2 бегом нахеро-нехер по изъяснению толкователей значит: несчастная, злая судьба, а не разрушение; бегом овдам гораздо сильнее предыдущего выражения, и значит: в день погибели их (сынов Иуды), хотя и погибель сынов Иуды не может обозначать падения целого народа; потому что следующее за этим выражение: цара – стеснение, бедствие гораздо слабее. И в следующем 13 стихе три раза встречающееся слово: еде, не значит: погибель, но бремя, тяжесть, потом тяжкое страдание, беда, несчастие (Keil Die zwolf kleinen Propheten 1866. s. 259). 3 К этому очерку из писаний Амоса и Осии относится собственно несколько замечаний, касающихся Иудейского царства. 5 Еврейск. кадешот параллельно зенот и означает те  личности, которые посвятили себя служению Венеры или Астарты. 6 Иероним видит в этом род гадания, который Греки называли αβδομαντε αν. В древности, посредством жезлов и прутьев, совер­шалось множество гаданий. Их раскалывали на части и бросали на зем­лю, и, смотря по тому, расколотая или не расколотая сторона показывалась наверху, выводили для себя благоприятные или неблагоприятные предзнаменования. 7 Выражения: петля в Мицпе и сеть... на Фаворе указывают на начальников народа, которые вовлекали его в идолопоклонство и другие пороки, как охотник заманивает птиц в силки. Мицпа и Фавор – две горы, из коих первая находится на восточной, а вторая на западной стороне Иордана. Обе эти горы покрыты были лесом и известны были как места, на которых удобно было ловить птиц. 8 Именно со времени воцарения Иеровоама II, в 15 год Амасии, царя Иудейского, до воцарения 3ахарии, в 38-й год Озии царя  Иудейского, протекло 52 года (15 лет царствования Амасии и 37 лет царствования Озии), между тем Иеровоам II царствовал только 41 год; кем же занят был престол царства Израильского в остальные 11 лет? 9 Именно около году царствования Озии, шестнадцать лет царствования Иоафама и одиннадцать с лишком лет царствования Ахаза, всего несомненно 28 лет, а, может быть, и около 29 лет. 10 Layard, Inscriptions in cuneiform character pl. L. – Cuneiform in scriptions of Western Asia t. II, pl. LXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Киддуш состоит из вводного раздела (Быт 1. 31; 2. 1-3), благословения над чашей с вином и благословения дня (в Мишне (Берахот. 8. 1) отражены споры о том, какое благословение произносить первым). Перед первой трапезой в субботу (и в праздники) утром произносится «большой Киддуш», к-рый начинается с чтения библейских стихов, связанных с субботой (или праздником) (Вавилонский Талмуд. Песахим. 106a). После трапезы читаются 4 благословения Биркат ха-Мазон (последнее, вероятно, добавлено позже, т. к. в талмудической литературе часто говорится о 3 благословениях после еды): 1) прославление Бога, поддерживающего мир, 2) благодарение за дар земли Израилю, 3) молитва о восстановлении Иерусалима, 4) общее благодарение Бога, Который благ и творит добро (критическое изд. см.: Finkelstein. 1929). После прочтения этих благословений запрещается вкушать что-либо, но можно пить вино (это правило является отголоском традиции эллинистических трапез, к-рые состояли из ужина и симпосия после него). Брак В древности брачная церемония не была связана ни с храмом, ни с синагогой, но относилась к числу домашних (семейных) обрядов. Описание чина и образцы брачных молитв приводятся в Тов 7-8. В Кумране обнаружен текст сектантского происхождения (4Q502), связанный с брачной церемонией, но его смысл до конца неясен. Раввинистический чин начинается с возглашения неск. стихов. Над вступающими в брак простирают особый балдахин (хуппа), являющийся символом брачной комнаты. Раввин читает благословение обручения над чашей с вином (Биркат эрусин). Далее совершается обряд выкупа невесты, во время которого в древности жених давал монету (динарий или 1/8 ассария - Мишна. Киддушин. 1. 1). В Новое время он был заменен обрядом с надеванием кольца. Далее происходит подписание брачного контракта на арам. языке (кетуба) и читается благословение брака (Биркат ниссуин), состоящее из 7 частей (Вавилонский Талмуд. Кетубот. 7b). Завершением церемонии является брачный пир, в начале и в конце которого также произносятся специальные благословения. Покаяние и очищение

