52. (1) Руководителю [музыкантов]. Давида -(2) после того, как пришел Доэг, эдомитянин, и сообщил Шаулю, сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. (3) Зачем похваляешься злодейством, сильный? Милосердие Всесильного весь день! (4) Гибель замышляет язык твой, словно отточенная бритва, творит обман. (5) Ты возлюбил зло больше добра, ложь – больше, чем правдивое слово, вовек. (6) Ты возлюбил всякие таинственные речи, язык хитрости. (7) Но и тебя Всесильный сокрушит вовек, изринет тебя и исторгнет тебя из шатра [твоего], искоренит тебя из земли живых, вовек. (8) Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним: (9) «Вот человек, который не Всесильного сделал крепостью своей, а полагался на величие богатства своего, укреплялся в погибели своей». (10) А я, как свежая маслина в Доме Всесильного, уповаю на милосердие Всесильного во веки веков. (11) Вечно буду славить Тебя за то, что Ты сделал, и уповать на имя Твое, ибо хорошо оно для благочестивых Твоих. 53. (1) Руководителю [музыкантов]. На нравоучение (2) Сказал негодяй в сердце своем: «Нет Развратились они и совершили гнусные преступления, нет делающего добро. (3) Всесильный с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли благоразумный, ищущий Всесильного. (4) Все уклонились, испачкались в грязи, нет делающего добро, нет ни одного. (5) Неужели не знают творящие беззаконие, поедающие народ мой, как едят хлеб, что они ко Всесильному не (6) [Ведь] там испытывали они страх, где не было [подобного] страха, ибо рассеял Всесильный кости ополчившихся вокруг Ты обесславил их, потому что Всесильный отверг (7) «Кто даст с Сиона спасение Израилю?». Когда возвратит Всесильный пленников народа Своего, тогда будет ликовать Яаков и возрадуется Израиль. 54. (1) Руководителю [музыкантов]. На негинот, нравоучение Давида, (2) когда пришли [жители местности] Зиф и сказали Шаулю: «А ведь Давид у нас скрывается!». (3) Всесильный! Именем Твоим спаси меня и могуществом Твоим верши правосудие мое! (4) Всесильный! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих, (5) ибо чужие восстали на меня и насильники ищут души моей, не поставили они Всесильного перед собой. (6) Вот, Всесильный – помощник мой, Господь – среди поддерживающих душу мою. (7) Обратится зло на врагов моих, истиной Твоей истребишь Ты их. (8) Добровольно принесу я Тебе жертву, прославлю имя Твое, о Бог, ибо оно благо, (9) ибо Он избавит меня от всех бед, на врагов моих смотрел глаз мой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

5, 16). Невозможно удержать свет под спудом. И самарянка, восприняв свет от Христа, понесла его всем тем, кто жил рядом с ней. С благовестием о Христе как о Мессии она пошла к людям, рассказывая о том, Кто к ним пришел, и с Кем она имела счастье беседовать. И еще, на что я так же хотел бы обратить ваше внимание. Господь, беседуя с этой женщиной, говорит ей, чтобы она позвала своего мужа. Она отвечает, что у нее нет мужа. " " Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе " " (Ин.4,17-18). Эти слова так поразили самарянку, что не было в ее сердце места сомнению. " " Господи! Вижу, что Ты пророк " " (Ин.4,19), - говорит она. Эти слова очень важны для каждого из нас. Если бы мы, как и эта женщина, так же были правдивы пред Богом, пред собою, пред окружающими нас людьми! Но наш жизненный опыт свидетельствует, что, к сожалению, очень часто мы лжем не только окружающим, не только самим себе, но стремимся лгать Богу. Мы забываем о том, что Господь все видит и знает, что Он пришел спасти грешника, а не иллюзорного праведника, которого мы из себя хотим показать. Спасти грешника пришел Господь на эту землю! Поэтому будем стараться быть правдивыми и говорить правду Богу о самих себе, не скрывая своих грехов, не скрывая своих преступлений, так же, как ничего не таила от Господа та женщина самарянка. Есть и еще полезные для нас уроки в этом евангельском повествовании. Помните, самарянка спрашивает у Христа: " " А где же можно молиться? Вот вы, иудеи, учите, что необходимо молиться только в Иерусалиме. А мы, самаряне, молимся на этой горе " " . Откуда этот спор между иудеями и самарянами? Все мы знаем из Священного Писания, что когда десять колен отделились от колена Иудина, то они устроили жертвенник на горе Горизим. И там приносили жертвы Богу и совершали свои молитвы. И поэтому не случайно женщина спрашивает Христа, видя в Нем не только величайшего пророка, но, прозрев в Нем Мессию, которого так долго ожидало все человечество.

