Господь в ту же ночь торжественно свидетельствует о Себе в ответ на вопрос первосвященника: «ты ли Христос?» – «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную славы Божией» ( Лк. 22:67, 69 ; Мф. 26:63–64 ; Мк. 14:61–62 , где вследствие краткости особенно выразительно: вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках»). 28 Иуда мог слышать и эти слова, находясь во дворе первосвященника, и в таком случае, конечно, не мог не связать их с сказанным ему. Происходит некоторый молчаливый и таинственный разговор с Иудой об его искушении. Христос прямо отвечает на мысли Иуды о цели его предательства, спрашивая его: думаешь ли ты целованием предать Мессию, с тем, чтобы Он, явил себя миру, согласно твоему желанию! Смотри же, что будет! Как будто словами этими Христос указывает затаенную цель предательства Иуды, еще раз оставляя его в недоумении: делай, что делаешь, до тех пор, пока не откроются глаза твои, и сам не увидишь всей ложности принятого пути. Этим и исчерпываются отношения Господа к Иуде по Евангелиям. На основании его приходится заключить, что Иуда, несмотря на свое предательство, не был отвернут Господом и лишен апостольства, подобно тому, как не были отвергнуты Им все апостолы, оставившие Его, бежавшие ( Мф. 26:56 ), как и Петр, отрекшийся от Него. Все апостолы, которых сатана «просил сеять, как пшеницу» ( Лк. 22:31 ) имели в эту ночь свои искушения, каждый по своему характеру, одни подвергались им от страха и немощи, Иуда же активно, от ложно направленной воли. Рассказ Евангелия от Иоанна о предательстве Иуды ( Ин.18:1–9 ) отличается от синоптических: в нем отсутствует и лобзание Иуды, и слова Господа к нему, но самому взятию придается мессианский характер, – самосвидетельства Господа: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: («спире») кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда Он сказал: «это Я», они отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, - надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: " грехи твои загладь милостынями " (Дан. 4, 24). Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. (Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.) Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Иуда, будучи любостяжателен, не одобряет такой образ попечения. Почему, как бы говорит он, принесла ты не деньги, из коих мне бы можно было украсть, а миро? Как же другой евангелист (Мф. 26, 8-9) говорит, что все ученики сказали это? На это нужно сказать, что хотя все так сказали, но прочие говорили не с такой мыслью, с какой Иуда. Господь не обличает Иуду, хотя знает, что он сказал это с намерением татя. Ибо не хотел посрамить его, научая и нас долго терпеть таковых людей. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в предательстве и в том, что он предаст Его на смерть по любостяжанию. Посему упоминает и о погребении, поражая неразумное его сердце, чтобы он исправился, и прибавление имеет такой смысл: нищих, говорит, вы всегда имеете с собой, а Меня не всегда; еще немного, и Я отойду, так как ты приготовил Мне смерть. Посему, если Я неприятен тебе и честь, Мне делаемая, тягостна для тебя, ты потерпи немного, и избавишься от Меня; и тогда обнаружится, из-за нищих ли ты заботишься о продаже мира. - Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? По тому самому, что он был тать, чтобы отнять у него всякое извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его (Иисуса) по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но, и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое. Пусть слышат святотатцы, какова их участь. Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Иисуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? - до предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал сребролюбие корнем всех зол (1 Тим. 6, 10), потому что оно предало Господа и всегда так делает. Некоторые же говорят, что Иуде было вверено хранение денег, как меньшему прочих. Ибо служить около денег меньше, чем учить, как и в Деяниях (6, 2) апостолы говорят: " не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей-мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Посмотри на смирение Матфея: себя поставил после Фомы, а, дойдя до Иуды, не сказал: " этот мерзкий человек, этот враг Божий " , но назвал его Искариотом, по отечеству, потому что был и другой Иуда - Леввей или Фаддей. Итак, были два Иакова: один Зеведеев, другой Алфеев, и два Иуды: Иуда Фаддей и Иуда-предатель, и три Симона: Петр, Кананит и предатель, ибо Иуда Искариотский назывался Симоном. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. " Сих " - кого? Рыбарей, простых людей, мытарей. Первоначально посылает их к иудеям, чтобы они не могли сказать: апостолы были посланы к язычникам, поэтому мы, иудеи, не уверовали. Итак, Он делает иудеев безответными. Самарян ставит наряду с язычниками, так как они, будучи вавилонянами, населяли Иудею и не принимали пророков, а только пять книг Моисеевых. Под Царством Небесным разумеет блаженство. Господь дает апостолам чудеса, как оружие, говоря им: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте. Ничто так не приличествует учителю, как смирение и нестяжательность. Поэтому эти две добродетели показывают здесь, когда говорит " даром получили, даром давайте " . Не превозноситесь, имея такие блага и раздавая их, потому что вы получили их даром и по благодати. Но при смиренномудрии будьте и нестяжательны: " даром, - говорит, - давайте " . Исторгая же совершенно корень всех зол, говорит: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: " откуда же будем добывать пропитание " ? - говорит: " трудящийся достоин пропитания " , то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

