Престолов в этом храме два: в холодном в честь Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, в теплом в честь Казанской иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церковной библиотеке сохранились: 1) Пролог изд. 1689 г. и 2) Типикон изд. 1695 г. с подписью по листам: «Декабря 1 дня (год вырван) приложил сию книгу глаголемую Устав Преосвящ. Иларион митрополит Суздальский и Юрьевский, в Суздальском уезде к церкви Пресв. Богородицы явления честнаго ея образа еже в Казани что на Мордовске под Холуем, и иметь книгу тоя ж церкви священнику Петру или кто по нем иные священники будут и им поминать за упокой на литургии и на литиях схимонаха Ионы, схимонахини Анфисы, иерея Иоанна, а сия книга из его Иоанновых животов, по их душах, а буде кто сию книгу от церкви отнимет или продаст или заложит, и его Господь Бог на втором страшном пришествии разсудит и церковная клятва будет не отъемлема от него». В церковном архиве сохранились: 1) грамота Симона, епископа Суздальского, на построение Спасской церкви от 1742 г., 2) указ того же епископа об устройстве печей в Казанской церкви от 1745 г. и 3) указ Сильвестра, митрополита Суздальского, о постройке деревянной колокольни в 1758 году. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 500 руб. в год, процентов с причтового капитала (4,625 руб.) 185 руб. в год. – Дом для священника устроен прихожанами. Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 15 десят., сенокосной 1 десят. и под кустарником 16 десят.; план на всю землю имеется. Приход состоит из села Мордовского и деревень: Сергеевой (2 вер. от церкви), Деревягина (1 вер.), Гришева (2 вер.), Снегиревой, Ковровского уезда, (3½ вер), Косовки (4½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 267 душ мужеск. пола и 335 женского. В селе Мордовском имеется земская народная школа; учащихся в 1897 году было 45. Мугреево-Никольский приход Село Мугреево Никольское на р. Лухе находится в 50 верст. от уездного города и в 130 верст. от губернского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Отчего запустели Воздвиженская и Ильинская церковь и когда построена была вновь Воздвиженская церковь в Палехе, сведений о том не сохранилось. По писцовым книгам 161 (1653) г. при Палеховской церкви значится 2 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, 4 дв. бобыльских, в приходе 4 дв. помещиковых, 10 двор. бобыльских и 240 крестьянских, пашни церковной середние земли по 30 четв. в поле, сена на пустоши Поповке и по реке Палежке 40 копен. В делах патриаршего казенного приказа сохранились отметки, из которых видно, что в 1693 г. в Палехе была устроена и освящена новая церковь во имя Воздвижения Креста Господня; в 1696 г. был освящен при этой церкви придел в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1712 году была устроена и освящена церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Была ли это отдельная церковь или придел при Воздвиженской церкви, из документов патриаршего приказа не видно. В 1719 году Воздвиженская церковь потерпела от воров: «с местных икон они оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли». «Приходские люди в то время исхудали и многое число опустело», а потому священник испросил себе право производить сбор на украшение храма по всем городам и селам в течение года. В 1774 году в Палехе на средства прихожан устроен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме четыре: главный – во имя Воздвижения Животворящего Креста, в приделах – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и во имя Св. Николая Чудотворца, в верхнем этаже – во имя Архистратига Михаила. Утварью, ризницей и св. иконами церковь весьма богата. Иконы все хорошей живописи и многия из них в серебряных вызолоченных ризах. Ценностью украшений отличаются: серебряная вызолоченная дарохранительница, три напрестольных Евангелия в сребропозлащенных окладах, пять больших и три малых сребропозлащенных напрестольных креста, из них один украшен стразами, в другой вложены частицы Св. мощей, семь серебряных вызолоченных сосудов и 4 серебряных кадила. Кроме Воздвиженской церкви в Палехе на кладбище есть еще другая каменная церковь , построенная в 1790 году. – Престол в этой церкви один – во имя св. прор. Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Приход состоит из села и деревни Семиновой, – в 5 верстах от церкви. Дворов в приходе 57, душ мужеского пола 127 и женского пола 154 души. Калбацкое Село Калбацкое, на реке Тезе, от уездного города находится в 22 верстах, а от губернского города во 140 верстах. Церковь в селе построена в 1833 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Св. Живоначальные Троицы, в теплой трапезе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1783 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится. Земли при церкви; усадебной одна десятина, сенокосной 2 десятины 600 квадр. саж., пахотной 28 десятин 622 квадр. саж. и под кустарником и дровяным лесом 3 десятины. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов 38 рублей и за требоисправления 300 р., а всего в год до 340 р. Дома причт имеет собственные. Приход: село и деревни: Огрызково, Рябинкино, Седельницы, Борисово, Лемешок, Бедряево, Которево, Ленидово, Юрцово, Запрудново, Гляденцово, Русаново, Поляниново, Плишкино и ст. Калбацкое. Деревни от церкви отстоят не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 116, душ мужеского пола 489 и женского пола 518 душ. Котцыно Село Котцыно, при пруде и колодцах, от уездного города находится в 25 верстах, а от губернского города во 120 верстах. Церковь в селе построена в 1827 году усердием владельца села, дворянина Дмитрия Александровича Ошанина: зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Воскресения Христова и в теплых приделах: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 (кроме 1811 и 1827 г.