Но что же это за время, когда неплодная родит? По моему мнению, это время, о котором говорит пророк Исаия: «Во время благоприятное я услышал тебя и в день спасения я помог тебе» ( Ис.49:8 ), каковое предсказание и апостол Павел относит ко времени Иисуса Христа и говорит: «Вот ныне время благоприятное, вот ныне день спасения» ( 2Kop. VI, 21 ). По моему мнению в этом же смысле объясняется и то таинственное изречение, которое находится у Екклезиаста: «Время рождаться и время умирать» ( Еккл.3:2 ), т. е. в то время, как из бесплодной был рожден народ язычников, синагога потеряла детей своих. Но это может быть понято и иначе. Господь оставит храм и Иерусалим, и Иудеев до того времени, когда Дева родит; и после того как Она родит и рожденный Отрок примет добычу Самарии и силу Дамаска по умерщвлении иудеев, остатки Израиля спасутся. И братья Христа, т. е. апостолы, обратятся к вере пророков и патриархов, которые провозвестили грядущего Христа, и исполнится пророчество псалма: «Вместо отцов твоих родились у тебя дети» ( Пс.44:17 ) и следующ. за тем слова. Мих.5:4 .  И Он будет стоять и будет пасти в силе Господа и в величии Господа Бога своего; и они обратятся, потому что ныне возвеличится Он до пределов земли. LXX: И Он станет и увидит и будет пасти стадо свое в силе Господа и во славе имени Господа Бога своего, потому что ныне возвеличится Он до пределов земли. После того как Солнце правды взойдет с высоты небес и дойдет до пределов их и рождающая родит, и остатки братьев его будут обращены к сынам Израиля, Господь, ходивший прежде и не остановивший хождения Своего с теми, которые были положены на пути, остановится и будет пасти их в силе Господа, так что они будут иметь возможность говорить: «Господь пасет меня, и ни в чем у меня не будет недостатка; на месте обильного пастбища Он поселил меня, и над водами насыщения он воспитал меня: душу мою он обратил». ( Пс.22:1,2 ). А пасет он их не только в силе Господа и во славе имени Господа Бога своего, когда говорит Отцу: «Отче Святый, сохрани их во имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

После того ко времени пришествия Иисуса Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: «Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы» ( Иоиль.3:10 ) могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнью] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их [ Ин.4:38 ], чтобы о нас было сказано: «Идя, они шли в веселии, неся снопы свои» ( Пс.125:6 ) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: «блажены миротворцы» ( Мф.5:9 ). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть ( Ин.15:1 ), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: «Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова» ( Ис.2:3 ) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог . В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре» ( Рим.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ради связности с началом речи ( Мих.3:1 ) сохраняем второе лицо и переводим через едите, – через сдираете, – через сокрушаете, – через режете, хотя буквально – едят, сдирают, сокрушают, режут. Для стиля Михи вообще характерны внезапные переходы от второго лица к третьему и обратно. Будут взывать к YHWH, но Он не ответит им… Правители – приличные с виду люди и вовсе не безбожники. В трудных обстоятельствах они готовы молиться, взывать ( можно переводить и через кричать) 158 к YHWH (ср. Мих.3:11 ). Но когда постигнет их беда, напрасны будут их молебны – Он не ответит им, не изменит их злосчастной судьбы, не спасёт их (ср. Иер.15:1–2 ). Ср. Ис.1:15 : «Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». Причина, по которой Бог не желает слушать мольбы злодеев – их нераскаянность: они не меняют своего отношения к бедным, не хотят, как говорит Йешайяну, очиститься и перестать делать зло, не хотят научиться делать добро, то есть – стремиться к правосудию (), спасать угнетённого, защищать сироту, вступаться за вдову ( Ис.1:16–17 ). Если б они