– Прим. ред.) и находился под его непосредственным командованием. К сожалению, я его не знал, так как он умер от последствий ранений, полученных в борьбе с коммунистами (во время немецкой оккупации в Югославии шла война между партизанскими коммунистическими отрядами Йозефа Броз Тито и армией Драголюба Михайловича. – Прим.ред.). Таким образом, моя семья была первой в списке на экспроприацию земли. И отобрали все, и имение, и землю… Мой отец не мог забыть издевательства и унижения, которые он пережил в детстве. Он видел, как комиссар в кожанке избивает мать, мою бабушку, называя ее «четницкой шлюхой». Он ударил ее в лицо, она упала, отец все это видел и не мог забыть, в нем развилась болезненная ненависть к коммунистам, но, несмотря на это, он не стал церковным человеком. Бабушка очень боялась, она не решалась рассказать, как постарадал ее муж, даже мне она говорила, что дед Тодор умер от опухоли, в страхе, чтобы кто-нибудь не узнал правду и мучения не начались снова. Таким образом, в детстве с церковной жизнью я не был знаком, хотя бабушка была верующей. Дед с маминой стороны, Петр, был благочестивым верующим человеком, он был церковным певчим, его любили и уважали. Был такой эпизод во время немецкой оккупации, не знаю точно, в каком году: к деду пришел один богатый белградский еврей, владелец одного из самых красивых домов на Дедине – это элитная часть города. Он понимал, что его арестуют и сказал: «Петр, с нами все ясно, рано или поздно нас заберут, ты хороший порядочный человек, я хочу записать на тебя мой дом». Дед ответил: «Нет, брат, (кажется, его звали Феликс), я не могу на чужом горе зарабатывать». Тогда тот ему сказал: «Не говори так, у тебя ведь дети, а в этот дом все равно кто-то вселится». Но дед отказался, и сейчас в этом доме находится посольство Пакистана. От деда я слышал о Христе, о том, как Сын Божий любил людей, и по тем дедушкиным рассказам я полюбил Христа. Помню, как я переживал, что Его убили злые люди, и радовался Его Воскресению, и, как всякий ребенок, не видел в этом ничего противоестественного.

http://azbyka.ru/way/samoe-neobhodimoe-c...

С этого началось мое знакомство с Церковью, благодаря деду, мне было тогда лет шесть-семь. В храмах были тогда только дедушки и бабушки, помню их хриплое пение: «Господи, помилуй!» Молодых не было, никто не смел, боялись. Так я рос, мама научила меня перед сном молиться о себе и о ближних, мы постились по пятницам, но литургической жизни не было. Но детство прошло, и когда я стал подростком, я обратился к  греху . Будучи по природе беспокойным и любознательным, я в школе нашел компанию подобных себе ребят. Это были «дединьские дети», школа находилась на Дедине, где жили политики, члены правительства, генералы и угодные режиму деятели искусства. Я дружил преимущественно с такими детьми, не потому что они такие, просто по духу мы подходили друг другу. Конечно, молодой человек всегда что-то ищет, высших ценностей, но по неопытности и без должного руководства хватается за первое попавшееся. Мой самый близкий, ныне покойный, друг Душан Гера был исключительной личностью, мы с ним часто ходили на концерты, на вечеринки, ведь это было время хиппи, рок-музыки – 1972 год. У нас гастролировали Статус Кво, Сьюзи Кватро, Дип Пёрпл, Джетро Талл и другие. Для нас, подростков, это была настоящая магия, нашей духовностью стал рок, он открывал нам какие-то новые горизонты, уводил из серости коммунизма. Концерты стали нашей «литургией», ведь все-таки мы были еще детьми; и вот тогда мы начали портиться, и очень серьезно. Во-первых, на таких концертах быстро знакомишься с наркотиками: когда молодежь ищет духовного наполнения, а его нет, находится замена – наркотики. Мы начали курить гашиш. Оглушительные атаки рока, дым, кружащий над нами – все это опьяняло. Мои друзья со временем стали музыкантами, художниками, актерами, это были очень талантливые люди, и мы очень серьезно приняли эту новую религию, полностью погрузились в философию рока, то есть, философию бесстыдства и дерзости. – Вы чувствовали, что на пути поиска духовности в роке, наркотиках, душа все-таки остается пустой, что в них нет истинного смысла? – Конечно, но не сразу, тогда я был слишком молод, для нас это было развлечение и духовность. Параллельно я стал знакомиться с восточными сектами, которых тогда было много. Христианство я не рассматривал как возможность, мне казалось, что тут все слишком знакомо, понятно и скучно, и если мне случалось встретить на улице священника, я смотрел на него с жалостью и думал: «Человек занимается тем, что не имеет смысла, Бога нет, а если и есть, то слишком далеко, чтобы можно было Его достичь». Я и мои ровесники стали заниматься медитативными техниками, в основном трансцендентальной медитацией, а наряду с музыкой и медитацией, которой я серьезно себя посвятил, мы вели распутный образ жизни, у нас было много денег, ведь это была компания детей коммунистической элиты. Правда, я заботился о том, чтобы не огорчать родителей, понимал, что необходимо учиться, поступил на стоматологический факультет, жизнь проходила между факультетом, ночными клубами и сеансами медитации.

