Мученичество приурочивает описанные события к гонениям рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). По мнению комментатора «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», под Максимианом следует подразумевать Гая Валерия Максимиана Галерия (цезарь в 293-305, август в 305-311). Однако его власть не распространялась на Египет, где проводил жестокие гонения на христиан его племянник Максимин Дайя (цезарь в 305-309, август в 309-313). Прп. Никодим Святогорец отнес кончину мучеников к 290 г., О. Батлер - к 313 г. Житие И. род. в г. Антиноя в Фиваиде (Египет) в богатой семье и не только получил хорошее светское образование, но и овладел «христианской премудростью» ( Halkin. 1980. P. 244-245). Когда ему исполнилось 18 лет, родители стали принуждать И., желавшего вести целомудренную жизнь, к вступлению в брак. Попросив неделю на размышление, И. провел эти дни в посте, молитве и слезах. На 7-ю ночь во сне ему явился Господь, велев исполнить волю родителей, т. к. супруга «не нарушит твоего целомудрия и не отлучит тебя от Меня» (Ibid. P. 247), а их примеру последует множество юношей и девушек. Вскоре И. был повенчан с красивой и добродетельной В., происходившей из знатной семьи. Они дали друг другу клятву пребывать в девстве до самой кончины и скрывали свое решение даже от родных. После смерти родителей они передали свое богатство на устроение 2 мон-рей, мужского и женского, и приняли постриг. Со временем в этих обителях собралось много монашествующих, а И. и В. стали игуменами в своих мон-рях. В мон-ре И. подвизалось 10 тыс. чел., в обители В.- до тысячи чел. Когда началось гонение на христиан, В. было откровение об их скорой кончине. В течение полугода все девы, жившие в обители, безболезненно скончались, последней умерла В. После этого в Антиною прибыл правитель Маркиан и начал преследовать христиан. Узнав о знатном происхождении И., он послал к нему видных граждан, чтобы они убедили его принести жертвы идолам, как того требовал император. В обители И. собрались епископы и священники из окрестных городов, готовые принять мученическую смерть. И. был приведен к Маркиану, а мон-рь вместе с находившимися там христианами сожжен. Впосл. на этом месте слышалось пение большого хора в часы, когда обычно совершались службы, и там происходило множество исцелений.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Католические святые ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) ИУЛИАН И КЕСАРИЙ мученики Терракинские (Тарракинские) (пам. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) - см. в ст. Кесарий и Иулиан ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) КАДЛУБЕК Винцентий (ок. 1150 или 1160 - 1223), еп. Краковский, блж. католической Церкви (пам. 8 марта), еп. Краковский КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАЗИМИР (1458-1484), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы

http://pravenc.ru/rubrics/122368_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122320_8.html

Ночью на место казни пришли христиане со священниками. Они хотели похоронить мучеников, но не знали, как отличить их тела от останков преступников. После горячей молитвы они увидели души мучеников, витающие каждая над своим телом, собрали мощи и похоронили под алтарем соборной церкви. Там открылся источник св. воды, от к-рой происходили исцеления. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) Житие И. помещено дважды - под 8 янв. и 21 июня, под последней датой события изложены весьма подробно, но опущено начало истории (не упом. о браке И., а имя Василисса носит мать К.). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) Житие И. приводится только под 21 июня. В краткой редакции славяно-рус. Пролога Житие И. помещено под 21 июня, в пространной - под 22 июля, а в ВМЧ - под 21 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 322 (2-я паг.)). В К-поле в честь этих святых имп. Анастасием I (491-518) был построен храм близ форума. Освящение этой церкви отмечалось визант. календарями 5 июля (SynCP. Col. 800). По сообщению Добрыни Ядрейковича (впосл. Антоний , архиеп. Новгородский), в 1200 г. мощи И. находились в одной из церквей «за Пятерицею», т. е. за кварталом Петрий (Книга Паломник. С. 31). В Иеронимовом Мартирологе память И. и др. Египетских мучеников отмечена 6 янв., в мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) - 7 янв., в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) - 9 янв. Без указания дня памяти В. упоминается Венанцием Фортунатом (ок. 600) в гимне «О девстве» в числе св. дев и мучениц ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 35) и оба супруга - англосакс. св. Альдхельмом, еп. Шерборнским († 709 или 710), в соч. «О девственности». При свт. Григории I Великом , папе Римском, честная глава И. была перенесена из Египта в Париж. В наст. время частицы мощей И., К., В. и М. хранятся в ц. ап. Павла на Остийской дороге. Частицы мощей И. также находятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне. Ист.: BHG, N 970-971, 2209р; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 575-587; PG. 117. Col. 505; SynCP. Col. 375-377, 759-762; MartHieron. Comment. P. 28; MartRom. Comment. Р. 13; Segui G., Thoenes C., Mortari L. SS. Celco e Giuliano. R., 1966; Halkin F. La Passion ancienne des saints Julien et Basilissa (BHG, N 970-971)//AnBoll. 1980. T. 98. P. 243-296; Fros H. Inédits non recensés dans la BHL//AnBoll. 1984. T. 102. P. 195-196; Herrojo Rodr í guez J. Los origines del culto al mártir de Antinoe y so extención por Asterias desde el siglo IX//Studium Ovetense. 1998. T. 26. P. 167-236; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44-46; 19984. Τ. 5. Σ. 256-261.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православные святые БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122310.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания ИРИНА мц. (пам. греч. во вторник Светлой седмицы) - см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/122330_15.html

