Служба Петру Цетинскому и другие богослужебные тексты, напечатанные в Москве для южных славян Источник Параграф I II III IV V VI Service to Peter Tsetinsky and other liturgical texts printed in Moscow for the South Slavs The article is devoted to Moscow editions of church services and other liturgical texts intended for the southern Slavs. It is common knowledge that during the 18th and 19th centuries, Russia was an active supplier of liturgical books to the Orthodox Slavs. The study shows that in a number of cases, special editions of texts, differing from those published for use within Russia, were prepared for this purpose. The article pays particular attention to the service to St. Peter Tsetinsky, the first edition of which was printed in Moscow in violation of all existing rules for the publication of liturgical literature. This is the only case when the Synodal Printing House published a service to a saint whose name is not featured on the church calendar. Subsequently, the service to Peter Tsetinsky entered Srbljk, but to this day it is missing from the liturgical books of the Russian Church. I. Как известно, в XVIII–XIX в. Россия достаточно активно снабжала православных славян богослужебными книгами, что способствовало сохранению возникшей еще в Средние века близости книжных языков Slavia orthodoxa. Ввоз богослужебных книг был связан с их острым недостатком у православных славян, живущих на территории Османской империи и Австрии. Россия стремилась к тому, чтобы славяне получали церковную литературу, напечатанную синодальными типографиями, а не типографиями Вены или Венеции, где также имелись церковные кириллические шрифты. В данной статье речь в первую очередь пойдет о российско-сербских книжных контактах, однако будут также упомянуты книги, адресованные болгарам. Массовый ввоз богослужебных книг на сербские земли начался еще при Петре I. В описании дел Синода имеется определение от 27 апреля 1721 г. предписывающее в ответ на просьбу митрополита Моисея (Петровича) полностью снабдить богослужебными книгами 12 церквей Белграда 1 . В 30-х годы XVIII века Сербский митрополит Викентий (Йованович) распорядился, чтобы в церквях его митрополии читали и пели только по русским книгам. Это распоряжение было связано с опасением, что книги, напечатанные в других местах, могут содержать униатские идеи. Напечатанные в России книги поступали на Балканы во все возрастающем количестве. На первом этапе это была безвозмездная передача книг, а позже была налажена продажа произведенных в России книг, а также икон и церковной утвари 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Из белой перевернутой пластиковой бочки доносится тявканье маленькой собачонки, почти еще щенка. Пес выглядывает из своей «конуры», – наверное, здесь, вдали от села, его оставил хозяин. Вокруг кучи костей животных, расколотые мраморные плиты, бурьян, некошеная трава и разломанный забор. Внизу раскинулось некогда сербско-албанское Ново-Село, что в Вучитрнском краю Косова . Собака живет на кладбище, где не осталось ни одного не оскверненного памятника. Все они разрушались систематически, а чудом до сих пор уцелевшие могилы были разорены во время погрома кладбищ в январе этого года. На кладбище редко кто-нибудь бывает, поэтому только спустя три-четыре месяца, навещая свою родину, Благое Йованович замечает: «Кто-то добил и то немногое, что еще оставалось. Вот, здесь еще белеет кое-что. А через какой-нибудь год все окончательно зарастет. Они соберут разбитые камни и перепашут все так, будто тут ничего никогда и не было. И так вокруг уже одни поля». Надгробная плита его родных Зорана, Божаны, Катарины и Аритона так сильно разбита, что Благое использует ее куски как заслонку, чтобы свечи не гасило ветерком, поднимающимся из прекрасной долины, по которой проходит дорога к знаменитому селу Самодреже. Бешеная ярость, с которой были опустошены эти могилы, вызывает ужас. Камни размолоты на мелкие куски, по которым невозможно даже восстановить имя. На обломке надгробной плиты за псом, который не перестает лаять, видна фамилия – «Лазич». Кое-где еще лежат, дожидаются новой Пасхи, цветы. Благое Йовановичу, местному уроженцу, нечего бояться, ему много раз приходилось поднимать хозяйство с нуля. Глядя на то, как в его запущенном саду пасут скотину, он ни на секунду не задумавшись, отправляется прогонять незваных гостей из своих владений. До конфликта 1999-го года в поселке Ново-Село прекрасно жили пятьдесят сербских семей. Им была возвращена их земля, конфискованная коммунистами, казалось, ничто больше не предвещало беды. Сегодня в селе никто не живет. Несмотря на то, что, как утверждает администрация, для возвращающихся сербских беженцев были отремонтированы дома, здесь нет ни одного серба. Эти однотипные дома практически полностью разграблены, из них выгребли все, что можно было унести. Дом Благоя был полной чашей, теперь у него нет дверей, провода вырваны из стен, а шелковица, посаженная еще его дедом, срублена.

