«Надобно, чтобы один из тех был вместе с нами свидетелем воскресения Его». Вместо того, чтобы сказать: был Апостолом Христовым вместе с нами, говорит: «был вместе с нами свидетелем воскресения Его». Так говорит св. Лука потому, что воскресение Господа Иисуса есть главное доказательство Божественности Иисуса Христа, а потому и Божественности Евангельского учения. И поставтиа два, Иосифа нарицаемого Варсану, иже наречен бысть Иуст, и Мфия.. «И поставили двух, Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия.» Кто поставили двух? Не Петрр, но те из общества, которые, согласно мненью Петра, могли избрать таких спутников Иисуса Христа, которые были при Нем во все время Его служения спасению рода человеческого, со дня Его крещения от Иоанна до вознесения на небо, или вообще общество верующих в Иисуса Христа, как говорит св. Златоуст: «не Петрр поставил их, но все; а мнение подал Петрр, показав впрочем, что и оно принадлежит не ему, а издревле уже (возвещено) в пророчестве, так что он был только толкователь, а не наставник» 11 . Иосифа порицаемого Варсаву, иже наречен быст Иуст. Иосиф по прозванью Варсава. У Евреев было это в обычае, что один носил два имени, как и некоторые из Апостолов называются двумя именами, например: Иаков Алфеев, Симон Зилот (ст. 13). Иустом, что с римского языка значит: праведный, вероятно назван Иосиф за свою правдивость. Полагают, что Иосиф и Матфий, были из числа седьмидесяти Апостолов. Об Иосифе и Матфие определенных сведений не сохранилось в предании. И помолившеся реша: Ты Господи Сердцеведче всех, покажи его же избрал ecu от сею двою единого, 25. Прияти жребий служения сего и апостольства, из негоже исподе Иуда, ить в место свое. «Все они единодушно пребывали в молитве» (ст. 14); и потому-то без сомнения, самое избрание двух, Иосифа или Матфия, производилось в благоговейном молитвенном настроении: кто всегда молится, тот все делает с молитвою. Но, по избрании сих двух, они возносят особенную молитву ко Господу, чтобы Он показал одного из двух, избранного Им к апостольскому служенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Св. Кирилл Александрийский , говоря о любви к братьям, вспоминает осмеяние фарисеев Христом за то, что поступали по славолюбию, а не по ревности о законе. «…Таким образом, несомненно, можно, исполняя закон, беззаконовать, если кто неправильно пользуется законом. И об этом-то, я думаю, сказал Соломон: есть праведный погибаяй в своей неправде . Итак, надобно написать божественную заповедь в уме и сердце» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 343]. Слова Екклесиаста не буди правдив вельми учитель Русской церкви XVI века прп. Максим Грек обращает против некоего западного толкователя книг блж. Августина Иоанна Людовика, который отвергал возможность второго брака. Прп. Максим Грек : «Второй брак допущен святыми семью Вселенскими соборами, ради немощи плотской оставшейся половины [вдовца или вдовы. – Г. Ф.], особенно если это случилось в молодых летах… То, что соборы установили духом Святым, то и Владыко всех – Бог утвердил свыше. Не следует, о Людовик, забывать сказанного в Божественном Писании: не будь правдив вельми , чтобы не оказаться нечествующим предо Мною» 27, Возражения против Иоанна Людовика]. Обращает на себя внимание, как много святых отцов указывают на слова Екклесиаста: не буди правдив вельми . Значит, это было для них важно. Соразмерность добродетелей – ограда от прелести и даже ереси. И далее поучает премудрый Соломон: Еккл. 7:17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в своё время? Грех есть безумие, и вкусивший его должен умереть. Умирают все, но зачем умирать не в своё время? А случается это часто именно потому, что человек предаётся греху. Предан алкоголю – преждевременная смерть; предан табаку и наркотикам – преждевременная смерть. Кто хулиган – жди преждевременную смерть. И долго можно продолжать этот перечень. Речь идёт не просто о грехе, а о том, чтобы предаваться греху . Все грешны, но не все преданы ему, иные ратоборствуют против него. Еврейский текст даёт и иной оттенок мысли: не преступай премного . Раши: «Если уж совершил преступление малое, не продолжай и не прибавляй к нему» 7, 17]. Для чего тебе умереть не в свой срок? Этому Раши находит пример в Сауле. По причине Нова, города священнослужителей и Амалека, умер Шауль за свою неверность .