Глава 3 1–4. Обличение князей и судей за нарушение правосудия. 5–7. Обличение ложных пророков за их льстивые успокоительные речи. 8. Характер проповеди Михея. 9–12. Возвещение разрушения Иерусалима за нечестие иудеев. Гл. III-я, как и предшествующая, имеет характер обличительный. Пророк обращается к князьям и к ложным пророкам. Первым он возвещает гнев Божий за нарушение правды и притеснения. Ложных пророков Михей обличает за их льстивое отношение к народу, за то, что по корыстным побуждениям, они возвещали народу мир, когда предстояло бедствие. Как истинный служитель Иеговы, Михей выступает с открытым обличением преступлений народа и возвещает разрушение Иерусалима и храма. Мих.3:1 .  И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли должно знать правду? Вместо «и сказал я» (vaomar). LXX читают κα ρε, слав. «и речет». Таким образом, ст. 1–4 по смыслу слав. т. представляют речь от лица Господа, имя которого упоминал пророк в конце II-й гл. По русскому т. ст. 1–4 содержат слова самого пророка и начинают собою новую речь, которая, как видно из Иер 26.18 , была произнесена при Езекии и произвела сильное впечатление на народ. «Главы Иакова и князья дома Израилева», как видно из дальнейшего ( Мих.3:10–12 ). Термины Иаков и дом Израилев у пророка равнозначащие и именно обозначают Иуду: главы и князья – начальники родов, судьи, тысяченачальники и др. – «Не вам ли должно знать правду» (слав. «суд»): пророк говорит не о теоретическом знании правды, а о практическом осуществлении ее; не вам ли знать правду – не вам ли заботиться о правде. LXX вместо имени Иакова читали beth Jaakov, почему в слав. «власти дому Иаковля». Евр. kezinej (князья) LXX, по-видимому, производили от kazah (оканчивать) и перевели словом ο κατριλαποι, в слав. «оставшии дому Исраилева». Мих.3:2 .  А вы не­на­видите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с костей их, «Сдираете с них кожу их»: пророк желает указать на притеснение народа главами и князьями. Мих.3:3 .  едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3: Ангелы в жизни мира Откровение св. Иоанна Богослова, в числе многих других, показывает и ту тайну, что человеческая история, имеющая духовным средоточием, конечно, историю Церкви, совершается при непрестанном и деятельном взаимодействии ангельского и человеческого мира. Человеческую историю делают ангелы и человеки, и образ этого делания раскрывается на протяжении всей этой пророческой книги. Остановимся кратко на отдельных видениях. Первое видение относится к семи церквам, заключая в себе, быть может, общую типологию церковной жизни. Сын Человеческий держит в руке семь звезд и семь золотых светильников, причем «семь звезд суть ангелы семи церквей, а семь светильников суть семь церквей» ( Откр. 1, 20 ). Уже этим установляется прямое соответствие между человеческою и ангельскою церковью 45 , причем в дальнейшем Христос обращается к церквам в лице их ангелов: «Ангелу Ефесской церкви напиши» (2,1) и «Ангелу Смирнской церкви напиши» (2,6), далее Пергамской (2,12), Фиатирской (2,18), Сардисской (3,1), Филадельфийской (3,14). Далее следует видение 4-й главы: сидящий на престоле и двадцать четыре старца. Они изображают полноту человеческого мира: двенадцать ветхозаветных родоначальников племен Израилевых вкупе с 12 апостолами, родоначальниками нового Израиля 46 . С ними соединяются перед престолом Агнца четыре животных, представляющих ангельские миры (причем и эти четыре ангельских животных нарочито со-человечны, ибо они же суть символические спутники четырех евангелистов, чудесно запечатлевших четверояко лик Христа). Далее «ангел сильный» (5,2) предваряет раскрытие книги свершения судеб мира и снятие с нее печатей, свидетельствуя о силе боговоплощения. «Никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть и читать сию книгу» (5,6). «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца (т. е. высшие представители ангельского и человеческого мира, неба и земли) пали пред Агнцем... и поют новую песнь, говоря: «достоин Ты взять книгу и снять с нее печати: ибо Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и племени; и соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Гору Божию» покрывал уже не свет славы Божией, а туман невежества и неверия, она как бы погрузилась в языческое нечестие; сам дом Божий походил уже на капище идольское. Но, по обетованию Божию, в «последние дни» исторической жизни иудейского народа, на горе Сионе явится слава Божия, заблестят лучи божественной истины, рассеется туман языческого нечестия, и вершина горы как бы возвысится до неба. Тогда, видя отрадный свет истинной религии и благочестия, вожди разных народов, прежде преуспевших в суеверии и нечестии, поспешно пойдут на гору Божию. Так пастыри, находясь, целую ночь в холодной долине на страже стада, с наступлением утра, ведут оное к своему селению, на вершину горы, освещенной лучами восходящего солнца. Действительно, в «последние дни», перед окончательным разрушением Иерусалима и уничтожением еврейского царства (70 г. по Р.