Несвятой философ Платон и святой философ Иустин Святой мученик Иустин Философ Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что – пустое. А философия не пустое. Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере. Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца – особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух – одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это троичность Бога. Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог – Троица. И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую – на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65–67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин – апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

http://pravoslavie.ru/54236.html

История апологетики в первые века христианства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Наиболее яркой фигурой среди ранних апологетов был мученик Иустин Философ. В своем “Историческом учении об отцах Церкви” Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский, пишет: “После мужей апостольских первое место занимает Иустин Философ по имени и образованию, учитель Церкви с ревностью и духом Апостольским, по страдальческой кончине — мученик Христов” 1 . Обычно он считается основателем апологетики, хотя у него были предшественники 2 . Иустин родился в первые годы II века (ок. 105 г.) в языческой семье, получил прекрасное эллинское образование, учился у многих философов, был знаком со многими языческими школами: стоиков, киников, пифагорейцев, платоников (неоплато­ников) и т. д., сам был преподавателем риторики, но нигде и ни у кого он не получал умственного и духовного удовлетворения. Он метался в поисках правды и истины, меняя наставников и учителей. Любопытны характеристики, которые он им впоследствии давал. Однажды, погруженный в размышления, он гулял по берегу моря и встретил старца, с которым имел длительную беседу, а потом, видимо, еще много встреч и разговоров. Эти беседы привели Иустина к христианству. Имени старца мученик Иустин в своих трудах не называет, вероятно, из конспиративных соображений, естественных в условиях гонений. Последующие же авторы и церковное предание указывают, что это был священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Стряхнув с себя античную мудрость пифагорейцев, неоплатоников и других языческих философов, святой Иустин весь свой талант и голос ученого направил на защиту и проповедь христианства. Эллин по внешнему виду и образованию, пламенный христианин по вере, Иустин путешествовал по всему тогдашнему римскому миру с востока на запад, чтобы повсюду распространять и утверждать веру во Христа Спасителя. Это был странствующий благовестник, не имеющий ни постоянного места жительства, ни церковной должности.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

III. Древне-церковное учение о первородном грехе, как источник зла в мире Древние христианские писатели, в полном согласии с богооткровенным учением ветхого и нового завета, указывают на грехопадение прародителей, как на основной источник физического и морального зла, которое господствует в мире. К такими древним отцам и учителям христианской церкви, без сомнения, прежде всего принадлежат так называемые христианские апологеты: св. Иустин Мученик , Феофил Антиохийский , Тациан, Тертуллиан , Киприан, Ириней Лионский и др. На их-то учении мы и остановим теперь свое внимание. Св. мученик (обезглавленный в Риме в 164 г. по Р.Х, по повелению императора Марка Аврелия) в своем «Разговоре с Трифоном Иудеем», апологетическом труде, написанном в защиту христианства против иудеев, нередко ссылается на Божественное первооткровение о грехопадении прародителей. Между прочим, он доказывает ту мысль, что Христос был распят, претерпел страдания и смерть не по своей вине, но «за человеческий род, который чрез Адама подпал под смерть и прелесть змея» 49 . «Ибо Бог – говорит св. Иустин 50 – желая, чтобы и ангелы были свободно-произвольными и самовластными, делая то, что каждый по своей силе может делать, таковыми их и сотворил, с тем, что, если будут избирать благоугодное Ему, Он сохранить их нетленными и не наказанными, если же поступят греховно, Он накажет каждого, как Ему угодно». «Злыми Бог не создал ни ангелов, ни людей» 51 Иустин указывает на наказание, которым угрожал Господь Адаму за нарушение данной ему заповеди: «в он же день снесть от древа, в той умрет» 52 . О прообразовательном значении древа жизни он говорит, что «древо жизни, насажденное, яко же писано, в раю, имело знамение распятия на древе» Иисуса Христа. На основании повествования бытописателя, Иустин утверждает, что «змий в начале проклят от Бога» и что, по предсказанию пророка Исаии (27:1) «он, как враг, будет убит великим мечем, который есть Христос», потому что «этот змей был виною преступления Адама» 53 Разъясняя смысл и значение библейского рассказа о том, что в пустыне Моисей повесил на древе медного змея для исцеления уязвленных змеями, Иустин говорит: «Сам (Бог)...