Оттого и вышло, что, несмотря на всю заботливость любвеобильнейших учеников Христовых об утверждении в вере просвещенных ими ею ( Гал. 3:1 . 1Сол. 2:7–12 ), между последними некоторые поколебались наконец в стоянии своем на единости веры ( Иуд. 1:19 ), перестали слушать здравое учение и уклонились в научения странна и различна ( Евр. 13:9 ), а с тем вместе отступили и от правого пути непорочной жизни о Христе ( Апок. 2:4,15. 3:1–3. 15:18 ). Тогда-то 217 св. апостолы, заботившиеся о просвещенных ими верою Христовою, как истинные родители ( 1Кор. 4:14 ), узнав об упомянутом состоянии их частию сверхъестественным ( Апок. 2:2 ), а частию и естественным путем ( Еф. 1:15 . Кол. 1:7 . Фил. 2:25, 4:18 ), долгом своим поставили озаботиться, чтобы божественное откровение сохранилось более точно и неизменно, и потому начали составлять писания и, по составлении, сообщать их, кому следовало, на утверждение в вере и ограждение от искажений ее ( Лк. 1:1–4 . Ин. 20:31 . 2Сол. 3:14 ) 218 . Христиане, к которым поступали писания эти, с радостью получали их и тогда же принимали их на руководство в вере и жизни своей, как произведения учеников Христовых, которым обетовано было: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас ( Мф. 10:20 ), а с течением времени постарались даже составить из них один свящ. кодекс 219 . Посему – 1. Нисколько не удивительно, если св. отцы и писатели Церкви называли свящ. Писание правилом истины или веры. Не удивительно, если св. Ириней, например, обличая еретиков, преподававших учение, несогласное с учением св. Церкви, и ничего здравого сказать не могших, замечал, что они не стыдятся проповедывать вопреки правлу истины 220 , а св. Златоуст, поучая верных, что бедные преимуществуют пред богатыми и в духовных вещах, внушал: «Не безрассудно ли просто следовать мнению других в определении достоинства дел наших, – тогда как мы имеем для сего верные весы, верный образец и верное правло – суд и приговор божественных законов? Прошу и умоляю всех вас, не обращая внимания на то, как о сем мыслит тот или другой, узнавайте все сие из святых Писаний» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Источник и важность молитвы «Молитва есть дыхание души, молитва есть духовная пища и питие. Молитва есть дыхание души, как воздух, дыхание естественного тела. Дышим Духом Святым. Ни одного слова молитвы не можем сказать от всего сердца без Духа Святого. Молясь, усты ко устам с Господом беседуешь и если имеем открытые верою и любовию сердечные уста, в то же время как бы вдыхаешь из Него просимые духовные блага Духом Святым». Молитва – от Духа Святого «Молитва – дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: «Духом Святым молящеся» ( Иуд.1:20 ). Итак, все церковные молитвы – дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет, духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние». Святые составили молитвы «Святые Божии люди имели просвещенные очеса сердца (см.: Еф.1:18 ) и этими очами ясно созерцали нужды нашей растленной грехом природы, ясно видели, о чем нужно молиться, чего просить, за что благодарить, как славить Господа, и оставили нам превосходнейшие образцы молитв всякого рода. О, как хороши эти молитвы! Мы иногда не чувствуем и не знаем цены им, между тем как прекрасно знаем цену пище и питию, цену модной одежде, хорошо меблированной квартире, цену театрам, цену музыке, цену светской литературе, именно цену романам, этому красноречивому, пустому многословию – и увы! – драгоценный бисер молитвы попираем ногами своими». Основание молитвы «Молитва – доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства. Молитва внушает мне, что я образ Божий, что при смиренном и благодарном расположении и своей души пред Богом, при своей свободной воле и, бесконечно умножая духовные дары Божии, могу, таким образом, в бесконечность усовершаться и до бесконечности увеличивать мое богоподобие, мое небесное блаженство, к которому я предопределен! О! Молитва есть знак моего великого достоинства, которым почтил меня Создатель. – Но она, в одно и то же время, напоминает мне о моем ничтожестве (из ничего я, и ничего своего не имею – потому и прошу Бога о всем), как и о моем высочайшем достоинстве: я могу другом Божиим назваться, как Авраам, отец верующих, только бы веровал я несомненно в бытие, благость и всемогущество Бога моего и уподоблялся Ему в сей жизни делами любви и милосердия».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