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Св. Амвросий Медиоланский произносит «Похвалу умеренности». Без этой добродетели развиваются «гордость и немилосердие». Таковы новациане. Евангельский же пастырь иной, «ибо кто старается исправить пороки человеческой слабости, тот должен самую эту слабость на собственных своих плечах держать и как бы взвешивать, а не отвергать… И Соломон говорит: Не будь слишком строг , – потому, что правда должна быть смягчена умеренностью» Две книги о покаянии, кн. 1, гл. 1]. Св. Амвросий Медиоланский рассуждает также о том, что, не уничтожая правду и справедливость, у Бога преобладает милость и во всём соблюдена мера: «У Господа… правда соединена с милостью, милость же с правдой; ибо написано: Не буди правдив вельми ( Еккл. 7:17 ), то есть излишне. Что выше меры, то хотя и добро, но не зачтётся тебе за настоящее добро. Храни меру, чтобы воспринять по мере» Слово на смерть Феодосия Великого]. Об умеренности подлинного благочестия говорит и блж. Иероним: " Не будь слишком справедлив и не ищи большего, чтобы не обезуметь . Если увидишь, что кто-либо суров и жесток ко всем поступкам братий, так что не прощает ни согрешившему словом, ни медлительному по естественной иногда лености, то знай, что такой более справедлив, чем сколько справедливо… Справедливость, не прощающая слабости человеческой природы, бесчеловечна» 7, 16]. Интересно, что блж. Иероним упоминает еврейское толкование, в котором этот текст из Екклесиаста прилагается к истории царя Саула и Агага. Мы находим это в толковании Раши, жившего от Иеронима спустя семь веков. Такова устойчивость экзегетической традиции иудейского предания. Размышляя над словами Екклесиаста не буди правдив вельми , прп. Исидор Пелусиот , как и другие отцы, говорит о «соразмерности добродетели». Также видит он в этих словах ограду осуждению и жестокости. «И премудрый справедливо советовал: Не буди правдив вельми . Если же советует он это, то не будь жестоким и строгим судиёю того, в чём погрешают против тебя ближние, но препобеждай справедливость благостию и оказывай снисхождение тем, которые делают против тебя что-либо и превышающее меру снисходительности» письмо 221, Епископу Лампетию]. Преподобный Исидор в письме епископу Асклипию Письмо 410] приводит замечательный афоризм древнего мудреца: «Ничего слишком»! И говорит Давид-псалмопевец: «Не ревнуй до того, чтобы делать зло» ( Пс. 36:8 )! Царь Иван Грозный, ревнуя о правде Божией, сажал людей на кол.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Раши поясняет соломонову мысль примером: « Не будь праведным премного , подобно Шаулю, который возомнил себя праведным и пощадил преступных, и не мудрствуй чрезмерно . Не делай абсурдного вывода от лёгкого к тяжёлому» 7, 16]. Попросту по-русски: не мудри! Св. Григорий Чудотворец : «Но тому, кто действительно праведен, не нужно сильно показывать себя таковым и слишком выше меры мудрым, чтобы, преткнувшись в чём-либо, он не погрешил гораздо более» 7]. Св. Киприан Карфагенский говорит о том, что «невозможно постигнуть Таин Божиих, и потому вера наша должна быть проста… не будь правдив вельми, не мудрися излишне ( Еккл. 7:16 )» Три книги свидетельств против иудеев, кн. 3, 53]. Св. Афанасий Великий говорит о тех, кто чрезмерно пытается умом постичь тайны Святой Троицы и приходит к еретическим утверждениям: «Вся Троица есть единый Бог… До сего простирается в людях ведение; здесь предел того, что херувимы закрывают крылами. А кто домогается и хочет исследовать паче сего, тот противится сказавшему: не мудрися излишне, да не когда изумишися ( Еккл. 7:16 ). Что предано вере, то прилично постигать не человеческою мудростию, но слухом веры» К Серапиону послание 1, п. 17]. Св. Василий Великий говорит, что еретики-любопрители производят смущение в церкви, превозносясь своим знанием. «Такое смятение простирается не только на познание, но и на дела, так что… есть праведный погибаяй в правде своей, и нечестивый пребываяй в злобе своей ( Еккл. 7:16 ). Ибо если есть что неудобопостижимое, то к сему роду принадлежит и истинная праведность» Толк. на прор. Исайю, гл. 5, 20]. Опрометчивые суждения и поступки ещё далеко не мудрость и праведность. Св. Григорий Богослов , говоря о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге, напоминает слова Екклесиаста: « Не буди правдив вельми, не мудрися излишне . Ибо и для праведности, и для мудрости одно опасно – горячность в делах и слове, от излишества преступающая пределы совершенства и добродетели… посему никто да не будет ни мудр более подлежащего, ни законнее закона, ни блистательнее света, ни прямее правила, ни выше заповеди» Слово 32, О соблюдении доброго порядка].