1665 См., напр.: Young E.J. The Immanuel Prophecy: Isaiah 7:14–16//Westminster Theological Journal. 1953. 15. P. 97–124; Idem. Ibid (Second Article)//Westminster Theological Journal. 1953. 16. P. 23–50; Feinberg Ch.L. The Virgin Birth in the Old Testament and Isaiah 7:14//Bibliotheca sacra. 1962. 475. P. 251–258; Lattey C. The Term Almah in Is. 7:14 //Catholic Biblical Quarterly. 1947. 1. P. 89–95; Niessen R. The Virginity of the in Isaiah 7:14//Bibliotheca Sacra. 1980. 2. P. 133–150; Dennert B.C. A Note on Use of Isa 7:14 in Matt 1:23 through the Interpretation of the Septuagint//Trinity Journal. 2009. 1. P. 97–105; Wolf H.M. A Solution to the Immanuel Prophecy in Isaiah 7:14–8:22//Journal of Biblical Literature. 1972. 4. P.449–456. Добавим еще кое-что. Примечательной и даже симптоматичной выглядит апатия к этой теме Х.-В. Юнглинга, автора соответствующего раздела во Введении под ред. Э. Ценгера, составленном учеными, аттестующими себя как христианские теологи. 1666 В то же время, принадлежа к числу самых великих правителей, наряду с Давидом и Иосией ( Сир 49:50 ), Езекия не считался лучшим из них, уступая в этом Иосии, о котором написано, что «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему. Однакож Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия» ( 4Цар 23:25–26 ). Сирах отделяет правление царя Езекии от эсхатологических событий: «Езекия творил угодное Господу и укрепился на путях Давида, отца своего, как заповедал (νετελατο) Исайя, пророк великий и верный, в видении своем» (стт. 48:19:25); сам же Исайя «духом великим провидел последнее (τ σχατα) и утешил сетующих на Сионе; до конца века () явил будущее и сокровеное, прежде чем наступит это» (стт. 48:27–28). 1668 Хотя можно решить вопрос и ровно наоборот: легче проделать такое согласование с позиции будущего, чем с позиции прошлого. Если пророчество еще оставляет событиям время на корректировку самого себя, то история уже делает их неподвижными, хотя и оставляет маневр для фальсификации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

9 Не могу не засвидетельствовать совсем особенной его любви к духовной школе и вообще к церковному просвещению. Как он сиял, как он радовался, когда освящал новый дом Академии в Крествуде! А до этого не было недели, чтобы не пришло от него книг для библиотеки или какого-нибудь «предложения академической корпорации». Много лет преподавал он пастырское богословие, и когда уже не мог приезжать, то вызывал весь класс к себе в собор. Сам «богословствовал», не был, ни в коей мере, рутинером, начетчиком, гасителем духа во имя буквы. Все хотел закончить сочинение о пророке Иезекииле и «подать в Академию», скорбел, что немощи не позволяют ему преподавать древнееврейский язык. После выхода каждого номера нашего академического журнала неизменно присылал записочку с благодарностью и «подписку», так что подписывался он не менее четырех раз в году. Сам воспитанник Киевской духовной академии, высоко ценил академические традиции и воплощал их в себе – в свойственной прежней Русской Церкви широте духовного и умственного горизонта (в отличие от того мракобесия, в которое так любят наряжать ее самозваные носители и защитники русского православия), в уважении к творчеству, в любви к духовной свободе «чад Божиих»... 10 Великий пост 1964 года. В греческом соборе в Нью-Йорке кончается торжественное моление о всех гонимых за православную веру. В конце службы митрополит Леонтий приближается к архиепископу Иакову, чтобы от имени Митрополии поблагодарить его. И происходит нечто необычное: «великодержавный» греческий иерарх склоняется перед белым старцем, целует ему руку и говорит: «У Вас великая душа...». 11 Заканчивая эти краткие заметки, вспомнил о любви митрополита Леонтия к пророку Иезекиилю и открыл его книгу в Библии. И вот текст, первым попавшийся на глаза: «И сказал мне: сын человеческий! все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими; встань и пойди к переселенным, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: “так говорит Господь Бог!” будут ли они слушать, или не будут» ( Иез.3:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   И идет Господь, идет дать земле славу небесную, а людям блаженство ангельское.    Какою благодарностью к Нему должны быть наполнены сердца наши! Каким громким приветствием, исходящим из глубины души, должны мы встретить Христа. Ведь, любовь Его простирается на каждого из нас, и каждого из нас Он хочет возвести на небо.    С чем встретим Его? Какие дары Ему достойные принесем?    «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?».    Вся тварь Божия спешит поклониться родившемуся Царю, своему Создателю. Ангелы приносят Ему пение, небо — звезду, волхвы — дары, пастыри — благоговейное изумление, земля — вертеп, пустыня — ясли, род человеческий — Матерь Деву.    Что же принесет каждый из нас особо от себя?     «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжением, с тельцами единолетними» (Мих. 6:6), вопрошал некогда Моавитский царь Валак.     «О, человек! Сказано тебе, в чем добро и чего требует от тебя Господь: только действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя» (Пс. 49:14).    Итак, будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. «А вместе с тем не будем забывать также благотворения и общительности, ибо таковыя жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15-16).    Отверз Господь небеса для нас земнородных.    Отверзем же мы души и сердца наши для Господа. Уста наши да возвещают Ему пение и хваление, руки же наши да творят дела милосердия.    Господу, лежащему в яслях, вместе со славословием и хвалением, принесем каждый от сердца какое либо доброе дело.    Пусть радость всего мира наполнит сердце каждого, разгоняя кругом печали житейские и возводя наши умы и стремления к небу. Ибо оттуда слышится радостное ангельское благовестие:     «Родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лук. 2:11).     Шанхай 1935 г.     Рождественское послание 1947 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Блаженный Августин относит это последнее видение Авраама ко временам «при приближении конца света»: «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными ( Быт. 15:17 ), – указывает уже на то, что в конце века предстоит плотским людям испытать суд огнем. Подобно тому, как скорбь града Божия, которой ранее никогда не было и которая ожидается при антихристе, обозначена ужасом перед тьмой, охватившим Авраама во время заката солнца, то есть при приближении конца века, – так огнем после заката солнца, то есть уже в самом конце века, обозначен разделяющий день Страшного суда над плотскими, для спасения через огонь и для осуждения в огонь» 127 . Здесь мы как бы видим и дым лагерей Освенцима и Майданека, и грядущую бойню в долине Армагеддон: Господь не мог скрыть от Своего раба, что в XX веке народ еврейский постигнет что-то более страшное, чем египетское рабство, что это первое, но отнюдь не последние изгнание! Таким образом, о первом галуте, то есть изгнании, Господь сообщил Аврааму и о последнем; рассказав о первом Исходе, дал пророчество и об Исходе последнем. О последнем Исходе еврейского народа из самого затяжного галута получали откровения и последующие пророки. Читаем: «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши»» ( Ис. 43:5–8 ). Эта последняя алия (то есть «восхождение») в Святую Землю началась в начале XX века и реально осуществилась лишь после Второй Мировой войны, когда решением ООН в 1947 году возникло государство Израиль. Иудеи до сих пор не знают, для чего Бог собирает их в земле обетованной, но древние пророки и апостолы Господа Иисуса Христа уже раскрыли главную причину этого события! Читаем: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:37–38 ). То есть еще Христос хотел собрать иудеев, рассеянных между Римом и Египтом как в духовном, так и в географическом смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братии разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главою и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодарю и милостью Божьею поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил насблюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого (1 Фессал. 5:11). Бог же всякий благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые – далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Патриарх Константинопольский Анфим. Митрополиты : Кизический Никодим; Никейский Иероним; Брусский Нафанаил; Смирнский Василий; Филадельфшский Стефан; Лемносский Афанасий. Диррахийский Виссарион. Велеградский Дорофей. Елассонский Никодим. Карпатский и Кассийский Софроний. Елевферопольский Дионисий. 1 Характерный пример – статья проф. П. П. Пономарева и В. А. Керенского «Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности» и Богословской энциклопедии, т. XII, СПб., 1911, кол. 1–107. 2 Вопрос об инославных влияниях на исповедания веры XVII в. рассматривается им в его труде «τεροδοξοι επιδρασεις επι τας ομολογας το ΙΖ αιωνος»; в журнале «Νεα Σιον» 29 (1947) с. 40–49, 68–83, 175–186, 235–242; (1948) с. 45–50, 111–120, 167–174, 226–251, 280–288; (1949) с. 33–40; (1960) с. 1–10. 3 Ιωαννου Ν. Καρμιρη. Τα Δογματικα κα Συμβολικα Μνημεια τς Ορθοδοξου καθολικης κκλησας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Быть свидетелем значит не что иное, как уже знать то, о чем возвещаешь, уже опытно пережить то, к чему зовешь. И это есть Церковь . Если мы проповедуем Христа, а сами не имеем новой жизни в Нем, то есть в Церкви, если мы зовем мир ко Христу, а сами не знаем, где Он, то тщетна и бесплодна проповедь наша. Христос в Церкви, и Церковь есть Христос, и только в Церкви и от Церкви можно быть свидетелем, а не просто пересказчиком чужих слов. Только в благодатном опыте Церкви мы сейчас можем повторить слово апостолово: «О том, что ... мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин.1:1–4 ). Эти слова есть не что иное, как описание Церкви, и кто хотя бы в самой малой мере не вкусил этой