[греч. Ιοδας] (I в.), брат Господень (пам. 19 июня; пам. зап. 28 окт.), отождествляется в правосл. традиции с апостолами от 12 Иудой Иаковлевым и Фаддеем-Леввеем и с автором Иуды послания . В НЗ существует 4 варианта списков 12 апостолов (Мф 10. 2-4; Мк 3. 16-19; Лк 6. 13-16 и Деян 1. 13). Наиболее очевидное разногласие между этими списками связано с именем ап. Иуды. Иуда Иаковлев представлен только в списках 12 апостолов у евангелиста Луки (Ιοδαν Ιακβου - Лк 6. 16) и в Деян 1. 13, в параллельном месте списка у евангелистов Матфея и Марка приводится имя Фаддей (Мф 10. 3; Мк 3. 18). Имя Леввей появляется в некоторых версиях текста Мф 10. 3 или Мк 3. 18 либо вместо имени Фаддей, либо как дополнение к нему: имя апостола варьируется в греч. и лат. рукописях НЗ - Фаддей, Леввей, прозванный Фаддеем, или просто Леввей (напр., греч. кодекс Безы, V в.). Б. Мецгер считал чтение «Фаддей» (Θαδδαος) первичным по сравнению с «Леввей» (Λεββαος) (см.: Metzger B. M. A Textual Comment. on the NT. L.; N. Y., 1975. P. 26, 81). Для некоторых библейских критиков наличие этих разночтений служило доказательством того, что к моменту создания Евангелий отдельные детали предания о 12 учениках Спасителя начали забываться (см., напр.: Fitzmyer J. A., ed. The Gospel According to Luke. Garden City, 1981. Vol. 1: I-IX. P. 620); в то же время наличие лишь одного существенного разночтения может свидетельствовать об обратном ( Nolland J. Luke 1. 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 265. (WBC; 35A)). Все возможные попытки в современной библеистике объяснить наличие разночтений можно условно отнести к 2 крайним предположениям. Согласно одной гипотезе, Иуда Иаковлев и Фаддей - одно и то же лицо, поскольку среди палестинских иудеев того времени допускалось носить 2 имени: греческое или латинское и иудейское. Употребленное в списке ап. Луки имя Иуда имело официальный статус, Фаддеем же он назывался в неформальной обстановке ( Бокем. 2011. С. 127-128). Сторонники др. т. зр. не признают соотнесение имен в списках (а также попытки их отождествления в церковной традиции) и рассматривают их носителей как разные личности ( Meier J. P. Un certain Juif Jesus: Les données de l " histoire. P., 2005. Vol. 3. P. 133-134). И., брат Господень

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Издан XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» Москва, 15 июня 2012 г. 28-й том «Православной энциклопедии» открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает Седмица.Ru. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://pravoslavie.ru/54259.html

Вышел в свет XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» 14 июня 2012 г. 16:39 В июне 2012 года вышел в свет очередной, 28-й том «Православной энциклопедии» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2285800.ht...

Новый том «Православной энциклопедии» рассказывает об Иуде, Италии, Йемене, иудаизме и йоге 15 июня, 2012. Новостная служба Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И». 15 июня. ПРАВМИР. Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И», сообщает «Интерфакс-религия» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает сайт Московского патриархата. Центральная публикация тома посвящена Италии. В ней, помимо общего исторического и религиоведческого очерка, содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обошли вниманием авторы и церковную музыку, а также знаменитых итальянских композиторов, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Среди публикаций страноведческого характера — статья «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму. Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», «Иуда, Праведный», «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове — преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др. В статье «Исход» не только приводится анализ 2-й книги Пятикнижия с точки зрения текстологии и структуры ее содержания, но и рассматриваются вопросы, касающиеся археологических данных и контекста египетской истории. 28-й том также содержит статью, посвященную одной из неканонических книг Ветхого Завета — «Иудифи Книга». Новозаветную тематику в томе представляет статья о послании Иуды. Затрагиваются в нем и апокрифы, в том числе гностический текст, известный как Евангелие Иуды.

http://pravmir.ru/novyj-tom-pravoslavnoj...