иеромонах Иов (Гумеров) Мы не имеем никаких данных о рождении и жизни Иуды-предателя до избрания его апостолом ( Мф.10:4 ; Мк.3:19 ; Лк.6:16 ). Исследователи объясняют слово Искариот как указание на место рождения: человек (евр. иш – человек, муж) Кериота – города, который находился в уделе Иудина. Если это предположение верно, то значит, что Иуда происходил из колена Иудина и среди 12 апостолов один не был галилеянином. Отца его звали Симон ( Ин. 6:71 ). Евангелие свидетельствует, что Иуда имел опаснейшую страсть – корыстолюбие ( Ин.12:4–6 ). Этим и воспользовался диавол, который вложил в сердце Иуды мысль предать Учителя ( Ин. 13:2 . Когда же Иуда принял этот диавольский помысел, сатана вошел в него и помог ему исполнить преступное желание ( Лк. 22:3 . Если Иуда и в самом деле был зачат в один из установленных в Ветхом Завете постных дней, то не это сделало его душу сребролюбивой. Библейское богословие никак не проводит подобную причинно-следственную связь, а говорит лишь о личной вине согрешившего. Бог через пророка Иезекииля сказал сынам Израиля: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? ( Иез. 18:2 . Господь вразумляет заблуждающихся: Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца ( Иез. 18:20 ). Несомненно, что человек нравственно зависит от духовной жизни родителей, но не нужно упрощать и думать, что, если родители не соблюдают посты и зачали ребенка, когда церковный устав предписывает супружеское воздержание, то родившийся будет грешником и несчастным человеком. Святые отцы видят в страшном поступке Иуды его личную вину. Святитель Иоанн Златоуст говорит: так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасания (О предательстве Иуды). Псалом 108-м по содержанию пророческий. Настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому. Должно же знать, что все, сказанное во псалме в виде желания, говорится пророчественно, например когда сказано: (6) диавол да станет одесную его, употреблено это вместо: станет. Ибо Псалмопевец не желает, чтобы совершилось это, а только предсказывает, что будет это, по причине злобы его. То же должно разуметь и о других подобных выражениях (св. Афанасий Великий ). Когда Спаситель призвал первых учеников?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из этих повествований мы знаем о поступке лицемерного апостола Иуды, предавшего Христа, о предсказании Иисуса, что один из учеников Его отречется от него, о самом отречении Симона Петра, о рассеянии учеников в момент взятия Иисуса Христа на мучения и прочее. Мусульманские писатели тоже слышали их, но перепутали, думая согласить с Кораном. Еще с большим удобством они, а, особенно, Ибн-Аббас, могли воспользоваться следующим преданием, вошедшим впоследствии в сказание апокрифического Евангелия апостола Варнавы , евангелия, составленного мусульманскою рукой. «Иуда приблизился к народу, с которым был Иисус, и когда услышал шум, то вошел в тот дом, в котором спали ученики. А Бог, видя страх и опасность своего раба, повелел Гавриилу, Михаилу, Рафаилу и Азраилу 474 унести Его (Иисуса) из этого мира. И они явились со всею поспешностью и вынесли Его из окна, которое находилось на полуденной стороне. Они переселили Его на третье небо, 475 где Он будет пребывать в общении с ангелами до конца мира, славя Бога. Иуда предатель прежде других пришел на то место, откуда Иисус только что был взят. Ученики спали. Дивный Бог чудесным образом сделал то, что Иуда получил тот самый вид и говор, какой имел Иисус. Тогда ученики подумали, что это Он (Иисус) и спросили его: Господин, кого ты ищешь? Иуда сказал им с улыбкой: вы забылись, потому что вы не узнаете Иуду Искариотского. В это время ворвались воины и, поскольку они увидели Иуду совершенно похожим на Иисуса, наложили на него руки. Потом воины взяли Иуду и связали его, не смотря на то, что он говорил им, что он не Иисус. Воины насмехались над ним и говорили: господин! не бойся, потому что мы пришли сделать тебя царем над Израилем, а связали тебя потому, что, как мы знаем, иначе ты оставишь царство. Иуда сказал им: вы с ума сошли! я приходил указать вам Иисуса, чтобы вы могли схватить Его, а вы связали меня, вашего проводника. Воины, когда услышали это, потеряли всякое терпение и повели его с толчками и ударами в Иерусалим. Они привели его на гору Голгофу, где казнили преступников, и распяли его, а к большему его посрамлению раздели его до нага».