70. Ин. 6:70 . Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Ин. 15:16 ; Лк. 6:13 п. Ин. 6: 64, 13:2 ; Мф. 16:23 . 71. Ин. 6:71 . Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати. Мф. 10:4 . Иисус отвечал им и пр.: Симон выразил исповедание и верность Господу от лица всех апостолов. Господь открывает им теперь, что не все они так веруют и так верны Ему, что один из них – дьявол. – Двенадцать избрал: см. Мк. 3:14 и далее; Лк. 6:13 и далее и прим. Избрал, приблизил и открывал, более чем другим, тайны о Своём лице и деле. Несмотря, однако же, на это, один из них – дьявол. Дьявол не в собственном смысле, как падший дух или дух злобы, а в смысле человека, который имеет дьявольские свойства или качества, принадлежащие дьяволу. Дьявол – это враг Христа и Его дела и враг всего человечества; называя Иуду дьяволом , Господь указывает именно в нём врага Своего и Своего дела и всех людей. Частнее, «или потому он дьявол, что и теперь всё Моё извращает и ничего из оного не принимает, или потому, что он оклевещет Меня. Ибо таков действительно оказался Иуда, клевеща на Господа пред иудеями и выдавая им Его тайны» (Феофил.). Это указание, конечно, должно было поразить апостолов; но из повествования не видно, угадали ли они тогда, о ком идёт речь; Господь же, дав предостережение Иуде, не счёл нужным лично указать на него. Может быть, ученики и догадывались; по крайней мере, Иоанн, описывая это событие, заключает, что Господь говорил о Своём предателе. – Об Иуде Симонове Искариоте: см. прим. к Мф. 10:4 . – Хотел предать Его: греческое слово не показывает точно, что Иуда уже тогда, когда Господь говорил ему об этом, имел намерение предать Его, а означает только, что человек, о котором идёт речь, после предал Его. Трудно угадать, когда в душу Иуды запала мысль о предательстве; но Господь, читающий сокровенное в сердце человека, видел, что и тогда уже была у Иуды эта мысль, хотя, может быть, ещё не вполне сознанная и определившаяся и скрывавшаяся под видом верности и преданности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, некоторые из учеников говорили « к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим ». Обычно когда в каком-нибудь парламенте, или в общественной палате, или где-либо еще встает вопрос о помощи бедным, это значит, что хотят украсть бюджетные деньги. В Евангелии от Иоанна написано: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:4–6 ). – Получается, что было бурное обсуждение вопроса, в котором приняли участие « ученики Его » ( Мф.26:8 ), «некоторые» ( Мк.14:4 ) и «Иуда Симонов Искариот… потому что был вор» ( Ин.12:4–5 ). В действительности, как я вам часто объясняю, нищие нуждаются не милосердии, а в справедливости. А все эти разговоры на тему милосердия, особенно «в особо крупном размере», – трюки воров и мошенников; в любом случае до нищих дойдут только копейки в виде бесплатного жиденького супа. Верующие в современной России XXI века, в разгар кризиса буржуазной революции 1991-го года, должны внимательно изучить Библию и посмотреть на нее с точки зрения угнетенных классов. Тогда нам откроются некие социальные горизонты библейского откровения, призывающие нас именно к активной и даже наступательной позиции в защиту бесправных, бездомных, ограбленных, униженных и оскорбленных. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). Итак, слова Божии: «ищите правды, спасайте угнетенного» – должно воспринимать как Господне руководство к действию. Частная собственность не представляется чем-то абсолютно безусловным, без права на пересмотр, например пересмотры итогов воровской приватизации. Несправедливо присваивать в свое исключительное право то, что не будет использовано теперешним собственником и в чем реально нуждаются многие и многие. Христиане Апостольского века в Иерусалиме совершенно не признавали частной собственности. Сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» ( Деян.4:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Между тем, Христос совсем не подавал надежд на осуществление такой мечты, Он скорее указывал Своим последователям путь страданий и смерти. Ин.6:67 .  Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Как Сердцеведец, Христос знает, что 12 апостолов не хотят уйти от Него, но все-таки, как бы предоставляя им на выбор уйти или остаться с Ним, Он обращается к ним с вопросом, не хотят ли и они уйти? Не ради Себя Он предлагает апостолам такой вопрос, а ради них самих, чтобы они теперь окончательно закрепили свое убеждение в истинности Мессианского достоинства Христа своим открытым исповеданием. Ин.6:68 .  Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: Ин.6:69 .  и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Петр, как «уста апостолов», понимает всю важность настоящего момента и в форме восклицания выражает свою и общую для его сотоварищей за исключением Иуды уверенность в том, что только Христос может привести их ко спасению. «Глаголы вечной жизни», т.е. сообщающие людям вечную жизнь (ср. стих 63). «Уверовали и познали». В других местах у Иоанна ( Ин.17:8 ; 1Ин.4:16 ) ранее упоминается о познании, а потом уже о вере. Но там познание понимается как ознакомление с внешними обстоятельствами дела, а здесь обозначает более глубокое проникновение в учение Христа о Своем Лице и служении. Ин.6:70 .  Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Ин.6:71 .  Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати. Чтобы апостолы не впали в излишнюю самонадеянность из-за своего положения постоянных последователей Христовых, Господь указывает на то, что и среди них есть один человек, по настроенности своей близкий к диаволу. Как диавол находится в постоянно враждебном настроении по отношению к Богу, так и Иуда ненавидит Христа как разрушающего все его надежды на основание земного Мессианского Царства, в котором бы Иуда мог занять выдающееся место. Об Иуде Искариоте см. комментарии к Мф.10:4 . «Сей хотел предать Его». Точнее, «сей имел, шел, так сказать, к тому, чтобы предать Христа, хотя сам еще ясно не сознавал этого своего намерения». 27 Израильтяне, – говорит Луази, – умерли телесно, умерли духовно, умерли вечной смертью. Христиане же должны жить во всех указанных смыслах. Но говоря о евреях, Иоанн имеет прежде всего в виду смерть телесную, а говоря о христианах – жизнь духовную, вечную, которая обнимает собою и воскресение, в котором христиане получат восстановление и по телу. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Иоанна. 961-1223 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но иные здесь скажут: не лучше ли бы драгоценности, коими блистает храм, продать и вырученное за них отдать нищим? Да, согласен бы я был с мнением сим, если бы оное преподано было не предателем Христовым. Но он-то, он первый изрек его, воспользовавшись следующим случаем. «За шесть дней до Пасхи, –повествует св. Иоанн Богослов, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого воскресил Он из мертвых. Там приготовили для Иисуса вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с ним. Мария, взяв фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их власами своими. Дом исполнился благоухания от мира. Тогда Иуда Симонов Искариотский, который после предал Христа, сказал: чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим ( Ин. 12:5 )? Наперсник Христов не умалчивает, но объясняет и то самое внутреннее чувствование, которым будучи подвигнут, Иуда Искариотский неосторожно и неуместно выразился, сказав, что лучше бы был, миро продать и деньги раздать нищим. Это чувствование было не забота предателя о нищих, но то, что он был тать. Сие же рече не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вмещаемая ношаше ( Ин. 12:6 ). Будем осторожны и мы, чада и братия, когда судим о делах и поступках своей собратии. Хваля, да остерегаемся, чтобы похвала наша не происходила из пристрастия или из дружбы; а когда хулим кого, чтобы это не проистекало из зависти, ненависти, злопомнения и из других тому подобных зловонных источников. Награда праведникам на небесах: они делаются там наследниками царствия, уготованного Отцом Небесным для них от сложения мира. Дабы ведали мы, что такое есть царствие Божие на небесах, какие его принадлежности, какая слава, – для того притечем к Наперснику Христову. И се, он свидетельствует в Откровении своем: я видел новое небо и новую землю. «Видел там Святый град, Иерусалим новый, уготованный, как невеста, украшенная для мужа своего. И слышал громкий глас, говорящий: это скиния Божия с человеками. Нет уже в ней смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр. 21:2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но к вечеру того же дня Он оставил Иерусалим с