Речь на юбилейном торжестве по поводу 30-летия службы профессора Казанской Духовной Академии П.А. Юнгерова Источник 5 ноября 1909 года. Дорогой Павел Александрович! Корпорация Казанской Духовной Академии сердечно поздравляет Вас с исполнившимся 30-летием вашей профессорской и ученой деятельности. В жизни каждого общественного деятеля есть такие, так сказать, кульминационные пункты, с которых весьма удобно обозревать деятельность его, чтобы определить ея основной характер и открыть те незримые мотивы, которыми она направляется. В жизни профессора такими пунктами служат его юбилейные годы: 25-летие, 30-летие и проч. В самом деле, что такое, например, 30-летний юбилей профессора? Это итог усиленных в продолжение 30 лет лучшей поры в жизни, занятий профессора своей наукой, забот о разработке ея, о лучшей учебной ея постановке и проч., это 30 лет самого интимного «содружества» профессора с наукой. Подвести этот итог это значит указать, чем человек жил в продолжение 30 лет, что его радовало, волновало и проч. Что-же открывается нам с высоты вашего 30-летия на горизонте вашей жизни? Нечто в высшей степени отрадное и поучительное. Никогда еще богословская наука не знала такого полного, живого «содружества» между внутренним миром профессора и преподаваемой им наукой, какое существует между Вами и любимой Вами Библией . Не нужно долго изучать вашу жизнь, дорогой Павел Александрович, чтобы сказать, что Вы являете собой живой пример библейских добродетелей: чистой, детски-невинной веры в Бога ветхозаветных патриархов, ревности о славе имени Божия благочестивых еврейских царей и религиозного святого вдохновения боговдохновенных пророков. Как Вы воспитали в себе эти высокия добродетели – это тайна Вашей души. Несомненно, что в этом отношении имело большое значение то молитвенное настроение, которое никогда Вас не оставляет. Но как-бы то ни было, достоверно одно, что эти качества Вашего духа делают Ваше преподавание Св. Писания в Академии глубоко-назидательным, жизненным, увлекательным. Здесь заключается и разгадка того, что ваши лекции усердно посешаются студентами и ваши ученые труды с одинаковой любовью читаются и учеными людьми и простыми добрыми христианами. Дай-же Бог , чтобы эти святыя сокровища вашего духа еще долго-долго не оскудевали в Вас и свет ваших христианских добродетелей светил еще многие годы на радость и во славу любящей Вас, вашей родной Казанской Академии. Читать далее Источник: Полное собрание сочинений : Т. 1-2/Еп. Алексий (Дородницын). - Саратов : [скл. изд. у авт.], 1913 (обл. 1915)-./Т. 2. : Слова и речи. - 1914 (обл. 1915). - 304, IV с./Речь на юбилейном торжестве по поводу 30-летия службы профессора Казанской Духовной Академии П.А. Юнгерова. 96-97 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

V. Речь при первом посещении Казанской Духовной Семинарии 10 . О подготовке воспитанников к просветительной деятельности среди инородцев При своем первом посещении Казанской Семинарии, я хотел бы остановить ваше внимание на задачах именно этой школы. Семинария для Епархиального Архиерея должна быть предметом особенно внимательных забот. Если другое, близкое к семинарии, духовно-учебное заведение – академия – имеет значение для всей России и даже вселенской Церкви, то назначение семинарии гораздо уже, исчерпывается нуждами местной епархии. Поэтому-то семинария и особенно дорога для Епархиального Архипастыря. Особенность Казанской епархии – разноверность и разноплеменность ее населения требует особого направления пастырской деятельности в епархии; служение пастыря в Казанской епархии есть по преимуществу служение миссионерское. Поэтому еще в семинарии учащиеся должны готовиться к своему служению особенным образом, должны по преимуществу воспитывать в себе миссионерское направление. Сколько из вас природных черемис, чуваш и татар, и сколько русских, изучающих эти языки в семинарии? (О. ректор доложил Его Высокопреосвященству о количестве учащихся инородцев). Не напрасно я задаю эти вопросы. По опыту служения в Рижской епархии, имеющей значительное сходство с Казанской по разноплеменности населения, я знаю, как ценят инородцы богослужение и проповедь на их наречиях. Я сам помню, как они, не исключая и женщин, целовали после этих богослужений мне руки и плача и со слезами радости говорили: «он нас не чуждается». Не следует забывать о продолжающемся отпадении старокрещенных татар в мусульманство. В этом зле может быть не мало виноваты