Х.), во храме Иерусалимском явился воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос , как истинный «свет к просвещению язычников и слава народа Божия, Израиля» ( Лук.2:32 ). Он сам благоволил сказать о Себе вождям иудейского народа: «Я свет миру» ( Иоан.8:12 ). И Сион снова возвысился над всеми холмами, на которых совершалось поклонение Богу истинному или мнимым языческим богам. Свет Христа, открывшийся на Сионе, просветил не только иудеев, исполнителей закона Моисеева, данного на горе Синае, но и самарян, служивших Богу на горе Гаризин, и греков, поклонявшихся мнимым богам, обитавшим на горе Олимпе, и др. 3. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. (И пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима). Если впоследствии гора Сион «возвысится над холмами», то она будет видна всем народам, обитающим на этих холмах. И эти народы, видя свет Божий на Сионе, согласятся оставить идолослужение на своих холмах и пойдут на гору Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Григорий Богослов , слово 38). 20 Не подтверждается ли это текстом Откровения 9,14–15, где говорится о приготовленных ангелах, хотя и на разрушение? «Я услышал голос, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того чтобы умертвить третью часть людей». 21 Этот текст должен быть истолкован в связи с Быт. 1, 1 : «в начале сотвори Бог небо и землю», причем здесь употреблено именно это же самое сопоставление: «земля» как основание лествицы и «небо» как ее верхнее основание («касается неба»), причем эта живая лествица состоит из ангелов, восходящих и нисходящих по ней (образ непрестанного участия ангелов в жизни земли). 23 Напротив, «число зверя есть число человеческое» ( Откр. 13,14 ). И действительно, богоборство земной, животной стихии, хотя и вдохновляемое сатаной, всецело принадлежит этому миру. Как не имеющее для себя основ в подлинном бытии, напротив, всецело связанное с прираженисм греха, оно не имеет для себя основания в «небе», в ангельском мире, и ограничивается человеческим. 24 В видениях пророка Даниила, в которых с особенной ясностью показуется сочеловечностъ ангелов, явление арх. Гавриила совершается просто в образе мужа. «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал знания его, вот стал передо мной как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который взывал и сказал: «Гавриил, объясни ему это видение» (Дан., 8, 15–16). «Когда я продолжал еще молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетел, коснулся около времени вечерней жертвы» (9,21). И его же явление описывается еще следующими текстами: «и поднял я глаза и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом Уфаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии, очи его – как горящие светильники, руки и ноги его по виду как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (10, 5–6). Ср. также гл. 12, 5–7 (видение двух мужей). Ангелы при воскресении Христовом описываются также как юноши в льняной одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Далее, рассказы, отдельно взятые, разнятся друг от друга в показании числа дев, насчитывая их то пять, то шесть, то семь. Говоря о подобном высоком занятии Марии, псевдоевангелисты, может быть, имели в виду хулу Целься ла Спасителя, который (Цельс) считал мать его простой, бедной поселянкой, питавшейся трудами рук своих 128 . 6. Благовещение ангела святой Деве Марии «В те дни, т.е. после возвращения Марии в Галилею, послан был к Деве ангел Гавриил от Бога, который возвестил ей о зачатии от неё Господа и объяснил ей образ и способ зачатия. При входе ангела к Деве, комната Девы наполнилась необыкновенным светом. Ангел приветствовал ее и сказал: «Радуйся, Мария, благословенная дева Господня, дева благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами, благословенна между всеми рожденными на земле». Мария же, которая уже хорошо знала лица ангелов и привыкла к небесному свету, не испугалась явления его, и не смутилась при виде чрезвычайного света, она смутилась только речью ангела, и начала размышлять, что за необыкновенное такое приветствие, что оно означало и с какою целью было сказано. Тогда ангел, которому Бог открыл тайну её размышления, поспешил к ней на помощь и сказал: «Не бойся, Мария, и не думай, чтобы в этом приветствии было что-нибудь противное твоему целомудрию. Ты обрела благодать у Господа, за то, что ты избрала целомудрие, поэтому как дева ты зачнешь без греха и родишь Сына. Он будет велик и будет господствовать от моря до моря и от вод до концов земли. И назовется он Сыном Вышнего, потому что кто родится в уничижении на земле, тот будет царствовать на небе. И даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковля во веки и царствию Его не будет конца, потому