«Слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». ( Мф. 13:14–15 ; Ин. 12:40 ). Христос жил на земле: Его видели и слышали тысячи людей; но только те, кто очистили свои сердца крещением покаяния, поняли и уверовали, что пред ними истинный Спаситель мира Христос – Сын Божий. «Блаженны миротворцы, ибо они наречены будут сынами божиими». Наш Отец Небесный – есть Бог мира. Он послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа на землю, чтобы примирить человека с Богом. Когда Христос родился, Ангелы пели великую песнь мира: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Злая вражда и борьба еще продолжают царить на земле, но этой греховной вражде уже положен предел. Царство Божие уже начало осуществляться. Оно осуществляется прежде всего в душах отдельных людей; надо, чтобы люди в сердцах своих прославляли Бога, имели волю к добру, желали блага друг другу и добивались всеобщего мира. И те, кто имеют в сердцах своих мир и распространяют этот мир вокруг себя, нарекутся сынами Божиими. Великое счастье, блаженство, удовлетворение испытывают те люди, которые умеют примирить между собой заклятых врагов. Царствие Божие – это царство мира. «Мир оставляю вам, – завещал Господь Своим ученикам, – мир Мой даю вам» ( Ин. 14:27 ). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное». Как это ни печально, но большинство людей не любят правды. Правда колет глаза нечестивым. Правдивые не идут на соглашательство со злом, а это вызывает страх и ненависть грешников. Правдивые истинные христиане обличают зло примером своей личной жизни и этим мешают жить беззаконникам. Тогда те стараются изгнать праведников из своей среды. Но такие люди, изгнанные за правду, наследуют Царство Небесное. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за меня».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Сын мой любезный! Помни всегда Господа и молись Ему, где бы ты ни был. Молись в радости, молись в скорби и особенно горячее молись Ему в искушениях. Бойся Господа не как вор боится наказания, но как сын любимый, боясь оскорбить Его. Согрешишь – не задирайся и не оправдывайся, а иди опять к Богу. Он простит тебя, ибо милостив и любит тебя. Не будь боязливым, но правдивым и смелым. Наблюдай время и храни себя от зла. Храни молчание, но не удерживай слово, когда оно может помочь ( Сир. 4: 27 ). Не будь, как лев, в доме своем и подозрителен к домашним своим. Не возноси себя в помыслах своих и не люби тех, кто тебя хвалит. Со всеми будь мирен, а советник пусть будет один из тысячи. Ищи верного друга себе. Верный друг – сокровище и крепкая защита. От юности предайся учению доброму и получишь плоды для души твоей. Всей душой, сын мой, благоговей пред Господом и уважай священников Его. Не ссорься с сильным и не заводи тяжбы с богатым. Не шути с невеждой и не укоряй человека, обращающегося от греха. Не советуйся с глупым, ибо он выдаст тебя. Не открывайся всякому, чтобы над тобой не посмеялись глупые. Не смотри на женскую красоту и не пей вино с девицами. Не ленись вставать рано утром и не нежься в постели твоей. Сотвори молитву сразу после сна и не откладывай ее на другое время. К Богу не будь дерзок в молитве и не отчаивайся, когда не будешь услышан. Пищу принимай в свое время и не пресыщайся сладким блюдом. В скорбях не падай духом, а в радостях не увеселяйся. Благодари Бога за малое и беги от ропота, как от огня. Не старайся быть богатым и ученым, а старайся быть добрым и правдивым. Будь внимателен к жизни: ошибка одной минуты может стать горем всей твоей жизни. Люби горькую правду, чем красящую и изысканную ложь. Храни дружбу, ибо первый друг лучше новых двух. И тебе, сын мой, да будет все красиво: лицо, душа и мысли. Женщина живет чувствами, ты живи чувствами и умом. Борись за добро, ибо жизнь без борьбы – не жизнь, а бывание. Лучше ярко и быстро гореть, чем долго дымиться и коптиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