http://zavet.ru/kalendar/pasxa/n5-001pr....

5: 8). Другой сидел в пустыне как ворон: " Горе мне! Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми " (у, люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли и исправляющаго в человецех несть) (Мих. 7: 2). Третий говорил: " Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились " (клятва, и лжа, и татьба, и любодеяние разлияся по земли) (Ос. 4: 2). Каждый ближнего своего притеснением притесняет. Еще иной: " Увы, народ грешный " (Ис. 1: 4). Приходит врач – и плачет; какую же надежду может иметь больной, когда видит врача в слезах? Какую надежду можешь иметь ты, видя его в отчаянии? Какой пользы можно ожидать от него для больного? Недаром врачи часто, уже предвидя близость смерти, но избегая огорчать окружающих, пересиливают себя и свои опасения скрывают под веселым выражением лица, чтобы не вызвать у больного упадка духа. Ведь если больной заметит растерянность на лице врача, чего полезного он будет ожидать от него? А здесь болезнь так возобладала, что сам врач плачет: " Что мне делать? Раны, гниение, черви, полное расстройство; Увы, народ гнешный " А один такой врач написал даже целую книгу плача, это – Иеремия. Один горюет, другой плачет, третий умоляет. А Бог свыше говорит: " Я оставил дом мой " (Иер. 12: 7). Какая уж тут надежда, когда Бог говорит: " оставил все, покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов моих " (Иер. 12: 7). А Илия внизу вопиет: " Господи, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут " (3 Цар. 19: 10). Если так было в Иудее, где и закон был, и храм, и кивот завета, и жертвы иудейские, что же было там, где идолы, где тук и дым, где беззаконные таинства и нечестие, где страсти обоготворяются, где подражают лаю собак, которые на празднике в честь Диониса священнодействуют в козьей шкуре и с собачьим голосом, чтобы совершенно погубить благородство? Собак, свиней диавол сделал богами, ехидн и змей сделал, придумал белых аспидов. Закон бессилен, пророки обличают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6. Рассказывал старец: «Мы слышали о согласии неких четырех святых пресвитеров, которые подали друг другу руку, поклявшись, что они проживут единой душой и одно время в веке сем и вместе же окажутся на небесах, веруя обещанию Владыки: Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф 18,19). Трое из этих ревнителей подвига жили в безмолвии в пустыне, а четвертый служил им, снабжая их всем необходимым. Потом двое почили во Христе и, уйдя из этой жизни, попали в место покоя, а на земле остались двое: исихаст и послушник. По козням лукавого беса послушник впал в блуд. И одному прозорливому старцу было открыто, что двое почивших просили, чтобы Бог отдал послушника на растерзание льву или другому дикому зверю, чтобы он, омыв грех своею кровью, попал туда же, где они пребывают и чтобы их союз не нарушился. И вот послушник, как обычно, пошел на свое дело и когда направился к исихасту, ему на дороге встретился лев, приготовившийся растерзать его. Исихасту было открыто, что грозит послушнику. Он тотчас встал на молитву, умоляя Бога спасти брата. И тут же лев остановился. Между тем два старца, уже почившие, просили Бога: «Молим тебя, Владыко, попусти ему быть растерзанным, чтобы он был с нами в этом блаженстве, и не внемли, Святый, просящему за него на земле». А в это время старец в келье длительной молитвой изо всех сил со слезами умолял Бога помиловать брата и избавить от пасти льва. Бог услышал его вопль и сказал отцам сущим на небесах: «Справедливо будет послушать старца, живущего на земле. Ибо вы здесь в тишине, свободны от трудов и тягот жизни. А тот старец изможден телесным трудом и битвами с духами лукавства. Поэтому справедливо одарить его, а не вас». И лев тотчас оставил послушника. И когда счастливец вошел в келью, то увидел, что старец оплакивает его. Он рассказал святому все, что с ним случилось, и исповедал ему свой грех. Осознав, что Бог его пощадил, он покаялся и в скором времени достиг прежней меры. Они умерли в один день и упокоились во Христе. Одному прозорливому святому было открыто, что четверо пребывают в одном месте, согласно правдивым словам Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