отвратились от злых своих дел и прекратили угнетать и порабощать впавших к ним в долговую кабалу соплеменников, изменилось бы и отношение Всевышнего к ним: если бы они простили долги беднякам, Господь простил бы и их долги, ведь Он любит миловать ( Мих.7:18 ). В противном случае правителей ждёт возмездие: как они не щадили ближних ( Мих.3 :2b–3), так и им не будет пощады – придут враги и будут их «пожирать полным ртом» ( Ис.9:11 ) 159 . …скроет от них лицо Своё… Патологическая коррумпированность правящего класса ведёт к тотальному закабалению малоимущих. Йешайяну обличает Йерушалаим: «Князья твои – законопреступники ( – упрямые) и сообщники воров; все они любят взятки и гоняются за мздой; не защищают в суде ( ) сироты, и дело вдовы не доходит до них» ( Ис.1:23 ). Религиозность таких правителей лицемерна ( Ис.1:11–15 ) 160 и не позволяет им рассчитывать на благосклонность YHWH: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи мои» ( Ис.1:15 ). Когда Господь скрывает () Своё лицо от тех, кто Ему молится? – Когда не желает прощать им: Ис.59:2 . Ср. Втор.31:17–18, 32:20 . Злые правители будут отставлены от управления, у них будут отобраны все земли и дома, а самих их погонят в плен. Тогда они будут не просто молиться, они будут кричать ко Господу ( ) о помощи – и не будут услышаны. Не обращали внимания на вопли угнетённых – не обратит Господь внимания и на ваши вопли. Ср. Ос.5:6 ; Ам.8:11–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

режете на куски, словно в котёл, словно мясо в горшок! 4 Будут взывать к YHWH, но Он не ответит им, и скроет от них лицо Своё в то время, так как совершали они злые дела. 5 Так говорит YHWH о пророках, которые сбивают с пути народ Мой, которые кусают зубами своими – и возвещают мир, а тому, кто не кладёт им в рот, объявляют священную войну. 6 Так пусть же ночь будет вам вместо видения, тьма вам – вместо предвещанья! Зайдёт солнце над этими пророками и померкнет над ними день. 7 И устыдятся провидцы, и посрамятся гадатели, все они покроют уста свои, потому что не будет ответа от Бога. 8 А я исполнен силою Духа YHWH, правотой и отвагой, чтобы высказать Яакову преступление его и Исраэлю – грех его. 9 Слушайте это, главы дома Яакова и правители дома Исраэля! Вы гнушаетесь правосудием, искривляете всё прямое, 10 Созидающие Цийон на крови, Йерушалаим – на беззаконии! 11 Главы его судят за взятки, священники учат за плату, пророки предвещают за деньги, и при том опираются на YHWH, говоря: «Разве YHWH не с нами? Не придёт к нам беда!» 12 Посему из-за вас Цийон словно поле распашут, и Йерушалаим станет грудой развалин, и Храмовая гора – лесистым холмом. Глава 4 1 И будет в последние дни: гора дома YHWH будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. 2 И придут многие народы и скажут: придите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Цийона выйдет Тора, Слово YHWH – из Йерушалаима. 3 Он рассудит многие народы, решит тяжбы могучих далёких народов, и перекуют они мечи свои на плуги, копья свои – на садовые ножницы, не поднимут народ на народ меча и не будут больше учиться воевать. 4 И каждый будет сидеть под своею лозою и под своею смоковницею, и некому будет страшить, ибо уста YHWH Воинств изрекли. 5 Пусть все народы ходят каждый во имя своего бога, а мы будем ходить во имя YHWH, Бога нашего вовеки, всегда. 6 В тот день – говорит YHWH – соберу хромое, объединю рассеянное и тех, на кого Я навёл бедствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Скачать epub pdf «Не мир пришел Я принести, но меч» Следующая часть наставления касается того, как вера в Иисуса может сказаться на взаимоотношениях человека с его близкими: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ). В Евангелии от Луки мы находим похожие слова: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей ( Лк. 12:51–53 ). Современный исследователь, автор одной из «революционных биографий» Иисуса, считает, что Иисус здесь восстает против «патриархального шовинизма», характерного