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Сравнительно подробное и точное описание христианского богослужения в том виде, в каком является оно в конце эпохи мужей апостольских, т. е. в конце первой половины и во второй половине 2-го века, оставил апологет, философ и мученик Иустин в своих писаниях. Иустин стоит среди второго века: Апологию свою писал он в 140 году, умер в 163. В Апологии писанной императору Антонину, он представляет сколько возможно точное описание и изъяснение общественного богослужения христиан своего времени, как с догматической, так и с обрядовой стороны. Свидетельство Иустина тем важнее, что он, как апологет, писал, так сказать от лица церкви и, как представитель церкви излагает не свой личный взгляд, не частные обычаи отдельных церквей, но описывает христианское богослужение в том виде и смысле, как понималось и совершалось оно всеми христианами, всею церковью, как справедливо думает Люфт, вопреки одностороннему мнению других учёных 151 . С другой стороны, Иустин имел в виду показать язычникам и в особенности Антонину благочестивому существенное различие христианских таинств крещения и евхаристии от иудейских и языческих люстраций и священных вечерей. С этой апологетической точки зрения, по весьма верному замечанию Августы, и нужно рассматривать известие Иустина, и, если многие пункты христианского богослужения обходит он молчанием или упоминает лишь вскользь, это объясняется тем, что он писал не для христиан, которым церковные установления его времени хорошо известны и не для потомства как историк. Поэтому было бы противно началам здравой критики из-за этого отрицать существование в его время тех обрядов, о которых Иустин не находит нужным упоминать, но существование которых заставляют предполагать другие известия. Иустину для его цели достаточно было представить общее описание главных актов богослужения и их порядка, не вдаваясь в подробное изложение содержания их; такое описание и представляют действительно его писания, как думает Гарнак. Во всяком случае, впрочем, Иустин представляет более подробный и определённый образ современного ему христианского богослужения, чем какой дают другие известия из этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Июнь месяц 1-е число Мученик Иустин философ жил во II веке, родился в Неаполе, древнем городе Самарии, от родителей греков. От природы получил прекрасные дарования и любовь к наукам; родительские средства давали ему возможность предпринимать далекие путешествия для образования. О ранних лет он надел, как тогда было в обычае, философскую мантию и поставил себе задачей – искание истины, разрешение вопроса о Боге и последней судьбе человека, так как ложная языческая религия не удовлетворяла его души, жаждавшей истины. Он сначала искал истину в разных философских школах. Остановился было на философии Платона, которая несколько близка к христианскому учению, но случайно встретившийся с ним на берегу моря некто старец доказал ему несостоятельность и платоновой философии, а указал истину в христианском учении – в писаниях говоривших Духом Святым древних пророков и новейших учителей, апостолов Христовых. «Но ты, прежде всего, – заключил старец, – молись, чтобы отверзлись для тебя двери света: истину никто не может постигнуть, если не даст разумения Сам Бог и Христос». Тогда Иустин начал читать пророческие и апостольские книги, в них нашел истину и удовлетворение своей души, и принял крещение. Сам узнав христианскую истину, он решился посвятить все свои силы и познания на то, чтобы и других научить сей истине. С этой целью странствовал по всей Римской империи. Кроме того, задачей Иустина было защищать христианство пред иудеями, язычниками и еретиками, или лжеучителями. Иустин даже подал две апологии (т. е. сочинения) в защиту христианства римским императорам. Но такая ревность Иустина стоила ему жизни. В Риме его схватили и представили к городскому префекту (правителю) Рустику. Рустик принуждал Иустина принести жертву идолам и за непослушание приказал бить и обезглавить. Это было в 166 г. Мощи св. Иустина находятся в Риме, в церкви Зачатия Богородицы, в монастыре Капуцинов. Мученики: Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и мученица Харита пострадали в Риме, одновременно с Иустином философом , в 166 году. Они были усечены мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Подлинность этого сочинения не подлежит никакому сомнению. Евсевий в числе сочинений Иустина приписывает ему разговор против иудеев, показывает содержание его и приводит из него слова в том виде, как они находятся в дошедшем до нас разговоре с Трифоном (Ц. Ист. IV, 18). Вот свидетельство церковного историка: «Иустин также написал разговор против иудеев, который был у него в городе Ефесе с Трифоном, знаменитейшим между тогдашними евреями. В этом разговоре он рассказывает, каким образом Божественная благодать обратила его к учению Веры, с какою ревностью он прежде занимался философскими предметами и с каким горячим усердием искал истины. Повествует также об иудеях, что они строили козни против учения Христова, и доказывает это Трифону в следующих словах: «Вы не только не раскаялись в своих злых делах, но еще тогда избравши некоторых людей из Иерусалима, послали их во всю землю разглашать, что появилась безбожная ересь христиан, и распространять те клеветы против нас, которые обыкновенно повторяют все не знающие нас. Таким образом, вы виновны не только в собственной несправедливости, но и в несправедливости вообще всех людей» 1 . Пишет Иустин и о том, что дары пророческие сияли в церкви и в его время 2 ; упоминает и об откровении Иоанна и ясно говорит, что оно принадлежит этому апостолу 3 . Приводит также некоторые пророческие изречения и обличает Трифона в том, что иудеи изгладили их из Писания 4 . «Свидетельство Евсевия подтверждается указаниями, содержащимися в самом разговоре, и его теснейшим внутренним родством с апологиями, принадлежащими Иустину. Писатель разговора называет себя самарянином, говорит, что до обращения к христианской Вере он был последователем Платоновой философии, и указывает на апологетическое сочинение, прежде написанное и представленное римскому императору (Разг. гл. 2,120. ср. и апол. 26 и 2 ап. 12): черты, которые идут к лицу Иустина мученика . К этому присоединяется сходство между разговором и апологиями Иустина не только в слоге и