http://pravenc.ru/text/1237769.html

178 . Петров Н. Записка о состоянии Церковно-археологического музея и общества при КДА за первое десятилетие их существования (1872–1882)//ТКДА. 1882, 12, отд. 6. С. 421–448. 179 . Петров Н. Тридцатилетие ЦИАО при КДА//ТКДА. 1903, 1, отд. 4. С. 134–151. 180 . Пигулевская Н. Новые арамейские памятники из Гер-муполя//ВДИ. 1949, 2. С. 267–268. 181 . Погодин М. Судьбы археологии в России//Труды Первого археологического съезда в Москве (1869). М., 1871. Т. 1. С. 1–61. 182 . Покладов А., диак. Находки в Иудейской пустыне и их значение для библейской науки: Стипендиатский отчет/МДА. Загорск, 1966. 183 . Покровский Н. СПбАИ (1878–1903)//ВАИ. 1904. Вып. 16. С. III-XVI. 184 . Полный православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Репр. М., 1992. 185 . Положение о МАИ//Памятная книжка слушателя МАИ. М., 1911. С. 3–8. 186 . Положение о СПбАИ//ВАИ. 1901. Вып. 14. С. 3–7. 187 . Попов Е., прот. Следы Священного Писания во Святой Земле//Странник. 1871, 10. С. 46–78. 188 . Порфирий (Успенский) , еп. Святыни земли италийской (Из путевых записок 1854 г.). М., 1996. 189 . Поснов М. К характеристике внутренней жизни «послепленного» иудейства//ТКДА. 1904, 8, отд. 5. С. 629–658; 10, отд. 6. С. 281–310; 1905, 3, отд. 3. С. 360–404; 7, отд. 2. С. 343–412. 190 . Поэзия и проза Древнего Востока: [Сб.]/Под общ. ред. И. Брагинского. М., 1973. 191 . Правила ВК ИМАО//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1889. Т. 1. Вып. 1, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО». С. 11–12. 192 . Райт Дж. Библейская археология. СПб., 2003. 193 . Ранович А. Социальная революция в Иудее в 66–73 гг.//ВДИ. 1937, 1. С. 126–132. 194 . Рудаков В. Пятидесятилетие Археологического общества//ИВ. 1896, 5. С. 648–658. 195 . Руснак П., прот. Археологические работы на Востоке и Библия: Курсовое сочинение/МДА. Загорск, 1970. 196 . Рыбинский В. Вавилон и Библия//ТКДА. 1903, 5, отд. 6. С. 113–144. 197 . Рыбинский В. Из истории самарян//ТКДА. 1912, 1, отд. 8. С. 119–162. 198 . Рыбинский В. По поводу новейших археологических раскопок в Палестине//ТКДА. 1908, 11, отд. 8. С. 436–458.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    1:6. Лука описывает Захарию и Елисавету теми же словами, какими в «Ветхом Завете характеризуются праведники, например, Ной (Быт. 6:9), Авраам (Быт. 17:1) и Иов (Иов. 1:1). Каждый читавший библейскиеповествования понимает, что эти люди — при всех их» нравственных слабостях (Быт. 9:21) инесовершенствах (Иов. 42:3—6) — никогда не нарушали установленные «законом заповеди. Таким образом, Лука использует эти ветхозаветные формулы, чтобы не допустить неверного, основанного на общепринятой точке зрения толкования причины их бездетности (Лк. 1:7).     1:7. Бездетность была бедствием как в экономическом, так и в социальном отношении: в экономическом — поскольку в старости супруги лишались материальной поддержки, которую должны оказывать родителям дети (ср. коммент. к 1 Тим. 5:4,8), в социальном — поскольку закон иногда трактовал бесплодие как наказание за грех, и это было худшей причиной бездетности в глазах окружающих. Многие считали, что в бесплодии виновата жена, и иудейские учителя обычно настоятельно рекомендовали мужчине развестись, чтобы произвести потомство в повторном браке. Выражение «в летах преклонных» означает, что им было за шестьдесят («Мишна Abot 5:21); возраст придавал некоторый социальный статус и иногда причислялся к добродетелям.    