http://azbyka.ru/way/samoe-neobhodimoe-c...

Как в Македонии, между прочим. Готово ли сербское общество видеть албанца в качестве министра иностранных или внутренних дел Сербии? Я думаю, что сербское общество даже не задумывалось об этом. О сохранении Косово сербское общество говорит, а о том, чтобы реально жить с албанцами в одном государстве и их участии в политической системе Сербии, никто всерьез не задумывается. — Приведет ли признание независимости Косово к стабилизации ситуации на Балканах? — В принципе, я не думаю, что Косово собирается оставаться независимым дольше нескольких лет. Между Косово и Албанией нет границы, там нет таможни. Некоторое наблюдение осуществляется со стороны международных сил, но только днем. Очевидно, признание Косово — это лишь этап проекта по созданию «большой Албании». — Какие процессы могут начаться на Балканах в случае совершенно неизбежного объединения Косово с Албанией? — История явно получит продолжение в Македонии, Черногории, а также в Греции. Это большая битва, и если албанцы выиграют независимость Косово, то они на волне этой победы начнут развивать успех, в первую очередь, в Македонии, а затем и в Черногории и Греции — именно по такой очередности. Так что Косово — это только начало. Кстати, и к Сербии территориальные претензии албанцев не ограничены исключительно краем Косово. Натиск на Сербию не завершится даже после провозглашения независимости Косово. В качестве примера могу привести скандал, случившийся с послом Германии. Дипломат публично заявил на пресс-конференции, что если сербская сторона не смирится, то под вопрос будет поставлена судьба Воеводины. Конечно, после этого его сразу отправили в Берлин, и он больше не вернулся, но германский дипломат озвучил именно то, что крутится в его кругах, то, что реально обсуждается. — Может ли вступление Сербии и Косово в ЕС снять проблему целиком, как это утверждают еврочиновники? — Это смешно. Давайте тогда сразу же завтра примем Сербию и Косово в ЕС! Зачем надо было все разделять, чтобы потом объединять? — Может ли признание независимости Косово стать причиной внутриполитических потрясений в Сербии? — Пока все выглядит так, что потрясений не будет. Государственная система Сербии уже живет без Косово. Я не уверен, что сербская элита чувствует свою ответственность за это. Другое дело, что может произойти пробуждение народа, некий сдвиг на ментальном уровне... Сложно сказать. Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/336399.htm...

Генерал Джуро Йованович свое дело добре знает и наверняка быстро даст ответ своему верховному главнокомандующему, что это было. Что говорил посол Боцан-Харченко, обычно острый на язык, остается только догадываться. Но само видео оставляет впечатление профессионального. Причем профессионалы эти – не операторы и не журналисты. Неопознанного серба (почему-то кажется, что он уже известен, по крайней мере ведомству генерала Йовановича) вели целый день. Само видео снято уже в темное время суток. Работало несколько камер. Одна из них в кафе смотрела прямо в лицо Клебану. Видимо, она была вмонтирована в какой-то элемент одежды человека, сидевшего за соседним с ними столиком. Еще одна находилась в машине НС, то есть имело место проникновение в машину. Ну и ни Клебан, ни НС ничего не заподозрили, что для человека с профессиональными знаниями (будем думать, что у подполковника Клебана была хорошая отметка по контрнаблюдению) означает, что группа наблюдения состояла из нескольких человек. Особо примечательно, что главными комментаторами и популяризаторами происходящего стало местное, балканское отделение хорошо нам известной группы Bellingcat. По крайней мере, именно с этой группой сотрудничает болгарский «журналист-расследователь» Христо Грозев, активно на английском языке комментирующий всю эту историю в Twitter. Он в лучших традициях бросился искать в открытых базах московскую прописку Клебана. Скоро можно ожидать появление скана паспортов подполковника и его супруги с каким-нибудь «уникальным кодом», указывающим на принадлежность к ГРУ. Также аномальную активность проявляет сербская редакция «Радио Свобода». Конечно, надо дождаться доклада генерала Йовановича, но похоже, что министр обороны Вулин близок к истине. Было ли само событие подкупа российским помощником военного атташе некоего сербского чиновника или военного – уже другой разговор. Главное то, как очень вовремя было обнародовано видео и на какие особо чувствительные для президента Вучича струны оно давит. Ситуацию надо как-то разруливать, и принципиально важным будет поиск и поимка всей оскароносной группы операторов, постановщиков и обладателей уникальных буквенных сочетаний вместо имени и фамилии. А на российско-сербские отношения этот эпизод кардинально повлиять не сможет. Да, осадок останется, это нехорошо. Но с философской точки зрения такие эпизоды должны только подтверждать дружбу. А иначе зачем она нужна?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/22/serbov...