апологетических приемах и доказательствах, но и в некоторых особенных чертах, свидетельствующих о тождестве их писателя; таковы напр. а) Евангелия и в разговоре и в апологиях называются πομνημονεματα τν ποστλων (памятными записками апостолов), чего нет у других церковных писателей; b) цитаты ветхозаветных и новозаветных изречений, нередко уклоняющиеся от текста 70 толковников и канонических Евангелий, сходны в апологиях и в разговоре 5 . Возражение против подлинности разговора Иустина с Трифоном, основанное на том, что в нем некоторые цитаты из Ветхого Завета уклоняются от текста 70 толковников и приводятся согласию с переводами Феодотиона и Симмаха, живших позже Иустина, устраняется объяснениями ученых (Креднера и Земиша), что Иустин имел в руках текст 70-ти, несколько переработанный христианскою рукою, и что экземплярами такого текста пользовались в своих трудах и Феодотион и Симмах 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Раз св. мученик Иустин-философ, будучи еще язычником, встретил на берегу моря старца и вступил с ним в разговор относительно веры. Иустин высказал старцу свои убеждения, приобретенные через изучение языческой философии, но старец все их опроверг основательнейшим образом и заставил Иустина задуматься, и он задал старцу вопрос: «Вот, – сказал он, – ты говоришь, что ни у Платона, ни у других философов я не найду истины, так у кого же мне после этого обрести ее?» Старец отвечал: «Я скажу, у кого обрести. Слушай. За много лет до философов жили некоторые мужи святые, праведные, любезные Богу и исполненные Духа Святого. Они называются пророками, и они предсказали то, что ныне исполняется. Знай, что только они одни глубоко познали истину и возвестили ее человекам. Они узнали ее из откровений Божественных, им бывших, и что именно было так, это доказывается тем, что они возвестили без всякого страха, без всякого человекоугодничества и без всякого тщеславия; возвестили то, что им дано было видеть или слышать от Самого Бога; возвестили чисто, просто, истинно. И возвещенную ими истину они оставили и в своих писаниях. И вот, кто читает эти писания, тот и получает великую пользу от них, и ум того просвещается к познанию истины. Знай, что пророки были свидетелями истины самыми верными, ибо и сами в Единого Истинного Бога, Творца всего, веровали и пришествие в мир Сына Его, Христа-Господа, возвестили, и это последнее может быть доказано тем, что одно из возвещенного ими уже исполнилось, другое исполняется; а в истине иного можно убедиться и из того, что пророки подтверждали слова свои чудесами. Исполненные благодати Божией, они творили дивные дела, каковых ложные пророки сделать не могли. И вот, если хочешь обрести истину, ты ее найдешь у истинных пророков». В заключение беседы старец прибавил: «Прежде же всего, для познания истины, молись усердно Богу, чтобы Он отверз тебе двери света, ибо того, что Божие, никто ни увидеть, ни уразуметь не может, если только не откроет Сам Бог . Открывает же Бог всякому ищущему то с молитвой, терпением и любовью». Беседа этим кончилась, и Иустин, для познания истины, по совету старца стал читать пророческие книги. Чем же кончилось далее? Тем, что через это чтение он не только отогнал от себя все сомнения относительно истинности веры Христовой, но и настолько убедился в ней, что, сделавшись христианином, не усомнился принять за веру и мученическую смерть (Чет. Мин. июня 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июнь Память 1 июня Житие и страдание святого мученика Иустина Философа Святый мученик Христов Иустин философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии [ 1 ] Неаполис Флавил [ 2 ]. Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа-стоика [ 3 ], чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

18. Учение церкви о вечности мучений Православная церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. Веру свою она выразила: а) торжественно на 5-м вселенском соборе, когда осудила лжеучение Оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определенного времени, и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние; б) так же в символе Афанасиевом, где читаем: «благая содеявшии пойдут в жизнь вечную; злая же – во огнь вечный». В частности, это верование церкви ясно исповедовали и проповедовали ее учители и прежде пятого вселенского собора. Таковы: 1 . Св. Климент Римский : «Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны; потому что мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» (Прив. у св. Иоанна Дамаскина ). 2 . Св. Ириней: «Кому скажет Господь: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, те будут осуждены навсегда» (Прот. ерес. IV, с. 28). 3 . Св. священномученик Поликарп: «Ты грозишь мне огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован, нечестивым» (св. Поликарп у Евсевия, «Церк. истор.» IV, гл. XI). 4 . Св. Иустин Мученик : «Что диавол со своин воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, – это предвозвестил Христос» (св. Иустин Мученик , Апология 1-я, гл. XXVIII). 5 . Св. Кирилл Иерусалимский : «Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. XVIII). 6 . Св. Иоанн Златоустый : «Если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь: как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощалась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленнное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность... Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу: ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душою вечно мучиться, и другого конца не будет» (Слов. к Феодору падшему 1, в «Хр. Чт,» 1844, 1, 365 – 366, 367 – 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010