А князь, обладающий сим миром, змеевиден (δρακοντοειδ); он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся. Если же кто, говорят еретики, пребудет в этом гносисе и соберет себя в мире посредством месячных очищений и похотливых истечений, то он уже не удерживается здесь, но минует сказанных выше князей, доходит же, говорят, до Сабаота, попирает главу его (такова необузданная хула еретиков) и в таком случае переходит в высшую область, где матерь живущих Барберо, или Барбело ( μτηρ τν ζντων Βαρβηρ τοι κα Βαρβηλ); и таким образом душа спасается. Говорят же сии жалкие, что у Сабаота волосы как бы женские, думая, что слово Сабаот есть имя некоего князя и не зная, что, когда Писание говорит: сия глаголет Господь Сабаот, разумеет не чье–либо имя, но одно из славословий Божества. Ибо «Сабаот» на еврейском языке значит «Господь сил (κριος τν δυνμεων)»; и где в Ветхом завете написано имя «Сабаот», там оно показывает силу, почему и Акила слова: «Адонаи Сабаот (δωνα Σαβαθ)» везде переводит: «Господь воинств (κριος στρατιν)». Но они, предавшись безумию всякого рода, кроме Владыки своего, ищут иного, не сущего, утратили же сущего, а лучше сказать, погубили себя самих. 11. Многое другое разглашают они о себе; горько пересказывать дела их безумия. Некоторые из них, не приближаясь к женам, собственными своими руками растлевают себя и растление свое берут в руки, и так съедают, клеветнически приводя на сие во свидетельство слова: «руки мои сии нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили» (Деян.20:34), и еще: «делая своими руками, чтобы иметь возможность подавать неимущим» (Еф.4:28). И о них–то, думаю, подвигся Дух Святой в апостоле Иуде, разумею написанное им соборное послание (Иуда же сей есть брат Иакова и так называемый брат Господень). Ибо Дух Святой словом Иуды указал на них, растлеваемых и растлевающих подобно скотам, почему говорит: не знают, не зная уловляются, знают, как бессловесные животные растлеваются (Иуд.10), ибо, подобно псам и свиньям, истребляют свое растление, ибо только псы и свиньи, а не другие какие животные, так растлеваются и поедают истечение из тел своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Аминь. Молитва в суботу по Заутрени всем святым 12 . Честнейши Херувим и славнейши без сравнения Серафим, Госпоже Владычице Богородице, рождьши Христа Бога нашего: в день печали моея услыши мя и помози ми грешному и окаянному! Святии Ангели н Архангели, Херувими и Серафими, Престоли, Господства, Начала, Власти и Силы, Михáиле, Гавриле, Уриле, Рафаиле: подвигните с собою вся небесныя Силы и молите Бога за мя грешнаго, дабы милостив был в час скорби моея. Святый и великий пророче Иоанне, Предотече и Крестителю Господень – в день беды моея помози ми скверному и безаконному. Святии первии праведници и велиции пророцы Еноше, Ное, Мелхиседече, Авраяме, Исаяче, Иякове, Иосифе с единонадесять Патриархы, Моисею, аяроне, Исаие, Давыде, Илиа, Самоиле, Даниле, Иеремею, Иоиле, Захарие, Науме, Софоние, Аввакуме, Гедеоне, Иосие, Михею, Захарие, Авдию, Малахие, Елисею, Аммосе, Иезекиилю, Анание, Азарие, Мисаиле, Иона, Аггею, со всеми пророкы молитеся за мое окаяньство и помилуйте мою душю, осквернившююся многыми злыми делы. Святии верховьнии велиции Апостоли, избраннии Божии, Петре и Павле, Иоанне, Иякове, Аньдрею, Филиппе, Матфею, Луко, Марко, Фомо, Варфоломие, Иякове Алфеев, Иуда Ияковлю, Симоне Зилот, Варнава, Ияков, брат Господень, Прохор, Стефан Архидиякон, Тимофей: подвигнете с собою все седмьдесят ученик Христовых и молитеся за мя грешнаго и непотребнаго раба своего к милостивому Владыце и Господу Исусу Христу. Святии страстотерпци и велиции мученицы и исповедницы и безсребренници и чюдотворци и младенци Георгие, Дмитрие, Феодоре Тирон, Никито, Феодоре Стратилат, Гурие, Самоне, Авиве, Прокопие, Евстратие, Меркурие, Арефо, Мино, Акакие, Андрею Стратилат, Христофоре, Прове, Тараше, святии 40 [четыредесять] мученик в Севастии, Александре, Сергие и Вакше, Борисе, Глебе, Михáиле княже, Феодоре, воеводо Трифоне, Нестере, Флоре, Лавре, Михáиле балгарин, еже есть святое детя, Козмо, Дамиане, Ермолае, Пантелеймоне, Кире, Иоане, Кириче трилетный, Мамонте, Саво Готфине, Галактионе, Хрисанфе, Стратонниче, Василиско, Кондрате, Кононе, Димитрие, иже в Даоде и вси святии мученици, лик страстотерпець, помолитеся Богу за мя лукаваго и лживаго к Богу и человеком, помилуйте мя грешнаго раба своего, избавите мя греховныя скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Гл. 13. А так называемые у них левиты не имеют общения с женами, но оскверняются друг с другом, и они-то у гностиков пользуются предпочтением и восхваляются. Наконец гностики смеются даже над образом жизни, чистотой и девством подвижников, как напрасно принявших на себя труд. Под именем же святого ученика Филиппа выдают подложное евангелие; в нем говорится: открыл мне Господь, что душа должна говорить при восхождении на небо, и как отвечать каждой из горних сил; именно говорит она: познала я сама себя; отовсюду собрала себя и не посеяла чад князю, но искоренила его корни, собрала рассеянные члены. Знаю о тебе, продолжает она, кто ты; ибо принадлежу к высшим. И таким образом скоро идет она далее. Но если, сказано, окажется родившею сына, то задерживается внизу, пока не возможет она восприять и вовлечь в себя собственных своих чад. Таковы-то глупые и баснословные рассказы еретиков! Осмеливаются они и о святом Илии произносить хулу. Им желательно в свою пользу, вернее же сказать, против себя самих приводить свидетельство из послания Иуды, где сказано: сии сония видяще, плоть убо сквернят, господства же отметаются, славы же хулят ( Иуд. 8 ). Но блаженный Иуда, брат Господень, сказал это не о тех, которые в телах видят сония; ибо немедленно присовокупляет и показывает, что слово у него о видящих сония, которые ведут речь свою, как бы во сне, не приведя помыслов в бодрственное состояние. Ибо и об учителях в Иерусалиме говорит Исаия: вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи ( Ис. 56:10 ), и так далее. Писание и здесь, в послании Иуды, показывает тоже, говоря: видяще сны на ложи, чего не знают, о том говорят, и сим показывает, что говорит не о видениях во сне, но о баснословном провозглашении и пустословии, – о том, что говорится, как бы во сне, а не в здравом смысле. Гл. 14. Но затрудняюсь подлинно высказывать все; ибо одному Богу возможно заключить бездну этого зловония; и я миную сии места, помолившись всецарю Богу, чтобы никто не погряз в этой тине, и чтобы мне самому мыслью своею не причаститься зловонию нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Списки, изданные Тихонравовым и Архангельским, тоже довольно неисправны и подвергались искажениям, но все таки они сохранили и в общем и в частностях значительную часть своего первоначального характера. Списки эти в сущности тожественны и отличаются друг от друга только тем, что последний полный, а первый неполон или лучше недописан. Редакция, содержащаяся в них, сводная. Сличение ее с описанною нами греческою показывает, что вторая часть ее, начинающаяся вопросами из Ветхого завета, есть часть особая, приставная и составлена под весьма сильным влиянием описанной нами греческой статьи, а первая часть есть часть тоже особая, самостоятельная. Она отличается цельностью и систематичностью и тоже несомненно имеет греческое происхождение. К ней собственно и относится поставленное над списком заглавие. Ученые, ищущие прототипов славянской Беседы, напрасно не обращали внимание на язык этого списка. Если внимательно присмотреться, то не трудно будет убедиться, что это-перевод с греческого, сделанный не довольно искусным переводчиком заботившимся главным образом о буквальной передаче текста и не умевшим перевести некоторых греческих слов. Так на первый же вопрос: «В какое время и в какое лето благовествовал архангел Елизавете»? мы встречаем такой ответ: «В время льс58;тил и симяноу 13 прежде тринадесят коланед» Текст здесь может быт поврежден еще переписчиком, так что трудно догадаться, какие слова здесь оставлены без перевода (необходимо бы здесь название месяца); может быть он был поврежден и в греческом подлиннике, но во всяком случае ясно, что обозначение времени взято из греческого источника. Далее: на вопрос. «Как называлось дерево на котором повесился Иуда»? отвечается: «Мирнихи» 14 . В других позднейших списках Беседы на этот вопрос отвечается: «славенски сказается дуб». Но замечательнее всего в этом отношении следующее место: «Василий рече, что ся слышаше дина, идеже Господь вечеря? (Отв.) Иаковъ брат Господень по плоти». Что это за дина? Чтобы угадать что это такое, нужно припомнить, что речь идет о последней вечери Христа и что имя человека, в доме которого приготовлена была эта вечеря, в Евангелиях не сообщается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