г.) и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1719 г. с переводом митр. Сильвестра (Холмского) в Смоленск митрополия была преобразована в епископию, а на Нижегородскую кафедру для усиления борьбы со старообрядцами был определен известный противник церковного раскола еп. Питирим (с 1724 архиепископ). К епархии были приписаны города Балахна, Юрьевец-Повольский (ныне Юрьевец Ивановской области ) и Галич с уездами, а в 1722 г. в дополнение к ним - Ярополчская десятина с Вязниковской слободой (ныне г. Вязники), города Гороховец и Арзамас с уездами и мон-рями. После этого епархия стала одной из самых обширных в Российской империи и включала 961 храм ( Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Каз., 1913. Т. 2. С. 167). В 1726-1727 гг. вслед. жалоб и клеветы на архиеп. Питирима все приписанные при нем к епархии города, кроме Галича и Балахны, были отчислены от епархии к Синодальной области . Однако уже в мае 1730 г. указом имп. Анны Иоанновны они вновь были переданы в пожизненное управление архиеп. Питириму в соответствии с указами Петра I. Управление этими городами стало в тягость преемнику Питирима на Нижегородской кафедре тяжелобольному еп. Иоанну (Дубинскому), к-рый в 1740 г. просил Синод исключить их из состава епархии. Это ходатайство было удовлетворено Синодом лишь частично: Балахна и Арзамас были переданы во Владимирскую епархию. К нач. 40-х гг. XVIII в. в епархии действовали 922 храма, в которых служили 1134 священника и 394 диакона (ОДДС. Т. 19. 55. С. 108-109). В 1749 г. на короткое время в епархию были включены Саранск и Пенза с уездами. При еп. Феофане (Чарнуцком) в ее состав вернулась Балахна. При еп. Дамаскине (Семёнове-Рудневе) в состав епархии помимо городов Нижегородского наместничества входили Саранск, Алатырь, Ардатов, вновь Курмыш и Ядрин, а также ряд церквей из других соседних наместничеств. В 1762 г. Нижегородский архиерейский дом получил новое здание на М. Печерской ул., Крестовая ц. в кремле была упразднена. После того как указом имп. Павла I Петровича от 16 окт. 1799 г. Алатырь отошел Казанской епархии, а Арзамас с уездом вновь вошел в состав епархии, Нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими (ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 25. Л. 9). Окончательно определилась и территория Н. и А. е., не менявшаяся до 1922 г.: на востоке она граничила с Казанской и Симбирской епархиями, на западе - с Владимирской епархией, на севере - с Костромской и Вятской, на юге - с Пензенской и Тамбовской епархиями.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что в 1624 году окт. 11-го, по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 окт. два чуда. В этой выписке не названа церковь , в которой находилась Чудотворная икона. Но в делах патриаршего казенного приказа под 160 (1652) г. упомянут Богородицкий протопоп, а в 161 (1653) г. названа Соборная Казанская церковь 81 . Принимая во внимание эти отметки и надписи на сохранившихся кресте и кадиле (см. ниже), можно полагать, что и до постройки каменного Казанского собора в Вязниковской слободе существовала церковь в честь прославившейся чудесами иконы Богоматери. По писцовым книгам 161 (1658) года у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дв. крестьянских, 33 дв. вдовьих, 34 дв. нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмою – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмою у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1670–74 г. г., по свидетельству писцовых книг, построена каменная соборная Казанская церковь . На построение ее пошло великого государя Алексее Михаиловича дворцовые казны 934 руб. и 1,400 пуд. железа, церковной казны 264 р. 75 к. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1,672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб. Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». Около 1700 г. (точно неизвестно) главы на соборе были переделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1678 году в переписных книгах Суздальской епархии Пантелеево по-прежнему оставалось приселком Ново-Татаровской вотчины Троице -Сергиевского монастыря. В 1800-1810 годах вместо деревянной церкви усердием церковного старосты крестьянина Никиты Ларионова на средства прихожан устроен новый каменный пятиглавый Вознесенкий храм с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери с колокольней и оградой. Позже был устроен еще один придел в честь святителя и чудотворца Николая (освящен в 1859 г.). В церкви сохранялись местночтимые иконы Казанской Божией Матери и Смоленской Божией Матери. Церкви принадлежали деревянная сторожка на каменном фундаменте, построенная в 1904 году усердием церковного старосты крестьянина деревни Руносиха Василия Ивановича Глебова, и часовня на Фатьяновском поле, построенная прихожанами сел Кувезино, Пантелеево и Новое Татарово в память избавления их от засухи в 1872-м. Приход составляли деревни Кочетиха, Сельцо, Фатьяново и ныне несуществующие Вязки, Дубнево, Ениха, Зинино, Левинская, Метлино, Мокрово, Ратляново, Руносиха. Известными уроженцами Пантелеева, получившими свою фамилию по этому селу, стали сыновья дьячка местного храма Мануила Федор и Никита Пантелеевские. Федор Мануилович Пантлеевский после окончания Владимирской духовной семинарии в 1831 году, где и получил данную фамилию, как один из лучших студентов был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. В Пензе жил младший брат отца Федора Никита Мануилович Пантлеевский. После окончания Владимирской духовной семинарии он избрал светскую карьеру, на которой достиг чина надворного советника, равного подполковнику. Его последняя должность — смотритель Киселевской богодельни в Пензе. Еще в 1778 году при учреждении Владимирской губернии село Пантелеево было перечислено из Суздальского в новообразованный Вязниковский уезд. С 1929 по 1964 годы оно находилось в составе Палеховского района Ивановской области, и лишь 12 июня 1963 года было перечислено в состав Ковровского района Владимирской области, где состоит и до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=03794