совершенной радости жизни в Церкви, кто хоть немного не имеет этого опыта Церкви – о чем он будет свидетельствовать и чем побеждать мир? Я верю, что только в этом изначальном опыте Церкви найдем мы ответ и на мучительный вопрос об отношении Церкви к истории, о нашем призвании в современном мире. Церковь живет в истории, в этом вечном движении, изменении; становление и «смерть и время царят на земле» 6 . Но Церковь одна знает, что в историю уже вошла вечность, что найден Камень, позволяющий нам выйти из этой бесконечной текучести, чтобы победить ее и дать ей смысл. Ибо сама Церковь и есть этот камень и утверждена на «недвижимом камени Христа». В Церкви живет Христос, а Христос «сегодня и вчера и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ), и, живя Его жизнью, она живет уже жизнью не только человеческой, но Богочеловеческой. Она одновременно в пути и страждет от зноя и пыли длинной дороги, но уже и в отечестве; еще на земле, но уже и на Небе. Да, весь мир подлежит спасению, освящению и преображению. Но это будет только тогда, когда те, которым уже дарована новая жизнь, будут жить ею, когда Церковь станет «городом, не могущим укрыться на верху горы» ( Мф.5:14 ). Прежде чем думать, как мы победим мир и как по-христиански устроим его, нам нужно снова и снова погрузиться в полноту Церкви, сделать ее для себя действительно «единым на потребу» ( Лк.10:42 ), быть до конца свободными от мира сего и от власти его над нами. Еще не знаем мы, какая это будет победа, но потому и не знаем, что не до конца отдали себя Церкви и не живем в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В качестве православного священника я наблюдаю формы, которые это принимает в нашей Церкви. Например, есть среди нас люди, которым нет дела до происходящего в мире. Они открыли для себя икону. Или же есть еще одна область, куда можно бесконечно уходить от действительности, – это обсуждение литургической практики, высокой, низкой и средней церкви 59 . Облачения... Современные или архаичные... Вы слышите слова: «Но это не так: в восточном Египте в третьем веке..», – и вы немедленно чувствуете, что преображение мира уже началось. Третий век в Египте, в Месопотамии или где угодно – только бы не в Чикаго, не в Нью-Йорке, Лондоне или Париже. Только бы это Богоявление или Благовещение происходило в какой-нибудь невозможной стране. В Кесарии Каппадокийской!.. Какая музыка!.. Одно лишь слово «Каппадокия» дает вам чувство, что вы принадлежите к правильной религиозной школе. Скажите «Чикаго» – и вы испортите всю религию: вся мечта, все удовольствие уже не те. Таким образом, либо у нас иезуиты, переодевшись профессиональными безработными, гуляют по улицам Чикаго 60 , и тогда – прощай, Каппадокия, или же, наоборот, люди организованной процессией уходят от действительности опять в ту же Каппадокию. И вот в этом-то и состоит трагедия христианского ответа утопии и эскапизму. Итак, что же теперь? Что же теперь? Что, в самом деле, стоит за всем этим? Я уже говорил, что тут мы имеем дело с двумя сторонами одного и того же мироощущения: «так возлюбил Бог мир», с одной стороны, а с другой – «не любите мира, ни того, что в мире». С одной стороны, апостол Павел говорит: «...имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:23–24 ). С другой стороны, он же говорит:«... ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Каким же образом удавалось Церкви удерживать эти оба мироощущения в едином целом? Каким образом Церковь способна день за днем радоваться, что Бог так возлюбил мир, что отдал на смерть Своего единородного Сына, с одной стороны, а с другой стороны – примирять это с утверждением: «не любите мира, ни того, что в мире»? Уходите из мира! «Не собирайте сокровищ на земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В Православной Церкви существуют все-таки непреложные нормы, и рано или поздно к ним придется вернуться от анархии и самочиния, воцарившихся в наши смутные дни. Что касается метода спора о. М. Польского , то есть изложения им наших взглядов и высказываний, то вот два-три образца. Мы посвятили много строк соотношению в Церкви поместного и вселенского. Вот как их пересказывает о. М. Польский : «Только епархиальные епископы на местах, а потом сразу первый среди них вселенский патриарх, не поместный, а повсеместный, и благодаря “поместному принципу” все эллины и иудеи, все народности сливаются в одну вселенскую Церковь под одним главою, но не под Папою Римским, а под Константинопольским патриархом» (с. 17). Или еще – о поместном принципе: «Территория для них – самый величайший принцип, и даже там, где нет поместной Церкви, ибо здесь уже находится особая вселенская Церковь и особая вселенская психология» (с. 21). Что это? Расчет на то, что читатель не прочтет тех статей, которые так позволяет себе толковать о. М. Польский , не замечая, что попутно его ирония относится и к апостолу Павлу? Очевидно одно: на таком уровне спор теряет всякий смысл. Остается надеяться, что вдумчивый читатель сам сравнит тексты и вникнет в смысл спора. Кончая этот спор – и не для вразумления только других, но в первую очередь самого себя, всех нас, по немощному разумению пытающихся постичь богочеловеческую тайну Церкви, – вспомним слова апостола: «...