Один взгляд на образ великого подвижника Иорданского производит в незагрубелой совести чувство, подобное тому, какое происходит в ране телесной от прикосновения к ней острия. Но начните всматриваться пристальнее в сей святой образ, заставьте себя размышлять более и более о жизни и проповеди Иоанновой, — и вы увидите, как секира, им указанная, будет видимо приближаться к вам, почувствуете, как в вас много такого, что подлежит необходимо посечению, сознаетесь внутренно, что вертоград души вашей давно-давно требует отребления. После сего вы не будете уже и спрашивать, против кого и чего ныне острится секира духовная? Против тех же людей и пороков, на кои гремел некогда Иоанн: против саддукеев, кои, не веря в воскресение и бытие духов, ограничивая все надежды человека землею и земными благами, говорят себе и другим: «да ямы и пиемы, утре бо умрем» (1 Кор. 15:32), «против фарисеев, кои, имея образ благочестия, отвергаются силы его» (2 Тим. 3:5), «снаружи красны и чисты, а внутрь исполнены грабления, лукавства и всякой нечистоты» (Мф. 23:25); против книжников, кои в «премудрости Божией не разуме... премудростью Бога» (1 Кор. 1:21), родившись в христианстве, мудрствуют «не по Христе, а по стихиям мира» (Кол. 2:8); против всех, кои, возобновляя в себе пороки древних Иудеев, гордость, любостяжание, сладострастие, заслуживают и древний упрек Предтечи, называвшего таких людей порождениями ехидны. Всем таковым грешникам Иоанн и ныне, не с брегов Иордана, а с неба вопиет: покайтеся и «сотворите... плоды достойны покаяния! ...Не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама» (Мф. 3:8—9), именуемся христианами, ходим во храмы, участвуем в Таинствах. Все это без перемены сердца и жизни — ничто. Покайтеся и веруйте в Евангелие, — веруйте не словами, а делом! Иначе и теперь, как было прежде и как будет всегда, и теперь секира при корени древа лежит, и «всяко... древо, еже не творит плода добра , посекается и во огнь» вметается (Мф. 3:10). Посекается! «во огнь» вметается! Ах, братие, выражения сии и на нашем языке, любящем преувеличивать понятия, были бы страшны, а на языке людей, подобных Иоанну, кои всегда менее говорят, нежели делают, они должны заставить трепетать каждого грешника!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

4) «Слово Божие соделалось человеком, и Сын Божий – сыном человеческим, чтобы человек, соединясь с Словом, получил чрез Него усыновление и соделался сыном Божиим 454 ; чтобы во Христе Иисусе мы снова получили то, что потеряли в Адаме, т. е. образ и подобие Божие» (quod perdideramus in Adam, id est, secundum imaginem et similitudinem esse Dei) 455 . 5) «Воссоединяя с Собою человека, соделался Господь наш невидимый – видимым, необъемлемый – объемлемым, бесстрастный – подлежащим страданию, чтобы, как в пренебесном, духовном и невидимом начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно начальствовало, принимая на Себя первенство, – и соделавшись главою Церкви, все привлекло к Себе в удобное время» 456 . Здесь Св. Ириней имел в виду слова Апостола Павла: Еф.1:10. 22 . Кол.1:18 . Учение о искуплении человека Сущность учения о искуплении человека Св. Ириней кратко выражает в следующих словах: «Христос искупил нас кровью Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть, и ниспослал Духа Отчего для соединения и взаимного общения Бога и человека» 457 . «Очищая преступление человека, бывшее в начале, Христос послушлив был даже до смерти, смерти же крестной»: следствием сего было то, что «с Богом, Которого оскорбили мы в первом Адаме, не сохранив Его заповеди, мы примирились во втором Адаме, быв в Сем послушны даже до смерти» 458 . Христос для того и вознесён был на древо, «чтобы мы, как в начале сделались должниками Богу посредством древа, так посредством древа получили и отпущение нашего долга» 459 . Св. Ириней упоминает и о сошествии Иисуса Христа во ад; именно говорит, что Христос даже до третьего дня после смерти Своей пребывал в дольних земли, там, где находились мёртвые 460 , и благовествовал им о Своём пришествии 461 . Учение об Освятителе человека – Духе Святом «Бог обещал чрез Пророков» – говорит Св. Ириней, «в последнее время излить Духа Своего на рабов и на рабынь: почему и на Сына Божия, сделавшегося сыном человеческим, низошёл Дух Святой, чтобы с Ним пребывать в роде человеческом, и почивать в человеках, совершая в них волю Отца, и обновляя их от ветхости в обновление Христово (a vetustate in novitatem.