Реабилитация: 1989 по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89. По Какому Году Реабилитация=1933. Публикации: 1. Обидин Д.А. На нем заканчивалось русское дворянство//Маяк. 1996. 2 июля. 2. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.101. 3. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. С.48. 4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. С.55. 5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.39. Заявитель: Обидин Донат Андреевич, внучатый племянник. По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет - «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/ «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верстах от губернского города и в 17 верстах от уездного. До 1761 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. о Кожине отмечено следующее: " в селе Кожино церковь пророка Ильи древяна клецки вверх - строение Спасского монастыря и приходских людей. По прежним книгам 1678 года в Кожине значится уже две церкви - во имя св. прор. Ильи и Казанской иконы Пресв. Богородицы. В 1760-1772 г.г. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию помещица Ан. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. Пророка Ильи, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери».

http://sobory.ru/article/?object=04198

В 1912 году каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа. В 1916 году Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников. Монастырь закрыли в 1920-е годы. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы. Игуменью Серафиму сослали в лагерь. В 1930-е годы на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд Вязников. Оба храма (чудом уцелела и Всехсвятская надвратная церковь) переданы музею. Только благодаря музею и присвоению собору статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде. Смотрите также: мужской монастырь въ г. Вязникахъ (1906 год, 197 страниц) Современное состояние [ править править код ] В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней 21 июля 1999 года возрождение монастыря благословил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Постепенно восстанавливаются церкви, обустраивается территория. Храмы [ править править код ] Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Надвратная церковь Всех святых Приписные приходские церкви Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Налескино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (Подворья Мстерской женской обители в честь св. Иоанна Милостивого) Святыни [ править править код ] Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери, Шуйская-Смоленская Икона Божией Матери, Икона " Споручница грешных " с частицей ризы Пресвятой Богородицы, Икона " Рождество Христово " с частицей яслей Господних, частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова , частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова , мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова... К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери... В летописи Казанского собора читаем: " Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября " . Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

В храмах В. е. хранились мн. чудотворные иконы, местонахождение к-рых в наст. время неизвестно. В соборе александровского Успенского жен. мон-ря почитались чудотворные иконы XVII в.- Успения Пресв. Богородицы и Страстная икона Божией Матери. Святыней Лукояновой муж. пуст. была явленная икона Рождества Божией Матери. Чудотворная Тихвинская икона Пресв. Богородицы - вклад свт. Варлаама - почиталась в Стефановом Махрищском мон-ре. Чудотворный образ Пресв. Богородицы «Знамение» был написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю владимирской слободки Быковки С. Иовлеву, исцелившемуся после молебна перед иконой; в 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича чудотворный образ был перенесен во владимирский Успенский собор. В Казанском соборе в Вязниках почиталась чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери , написанная ок. 1622 г. иноком Шартомского Никольского мон-ря Иоакимом. В храме находился список с иконы также древнего письма. В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почиталась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в богатой ризе с золотым венцом, украшенным драгоценными камнями и жемчугом. По преданию, образ был перенесен при свт. Иоанне из Городца-на-Волге. До 1922 г. в Воскресенском соборе Шуи пребывала Шуйская Смоленская икона Божией Матери , написанная Герасимом Тихоновым во время эпидемии чумы в 1654 г., вскоре после перенесения образа в Воскресенскую ц. эпидемия прекратилась. В Золотниковской пуст. Шуйского у. находилась явленная Казанская икона Божией Матери. Мощи святых Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Во владимирском Успенском соборе почивают мощи свт. Максима, митр. Киевского (под спудом), Владимирских святителей сщмч. Митрофана, Симона, Серапиона, блгв. князей Андрея Боголюбского, Георгия (Юрия) Всеволодовича и его семьи, пострадавших от монголо-татар, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича , Изяслава Андреевича , Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича . В Успенском Княгинином жен. мон-ре хранится частица мощей мч. Авраамия Болгарского. В возрожденном соборе владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря пребывают мощи священноисп. еп. Афанасия (Сахарова).

http://pravenc.ru/text/154964.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010