пастыри и ближайшим образом те, которым вверены эти татарские приходы и которые недостаточно заботились о просвещении своих прихожан. Эта-то просветительная деятельность среди инородцев и есть главная задача, к которой должна готовить семинария. Священник не есть только религиозный руководитель: он есть просветитель. Просветительная деятельность, в частности учительство в церковно-приходских школах, – это главное призвание всякого, кто учился в семинарии, выходит ли он из нее по окончании полного курса, или же, по разным причинам, ранее. И это учительство непременно должно соединяться с служением Церкви в должностях, псаломщика или диакона. Служение псаломщика и диакона не состоит только в отправлении богослужения; главное их назначения – обучение детей в школах грамоты и непременно церковному пению. Эти занятия им дают такое авторитетное положение в приходе, что они делаются предметом уважения прихожан и их ближайшими советниками по всем нуждам. Им доверяют иногда более, чем своему священнику. Не могу вспомнить своего почившего родителя-псаломщика, который еще в то давнее время занимался в церковной школе, не смотря на бедность и величину сельского прихода, и оставил после себя в приходе до 800 грамотных, в том числе до 20 девочек, и пользовался величайшим уважением всех прихожан... Господь да благословит вас!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

632 Варжанский Н. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. Почаев, 1910. С. 9. 634 См.: Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1905 г.//Богословский вестник. 1906. С. 311–312. 635 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 23. 640 Фетисов Н., свящ. Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения//Труды КДА. 1914. Кн. VII-VIII; Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. 641 Цит. по: Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 11. 644 Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 14. 646 Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 13. 648 См.: Фетисов Н, свящ. Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения//Труды КДА. 1914. Кн. VII-VIII. С. 450. 649 См.: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 21. 651 Фетисов Нсвящ. Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения//Труды КДА. 1914. Кн. VII-VIII. С. 459. 652 Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 3. 654 Варсонофий (Лузин), иером. (впоследствии епископ, викарий Казанской епархии). Проблема сектоведения как науки. Казань, 1914. С. 16. 663 См.: Журнал заседания VI Отдела Предсоборного Совета от 15 июля 1917 г. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578(6). Лл. 320–321. 665 См.: Журнал заседания VI Отдела Предсоборного Совета от 17 июля 1917 г. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578(6). Л. 325–325 об. 666 Журнал заседания VI Отдела Предсоборного Совета от 17 июля 1917 г. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578(6). Л. 325. 668 См.: Журнал заседания VI Отдела Предсоборного Совета от 17 июля 1917 г. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 578(6). Л. 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Песоцкий ; по присуждению совета Московской академии – законоучитель (бывший) Нежинского историко-филологического института, священник И. Светлов, исправлявший должность доцента академии С. Глаголев , помощник инспектора (ныне доцент) академии И. Андреев , смотритель Черкасского духовного училища, кандидат Киевской академии, К. Чемена, преподаватель Харьковской духовной семинарии К. Сильченков , исправлявшей должность доцента академии А. Спасский, преподаватель Рязанской духовной семинарии А. Карашев, преподаватель Харьковской духовной семинарии Н. Страхов, смотритель Жировицкого духовного училища П. Полянский, преподаватель Починковского духовного училища Н. Тихомиров и исправлявший должность доцента (ныне доцент) академии И. Попов , по присуждению совета Казанской академии преподаватель Вологодской духовной семинарии П. Прокошев , исправлявший должность доцента Л. Писарев , преподаватель Тобольской духовной семинарии В, Протопопов, преподаватель Астраханской духовной семинарии В. Беликов, преподаватель Кишиневской духовной семинарии иеромонах Владимир, кандидаты богословия Н. Васильков, H. Архангельский и В. Никольский . В степени кандидата богословия утверждены в 1895–96 учебном году 197 окончивших курс студентов: в С.