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это – «Слово» Архиепископа Крымского и Симферопольского Луки в день семидесятилетия И. В, Сталина. «Слово» – та же апологетическая политическая статья, только выдержанная в церковно-проповедническом тоне. Пересказывать ее нет смысла. Проще привести для характеристики несколько слов: «А кто же является столпом и утверждением мира во всем мире? Кто, если не наше правительство с его великим Главой, который всеми силами борется против тех, кто готовит истребление миллионов людей атомными бомбами?.. Ныне исполнилось семьдесят лет со дня рождения этого великого человека, которому Бог вручил власть над нашей страной. Сам Бог вручил – ибо читаем у апостола Павла: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» ( Puм. XIII, 1 ). Будем же помнить это, будем чтить власть и будем повиноваться ей беспрекословно… И вознесем Богу благодарственное моление за то, что Он дал нам этот столп мира, этот столп правды социальной. Аминь». …Говорят, на могильном камне украинского философа Григория Сковороды вырезана эпитафия, им самим составленная: «Мир ловил меня, но не поймал». Архиепископ Лука, увы, не заслужил подобной надписи. Сталинский мир не только поймал и соблазнил преосвященного, но и прочно приковал его к пропагандистской своей колеснице. Прошли годы, прежде чем освободился архиепископ Лука от самых грубых своих политических заблуждений, а от некоторых не избавился до конца жизни. Чем завершить историю великого соблазна? Разве что вот этим маленьким эпизодом, который несколько лет назад поведал мне архиепископ Иннокентий Калининский (Иоанн Леоферов): «Он очень правдив был, Лука, до смешного правдив. Полагал, что и вокруг него все так же правдивы. А люди-то, сами знаете… Когда уезжал он из Тамбова на новое место, я в поезде его до Мичуринска провожал. Были мы с ним в купе одни, и Владыка спросил: Скажите, какого самого большого порока мне следует избегать? – Не доверяйте, пожалуйста, клеветникам, – сказал я.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Страшный этот разбойник не просто нападает на плывущих по сему исполненному бурею морю, но сперва испытав и дознав душевные наклонности, потом принимается за дело и строит козни... Посему, пытливо изведывая стремления, наклонности и приверженности каждого, не пропуская ни малого времени, даже часа, потом подает отвне служащее пищею страсти, и к чему ощущает особенно склонным, в том и отыскивает слабую сторону. Потому-то благоискусному надлежит соделать себя безопасным отовсюду, ибо не редко враг овладевал даже житием, подобным городу, огражденному неприступными стенами, отыскав одну слабую сторону и доказав, что бесполезна крепость прочих стен (прп. Исидор Пелусиот , 61, 370–371). Общий всех враг , как страждущий самоуправством, совлек с человеческого рода прирожденные ему преимущества и ввел образ жизни противный добродетели, когда ему стали послушны человеческие силы. Ибо сам по себе не возымел бы такой воли, если бы не был сильно подкрепляем беспечностью обольщенных. Но поскольку по человеколюбию Создателя род наш должен был снова облечься в оружие добродетели, то снисшел на землю Бог-Слово и как ангельскую ризу соткал нам любовь, все совершив в ней, потому что все перечисляемые по видам преспеяния добродетели сообъял в единой родовой добродетели, которой имя – любовь (прп. Исидор Пелусиот , 61, 403). Удивительно для тебя, говоришь ты, почему иные из злых духов требовали, чтобы служитель их был правдив, а действуя сами, не переставали делать неправду. О сем рассуждаю так: чтобы служащий им был правдив, требовали потому, что представляли из себя богов, служили же неправде потому, что по произволению были лукавы. Источник. Поскольку знали, что из людей многие чтут добродетель, то, чтобы их почитали добрыми, показывали вид, будто бы любят добродетельных, и вскоре потом преступными своими поступками изобличали свой склонный ко злу ум (прп. Исидор Пелусиот , 62, 9). Источник. ...Действительно демоны изобличены, побежденные Подвижником, у Которого пригвождены руки и ноги; действительно опозорен диавол, побежденный и уступивший над собою верх единой плоти, повешенной на Кресте (прп. Исидор Пелусиот , 62, 11). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