У раввинов существовало учение об – заслуге веры, которая рассматривается, как поступок, как исполнение торы, заслуживающее соответственной награды 127 . Следовательно и здесь не могло быть момента упования, уверенности в том, что Бог не по заслугам и делам, а по своей милости оправдает человека. Здесь не было веры мессианской, той веры, предметом которой служили обетования о правде Божией. Совсем иное понятие веры дается у Ап. Павла. Если бы мы приступили к чтению его посланий с обычным классическим и талмудическим пониманием термина веры, то мы не поняли бы их. Правда, и по учению Ап. Павла вера заключает в себе момент признания и убеждения. Πιστεειν у него значит, прежде всего, считать за истинное, быть убежденным. «Ибо, во первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения, чему отчасти и верю» ( κα μρος τι πιστεω – 1Кор. 11:18 ). «Если же мы умерли со Христом, то веруем ( πιστεομεν), что и жить будем с Ним» ( Рим. 6:8 ). При этом так же, как и у Греков, это признание покоится на основаниях, не имеющих логической принудительности, чем и отличается вера от знания. «Ибо мы ходим верою, а не видением ( δι πστεως γρ περιπατομεν, οκ εδους – 2Кор. 5:7 ). Об Аврааме апостол говорит: «он сверх надежды (ожидания) поверил с надеждою» ( παρ’ λπδα π’ λπδα πστευσεν Рим. 4:18 ). Основанием к убеждению служит в вере нравственное уважение к авторитету, сердечное доверие к истинности и правдивости другого. Поэтому и вера в Бога должна быть актом личного доверия, полной уверенности в непреложность, истинность и верность всего, что исходит от Него. Отсюда, – верить Богу ( πιστεειν τ Θε) у Ап. Павла значит: воздать славу Богу» ( διδναι δξαν Θε – Рим. 4:20 ). Таким образом вера по учению Ап. Павла есть собственно и первоначально полное сердечного доверия принятие проповедуемой истины, твердое убеждение в ее непреложности. Она противополагается неверию (ср. Кор. 14:21; 7:14; 2Кор. 6:14–15 ; Еф. 1:13,19 ) и значит принятие евангельских истин ( Рим. 10:16; 14:17; 10, 8–9 ; 1Сол. 4:14 ; 1Кор. 5:17 ; Рим. 13:11 ; 1Кор. 3:5; 15:2,11 ; Гал. 2:16 ). В этом значении πστις у Ап. Павла не отличается с своей формальной стороны от классического и иудейского понятия. Интеллектуальный акт основывающийся на доверии к правдивости авторитета, одинаково присущ как апостольскому понятию, так и классическому с талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Христос жил на земле: Его видели и слышали тысячи людей, но только тот, кто очистил свое сердце крещением, покаянием, понял и уверовал, что перед ним истинный Спаситель мира Христос – Сын Божий. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божиими» Наш Отец Небесный есть Бог мира. Он послал Сына Своего Единородного Иисуса Христа на землю, чтобы примирить человека с Богом. Когда Христос родился, ангелы пели великую песнь мира: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:14 ). Злая вражда и борьба еще продолжают царить на земле, но этой греховной вражде уже положен предел. Царство Божие уже начало осуществляться. Оно осуществляется прежде всего в душах отдельных людей. Надо, чтобы люди в сердцах своих прославляли Бога, имели волю к добру, желали блага друг другу и добивались всеобщего мира. И те, кто имеет в сердце своем мир и распространяет этот мир вокруг себя, нарекутся сынами Божиими. Великое счастье, блаженство, удовлетворение испытывают те люди, которые умеют примирить между собою заклятых врагов. Царство Божие – это царство мира. «Мир оставляю вам, – завещал Господь Своим ученикам, – мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное» Как это ни печально, но большинство людей не любят правды. Правда колет глаза нечестивым. Правдивые не соглашаются со злом, а это вызывает страх и ненависть грешников. Правдивые истинные христиане обличают зло примером своей личной жизни и этим мешают жить беззаконникам. Тогда те стараются изгнать праведников из своей среды. Но такие люди, изгнанные за правду, наследуют Царство Небесное. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня» Обычно думают, что счастливы те, о которых все говорят хорошо, которых все хвалят и превозносят. Но Христос сказал, что счастливы те, кто готовы пострадать в борьбе за истину и кого за Христа оскорбляют, злословят и гонят. Именно они, а не другие будут радоваться и веселиться, ибо велика их награда на Небесах.