VII (1) Слышали [вы] же, что Павел боголюбивый пророчествовал о последних днях и о царстве Римском, говоря Солунянам (Фессалоникийцам): (2) молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом, не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает пришествие Господне. Да не обольстит вас никто никаким образом: [ибо день тот не придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек беззакония и сын погибели, противящийся и превозносящийся над всем, называемым честным, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. [И далее говорит]: пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник (2 Фес 2:1-4, 7-8). (3) Что это такое, как не Римское царство? Всякое начало и власть мира разрушится, кроме него. (4) Ибо оно терпит войны, но не побеждено, и все народы сражаются с ним, но оно побеждает их и господствует над ними, пока не придёт последний час, когда оно прострёт руки свои к Богу, по слову апостола, говорящего: когда упразднит всякое начальство и всякую власть, тогда и Сам Сын предаст царство Богу и Отцу (1 Кор 15:24). (5) Какое же это царство, как не христианское? Нет ведь другого царства, подобного ему по могуществу! (6) Если хочешь разуметь известное, то вспомни о Моисеевом народе, столькими знамениями и чудесами погубившего Египтян во глубине морской. (7) Посмотри и на Иисуса Навина, при котором солнце остановилось в Таваоне, а луна – в Фаранге Эломском . (8) И другие [Евреи] совершали дивные чудеса, но поразмысли, где теперь власть Евреев? Они подчинены царством Римским. (9) Не Тит ли и Веспасиан поразили их всех, не мечом ли храм их разорили; [а затем] Адриан и потомки его? (10) Разве было или будет ещё одно такое царство? Но если об истине печёмся, [то скажем]: ни единого. (11) Не тысячу ли лет царствовали Евреи, и отнялось царство [у] них. Египтяне [царствовали] три тысячи лет, и пресеклось их [царство]. (12) Вавилоняне царствовали четыреста лет, но и они пресеклись. И так же затем Македонское царство. (13) И царство варварское, то есть Турки и Авары, также пресеклось.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

XXVI [Иоанн и Даниил предсказали разрушение Римской империи, предшествующее кончине мира и вечному Царству Христа] (1) ещё яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему было сказано: и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей (Отк 17:12-14). Итак, очевидно, что имеющий прийти [Антихрист] трёх из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнём, и предадут царство своё зверю, и будут гнать Церковь, а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. А то, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф 12:25). Разделиться же и царство, и город, и дом должны на десять [частей], и поэтому Он наперёд уже обозначил раздробление и деление. Даниил же ясно называет конец четвертого царства ногами виденного Навуходоносором истукана , в которые ударил не руками отсеченный камень, как он говорит: ноги – одна часть железная, а другая глиняная; [ты видел его], доколе не отторгся камень без рук и ударил в истукана, в ноги железные и глиняные, и вконец сокрушил их (2:33-34). Потом в объяснении говорит: так как ты видел ноги и пальцы, одну часть их глиняную, а другую железную, то царство будет разделено, но в основании оно будет железное, как ты видел, что железо смешано с глиной. И пользы на ногах – одна часть железная, а другая глиняная (2:41-43). Итак, десять пальцев на ногах суть десять царей, между которыми разделится царство и из которых одни крепки и деятельны, другие вялы, бесполезны и не согласны (поп consentient), как и Даниил говорит: одна часть царства будет крепка, а другая слаба. Так как ты видел железо, смешанное с глиной, то будет смешение в племени человеческом, и одни не будут в сцеплении с другими, как железо не смешивается с глиной (2:43). И как это окончится, он говорит: и в дни царей тех Бог небесный восставит Царство, которое во веки не разрушится, и Его царство не останется другому народу, но все царства оно сокрушит и развеет; само же возвысится во веки. Как ты видел, что камень без руки отторгся от горы и сокрушил глину, железо, медь, серебро и золото, то великий Бог через это показал царю, что будет со временем, и сон истинен и истолкование его зерно (2:44-45).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

