При чтении и анализе нашего «малого Апокалипсиса» надо обратить внимание на то, что в противоположность популярным тогда многочисленным иудейским апокалипсисам он отказывается от точных откровений, с помощью которых можно было бы рассчитать конец света. Более того, всякая попытка рассчитать конец света далее, в конце 13-й главы категорически отвергается: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13,32 ). Вместо таких суетных расчетов акцент делается на предостережениях и увещаниях: «берегитесь», «смотрите за собою», «бодрствуйте, молитесь». Ведь речь в нашем Евангелии идет не о конце света как таковом, но речь в нём идет о последователях Иисуса, т.е. о христианах, о том, в каком состоянии они должны и могут встретить те скорби, которые неминуемо станут и их уделом тоже! Итак, Иисус «сидел на горе Елеонской против храма». Именно с Елеонской горы взгляд охватывал всю храмовую область. Елеонская гора упомянута не случайно. О ней в связи с Днем Господним говорится у пророка Захарии: «Вот наступает день Господень, ... И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города пойдет в плен; ... И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; ... И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу...» ( Зах 14,1–7 ). Кроме того, во времена написания Евангелия от Марка, всем было известно, что через несколько лет после смерти и воскресения Иисуса Христа из Египта пришел очередной лжемессия, который заявлял, что он встанет на Елеонской горе и оттуда разрушит стены Иерусалима. Вот что написано о нем в книге Иосифа Флавия " Иудейские Древности»: «В Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе , отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться; затем он во главе большого конного и пешего отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем. Между тем египтянину удалось бежать из битвы и исчезнуть» (Древн 20,8,6).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Псалом 77 Псалом разума Асафу. С Евр.: «Учение Асафа». См. Псал. 31 . «Псалом сей, – говорит св. Афан., – воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний Иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностию». По бл. Феодориту, псалом увещевает поучаться в законе Божием и надпоминает Израильтянам и «потомкам их, что соделано Богом, какие блага, и с каким неблагодарным сердцем приняты ими». 1 . С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». 2 . Провещаю ганания исперва. Ганания 473 , т.е. вопросы, проблемы, краткие изречения или загадки, сохранявшиеся от древних времен, какие мы видим в книгах Притчей и Иисуса сына Сирахова и других. У Евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее. С Евр.: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». 4 . С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». 5 . Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их». 6 . С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его». 8 . И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Святой пророк Михей Аудио Память 14/27 августа Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святой пророк Михей родился в Моришете (Морасфи), к западу от Хеврона, в Иудее, вероятно, в крестьянской семье. Его служение проходило при правлении иудейских царей Иоафама (740–736), Ахаза (736–716) и Езекии (716–689). Он был современником пророков Исаии (возможно, даже одним из его учеников), Амоса и Осии и, как они, «исполнен силы Духа Господня», подвизался, чтобы «высказать Иакову преступления его и Израилю – грех его» (Мих. 3: 8). Беря в свидетели горы, бывшие местом великих Божественных откровений, он объявил, что Господь будет судить Свой народ и призовет его к ответу за неблагодарность: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим, и с Израилем Он состязуется. Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства…» (Мих. 6: 2–4). Господь считает народ виновным не только в неблагочестии и пренебрежении религиозными обязанностями, но и в нарушении закона о любви к ближнему: «Не стало милосердных на земле… Все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть…» (Мих. 7: 2). Грех и нечестие распространились повсюду: скупщики на ложах своих придумывают злодеяния, которые совершают утром (см.: Мих. 2: 1), князья пожирают плоть народа, гнушаются правосудием и искривляют все прямое (см.: Мих. 3: 9), судьи судят за подношения, священники ожидают жалования, лжепророки за деньги предсказывают счастье и процветание… И все опираются на данные Богом в древности обещания, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» (Мих. 3: 11). Пророк предсказывает, что ему придется ходить по разрушенной и обнаженной стране (см.: Мих. 1: 6), стеная и плача, потому что нет защиты от ударов Господа. Он сойдет со Своего святого Престола, чтобы воздать отмщение через пришедших с севера захватчиков – ассирийцев: Он «низойдет и наступит на высоты земли – и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны» (Мих. 1: 3–4). Сначала Он поразит Самарию, а потом настанет черед Иерусалима, чтобы наказать народ за преступления, и прежде всего за самое тяжкое из них – раскол между Северным царством и Иудеей.