А напоследок он, озадаченный резким приростом внешних издательских хитросплетений, советует: «Я думаю, что было бы лучше всего нам в будущем связываться со всеми русскими авторами напрямую, без посредников, которые забирают себе большую часть авторских гонораров, и поэтому прошу тебя указать нам и на других русских писателей патриотической и православной ориентации, чтобы мы попробовали представить их нашим читателям». Нет у меня сейчас никакого библиографического пособия, чтобы проследить по нему, какие из русских книг, намеченных тогда Йовановичем для перевода на сербский, успели выйти в 90-е годы. Последнее десятилетие века начиналось для него с надежд на возрождение православной Сербии и братской ей своим единоверием Черногории, на прибыток новых литературных имён и духовных свершений из любимой им России. Замыслы этого негромкого, но мудрого стратега в деле культурного строительства не были мечтательными. Они вытекали из реальных возможностей, а не миражей или небрежно намётанных схем. Они вполне могли и впредь осуществляться. Но уже заклацали над его землёй челюсти международных санкций. «Мировое сообщество» начало с экономического и дипломатического, но затем перешло к жестокому военному вмешательству во внутреннюю жизнь древнего державостроительного народа Балкан. Кажется, ни одна натовская ракета не упала в Горнем Милановце на самое многоэтажное здание городка, в котором трудились люди «Дечьих новин». Но с крахом югославской федерации громадная фирма начала быстро рушиться структурно. Сречко, заставший сполна эти «минуты роковые», вовсе не хотел мне в своих письмах исчислять их тоскливые подробности, хотя мы продолжали переписываться и в новом веке, когда его любимой «фирмы» уже не стало. Поневоле темы его писем сократились всего до двух: во-первых, он сообщал о продвижениях или задержках с изданием на сербском моих книг - романной дилогии «Унион»-«Полумир» и «Дмитрия Донского»; второй же неизменной темой почти с самых первых писем были наши взаимные обмены домашними новостями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

за темою закордонна Церкви засудила Церкви режимом На Сербському " в звершили поминання Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви» [Ihmepb " ю] Ряд Православних Церков заявили про створення правозахисного об " Кирил звернувся до та у зв " язку з розглядом Верховною Радою законопроекту 8371 У висловили протест проти косовською настоятеля монастиря Вода Синод Церкви: «Метою охочих втягнути Церкву в зникнення народу з Косово та У Косово група людей до Банського монастиря серби переживають нову хвилю у Косово з ключовими словами Сербська Церква – – Косово   ihmepb " ю Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар " ю Предстоятеля Церкви Сходу «Новости» Глава Маланкарской Церкви Индии: Во всем выражаем поддержку Русской Церкви Митрополит Абрахам Мар Стефанос: «Ми багато в чому Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид: В храмах Москвы уже служат на африканских языках екзарх Африки: Руська Православна Церква розгляне у 54 континенту Митрополит Клинський може «скасувати» лише себе, але не Руську Церкву та культуру Митрополит Волоколамський У Руською Православною Церквою та Римсько-Католицькою Церквою ми пройти через цей складний   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206053...