5 . Ангелы различаются и подразделяются между собой по совершенству и чину. Святое Откровение ясно говорит об этом различии и подразделении между ними. Когда Апостол Павел хочет точнее определить, что Единородный Сын Божий сотворил на небе, он говорит: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси..., аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» ( Кол. 1,16, 2,10 ; Еф. 1,21, 3,10 ). Помимо этих четырех степеней, Святое Откровение различает еще пять степеней небесной иерархии: Серафимов ( Ис. 6,2 ), Херувимов ( Быт. 3,24 ; Исх. 25, 18–22 ; Иез. 9,3, 10,1–20, 41,18, 20, 25 ; Пс. 79,2, 17,11, 98,1 ; Ис. 37,1 ), Силы ( Еф. 1,21 ; Рим. 8,38 ; 1Петр. 3,22 ), Архангелов ( Иуд. 1, 9 ; 1Сол. 4,16 ) и Ангелов ( Рим. 8,38 ; 1Петр. 3,22 ). Исповедуя эту Богооткровенную истину о подразделении и различии между святыми Ангелами, Церковь в лице Святых Отцов делит их на три чина, а каждый чин на три ряда. Такое подразделение выражено в древнем церковном сочинении «О небесной иерархии», приписываемом святому Дионисию Ареопагиту . В этом сочинении Небесные Силы, в зависимости от совершенства естества и близости к Трисолнечному Божеству, разделяются на три иерархии, а каждая иерархия – на три лика. Высшую иерархию составляют Серафимы, Херувимы, Престолы; среднюю иерархию: Господства, Силы, Власти; низшую иерархию: Начала, Архангелы, Ангелы. Высшая иерархия получает свет от Трисолнечного Господа, средняя получает от высшей, а низшая от средней. Это бывает «сообразно их природе и чину». «Ангелы отличаются один от другого светом и положением, будь то их свет зависит от их положения или их положение зависит от их света; и они просвещают один другого, ибо превосходят одни других чином или естеством. Ясно, что высшие Ангелы передают свет и знание низшим». Преподавая всегда такое учение о святых Ангелах, Церковь на Пятом Вселенском Соборе осудила мнение Оригена , в соответствии с которым все бестелесные духи сотворены полностью одинаковыми по естеству и первоначально не были разделены на степени, но это случилось тогда, когда их известное число пало и отпало от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Значит, кто думает, что Церковь Христова уклонилась от истины и погрешила, впала в ереси, в заблуждения, тот не верит Божественной силе Жениха ее – Христа Спасителя, не верит Его обетованиям, не хочет признать Церковь Христову непорочной девой, а почитает ее изменницей... Сердце содрогается при одной мысли о такой хуле на Церковь Божию! Церковь есть «жилище Божие» ( Еф. 2:22 ), есть дом Божий; она основана на твердом «камени» ( Мф. 16:18 ), «на основании Апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу» ( Еф. 2:20 ). Кто думает, что Церковь пала, тот уподобляет Христа неразумному человеку, который основал свою храмину на песке: «и сниде, – сказано, – дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся, и бе разрушение ея велие» ( Мф. 7:26–27 ). Но ведь это – ужасное богохульство! Нет! Церковь есть только «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ), а «истина Господня пребывает во век» ( Пс. 116:2 ). Значит, и Церковь Христова всегда была истинной, непогрешимой и пребудет таковой до скончания века. И благодарение Господу: такова и есть, благодатью Христовой, наша Церковь Православная: она свято чтит слово Божие, как писанное, в Священном Писании заключенное, так и не писанное, в святых преданиях хранимое. «Испытайте Писаний», – глаголет Христос ( Ин. 5:39 ); «стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим», – говорит апостол Христов Павел ( 2Фес. 2:15 ). И Церковь наша неизменно следует Священному Писанию , она неизменно держит и священное предание. Пусть еретики и раскольники, пусть все лжеучители дерзновенно отверзают на нее хульные уста свои: она свята и непорочна, как чистая дева. Пусть они устремляют на нее, по выражению апостола Христова, свои «волны свирепыя моря, воспеняющя» ( Иуд. 1:13 ) нечестивыми и хульными лжеучениями; она не боится этих волн, ибо основана на камени, – «камень же бе Сам Христос!» ( 1Кор. 10:4 ). Четвертое. Истинная Церковь Христова имеет Богоучрежденное священноначалие: епископов, пресвитеров и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Он не пытается как–то идентифицировать этого мужа. Его описание вызывает у нас в памяти небесных посланцев, уже знакомых нам по предыдущим главам (8:15–16; 9:20–21), но напрашивается и более отчетливая параллель с видениями Бога и Христа в других местах Писания (напр.: Иез. 1:26–28 ; Отк. 1:12–15 ). Это видение открывает нам служение Бога как Первосвященника в святилище (священнические одежды), Его всемогущество и славу (светозарность, которая объемлет все). В определенном смысле Бог выступает здесь как источник вести и гарант ее истинности (ср.: ст. 1). 