тем, чтобы в следующие дни речами своими довершить свой разрыв с законными вождями того народа, во главе которого Он должен был бы стать. Мечта, приблизившись на мгновение, обманула. Каплей, переполнившей чашу, явились впечатления на вечери в Вифании в доме Симона Прокаженного. Предательство Иуды Согласно Мф. ( Мф. 26:1–13 ) и Мк. ( Мк. 14:3–9 ) эта вечеря происходила за два дня до праздника Пасхи 16 накануне Тайной вечери Христовой ( Мф. 26:7–13 ). «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и, («разбив сосуд» : Мк. 14:3 ), возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили, – у Мк.: «некоторые же вознегодовали и говорили» ( Мк. 14:4 ), у Ин.: «когда Иуда Симон Искариот, который хотел предать Его, сказал» ( Ин. 12:4 ) к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она дело красоты (ργονδκαλν, – красивый, прекрасный поступок) сделала для Меня; ибо нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете; возложив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала». ( Мф. 26:7–13 ) Сердца всего христианского мира источают вместе с этой женщиной миро любви к Спасителю, вдохновляясь красотою дела ее, но у учеников оказались закрыты глаза на красоту и на смысл душевного движения этой женщины. Они оставались в прозаически моралистическом недоумении, пред этой расточительностью и пред нерасчетливой нецелесообразностью этой траты, которая должна была бы быть обращена для нищих. Они были даже правы со своей ограниченной точки зрения, поскольку неспособны были постигать происходящее и зреть красоту, – характерный случай столкновения между моралистическим и художественным восприятием жизни. Смущение и вопрошание у Мф. приписывается вообще ученикам (ομαδητα), у Мк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

25 Это слово может получить различное значение в зависимости от того, к чему отнесено: 1) осторожно может значить: бережно, почтительно, не причиняя вреда и насилия, хотя такой смысл может казаться странным в применении к злобным врагам и грубым воинам; 2) осторожно может значить: внимательно, крепко, с молчаливым намеком на всю трудность Его удержать и, может быть, заранее торжествующую иронию этой попытки сделать это внешней силой. 26 К этому можно присоединить еще и другое предположение. Оно остроумно и убедительно развивается митр. Антонием в его небольшом очерке «Целование Иуды». По закону Моисееву, в случае обвинения в религиозном преступлении, угрожающем смертью , «рука свидетелей должна быть на нем прежде (всех), чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ) Иуда, выступая в качестве такого свидетеля, должен был исполнить этот закон, ибо без этого Иисус не мог быть взят, но он его исполнил, – конечно, коварно, – в виде дружеского приветствия. 27 Εταρος есть, конечно, иное чем φλος (личный друг, возлюбленный) и обозначает скорее: член одного содружества (гетерии), общины, собрат, содружник. 28 Ср. торжественное именование Сыном Человеческим в речи о Страшном Суде: «когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ..... и тогда скажет Царь» и т. д. ( Мф. 25: 31–34 ). 31 Рассказ у Мф. о покупке на сребреники земли горшечника для погребения странников ( Мф.27:6–10 ) сопровождается ссылкой на пророчество Иеремии ( Иер. 32:9 ), которое соединено здесь с Зах. ( Зах. 11:12–13 ). (Эта ссылка представляет пример неточности и вольности в истолковании, которые встречаются иногда у новозаветных писателей при пользовании их В. 3.). В Деян. ( Деян. 1:16–20 ) мы имеем в речи ап. Петра пред избранием двенадцатого апостола, вместо Иуды, стилизованный о отступающий от Мф. рассказ об его смерти. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего, но приобрел землю неправедной мздой, и когда низринулся, расселось чрево его, выпали все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть, «цена крови». Очевидно, приобретение земли неправедной мздою, по сопоставлении с евангельскими рассказами, можно понимать только в смысле переносном, т. е. что тот именно участок, на котором повесился Иуда, и был куплен для кладбища на сребреники (точнее, они вошли в состав этой суммы, конечно, превосходившей значительно 30 сребреников). Далее в речи Петра сказано, что Иуда отпал от жребия его служения и апостольства τονπονττ: апостольского служения, «чтобы идти в место свое δυονν» ( Деян. 1:25 ) Это выражение