-Петербургской – 53, в Киевской – 33, в Московской – 71 и в Казанской – 40; в той же степени утверждены 10 окончивших курс в предшествовавшее годы со званием действительных студентов. В 1896–97 учебном году утверждены в степени кандидата богословия 202 окончивших курс студентов: в С.-Петербургской – 58, в Киевской – 40, в Московской – 51 и в Казанской – 53; в той же степени утверждены 9 студентов, окончивших курс в предшествовавшее годы. Со званием действительного студента выпущено в 1895–96 учебном году 9 из окончивших курс, а в 1896–97 учебном году – 16. На миссионерских двухгодичных курсах в Казанской академии в первом отчетном году окончили курс 9 слушателей, а во втором – 13 слушателей. Учебно-вспомогательные учреждения при академиях: библиотеки и музеи В библиотеку С.-Петербургской академии в 1896 году поступило 1.219 названий книг (в количестве свыше 2.000 книг), из коих через покупку приобретено 417 названий, остальные 802 названия (в том числе 1рукопись) поступили в дар от разных лиц и учреждений; – из числа таковых пожертвователей наиболее ценно пожертвование заслуженного ординарного профессора И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Сведения о миссионерском отделении Предположивши издать под названием «Миссионерского Противомусульманского Сборника» труды студентов миссионерского противомусульманского отделения, редакция этого Миссионерского Сборника считает весьма благовременным и уместным представить, вместо предисловия, некоторые сведения о самом миссионерском отделении. Миссионерские науки предполагалось ввести в казанской академии при самом почти ее открытии. Еще в 1842 г., сверх предметов общих для всех академий, из казанской академии предположено было учредить, со временем, особые кафедры для преподавания языков, употребляемых языческими народами в сибирских и других епархиях казанского духовно-учебного округа. После разных соображений, академическое правление признало нужным преподавать студентам казанской академии турецко-татарский и арабский язык, а также монгольский и калмыцкий языки, с целию приготовить некоторых воспитанников академии к занятию кафедр, имеющих открыться по этим языкам в академии и некоторых семинариях. Студентам академии предоставлен был свободный выбор изучать языки или турецко-татарский с арабским, или монгольский с калмыцким. Преподавание означенных языков в академии приняли на себя, во приглашению правления, безмездно, преподаватели казанского университета, А.К. Казем-Бек и А.В. Попов, первый преподавание языка турецко-татарского с арабским, второй – монгольского и калмыцкого. Преподавания этих языков началось в казанской академии с января 1845 года 1 . В 1846/7 учебном году кафедры этих языков заняли уже воспитанники казанской академии: кафедру турецко-татарского языка с арабским занял Н.И. Ильминский , монголо-калмыцкого – А.А. Бобровников 2 . В 1854 году произошла весьма важная перемена в постановке инородческих языков в казанской академии. Перемена эта была следствием усиленных забот тогдашнего высокопреосвященнейшего казанского, архиепископа Григория. В 1853 году он представлял в свят. Синод свои соображения об учреждении в казанской академии и семинариях казанского округа миссионерских отделений для приготовления деятелей к просвещению Христовым учением инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

37 . Петровский С. В., прот. Предисловие// Никанор (Бровкович) , архиеп. Биографические матерьялы. Т. 1. С. I–VI. 38 . Поль В.А. Философский теизм в Казанской духовной академии (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дис. канд. филос. наук. Уссурийск, 2007. 175 с. 39 . Соловьев А.П. «Согласить философию с православной религией»: философия архиепископа Никанора (Бровковича) в истории русской мысли XIX–XX веков. Уфа: Изд. Соловохотов А.А., 2015. 440 с. 40 . Соловьев А.П. Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича ; 1826–1890) и философская мысль в Санкт-Петербургской духовной академии середины XIX века//Христианское чтение. 2015. 3. С. 8–30. 41 . Фомин С.В. // Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: записки православного. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/nestor_mk42.php (дата обращения 05.09.2015). 42 . Юркевич П.Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)//Труды Киевской духовной академии. 1861. 1. С. 73–95; 2. С. 195–228; 3. С. 327–357; 4. С. 467–496; 5. С. 30–64. 43 . Юркевич П.