Вопреки общепринятым представлениям, Захария и Елисавета были поистине праведными людьми (1:6; ср.: Прем. 4:1), и у еврейского читателя невольно возникали ассоциации с праведным Авраамом и Саррой,которая была не только бесплодна, но и слишком стара, чтобы родить ребенка.     1:8,9. Священников и левитов было гораздо больше (возможно, 18 тыс.), чем требовалось для служения в храме, поэтому они по жребию избирались на определенные Храмовые службы по очереди (помимо служения на трех главных праздниках, они были заняты около двух недель в году). Учитывая, что священников было так много, каждый из них имел возможность служить в храме, как записано в 1:9, только раз в жизни; и это стало особым случаем для Захарии.    Каждение (воскурение фимиама; Исх. 30:7,8) было обычной процедурой в храмах Ближнего Востока в древности, возможно, для уничтожения запаха горелого мяса жертвенных животных в закрытом помещении. Каждение предшествовало принесению утренней жертвы и завершало вечернее жертвоприношение. Постоянный служитель храма подавал знак о начале жертвоприношения и удалялся; священник возлагал благовоние на жертвенник каждения, падал ниц и затем сразу же должен был удалиться (ср.: 1:21)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прор. Моисей со скрижалями. Роспись баптистерия собора первомч. Стефана в Конкордии-Саджиттарии, Венето. Кон. XI в. В отличие от Филона Александрийского Иосиф Флавий (37 или 39-100 гг. по Р. Х.), рассказывая о М. в сочинениях «Иудейские древности» и «Против Апиона», старается не столько возвеличить М., сколько опровергнуть распространенные в греч. истории предрассудки, а также примирить противоречивые сведения о М., которые можно обнаружить в евр. традиции. Как и Филон, Флавий подчеркивает благородное происхождение М. ( Ios. Flav. Antiq. II 9. 3), но в его изложении история о рождении и детстве М. щедро дополняется сведениями, почерпнутыми из раввинистической письменности. Напр., в историю вводятся сны Амрама, отца М., и Мариам, сестры М., о великом будущем ребенка, об опасностях, ему грозящих, и о чудесном избавлении (Ibidem). Флавий говорит о необычайно быстром взрослении М., о его исключительной красоте (Ibid. 9. 6). Следуя за мидрашами, Флавий рассказывает о том, как маленький М. бросил на землю венец фараона (Ibid. 9. 7), подтвердив свое предназначение. Прежде всего М. проявляет себя как талантливый военачальник, избавив Египет от эфиоп. вторжения (Ibid. II 10). Далее Флавий неоднократно подчеркивает качества лидера у М., даже за счет преуменьшения заслуг Аарона, брата М., практически отсутствующего в повествовании. Для Флавия М. прежде всего великий пророк, «такого другого не было, так что, когда он говорил, казалось, будто его устами вещает Сам Бог» (Ibid. IV 8. 49). В отличие от Филона, к-рый изображает М. первосвященником ( Philo. Quis rer. div. 182), Флавий подчеркивает принадлежность первосвященства Аарону, но и М. служит в скинии: приносит жертвы ( Ios. Flav. Antiq. III 8. 6). Флавий также никогда не называет М. царем Израиля, хотя по сути М. выполняет все царские функции: командует войсками, возглавляет совет старейшин, подобно Соломону, приносит жертвы, судит людей и правит ими, «руководит судьбами своего народа» (Ibid. IV 8. 49). Для иудея Флавия М. в первую очередь законодатель, проводник божественного закона (Ibid. III 5). Именно благодаря М. закон становится главным для иудеев, а созданное им гос-во - теократией ( Idem. Contr. Ap. 2. 