XXXVI (1) И когда я произнес эти слова, я заснул, и тогда среди ночи мне явилось видение. (2) Вот , [стоял] лес в долине, усаженный [множеством] деревьев и окруженный высокими горами и крутыми скалами. И лес тот занимал обширное пространство. И вот напротив его рос виноградник , в котором пробивался мирный источник. (4) Но [вода] этого источника, достигнув леса, сделалась огромным потоком и наводнила лес, в тот же миг вырвав все деревья с корнем и опрокинув все стоявшие вокруг горы. (5) Так был повержен высокомерный лес и принижены вершины гор. И после того, как источник разлился, остался в целостности только [один] кедр . (6) Когда же был вырван с корнем, разрушен и искоренен лес, так что на его месте ничего не могло произрасти, то ради того, чтобы виноградник вместе с источником остались в совершенной тишине и спокойствии, они приблизились к месту недалеко от кедра. И когда они приблизились, он пришел в изумление. (7) И я видел: вот, виноградник открыл рот и сказал кедру: «Не ты ли, кедр, единственный уцелевший после гибели леса? Ты был несправедлив к подчиненным тебе и злодействовал во все [твои] годы, так что [от тебя не было ничего] хорошего. Ты захватывал не принадлежащее тебе и никогда не испытывал жалости к благим владениям. (8) Ты истреблял правителей, стоящих далеко от тебя, и источал злобу свою на приближавшихся к тебе. И в то время ты не пожалел никого из искорененных тобой. (9) Но теперь настал час, когда ты будешь повержен. (10) Пади и повергнись так же и ты, кедр, как пал и был повержен лес, будь сметен вместе с ним, и с вашими нечестивыми корнями. Ныне ты впадешь в скорбь, подвергнешься мучению, ибо пришло твое последнее время и наказание за твою жестокость». XXXVII (1) После этого я увидел, что кедр был предан огню. Виноградник же рос и крепнул, и вокруг него образовалась долина, полная неувядаемых цветов. Но тут я пробудился и встал. XXXVIII (1) И я воззвал такими словами: «Господь мой Боже, Ты ведаешь все времена и управляешь ими с мудростью. (2) Твой Закон жив и Твои суды справедливы. (3) Открой мне значение этого видения. (4) Ибо Ты знаешь, что моя душа всегда жила согласно Закону, как я был наставлен от начала (=с рождения), я не удалялся от покорности [ему]».

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   94. Апостольское Предание. Что это такое? — Сам Господь Иисус Христос, Богочеловек. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк.10:16). А после них, святых апостолов, — это их святые преемники — епископы, законные наследники, «мужи апостольские» (св. Игнатий Богоносец, св. Ириней, св. Киприан). Святой Игнатий в Послании к смирнянам пишет: «Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь». — [Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин.15:4—5). — Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (Ин.17:20—21, 23). — Полный текст цитат введен переводчиком.] — Апостольское преемство в каждый момент времени передает Самого Богочеловека, Господа Иисуса Христа, по истинному слову Самой Истины: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:20). Это вечная, временно-вечная Истина: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8).    95. Святый Иустин Мученик и Философ: «Истинный христианин — это истинный философ».    96. Святой Савва Сербский: «Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете».    97. Молитва святого Макария Великого (Египетского): «Господи, имиже веси судьбами, помилуй мя!»    98. Святой Варсануфий Великий: «Покаяние — это врачевство от любой страсти и от любого греха».    99. Молитвенное отношение к миру, ко всему, к каждому человеческому существу как к святыне, как к живому образу Божию, ибо все мы, все, все, каждый человек — созданы по образу Божию, по подобию Божию.    100. Святая литургия — это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: совершается величественное домостроительство спасения ­ домостроительство обожения, обогочеловечения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