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой, любимый участок Мой сделали степью ( Иер. 12:10 ). Горе Пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь ( Иер. 23:1 ). Вот придет день, пылающий как печь, тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома… ( Мал. 4:1 ). Первой приметой «лжепастырей» конца ХХ-го века является их деятельность по линии лживого миротворчества. Сколько горячих речей, сколько командировок за границу, сколько различных конференций и резолюций, богатых приемов совершается во имя т.н. мира во всем мире и дружбы между народами! Какая, действительно, великая миссия – работать на пользу мира во всем мире, клеймить войну с ее ужасами, насилием и несправедливостью! Сам Господь наш Иисус Христос плакал и молил Отца Своего, чтобы все были едины ( Ин. 17:21 ), чтобы не было вражды и был мир повсюду, чтобы не убивали детей, матерей, стариков, беззащитных. Благороднейшая миссия. Великая работа! И Псалмопевец говорит: «Как красны ноги благовествующих мир!..» Но когда наши пастыри не хотят попоститься, не хотят слезно помолиться, а только мотаются туда и сюда и разглагольствуют о мире красивые слова, а у самих в душе нет никакого мира, то могут ли они добиться чего-либо мирного?! Если они сами не в мирных отношениях с Богом, друг с другом, с людьми Божиими – верующими, то о каком мире они могут говорить, какого мира во всем они могут добиться?!.. Вот настанет скоро момент, когда государство ясно увидит, что церковные «миротворцы» не оправдали своего доверия, и тогда гнев Божий постигнет их с обеих сторон… сверху и снизу… О, как трудно писать об этом! Как больно и страшно брать на себя такую обличительную миссию! Где вы, милые, светлые и смелые пророки ветхозаветные!.. Святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Малахия и др. Как вы любовно, смело, правдиво и прямо в глаза говорили правду ветхозаветному священству! Хотя вы за это пролили свою кровь, мученически умирая, когда правдиво обличали, однако слова ваши не были напрасными. Кто же теперь продолжит вашу миссию? Кто теперь скажет слово обличения и любви новозаветному пастырству? Неужели у нас в Церкви все в порядке? Неужели мы совсем непогрешимы и чисты?! Как трудно писать об этом! Как опасно! Но кто же будет это делать?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

103:2); и вместо небесного жилища Бог был в скинии. Разве Бог не мог обращаться к людям и вне скинии? Мог, но Бог хотел с самого начала показать честь и славу Божьего храма, чтобы мы познали: где Церковь Господа Бога Вседержителя — там и присутствие Божие. Найдутся ли такие, кто не поклоняется месту Божьего присутствия? И, видя не Бога, но столп облачный, спускавшийся в скинию, люди поклонялись столпу. Ибо Господь хотел этим показать, что свет облачный, в котором Он явился, досточтим и свят, и скиния, в которую Он входил, — досточтима и свята; те, кто поклоняется Богу, должны почитать и столп облачный, и скинию. Так думали люди, видевшие столп облачный, и войдя в скинию, все поклонялись, а не говорили: «Мы не видели Господа, но только столп облачный, разве мы можем поклоняться столпу облачному или скинии?» Они не говорили также: «Мы поклоняемся Тебе, Владыка, а столпу облачному и скинии не поклоняемся». Нет, поклоняясь Богу, они почитали и свет облачный, и досточтимый храм. Итак, Писание свидетельствует о том, что люди, видевшие столп облачный, входящий в скинию, поклонились ему. Истинно и правдиво свидетельствует Писание в книге Исход также и о том, что Моисей и бывшие с ним люди поклонялись и скинии.    И не только эта книга, но и другие Божественные пророки свидетельствуют, что поклонялись скинии. Прежде всего приведем в свидетельство первого и великого в пророках царя Давида, ибо сам Давид свидетельствует о себе, что он поклонялся скинии. Он говорит: «Ты услышал все слова уст моих», и вслед за этим: «Поклонюсь святому храму Твоему» (См. Пс. 137:1, 2). Видишь, какое благоговение имел Давид к храму! Он не говорит: «Ты услышал все слова уст моих, и поклонюсь Тебе»; но сказал: «Поклонюсь святому храму Твоему». Почему услышал Бог слова уст его, ведь Давид поклонялся храму? Если не Богу, а кому-то иному, — то иной и услышал бы слова уст его. Но нет! Пророк хотел показать, что одно и то же — поклоняться Богу и поклоняться храму Божьему.    