13. А так называемые у них левиты не имеют общения с женами, но сквернятся друг с другом, и они–то у гностиков пользуются предпочтением и восхваляются. Наконец гностики смеются даже над образом жизни, чистотою и девством подвижников как напрасно принявших на себя труд. Под именем же святого ученика Филиппа выдают подложное евангелие; в нем говорится: «открыл мне Господь, что душа должна говорить при восхождении на небо и как отвечать каждой из горних сил; именно говорит она: познала я сама себя, отовсюду собрала себя и не посеяла чад князю, но искоренила его корни, собрала рассеянные члены; знаю о тебе, продолжает она, кто ты, ибо принадлежу к высшим; и таким образом скоро идет она далее; но если, сказано, окажется родившею сына, то задерживается внизу, пока не возможет она восприять и вовлечь в себя собственных своих чад». Таковы–то глупые и мифословные рассказы еретиков! Осмеливаются они и о святом Илии произносить хулу и говорят, что явился ему один демон, взял и сказал ему: нес я чадо от тебя, и не было сил вынести, и выкинул чадо твое. И, говорят, сказал [Илия]: откуда несешь дитя от меня, ведь я чист? И, поистине говорят, сказал [демон]: спящим является наложница в истечении тела из причинного места, вот я имею долю от твоей спермы и рождаю тебе сыновей. Многая же глупость здесь вот в чем: демон есть дух незримый и бестелесный и имеет долю от тела; но если от тел имеет долю и беременеет, то более не дух, но тело; а каким образом тело есть незримый дух? Много нелепостей в их глупых речах. Ибо им желательно в свою пользу, вернее же сказать, против себя самих приводить свидетельство из послания Иуды, где сказано: «и сии грезящие во сне, плоть оскверняют, господства же отвергают, славы же хулят» (Иуд.8.). Но блаженный Иуда, брат Господень, сказал это не о тех, которые в телах видят сны, ибо немедленно присовокупляет и показывает, что слово у него о видящих сны, которые ведут речь свою, как бы во сне, не приведя помыслов в бодрственное состояние. Ибо и об учителях в Иерусалиме говорит Исаия: немые псы, не могущие лаять, грезящие лежа и т. д. (Ис.56:10). Писание и здесь, в послании Иуды, показывает то же, говоря: видяще сны на ложе, чего не знают, о том говорят, и сим показывает, что говорит не о видениях во сне, но о мифословном провозглашении и пустословии, — о том, что говорится как бы во сне, а не в здравом смысле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

