Витебск. Троицкий Марков монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Беларусь, Витебская область, город Витебск, улица Максима Горького, 84а. Координаты: 55.171532, 30.154809 Проезд:трамваи 1, 6, 7 автобусы 1, 10, 17, 20 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Витебский Марков монастырь Свято-Троицкий Марков мужской монастырь Основание Маркова монастыря относится к XIV-XV вв. Есть предание о некоем Марке, имевшем собственный участок земли. Марк уединился для своих благочестивых подвигов и построил на этом участке часовню. Постепенно к нему присоединялись единомышленники по духу. Образовался небольшой скит, который к XV веку вырос в монастырь. К XVII веку монастырь достиг своего расцвета. Его территорию украшали Троицкий собор и Покровская деревянная церковь, построенная в 1650 году. Одним из драгоценных сокровищ в этой обители была чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была дана как благословение Московским Патриархом Никоном в 1656 году. По усердной молитве у этой святой иконы верующие получали исцеление. После закрытия монастыря в 1920 году, на его территории размещалась милиция и другие учреждения. Монастырь планомерно разрушался. Действующим оставалась лишь Свято-Казанская церковь. В период Великой Отечественной войны храм был поврежден и частично восстановлен в послевоенные годы. Он являлся единственным открытым храмом в городе. Свое новое рождение обитель получила в самом конце ХХ века: 23 ноября 2000 года она была восстановлена в пределах прихода Свято- Казанской церкви. В наши дни в Свято-Казанский храм возвращаются иконы, изъятые отсюда в годы гонений. Так, Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе, сохранив свой инвентарный номер 140, снова в обители. Святыня возглавляет Крестные ходы в дни великих духовных праздников. Ближайшее будущее обители – продолжение работы по воссозданию первоначального исторического облика Свято-Казанской церкви и всего монастыря. Уже поднялся купол – самый большой в Витебске – над церковью, идут работы внутри храма.

http://sobory.ru/article/?object=39179

Витебск. Часовня в память 50-летия воссоединения униатов с православными. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1889 и 1890. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Республика Беларусь, Витебская область, г. Витебск, перед зданием ратуши, ул. Ленина, 36 Координаты: 55.195262, 30.206154 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Состоявшийся 18 февраля 1839 года Полоцкий собор Русской греко-католической (униатской) церкви отменил постановления Брестского собора 1596 года (Брестская уния), после чего к Русской Православной Церкви присоединилось свыше 1600 приходов, насчитывавших более 1,6 млн прихожан. Основным инициатором воссоединения стал греко-католический епископ Иосиф (Семашко). Спустя 50 лет, 8 июня 1889 года в память об этом событии на частные пожертвования в центре Полицейской площади перед ратушей была заложена каменная часовня. Стоимость её постройки составила 409 рублей, городом было дополнительно ассигновано 300 руб. Часовня была торжественно освещена 31 мая 1890 г. и приписана к Успенскому собору. Шатровая часовня была построена в русском кирпичном стиле, и увенчана позолоченой главкой с крестом. Согласно сохранившемуся описанию, на фронтоне часовни было помещено изображение памятной медали 1839 года. С четырех сторон надписи из Священного писания. Дверь часовни была железная, фигурно-решетчатая, два окна с фигурными решетками. Пол каменный из восьмигранных изразцов. Внутри часовни помещался киот-складень, в нём иконы: посередине — Явления Иисуса Христа Апостолам, справа — благоверного Князя Александра Невского и Свт. Николая Чудотворца, слева — равноапостольного Князя Владимира и преп. Ефросинии Полоцкой, в медальоне образ Казанской иконы Божьей Матери. При входе в часовню, слева, находилась медная доска с надписью о времени сооружения. Часовня была разрушена на рубеже 1930-х годов. Источник: http://www.evitebsk.com/wiki Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=45489