     Знавшие Владыку Луку отмечали, что он очень доверяет людям.      Архиепископ Иннокентий Калининский (Леоферов) , который был в Тамбове епархиальным секретарем Владыки Луки, вспоминал: " Он очень правдив был. Владыка Лука, до смешного правдив. Полагал, что и вокруг него все так же правдивы. А люди-то, сами знаете... Когда он уезжал из Тамбова, я в поезде его до Мичуринска провожал. Были мы с ним в купе одни, и Владыка спросил:      — Скажите, какого самого большого порока мне следует избегать?      — Не доверяйте, пожалуйста, клеветникам, — сказал я. — По жалобам лжецов Вы, Ваше Преосвященство, иногда наказывали ни в чем не повинных людей.      — Да? — изумился он. А потом, подумав, добавил, — С этим расстаться никак не смогу. Не могу не доверять людям " .      Архиепископ Лука добивался передачи верующим городского собора. Тотчас после приезда в Тамбов он писал сыну: " Почти наверное отдадут нам большой двухэтажный собор " . В мае он пишет: " Отказали в Москве открыть у нас собор, и это большое огорчение для меня " . Позднее Карпов обещал Владыке Луке открыть собор или другой большой храм в Тамбове, но тамбовский уполномоченный по делам Православной Церкви отказался сделать это. В августе Владыка Лука сообщает: " Собор будет открыт только по ходатайству верующих, но нет до сих пор инициаторов, все боятся " .      Карпов, действительно, хотел открыть собор в Тамбове, но тогдашний председатель облисполкома Козырьков и первый секретарь обкома партии Волков — комсомольцы двадцатых годов — всячески этому сопротивлялись. Козырьков вскоре умер (Владыка Лука диагностировал у него неоперабельный рак желудка), но Волков так до конца войны и не допустил, чтобы в городе открыли второй храм. А после войны вопрос об этом в Москве больше не поднимался.      Козырьков относился к Владыке Луке неплохо, считая, что он — медик, случайно попавший в " церковный омут " . Однажды он пригласил Владыку к себе в кабинет и, желая выразить ему свое расположение, спросил:      — Чем Вас премировать за Вашу замечательную работу в госпитале? — Откройте городской собор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В конце 1944 года в одной из проповедей Владыка сказал, что немецкие зверства не случайны, что жестокость присуща немецкому народу в целом; эта национальная черта уже не раз выявлялась у немцев в прошлые столетия и отражает, так сказать, дух германского народа. Софью Ивановну обидели эти слова. Преодолев смущение, она подошла после проповеди к архиепископу и сказала ему, что немцы, как и русские, бывают всякие, и никакого жестокого немецкого духа она не знает. Владыка Лука молча выслушал ее и молча же покинул храм. А через несколько дней, при большом стечении народа, сказал прихожанам, что обнаружил в прошлой своей проповеди недопустимую ошибку. Неправильно говорить о жестоком характере всех немцев вообще. Он просит тех, кого это замечание обидело, если можно, простить его. Впредь он будет обдумывать свои проповеди более серьезно. Знавшие Владыку Луку отмечали, что он очень доверяет людям. Архиепископ Иннокентий Калининский (Леоферов) , который был в Тамбове епархиальным секретарем Владыки Луки, вспоминал: " Он очень правдив был. Владыка Лука, до смешного правдив. Полагал, что и вокруг него все так же правдивы. А люди-то, сами знаете... Когда он уезжал из Тамбова, я в поезде его до Мичуринска провожал. Были мы с ним в купе одни, и Владыка спросил: - Скажите, какого самого большого порока мне следует избегать? - Не доверяйте, пожалуйста, клеветникам, - сказал я. - По жалобам лжецов Вы, Ваше Преосвященство, иногда наказывали ни в чем не повинных людей. - Да? - изумился он. А потом, подумав, добавил, - С этим расстаться никак не смогу. Не могу не доверять людям " . Архиепископ Лука добивался передачи верующим городского собора. Тотчас после приезда в Тамбов он писал сыну: " Почти наверное отдадут нам большой двухэтажный собор " . В мае он пишет: " Отказали в Москве открыть у нас собор, и это большое огорчение для меня " . Позднее Карпов обещал Владыке Луке открыть собор или другой большой храм в Тамбове, но тамбовский уполномоченный по делам Православной Церкви отказался сделать это. В августе Владыка Лука сообщает: " Собор будет открыт только по ходатайству верующих, но нет до сих пор инициаторов, все боятся " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