А вот что пишут по этому вопросу другие святые отцы. Святитель Ириней Лионский (II в.): « Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые желали видеть Христа и слышать Его голос. Посему всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет… воскресит и поставит в Своё Царство » 91 . «Мы научены, – пишет святой мученик Иустин Философ (II в.), – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» 92 . А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о проповеди пророка Ионы в языческой Ниневии ( Иона 1, 2 )? И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3:5 ). И Бог принял покаяние язычников: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота? ( Иона 4:11 ). Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, даровал им Жертвой Крестной и жизнь вечную. Святитель Григорий Богослов († 389) говорит: «Как многие из нас [христиан] бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру и, обладая самою вещью, не имеют только имени [христианина]» 93 . Преподобный Нектарий Оптинский († 1928) считал даже, что «простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, – спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, – нет» 94 . (Редакция АВ: См. комментарий к этой цитате ). Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

А если Он не мог сознательно говорить неправду, не мог и заблуждаться, то как и от кого Он мог узнать все то, о чем говорил? Тайны, которые Христос поведал миру, не могли быть известны Ему, как Человеку. Объявляя их, как волю Отца Своего, то есть Бога, пославшего Его в мир, Он говорил: Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин. 8, 26); а в прощальной беседе с Апостолами сказал: " Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне... верьте Мне по самым делам, которые Я совершил " (Ин. 14, 11). Итак, Иисус говорил, что все, чему учил Он, поведал Ему Сам Бог, и что как Он в Боге, так и Бог в Нем. Иисусу Христу, как Свидетелю истины, можно или вполне верить, или совсем не верить; середины быть не может. Но так как безусловно правдивого во всем, безгрешного и всемогущего, воскресшего и вознесшегося Иисуса нельзя считать недостоверным свидетелем, нельзя считать только Человеком, то остается один только исход: верить Ему безусловно во всем, хотя бы кое-что и было недоступно ограниченному уму человеческому . ГЛАВА 1. Предсказание ангела о рождении Иоанна Предтечи. Благовестие Пресвятой Деве Марии. Встреча с Елисаветой. Рождение Иоанна Евангельская история начинается рассказом Евангелиста Луки о событиях, предшествовавших и сопровождавших рождение Иоанна Предтечи и Господа нашего Иисуса Христа, но, к сожалению, Евангелист не поясняет, в каком именно году произошли эти события, а ограничивается краткими указаниями, что это было во дни Ирода, царя иудейского (Лк. 1, 5), когда вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2, 1). Определение года рождения Иисуса Христа. Древнейшие Отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин мученик и Тертуллиан), говорят об этом вообще неопределенно. Живший в VI веке римский монах Дионисий, по прозванию Малый, годом рождения Иисуса Христа считая 754-й год от основания Рима; этот год и принят христианами началом нового летосчисления. Позднейшие исследования доказали, однако, что Дионисий ошибся. По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, современника разрушения Иерусалима, Ирод Великий, в царствование которого родился Иисус Христос, был назначен на царство указом римского сената в 714 году от основания Рима и 37 лет спустя умер, за 8 дней до пасхи, вскоре после лунного затмения («Иудейские древности». Кн. 17), но так как 37-й год царствования Ирода соответствовал 750 году, по астрономическому же вычислению лунное затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года, а иудейская пасха в том году приходилась на 12 апреля, то следует признать, что Ирод, царь иудейский, умер в начале апреля 750 года от основания Рима и что, следовательно, Иисус Христос родился ранее 750 года. Для более точного определения года рождения Иисуса Христа служат следующие данные:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