16). Закон - основа философии. Именно Флавий называет М. «человеком святым» ( Idem. Antiq. III 7. 7), хотя в целом он очень старается показать, что М. был идеальным, но всего лишь человеком, а всеми чудесами, благословениями и законами евреи, а вслед за ними и все человечество, обязаны исключительно Богу. Именно потому Иосиф пишет о том, что смерть М. оплакивал весь народ, но обходит молчанием вопрос о его божественном погребении.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Уже приведенная выдержка из повествования Флавия по данному ному вопросу несколько говорит за то, что в качестве исторического материала Флавий имел под руками греческую неканоническую книгу Ездры (,Εσδρ. πρτον=II-я книга Ездры). Но сравнение плана и расположение событий в греческой книге Ездры и в 1–5 глл. XI кн. «Древностей иудейских» не оставляете никакого сомнения в том, что при описании деятельности священника Ездры и виночерпия Неемии источником для Флавия служила σδρ. . Так в § 2–9 третьей главы «Древностей» помещено то же, что заключается в 3 и 4 главах греческой книги Ездры (рассказ о пире у царя Дария и изложение речей, произнесенных здесь тремя юношами о могуществе вина, государей, женщин и истины) и чего нет в канонических книгах Ездры и Неемии. Конечно было бы ошибочно утверждать, что И. Флавий не был знаком с нашими каноническими книгами Ездры и Неемии, так как трудно предположить, чтобы он, признавая одни канонические книги Ветхого Завета, как он выражается, достоверными, пользовался исключительно таким источником, достоверность которого нуждается в критической поверке: о деятельности Неемии в Иерусалиме (XI, 5 §§ 6–8) напр. Флавий без сомнения говорит на основании книги Неемии 53 . Но думается, что только по сличении неканонической книги Ездры с каноническими книгами Ездры и Неемии он последовал плану первой, и в этом, кажется, и заключается причина его хронологической ошибки. Излагая историю после-пленной жизни иудейского народа по преемству царствования персидских царей и имея под руками в качестве письменных источников канонические книги Ездры и Неемии и неканоническую греческую книгу Ездры, которая служила, так сказать, повествовательной нитью, Флавий делает ошибку прежде всего в том отношении, что предполагает в неканонической книге Ездры преемственный ряд персидских царей и потому Артаксеркса, упоминаемого здесь непосредственно после Кира (σδρ. , 2, 16), принимает за преемника последнего, т. е. за Камбиза, так как из других источников наш историк без сомнения знал, что таков порядок царей, – считает поэтому слово ρταξερξης неточной транскрипцией еврейского слова «Артахшашта» ( Ездр. 4:7 ), которое вместе со словом «Ахашверош» ( Ездр. 4:6 ), он принимает за нарицательные имена, приурочиваемые будто бы евреями персидским царям вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/hronol...

В основу содержания этой главы легли данные кн. Числа (Чис 13.1—34; Чис 14.1—10). 286 Что эта местность была крайне пустынна, видно из кн. Числа (Чис 13.1). Слово «Фаранкс» по др.-греч. значит «ущелье», «теснины». Точно определить местность здесь трудно. (Перев.) 287 Этот город упоминается Иосифом Флавием выше, см. I, 6, 2. 288 Здесь имеется в виду так называемая Иудейская война, описанию которой Иосиф Флавий посвятил отдельное сочинение, тесно примыкающее к настоящему. 289 Клавдий — римский император в 41—54 гг. 290 Кор — 395,5 л. 291 др.-греч. мера сыпучих веществ, равная 52,5 л. 292 О событиях, рассказанных в этой главе, см. Чис 14.40—43:45. 