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Крест Христов В христианской традиции совершенно особое место занимает почитание Креста Христова. Крест — орудие позорной казни, ставшее знамением спасения, символом победы над смертью. Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте во имя спасения людей. Почитание Креста в Православной традиции имеет под собой многовековую богословскую основу. В посланиях апостола Павла часто упоминается Крест. Проповедь апостола о страдавшем Господе и о Его Кресте для погибающих из-за своего неверия людей выглядит как юродство (т. е. безумие), а для нас, спасаемых (т. е. христиан), — как сила Божия (1 Кор. 1:18). Павел пишет о том, что Христос вместо предлежащей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление, и пригвоздил ко кресту рукописание грехов наших (Евр. 12:2: Кол. 2:14), апостол говорит о врагах Креста Христова (Флп. 3:18). Во всех приведенных цитатах слово «крест» — синоним распятия, крестной смерти Христовой. Со времени нахождения императрицей Еленой подлинного древа, на котором был распят Господь (IV в.), понятие «крест» также обозначает величайшую святыню христианства. Как свидетельствует археология, с IV в. крест всё чаще стал изображаться в храмах, украшать священные предметы церковного обихода, изготовляться из дерева, камня, драгоценных металлов. Более того, в византийскую эпоху широко распространилась практика молитвенного обращения ко Кресту Христову. Немало таких обращений содержится в богослужебных текстах, посвященных Кресту: «Радуйся Живоносный Кресте, Церкве красный раю, древо нетления, прозябшее нам вечныя славы наслаждение… Радуйся Живоносный Кресте, благочестия непобедймая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждёние, имже тля (тление) разорися и упразднися, и попрася смёртная держава и вознесохомся от землй к небесным… Явися, великий Господень Кресте, покажи ми (мне) зрак (образ) Божественный красоты твоей ныне… ибо яко одушевленну (словно одушевленному), тебе и возглашаю, и облобызаю тя». Приведенные тексты, особенно последний из них, могут навести на мысль о том, что в православной традиции Крест воспринимается как живое существо, способное слышать молитвы и отвечать на них (как заметил русский богослов, священник Павел Флоренский ). Подобное «одушевление» Креста в христианской традиции связано с тем, что он обладает целительной силой, прогоняет демонов, через него верующему подается благословение Божие. Помощь Креста настолько действенна, что кажется, будто бы она исходит от живого источника. Однако сила, которая действует через Крест, не является какой-то автономной силой, присущей Кресту как таковому. Через Крест действует сила Божия. Молитва, адресованная Кресту Христову , восходит к Распятому на нём; сила, исходящая от Креста, исходит от Самого Господа. И спасение, проистекающее от Креста, причиной своей имеет не сам по себе Крест, а то, что на нём был распят Спаситель мира, Христос.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Так в крепости духа должны мы подвизаться в исправлении жизни своей, чтобы не озираясь вспять, непрестанно простираться вперед; и предавши души своя Господеви, во всех как добровольных очистительных, так и свыше для очищения нашего посылаемых страданиях не унывать, но радоваться, что мы ими исполняем лишение скорбей Христовых во плоти нашей ( Кол. 1: 24 ). Всякую мысль, всякое внушение, отвращающее нас от страданий, будем считать прелестью духа лестча, старающегося совратить нас с пути истины; напротив всеми удостоверениями убеждаться в той истине, что страдания для нас необходимы: как праведная казнь для преступников, как узы для необузданных грешников, как горькое, но спасительное врачество для опасно болезнующих, как средство очищения для погруженных в нечистоты, как путь совершенства для преобразующихся в образ Божественный. Если будем убегать от страданий, они будут постигать и горше обременять нас; если же в силе Божией с терпением будем принимать оные, и они будут для нас легче; а когда при горьком врачевании будем ощущать внутреннее исцеление, при внешнем изнеможении духовное укрепление: тогда они соделаются для нас даже приятными. Страждущие для Христа упиваются неизреченной сладостью при сей одной мысли, что они страданиями уподобляются Спасителю, Своими страданиями приобретшему нам спасение. Кто из нас сладостнее вкусит силу и славу воскресения Христова и во днешний радостный день воскресения и некогда в невечернем дни царствия Его? Не тот ли, кто вместе с Христом страдал, со Христом распинался, со Христом умирал и спогребался? Христиане! Или сотворим, по слову Спасителя, древо добро и плод его добр ( Мф. 12:33 ), привьемся спасительными страданиями к сей живоносной Лозе; тогда будем и здесь, яко древа, насажденные при исходищах вод, яко маслины плодовитые в дому Божии, и там во царствии Христовом, яко рождения нового винограда, будем расти, процветать и плод приносить силой живоносного Древа, при живых водах чистой реки, исходящей от престола Божия и Агнча ( Апок. 22:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Прошу святых молитв Ваших. Старец Валаамского монастыря Боголюбивейшая инокиня А.! [...] Ты пишешь, что борет тебя гнев и «мира и утешения не имам». Если не будем трудиться и работать над своим сердцем – мира и утешения не будет. Надо же наконец взять себя в руки, не все же жить спустя рукава. Ибо нуждницы восхищают Царство Небесное (см.: Мф.11:12 ). Антоний Великий сказал своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться. Духовная жизнь подобна дереву, телесный подвиг – листьям его, а душевное делание – плоду». Писание говорит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:10 ). Конечно, телесный труд нужен, ибо без него и плодов не будет. Однако знай, что все телесные труды – не как добродетель, а как пособие к добродетели. Многие много трудились, а плодов не получали, ибо труд их был внешний, убивающий дух: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи ( Кол.2:21 ). Святой Иоанн Лествичник говорит: «Весьма развратился нынешний век и весь стал преисполнен возношения и лицемерия. Труды телесные, по примеру древних отцов наших, может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется, хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований, как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог». Святой Исаак Сирин говорит: «Если ты трудишься в какой прекрасной добродетели и не видишь успеха или плода – не дивись, ибо Господь дает дарование не за труды, а за смирение». Священномученик Максим сказал: «Даждь телу малое упражнение, а все усилия употреби на внутреннее делание». Святой Варсонофий сказал: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем». Святой Антоний сказал: «Когда я сидел у одного аввы, пришла некоторая дева и сказала старцу: «Авва, я провожу свою жизнь в посте, вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Заветы». Старец ответил ей: «Сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие?» Она сказала: «Нет». – «Бесчестие как похвала?» Сказала: «Нет, авва». – «Враги как друзья?» Она ответила: «Нет». Тогда говорит тот мудрый старец: «Иди трудись, ты ничего не имеешь». Ужасный ее подвиг: один раз кушала в неделю, и то, наверно, не изысканную пищу, и вдруг услышала от опытного старца: «Ты ничего не имеешь». И Священное Писание изучала, однако не понимала сущности, чему учит оно. И все ее благочестие было чисто внешнее, плодов духовных и не сподобилась получить. И те пять дев юродивых (см.: Мф.25:1–13 ) большой подвиг девства сверхъестественный соблюли, но, как добрых дел не имели [Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера] ( Гал.5:22 ), остались вне дверей в Небесный Чертог. И фарисеи знали назубок Священное Писание, но не жили по Писанию и истины не могли понять – распяли Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Церковное учительство однако не исключает возможности и всякому члену церкви самому поучаться в евангелии и вообще в слове Божием, и из него, как первого источника, почерпать все нужное для спасения. Напротив, это обязанность каждого христианина. Блажен муж, говорит пр. Давид, который в законе Его (Господнем) поучится день и нощь, и будет, яко древо насажденное при исходящах вод ( Пс. 1:1–3 ). Апостол хвалит берийцев за то, что они поверяли учение его св. Писанием ветхого завета ( Деян. 17:11 ) и почти в каждом послании своем заповедует христианам, чтобы