6 . Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (см. Быт.6:13 ); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял перед Богом, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. Тогда, как законодатель, Моисей сказал: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ), человек, взойдя в блудилище (см. Чис.25:8 ), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми ( Мих.7:2 ); и в другом месте: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ). Также: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились ( Ос.4:2 ). Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ( Пс.105:37 ); гадали, чародействовали, предвещали и еще: На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике ( Ам.2:8 ). 7 . Весьма велика была язва, покрывавшая человечество. От подошвы ног до темени головы не было у него здорового места... раны, неочищенные... и не смягченные елеем ( Ис.1:6 ). Посему пророки со слезами и сетованием говорили: кто даст с Сиона спасение? ( Пс.13:7 ) и в другом месте: Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя ( Пс.79:18–19 ). Другой пророк молился сими словами: «Господи! преклони небеса Твои и сойди ( Пс.143:5 ), раны человечества превышают наше врачевание: пророков Твоих убили... разрушили Твои жертвенники ( 3Цар.19:10 ). Зло, которого мы не в силах исправить, требует Твоего исправления». 8 . Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача – Сына Своего, Господа нашего. Один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

6 ст. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7 ст. итак не будьте сообщниками их. Не сдавайтесь на эти пустые, грешные речи, ибо за это т. е. ради того, что в них есть грешного, – а это – блуд, нравственная нечистота, любостяжательность, – постигнет страшный суд Божий всех сынов непокорных, сынов противления, т. е. которые поступают противно воле Божией и не желают покориться, т. е. раскаяться в своих прегрешениях, как остались нераскаянными сынами противления люди, погибшие в водах потопа. Так смотрите, сторонитесь таких людей; ни словом, ни делом не будьте сообщниками их. 8 ст. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света. Когда вы были язычниками, вы жили в беспросветной нравственной тьме, были народ темный, не просвещенный светом истинного Богопознания, а теперь – свет в Господе, т. е. чрез веру Господа Иисуса Христа вы стали совершенно другими людьми, нравственно очистились, освятились, духовно прозрели, просветились светом истинного Боговедения, а потому и поступайте, как чада света, т. е. проводите жизнь, какую должны проводить возрожденные к новой духовной жизни Духом Святым, т. е. живите, как дети Божии сообразно воле Божией. 9 ст. Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Кто живет как чадо Божие, тот под воздействием благодати Святого Духа начинает приносить и плоды достойные чад Божиих, т. е. проводит жизнь во всякой благости, т. е. в основу своих действий, мыслей, чувств и желаний полагает любовь к Богу и ближним, ею все растворяет; правде, т. е. водясь любовью, старается быть ко всем и во всем правдивым, быть выше всякого подозрения в чем либо несоответствующем правде и истине, т. е. начинает жить по истине, свято, угодно Богу, своими духовными очами постоянно созерцает Бога. 10 ст. Испытывайте, что благоугодно Богу. Т. е. хотите жить, как чада Божии, старайтесь постигать, что согласно с волей Божией и угодно Богу и что не согласно и не угодно Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