10:10 – 11:1 Силы зла на небе Первая часть картины откровения Даниилу пропала из виду, повергнув его в состояние оцепенения. Затем, видимо, прозвучал второй голос (11), разъясняя Даниилу, что ответ на его мольбу (не высказанную прямо, но явно содержащуюся в ст. 2) был послан ему незамедлительно, сразу же после начала молитвы (12). Однако сильное противостояние князя царства Персидского (очевидно, и небесных демонических сил, 13) задержало небесного посланника, которому понадобилась помощь со стороны архангела Михаила. Архангел Михаил (см.: Иуд. 1:9 ) – главный ангел–покровитель Божьего народа (князь ваш, 21; ср.: 12:1), который возглавляет борьбу против сил тьмы (ср.: Отк. 12:7–9 ). Очевидно, что за противостоянием сил на арене истории стоит великая борьба, которая идет на небесах «против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ) и к которой подключается Даниил в своем молитвенном служении. Темные духовные сущности пытаются воспрепятствовать тому, чтобы Даниил получил откровение свыше о грядущих событиях (и тем самым понимание твердых намерений Божьих). Это возвещение будущего укрепит духовные силы Даниила и, естественно, всего народа Божьего (14). Остается неясным, является ли некто по виду похожий на сынов человеческих (16) третьей личностью или это то же лицо, что и в ст. 5 или 10 (20–21, по–видимому, свидетельствует в пользу последнего предположения). Эта неопределенность может объясняться как самим характером откровения, так и напряженным духовным состоянием Даниила (15–17). Но в любом случае прикосновение свыше укрепило Даниила, и он был готов внимать откровению (18–19). Небесный посланник вскоре вернется к выполнению своей главной задачи (11:1) в духовной борьбе с силами зла (20). В данный момент речь идет о Персии, потом это будет Греция (20), которые долгое время угнетали народ Божий. Частичный ответ на вопрос, заданный Даниилу в ст. 20, состоит в том, что ему надлежит знать о небесных силах, стоящих на защите народа Божьего (ср.: 4Цар. 6:15–23 ). Но вначале он узнает, что начертано в истинном писании (21), то есть каким образом будут раскрываться предначертания Божьи. 11:2–45 Северный и южный цари

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О жертвоприношении О названии людей «богами» Пс.81:1–7 . Ссылаясь на слова псалма 81, Спаситель обличает фарисеев, которые во всем изыскивали повод к хуле на Него, между прочим, и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествуют Ему не только как единосущному со Отцем: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что подобно Господу изрекали свои постановления: Исх.4:16; 7:1 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их: дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрожденные оным христиане, утвержденные на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1,19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим, сравни: Мф.13:39 . О кресте Господнем, как подножии древесном О Пречистой Богоматери О молитвенном ходатайстве св. угодников О кресте О покаянии О почитании св. икон Пс.113:12–15 . Эти места неприложимы к св. иконам, ибо в них со всею силою и ясностью, как бы с непременною целью обличается лжетолкование иконоборцев; говорится об идолах, кумирах, богах, которые из металла, камня, дерева делали себе язычники. О православных же, воздающих почитание св. иконам, при всем желании иконоборцев нельзя этого сказать. Помня постановление YII вселенского собора и слова св. Василия Великого , что честь изображения переходит к первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого они изображают, например: Ин.14:8 ; Лк.1:46–48 , поэтому православные вполне могут сказать иконоборцам, что они заблуждаются, извращая Свящ. Писание к собственной погибели: 2Петр.3:16 . О нетлении св. мощей О молитвенном ходатайстве св. угодников

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Посему как между христианскою истиной и антихристианским лжеучением, так и между христианами и антихристами не может быть никакого общения. Христиане знают, что из истины, каково истинное христианское учение, не может произойти лжи; но то, о чем учат антихристы, есть ложь в полном смысле слова. Об этом даре различения истины от лжи для тех же малоазийских христиан, к которым писал Апостол Иоанн, молился и Апостол Павел ( Еф.1:16–19 ). Молитва была услышана, и, как свидетельствует 1Ин.2:20, 27 , чада Апостолов Павла и Иоанна одарены были христианским различением истины от лжи, которое делало их способными разоблачать софизмы еретических заблуждений. Переход из области теоретического ведения к конкретной действительности образует замена абстрактного πν ψεδος личным εστης. По связи с 21 стихом естественнее было бы выразить вопрос в таком виде: τ στιν τ ψεδος κτλ. Но взору Апостола предносятся самые лжеучители, почему вопрос получает форму: τς στιν ψεστης κτλ. Член при ψεστης выдвигает понятие в самой резкой определенности: лжец в абсолютном значении этого слова, который в своем лице представляет сумму всего, что может быть названо ψεδος и на что Апостол указывает самым определенным образом. Ε μ ставится не только после отрицаний, но и после вопросов с