В конце концов Симон принял мученическую кончину. По одной из легенд, названому брату Господа отрубили голову, другая гласит, что его заживо распилили; существует и третья версия — о том, что Симона распяли на кресте. В IX веке на месте, где был погребен апостол-мученик, выстроили храм из белого тесаного известняка. А еще два столетия спустя христианская вера утвердилась наконец во всей Абхазии: в XI–XII столетиях весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, и эта земля оставалась христианской вплоть до завоевания ее турками. Пещера, где жил апостол Симон, Абхазия, Новыи Афон. Фото keeptravel.com Существуют, впрочем, и иные предположения о том, кто был апостол Симон Зилот. Например, святитель Димитрий Ростовский в популярных Четьих Минеях пишет: «Симон… Иосифов сын, отнюдь не обретается во апостолех», а апостол Симон Зилот, будущий просветитель Абхазии, «происходил из Каны галилейской и был лично известен Господу и Его Пречистой Матери», но не являлся Его сродником по плоти. Святитель Димитрий пересказывает предположение, что именно на свадьбе Симона Зилота Господь Иисус совершил Свое первое чудо — претворил воду в вино. Возможно, это и убедило будущего апостола последовать за Ним. Брак в Кане Галилейской. Фреска. Балканы, Сербия, монастырь Дечаны, XIV в. Был, согласно святителю Димитрию, еще и третий Симон (или Симеон) — сын младшего брата Иосифа Обручника Клеопы, усыновленный Иосифом после смерти брата. Он-то, согласно Димитрию Ростовскому (который сам ссылается на греческих церковных историков Евсевия Кесарийского, Георгия Кедр и на и Никифора Ксанфопула), и возглавил Иерусалимскую Церковь после смерти Иакова, брата Господня. Он был сопричтен 70-ти апостолам — тем ученикам Христа, которые не были с Ним постоянно, но видели и слушали Его, — и принял мученическую кончину на кресте. Иуда, брат Господень В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

Впоследствии местом проповеди его был Ефес. Из писаний новозаветных ему принадлежат: Евангелие, три послания и Откровение. 3) Филипп и Варфоломей. Первый происходил из Вифсаиды ( Ин. 1, 44; 12, 21 ) – одного города с Петром и Андреем – и был уже известен Иисусу Христу. В Евангелии Иоанна он упоминается несколько раз (6, 5–7; 12, 21, 22; 14, 8, 9). Варфоломей – значит сын Фоломея и есть, как думают, одно лицо с Нафанаилом, который был родом из Каны Галилейской ( Ин. 21, 2 ) и приведен к Иисусу Христу Филиппом (1, 45–51). 4) Фомаи Матфей. Фома иначе назывался Дидим, или близнец ( Ин. 11, 16; 20, 24; 21, 2 ), и по воскресении Иисуса Христа сподобился для своего уверения осязать раны Его (20, 27, 28). Матфей, иначе Левий, сын Алфея ( Мк. 2, 14 ), до призвания к последованию за Господом был мытарем ( Мф. 9, 9 ). Он написал Евангелие, которое занимает первое место между новозаветными книгами. 5) Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Иаков, сын Алфея, брат мытаря Матфея или Левия, есть лице совершенно отличное от Иакова, брата Господня, который принадлежал к числу 70-ти апостолов, носил название малогоили менъшаго ( Мк. 15, 40 ) и имел в лике двенадцати апостолов своего родного брата Иуду. Леввей или Фаддей, как можно заключать из сравнения списка апостолов у трех евангелистов ( Мф. 10, 3 ; Мк. 3, 18 ; Лк. 6, 16 ; Ин. 14, 22 ; Деян. 1, 13 ), и есть собственно этот Иуда, брат Иакова меньшего. Он написал послание – последнее между соборными. 6) Симон Кананит и Иуда Искариотский. Евангелисты Матфей и Марк называют Симона Кананитом, а Лука Зилотом, т. е. ревнителем ( Лк. 6, 15 ; Деян. 1, 13 ). Оба названия имеют одно и то же значение и даны Симону, вероятно, потому, что он, до призвания в апостольство, принадлежал к числу так называвшихся зилотов или ревнителей закона Моисеева, противившихся языческим нововведениям. Иуда был сын Симона ( Ин. 6, 71; 12, 4; 13, 2, 26 ) и в отличие от соименного ему апостола Иуды, брата Иакова меньшего, носил прозвание Искариотского, по происхождению своему из города Кериофа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Для объяснения же, почему юноша неодетым явился в сад и следовал за