Митрополит Сербский, будучи в Петербурге, старался познакомиться с церковными и образовательными учреждениями российской столицы как можно более основательно. Газеты сообщали: «... 27 октября... митрополит Михаил посетил Императорскую публичную библиотеку, где был встречен директором её, помощником его и другими служащими в библиотеке. Статс-секретарь Делянов приветствовал Его Высокопреосвященство и, между прочим, сказал, что библиотека всегда старалась поддерживать связь с славянским учёным миром, служа ему своими книжными сокровищами; для укрепления этих связей, библиотека нередко возводила в сои члены луших представителей славянства; а так как в ряду этих представителей Его Высокопреосвященство занимает одно из первых мест, то библиотека, с разрешения господина министра народного просвещения, покорнейше просит его принять звание почётного её члена и, затем, вступить в неё не только близким по соплеменности со многими её представителями, но и родным по сочувствию к её процветанию. Митрополит с удовольствием принял это звание и с большим любопытством осматривал древние славянские памятники и другие редкости. Его Высокопреосвященство обратил также особенное внимание на механизм устройства каталога в зале барона Корфа (содержащей в себе иноязычные сочинения, касающиеся России), и, приняв в дар разные издания библиотеки, дал обещание содействовать обогащению библиотеки по мере сил» Как и в Москве, в северной столице Владыку старались отблагодарить за внимание к России и её святыням, с тем, чтобы подарки непременно напоминали Митрополиту Россию. 1 ноября, в 11 с половиной часов утра, Митрополиту нанёсли визит петербургский городской голова Н.И. Погребов и участники отделения Славянского комитета. На сей раз повод был церемониальный – состоялась передача Владыке дара Комитета и всей сочувствующей славянскому делу петербургской общественности - архиерейского жезла из серебра с позолотой, на жезле были укреплены иконки Св. Александра Невского и Св. Саввы Сербского. Символ архиерейской власти украшала цитата из Евангелия: «Овцы по нем идут, яко ведят глас его. По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают гласа его» (Ср.: Ин. 10, 4-5)