http://pravoslavie.ru/61553.html

Закрыть Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую Конфликт между Москвой и Константинополем имеет и аскетический контекст 24.10.2018 840 Время на чтение 7 минут Доклад, подготовленный к презентации брошюры «У «порохового погреба Европы», составленной по материалам бесед «Балканского клуба», опубликованных на Русской Народной Линии, и переводам этих текстов, опубликованных на сербском портале Ствари. Презентация в Доме Писателей Сербии организована нашим другом и постоянным автором - Ранко Гойковичем. Ведущие - Александр Георгиевич Михайлик, Михаил Михайлович Иванов, Сергей Викторович Смирнов, Наташа Йованович, Ранко Гойкович и автор предлагаемого вниманию читателей текста. События, связанные с расколом между Москво й и Стамбулом, чаще всего люди воспринимают либо в чисто политическом ключе, либо даже в вульгарно материалистическом. Политический взгляд на проблему - это восприятие действий Фанара в русле общей политики демонизации России, а наш ответ - как игру на этом поле, по этим же правилам. Вульгарно материалистический взгляд не видит ничего, кроме делёжки паствы и, соответственно, якобы борьбы за кошельки этой паствы. Между тем, хотелось бы верить в то, что пощёчина, которую получил наш Патриарх от Константинопольского собрата, фактически приведёт к расстановке «точек над i» в вопросах принципиальных. В вопросах осмысления сути спасения - как на уровне понимания образа мысли, так и проистекающего из этого понимания образа действия. Ситуация в русской Православной Церкви существенно отличается от ситуации в Сербской Православной Церкви. В первую очередь это связано с тем, что когда в 90-е годы ХХ века церковно возрождались народы наших стран, то уровень церковности бывших югославских сербов и бывших советских людей, осознавших свою сопричастность к Русскому Миру, существенно отличались. Титоизм господствовал на ваших землях в два раза короче, нежели ленинизм - на просторах нашего Отечества. И, несмотря на то, что титоизм был не менее лукавым и жестоким по отношению к православию, нежели ленинизм, всё-таки антихристианские гонения в СФРЮ не идут в сравнение с гонениями, имевшими место у нас во время Гражданской войны и военного коммунизма, потом во время индустриализации и вплоть до 1943 года, а затем при Хрущёве.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