стражею, взявшею Иисуса, можно предположить, что Иуда, выйдя из пасхальной вечери и дождавшись (во дворе первосвященника) отправления слуг и воинов для поимки Иисуса, привёл стражу сначала в дом вечери, когда же не застал уже там Иисуса и учеников, то повёл их в сад Гефсиманский, поскольку знал, что Иисус часто собирался там с учениками Своими ( Ин.18:2 ). Пока Иуда собирал стражу для взятия Учителя, Иисус успел совершить Евхаристию и вел с учениками в доме и на пути прощальную беседу, а пока Иуда отыскивал Иисуса в дому и саду, Он молился в саду, и около полуночи был схвачен воинами и отведён во двор первосвященника Анны. Поздний приход архиерейской стражи в дом, где была Вечеря, может быть, поиски, произведённые стражею в доме с целью взятия Иисуса, разбудили юношу и заставили его пойти за стражей в сад, где потом он и попал в руки воинов. Некоторые, впрочем, думают что то был Иаков, брат Господень; но с этим трудно согласиться; потому что Иаков в это время имел уже от роду более 40 лет; следовательно не мог быть назван юношей. 7) Когда Апостол Пётр для защиты Иисуса вынул меч и отсёк одному из слуг ухо, Иисус остановил Петра и при этом сказал: все, взявшие меч, мечем погибнут. По отношению к Апостолу Петру это было предсказание Его мученической смерти. Взятое безотносительно, это выражение Иисуса Христа указывало, что и по Суду правды Божией и по обычаям права человеческого тот, кто подъемлет меч и наносит погибель другим, должен и сам погибнуть от того же. Самые права самозащиты вооружают членов общества против врагов общества и под видом возмездия или наказания преследуют нарушителя общественной безопасности и обрушивают на его голову то, что он готовит другим. И по отношению к бравшим Самого Иисуса под стражу воинам и слугам это было предсказание ожидающей их участи – такой же, какую они теперь готовят Сыну Человеческому. Не были ли эти воины в числе тех четырёх четвериц, которых лет через 10 так несправедливо казнил царь Ирод Агриппа за несоблюдение Апостола Петра в темнице, осуждённого им на казнь, но чудесно спасённого ( Деян.12:4–19 )? Иисус Христос на суде первосвященников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЫ ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иуда , брат Господень. Текст Древнейшим свидетельством (вероятно, доникейского периода) текста И. п. является папирус ¸ 72 (III/IV в.), содержащий фрагменты 1-го и 2-го Посланий Петра и полный текст И. п., а также папирус ¸ 78 (P. Oxy. 2684; III/IV в.) (содержит только Иуд 4-5, 7-8). Огромное значение имеют свидетельства 3 великих кодексов IV в.: Синайского, Александрийского и Ватиканского. К числу важнейших памятников текста И. п. относятся также кодексы Paris. BNF. 9 (V в.) (отсутствует Иуд 17); РНБ. Греч. 225 (IX в.) (содержит Иуд 4-15); Ath. Laur. Β 52 (VIII/IX в.) (полный текст И. п.) и фрагментарная рукописи Louvre. S. N. 121 (содержит Иуд 3-5). Рукописи не имеют разночтений принципиального характера, за исключением 2 вставок в папирусе ¸ 72: в Иуд 5 слово «Господь» заменено на «Бог Христос», что помимо сильного догматического акцента предполагает экзегетическую установку, ибо в тексте речь идет о ветхозаветном событии - исходе евреев из Египта; в Иуд 24 изменено заключительное славословие. Место в каноне В ранней Церкви вопрос о каноническом статусе И. п. осложнялся проблемой лит. источников текста. Автор Послания придает большое значение апокрифической книге Еноха, не только давая аллюзии на эту книгу (напр., Иуд 6) или приводя непрямые, но узнаваемые цитаты (повествование о споре арх. Михаила с диаволом - Иуд 9), но и цитируя текст с указанием авторства и придавая этому тексту значение авторитетного и достоверного пророчества (Иуд 14-15). Ап. Иуда. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Ап. Иуда. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Вероятно, именно с этим обстоятельством связаны сомнения, о которых упоминают Ориген, Евсевий Кесарийский и Дидим Слепец. В каноне Муратори И. п. (как и Соборные Послания Иоанна) названо после маркионитских текстов, приписанных ап.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