для Средиземноморья Его времени. Стандартная семья включала пять членов: отца и мать, их сына с женой и незамужнюю дочь; все они жили под одной крышей. Линия разделения, отмечает исследователь, проходит между поколениями: Иисус обрушивается на семейный уклад, предполагающий власть старшего поколения над младшим, родителей над детьми. Его идеал – то Царство Божие, в котором нет места злоупотреблению властью. В этом толковании заслуживает внимания лишь один момент: если читать текст буквально, то линия разделения в самом деле проходит между поколениями. Иисус не говорит, что Он пришел разделить мужа с женой, брата с сестрой; Он не говорит, что муж, любящий жену больше, чем Его, или жена, любящая мужа больше, чем Его, недостойны Его. Но действительно ли слова Иисуса означают, что водораздел будет проходить только и исключительно между поколениями? Прежде всего мы должны отметить, что эти слова являются парафразой слов пророка Михея: Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его ( Мих.7:6 ). Именно в этом тексте сын противопоставлен отцу, дочь – матери, невестка – свекрови. Отсутствием в цитате упоминаний о других родственных связях можно объяснить отсутствие таковых и в речи Иисуса. Кроме того, мы можем вновь вспомнить слова Иисуса, обращенные к ученикам: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную ( Мф. 19:29 ). Здесь, помимо представителей старшего и младшего поколений, присутствуют представители одного поколения (братья, сестры, жена).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Согласно Михе, народы устремятся в Йерушалаим, к Божьему дому не для того, чтобы захватить его ( Иоил.4 186 ; Зах.14:1–5 ), и не для того, чтобы принести туда свои богатства ( Ис.60:3–7, 9, 16–17 ), и не для того, чтобы возвратить домой иудеев ( Ис.49:22, 60:9, 66:20 ), и даже не для того, чтобы поклоняться YHWH и принять участие в Его празднике ( Зах.14:16 ). Они стекутся туда для того, чтобы научиться от Господа Торе ( Мих.4:2 ). …придут многие народы… В Йерушалаим. Ср. Зах.8:22–23 : «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать YHWH Ц е ваота в Йерушалаиме и умолять лице YHWH. Так говорит YHWH Ц е ваот: будет в те дни, уцепятся десять человек из разных народов, уцепятся за полу иудея, говоря: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Ср. Ис.45:14, 56:6–8, 66:23 ; Зах.14:16–19 . …и скажут: приидите, взойдём на гору YHWH, в дом Бога Яакова… Скажут друг другу. Ср. Зах.8:20–21 : «Ещё будут приходить народы и жители многих городов. И пойдут жители один к другому и скажут: пойдём умолять лицо YHWH и искать YHWH Ц е ваота. Пойду и я!». Общение с YHWH, Богом Яакова станет целью всего человечества. Хотя гора Господня – не самая высокая в Йерушалаиме гора, на неё именно восходят, даже если спускаются с небес на вертолёте. Это восхождение (и на гору Господню, в дом Бога, и в Йерушалаим, и в Святую землю Исраэля вообще) – не столько физическое, сколько духовное: Храм, стоящий на этой горе, духовно возвышает её до небес. Глагол (восходить) – самый важный глагол паломнического словаря: ср. Иер.31:6 ; Зах.14:17 ; Пс.120 /119–134/133. …и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ср. Пс.25 /24:4. Раньше паломники восходили на Храмовую гору для того, чтобы праздновать Песах, Шавуот и Суккот, для того, чтобы совершать жертвоприношения и приносить обеты. В будущем они будут стекаться в дом Божий для того, чтобы научиться путям () и стезям () Его. Согласно МТ, учить народы будет сам Всевышний: Бог Яакова станет Учителем всех людей. А согласно кумранскому тексту Йешайяну ( Ис.2:3 ) и согласно LXX, учить (, hifil – от этого же корня происходит слово Тора) языческие народы будут иудеи. LXX: δεξουσιν μν τν δν ατου (они покажут нам путь Его). Иудеи станут учителями всего человечества. Наученные ими народы оставят свои суеверия и заблуждения, примут Божественное учение и станут народом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Социальное служение Церквей строится на