И еще говорит пророк: «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10. Ин. 9:10 . Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11. Ин. 9:11 . Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошёл, умылся и прозрел. Ин. 9:1 д. 12. Ин. 9:12 . Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Спрашивали: вероятно, у более правдивых это не был вопрос простого любопытства, а вопрос глубокой искренности и удивления; у неверовавших же вопрос отчасти любопытства, отчасти сомнения, в ответе на который они надеялись увидеть подтверждение своей мысли, что это не слепец сам бывший, а только похожий на него. – Человек, называемый Иисус: имя Господа слепец, может быть, слышал при самом исцелении, но высказывает о Нём неправильное понятие, называя Его только человеком; потом называет Его пророком (ст. 17), потом посланником Божиим (ст. 33) и только Самим Господом приводится к вере в Него как Сына Божия – Мессию. Это показывает, что в сердце слепорождённого были начатки веры, но она созрела не вдруг, и после исцеления нужно ещё было для него особое слово Господа, чтобы вера эта выразилась полнее и яснее. Не потому ли Господь и употреблял при сем исцелении внешние средства для возбуждения его веры, что по упругости характера слепца нужны были особые средства для пробуждения этой веры его и возрастания её? – Где Он? – Не знаю: видно, что со времени исцеления бывший слепец не видал Господа, может быть, ушедшего с места исцеления ещё до возвращения прозревшего от колодца Силоамского. Спросили его также и пр.: кажется, решение повести бывшего слепца к фарисеям зависело и приведено было в исполнение преимущественно неверовавшими, что это прежде бывший слепой, и едва ли не против его воли. Этим, может быть, объясняется краткость (лаконичность) его ответов и некоторая суровость, даже сердитость и ирония в них. Положил Он: не называет даже по имени чудотворца, предполагая, что Он должен быть известен им. – Некоторые – другие: разделение, какое произвело исцеление слепца в субботу между соседями и знавшими его, произошло и здесь между учителями народными, только разделение более сильное, чем там (распря; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

11 . Мысль о том, что на священническое служение люди поставляются Самим Богом, присутствует в двух посланиях Павла ( 1Кор. 12:28 ; Еф. 4:11 ). 12 . Слова о том, что Бог приобрел Церковь Кровию Своею, напоминают похожие выражения из посланий Павла: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:9 ); «...в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф. 1:7 ; ср.: Кол. 1:14 ); «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф, 2:13). 13 . Призыв к бодрствованию (γρηγορετε) в посланиях встречается неоднократно ( 1Кор. 16:13 ; Кол. 4:2 ; 1Фес. 5:6 ). 14 . Много раз встречается глагол οκοδομω,означающий в зависимости от контекста «назидать» или «созидать» ( Рим. 15:20 ; 1Кор. 8:1, 10; 10:23; 14:4, 17 ; Гал. 2:18 ; 1Фес. 5:11 ). 15 . Выражение «наследие со всеми освященными» близко по смыслу к выражению «наследие святых» ( Кол. 1:12 ). Помимо буквальных параллелей имеются и параллели более общего характера. В частности, в милетской речи Павел напоминает о том, что ни серебра, ни золота, ни одежды он ни от кого не пожелал, а нуждам его служили его собственные руки. Тот же мотив мы находим в посланиях; в них Павел неоднократно обращал внимание адресатов на το, что он сам зарабатывал себе на жизнь, трудился своими руками, ни у кого не одалживался, никого не отягощал, никому не докучал ( 1Кор. 4:12 ; 2Кор. 7:2 ; 1Фес. 2:5:9 ). В милетской речи Павел представляет себя в качестве примера для подражания. Эта же тема присутствует и в посланиях, в частности в словах: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Наконец, свидетельство Павла о том, что он ни на что не взирает и не дорожит своей жизнью, прямо перекликается с его утверждениями: «…Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом...» ( Флп. 1:21:23 ). О чем говорит приведенный выше длинный список параллелей? В нем можно увидеть свидетельство того, что Лука составил милетскую речь Павла на основе его посланий. Однако, как мы говорили выше, нет подтверждений того, что он был с ними знаком. Гораздо более вероятным представляется, что Лука записал речь, которую слышал в Милете, а параллели с посланиями Павла обусловлены тем, что одни и те же темы и выражения встречались как в его устной речи, так и в письменных посланиях. Данные параллели являются убедительным подтверждением того, что Лука воссоздает реалистичный и правдивый образ Павла, стараясь с максимальной точностью воспроизвести то, что он говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