не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле... И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков... А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» ( Кол. 3:9–11,14–15,23:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вначале низведение Духа Святого после крещения совершалось через возложение рук. Апостолы, пришедшие в Самарию, помолились о самарянах, «чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Затем возложение рук было заменено помазанием святым миром, то есть особым маслом, составленным из драгоценных веществ и освященным в Великий Четверг предстоятелями поместных Церквей. «Миро» по-гречески значит «благовонное масло». Помазание маслом всегда было образом посвящения и посылания на служение. Сам Христос есть Помазанник, так как слово «Христос» по-гречески означает «помазанник»: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» ( Лк.4:18 ). Это духовное помазание верующих во Христе и совершается через Таинство Миропомазания. Молитва О даровании этой жизни, освящения и благодати для духовного возрастания и молится священник сразу после облачения новокрещеного в белую одежду. «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Источниче благих, Солнце правды, воссиявый сущим во тьме свет спасения явлением Единородного Твоего Сына и Бога нашего, и даровавый нам, недостойным, блаженное очищение во святой воде и Божественное освящение в животворящем помазании. Иже (Ты, Который) и ныне благоволивый и паки родити (снова родить) раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом, и вольных и невольных грехов оставление тому даровавый. Сам, Владыко, Всецарю благоутробне, даруй тому (ему) и печать дара Святого и всесильного и поклоняемого Твоего Духа и причащение Святого Тела и честныя Крове Христа Твоего. Сохрани его в Твоем освящении. Утверди в православной вере. Избави от лукавого и всех начинаний его, и спасительным Твоим страхом в чистоте и правде душу его соблюди; да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет Небесного Твоего Царствия». Миропомазание И затем помазывает новокрещеного святым миром, делая крест на лбу, на веках, на ноздрях, на рту, на ушах, на груди, на руках и на ногах, говоря каждый раз: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Печатью это помазание называется потому, что через него Господь ставит печать на нас: мы Ему принадлежим, Его народ составляем в этом мире, и Он наш Царь и Господь не только на Небе и в будущей жизни, но здесь, на земле, и в каждый момент нашей жизни. И эта печать ставится на всем теле, на всех его членах, так как вся наша жизнь – и духовная и телесная – освящена, то есть отдана на служение Богу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:19–20 ). Образ круга

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Внешне торжествуют смерть и зло: Праведника предают на Крест, Он умирает, оставленный всеми, позорной смертью, Он вкушает «ада». Но – и в этом весь смысл смерти Христовой – Тот, Кто умирает на Кресте, имеет жизнь в Себе, то есть имеет жизнь не как дар извне, а как Свою сущность, ибо Он Сам есть Жизнь и источник всей жизни: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:4 ). Умирает человек Иисус, но этот человек – Сын Божий. Как человек Он может реально вкусить смерти, но в Нем смерти прикасается, в царство смерти вступает Сам Бог, Жизнь и источник жизни. В этом единственность, ни с чем не соизмеримое значение смерти Христовой: в ней – умирающий человек есть Бог, или, еще точнее, Богочеловек. Бог есть Святой Бессмертный, и только в «неизменном, неслиянном, неразлучном и нераздельном» соединении Бога и человека во Христе может вкусить Бог человеческой смерти и ее изнутри разрушить и преодолеть. «Смертию смерть поправ...». Бог восхотел спасения человека не актом Своего всемогущества, не извне («Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» – Мф.26:53 ), не как насилие, хотя бы и спасительное, а в той любви, свободе и вольном отдании Себя Богу, для которых Он сотворил человека. Поэтому спасение совершается Богом в соединении с человеком – в Богочеловеке Иисусе. В Нем человек восстанавливает то послушание, ту любовь, ту полную самоотдачу Богу, которые были попраны в грехе. В Нем изживаются все зло, все грехи, все измены человека: «Он мучим был за грехи наши»; «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни...». И чтобы это спасение, это восстановление «образа неизреченныя Славы», каким создан был человек, было полным, нужно было, чтобы и смерть была не просто уничтожена Богом, но изжита и разрушена, преодолена изнутри, чтобы было воочию явлено, что она есть «жало греха, и чтобы это жало было разрушено и уничтожено человеком же. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010