«Из кабака прямо в церковь, а из церкви прямо в кабак», — определяет Суворин в письме к Розанову сущность «русского духа». Надо им отдать справедливость: оба они, как никто, содействовали этому слиянию кабака с церковью. Напился в кабаке и вошел в церковь. «Л. Толстой прожил, собственно, глубоко пошлую жизнь». «Гоголь — идиот». «Щедрин, как матерый волк, наелся русской крови и сытый отвалился в могилу». Это Розанов плюет на иконы. Что же молящиеся? Ничего, продолжают молиться. Вот она, та подлая терпимость, которая превратила русское общество в дом терпимости. «Как мне нравится Победоносцев, который на слова: „Это вызовет дурные толки в обществе“ — остановился и не плюнул, а как-то выпустил слюну на пол, растер и, ничего не сказав, пошел дальше», — восхищается Розанов. Вся его общественность — плевок Победоносцева. Победоносцев, Катков, К. Леонтьев, все наши «охранители» — за спиною Розанова. Он — детище их, плоть от плоти, кость от кости. Он раскрыл то, что в них скрыто. Общественная бессовестность, общественное непотребство его от них идет. И насколько этот нигилизм ужаснее старого нигилизма наших «разрушителей»! Да, суду общественному с Розанова взять нечего: мертвые срама не имут. Он это знает и уходит из общественности в частную жизнь. «Народы, хотите ли, я вам скажу громовую истину? Частная жизнь выше всего». В жизни общественной лжет, а «по ту сторону занавески», в жизни личной, правдив. Но, кажется, у него и там не одна, а тысячи правд, тысячи искренностей, одна на другой, как луковичные кожицы: снимет одну — под ней другая, снимет другую — под ней третья, и так без конца. Он снимает их с такою легкостью, как будто это не кожи, а платья. Платья какого угодно цвета, смотря по надобности. И даже голое тело — не тело, а телесного цвета трико, как у плясуна канатного. Плясун пляшет, зарабатывая хлеб насущный: «Только вырабатываю 50–80 рублей недельных, но никакого интереса к написанному». Где же нагота последняя, последняя искренность? А вот где. «Страшное одиночество за всю жизнь. С детства. Одинокие души суть затаенные души. А затаенность от порочности. Страшная тяжесть одиночества». «Точно я иностранец — во всяком месте, во всяком часе, где бы ни был, когда бы ни был. Все мне чуждо, и какой-то странной, на роду написанной отчужденностью». «Такое сильное ощущение пустоты около себя — пустоты, безмолвия и небытия вокруг и везде, что едва знаю, едва верю, едва допускаю, что мне „современничают“ другие люди».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

И поэтому в проповедях св. отца мы находим, что он угрожает своим слушателям вечными мучениями. Но находя это учение несогласным с всеблагостью Божиею, св. отец в своих богословско-философских трактатах отрицает его и пытается обосновать теорию апокатастасиса. Но не трудно видеть, что тексты, в которых пытается находить для себя опору учение об апокатастасисе, не дают для него этой опоры. В них совсем не говорится о будущем блаженстве всех тварей. С другой стороны слова: «идут сии в муку вечную, а праведницы в живот вечный» (Мф. 25, 46) так ясны, что едва ли в понимании их возможно разногласие. Теория апокатастасиса пытается спасти всеблагость Божию на счет правды Божией. Если Бог имеет всех привести в рай, то зачем же слово Божие говорит нам об аде? Бог есть Истина, и в Нем нет никакой лжи, а по сему Он безусловно правдив и в своих угрозах и своих обетованиях. Из изложенной нами теории свободых созданных тварей и следует, что Бог не поведет насильно грешников в рай, и что многие из них сами своею волею оправдают на себе божественные угрозы о вечных мучениях. Есть один благочестивый рассказ, прекрасно иллюстрирующий это положение. Мы слышали его из уст одного русского богослова. Св. Антоний Великий , подвизавшийся в борьбе с искушениями диавола и побеждавший их, однажды задумался о том, нельзя ли победить не только искушения, но и искусителя и вот – великий пустынник обратился к диаволу с проповедью покаяния. Диавол, слушая наставления отшельника, поручил ему спросить у Бога: простит ли Бог его – диавола, – если он раскается? Св. Антоний обратился с молитвенным вопросом к Богу и получил ответ: «прощу». Великий подвижник с радостью сообщает этот ответ диаволу и что же? Раздается страшный, демонический хохот. Вот ответ на призыв к покаянию! Если в начале этого рассказа и можно усмотреть некоторый оттенок того учения, которое называется оригеновским и которое состоит в том, что диавол, если захочет, может спастись, то его конец уничтожает этот оттенок и утверждает, что для диавола, ожесточившегося и укрепившегося во зле – уже невозможно спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010