В этом году театральный форум «Золотой Витязь» обещает быть проблемным Минск, 20 сентября 2005 г. III Международный театральный форум «Золотой Витязь» состоится в Минске 28 октября – 5 ноября 2005 г., сообщает официальный пресс-агент МТФ «Золотой Витязь». Главные организаторы форума: международный кинофорум «Золотой Витязь», Министерство культуры РБ, Министерство культуры РФ. Почётные попечители – Патриарх Московский и всея Руси Алексий, полномочный представитель президента РФ в Центральном Федеральном округе Г. С. Полтавченко, заместитель председателя Государственной думы РФ Л. К. Слиска. В этом году театральный форум «Золотой Витязь» обещает быть проблемным. Зрители и участники МТФ «Золотой Витязь» в жарких спорах и дискуссиях попытаются ответить на вопрос: «Богоугодное ли дело театр?». В предстоящем форуме примут участие более 30 ведущих театральных коллективов из России, Беларуси, Украины, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, творчество которых соответствует девизу «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека». Среди 400 гостей и участников фестиваля выдающиеся деятели театра – Инна Чурикова, Юрий Соломин, Людмила Чурсина, Алиса Фрейндлих, Владимир Андреев, Сергей Безруков, Ростислав Янковский, Аристарх Ливанов, Лариса Голубкина, Николай Пастухов, Борис Морозов, Богдан Ступка, Раиса Недашковская, Борис Луценко, а также известные деятели культуры Болгарии и Сербии Нешка Робева, Ивана Жигон, Йован Маркович, Рада Джуричин, Зарица Йованович, Елена Трепетова и многие другие. На открытии форума популярный российский актер Сергей Безруков впервые исполнит романс на стихи Сергея Есенина, недавно записанный в тесном сотрудничестве с композитором и арт-директором «Золотого Витязя» Иваном Бурляевым. Цель международного театрального форума «Золотой Витязь» – укрепление традиций русского реалистического театра, популяризация русской классической и национальной драматургии, укрепление межславянского культурного пространства, утверждение идеи патриотизма, высоких гуманистических идеалов. В рамках форума впервые пройдет конкурс спектаклей для детей. В программе конкурса представлены семь лучших детских театров России и Белоруссии. В составе жюри детской программы – учащиеся Москвы и Минска. Состоится III Международная конференция на тему: «Духовные традиции. Театр христианского мира в эпоху глобализации». Высшей награды форума – золотой медали им. Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» – будут удостоены народная артистка СССР Алиса Фрейндлих (Россия) и народный артист СССР Ростислав Янковский (Республика Беларусь). Заявки от СМИ на участие в форуме принимаются до 15 октября по факсу: 252-66-38 или E-mail: zolotoy_vityaz@mail.ru Координатор по связям с прессой Влада Леппке (моб. 8-926-529-11-32) 20 сентября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14601.html

Закрыть Вече на Белградской трибуне свободы В Сербии состоялась презентация перевода книги «Православно-католический диалог после Ясеновца» 02.05.2011 532 Время на чтение 5 минут 29 апреля в Союзе писателей Сербии состоялась презентация книги, изданной нашим коллегой и соратником Ранко Гойковичем «Православно-католический диалог после Ясеновца». Как уже сообщалось ранее , книга представляет собою сборник докладов, прозвучавших на одноимённой международной конференции . Учитывая то, что конференц-зал Союза писателей был переполнен, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в Сербии интеллектуальное сопротивление пока еще не маргинализировано. И крупнокалиберная винтовка системы «телевизор» пока еще не полностью парализовала сознания людей. Во-вторых, православные сербы не стесняются быть патриотами и антиглобалистами, несмотря на враждебное отношение к этому самоопределению властьпредержащих, а также высокомерное паясничание «продвинутых» теологов. Также хочется ещё и ещё раз напомнить, что Россия для Сербии сейчас представляет то же самое, чем была для нас Сербия в 90-е годы. Образ Сербии сопротивляющейся тогда и нас вдохновлял на сопротивление казалось бы неумолимому катку нового мирового порядка. Так и сейчас. Именно образ или, если хотите, – фантом «России, имеющей своё мнение» становится одним из знамен сопротивления. По сообщению Ранко Гойковича, презентацию снимали операторы центрального в Сербии телеканала РТС, работающие над документальным фильмом «Правда о Ясеноваце». Начало и завершение собрания было отмечено пением дивных сербских средневековых песнопений, исполненных известным певцом Любо Манасиевичем. Конечно же, одной из центральных фигур на презентации был академик Серболюб Живанович, озвучивший две страшные цифры: 110 тысяч убитых усташами детей, а также 1171 клириков латинской церкви, принимавших непосредственное участие в геноциде, творившемся на территории Независимой Державы Хорватской. Наташа Йованович поделилась впечатлениями от уровня, на котором была проведена конференции в Санкт-Петербурге, материалы которой и представляют собою представленную книгу. Наташа подготовила как материал по конференции, так и интервью с главным редактором «Русской народной линии» А.Д.Степановым и отцом Владимиром Василиком, которые были опубликованы в журнале «Печат».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/02/ve...