http://pravoslavie.ru/55589.html

Таким образом, при этом предположении довольно понятным становится то, почему Давид, при всем желании объединить народ в Иерусалиме и в религиозном отношении, не может перенести в него общеизраильского святилища – Моисеевой скинии: израильтяне десяти колен, признающие Давида своим царем, не позволяют, опираясь на древность, вынести её из их области, и возможно, что невнимание к этому их желанию могло бы произвести междоусобную войну или распадение только что соединенных частей государства. 245 Намерение Давида построить храм в Иерусалиме и причины, воспрепятствовавшие осуществлению этого намерения Эта еще непримиренная противоположность между обеими группами колен, соперничество между ними, одна из причин, кажется, и того, почему Давид не может построить храм Иегове в Иерусалиме. Блестящие победы его над внешними врагами широко раздвинули пределы израильского царства, доставили уважение израильскому народу среди других народов, плотнее объединили его самого и привязали любовью и благодарностью к Давиду. В чувстве глубокой благодарности к Иегове, в надежде на любовь и привязанность народа и с целью теснее объединить его и еще крепче упрочить свой дом на престоле возвышением Иерусалима на степень единственного места служения Богу, Давид намеревается построить в Иерусалиме храм Господу. Обстоятельства, по-видимому, вполне благоприятствуют этому намерению, так что одобряет его сначала и пророк Нафан. Но намерения Божии относительно этого иные и, после ночного откровения, пророк должен возвестить Давиду, что не он, а его сын построит дом Иегове ( 2Цар.7:1–17 ; 1Пар.17:1–15 ). 246 Почему же не Давид? Позднее сам Давид так отвечает на этот вопрос: «было у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня... Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь» ( 1Пар.28:2 ). В другом месте ту же мысль он выражает несколько полнее: «ты пролил много крови и вел войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим» (22:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое состояние было тем более печально, что культ языческих народов становился все более омерзительным и безобразным по тому безнравственному влиянию, которое он производил. Отсюда суеверие и развращение были неизбежными следствиями такого культа, и в этом отношении избранный народ часто падал даже ниже своих совратителей – язычников. Последние конечно только радовались такому падению израильского народа и во время его гибели открыто высказывали свое злорадство. При виде разрушения обоих царств, и особенно Иерусалима, аммонитяне злорадно восклицали: «а! а! о святилище, потому что оно поругано; о земле Израилевой, потому что она опустошена, и о доме Иудином, потому что они пошли в плен» ( Иез. 25:3 ). Моав и Сеир с презрением говорили: «вот и дом иудин, как все народы!» (ст. 8). Филистимляне, видя гибель израильского народа, «поступили мстительно, и мстили с презрением в душе, на погибель, по вечной неприязни» (ст. 15). Некогда дружественный Тир теперь говорил об Иерусалиме: «а! а! он сокрушен, врата городов; он обращается во мне; наполнюсь; он опустошен» ( Иез. 26:2 ). А Эдом жестоко мстил царству иудейскому за вынесенное некогда от него рабство и злорадно восклицал: «Разрушайте, разрушайте до основания его» ( Пс. 136:7 ). Что касается состояния окружающих народов, то, как видно было из самого хода истории, за этот период произошло много великих переворотов в их судьбе. После временного ослабления могущественнейших монархий древнего востока Египта и Ассирии, – ослабления, давшего возможность израильским единодержавным царям расширить свое государство до крайних пределов его владения, опять началось усиление этих государств, и уже при Ровоаме египетский фараон Сусаким начал делать обычные походы вглубь Азии, причем взял и ограбил Иерусалим. Вместе с тем, на северо-востоке от обетованной земли успело весьма усилиться новое государство – Сирийское, которое, имея своей столицей Дамаск, славный своею древностью и богатством, обладало достаточным могуществом, чтобы постоянно угрожать обоим царствам Еврейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Чисто иудейско-языческими глазами врагов Спасителя они смотрят на физический крест Его, как на позор и посрамление, тогда как Он Сам принял и «претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12:2 ) и именем креста, этого орудия казни Своей, Сам назвал страдания и скорби жизни человека, которые надлежит ему принять, а не отвергать ( Мф.16:24; 10:38 ). Если наши телесные страдания, как мы говорили, избавляют от грехов ( 1Петр.4:1 ) и их надо принимать с радостью и терпением, то и физический крест телесных страданий и смерти Спасителя или изображение Его деревянного креста достойно внимания, любви, почитания и прославления, как знамя нашего спасения, жертвы Его для нас, и пример и напоминание нам. Кому нужно отнятие сего креста от нас, как не диаволу, который-то и посрамлен именно этим крестом страданий и смерти Спасителя? Еще более неразумно и бессмысленно отрицание сектантами икон, которые они называют даже идолами. «Идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ), изображение