Яко удобренная и Богоугодная дева,/духовная же мати и водительница дев,/с теми златовидными крилы чистоты и любве Божественныя/к Небесным возлетела еси. Постничествовав первее во обители,/вождь был еси, Иулиане, тьмы иноков,/ихже привел еси Христу, пострадавших огнем,/таже и сам муки претерпел еси, утверждая верныя. Богородичен: Мысленная показалася еси дверь/Иже с высоты востока сущим на земли явльшася, Дево:/Тобою бо к нам Слово прииде,/во еже спасти вся от безсловесия, Богоневестная. Седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Яко многосветлое солнце с луною посреде многочисленных звезд,/тако Иулиан с Василиссою среди множества преподобных своих,/блистающии благодатию на Небеси,/идеже есть всех веселящихся жилище. Ин седален, глас 5. Подобен: Собезначальное: Пятострунную гусль Святаго Духа,/твердыя страстотерпцы новыя благодати,/восхвалим, вернии, Божественнаго Иулиана, священнаго Антония,/Келсия с Мариониллою и твердаго Анастасия,/молящияся ко Господу о чтущих святую память их. Слава, и ныне, Богородичен: Не премолчим присно, Богородице Дево,/благодарственно воспевати от сердца Твоя милости, Владычице, раби Твои, вопиющи и глаголющи:/Пресвятая Дево, предвари и избави нас от враг видимых и невидимых,/ и от нужды и всякаго прещения,/Ты бо еси наше заступление. Песнь 4 Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/ и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Обитель твоя, Иулиане, сожжена бывши, храните сладкая пения,/ и слышавших та целяше недуги в показание дел твоих,/в воспоминание же богособраннаго сонма сожженных. Веригами отягчена и поругаема узрев тя, Келсий/отверзает зеницы души своея:/видит бо тя, святе, Ангелы окружаема и венчаема, и воззва:/силе Твоей слава, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

С тобою, Иулиане, Келсий восхотев страдати и умрети,/отеческое отрину нечестие и мученик Христов явися,/матере своея Мариониллы сопребыванием наслаждаяся. Богородичен: Сущим на земли уподобився Небесный,/небесны сих содела/и, пострадав естеством страдательным,/Божественнаго безстрастия причастие дарова,/Сего убо Рождшую славим. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/ и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго,/но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Исцелил еси, Иулиане, словом слепаго,/еже не возмогоша содеяти идольстии жрецы,/мучитель убо, обезглавив прозревша,/тебе предаде иным лютым мукам. Заключения и биений язвы претерпев,/дивен и Богоносен показался еси, досточудне./Маркиан же, хотя победити твое благодерзновение,/посрамлен явися, яко на Бога враждуяй. О, многаго твоего, Иулиане, к Богу дерзновения:/твоею молитвою мертвый возстает,/иже банею пакибытия возрожден, Анастасий именовася,/сын воистинну воскресения сый. Ко Христу огнем любве палими, сорадовахуся страстотерпцы,/предали бывше огню за благочестие и невредимы сохраншеся,/Господа господствующих прославляху. Богородичен: Радость миру родившая, Приснодево,/души моея уныние отжени и направи мое помышление творити Божественная,/да радостным сердцем славлю Тя, Богорадованная. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе,/многа бо беззакония моя,/низ глубины зол возведи, молюся,/к Тебе бо возопих, и услыши мя,/Боже спасения моего. Седмочисленный ублажим лик царских отроков,/божественне совокупляемь с пресвитером Антонием,/яко низложиша враги и славу прияша мученичества. Седмерица юных исповедник, Антонием окормляема, с двадесятицею воинов,/непорочныя жертвы, нас ради пожершемуся Христу приведошася,/Его ради усечени бывше. Твоею молитвою, Иулиане, и сущих с тобою/храм идольский падеся весь/ и бывшии в нем погибоша,/проседшаяся же земля, извергающи огнь, пожигаше поганы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, праздника или Богородичен: Державным Твоим покровом, Чистая,/нас, рабов Твоих, сохраняй всегда от навет вражиих неврежденных./Тя бо едину стяжахом прибежище в напастех. На хвалитех стихиры, глас 8: Заря трисветлаго Божества,/блистающая в тебе,/дивна тя, Иулиане, яви,/яко духоносна и исполнена благодати,/еяже проси и нам, воспевающим тя. Горе со Ангелы ликуеши/ и назираеши любовию празднующия тебе/ и поминающия подвиги и чудеса твоя,/Иулиане преподобномучениче,/притекающим к раце мощей твоих/источая неоскудную благодать исцелений. Радуйтеся, священнейший мученицы,/пяточисленный личе Небеснаго двора,/пятиветвенное и благоплодное древо Едемское,/пятисвещный светильниче Сиона,/храме пятисоставный Троицы,/на земли и на Небеси вас прославльшия. Слава, глас 4: Иноческое житие возлюбив,/произволением мученик был еси,/твердым же страданием/образ показался еси вземшим крест/и последовавшим стопам Христовым,/Иулиане всеизящне,/тем, во обоих благоискусен быв,/тьму имел еси подражателей/ и тех предпослал еси Богови,/к Немуже и сам по многих муках/прешел еси с сострадальцы твоими,/с нимиже молися о нас, приснопамятне. И ныне, праздника или Богородичен. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТРГИИ Блаженны, праздника песнь рядовая со ирмосом на 4 и святаго на 4. Тропари Стих: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут,/ и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Яко крин сладковонный и шипок,/процвели есте во цветнице Божественнаго пощения, Иулиане и Василиссо,/облагоухающе притекающия к вам, всехвальнии. Стих: Радуйтеся и веселитеся,/яко мзда ваша многа на Небесех. Тебе, Иулиане, во страдании, Ангелы венчаема узрев, Келсий/твердый мученик Христов явися,/с материю своею Мариониллою приим венец нетленный. Слава: Воскрешенный Анастасий и священный Антоний/непорочныя жертвы Пресвятей Троице со Иулианом приведошася/и молятся о почитающих память их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010