128:3) и чтобы мы стали предметом радости для них во время молитвы, будучи влекомыми и уловляемыми ими во время молитвы в чуждые помыслы. Как и Приточник научает нас: Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися (Еккл. 7:17); и: Иже высок творит свой дом, ищет сокрушения: остроптеваяй же учитися впадет во злая (Притч. 17:16). И опять-таки:Нечист пред Богом всяк высокосердый (Притч. 16:5). И еще: Не гордися пред лицем царевым и на месте сильных не стани: лучше бо ти есть, егда речет: взыди ко мне: нежели смириться тебе пред лицем сильнаго (Притч. 25:6-7). Не хвалитеся, и не глаголите высокая в гордыни, да не изыдет велеречие из уст ваших (1 Цар. 2:3). И Павел Тимофею говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно(1 Тим. 6:17). И в другом месте: не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным (Рим. 12: 16). И к римлянам: Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя (Рим. 11:19-21). Посему мы вместе с Давидом будем заниматься [добродетельным смиренномудрым] деланием, искренне вместе с Давидом воспевая: Господи, не вознесеся сердце мое… ниже ходих в великих, ниже в дивных паче мене. Аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою(Пс. 130:1-2). Также и с тремя отроками: Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши(Дан. 3:37).     Кто похвалится чисто имети сердце; или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? (Притч. 20:9). Ибо аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит Тебе, яко у Тебе очищение есть (Пс. 129:3-4). Таковую песнь Богу воспевая с искренним сердцем, да услышим от Него, что кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12), высокомудрствующие же обличатся, как фарисеи Спасителем, говорящим им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

12 230 Сердце чистым созижди во мне, Боже, и дух правды возроди в груди моей! 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня! 14 Даруй мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня! 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 231 Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. 17 Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. 18 Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. 19 232 Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. 20 233 Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, и да созиждутся стены Иерусалимские! 21 Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Слава: 1 234 В конец, в поучение, Давида, 51; 2 Когда пришел Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришел Давид в дом Авимелеха». 3 235 Что похваляешься злодейством своим, сильный? Беззаконие творишь всяк день. 4 236 Неправду поведал язык твой; как бритва изостренная стала ложь твоя. 5 Возлюбил ты зло больше добра, неправду больше речей правдивых; 6 Возлюбил ты слова пагубные, язык лживый. 7 Посему Бог сокрушит тебя вконец, возьмет тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой исторгнет из земли живых. 8 Увидят это праведники и убоятся, посмеются над тобой и скажут: 9 «Вот человек, который не искал помощи от Бога, но уповал на великое богатство свое, и закоснел в суете своей». 10 А я – как маслина плодовитая в доме Божием; уповаю на милость Божию вовеки. 11 Прославлю Тебя вовеки за все, сотворенное Тобой, и надеюсь на имя Твое, ибо оно благо для праведных Твоих. 1 237 В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. 2 Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога». Развратились они и мерзки стали в беззакониях; нет творящих добро. 3 Бог приклонился с Небес к сынам человеческим, да увидит, есть ли знающий или ищущий Бога. 4 Все уклонились от истины, все непотребными стали; нет творящего добро, нет ни единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010