В Косово помянули жертв албанского террора Липлян, Косово и Метохия, 24 июля 2009 г. 23 июля Его Преосвященство епископ Рашко-Призренский Артемий совершил молитвенное поминовение душ убитых сербских крестьянам из Старого Гацка под Липляном. Парастас был отслужен перед памятной доской в этом селе в центральном Косово по случаю десятилетия трагедии. К сожалению и в этом году сербы из Старого Гацка не могли добраться до могил своих родных и близких по причинам личной безопасности. На поминовении присутствовал помощник министра по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Драган Петкович. В своей беседе после поминовения владыка Артемий отметил: «Рана, нанесенная всем нам, еще не заросла и никогда не зарастет. Международное сообщество несет ответственность за то, чтобы найти убийц наших дорогих покойников, привести их пред лицом правосудия, чтобы они получили по заслугам. Наша рана этим не будет исцелена, но будет ублажена». «Мы молимся Спасителю нашему да подаст нам силы выдержать и превозмочь всю боль и остаться на этих просторах, где мы жили на протяжении веков. Останемся твердыми в нашем намерении сохраниться и остаться на этих просторах, чтобы наш неприятель не предался полному ликованию. Уходом отсюда мы не сотворили бы для себя никакого добра, но сотворили бы его для неприятелей наших ибо тогда они бы поняли, что достигли своей цели, что выгнали всех сербов из Косово и Метохии», - сказал владыка Артемий. Десять лет назад, 23 июля 1999 года, в результате коварного нападения из засады были убиты на своих нивах 14 сербских крестьян, среди которых был одни юноша не достигший 17 лет. В результате этого злодеяния были убиты: Андрия Одалович, Йовица и Раде Живичи, Слободан, Миле, Новица и Момир Яничиевичи, Станимир и Бошко Чекичи, Саша и Любиша Цвейичи, Никола Стоянович, Миодраг Тепшич и Милован Йованович. Православие.Ru 25 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31288.html

Повторяю, сербское общество не настроено на новую войну. Политики в Сербии в настоящее время высказываются по косовской проблеме круче, нежели представители гражданского сектора и обычные люди. В некоторой степени, это связано с реформой вооруженных сил, максимально ослабившей сербскую армию. Если и будет военная развязка проблемы, я не знаю, какими силами сегодня располагает Сербия. Сербское общество слишком долго живет под натиском косовской проблемы. Оно уже сознательно не хочет воспринимать этот натиск. Понятно, часть общества в лице общественных организаций, каналов телевидения и прессы, ангажированная известной стороной, говорит, что ей это все надоело, необходимо, мол, заняться экономическими вопросами. Но это лишь малая часть общества, а точнее, передовая часть чьей-то пропаганды в Сербии. Это все понятно. Есть даже некоторые партии, принимающие участие в такой пропаганде. Но все остальные партии, принципиальное их большинство, продолжают считать косовскую проблему принципиальной, призывая защитить целостность Сербии. Насколько это возможно осуществить — уже другой вопрос. Таким образом, можно констатировать, что единой позиции по Косово в Сербии нет. Мы проиграли войну — это реальность. Ясно только одно, что мы будем защищать свою позицию вплоть до решения Совета безопасности ООН. Часть общества в этом плане связывает надежды с Россией, но Москва не сможет решить этот вопрос за нас. Это сербская привычка — ожидать от других решения своих проблем. — Вы сказали, что Сербия проиграла войну. Кому она ее проиграла? — США и НАТО. — А разве можно было рассчитывать на другой результат? — Вы правы, трудно было рассчитывать на иной результат. Но факт остается фактом, мы войну проиграли, и как историк могу сказать, что в начале XXI века в упаковке пропагандистских лозунгов о гражданских правах содержится принцип XIX века — кто выиграл войну, тот определяет все. Так было всегда. Тот, кто проиграл войну, тот ждет, что с ним будет делать победитель. Сербия, в существующей ситуации, выбрала единственно возможный вариант поведения — бороться до последнего, отстаивать свои права в рамках общепринятых международных норм.