они возрастали в познании истины (напр. Кол. 1:9–10 ; сн. 1Петр. 2:2 ). И братьям осужденного богача сказано: имут Моисея и пророки, да послушают их ( Лук. 16:20 ). Спаситель говорил иудеям: испытайте писания, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне ( Иоан. 5:39 ). Истинной церкви Христовой посему не свойственно ни запрещать чтение св. Писания, ни переводить Библию на живые языки, ни вообще внушать верующим мысль о спасительности бездеятельного (пассивного) отношения их к слову учащей церкви, как это видим в римском католицизме 541 ). Древние учители церкви, напротив, призывали к этому исследованию. Тертуллиан предлагал язычникам: «посмотрите в наши писания, которые суть самое слово Божие. Мы их ни от кого не скрываем; разные обстоятельства допускают и посторонних людей иметь их в своих руках» 542 ). Св. Златоуст в нерадении мирян к учению слова Божия видит главную причину зол жизни. «Из того то и выходит весь вред жизни, говорил он им, что чтение св. Писания считаете вы приличным только для одних монахов, тогда как сами гораздо больше имеете в том нужды. Для того, кто живет в мире и каждый день получает раны, особенно нужно врачевство» 543 ). «Послушайте вы все, посвятившие себя мирским занятиям, говорит Златоуст еще, прошу вас, приобретите для себя Библию, – это врачевство для души. И если вы не хотите или не можете приобрести всей Библии, то купите по крайней мере Новый Завет , или хотя Евангелие, или Деяния, и пусть эти книги будут постоянно вашими учителями» 544 ). Но свобода частных лиц в испытании Писания или в учительстве не должна простираться и до той преступной и вредной неограниченности, до которой простерла ее западная реформация. Сообразно со значением церкви и ее иерархии православная церковь обязывает каждого сына церкви руководствоваться в понимании и изъяснении слова Божия учителями церкви и их суждениями поверять собственное разумение, или общее – голосом св. Предания (Посл. вост. патр. 2 чл.). Посему же и учительство мирянина ограничивается известными пределами, но не простирается до предоставления ему права церковного учителя вс. соб. 64 прав.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И пошли, говорит, слуги по улицам и площадям, по перекресткам и распутиям, по большим и проселочным дорогам, — и назвали. — Вот это и есть Апостольство: рабы Божии ходят по миру и зовут. Святой Златоуст особую сторону указывает в целях Божиих при учреждении Апостольства. Он говорит: «После того, как люди не послушали пришедшего Ходатая, Бог не отвергнул и не оставил их, но не престает звать их как Сам, так и чрез других. Кто достойно может надивиться такому долготерпению и попечению Божию о нас! Сын, пришедший для примирения; Сын, приискренний и единородный, умерщвлен; но Отец и в сем случае не отверг убивших Его и не сказал: Я послал Сына Моего совершить Мое посольство, а они не только не хотели послушать Его, но еще убили и распяли, посему праведно отвергнуть их. Но поступил совсем напротив: по отшествии от нас Сына Он вверил нам дело примирения, ибо говорит: «давшаго нам служение примирения» «. β ) Апостольство — существенный член в домостроительстве спасения (2Кор. 5:19—21, 6:1, 2) Дело Апостольства — призывать к примирению с Богом отвратившихся от Бога и прогневавших Его, и по призвании облагодатствовать. Апостол говорит теперь: мы это и делаем, всех зовем: примиритеся с Богом, и всем благодать преподаем. Так и вас призвали и благодати причастниками сделали. Молим же вас не вотще такую благодать Божию прияти вам. 2Кор. 5:19.   Зане Бог бе во Христе мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения. Повторяет сказанное пред сим, по важности предмета, в желании напечатлеть его полнее и глубже. Яснее только изображает образ примирения во Христе. Христос Господь «все грехи наши вознес на теле Своем на древо» (1Пет. 2:24); рукописание их взял Он от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:14), так что для правды Божией сих грехов и с их рукописанием будто уже и не существует. Она вполне удовлетворена. Людям остается только уклониться под сень креста, чтобы правда Божия не видала на них грехов их. Об этом, говорит, мы теперь и толкуем всем, всех убеждая и умоляя: «примиритеся с Богом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2956...