в «место свое» является осторожным в неопределенности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Бог не может прийти в обычную квартиру Богу тесно в царстве 2 июля, 2017 Богу тесно в царстве Следующая неделя в церкви – время воспоминания римского сотника и брата Господня – Иуды. На литургии читаются Евангелия, в которых упоминается их беседа с Христом. Не всем выпала такая удача – оказаться лицом к лицу с Господом и попросить о самом заветном. Уникальная возможность представилась двух разным людям – исполнить одно любое желание. И их выбор оказался удивительным. Мы просим о себе. А эти люди попросили странного. Сотник – здоровья слуге. А Иуда – царства Израилю. Христос резко оборвал беседу со сводным братом и очень жестко перевел разговор с ним от политики к тайнам духа. Зато к римскому центуриону Господь был милостив и исполнил его желание – исцелил его подчиненного. Могут сказать, что Иисус так сделал сотнику потому, что за него просили иудейские старшины народа. Он-де любит их народ и давал денег на синагогу. Это, конечно, аргумент. Деньги – деньгами, но родство-то дороже. Ведь с Иудой они были братья и жили в одном доме и ели за одним столом. Это гораздо весомей денег и протеже. И вот Христос не удостоил брата даже простого ответа. Причем в достаточно резкой форме. Если так современный священник ответит современному прихожанину, то может и жалоба случиться. Иуда – не Искариот – говорит Ему: «Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Иисус сказал ему в ответ: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Римский офицер увидел в Иисусе Бога В чем дело? Во-первых, разница в том, что римский офицер увидел в Иисусе Бога, а брат – мессию. Это отличается как небо от земли. И Богу, конечно, слышней просьба того, кто лучше Его понимает. Во-вторых, Иуда просил и ждал визита Бога в царство Израиля, а сотник – визита Бога в свой дом. Иуда жаждал политики, а центурион – милости. Один искал свободы и власти избранного народа. Другой – свободы от болезни простого человека. Один говорил от любви, другой от расчета. Кого послушает Бог?

http://pravmir.ru/bognemojetpriyti/

В дальнейшем в отечественной литературе разные писатели пытались переосмыслить и даже приукрасить образ Иуды, который весьма скупо рисуют евангельские строки. Евангелист Иоанн описывает негодование Иуды, когда Мария, одна из учениц Христа, когда уже приближались часы Голгофских страданий, помазала ему ноги благовонным миром (маслом): «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12: 4–6). Евангелист Матфей передает нам ответ Иисуса Христа на этот ропот: «Что смущаете женщину?.. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26: 10, 12). На Тайной же вечери Господь Сам умывает ноги ученикам. События, произошедшие на Тайной вечери, в Гефсиманском саду, на Голгофе воспоминаются на утрени Великой пятницы (служба 12 Евангелий). На этом богослужении читаются двенадцать отрывков из Священного Писания, в которых описаны арест, суд, Крестная смерть, погребение Господа Иисуса Христа. Они перемежаются вдохновенными песнопениями, раскрывающими духовный смысл евангельских событий. Следуя за Священным Писанием, в этих песнопениях главным мотивом предательства Иуды называются не интриги, не политические убеждения, не недостаток к нему душевного внимания, но его неблагодарный нрав и сребролюбие. «Днесь Иуда притворяет благочестие и отчуждается дарования, сый ученик бывает предатель: во обычном лобзании лесть покрывает, и предпочитает Владычния любве, несмысленно работати сребролюбию, наставник быв соборища беззаконного: мы же имуще спасение Христа, Того прославим» – «Сегодня Иуда изображает благочестие и отвергает (апостольское) достоинство, будучи учеником, бывает предатель: скрывает обман обычным лобзанием и предпочитает любви Владыки неразумно работать сребролюбию, быв проводником беззаконного соборища. Мы же, имея Спасителем Христа, Того прославим» . Вот что пишет о грехе пристрастия к богатству преподобный Иоанн Лествичник (его главный труд – «Лествицу» – чрезвычайно ценил Н.В. Гоголь): «Сребролюбие есть и называется “корнем всех зол” (1 Тим. 6: 10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (Слово 17. О нестяжании). Самое же главное, что оно поражает дух любви и согласия. Этим-то недугом и был ослеплен Иуда, когда совершил предательство Христа.