293 В предании рассказывается, что Моисей обвинялся в прелюбодеянии с женщиной, которая нарочно для этого была подкуплена Кореем, отличавшимся баснословным, вошедшим в пословицу у арабов богатством. Когда женщина эта предстала, по требованию Моисея, перед народным собранием, то торжественно отреклась от возводимого на нее и вождя обвинения. (Перев.) 294 Корею и его сторонникам удалось привлечь на свою сторону более 250 старейшин из различных колен (см. Чис 16.2). Они посягнули на почести и привилегии Моисея и Аарона, потому что были недовольны подчиненным положением левитов в богослужебной иерархии (см. Исх 16.9—11). 295 См. Чис 16.4—40; Чис 17.1—13. В предании сохранилось, что в этом споре Корея с Моисеем из-за первенства не только все небесное воинство, но даже планеты заступились за Моисея. 296 Библия (Чис 13.22, Чис 33.36; Чис 34.3) знает лишь пустыню Цин, которая здесь, очевидно, и имеется в виду. Она представляет собой северную окраину пустыни Фаран, так что город Кадеш относится то к последней, то к пустыне Цин. Впрочем, точное положение этой местности до сих пор не выяснено. (Перев.) В славянском переводе Библии — везде Син, как и у Иосифа Флавия. 297 Иссоп — пряность, похожая на чебрец, которая играла важную роль при культовых очищениях. 298 В седьмой главе этой книги Иосиф Флавий называет этот город по его основателю Арекемою. Ср. также «Иуд. древности». XIV, 1, 4, и «Иуд. война». I, 6, 2; 13, 8. В Библии (Суд 1.36; 4Цар 14.7) он называется Села. А в Септуагинте и у Евсевия он известен под именем Петры. По указанному месту в Книге Судей, это был главный город Набатеи на небольшом расстоянии от Иерихона. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Еще в талмудическую эпоху служба Арвит считалась необязательной (Вавилонский Талмуд. Берахот. 27b). Она совершалась от появления первых 3 звезд на небе до полуночи (Тосефта. Берахот. 3. 1; Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 1 (7b)). Мистическим прототипом этой службы считается Быт 28. 11. Она начинается с возгласа «Барху», далее читается Шма с благословениями, Амида (перед Амидой - Хаци-Каддиш, после нее - полный). Если служба совершается в ночное время, в начале читается Пс 134. В будни читаются Пс 78. 38 и 20. 10. Между вечерним благословением после Шма («Хашкивену») и Амидой в ашкеназской традиции поются 18 библейских стихов, начиная с Пс 88. 53 (впервые в Махзоре Витри), к-рые считаются заменой Амиды. Финальная часть Арвита сильно варьировалась на протяжении истории и отличается в разных обрядах. Лекционарная система Из книг ВЗ известно о существовании в храмовом богослужении традиции торжественно читать Свящ. Писание в определенные дни года. Так, согласно Втор 31. 9-11, Тора читалась на праздник Суккот в конце субботнего года. Обряд чтения Торы в течение 7 праздничных дней Суккот описан в Неем 8. 1-18: чтец, стоя на возвышении, благословлял Бога, народ отвечал: «Аминь, аминь» с воздетыми руками и совершал простирание ниц. Согласно 4 Цар 23. 1-3 (ср.: Мишна. Сота 7. 8), в этом обряде, символизирующем обновление завета, мог принимать участие царь. Чтения по особым случаям (в связи с обновлением завета) упоминаются также в Исх 24. 7 и Нав 8. 32-34. На Йом Киппур текст Торы читал первосвященник (Мишна. Йома. 7. 1). Систематическое чтение Торы в период Второго храма стало совершаться в синагогах. О чтении Закона по субботам как о Моисеевом установлении писал Иосиф Флавий ( Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 175). О древности этой традиции говорится также в Деян 15. 21 и в надписи Феодота (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) (CIJ. Vol. 2. N 1404). Согласно Филону, после чтения каждого отрывка следует его объяснение ( Philo. Somn. 2. 127). Возможно, в ранний период в И. б. существовала практика lectio continua, известная и в христ.