Но вот что совершенно препятствует такому толкованию и заставляет поневоле от него уклониться и искать другого значения; здесь непосредственным следствием насыщения представляется стяжание жизни вечной; ибо сказано: жива будут сердца их в век века, чего от принятия пищи обыкновенной и вещественной, как всякому известно, не бывает и не может быть, а напротив, как сама она превращается в тление, так и всё, что, при посредстве её, в нас и для нас вырабатывается, готовится к истлению: брашна чреву, говорит Апостол, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит ( 1Кор.6:13 ); Вся же сия суть во истление употреблением ( Кол.2:22 ). Что же после сего в настоящем месте должно разуметь под ядением и насыщением? Ядение и насыщение духовное. Посему-то ядущие и названы здесь взыскающими Господа. Это суть те алчущие и жаждущие правды Христовой, которых Небесный Учитель называет блаженными, обещая им полное насыщение: блажени алчущии и жаждущии правды, глаголет Он, яко тии насытятся ( Мф.5:6 ). И они действительно имеют полное и неоспоримое право на наследие живота вечного, ибо как сама правда, по словам Премудрого, есть безсмертна ( Прем.1:15 , Притч.10:2 ), и от плода ея древо жизни прозябает ( Притч.11:30 ), и в путях ея обретается живот ( Притч.12:28 ), так и питающиеся ею мужи праведные, по словам того же Премудрого, во веки живут ( Прем.5:15 ), и в своих руках имеют источник жизни, а в делах верный залог живота ( Притч.10:11,16 ). Об них только одних и можно было сказать, как сказано у Пророка, что сердца их жива будут в век века. Что же такое правда Христова? Оправдание нас грешных и немощных пред лицем Бога правосудного, крестными заслугами Христа Иисуса нам исходатайствованное и туне благодатию, по неизреченному Его милосердию, нам дарованное, а затем с нашей стороны жизнь во всем с Его примером и учением сообразная, начинающаяся верою в Него, укрепляемая, ободряемая и поддержимая надеждою на Него, одушевляемая, оплодотворяемая и усовершаемая любовию к Нему, ибо любы, по Апостолу, исполнение закона и соуз совершенства есть, и сотворивый та человек жив будет в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» 6 июня 2013 г. 14:00 6-7 июня 2013 года в Минске проходит международная научно-практическая конференция «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути», посвященная 1025-летию Крещения Руси. Приветствие участникам форума направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему экзарху всея Беларуси Участникам Международной научной конференции «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Филарет, возлюбленные о Господе собратья архипастыри, отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую всех организаторов, участников и гостей Международной конференции «Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути», проходящей в Минске в стенах Национальной Академии наук. Юбилей 1025-летия Крещения Руси, который мы все вместе празднуем, дает нам возможность с особой силой ощутить значимость совершенного святым равноапостольным князем Владимиром деяния, благодаря которому сформировалась духовная и национальная самобытность наших народов, определился их особый путь в истории. Приобщение к христианской цивилизации открыло огромные перспективы для культурного и духовного роста наших народов, для создания общности восточных славян, заложило основы их государственности. Древо, посаженное святым Крестителем Руси, возросло и дает обильные плоды по сей день, духовно питая братские народы Беларуси, России и Украины. Посещая с Первосвятительским визитами Беларусь, всякий раз с удовлетворением отмечаю все новые свидетельства возрождения церковной жизни Республики. За