Д. По поводу статей богословского содержания, помещенных в «Философском лексиконе» (Критико-философские отрывки)// Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. С. 245–350. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследо- вательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управле- ния (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1 Фомин С.В. // Нестор (Анисимов) , митр. Моя Камчатка: записки православного. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. URL: http://www.hrono.ru/libris/lib_n/nestor_mk42.php (дата обращения 05.09.2015). 2 Выпускник Казанской духовной академии 1887 года. Есть основания предполагать, что И.А. Невзоров был учеником П. А. Милославского, который, в свою очередь, был учеником архиеп. Никанора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Казначеем Академии был Веселовский Иван Петрович, письмоводителем – гр. Петрова В. Я. Ректор Духовной академии, епископ Анатолий, вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивая его благословения на те или иные действия по академии, а также ставя Святейшего в известность обо всем в ней происходящем. В 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской Патриарха Тихона и получить доступ к адресованным на его имя официальным документам. В марте 1921 года в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающееся деятельности Казанской Духовной академии. Ознакомившись с ними, заместитель председателя ВЧК вместе с юрисконсультом ВЧК Шпицбергом 1 апреля 1921 года направил записку начальнику 8-го отдела наркомюста Красикову. Они писали: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха и содержащаяся за счет каких-то „местных епархиальных средств“, ... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром, ... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» 236 . Прилагалось задержанное письмо епископа Анатолия: «Его Святейшеству, Святейшему ТИХОНУ, Патриарху Московскому и всея России Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Анатолия ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Совет Казанской Духовной Академии, заслушав в заседании 24 января (6 февр.) 1921 г. предложение Преосвященного Ректора, Епископа Анатолия избрать на освободившуюся за смертью экстраординарного профессора протоиерея Н. Н. Писарева штатную экстраординатуру одного из сверхштатных экстраординарных профессоров и единогласно избрав на эту вакансию сверхштатного экстраординарного профессора но кафедре Древней Церковной Истории А. П. Касторского, ходатайствует пред Вашим Святейшеством, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом об утверждении сверхштатного экстраординарного профессора А. П. Касторского в должности штатного экстраординарного профессора Казанской Духовной Академии по кафедре Древней Церковной Истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справка: По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий, зачисление в студенты Академии значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии студентов Казанской Академии Феодосия Никольского и Семена Касаткина. 2) Просить о. Ректора Казанской Академии сообщить сведения об успехах и поведении означенных студентов за первый курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1892. Июня 15. Утверждается». 17-го и 18-го августа 1892 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профес- —225— соров: А. Лебедева , В. Ключевского , Павла Горского и прот. Д. Касицына, не присутствовавших по болезни, и И. Татарского, находящегося в отпуске. В собраниях сих преподаватель Вологодской духовной семинарии, окончивший курс в Московской Духовной Академии в 1889 году и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, кандидат богословия Сергей Глаголев , прочитал согласно определению Совета Академии от 4 июня сего года, две пробные лекции, – одну на тему по собственному избранию: «Об условиях возникновения религиозной веры», другую по назначению Совета Академии: «Об отношении философии и естественных наук к науке Введение в Богословие». Обе прочитанные кандидатом Глаголевым лекции признаны были Советом Академии удовлетворительными. Справка: 1) § 48 Устава духовных академий: «Для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 2) По § 55 того же Устава, кандидаты, оставляемые при академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, «по истечении года представляют отчет Совету о своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры с званием исправляющих должность доцента до окончательного утверждения в степени магистра. Срок для получения ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность». 