http://pravoslavie.ru/92862.html

В этом последнем мы имеем не только злоупотребление властью, юридическое убийство, но и правомерную самооборону Ветхого против Нового: summum ius summa iniuria. Исповеданием Своего мессианства пред архиереями Ветхого Завета Христос произносил Себе осуждение на смерть, которое и не замедлило прийти со стороны торжествовавших Его врагов... «Все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти: и связавши Его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю» ( Мф. 27:1–2 ), 30 потому что без утверждения римской власти сами они не имели права вынести смертный приговор. Пред игемоном же они обвиняли Христа, конечно, уже не в религиозном, но политическом преступлении. – Чтобы быть понятными и убедительными для него, они воспользовались орудием клеветы и политического доноса: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк. 23:2 ), это и явилось формальным предлогом для приговора. «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» ( Мк. 15:26 ). «Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осужден» ( Мф. 27:3 ). Что Иуда пережил за эту ночь и что открылось пред ним? Не пытаемся передать мучения любви, которые испытывал предатель, видя терзания и поношения, которым подвергался Учитель от сонмища иудейского. Но в этих мучениях раскрывалась для Иуды та истина, которая в нем затмилась, и рассеивалось наваждение сатанинское, жертвою которого он стал. Иуда услышал из уст Иисуса пред лицом ветхозаветной церкви (хотя и представшей в образе Анны и Каиафы), торжественное исповедание, что Он есть Христос, Сын Бога Живого. Это – то самое исповедание, которое было произнесено ап. Петром от лица всех учеников, в том числе и Иуды, и о котором Он сказал, что открыл его Петру сам Отец Небесный. И это исповедание все время звучало вокруг Него, из уст бесноватых, из уст самаряныни и Нафанаила. Но оно порой так мучительно затмевалось в Иуде находящими сомнениями. Разве же не усумнились в Нем теперь и все Его ученики? Но теперь уже не остается места сомнению: Он есть Христос, Сын Бога Живого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Добрым делом, и в не меньшей степени, является также возжигание лампад, светильников, свечей в храме, курение фимиама, постройка благолепных храмовых сооружений и украшение их драгоценной утварью, иконами, священническими ризами, достойными великих Таинств Церкви. Однако женщине, возливавшей на главу Господа миро, уподобляются не только те, которые украшают храмы Божии, но и те, которые внешнему служению предпочитают молитву. В нашей жизни часто бывает, что, когда мы становимся на молитву, дьявол внушает нам следующую мысль: «Зачем ты напрасно тратишь время на такое долгое правило? Лучше б ты пошел и сделал то или другое дело, полезное для тебя, для твоих близких, для нуждающихся». И мы, подобно неразумным (в то время) ученикам Спасителя, пытаемся удержать свою душу от того, к чему она стремится, что, собственно, является смыслом ее существования, – от общения с Богом. Мы препятствуем этому под предлогом помощи ближним и исполнения необходимых дел. Молитва, в нашем понимании, – это нечто эфемерное, малозначащее, потому что плодов ее никто не видит, никаких изменений от нее как будто бы не происходит, тогда как от совершенных нами внешних добрых дел польза, по нашему мнению, очевидна. Однако Спаситель заповедует нам подражать этой женщине. Она для нас пример того, что духовное общение с Господом Иисусом Христом нужно предпочитать телесным занятиям. Ради этого до сих пор по всему миру проповедуется о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников ( Мф.26:14–15 ). В Евангелии не говорится прямо, но можно догадаться, что Иуда Искариотский, одержимый страстью сребролюбия, весьма вознегодовал на слова Спасителя о том, что не нужно продавать миро, поскольку это помазание есть приготовление Его к погребению. Вознегодовал он по той причине, что надеялся эти деньги украсть. Из Евангелия от Иоанна нам известно, что Иуда был казнохранителем, носил пожертвования, предназначенные на пропитание Господу и Его ученикам, и из этих денег крал (см. Ин.12:6 ). Так за несколько дней до этого помазания, когда Мария, сестра Лазаря, также подошла к Господу и помазала Его ноги нардовым миром, Иуда, жалея об упущенной возможности обогатиться, стал упрекать ее. Но тогда Спаситель в ответ похвалил поступок Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010