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская икона Божией Матери Святыня древнего Маркова Свято-Троицкого монастыря Витебской епархии, возведённого в XVII веке в селе Марково. Во время русско-польской войны 1654–1667 годов Витебск и Полоцк на некоторое время перешли к Московскому государству, в связи с чем монастырь стал подчиняться Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил монастырю список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители. Вскоре от иконы стали проистекать чудеса. Так, в тех же серединных годах XVII столетия по молитвам перед чудотворной иконой в Витебске была прекращена эпидемия (эпидемия какой болезни летописи не сохранили). А в 1867 году перед иконой исцелилась жена витебского губернатора В. Н. Верёвкина. После того, как в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск окончательно вошёл в состав Российской империи, Свято-Троицкий Марков монастырь на многие годы стал оплотом Православия на западных рубежах России. В 1812 году монастырь подвергся разорению войсками Наполеона. Почти всё ценное имущество было вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спрятать в лесу. После окончания войны разорённый монастырь был восстановлен усилиями жертвователей. Очередное разорение обители произошло в самые первые годы советской власти. Возродился монастырь в 2000 году. Чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе была возвращена в обитель и теперь выносится на крестные ходы в дни великих праздников. С 2014 года Казанская Витебская икона Божией Матери включена в официальный церковный календарь для общецерковного почитания. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2014-10-11, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-10-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Витебская " .

http://pravicon.com/info-3772

Монастырь хоть и не без сложностей, но постепенно отстраивался. В 1651 году игумен Каллист Дорофеевич Риторайский построил еще одну деревянную церковь – Покровскую. Марков монастырь стал оплотом Православия, потому что знаменитые Жировичский монастырь и Софийский собор находились в руках униатов. В тот период Марков монастырь подчинялся Киевской митрополии, которая относилась к Константинопольскому Патриархату. Земский собор 1653 года принял в подданство русского царя Запорожское казачье войско. 8 января 1654 года в Переяславле состоялась знаменитая Переяславская Рада – военный совет русских воевод и казацких старшин во главе с Б. Хмельницким, на котором было подтверждено, что Украина переходит в русское подданство. Царь Алексей Михайлович вступил в войну, защищая своих единоверцев – белорусов и украинцев. Белорусы радостно встречали русские войска, которые под командованием талантливых воевод Трубецкого и Шереметьева и удалого казацкого полковника Золотаренко достаточно быстро в 1654 году освободили Полоцк, Витебск, Кричев, Оршу, Мстиславль, Копыль, Шклов, Речицу и другие города. Монахи Маркова монастыря, как и другие православные, приветствовали своих единоверцев. Полоцк и Витебск были присоединены к Русскому царству. По решению царя Алексея Михайловича, патриархом Никоном была восстановлена древняя Полоцкая епархия, образованная еще во времена древнерусского Полоцкого княжества. Марков монастырь был переподчинен Полоцкой епархии и отошел к Московскому Патриархату. Война тем временем продолжалась. Попытки польско-литовской армии занять весной 1655 года Полоцк, Витебск и Дисну оказались неудачными – немногочисленные русские гарнизоны, опирающиеся на поддержку местного населения, смогли защитить города. Боевые действия приняли затяжной характер. Многие православные белорусы, чувствуя, что положение неустойчиво, начали переселение в Россию. Чтобы морально поддержать единоверцев, в 1657 году патриарх Никона от имени царя Алексея Михайловича передал витебскому Маркову монастырю в дар список Казанской иконы Божией Матери. Это был небольшой образок (42,6 х 23,1 см), писанный на дереве в византийской манере. И с того времени эта икона является главной святыней Маркова монастыря. И эта икона стала символом единения православных Витебска со своими единоверцами и борьбы за свои религиозные и национальные права.