отрицательным смыслом, в значении: если не, разве, слав. точию (ср. 1Ин.5:5 ; Лк.17:18 ; Рим.11:15 ; 1Кор.2:11 ; 2Кор.2:2 ), при чем отрицание μ (а не οκ) с особенною силой отмечает форму субъективного представления, которая в вопросительном предложении выступает несравненно яснее, чем в тех случаях, где ε μ ограничивает предшествующее отрицание ( Мк.9:9 ; Мф.13:57 и др.) 674 . Глагол ρνεσϑαι означает настойчивое, упорное отрицание чего-либо на основании противоположного убеждения, признаваемого за истинное (ср. 2Пет.2:1 ; Иуд.1:4 ). Содержание отрицания лжецов выражено Апостолом замечательным образом: τι ησος οκ στιν Χριστς. Апостол не говорит: ρνομενος ησον εναι τν Χριστν, что было бы проще и естественнее, но соединяет посредством τι. Кроме того, в придаточном предложении он, по-видимому, без нужды повторяет отрицание οκ, и без того уже заключающееся в глаголе ρνομενος. Однако несомненно, что и то и другое придает мысли особенную выразительность и определенность. Но этого мало: нам кажется, что Апостол в предложении ησος οκ στιν Χριστς представляет ходячую формулу учения антихристов, которую они противопоставляли истинно христианскому учению: ησος στν Χριστς, Yος το Θεο.Эта формула написана была на знамени лжеучителей. Ее смысл ясно определится только тогда, когда мы вникнем в сущность противоположного ей христианского учения, как последнее нашло выражение в богословии Апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О христианском единении I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой Церковь Христова истинно свята ( Еф. 5:27 ), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя ( Ин. 1:8 ) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир ( Гал. 5:23, 6:14 ), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха? А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице ( Лк. 7:39 ); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие ( Быт. 9:22–25 ). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры ( Иуд. 1:18–19 ). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность ( Рим. 10:3 ), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его ( Ин. 15:14–16 ). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения. Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека ( 1Ин. 1:8 . Еккл. 7:20 . 3Цар. 8:46 ) и безгрешен один Господь Христос ( 1Пет. 2:22 ). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь. II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Приложения Основные принципы отношения русской православной церкви к инославию 932 1 . Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым (ср.: Иуд.1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (св[ященномученик] Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос (см.: Еф.5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий Тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (св[ященномученик] Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (см.: Мф.28:19–20 ; Мк.16:15 ; Деян.1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

II.15. Отношения с инославными церквами и общинами Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (приняты Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 14 августа 2000 г.) 1. Единство Церкви и грех человеческих разделений 1.1. Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь , утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь , о которой Сам Спаситель сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь , хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Она несет полноту ответственности за распространение истины Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о вере, однажды преданной святым ( Иуд. 1:3 ). 1.2. Церковь Христова едина и единственна (святитель Киприан Карфагенский . О единстве Церкви). Основанием единства Церкви – Тела Христова – является то, что у нее один Глава – Господь Иисус Христос ( Еф. 5:23 ) и действует один Дух Святой, животворящий тело Церкви и соединяющий всех ее членов со Христом как с ее Главой. 1.3. Церковь есть единство «нового человека во Христе». Воплощением и вочеловечением Сын Божий «снова начал длинный ряд человеческих существ» (святитель Ириней Лионский ), создав новый, благодатный народ, духовное потомство Второго Адама. Единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и Божественный дар. Члены Церкви объединены во Христе Им Самим, объединены, как виноградные лозы, укорененные в Нем и собранные в единство вечной и духовной жизни. 1.4. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа ( Мф. 28:19–20 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ). 1.5. В Церкви преодолевается враждебность и отчужденность, совершается единение в любви разделенного грехом человечества по образу Единосущной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010