8 . Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийские 310 , т.е. сильным ветром (Симм.), или жгучим (Акила); с Еврейск.: «Восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли». Т.е., «как бурный ветр, поднявшись, часто сокрушал корабли Фарсийские, так точно Бог рассеял эти толпы. Или: те, которые владели флотом и пришли из отдаленной и чужой страны, погибли все от гнева Божия, как от бурного ветра. Посему и означил место, откуда они пришли, прибавив: Фарсийские» (Злат.). Фарсийскими кораблями назывались те, которые шли из Фарсиса и в Фарсис. Примером истребления таких сильных и больших кораблей «пророк, по Злат., выражает легкость победы и чрезвычайность смятения». Св. Афанасий под Фарсийскими кораблями разумеет царей, а под духом бурным – те силы, коими побеждены враги св. Апостолов. 9 . Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил. «О чем мы слышали на словах, то видели и в делах, т.е. победы, трофеи, Божие промышление, дивные чудеса» (Злат.). «Какое Ты обетовал нам спасение, Владыка, то увидели мы на самом деле – в Церкви, которая есть град Божий» (Св. Афан.). Бог основа и 311 в век. Т.е. Сам Бог основал, благоукоренил св. град или Церковь – благоукоренил на камени – Христе ( Мф. 16:18 ). С Евр.: «Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на веки». 10 . Прияхом, Боже, милость Твою посреде людей 312 Твоих. С Евр.: «Мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего». Прияхом – т.е. «надеялись, ожидали и познали человеколюбие Твое» (Злат.) посреди людей Твоих, т.е. верующих, или: посреди храма Твоего, т.е. в Церкви Твоей. 11 . По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли. С Евр.: «Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли». Как велико имя Твое: так велика и слава Твоя, т.е. повсеместна, на всех концах или пределах вселенной. Или: «Твоему имени, Владыка, сопутствуют дела, проповедующие истинность наименования. Почему справедливо Тебе целою вселенною возносится песнопение. Как всех Ты Бог, так всеми песнословится имя Твое. Правды исполнь десница Твоя. Ибо правдивый произнесши приговор, рассыпал Ты восставших на нас врагов» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8. Но тогда, не увидав Бога, вы служили тем, кто по существу не боги; 9. ныне же, узнав Бога, а что еще более, быв признаны Богом, как обращаетесь вы снова к бессильным и нищим стихиям, которым сызнова поработиться хотите? 673 10. Дни разбираете, и месяцы, и времена, и сроки 674 . 11. Боюсь за вас, как бы не напрасно я у вас трудился! 12. Будьте, как я; ибо и я, как вы. Братья, молю вас: ведь вы ничем меня не обидели. 13. Сами знаете, что я впервые благовествовал вам в немощи плоти; 14. и вы того испытания моего во плоти не презрели и не отвергли, но как вестника Божия приветствовали меня, как Иисуса Христа. 15. Что же значило изъявление нашего тогдашнего счастия? Ибо я свидетельствую о вас, что, если бы можно, вы глаза свои, вырвав, отдали бы мне. 16. Неужели я сделался вашим врагом потому, что был с вами правдив 675 ? 17. Не добро ревнуют по вас, но хотят отделить вас, чтобы вы по них ревновали. 18. Добро ревновать к добру всегда, а не единственном в моем присутствии у вас. 19. Детки мои, которыми я вновь мучусь, доколе не вообразился в вас Христос! 20. Желал бы я присутствовать у вас теперь и изменить голос свой, потому что я об вас недоумеваю. 21. Скажите мне: вы – желающие быть под законом, или вы не слушаете закона? 22. Ибо писано, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабы и одного от свободной 676 ; 23. но который от рабы, родился по плоти, а который от свободной – по обетованию. 24. Тут все иносказательно: эти две суть два завета; один от горы Синая, рождающий в рабство, который и есть Агарь, 25. ибо эта Агарь – это гора Синай, в Аравии; и сопоставляется нынешнему Иерусалиму, который рабствует со всеми детьми своими. 26. Иерусалим же вышний свободен: он и есть мать нам всем. 27. Ибо писано: «Возвеселись неплода, не рождавшая; порывайся и взывай не чадоболевшая, ибо много чад у одинокой, более, чем у имеющей мужа» 677 . 28. Мы же, братия, по Исааку, обетования чада. 29. Но так же, как тогда, по плоти родившийся гнал того, кто по духу: так и теперь. 30. Но что говорит Писание? «Выгони рабу и сына ее, ибо не наследует сын рабы при сыне свободной» 678 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

