На суде правитель не смог поколебать И. ни уговорами, ни угрозами. Тогда его стали бить суковатыми палками. Одна палка переломилась, и щепка повредила глаз друга правителя, стоявшего недалеко от И. Тот предложил Маркиану призвать жрецов, и если их просьбы к языческим богам не помогут вернуть зрение пострадавшему, обещал исцелить его именем Христовым. Во время языческого жертвоприношения идолы упали и рассыпались в прах. Маркиан велел облить И. нечистотами, чтобы лишить его, как он думал, волшебной силы. Но смрад превратился в благоухание. И., сотворив крестное знамение над оком раненого, призвал имя Господне, и тот исцелился и уверовал во Христа, за что был обезглавлен по приказу Маркиана. И. в тяжелых оковах повели по городу на всеобщее поругание. Когда его проводили мимо здания, где обучался наукам единственный сын правителя, по имени К., тот увидел святого в золотом венце, окруженного ангелами, и последовал за И. Скорбь охватила Маркиана и его жену, когда они узнали, что их сын уверовал во Христа. И. и К. отвели в темницу. Когда они вошли туда, мрак превратился в свет и смрад - в благоухание. 20 воинов, бывших при этом, уверовали во Христа и пожелали принять крещение. По молитве И. Господь послал им пресв. Антония, жившего в Антиное в семье 7 братьев, родственников имп. Карина (283-285), которым в знак уважения к их знатному происхождению Диоклетиан и Максимиан позволили свободно исповедовать христ. веру. Господь явился братьям во сне и повелел идти вместе с пресвитером в темницу, где находились И. и К. Они пришли туда ночью, и ангел отворил им двери темницы. Пресвитер окрестил К. и 20 воинов, а братья решили пострадать вместе с мучениками за Христа и остались в темнице. Маркиан отправил донесение императорам и получил приказ казнить всех, кто проявит упорство в вере. Когда Маркиан призвал святых на судилище, мимо везли покойника на кладбище. Правитель велел И. воскресить его в доказательство истинности христ. веры. По молитве святого покойник восстал из мертвых. Маркиан, опасаясь народного смятения, приказал отвести христиан в темницу. Там пресв. Антоний крестил воскресшего и дал ему имя Анастасий.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

558-561 561-562 ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) 528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 ИУСТИНА Матвеевна Меланич (1887-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

Мученичество приурочивает описанные события к гонениям рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). По мнению комментатора «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», под Максимианом следует подразумевать Гая Валерия Максимиана Галерия (цезарь в 293-305, август в 305-311). Однако его власть не распространялась на Египет, где проводил жестокие гонения на христиан его племянник Максимин Дайя (цезарь в 305-309, август в 309-313). Прп. Никодим Святогорец отнес кончину мучеников к 290 г., О. Батлер - к 313 г. Житие И. род. в г. Антиноя в Фиваиде (Египет) в богатой семье и не только получил хорошее светское образование, но и овладел «христианской премудростью» ( Halkin. 1980. P. 244-245). Когда ему исполнилось 18 лет, родители стали принуждать И., желавшего вести целомудренную жизнь, к вступлению в брак. Попросив неделю на размышление, И. провел эти дни в посте, молитве и слезах. На 7-ю ночь во сне ему явился Господь, велев исполнить волю родителей, т. к. супруга «не нарушит твоего целомудрия и не отлучит тебя от Меня» (Ibid. P. 247), а их примеру последует множество юношей и девушек. Вскоре И. был повенчан с красивой и добродетельной В., происходившей из знатной семьи. Они дали друг другу клятву пребывать в девстве до самой кончины и скрывали свое решение даже от родных. После смерти родителей они передали свое богатство на устроение 2 мон-рей, мужского и женского, и приняли постриг. Со временем в этих обителях собралось много монашествующих, а И. и В. стали игуменами в своих мон-рях. В мон-ре И. подвизалось 10 тыс. чел., в обители В.