http://pravenc.ru/text/1237769.html

– Впрочем, примеры арамейского словосочинения встречаются и в других, притом самых древних, свящ. книгах; видно, что кажущиеся арамеизмы не исключались и из свойств еврейского языка. Другое затруднение относительно подлинности «Песни песней»: город Фирса в ней поставляется наряду с Иерусалимом, как будто он был тоже столичным городом ( Песн.6:4 ), а между тем Фирса является местопребыванием собственно уже израильских царей ( Песн.15:21 ; Песн.16:6 ), и, следовательно, по разделении царств – после Соломона. Но Фирса сопоставляется в книге с Иерусалимом по отношению к красоте своей, а не по значению царственного или столичного города. В подлинном тексте «Песни песней» так читается об этом городе: «прекрасна ты подруга моя, как Фирса; величественна, как Иерусалим; страшна, как полки со знаменами». Из такого сравнения видно только то, что город Фирса, во время написания «Песни песней», отличался красотою устройства или местоположения, а это могло быть еще до разделения царств – при Соломоне. – Наконец, если талмудисты и приписывают эту книгу Езекии, то это против свидетельств иудейской же древности и против признаков в самой книге. Есть мнение, что книга «Песни песней» написана не одним писателем. Но это предположение в основании своем имеет тот ложный взгляд на эту книгу, будто она состоит из разных отдельных песней. Остановимся несколько на расследовании этого произвольного мнения. На состав «Песни песней» есть, действительно, такой взгляд некоторых (Гердера и последовавших ему), будто она есть не что иное, как антология еврейской древности, содержащая отдельные одна от другой песни любви, подобно как книга Притчей – есть собрание разных изречений присловий, или Псалтирь – есть собрание священных лирических творений. В доказательство такого мнения представляют следующее: некоторые отделения «Песни песней» (именно: Песн.1:2 ; Песн.2:7–17 ; Песн.3:1–6 ; Песн.5:2 ; Песн.6:10–11 ; Песн.8:5–14 ) и самые предметы этих отделений, по-видимому, стоят в такой слабой связи между собою, что это не похоже на связь разных частей одного и того же сочинения ( Песн.8:8 , слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

6:15. Время завершения строительства. Хотя иудейский историк Иосиф Флавий (37– 100 гг. н. э.) утверждает, что стены были построены за два года и четыре месяца, библейский текст указывает другой срок: всего 52 дня. В древности такие случаи известны. Так, Фукидид пишет, что стена вокруг Афин была построена за один месяц (V в. до н. э.). Поскольку площадь Иерусалима была невелика (археологи считают, что общий его периметр составлял в то время не более полутора миль), и только восточная стена была построена от самого фундамента (тогда как другие стены только «починены»), и археологи утверждают, что эти работы были выполнены не на самом высоком уровне, вполне резонно предположить, что такой срок исполнения работы достаточно реален. 7:1–73 Список по семействам 7:2. Начальник крепости. У персов было много военных командиров гарнизонов по всей империи. Хотя чаще всего они состояли на службе у персидских властей, а не местных сил порядка, подчинялись непосредственно губернатору или лицу, назначенному им. 7:65. Ограничения в еде. Это ограничение упоминается в Езд. 2:63 . Священникам, родословие которых вызывало сомнения, запрещалось есть «великую святыню» (см. Лев. 2:3; 7–36 ). Урим и тумим служили инструментом, с помощью которого вопрошали Бога (см. коммент. к Исх. 28:30 ), и потому их доверяли лишь священникам с твердо установленной принадлежностью к священническому роду. 7:70. Тысяча драхм золота. Золотые драхмы были либо персидскими дариками, либо мидийскими сиклями, либо греческими драхмами (которые имели наиболее широкое хождение). Дарик появился в обращении только во времена Дария. Дарик весил 8,4 грамма, поэтому 1 тыс. дариков весила около 18,5 фунта. Сикль равнялся одному дарику, тогда как аттическая драхма равнялась половине дарика. 7:72. Двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра. По весу это соответствует 370 фунтам золота и 2220 фунтам серебра (1 мина равнялась 60 сиклям). Сравните это с тем, сколько использовал Соломон на строительство храма; см. в коммент. к 1Пар. 22:14 . При раскопках было обнаружено несколько серебряных монет, которые были изготовлены в Иерусалиме или вблизи него в персидскую эпоху. На лицевой стороне на них выбита haдnucьyhduлu Yehud(Uyдa) и изображена голова Афины Паллады, а на обратной – сова (символ Афин). Мастерство изготовления этих монет явно уступало искусству изготовления греческих драхм. Эти монеты имели лишь частичное содержание серебра, и потому ценились меньше, чем другие монеты того времени, встречающиеся на побережье вблизи Тира и Сидона. 8:1–18 Чтение закона

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010