Ч. 3. § 7: Святые апостолы и евангелисты и внешний вид их. 11), а среди 70 апостолов упомянут «Иуда, брат Господень, молод, с бородою едва показавшейся» (Там же. Разд.: Семьдесят святых апостолов. 12). От возрастной характеристики И. как молодого апостола отходят рус. сводные иконописные подлинники XVIII в. Так, под 19 июня в описании «святого апостола Иуды, брата Господа по плоти» отмечено, что он «надсед, брада аки Варлаама Хутынского, риза багор, испод лазорь, во амфоре (омофоре), в руках свиток держит обема рукама, а в киевских в одной правой руке, а в левой книга» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). В «Руководстве к писанию икон», где акад. живописи В. Д. Фартусов обобщил информацию известных ему иконописных подлинников, говорится, что И. «типа еврейского, из рода Давидова, преклонных лет, волосы с проседью, ниже ушей коротки, борода продолговатая, до ключицы, также с проседью; в фелони и омофоре. В руках свиток с надписью: «Иуда Иисуса Христа раб, брат же Иакова, сущим о Бозе Отце освященным Иисусом Христом соблюденным званым милость вам и мир и любы да умножатся. Возлюбленные, всяко тщание творя писати вам об общем спасении вашем, нужду возымех писати вам». Или: «Се приидет Господь во тьмах святых ангелов Своих, сотворити суд о всех, и изобличити всех нечестивых о всех делех нечестия их»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 321). На наиболее древних дошедших до нас памятниках - в росписях катакомб и на рельефах сакрофагов III-IV вв.- И. представлен не единолично, а в числе 12 апостолов (напр., в рим. катакомбах Домитиллы, кон. III - сер. IV в.; в катакомбах на Виа Анапо, 1-я пол. IV в.; в саркофаге из ц. Сант-Амброджо в Милане, кон. IV в., и др.). Образ И. не имеет узнаваемых иконографических черт или атрибутов, поэтому его уверенное отождествление возможно только в том случае, если апостолы поименованы. И., как и др. апостолы, облачен в белую тунику с клавами и паллий (напр., на мозаиках ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; в оратории Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519), ноги босые или в сандалиях; с VI в.- с нимбом (на мозаике Арианского баптистерия в Равенне, ок.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Из двух Апостолов, носивших имя Иакова, первый был сыном Зеведея и Саломии (Мф. 4, 21; 27, 56). Само собой разумеется, что Иаков, сын Соломин, не мог быть братом Господним, потому что Иаков, брат Господень, был сыном Марии Клеоповой (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40; 16, 1; Лк. 24, 10; Ин. 19, 26). Не мог быть Иаков Зеведеев братом Господним еще и потому, что умер раньше Иакова, брата Господня: Иаков Зеведеев был убит мечем по приказанию Ирода в царствование императора Клавдия, которое продолжалось с 39 по 42 г. по Р. X. (Деян. 12, 2); — Евсевий. Кн. 2. Гл. 11); а Иаков, брат Господень, был сброшен первосвященниками с кровли Иерусалимского храма и побит камнями незадолго до осады Иерусалима, в царствование Нерона, которое продолжалось с 54 до 67 г. по Р. X. (Евсевий. Кн. 2. Гл. 23; Иосиф Флавий. Иудейские Древности. Кн. 20. Гл. 9). Что же касается Апостолов Иакова Алфеева и брата его Иуды (не Искариота), то, в доказательство того, что и они не были братьями Господними, сошлемся на свидетельство Евангелиста Марка. Св. Марк называет Иакова, брата Господня, Иаковом меньшим или, по-другому, более правильному переводу, малым (Мк. 15, 40), вероятно, по причине его малого роста; тогда как Апостола Иакова второго тот же Евангелист (а равно и другие) называет Иаковом Алфеевым (Мк. 3, 18; Мф. 10, 3; Лк. 6, 15). Наименование Иакова, брата Господня, малым сделано, конечно, не без умысла: здесь видно желание Евангелиста отличить Иакова, брата Господня, от двух Апостолов, носивших то же имя. Кроме того, мы знаем, что братья Господни Иаков, Иосия, Иуда и Симон были сыновьями Марии, мужа которой звали Клеопой, а не Алфеем; Апостолы же Иаков Алфеев и брат его Иуда (не Искариот) были сыновьями Алфея. Евангелисты, упоминая о братьях Господних, всегда отличали их от двенадцати Апостолов (напр. Мф. 12, 48; Мк. 3, 33; Ин. 2, 12; Деян. L 14), а Евангелист Иоанн свидетельствует, что братья Господни не веровали в Него (Ин. 7, 5), следовательно, не состояли не только в числе Апостолов, но даже и в числе учеников Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведнаго, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшия за ней бедствия войны с Римлянами (66—70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (В известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет).     Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал. 1:19), так и на некоторые места Священного Писания.    [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна (19:25) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в па­раллельных местах Матфея (27:56) и Марка (15:40) считается или заменяется Мариею, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тожественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа (Κλεπας) есть только Греческая транскрипция еврейского имени Халпай-Алфей. Другие указания на Иакова, как на Апостола (Гал. 1:19), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду (Мк. 6:3), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена (Лк. 6:15-16; Иуда 1:1; Мф. 27:56), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания Церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах — Иуде, Иосии — предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти Апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сде­латься главою Церкви Иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тожестве имён Клеопы и Алфея и с другой сторо­ны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Мариею, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящееся в числе 12-ти Апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат Иаковлев), были братья между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иовилла, муч. 2 в., с Спевсиппом и др. 16 янв. Иов праведный, многострадальный. 6 мая. Иоиль пророк. 19 окт. Иона пророк. 22 сент. Иона, Варахисий и др., мучч. Персидские при Сапоре II в 327 году. 28 марта. Иона пресв., Савваит 9 в., отец препп. Феодора и Феофана. 22 сент. Иона, митрополит Киевский, ум. 1461. 31 марта, 15 июня, 5 окт. и 27 мая. Иона, архиеписк. Новгородский, ум. 1471. 5 ноября. Иосиф прекрасный, из 12 патриархов. В понедельник страстной седмицы. Иосиф праведный, обрученник Пресвятой Девы Богородицы, Давид царь и Иаков, брат Божий. 26 дек. (В неделю по Р. Хр.) Иосиф Аримафейский. В нед. Мироносиц. Иосиф, иначе Иосий и Иуст, из 70 апп. 30 окт. Иосиф, ученик Нирсы, муч. Персидский в 343 г., с Нирсой и др. 20 ноября. Иосиф пресв., муч. Персидский в 380 г., с Акепсимом еписк. 3 ноября. Иосиф преп., ученик Антония Великого . В субб. с. Иосиф Аналитин, черноризец Раифский 4 века. 14 янв. Иосиф, еписк. Солунский, брат Феодора Студита , ум. ок. 825. 26 янв. Иосиф песнописец, преп. Цареградский, ум. 883. 4 апр. Иосиф преп., игумен Полоцкий, ум. 1515. 9 сент. Иосий, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Иосия, царь Иудейский. В нед. праотец. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, ум. 458. 2 июля. Иувентин, или Еввентий, и Максим, воины, мучч. Антиохийские при Иулиане. 5 сент. и 9 окт. Иуда, из 12 патриархов. В нед праот. Иуда (он же Леввей и Фаддей), ап. из 12, брат Господень. 19 июня. Иудифь праведная. В нед. праотец. Иулитта, мученица Тарсская при Диоклетиане ок. 305 г., с Кириком, своим сыном. 15 июля. Иулитта, мученица Каппадокийская. 31 июля. Иулитта преподобная. В субб. с. Иулиания, мученица Птолемаидская в 273 г., с Павлом братом. 4 марта. Иулиания девица, мученица Никомидийская, ок. 290. 21 дек. Иулиания, мученица Илиопольская, в Финикии, при Максимиане, с Варварой великомученицей. 4 дек. Иулиания, мученица Киликийская при Максимиане, ок. 306 г., с Кириеной. 1 ноября. Иулиания, мученица Амисская при Максимиане, е Александрой и др. 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