7. видео: Семенко и Карпец о ВВП http://rivertsna.livejournal.com/1189558.html 6. Ответ на 4., Роса: Я спросила одного батюшку, как он думает, причащается ли Путин. Он сказал, что вряд ли. Теперь я вижу, что он оказался не прав и очень этому рада. Господь послал нам православного правителя за молитвы мучеников 20 века. Кстати, в начале президентского срока Путин поехал к о.Иоанну Крестьянкину и целый час с ним беседовал наедине. Теперь мне хочется сказать: братия, старцы сказали, что Бог Россию помилует, но богатой она не будет. Видимо, человек так устроен: или желудок или душа. P.S.Kcmamu, " скотской " я нашу жизнь не считаю. Таковой она станет, если зажремся, как на Западе. Это какого православного правителя послал нам Господь за молитвы мучеников 20 века? Путина? Вы это серьёзно? Откуда такой вывод, из фото опубликованного? Удивительное дело: с одной стороны значит, к Святому Причастию подходит, а с другой выбирает своими доверенными лицами представителей самой настоящей бесятины - Невзорова с Багировым. Это что за метания такие меж Христом и нечистой силой? Хотя, с прагматической точки зрения, цель, конечно, оправдывает средства. Вот только к православию это не имеет никакого отношения. 5. Re: Заговор банкиров и Владимир Путин Автор, мудрый и внимательный, точно и интересно раскрыл знаки, которые не всем видны. Один знакомый сам по себе, независимо, тоже догадался, что символ доллара, это змей соблазна на древе зла. Значит, за всем стоит дьявол. А люди его инструменты, добровольные " сыновья " . Ваш отец дьявол, сказал Христос. Но, конечно, не стоит обобщать. Был такой Иуда, а был и другой - брат Господень. Это тоже знак! Чтоб нам быть осторожными, различать духи, но не впасть в ненависть к людям, ибо, по Павлу " от их падения спасение язычникам " (Рим 11:11). А Путин очень таинственная личность. Только на временной дистанции мы узнаем и всё поймем о нём, как промышлял о нас недостойных милостивый Господь. 4. Re: Заговор банкиров и Владимир Путин Я спросила одного батюшку, как он думает, причащается ли Путин. Он сказал, что вряд ли. Теперь я вижу, что он оказался не прав и очень этому рада. Господь послал нам православного правителя за молитвы мучеников 20 века. Кстати, в начале президентского срока Путин поехал к о.Иоанну Крестьянкину и целый час с ним беседовал наедине. Теперь мне хочется сказать: братия, старцы сказали, что Бог Россию помилует, но богатой она не будет. Видимо, человек так устроен: или желудок или душа. P.S.Kcmamu, " скотской " я нашу жизнь не считаю. Таковой она станет, если зажремся, как на Западе.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/16/za...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010