http://patriarchia.ru/db/text/336399.htm...

Конечно, Мило Джуканович так просто власть не отдаст. За прошедшие десятилетия вокруг «сигаретного короля» образовалась плотная ядовитая паутина «семьи», которая может подвигнуть стареющего «дона Мило» на безрассудные поступки (вроде преступной авантюры с фабрикацией ложного заговора в 2016 г.). К тому же, «дона Мило» с нетерпением ожидают итальянские полицейские, чтобы защелкнуть на его запястьях наручники - в Италии возбуждено несколько уголовных дел как против самого godfather of Montenegro, так и против его родственников и функционеров. Есть интерес и у черногорской Фемиды - до сих пор не раскрыто убийство главного редактора центральной оппозиционной газеты Черногории «Дан» Душко Йовановича. «Дон Мило», наверняка, надеется на поддержку американского посольства в Подгорице, куда, если станет совсем неуютно в президентском дворце, он может направиться. Тем более, что в соседнем террористическом недогосударстве «Косова» расположен огромный контингент НАТО на базе «Бондстил», предназначенный, в том числе, для подавления выступлений непокорных «туземцев». Но, в любом случае, каждый последующий шаг Джукановича будет лишь осложнять его положение. Попытаться создать коалицию с небольшими партиями или расколоть оппозицию? Тогда Черногорию ждут ещё 4 года политической неустойчивости, граничащей с хаосом. Навязать свою власть силой, разогнав оппозиционных депутатов? Не получится, часть армии и полиции уже продемонстрировала готовность прекратить повиновение - полицейские присоединяются к молитвенным шествиям Сербской Православной Церкви, которые стали символом протеста против проНАТОвской диктатуры закоренелых безбожников и сектантов. Лучшим исходом и для Джукановича, и для Черногории было бы публичное заявление «дона Мило» о сложении с себя всех полномочий и уходе из политики. Избиратели слишком явственно намекнули Джукановичу, что ему пора обосноваться где-нибудь за океаном и заняться написанием мемуаров. Алексей Александрович Поповкин , кандидат исторических наук, г. Лиски, Воронежская область, специально для «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/31/ch...