«Поскольку в послании, говорит блаженный Иероним , взято свидетельство из апокрифической книги Еноха, то многие отвергают это послание. Однако, – замечает далее Иероним, – по древности и употреблению оно достойно того,– чтобы исчислять его между св. писаниями» (Catal. vir. illutr.). Истина подлинности сего послания, с 4-го в. была действительно всеми признана. Указания в самом послании В самом послании достойно замечания, как говорит о себе св. писатель: Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова ( Иуд.1:1 ). Самому ап. Иуде, брату Господню по плоти, свойственно было довольствоваться, по смирению и благоговенью, названием себя только рабом Иисуса Христа и братом Иакова; подобно как ап. Павел (в посл. Флп.1:1 .) и брат Господень Иаков ( Иак. 1:1 ) называют себя также только рабами Иисуса Христа. Но едва ли бы удовлетворился одним этим названием тот, кто делал бы подлог под имя апостола Иуды. Притом, св. писатель говорит о себе, что он – брат Иакова. Какого Иакова? Уже столь древние, как Климент Алекс. 67 , разумели здесь Иакова брата Господня; почему и Иуду признавали также братом Господним. Итак, первые читатели послания, видно, знали или еще живо помнили ап. Иакова, когда достаточно было указать на одно его имя, чтобы понятно было, и потом пошло в предание, о ком идет речь. Следов. послание писано еще во времена апостольские, когда подлог трудно было бы и сделать, а еще труднее скрыть. Притом, и вольномысленные из новейших критиков (как Credner и de-Wette) не находят в послании причины и побуждения к тому, чтобы такое послание писать и издавать подложно. Исследование о местах в послании Иуды, приведенных из апокрифов Остается теперь исследовать, почему ап. Иуда приводит в своем послании известные места из апокрифических книг. Нужно это исследовать; потому что места из апокрифов, в послании Иуды, и для древних были камнем преткновения (как именно Иероним свидетельствует о многих, отвергавших послание по сей причине), и для некоторых новейших критиков служат опорой пререкания против подлинности послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Наконец, при самом изображении мученической кончины Богобрата Иакова, Церковь именует его праведным, – чем обыкновенно отличается он от соименных ему Апостолов. «Тя, Господи, гласом свободным проповеда праведный брат Твой, подражатель же страстей бысть, убиваем; 387 ибо молился за убийц, подобно Христу, молившемуся за распинателей. «Приидите первопрестольника вси, Церкве светильника, священными Иакова песньми, яко иерарха и христопроповедника тезоименне праведнаго именованна величаем. 388 «Господи, аще и на криле предста святилища Иаков, но дерзновением возопив, Бога Слова Тя проповеда, Содетеля всех в мир пришедшаго. 389 «Господи, аще и древом глава Апостолова сокрушена бысть, но в рай древо жизненное ему дадеся. 390 «Господи, аще и свергоша иудеи с высоты праведнаго, но небесных чертогов с веселием сподобися. 391 Апостол и Евангелие на Литургии в день святого апостола Иакова брата Господня положены не общие Апостолам, как святому апостолу Иакову Алфееву, но особенные: Апостол – Гал. 1:11–19 , где упоминается об Иакове брате Господнем; Евангелие. – Мф. 13:54–58 , где именуются братья Господни: Иаков, Иосий, Иуда и Симон. Кроме 23 октября (5 ноября), память святого Иакова брата Господня совершается православной Церковью 4 (17) января – в лике 70 Апостолов, в числе которых он занимает первое место, 392 и еще 26 декабря (8 января) – вместе с святым и праведным Иосифом, Обручником Пресвятой Девы Богородицы и Давидом царем. 393 После обстоятельного изложения тех отличительных черт, которыми, по воззрению Церкви, различаются Иаков Алфеев и Иаков брат Господень, обратимся к тому мнению, которое не сходится с этим воззрением. Мнение, сливающее того и другого Апостола в одно лицо, утверждает, что Иаков Алфеев, один из двенадцати Апостолов, есть брат Господень, как сын сестры Матери Господа; он же был епископом Иерусалимским, прозван праведным и написал соборное послание. Такое мнение стараются подтвердить и свидетельствами Святого Писания, и «памятниками времен, следовавших за временем Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010