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Прежде всего мы молитвенно вспоминаем всех невинно пострадавших в отечественной братоубийственной войне. Преклоняем колена перед страданиями и скорбью изгнанных из своих родных очагов на чужбину, принявших мученическую кончину в ясеновацких, глинских, ядиковских ямах . Преклоняем главы перед всеми гонимыми, униженными, заключенными в тюрьмы за правду Божию в течение всех прошедших лет насилия над человеческим и народным достоинством, над вечными ценностями и святынями сербского святосавского народа. Молитвенно призываем небесное покровительство наших новомучеников, пострадавших в концлагерях, во главе с нашими архиереями-мучениками Петром (Зимоничем), Платоном (Йовановичем), Саввой (Трлаичем) и Иоанникием (Липовцем), священниками-мучениками Никодимом (Новаковичем), Константином (Крстановичем), Сергием (Урукалом), Светозаром (Жутичем) и многими другими, испрашиваем заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом у новых исповедников Православия – патриарха Сербского Гавриила, митрополита Загребского Досифея и Черногорско-Приморского Арсения, епископа Варнавы (Настича) и многих, многих других невинных жертв. Молитвенно вспоминая новомучеников, страдальцев и исповедников нашей Церкви, мы не забываем о глубоких ранах раскола, оставленных по нашим грехам в наследство будущим поколениям. Полвека мы жили в навязанном, а кем-то и добровольно принятом рабстве и унижении. Самым страшным в тот период было всеобщее опустошение душ и оскудение народного христианского духа, упадок культуры, нравственности, забвение человечности, личного и народного достоинства. Безбожие, принятое как способ достижения «возвышенных» целей, а по сути – духовное отцеубийство, породило безнравственность и насилие во всех областях человеческой жизни. Безбожие разрушило взаимное доверие, лишило людей способности прощать и каяться в совершенных грехах и преступлениях. 3. Используя сатанинский принцип «разделяй и властвуй», новая власть постаралась расшатать и внутреннее единство Церкви. Всеми средствами, не гнушаясь и запугивания, пыталась оторвать народ от Церкви, особенно молодежь и образованные слои общества.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Д–р Радое Арсович: «Сказанное братом Бранко побудило меня подчеркнуть важность миссионерских трудов среди заводских рабочих. Некоторые наши миссионеры опасаются войти в их среду, считая их неисправимыми безбожниками. Но это совершенно неверно. Вот, [скажем,] в Крагуевце находится самый крупный государственный завод. Многие заводские рабочие берут нашу миссионерскую газету, читают наши книги, причащаются, отмечают крестную славу и поют в церковном хору. Кто такие рабочие, если не наши братья? Наше движение не смеет быть лишь сельским, сословным. Оно охватывает все слои, все группы населения. Оно стоит выше всякой партии и над всякой политикой. Я долго жил в Крагуевце, у сестры хаджи Милицы Йованович, и общался с рабочими. Это люди с живой и жаждущей душой. А кроме того, они весьма умны и хорошо знают, что пропаганда, которая ведется среди них якобы с целью улучшения их материального положения, – это нечто временное, мимолетное. А [потому] они – как и крестьяне, как и все нормальные люди – ищут чего–то более глубокого и прочного, требуют пищи для своих душ. Ищут они Бога. Это приятные и добрые люди. Так, один из них рассказывал мне, как он стал набожным. На Солунском фронте, вспоминал он, кто–то бесплатно раздавал сербским солдатам Новый Завет в твердом переплете. Он тоже взял его и положил в левый карман шинели. И даже забыл о нем. Но вот раздался выстрел, пуля сразила его, и он упал. Думал, что ранен. Однако потом нашел дырку в шинели и пулю, застрявшую в той небольшой книге. «Священное Писание, – говорил он, – спасло меня». С той поры начал он читать эту малую книгу – величайшую по ценности в мipe сем, а после войны записался в наше движение. Итак, крестьяне, смотрите – не отвергайте рабочих. А вы, рабочие, не презирайте крестьян. Все вы Христовы. За всех вас Христос умер, чтобы сделать вас бессмертными Божиими сынами». О. Алекса Тодорович: «Есть среди нас и богомолец с большим стажем, брат Бошко Топалович из Кбневича. По большей части благодаря его заслугам в том селе построен дивный храм. Сам он очень скромен и застенчив. Но я попросил бы его сказать несколько слов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Значительную роль М. сыграл в ослаблении полемики о различии в обрядах присоединения инославных к Православию в Русской и Восточной Церквах, к-рая находилась в центре внимания европ. дипломатической и церковной общественности. Полемика была инициирована брит. дипломатией с целью внести раскол в отношения между Русской и Греко-Восточной Церквами ( Смирнова И. Ю. Полемика о «присоединении инославных» и ее церк.-дипломатич. значение в канун Крымской войны (1850-1852 гг.)//Евразия: духовные традиции народов. 2012. 4. С. 108-131). Во время 2-го путешествия на Восток (1849-1850) при встрече с патриархом Констанцием I (с к-рым М. был лично знаком с 1830) М. поднял вопрос о неперекрещивании католиков и лютеран, поскольку повторное крещение может стать причиной разрыва между Русской и Греческой Церквами. По словам М., он «убедил патриарха», но тот «опасался противудействия своих собратий» (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 4, 4 об.). По желанию патриарха М. представил ему копии грамоты патриарха К-польского Иеремии III царю Петру I Алексеевичу (1718) и ответа вост. патриархов англиканским епископам (1723) о неперекрещивании инославных. Подлинники грамот хранились в Синоде, сделанные с них списки были заверены митрополитами Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Никанором (Клементьевским) и Московским Филаретом (Дроздовым). По вопросам «полемики о неперекрещивании» инославных М. состоял в переписке с диаконом англикан. Церкви У. Палмером, перешедшим в 1855 г. в католичество. В своей кн. «Question religieuse d " Orient et d " Occident» (1856-1859) М. поместил статью о Палмере. М. не остался безучастным к попыткам решения греко-болг. вопроса, ходатайствовал о возвращении из заточения Макариопольского еп. Илариона (Михайловского ; впосл. митрополит Тырновский), во время своего 2-го путешествия на Восток убеждал К-польского патриарха Анфима IV и присутствовавших на встрече митрополитов Никомидийского Дионисия (Котакиса) и Кизического Иоакима (Коккодиса (Курсулудиса); впосл. К-польский патриарх Иоаким II ) не притеснять болгар (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 3 об.- 4). В нач. 70-х гг. XIX в. М. предлагал послу в К-поле гр. Н. П. Игнатьеву направить его на неск. месяцев на Восток, надеясь использовать личные связи для мирного решения вопроса, но получил отказ. М. состоял в оживленной переписке с участниками всех сторон обострявшегося конфликта, приведшего к объявлению болг. схизмы. Небольшая часть переписки М. с патриархом К-польским Григорием VI (до июня 1871), экзархом Болгарии Анфимом I (Чалыковым) , К-польским патриархом Анфимом VI , Иерусалимским патриархом Кириллом II , патриархом Антиохийским Иерофеем , митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) была издана в янв. 1873 г. В книгу вошли 22 письма за период с 1 сент. 1871 по 5 февр. 1873 г. ( Муравьёв. Переписка с Вост. иерархами. 1873). М. призывал к взаимным уступкам и обличал тех, кто в решении церковных вопросов руководствовались житейскими страстями и поощряли проявление национальной неприязни.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010