- до тысячи чел. Когда началось гонение на христиан, В. было откровение об их скорой кончине. В течение полугода все девы, жившие в обители, безболезненно скончались, последней умерла В. После этого в Антиною прибыл правитель Маркиан и начал преследовать христиан. Узнав о знатном происхождении И., он послал к нему видных граждан, чтобы они убедили его принести жертвы идолам, как того требовал император. В обители И. собрались епископы и священники из окрестных городов, готовые принять мученическую смерть. И. был приведен к Маркиану, а мон-рь вместе с находившимися там христианами сожжен. Впосл. на этом месте слышалось пение большого хора в часы, когда обычно совершались службы, и там происходило множество исцелений.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Севир, патриарх Антиохийский (512-518), написал в честь И. гомилию на сир. языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Сев. Африке, Испании и Галлии, в чем сыграла определенную роль путаница с одноименными местными святыми. В честь И. установлено 2 даты празднования - 16 марта (Минологий Василия II (PG. 117. Col. 353), Типикон Великой ц. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 541-542) и др. греч. календари, Римский Мартиролог) и 21 июня. Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития И. помещен рассказ об Иулиане из Антинои, основавшем мон-рь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана (см. в ст. Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла и др. мученики Египетские). В Синаксаре К-польской ц. под этой датой приведены оба текста - об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Видимо, Житие И. послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христ. подвиг (первый - исповедание Христа, а второй - девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана. В Иеронимовом Мартирологе память И. отмечена под 14 февр. и 22 июня; в сир. Мартирологе Раббана Слибы - под 1 окт. В нек-рых визант. рукописях Житие И. помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерус. Пролога, составленной в 3-й четв. XII в., 5 февр. именем И. ошибочно надписано Житие Иулиана, мч. Эмесского. Ист.: BHG, N 965-967е; ActaSS. Mart. T. 2. P. 415-418, 421-424; Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem//PG. 50. Col. 665-676 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану//Творения: В 12 т. СПб., 1896. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 713-723); PG. 117. Col. 353, 505; Gheyn I., van den. Un fragment des Actes de S. Julien d " Anazarbe//AnBoll. 1896. T. 15. P. 73-76; SynCP. Col. 541-542, 545, 762; Laty š ev. Menol. T. 2. P. 83-87; Les homiliae cathedrales de Sévère d " Antioche: Trad. syriaque de Jacques d " Édesse//PO. 1919. T. 12. Fasc. 1. P. 112-132; MartHieron. Comment. P. 94, 101, 330; MartRom. Comment. P. 99-100; ЖСв. Июнь. С. 478-480; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 255-256.

http://pravenc.ru/text/1237799.html

Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Ночью на место казни пришли христиане со священниками. Они хотели похоронить мучеников, но не знали, как отличить их тела от останков преступников. После горячей молитвы они увидели души мучеников, витающие каждая над своим телом, собрали мощи и похоронили под алтарем соборной церкви. Там открылся источник св. воды, от к-рой происходили исцеления. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) Житие И. помещено дважды - под 8 янв. и 21 июня, под последней датой события изложены весьма подробно, но опущено начало истории (не упом. о браке И., а имя Василисса носит мать К.). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) Житие И. приводится только под 21 июня. В краткой редакции славяно-рус. Пролога Житие И. помещено под 21 июня, в пространной - под 22 июля, а в ВМЧ - под 21 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 322 (2-я паг.)). В К-поле в честь этих святых имп. Анастасием I (491-518) был построен храм близ форума. Освящение этой церкви отмечалось визант. календарями 5 июля (SynCP. Col. 800). По сообщению Добрыни Ядрейковича (впосл. Антоний , архиеп. Новгородский), в 1200 г. мощи И. находились в одной из церквей «за Пятерицею», т. е. за кварталом Петрий (Книга Паломник. С. 31). В Иеронимовом Мартирологе память И. и др. Египетских мучеников отмечена 6 янв., в мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) - 7 янв., в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) - 