что Он есть Царь царей и Господь господей, царство Его от моря до моря и от рек до конца вселенной». На эти слова ангела отвечала Дева, не потому, чтобы не верила его словам, а чтобы узнать только, каким образом все это будет: «Я дала обет никогда не знать мужа, как же я могу родить без семени его?» На это ангел сказал ей: «Не думай, Мария, что ты зачнешь человеческим образом, как дева ты зачнешь, как дева родишь, и как дева будешь кормить грудью. Дух святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, против всех разжений похоти (contra omnes ardores libidinis). Поэтому и рождаемое из тебя будет свято, ибо только зачатое и рожденное без греха назовется Сыном Божиим». Тогда Мария простерла свои руки, подняла глаза к небу и сказала: «Се раба Господня (ибо я недостойна называться госпожою), буди мне по глаголу Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

– Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит – Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. – Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. – Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. – День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. – День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. – Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:2–3, 5 ). Антифон второй. Гл. 2. Услышит тя Господь в день печали. – Да услышит тебя Господь в день печали. Припев. Спаси ны, Утешителю Благий, поющыя Ти: аллилуйя. – Утешитель благий! Спаси нас, воспевающих Тебе: аллилуйя! – Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. – Да услышит тебя Господь в день печали, да защитить тебя имя Бога Иаковлева. – Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. – Да пошлет тебе помощь из святилища и с Сиона да подкрепит Тебя. – Даст Господь по сердцу Твоему, и весь совет твой исполнит. – Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит ( Пс. 19:2–3, 5 ). Прокимен, гл. 8. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. – По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс. 18:5 ). Ап. чт. Деян. 2:1–11 . Ев. Ин. 7:37–52, 8:12 . Вм. Достойно есть... – Ирмос 9 п. Радуйся Царице (см. л. 184). Причастен. Дух Твой, Благий, наставит мя на землю праву. – Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (праведности) ( Пс. 142:10 ). По окончании Литургии совершается вечерня. На вечерне . Возглас: Благословен Бог наш. Обычное начало. Пс. 103 . Великая ектенья. Господи воззвах со стихирами. Вход. На Господи воззвах – стихира: Дух Св. бе убо присно (л. 184). Слава, и ныне: Царю небесный (л. 180). Стихира на стиховне. Гл. 3. Ныне в знамение всем яве языцы быша; иудеи бо от них же по плоти Христос, неверием недуговавше, Божия благодати отпадоша; и Божественнаго света сущии от языков сподобихомся, утвердившеся словесы учеников, вещающих славу Благодетеля всех Бога, с ними же сердца с коленами приклонше, верою поклонимся Святому Духу, утвердившеся Спасителем душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

День Святого Духа. Всегда удивляло, что день этот — и в храме, и просто в жизни — всегда проходит как-то буднично, обыкновенно — неужели потому, что это понедельник? Неужели потому, что все душевные силы и праздничный настрой тратим на солнечно-ликующую, ярко-зеленую службу на Троицу, когда весь народ благоговейно молится на коленях, а в храме — яблоку, нет, даже листочку березовому негде упасть? И так захотелось продлить торжество и добавить в скромный, не особо любимый всеми понедельник что-то особенное, светлое, насыщенное пусть и тихой, но радостью, так, чтобы ни утром, ни днем, ни вечером не забыть — сегодня день в честь одной из Ипостасей Святой Троицы, день Истинного Бога, Единосущного и Равнославного Отцу и Сыну. Дух Святой. Как трудно уразуметь и облечь в слова все, что связано с Ним. И кто я, чтобы пытаться сделать это, какое дерзновение нужно, чтобы писать о таинственном, непостижимом! Потому соберу воедино некоторые мысли из писаний святых отцов и из творений ученых-богословов. Никак не претендуя на полноту, поделюсь лишь тем, что больше всего впечатлило. Своими словами Когда посещает дерзновение задуматься над неожиданными вопросами и искать ответы, желая веровать, разумея, а не сомнения ради, то впереди, по великой милости Создателя нашего, любящего «ищущих Лице Бога Иаковля», — масса открытий и откровений, бездна смыслов. Не сомневаюсь! Ведь, как возвещает Писание, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3, 7). И «так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). А все крещеные христиане — разве не «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2, 9)? Коли Господь призвал — хоть как-то да надо бы соответствовать. На мою просьбу своими собственными словами выразить главное о Святом Духе знакомый сотрудник православного издательства сдержанно отказал: «Я бы помолчал…». Священник с благородной сединой в висках ответил смело:

http://pravoslavie.ru/146663.html

Диакон: Будем внимать. Первый из священников: Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Прокимен, глас 1 Буди, Господи, милость Твоя на нас,/якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе – правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Диакон: Премудрость. Чтец: Соборнаго послания святаго апостола Иаковля чтение. Диакон: Вонмем. Ведомо же буди, яко апостол от диакона чтется. Диакон: Премудрость. Чтец: Соборного послания святого апостола Иакова чтение. Диакон: Будем внимать. Послание Иакова, зачало 57Б Братие, образ приимите злострадания и долготерпения, пророки, иже глаголаша именем Господним. Се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни, да не в лицемерие впадете. Злостраждет ли кто в вас, да молитву деет; благодушствует ли кто да поет. Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь, и аще грехи будет сотворил, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема. Братья, в пример страдания и долготерпения возьмите пророков, которые говорили во имя Господне. Вот мы называем блаженными тех, которые терпели: о терпении Иова вы слышали и намерение Господа увидели, потому что многомилостив Господь и милосерд. Но прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни какой другой клятвой; да будет же у вас “да” – да и “нет” – нет, чтобы вам не подпасть под осуждение. Страдает ли кто между вами – пусть молится. Бодр ли кто духом – пусть поёт. Болен ли кто между вами – пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь; и, если он соделал грехи, будет отпущено ему. Итак исповедайте друг другу грехи и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными. Большую силу имеет усиленная молитва праведного. Иак 5:10–16

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Другая страна тойже стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 2: Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 3: Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Спаси ны Утешителю Благий: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Антифон 3, псалом 20, глас 8: Стих 1: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Тропарь, глас тойже: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Другий лик, тойже стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 2: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 3: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Входное: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Таже, тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Слава, и ныне: Кондак, глас 8: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. [И до отдания.] Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 3. [Деян. 2, 1 – 11.] Егда скончавашася дние Пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

Едва ли даже возможно придавать этому выражению догматическое, а не риторическое только значение ввиду того, что здесь делается предположение, несовместимое с жизнью ангельского мира, – именно отсутствие любви. Аналогичное выражение, также не имеющее догматического, а лишь риторическое значение, имеем в Послании к Галатам (1, 8): «но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать нам не то, что благовествовали мы, да будет анафема». Явно, что самое условие это, как и предполагаемое анафемствование ангела с неба, совершенно недопустимо и берется здесь только для более красочного выражения мысли. Подобное же не догматическое, а также скорее риторическое значение имеет Римл. 8,38 : «я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Очевидно, что ангелы, начала и силы никогда не могут волею или неволею – отлучать от любви Божией, и весь этот перечень есть лишь риторическое выражение общей мысли, что ничто, никакая сила, не может этого совершить. 109 Развитие этих идей дается мною в работе о философии имени (рукописно), как введение в имяславие (исполнена в качестве доклада в особую комиссию отдела Всероссийского Церк. Собора 1917–18 г.). 110 Этому соответствует философский смысл греческого θαυμζειν, которое означает именно философское удивление, размышление. (Ср. стр. 94, прим 2) 113 Философию называют иногда искусством понятий, чтобы выразить ее свободно-созерцательное, бескорыстное творчество в познании. 114 Здесь уместно вспомнить слова Божии Веселиилу, в которых свидетельствуется боговдохновенноеть истинного искусства: «И сказал Бог Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселиила, сына Уриева, сына Орова из колена Иудина. И Я исполнил его Духом Божиим, мудростию, разумением и всяким искусством» ( Исх. 31, 1–3 ). 115 «Безначальный Слове, священными моленьми херувимов, серафимов, властей, престолов и божественных сил, ангелов, архангелов, начал, господств, Твоя милости богатыя даруй нам, яко человеколюбец» (канон к небесным силам и всем святым, п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010