3) По § 81 лит. б п. 4 того же Устава, избрание кандидата на должность доцента значится в числе дел Совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- Я думаю, что секрет успеха в том, что отец Тихон очень точно угадал ожидания современного человека и начал говорить с ним понятным ему языком. Основной принцип авторского подхода - «доступно о серьезном». Такую книгу, легко читаемую, увлекательно написанную и в то же время достаточно глубокую очень ждало наше общество. Это хороший сигнал, он говорит о том, что у людей духовые запросы не вытеснены окончательно материальными интересами. Отец Тихон, конечно, в полной мере использовал и свое конкурентное преимущество - талант и опыт сценариста. В результате получилась живая, правдивая, написанная из личного духовного опыта автора, очень хорошо литературно оформленная книга. Все это, конечно, предопределило ее успех. «ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ АКАДЕМИИ ЕСТЬ» Здание Казанской духовной академии располагалось на Арском поле - Правда ли, что вы собираетесь возрождать академию в Казани? - По крайней мере, есть благословение патриарха всесторонне изучить этот вопрос. И хотя я в Казани только два месяца, мне кажется, что предпосылки для возрождения академии существуют. Казань - это университетский город с очень мощной образовательной традицией, одной из старейших в России. Исторически специфика образования в Казанской академии заключалась в изучении востоковедческих дисциплин, исламоведения, этнографии, восточных языков, языков и культуры народов Поволжья. Академия имела миссионерскую направленность. Думаю, что мы не должны изобретать велосипед, ведь, как известно, новое - это хорошо забытое старое. Конечно, мы не собираемся возрождать «Противомусульманский вестник» - было такое издание до революции в Казанской академии, а вот сделать в Казанской духовной школе крупнейший в России центр исламоведения - вполне реальная задача. А миссионерское действие церкви должно быть направлено сейчас в первую очередь на людей православных, скорее, по происхождению, нежели по образу жизни. Если они станут добрыми христианами, тогда и последователи других религий, и неверующие скорее обратятся к христианству.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

профессор Леонид Иванович Писарев (04.06.1865 – не ранее 1920) профессор Леонид Иванович Писарев Профессор Казанской духовной академии. Биография Родился в 1865 году в Нижегородской губернии. В 1880 году окончил Нижегородское духовное училище первым учеником, в 1886 году - Нижегородскую духовную семинарию. В 1890 году завершил образование в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. В 1890-1891 годах - профессорский стипендиат, с 21 сентября 1891 - преподаватель Казанской духовной семинарии. С 1895 года - исполняющий должность доцента Казанской духовной академии, магистр богословия. С 1896 - доцент. С 1899 года - экстраординарный профессор. В 1904-1906 годах - редактор академического журнала " Православный собеседник " . Основатель, редактор и издатель еженедельника " Церковно-общественная жизнь " , выходившего с 1906 года. С 1910 года - экстраординарный профессор по первой кафедре патрологии. С 1915 года - доктор церковной истории и ординарный профессор по той же кафедре. Член Поместного Собора 1917-1918 по избранию как мирянин от Казанской епархии. 8 октября 1917 года был избран гласным Казанской городской думы. По своим политическим взглядом был близок к народным социалистам. В сентябре 1918 года бежал вместе с белочехами из Казани. В белых войсках Восточного фронта. Между 14 ноября и 3 декабря 1918 года на Сибирском соборном совещании в Томске был избран членом постоянного присутствия Временного Высшего Церковного Управления Сибири. По поручению Томского Соборного совещания стал редактором газеты " Сибирский благовестник " 7 февраля 1919 года был назначен товарищем главноуправляющего Главного управления по делам исповеданий правительства администрации А. В. Колчака. 30 мая 1920 года чрезвычайный революционный трибунал Сибири приговорил подсудимого Л. И. Писарева, ввиду недоказанности его душевной болезни и наличия основательных сомнений в его психическом расстройстве, поместить на испытание в психиатрическую лечебницу Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010