9 янв. Без указания дня памяти В. упоминается Венанцием Фортунатом (ок. 600) в гимне «О девстве» в числе св. дев и мучениц ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 35) и оба супруга - англосакс. св. Альдхельмом, еп. Шерборнским († 709 или 710), в соч. «О девственности». При свт. Григории I Великом , папе Римском, честная глава И. была перенесена из Египта в Париж. В наст. время частицы мощей И., К., В. и М. хранятся в ц. ап. Павла на Остийской дороге. Частицы мощей И. также находятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне. Ист.: BHG, N 970-971, 2209р; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 575-587; PG. 117. Col. 505; SynCP. Col. 375-377, 759-762; MartHieron. Comment. P. 28; MartRom. Comment. Р. 13; Segui G., Thoenes C., Mortari L. SS. Celco e Giuliano. R., 1966; Halkin F. La Passion ancienne des saints Julien et Basilissa (BHG, N 970-971)//AnBoll. 1980. T. 98. P. 243-296; Fros H. Inédits non recensés dans la BHL//AnBoll. 1984. T. 102. P. 195-196; Herrojo Rodr í guez J. Los origines del culto al mártir de Antinoe y so extención por Asterias desde el siglo IX//Studium Ovetense. 1998. T. 26. P. 167-236; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44-46; 19984. Τ. 5. Σ. 256-261.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и др. мученики Египетские [греч. Ιουλιανς, Κλσιος, Αντνιος, Αναστσιος, Βασλισσα, Μαριονλλα κα ο σν ατος μρτυρες] († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.). В греч. и рус. календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины В. следует отнести к лику преподобных, И.- преподобномучеников, а пресв. Анастасия - священномучеников ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44; 19984. Τ. 5. Σ. 260; ПЦК, 2011. С. 30). Источники Греч. пространное Мученичество, автор к-рого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в неск. редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Vat. gr. 1667 (Х в.). Версия, представленная в списке Patr. Hieros. 6 (Х в.), является переработкой предыдущей. Еще одна редакция встречается в рукописях Ath. Vatop. 84 (кон. IX - нач. Х в.) и Ath. Dionys. 143 (1633 г.), каждая из к-рых содержит половину повествования: 1-я - Житие И. и В., 2-я - Мученичество Египетских мучеников. В списке Vat. gr. 1667 вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греч. Мученичество было создано ранее VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на лат. язык (BHL, N 4529). М. Дель Кольяно доказал, что с лат. версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя), написанного в 1-й четв. VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава прп. Венедикта Нурсийского († 547). Лат. перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включен в Люксёйский лекционарий (ок. 700) и впосл. неоднократно перерабатывался (BHL, N 4533-4536). Ф. Алькен считал И. и В. реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности ( Halkin. 1980. Р. 242). Предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мч. Иулиана из Аназарва в Киликии, память к-рого в визант. Синаксарях также отмечалась 21 июня ( Lackner. 1973. Р. 55). Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект пров. Киликия в нач. IV в., тогда как сведения об одноименном наместнике пров. Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе И. и В. с аналогичным эпизодом греческого Жития прп. Алексия, человека Божия.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН [греч. Ιουλιανς], прп. (пам. греч. 12 июня; пам. визант. 12, 13 июня). Время жизни святого неизвестно; его Житие не сохранилось. В визант. Синаксарях содержится память И. с указанием к-польской местности Ливы в квартале Дагута (Синаксарь К-польской ц. (кон. Х в.)), где, видимо, подвизался святой. Архиеп. Сергий (Спасский) считал И. игуменом небольшой обители в этой местности. Во мн. греч. Синаксарях название квартала искажено: Дагула, Дагат, Дагутия, Дагаз. Последняя форма утвердилась в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца . В исследовании Р. Жанена упоминается храм во имя этого святого в Дагуте. Автор подчеркивал, что И. не может являться одним лицом с егип. мч. Иулианом (см. в ст. Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла и другие мученики Египетские), к-рому была посвящена церковь близ форума Константина. В стишных Синаксарях кроме памяти И. содержится двустишие: «Иулиан погребается отец великий, преддверия гроба исполненный дней достиг». В большинстве визант. рукописей и в совр. календаре Греческих Церквей память И. указывается 12 июня, но в нек-рых списках - 13 июня (напр., в Минее Paris. gr. 1575, XII в.). Ист.: SynCP. Col. 748; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 5. Σ. 219; Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 417. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178; SynCP. Col. 1020; Π[απαδπουλος] Σ. Γ. Ιουλιανς (7)//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 947; Janin. Églises et monastères. Р. 261; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 220. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ПАВЕЛ (IX в.), прп. Коринфский, Христа ради юродивый (пам. визант. 28 февр., 6, 7 нояб.; пам. греч. 6 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1237791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые неразделенной Церкви ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИОСИФ ОБРУЧНИК прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей, происходил из рода царя Давида ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААК СИРИН [Исаак Сполетийский, Монтелукский] († ок. 550), прп. (пам. 12 апр.; пам. зап. 11 апр.), отшельник, основатель монастыря на горе Монтелуко в Умбрии (Италия) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) КАДОК (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Уэльс) КАРТЕРИЙ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КВАРТ (I в.), ап. от 70 (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70, пам. визант. 10 нояб., 3 авг. и 30 июня; пам. зап. 3 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КЕСАРЬ (I в.), ап. от 70 (пам. 8 дек., 30 марта; пам. визант. 29 марта, 30 июня - в Соборе 70 апостолов) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122320_8.html

Иулиан основал мужской, а Василисса – женский монастырь. У Иулиана было до 10 000 монахов, а у Василиссы – до 1000 монахинь. Когда в правление Диоклетиана наступила для христиан година лютых мучений, Василисса молила Бога, чтобы ни одна из ее монахинь не устрашилась мук и не отступила от веры православной. Господь услышал молитву Своей достойной служительницы и в течение полугода взял к Себе одну за другой всех монахинь, а напоследок – и их игуменью Василиссу. Перед кончиной Василисса сподобилась видения своих сестер из оного: все они явились ей светлыми и радостными, как Ангелы Божии, и призывали свою духовную мать как можно скорее к ним прийти. Монастырь же Иулиана мучители сожгли, а сам он был подвергнут бесчеловечным пыткам и тяжелейшим истязаниям. В этих мучениях Господь ободрял его и укреплял, так что всё он стойко перенес, веру соблюл и прославил имя Христово. Вместе с Иулианом были обезглавлены сын и супруга мучителя Маркиана: Келсий и Марионилла, которые, видев мужество Иулиана в претерпевании мук, и сами обратились в веру Христову; 20 римских воинов, семь братьев из того места, пресвитер Антоний и некий Анастасий, которого во время мучений Иулиан молитвой воскресил из мертвых. Все они честно пострадали за Христа и стали гражданами Небесного Царства около 313 года. Связавшиеся браком – паче Христом сочеталися, Союза духовного вам прочные узы досталися. В книгу живых вписаны Духом навеки: Брат Иулиан и Василисса сестра, человеки. Оставивши всё, за Господом шли, не роптали, Когда пробил час – и жизни свои отдали Ради, трисолнечной Божьей любви преблагой, Смело отринувши почести славы земной. Любовью к Богу прославлены здесь и там, Пример благой Вы оставляете нам. Богатство Церкви, краса ее, слава горняя – Пречудных мучеников кровь чудотворная. 2. Преп. Георгий Хозевит . Подвизался в VII веке в Хозевитской обители, на пути из Иерусалима в Иерихон. Первым подвижником в той обители был преподобный Иоанн Хозевит. 3. Св. Домника . В правление императора Феодосия Младшего она, будучи [еще] некрещеной, пришла из Карфагена в Царьград вместе с четырьмя другими девушками-язычницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010