http://pravoslavie.ru/55995.html

Знаю, что я сам составлял его план. В Саратове, также я перестроил всю семинарию и духовное училище, всюду гонясь за простором, чистотою и порядком, – здесь без всяких средств. Просил я крепко, не давали; а выпросил 10000 руб. уже, когда выбыл из Саратова на череду в Петербург. В Витебске я наиотличнейшим образом обновил, украсил и обогатил церковь ; вынес из здания ретирады, чем отвратил царившее в нем зловоние; составлял проекты перестройки семинарии. Устроил гимнастику, какой подобной не видал нигде. Развел целый сад. Хлопотал о насаждении деревьев в Саратове, но бесплодно. В Казани я проектировал устройство библиотеки, канцелярии, залы, ректорской квартиры, церкви, на что исходатайствовал до 70000 руб. Сам же и заложил эти здания. Построить не пришлось. В Саратовском монастыре переделал все три церкви; устроил и открыл большое кладбище (чем дал хороший источник доходов); построил две часовни, одну каменную затейливую над кладязями. Всего не перечтешь. В Уфе мужское духовное училище построил, женское перестроил, тут же переделал и освятил церковь ; отлично благоустроил крестовую церковь в архиерейском доме; благоукрасил росписью большой Уфимский собор (по–моему, с бòльшим вкусом, чем Казанский собор); при чем сам чуть не ежедневно лазил по подмосткам под самые своды, а в духовном училище на верх большого здания. – Еще в чем моя беспримерность? Я первый ввел общее пение всею семинарией, – пели не часть службы, а всю службу, как обедню, так и всенощную, так и великопостную службу. Я делал самолично общие спевки и на неделе и пред каждыми всенощною и обеднею. Сам учил петь и читать, сам же нередко объяснял и дневные чтения из апостола и евангелия. В Саратове ли, везде ли (т. е. в Риге и Витебске) за утренней молитвой прочитывалась глава из библии, которую я же и объяснял. В Витебске, после вечерней молитвы тут же в столовой открыты были общие чтения, которыми я же и руководил, против чего возражала инспекция, как в Казани возражала против ежедневного хождения моего на утренние и вечерние молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Марков монастырь, как и весь Витебск, стал постепенно хорошеть и благоустраиваться, но все планы смешало вторжение Наполеона. В ночь на 12 июня 1812 года войска французского императора перешли Березину и успешно стали продвигаться вглубь российской территории. Захватив Витебск, Наполеон провел в нем около месяца, обдумывая план дальнейших военных действий. Вот что писал один из свидетелей о пребывании французской армии в Витебске: «Пылающие вокруг деревни и предместья города, улицы, которые усыпаны ранеными и мертвыми, поля, которые покрыты многими тысячами трупов, грабежи и насилие в городе и деревнях, убийства безоружных в их домах». Был разграблен и Марков монастырь, но Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спасти и спрятать в лесу. Такое поведение французских властей вызывало ненависть у местного населения. Вокруг Витебска разгоралась самая настоящая партизанская война против иноземных захватчиков и их местных прислужников, из которых французы сформировали местный административный аппарат. Крестьяне при содействии и поддержке русских войск собирались в отряды, вооружались косами, топорами, захваченным у французов холодным и огнестрельным оружием. Белорусские партизаны заставляли Наполеона держать в Белоруссии большие силы. Накануне Бородинской битвы Бонапарт был вынужден направить в Витебск на поддержку 12-тысячного гарнизона еще 10 тысяч человек, потому что партизаны могли занять город в тылу у французов. После освобождения Витебска Марков монастырь был опять восстановлен, причем в основном на добровольные пожертвования. В 1833 году Марков монастырь был передан во вновь открытую Полоцкую епархию. Постепенно строились новые храмы и необходимые для монастырской жизни постройки. В 1890-х годах архимандрит Иларион начал перестройку Свято-Троицкой церкви и едва не закрасил уникальную живопись на наклеенных на стенах холстах, однако все же внял настоятельным просьбам витебских краеведов А.П. Сапунова и Е.Р. Романова и оставил старинные росписи. К 1900 году Марков монастырь был уже первоклассным монастырем, имевшим четыре храма – Свято-Троицкую, Покровскую, Николаевскую и Параскевскую церкви. В начале ХХ века монастырь возглавил архимандрит Пантелеимон (в миру Павел Рожновский). Он обнес территорию обители каменной оградой.