ложных, совсем не существующих в мире существ-богов. Назвать иконы, изображающие Спасителя и святых Его, идолами, это назвать Христа – Ваалом, Деву Марию, Которую ангел назвал благодатною, – Астартой и апостолов – такими же вымышленными и нечестивыми именами, тогда как и в древности изображение херувимов в скинии ( Исх.25:18 ) было изображением действительных существ ( Быт.3:24 ). Иконы также не идолы, как Христос не Ваал и Дева Мария не Астарта, и слепое богохульство это да обратится к осуждению невежд. Прежде «Бога не видел никто никогда», а потому и изображать Его было невозможно ( Втор.4:15–16 ), но потом «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» Бога ( Ин.1:18 ) и «Бог явился во плоти», «сделавшись подобным человекам и по виду, став, как человек» ( 1Тим.3:16 ; Флп.2:7 ). Поэтому изображение Бога в виде человека есть исповедание Его воплощения. Икона есть вещественный предмет, освященый благодатной силой и могущий подавать людям помощь. И такие предметы в Новом Завете есть. Одна женщина «прикоснулась к одежде» Спасителя и Он «почувствовал Сам в Себе, что вышла от Него сила» и женщина тотчас исцелела от болезни ( Мк.5:25–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Я слышал, что некоторые пожилые люди так и понимают, что время как бы сжимается или расширяется, имеет упругость. Один пожилой мужчина сформулировал это следующим образом: – Детство было долгое, как другая жизнь. Молодость пролетела быстро. Теперь мне 71-й год, и мне кажется, что я всегда был старым, время как бы остановилось. Но то, что я переживаю после развала нашей страны, это не отказ от коммунизма (который развалился сам по себе, как колосс на глиняных ногах)… Вот, эти молодые люди, которые суетятся в телевизионном ящике, в ускоренном темпе, – кому бы продать на металлолом все то, что осталось от России… Вот это слишком поспешно и быстро. Мы не всегда можем понять, кто из них главный и что за ними стоит. У них свое время и свое прошлое, у нас – свое… Похоже, что и во дни блаженного Иеронима люди так же обостренно воспринимали время, как и в наши дни. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, то есть иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), – одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду» 406 . – Так как события иудейской древности преобразуются в христианское будущее ( 1Кор.10:11 ), то описанное избиение иудеев римлянами есть прообраз гонения на христиан во дни антихриста. Подобно о гонениях антихриста сообщает и апостол Иоанн Богослов в Книге Откровения: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10 ). – Эти слова являются призывом к непротивлению злу с помощью зла: пленивший будет пленен; убивший –убит. И вот это добавление: «Здесь терпение и вера святых» – есть не что иное, как призыв осознать, что антихриста может убить только Христос. И если Церковь на видимом, земном уровне проиграет, и вот слова Ее Основателя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ), и сказано также об антихристе: «дано было ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр.13:7 ) – победа восторжествует, но только во Христе и со Христом. Умаляется не время, умаляется и исчезает вера, и вместе с ней – и смысл человеческого существования, то есть Сам Христос изглаживается в сознании людей… Он – Христос – смысл и назначение этого мира, его Альфа и Омега!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Видимо, мать так назвала мальчика по внушению свыше: «Моше» — это одновременно и «вынутый из воды», и «тот, кому суждено вывести, спасти, извлечь» из темных вод египетского рабства израильский народ. Таким пророческим именем, притом с древнееврейской этимологией, могла, конечно, назвать ребенка только родная мать. Имя, однако, звучало так, что оно понравилось и дочери фараона, которая, истолковав по-своему, восприняла его как египетское: «Мосе» — «сын», «дитя». Так, по Промыслу Божьему, пророческое имя, данное матерью, Моисей сохранил и во дворце фараона» ( Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 298—299). Флавий трактует египетское значение имени Моисея несколько иначе: «От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду мо , а спасенных — исей . Сложив эти два слова, они дали ему их в виде имени» [ Иосиф Флавий . Иудейские древности. 2, 9, 6. Т. 1. С. 92]. Издатель же поправляет (Там же. С. 523, прим. 54): «Этот перевод не совсем правилен, так как «Моисей» означает собственно «извлекающий из чрева матери». Более правдоподобно и сопоставление с др.-егип. «месе, месу» — «дитя», корень, часто встречающийся в наиболее распространенных собственных именах». 1005 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 283, 285 (разрядка наша. — иг. Ф. ). 1006 Там же. С. 283. 1007 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 2, 9, 7. Т. 1. С. 93 (рзрядка наша. — иг. Ф. ). 1008 Отметим для себя: «при абсолютном рабстве гаснут последние искры богопознания» ( Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 292). 1009 Исх. 1:8—22 (см. выше с. 398—399). 1010 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 2, 9, 7. Т. 1. С. 93. 1011 См.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 297, 299, 300, 305, 307, 313. 1012 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 295. 1013 См.: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 297. 1014 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 304, 306. 1015 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 2, 11, 2. Т. 1. С. 97. 1016 См., например: Иосиф Флавий .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