95. Как родители радуются, когда любят и хвалят их ребенка, так и Господь радуется, когда люди любят и славят Его святых: как будто это Его славят. " Кто вас принимает, Меня принимает " , - сказал Он. И кто прославляет святых Христовых, прославляет Христа. Святые прославили Господа Своего на земле светом любви, и во многих бедах и напастях сохранили Его заповеди. Так победили они первого зверя, отца раздоров и пакости, первого человекоубийцу. И не ища ничего для себя на земле, добыли все на небе. Так и обещано (не через ложные человеческие уста, но чрез правдивые уста Божии): " Кто победит, наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном " (Откр. 21, 7). 96. Кто победит? Тот, кто знает, что он есть причастник тела Христова и хранит свои душу и тело во святыне; не как свои, но как Христовы. Тот, кто смотрит на Христа, распятого на кресте, и говорит себе: это Он, Который любит меня больше, чем моя мать. Его муки - из-за моих грехов, и Его кровь - за мое очищение и спасение. Победят те, которые заблаговременно украшают свои души трепетной любовью к Вечному Жениху Христу. Да, все те, кто сохранили полученные приглашения на Небесную вечерю Агнца Божия. " Благо тем, которые позваны на брачный пир Агнца " (Откр. 19, 9). Позваны и откликнулись. Страх Господень - начало премудрости, а любовь - полнота и вершина ее. 97. Все люди позваны, и Бог хочет, чтобы все отозвались. И многие, очень многие уже отозвались в течение минувших веков, и еще многие отзовутся. Это будет великий собор, людей будет столько, сколько песка морского. Тайновидец Иоанн так описывает этот собор: " После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих " (Откр. 7, 9). На земле невозможно познать и ощутить ту праздничность и радость. Это праздник любви, которая воистину превосходит всякий ум и всякую фантазию. Это неизмеримое, неисчислимое царство Христово.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1940...

9 . N g – число звезд в галактике и N g – число галактик в наблюдаемой Вселенной. N g N g (10 40 ) 1/4 . Конечно, при анализе столь гигантских (для человека) чисел и удивительных соотношений необходимо помнить, что присваивание им какой-либо нумерологической значимости абсолютно не отвечает православному мировоззрению, основанному на трезвении и отрицании всякого оккультизма, магизма, эзотеризма и прочих духовных извращений. Однако образы Вселенной, непрестанно формируемые во всех видах общественного сознания ограниченным тварным человеческим умом, связаны с ее объективными свойствами, вытекающими из цельности мира как системы, всегда раскрытой для благодати, а также, что наиболее важно, из принципиальной простоты Божественных энергий. Эти неисчерпаемые для науки объективные свойства тварного мира включают в себя и очевидную необходимость существования людей (раз они на самом деле существуют), причем в форме единой системы: «человек – Вселенная», которой еще до начала ее бытия даны на Предвечном Совете сверх-космический, сверх-пространственный, сверх-временной смысл и метаистория. Как написано в Библии: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» ( Ис.46:10 ), а также «чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:28 ). Движение к вере началось не только в физике. В настоящее время происходит возрождение креационной науки. Это направление постепенно начинают признавать крупнейшие научные школы мира. Ученые креационисты стремительно укрепляют свои позиции во всех сферах общественного сознания, выпускают много ценных изданий своих научных трудов. В креационизме обозначились разные направления, в частности, одно из них защищает идею дословного понимания Библии в отношении астрофизических, геофизических и биологических проблем. На наш взгляд, к этой идее надобно подходить достаточно осторожно и взвешенно. «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое» ( Иов.33:3 ). Священное Писание, безусловно, полностью правдиво и неисчерпаемо содержательно, тем не менее, необходимо учитывать принципиальную ограниченность человеческого разума в его попытках рационально толковать богодухновенные сакральные тексты, написанные для всех времен и народов, а не только для людей конкретного века и установленных профессий. Кроме того, Библия не есть учебник по какой-либо научной дисциплине, ее задача совсем иная. Поэтому правоту Библии в целом, как и веры, невозможно «доказать» рационально.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010