http://pravoslavie.ru/55995.html

В 1772 году Витебск отходит к России, а монастырь переходит под юрисдикцию Московского патриархата. В 1773 году, указом Святейшего Синода, Марков монастырь отнесён к Псковской епархии. Затем, в 1795 - к Могилёвской, а в 1798 возведён на степень архимандрии. В 1812 году монастырь опять подвергся разорению. На этот раз, французскими войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей. В 1833 году монастырь отдан под юрисдикцию вновь открытой Полоцкой епархии. В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями. В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (в миру - Павел Рожновский) - будущий митрополит Минский и всея Белоруссии, а во время немецкой оккупации - глава Белорусской Православной церкви. Монастырский комплекс был обнесён каменной оградой и состоял из Свято-Троицкой, Свято-Покровской, Свято-Николаевской, Свято-Параскевской церквей, колокольни, дома иегумена, братского дома и хозпостроек. С наступлением Советской власти монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. В 1918 году монастырь был закрыт. В 1919 году постройки бывшего монастыря были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже - 4-е отделение милиции города. На время немецкой оккупации был открыт приход Покровской церкви. Тогда же эта церковь была переосвящена в храм Казанской иконы Божией Матери. После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже - шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Покровская (Казанская) церковь, жилой и хозяйственные корпуса, колокольня (её снесли в конце 1970-х).

http://sobory.ru/article/?object=39179

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Витебская " Описания иконы Казанская Витебская икона Божией Матери Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Святыня древнего Маркова Свято-Троицкого монастыря Витебской епархии, возведённого в XVII веке в селе Марково. Во время русско-польской войны 1654–1667 годов Витебск и Полоцк на некоторое время перешли к Московскому государству, в связи с чем монастырь стал подчиняться Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил монастырю список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители. Вскоре от иконы стали проистекать чудеса. Так, в тех же серединных годах XVII столетия по молитвам перед чудотворной иконой в Витебске была прекращена эпидемия (эпидемия какой болезни летописи не сохранили). А в 1867 году перед иконой исцелилась жена витебского губернатора В. Н. Верёвкина. После того, как в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск окончательно вошёл в состав Российской империи, Свято-Троицкий Марков монастырь на многие годы стал оплотом Православия на западных рубежах России. В 1[...] Казанская Витебская Источник: Свято-Троицкий Марков мужской монастырь г. Витебска. Главной святыней Витебского Свято-Троицкого Маркового мужского монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Данный образ, как благословение обители, патриарх Никон передал игумену Калликсту Дорофеевичу Риторайскому. Икона Божьей Матери находится под кованной серебряной вызолоченной ризой, с такими же бордюрами и лучистым венцом, украшенным стразами; в верхней части венца из тех же страз, с тремя небольшими камнями, сделана коронка, правая половина которой, впрочем, выпала. Икона эта по стилю и по контуру характера византийского и письма древне-московского; написана на доске, оборотная сторона которой ничем не покрыта и остается совершенно белою; величиною она 6 вершков в вышину 5 ¼ в ширину. По краям ее, со всех сторон, приделаны планочки толщиной в четвертую долю вершка, как видно потому, что риза была сделана заочно и больше меры иконы. До 1917 года икона являлась главной святыней Свято-Троицкой церкви, в которой для помещения ее устроен с левой [...]