принципе социальной справедливости. Справедливость предусматривает неотъемлемость принадлежащих человеку прав. Они даны ему Богом и определяют его достоинство. Основа социальной справедливости – всеобщая доступность земных благ. Церкви в своем социальном служении последовательно защищают справедливость в различных областях жизни общества. Однако социальное служение Церквей не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы – милосердие и любовь: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Книга пророка Михея 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости – они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах; любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его попранное им же самим достоинство. 16.2. О капелланском служении Бог создал человека совершенным с разнообразием духовных, психических и социальных свойств, отражающих характер Творца. Влияние греха разрушило первоначальное состояние людей, ввергнув род человеческий в духовный кризис, нравственное разложение. Иисус пришел на Землю, чтобы восстановить через Свое служение утраченную целостность человеческой личности. В Евангелии от Иоанна об этом сказано: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Евангелие от Иоанна 10:10 ). Христос поручил Своим последователям продолжать Его служение восстановления, предусматривая многогранный подход к людям, переживающим кризис, в соответствии с их нуждами и конкретной обстановкой. Актуальным элементом христианского служения является работа капелланов. Капелланское служение – это оказание помощи людям специально подготовленными служителями в кризисных ситуациях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ср. Иер.23:5, 30:9 ; Иез.34:23, 37:24 ; Ос.3:5 . Мессианская тема будет продолжена в 5-й главе книги Михи. У LXX на месте (царство) – βασιλεα κ Βαβυλνος (царство из Вавилона). Видимо, это следует понимать так, что вернувшиеся их Бавэля иудеи восстановят у себя царство. Такой интерпретирующий перевод LXX непонятен, ведь монархическое правление в персидскую эпоху не было восстановлено в Исраэле. Осада Йерушалаима, плен и спасение. Мих.4:9–14 9 А сейчас – что ты криком кричишь? Разве нет царя у тебя? Разве погиб твой советник, что схватили тебя муки, как роженицу? 10 Корчись и изгибайся, дочь Цийона, как роженица, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдёшь до Бавэля, там будешь избавлена, там искупить тебя YHWH из руки врагов твоих. 11 Ныне собрались на тебя многие народы и говорят: «Да будет обесчещена и увидена! на Цийон – глаза наши!» 12 Но они не знают мыслей YHWH и не понимают совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно! 13 Вставай и молоти, дочь Цийона! Сделаю рог твой железным, копыта твои сделаю медными – и перемелешь многие народы, посвятишь YHWH награбленное ими, и богатство их – Владыке всей земли. 14 Теперь ополчись, дочь полчища – осадою нас обложили. Палкой бьют по щеке судью Исраэля 210 . «Спасение в будущем рождается из драмы настоящего. В этом и состоит… идея данного отрывка» (Скандрольо) 211 . К какому времени отнести эти стихи? О какой именно осаде Йерушалаима идёт речь? Об осаде ассирийскими войсками в 701 году? Об осаде вавилонянами в 597 году? Или о последней осаде ими же в 588–586 годах? Пророк, которому принадлежат эти слова, как кажется, находится внутри осаждённого города (осадою нас обложили), подобно Йешайяну ( Ис.37 ) или Ирмейяну ( Иер.38–39 ). Упоминание Бавэля и намёк на переселение дочери Цийона ( Мих.4:10 ) заставляют многих комментаторов относить этот пассаж (полностью или частично) к началу VI века. Но с другой стороны, 11-й и 12-й стихи, в отличие от 9–10 стихов, возможно, содержат намёк на чудесное избавление от осады 701 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Ст. 25–28 . Я, Я сам изглаживаю беззакония твои ради Себя, и грехов твоих не помяну. Напомни Мне, чтобы нам судиться вместе; расскажи, если что имеешь, чтобы оправдаться. Отец твой первый согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. И Я признал нечистыми ( contaminavi ) князей священных, предал Иакова на убиение и Израиля на поругание. LXX : Я, Я изглаживаю беззакония твои, и не помяну их. А ты припомни, и будем судиться. Скажи ты первый беззакония твои, чтобы оправдаться. Отцы ваши согрешили, и князья ваши совершали беззакония против Меня, и оскверняли князья святыни Мои. И предал Я Иакова на погубление и Израиля на поругание. Ты, говорит, Иаков и Израиль, отягощал Меня грехами своими и Я едва мог выносить бремя твоих беззаконий, коих Я не называю ни рабами, ни отроками Своими, но называю просто именем Иакова и Израиля, чтобы указать и обличить грешников. Но Я ради Себя, – так как Я благ, долготерпелив и многомилостив, – изглажу все беззакония твои окроплением и кровию Нового Завета: изглажу старое рукописание, которое было написано против тебя, и более не припомню грехов твоих, которые Я отпущу тебе в крещении, если ты захочешь веровать. Итак напомни Мне: если ты можешь справедливо сказать что-либо в ответ Мне, Я охотно выслушаю, чтобы нам вместе судиться и чтобы ты мог доказать, что Я не сделал тебе того, что должен был сделать. Эту мысль в более полном виде мы читаем у Михея: людие Мои, что сотворих вам или чим стужих вам? Отвещайте Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисея и Аарона и Мариам ( Мих. 6:3–4 ). И в пятидесятом псалме Давид говорит к Богу: «чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда будешь судиться» ( Пс. 50:6 ). Итак, скажи, если что-либо имеешь, чтобы оправдаться. Смысл же такой: Я не буду говорить первый против тебя, чтобы ты не сказал, что ты подавлен многочисленностию слов, но сам говори в защиту себя, если имеешь что либо основательное, чтобы ты оказался незаслуженно терпящим испытываемое тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Судьёй () здесь назван царь. Это обычное название царей Йенуды ( Ис.16:5 ) и царей других ближневосточных государств ( Пс.2:10, 148:11 ). А в предмонархическую эпоху судьями в Исраэле называли вождей, харизматических правителей (см. книгу Шофтим). Собственно, «судить» в приложении к монарху или вождю значит «править» (ср. 3Цар.3:9 ; 4Цар.15:5 ). Древняя церковная экзегеза усмотрела в этих словах мессианский смысл – увидела в них предсказание об издевательствах римских воинов над Йешуа на-Машиахом. «Разумеется Господь наш, истинный Пастырь Израилев, который в день страдания Своего дал ланиту Свою на заушение» 232 . «Римляне били по главе тростью Судию Израилева» 233 . Завершим комментарий к этому отрывку небольшой цитатой из Донателлы Скайолы: «Главный замысел этой перикопы, как кажется – связать прошлое и будущее. Настоящее описывается как тяжёлое, несчастное время, время бесчестия и плена, которое, однако, открыто к некоей надежде» 234 . Надежда эта – мессианская, и о ней говорит следующая перикопа книги Михи. Мессианская надежда. Мих.5:1–5 235 1 И ты, Бэйт-Лехем, Эфрата, столь малый, чтобы быть средь кланов Йенуды, из тебя выйдет Мне тот, кому быть правителем в Исраэле и чьё происхождение – из древности, от вечных дней. 2 Потому отдаст их до времени, когда родит роженица и оставшиеся братья вернутся к сынам Исраэля. 3 Он встанет и будет пасти в силе YHWH, в величии имени YHWH, Бога своего. И будут они обитать, ибо тогда он будет велик до краёв земли – 4 это будет мир. Когда Ашшур придёт в нашу землю и когда вступит в наши дворцы, мы выставим против него семь пастухов и восемь князей людских. 5 И будут они пасти землю Ашшура мечом и землю Нимрода – в воротах её. Он избавит от Ашшура, когда тот придёт в землю нашу и когда вступит в пределы наши. Бесспорно, эта перикопа, тематически перекликающаяся с пророчествами Йешайяну об Иммануэле ( Ис.7:14, 9:5–6 236 , 11:1–9), имеет мессианское значение. Предвозвещается рождение в Бэйт-Лэхэме, на родине Давида, чудесного царя-избавителя ( Мих.5:1 ), который установит мир и безопасность до краёв земли ( Мих.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010