А по прошествии этого царства наступит начало болезней. Тогда поднимется сын беззакония и будет царствовать в этом городе три с половиной года , (856d) и сделает так, что наступит беззаконие, которого не бывало от начала мира доныне, и не будет. Ибо, воссев, он объявит, чтобы отец сходился с дочерью, и сын с матерью, и брат с сестрой; если же нет, то сопротивляющийся будет предан смерти. И приравнен будет к Иоанну Предтече в Судный день . (857а) Тогда он соединит монахинь с монахами, а также со священниками, и станет беззаконие совокупления хуже убийства. И сам он растлит мать и дочь, и в это время, пользуясь вседозволенностью из-за проклятой безнаказанности, глупцы будут распутничать с собственными сестрами. И поднимутся смрад и зловоние, как мерзость пред Господом, и жестоко разгневается Господь Бог, и в великой ярости посмотрит на всю землю, и повелит своему грому в вышине и молниям, и начнут они мощно низвергаться на землю в великом страхе, и многие города будут сожжены в огне, (857Ь) а люди от грохота устрашающих тех громов будут скованы великим ужасом и умрут ужасной смертью, а многие будут испепелены молниями. Горе же земле от угрозы Вседержителя и от безграничного гнева и ярости его, уже надвигающейся на весь обитаемый мир! Но скипетр этот будет сломан и брошен в неугасимое пламя. После тех дней блаженны живущие в Риме или в Ризе, или в Арменопетре, или в Стробиле, или в Кариуполе , ибо в этих городах и местах они обретут покой. А во всех остальных местах войны будут и смуты, и большое смятение, по слову Сказавшего, что вы услышите о войнах и военных слухах (Мк 13:7) и так далее. (857с) А после этого восстанет другой царь в городе этом, и он будет лютым , отрицающим Иисуса Христа. Прочитав писания Эллинов , он будет обращен в Эллинство и сотворит войну со святыми, и будет преследовать Церковь Божию. А через несколько дней царствования его он испепелит в огне храмы святых. Честной Крест он назовёт виселицей. Тогда он склонит священников к отпадению и будет прилюдно истязать народ на улицах. (860а) И в те дни восстанут родители на детей и дети на родителей и убьют их. Брат предаст брата и друг – друга. И многие, признающие Господа нашего Богом и Царем всего, наденут венцы мученичества. Тогда, изгнав живущих на островах, он погонит их в земли Фракии и Македонии. И превратятся острова в пустыни, в пещеры демонов и змей. И будут ужасные удары высоко в небе, и великие землетрясения, и падение городов. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство (Мф 24:7), и будет страшное разрушение на земле и скорбь и терзание сынам человеческим. (860Ь) Тогда с быстротой молнии явится огонь с неба, угрожающе затеняющий всё лицо земли, и многочисленные стаи птиц, и тогда земля наполнится гнусными змеями, пожирающими людей, снисходительных ко грехам. Ибо всё это и есть начало болезней.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

А посему предметом нашего желания и молитвы да будет то, чтобы за высокомерие к Христу и Его рабам он получил предсказанное возмездие. Но, думается, такому рассуждению некоторым образом противоречит сказанное древними учителями Церкви, которые относили эти предсказания к Вавилону Римскому, потому что у четвертого зверя – Римского царства – видны были десять рогов, из которых выросший один, искоренив троих, а остальных поработив себе, придёт как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле – чтобы произвести их совершенное опустошение. Поэтому не погрешит против этого и тот, кто будет разуметь под ним (Вавилоном), как упомянуто ранее, царство, как бы в одном теле владычествующее изначально дольше и поистине пролившее кровь апостолов, пророков и мучеников. Ибо, как говорится: один лик, одно войско и один город, хотя составляющие каждое из них и меняются, так и одно царство, несмотря на то что оно дробится и распределяется по многим городам и местам. И увидел [я] одного ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, [говоря] всем птицам, летающим посредине неба. И об этом ангеле думаем, что это один из высших [ангелов], потому что прочим он повелевает радоваться наказанию грешных и пресечению греха. Птицами называются ангелы по причине быстроты и высоты полета для нашего исправления и наставления, ибо исполнение божественной воли составляет для них христоподражательную пищу. Они парят посреди неба, чтобы восход в него и предсказанное веселье были доступны и ангелоподобным людям , так как ходатайство их служит ступенью восхождения для находящихся внизу. Посему ими же святые будут восхищены в сретение Господу . Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Летите, собирайтесь на великую вечерю Божию. Преимущественное желание Божие, называемое «благоволением и вожделенной Его вечерей», состоит, во-первых, в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4) и чтобы все пришли к покаянию (2 Пег 3:9), а во-вторых, чтобы получили наказание его заслужившие.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