Политолог Александр Асафов сомневается, что Киеву «повезло» с назначением Волкера и предрекает возобновление переговорного формата с участием Владислава Суркова. - Несмотря на то, что высказывание Курта Волкера о «горячей войне» растиражировано украинскими СМИ, на самом деле американец был очень осторожен и никаких других приятных Украине заявлений не сделал. Поэтому украинцы используют то, что есть. Пока Киеву непонятно, благо для них назначение Волкера, или зло. Да, они его «катают», даже в Авдеевку свозили на пару с послом США на Украине Мэри Йованович... Но, судя по всему, Волкер привез не очень хорошие вести, связанные с решением Трамп- Путин на G-20. Волкер на Украине уже давно, он приехал вместе с Тиллеросоном, но никаких впечатляющих обещаний от него нет. Иначе все уже лопались бы от восторга. Для сравнения можно вспомнить визит Йоханнеса Хана из Евросоюза, который был недавно. Там было целое шоу в Мариуполе. По накалу «медийки» можно оценить, что именно они получили от визита. «СП»: - Каковы могут быть последствия визита Волкера для России? - Когда Тиллерсон был назначен, он ездил в Москву, где было сказано, что поскольку формат «Сурков-Нуланд» был успешен, то сейчас, как только Госдепартаментом будет назначен спецпредставитель по Украине, сразу же будут продолжены эти встречи. Когда 7 июля был назначен Волкер, вновь было подтверждено, что после его транзитной поездки в Киев, они полетят в Москву для рабочих консультаций. Но тут произошло событие, связанное с анонсом Малороссии, когда Захарченко переучредил Украину. Из-за этого возникла пауза. Сейчас нет понимания, когда американцы поедут в Москву, но, скорее всего, поедут, так как это может сдвинуть минские соглашения с мертвой точки. «СП»: - Волкер в Краматорске пообещал, что будет общаться и с «другой стороной». Стоит ли ожидать его появления в ДНР-ЛНР? - Волкер все-таки спецпредставитель по Украине. И поэтому под другой стороной он, скорее всего, имел ввиду Россию, чтобы не оскорбить украинский слух. Если посмотреть на визиты на Украину других иностранцев, то на противоположную сторону Донбасса ездит только Александр Хуг из ОБСЕ. Но ему это положено по должности. Для остальных Донбасс - это Авдеевка, Краматорск, Мариуполь и т. п. Они не пересекают линию соприкосновения. Хотя Донецк и заявил, что готов принять Волкера у себя. Чисто технически это реально, но было ли это услышано - не ясно. «СП»: - В день пресс-конференции Волкера начальник Генштаба ВСУ объявил о намерении России атаковать Украину силами размещенных у границы трех мотострелковых дивизий...

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/25/gory...

Теперь же, судя по всему, за него за него, скрипя сердцем, проголосуют и сербские патриоты-евроскептики. Сегодня мы заканчиваем цикл бесед, посвящённых общественно-политической ситуации в Сербии накануне выборов. Наш собеседник - Наташа Йованович , журналистка еженедельника «Печат» . Беседует помощник главного редактора « Русской народной линии » Павел Тихомиров . После встречи с Президентом РФ Вучича воспринимают как политика, который является компромиссной фигурой, устраивающей как Запад, так и Москву. Нередко его сравнивают даже с Иосифом Тито. Можно ли сказать, что Александр Вучич - это именно тот, кто способен не допустить возгорания на Балканах очередного конфликта? Что он способен найти рецепт регионального примирения? Во-первых, позиционируя себя в качестве того, кто служит идее регионального примирения, фактически Вучич соглашается с ролью простого орудия в руках Брюсселя. (А степень его предательских способностей неисчерпаема). Во-вторых, люди, способные к трезвому взгляду на реальность, способны оценить: в какой мере фактически возглавляемая главным претендентом на пост Президента Сербии Прогрессивная партия сумела защитить сербские интересы, и как это соотносится с обещаниями, которые щедро раздавались на прошлых выборах. Люди, для которых интересы Сербии - это не пустой звук, способны ли вообще к мобилизации? Национально ориентированные политики и общественные деятели практически не присутствуют в информационном пространстве, ограничиваясь активностью в социальных сетях. Другая существенная проблема - раздробление патриотического поля после распада ДСС и ухода Коштуницы на множество колонн, возглавляемых недостаточно убедительными личностями в качестве знаменоносцев идеи. Можно ли сказать, что Еремич играет роль системного оппозиционера, ориентированного на западные ценности, а Шешель - системного оппозиционера, работающего на патриотический сегмент электората? Еврооптимистам - даже самым фанатичным - нет смысла рисковать, делая ставку на Еремича, ведь отдав голоса за Еремича, они, тем самым, ослабят позиции Вучича. Вучич же давно и последовательно ведёт Сербию именно этим самым курсом евроинтеграции.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/30/se...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010