период, прошедший со времени празднования 1000-летия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси в 1992 году, сделано очень многое, в том числе в плане развития церковной науки и образования. Уверен, что и нынешняя конференция внесет весомый вклад в это благое дело. Выражаю надежду, что работа настоящего форума привлечет внимание общественности наших братских славянских стран, поможет глубже осознать важность приобщения молодого поколения к богатому духовному и культурному наследию восточнохристианской цивилизации. От всего сердца желаю всем вам благодатного укрепления ваших сил, творческого вдохновения и всесильной помощи Божией в ваших трудах. Пусть их результаты не только обогатят историческую науку, но и способствуют укреплению духовного начала в общественной жизни, дабы все верные поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога (Кол. 1:10). С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3033099.ht...

Но не только в лице самого Моисея, пророка и боговидца, и вместе – законодателя, посредника между Богом и людьми, и избавителя своего народа, верующие израильтяне могли видеть живой образ пронареченного им Христа Спасителя, которого небо хранило в себе даже до лет устроения всех ( Деян. 3:21 )! Для утверждения своей веры в Обетованного, народ Божий, во времена Моисея, был озарен множеством прообразований будущих времен Искупителя. – Изведете сынов Израиля из Египта, из дому работы; пасхальный агнец, и своей непорочностью, и обрядами при вкушении его, и особенно своей кровью, спасавшей израильтян от ангела погубляющего; переход по сухому дну Чермного моря, действием крестообразного начертания жезлом; манна, хлеб ангельский, сходивший с неба; вода из камня, составлявшая для верующих питие духовное, от духовного последующаго камене – Христа ( 1Кор. 10:4 ); медный змий, вознесенный на древо во спасение взиравших на него с верой в Господа, от уязвления змиев смертоносных, и, наконец, вообще вся судьба израильтян в те времена: все это имело, по слову Апостола, смысл прообразовательный: вся сия, говорит он, образи прилучахуся онем ( 1Кор. 10:11 ). Особенно же, весь обрядовый закон Моисеев, во всех своих обрядах жертвоприношений, очищений, окроплений, праздников, по слову Апостола, как не заключал в себе самаго образа вещей божественных, то имел только сень грядущих благ ( Евр. 10:1 ), то есть, событий новозаветных; все это было тенью будущего, а телом во Христе ( Кол. 2:17 )! В сии-то столь обильные преобразованиями времена, в сени и гаданиях времен подзаконных, и вне Церкви израильской уже довольно светлое пророчество изречено устами Валаама: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и обладает языки многими, и возрастет царство Его; благословящии Его, благословени, и проклинающии Его, прокляти ( Числ. 24:3–9, 15–17 ). С течением веков, все более и более проясняясь, в таинственном сумраке времен ветхозаветных, благовестие о грядущем Искупителе является как бы полным сиянием луны в богодухновенных псалмах царя Давида; а вызванный Богом, в последующие времена, целый сонм Пророков, как светоносный лик звезд небесных, до того озарил души верующие, и столь многоразличными чертами прояснил откровение о Христе, что, подлинно, ничего уже более не оставалось, как только ожидать утренней зари, полного рассвета, появления самого Солнца правды, Христа и Бога, – как это выразил св. апостол Петр в своем послании братиям, уверовавшим из иудеев: и имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе, якоже светилу сияющу в темнем месте, дóндеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших ( 2Петр. 1:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010