105 Это теперь Мертвое море. Ср.: «Иуд. война». IV, 8, 3—4. (Перев.) 106 Ср. ниже, VII, 10, 3, где рассказывается, что здесь, в двух стадиях от Иерусалима, был воздвигнут царем пирамидальный мраморный обелиск. (Перев.) 107 Этот рассказ является оправданием позднейшего заселения Иерусалима предполагаемыми потомками Авраама. 108 Нигде, кроме данного места, не упоминается имени этого знаменитого каменного дуба, который, по преданию, существует здесь с начала миросотворения. Слово «огигос» по-гречески имеет значение «древний», «почтенный». (Перев.) 109 Околобиблейская литература приводит массу подробностей об отношениях Агари к Сарре. Так, например, мы узнаем, что Агарь была дочерью фараона, который подарил ее Сарре в свое время в Египте; что она не была рабой в доме Сарры, а получила от последней свободу перед сожительством с Авраамом, чтобы она могла быть его женою; что Сарра подвергала ее побоям и сглазила ее, так что плод чрева ее преждевременно появился на свет. По этим преданиям, Измаил родился уже от второго зачатия Агари, после ее возвращения из пустыни, и т.д. (Перев.) 110 Ср.: Быт 13.13. По археологическим данным, Содом и Гоморра погибли после землетрясения. 111 Ср. «Иуд. войну» (IV, 8, 4), где местность названа, однако, Цоара, и «Иуд. древности» (XIV, 1, 4). (Перев.) 112 Быт 19.31—38. 113 Один из древнейших филистимлянских городов на южной границе страны. 114 Совр. Вирсавия (Беер-Шеба) — город и местность на юге Палестины; это название может быть переведено двояко — как «колодезь семи» и как «колодезь клятвы». Здесь пересказан эпизод из кн. Бытие (Быт 21.25—34). В другом месте (Быт 26.26—33) ситуация в целом повторяется, однако на этот раз вместо Авраама действует его сын Исаак. Ср.: «Иуд. древности». VIII, 13, 7. См. ниже, I, 18, 2. 115 Вследствие этого арабы обыкновенно подвергали своих детей обрезанию между 6-м и 15-м годом жизни. У евреев восьмой день для этой церемонии назначен потому, что только со второй недели жизни родившееся существо может считаться самостоятельным. Ввиду этого (Исх. 22и Лев. 22:27) допускается жертвоприношение молодых животных не ранее достижения восьмидневного возраста. Впрочем, в случае, если у одной матери уже двое детей умерло от этой операции, обрезание разрешалось на двенадцатый и более отдаленный день. Обрезание — весьма распространенный религиозный обычай, встречающийся во всех частях света. У христиан отменено во времена апостолов. Ср.: «Иуд. древности». VIII, 10, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

326 В славянской Библии — Силом, город в окрестностях Самарии. 327 Еще одно наименование Мертвого, или Асфальтового, моря происходит от названия города Содома. 328 Этот город, упоминаемый и в Евангелии (Мф 8.28; Мк 5.1 и Лк 8.26), находился к юго-востоку от Генисаретского озера и в древности был знаменит своими сернистыми ключами, привлекавшими массу больных. В «Иуд. войне» (III, 7, 1) рассказывается, как Веспасиан разбил Гадару до основания и перерезал всех ее жителей. (Перев.) 329 Дор — приморский финикийский город, расположенный ио склону горы Кармел. Во времена Селевкидов Дор представлял собой сильную крепость. (Перев.) 330 Скифополь — город на юге Палестины на расстоянии 20 стадий от Тивериады. (Перев.) 331 Гора Итавирион, библейское Тавор, совр. Джебелет-Тур. Ее описание есть в «Иуд. войне» (IV, 1, 8). 332 Кроме названных, в древности были и другие наименования этого города. 333 Это известный город Ашдод, центр филистимлянского «пятиградия», место культа бога Дагона, стратегически важный и сильно укрепленный в древности город, выдержавший массу осад противника. 334 Ямния находилась между Азотом (Ашдодом) и совр. Яффой и была до разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. местом собрания Великого синедриона. (Перев.) 335 Библейская Гата — также один из городов филистимлян. 336 Аккарон, библ. Экрон,— еще один город в составе филистимлянской федерации. 337 См. Нав 11.16 — Нав 17.14. 338 Нав 24.1—28. 339 В Библии — Фафнаф-Сараи; этот город находился на северной границе удела колена Иудова и был некогда во власти филистимлян. 340 Местоположение этого города до сих пор еще не выяснено. Евсевий и Иероним знали две соседние деревни этого имени, лежавшие на дороге из Сихема к Скифополю. Во всяком случае Везека находилась на северной окраине Палестины. (Перев.) 341 В Библии — семидесяти царям. 342 По многим мотивам вариантом этого рассказа может служить история, случившаяся с гостями Лота перед гибелью Содома. См. выше, 1, 11, 3. 343 Точное местоположение этого города до сих пор не установлено. Его имя сохранилось в названии речки, впадающей с востока в Иордан. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010