http://pravicon.com/icon-4040

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская Главной святыней Витебского Свято-Троицкого Маркового мужского монастыря является чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Данный образ, как благословение обители, патриарх Никон передал игумену Калликсту Дорофеевичу Риторайскому. Икона Божьей Матери находится под кованной серебряной вызолоченной ризой, с такими же бордюрами и лучистым венцом, украшенным стразами; в верхней части венца из тех же страз, с тремя небольшими камнями, сделана коронка, правая половина которой, впрочем, выпала. Икона эта по стилю и по контуру характера византийского и письма древне-московского; написана на доске, оборотная сторона которой ничем не покрыта и остается совершенно белою; величиною она 6 вершков в вышину 5 ¼ в ширину. По краям ее, со всех сторон, приделаны планочки толщиной в четвертую долю вершка, как видно потому, что риза была сделана заочно и больше меры иконы. До 1917 года икона являлась главной святыней Свято-Троицкой церкви, в которой для помещения ее устроен с левой стороны алтаря, в самом иконостасе, особый огромный киот в резных колоннах украшенный разнообразной позолоченной резьбой. Внутри киота, кругом главной иконы, находятся семнадцать маленьких икон, изображающих события, относящиеся к лицу Пресвятой Богородицы, как-то: ЕЕ рождество, введение во храм, благовещение, успение, покров, положение Ея пояса, Ея ризы и проч.; а также всечестных Ея родителей, св. праведных богоотец Иоакима и Анны. Но как по причине холодности Троицкой церкви, богослужения в ней в зимнее время не бывает, то икона переносится в другие церкви; сначала, во время осени, в Покровскую, и затем на всю зиму до времени св. Пасхи – в Митрофановскую церковь, которая одна единственная из теплых церквей в монастыре. Такое перенесение иконы из храма в храм совершается на том основании, что она составляет собой особенно досточтимый предмет святыни и почитается чудотворною. Назад тому четырнадцать лет, здешний высокопреосвященный Архипастырь, нынешний архиепископ полоцкий и витебский, Василий, дал духовной консистории, относительно этой иконы, официальное предложение (от 28 февраля 1850 г.

http://pravicon.com/info-4040

Борщаговская (в селе Братской Борщаговке, в 10 в. от Киева) в 10 пятницу по Пасхе. Браиловская 1 окт. 1520. Братская – См. Киево-Братская. Буцневская. Валкурийская 118 25 окт. Васильновская 119 24 окт. Васьковская 120 в неделю Фомину. Ватопедская Отрада или Утешение 21 янв. 1442, 1518, 1532. Введение 21 нбр. 402–405, 1425, 1498. Великорецкая . Веницейская 121 3 апр. Венская , что в Уграх 122 , 15 фвр. Вертоградская . Взыграние на Угреши 7 нбр. 1487, 1500. Взыскание погибших. – См. Борская. Византийская 123 7 апр. Виленская Одигитрия 14 аяр. 1452, 1478. Виленская Остробрамская 20 дек. 1478. Витебская Казанская 8 июл. 1521. Вифлеемская (в Кашоэтском соборе, в г. Тифлисе) 15 авг. Владимиро-Волынская 124 . Владимирская 21 мая, 23 июн., 26 авг. 125 Владимирская Знамение 126 27 нбр. Владимирская в г. Нерехте 127 2 мая. Владимирская Ростовская 15 авг. 201. Владимирская Селигерская 7 дек. 1545. Влахернская 7 июл. 1484, 1499, 1500. Вододательница 128 11 окт. Вознесенская Казанская 8 июл. 1499. Вологодская Знамение 129 2 снт. Вологодская Казанская 130 8 июл. Волоколамская 3 мрт. 1486. Вольнянская . 1479. Воргольская 131 30 июл. Воронежская Казанская 8 июл. 254. Воронежская Смоленская 28 июл. 1442. Воронина Одигитрия 132 28 июл. Воспитание 133 5 мрт. Вразумившая екклисиарха 134 12 янв. Вратарница Иверская. – См. Иверская. Вратарница (другая) 23 июн. 1562. Всех скорбящих Радость 24 окт. 424, 1434, 1449, 1454, 1593, 1518, 1525, 1528, 1543. 1544, 1546, 1547. 1555, 1559. Вулкану (в Греции, в монастыре Вулкану, Миссинийской епархии). Вутиванская 135 2 мая. В скорбех и печалех утешение 19 нбр. 168, 1443. Выговская (в с. Выгове, Овручского y., Волынской губ.) 14 снт. Выдропусская Смоленская 28 июл. 283. Высокопетровская Казанская 8 июл. 1483. Высочиновская Казанская 8 июл. 1553. Вычегодсная 21 июл. Вышенская Казанская 8 июл. 1541. Вязниковская Казанская 8 июл. 254. Гаенатская (в Гаенатском соборе, близ Кутаиса, по лпреданию, принадлежавшая св. царице Тамаре) 15 авг. Галатская идя Галатийская 136 4 июл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010