 часов дня пением студенческого хора, который исполнил стихиру Апостолу Павлу: «Кая темница не име тебе юзника», после чего секретарем Совета академии прочитаны были краткие биографические сведения о диспутанте (Curriculum vitae). – Магистрант иеромонах Григорий, – в мире Николай Иванович Борисоглебский, сын священника соборной Успенской церкви города Новосиля, Тульской губернии, родился 19-го марта 1867-го года. После первоначального обучения в Новосильском уездном и Ефремовском духовном училище, он получил дальнейшее образование в Тульской духовной семинарии, по окончании курса которой послан был в Московскую духовную академию, где и обучался четыре года, слушая кроме наук общеобязательных богословских и философских, предметы второй параллельной исторической группы. Будучи студентом четвертого курса, 25-го февраля 1891 года, он был пострижен ректором академии архимандритом Антонием, в монашество, причем ему наречено было имя Григория, в честь святого Григория Богослова . В том же году, 16-го марта, преосвященным Виссарионом, тогда епископом Дмитровским, он был рукоположен в иеродиакона. – По окончании академического курса со степенью кандидата богословия и с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, о. Григорий, по определению Совета от 5-го июня 1891 года, оставлен был на годичный срок при академии, в качестве профессорского стипендиата для приготовления к замещению вакантных кафедр, а 12-го того же июня Высокопреосвященнейшим Иоанникием, тогда Митрополитом Московским и Коломенским, рукоположен в иеромонаха. – Февраля 24-го 1892 года. Совет Московской академии избрал иеромонаха Григория исправляющим должность доцента по кафедре нравственного богословия, освободившейся вследствие перехода профессора П.И. Казанского на кафедру истории философии, а 20-го мая Святейший Синод назначил о. Григория исправляющим должность инспектора Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010