А удобоуловимых уловит, употребив для сего некие обманом творимые чудеса. Об этом в Ветхом [Завете] многие из пророков предсказывали прикровенно, полнее же и яснее изъяснил божественный Даниил. Если же кое-что из этого требует разъяснения, то мы уже сделали это, от слова до слова истолковав все пророчество . Да и написанное божественным Павлом к Фессалоникийцам истолковали вместе с прочими его посланиями, и против обычая говорили об Антихристе довольно пространно. Поскольку иные предполагали, что близко время Владычнего пришествия, то божественный апостол по необходимости преподал учение о том, что прежде надлежит вселенной озариться лучами боговедения, явными сделаться питомцам веры и прекословящих отделить от уверовавших, а потом уже явиться творцу лжи в обличёние не принявших проповедь истины. Так и Господь сказал Иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43). Это же самое говорил и божественный апостол: за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде в обличёние (2 Фес 2:10-12). Поэтому и придёт к не поверившим проповеди истины отец и учитель лукавства . Так как Иудеи, противясь Богу, пригвоздили ко кресту Владыку как безбожника, то величайшим обличёнием их нечестия будет пришествие Антихриста. Владыка Христос, истинный Бог и Сын Бога истинного, по видимому естеству называл Себя Сыном человеческим и человеком и редко именовался Сыном Божиим, а вселукавый демон назовёт себя Богом великим. Это святой ангел открыл пророку Даниилу: и о Боге отцов своих не помыслит, и бога Маоэима на месте своём прославит (11:37-38), то есть наречет себя крепким и сильным Богом. Однако те, которые распяли Владыку за то, что Он называл Себя Сыном Божиим, когда явится этот, уверуют в него, доказывая этим, что они враги истины, делатели лжи. Потому-то Всемудрый и попустил явиться нечестивцу.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ад преисподней огорчился, придя в движение ради тебя; восстали с тобою все исполины, обладавшие землею; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они отвечают и говорят тебе: и ты сделался пленным, как мы! и ты стал подобен нам! Сошла слава твоя в ад, многое веселие твое; под тобою подстилается гнилость, и червь - покров твой. Как упал ты с неба, денница, восходящая поутру! разбился о землю, посылавший ко всем народам. Ты же говорил в сердце (=уме) своем: «взоиду на небо, выше звёзд небесных поставлю престол мой, сяду на горах высоких, которые на севере; взойду выше облаков, буду подобен Всевышнему». Ныне же в ад низвержен, в основания земли. Видящие тебя удивляются тебе и говорят: сей человек колебал землю, потрясал царства, всю вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников [своих] не отпускал [домой]. Все цари народов упокоились с честью, - [каждый] человек в дому своем, ты же повержен будешь в горах, как мертвец мерзкий со многими мертвыми, сходящими в ад. Как одежда в крови смоченная не будет чиста, так и ты не будешь чист, ибо ты погубил землю мою, истребил людей моих; во веки не пребудешь, семя злое. Уготовлены чада твои на убиение за грехи отца, - да не восстанут и не наследуют землю (Ис 14:4-21). (18) Подобным же образом Иезекииль говорил о нём (об Антихристе): так говорит Господь Бог: за то. что вознес лось сердце твое и ты говоришь: «я бог, [в] жилище божие вселился, в сердце морей»; а ты человек, а не Бог, и поставил сердце (=ум) своё как сердце (=ум) Божее, - разве ты мудрее Даниила? Мудрость не наделила тебя хитростью своею. Разве мудростью своею и разумом своим приобрел ты себе силу и серебро и золото в сокровищницы свои? Или во многой мудрости своей, а не в торговле умножил ты силу свою? Вознеслось сердце твое в силе твоей. Того ради так говорит Господь Бог: поскольку ты сердце твое ставишь как сердце Божее, вместо этого, вот, Я наведу на тебя иноземных губителей из народов, и обнажат мечи свои на тебя и на богатство мудрости твоей, и постелют богатство твое в погубление.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010