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О страсти сребролюбия Иуды свидетельствует евангелист Иоанн в своем повествовании о вечери в Вифании. «За шесть дней до Пасхи, – повествует он, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю и Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его, и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не, потому что заботился о нищих но, потому что был вор; он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ( Ин.12:1–8 ). Об этом денежном ящике, который носил Иуда, евангелист Иоанн упоминает еще раз в Ин.13:29 , откуда видно, что Иуда имел этот ящик с ведома и согласия, как Спасителя, так и всех апостолов; в него Иуда принимал пожертвования, как на нужды апостольской общины и Спасителя, так и для раздачи нищим. Таким образом, Иуда был в апостольской общине, как бы казначеем и пользуясь этим своим положением, часть жертвуемых денег тайком присваивал себе и этим путем питал и развивал в себе страсть сребролюбия. Если бы Мария цену мира, – 300 динариев, – пожертвовала на нищих, то они конечно прошли бы через ящик Иуды, который наверное только в первый раз почувствовал бы в своем ящике такую большую сумму и получил бы возможность присвоить себе из этой суммы значительную часть. Представление об этой пленительной для сребролюбца возможности, бывшей так близко и так «досадно и обидно» ускользнувшей по «неблагоразумию» Марии, так сильно воспламенило в душе Иуды страсть сребролюбия, что он, невзирая на то, что поступок Марии благоволительно принимается Учителем, решается выступить с протестом «негодования» на бесполезную трату денег, мнимой заботой о нищих, возбудив такое же негодование и в прочих учениках ( Мф.26:8 ). В ответ на это Спаситель разъясняет ученикам, что Мария сделала это из великой любви к Нему, в предчувствии близкого конца Его земной жизни: «Возливши миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Однако, поскольку об Иуде сказано в Евангелии очень немного, то и попытка осмыслить его предательство всегда требует реконструкции недостающих фактов с различной степенью вероятности. Такое толкование, конечно, не может претендовать на окончательность или однозначность, но некоторые сведения об Иуде, данные в Библии, могут пролить свет на его мрачную историю. И один важнейший факт, не зная которого невозможно понять внутренних побуждений Иуды, приводит в своем Евангелии апостол Иоанн. Дело в том, что Иуда был – вор. …и приобрящу собранная имения… Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал. Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Похоже, призвав следовать за Собою такого человека, Христос дает ему возможность перевоспитаться и освободиться от каких-то греховных качеств. Может быть, от жадности. Специально для этого Иисус поручает не кому иному, а Иуде носить ящик с пожертвованиями, в который каждый из слушателей Христовых мог что-то пожертвовать. Из этого ящика Апостолы брали деньги на пищу, ночлег, какие-то иные нужды. Только вот зарекомендовал себя Иуда нечестным хранителем. Когда одна женщина помазала ноги Христу благовонным миром и отерла их волосами, Иуда брюзжал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Апостол Иоанн иронично замечает: Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали ( Ин. 12, 5-6 ). В греческом оригинале вместо слова «носил» – как в нашем переводе, стоит «уносил», «крал». Непонятно, почему русские переводчики решили чуть-чуть реабилитировать Иуду? В другом месте Ап. Иоанн приводит такие слова Спасителя, из которых видно, что, хоть Он ничего не говорил, но поведение Иуды Его тревожит: Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати ( Ин. 6, 70-71 ). Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? Какая происходила в нем борьба, а то, что эта борьба, какая-то внутренняя работа происходила, – несомненно? Мы этого не знаем, знаем только наверняка, что Христос пытался достучаться до сердца Иуды до последнего… На Тайной Вечери, когда Иуда уже договорился предать Учителя, Иисус показывает, что Он знает об этом: Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Ин. 13, 21 ). Может быть, хоть эта терпеливая и ждущая отклика любовь остановит предателя?.. Но Иуда ускользает в ночь. Тайная Вечеря была последним ужином Иисуса с учениками. Во время этого ужина Иисус подает ученикам хлеб и чашу с вином. При этом Он говорит загадочные слова о том, что этот хлеб – Его Тело, а это вино – Его Кровь.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет В картине повествуется о глубочайшей человеческой драме – позднем раскаянии Иуды, который был одним из двенадцати апостолов Христа, а затем предал Его. Повествование об этом мы встречаем у Евангелистов Матфея, Марка и Луки. Так описывает предательство апостол Матфей: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» ( Мф. 27:3-6 ). Описание На картине показана сцена раскаяния Иуды. Действие происходит в храме, где собрались иудейские священники и старейшины, которые в изумлении смотрят на убегающего Иуду, бросившего деньги. Главный поток света падает на роскошный трон с восседающим старейшиной в белых одеждах, по левую руку его за столом восседают книжники, толкующие текст Священного Писания. Они удивлены действиями бывшего ученика Спасителя, тщетно пытаясь понять причину столь непредсказуемого действия Иуды. Яркий свет падает на их изумленные лица, на распахнутую книгу, оставленную на столе. Отражаясь от книжных листов, свет проносится направо и освещает центральную часть пола, устланного искусно расписанным ковром, на котором сверкают только что брошенные Иудой серебряные монеты. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Бросив деньги, он устремляется прочь, жестом руки останавливая пытавшегося уговорить его старейшину. Его фигура создает резкий контраст по сравнению с уверенными в своей правоте толкователями Писания, не понимающих его отчаянного поступка. В их взглядах прочитывается недоумение вкупе с высокомерием и презрением к тому, кто совсем недавно сам пришел к ним, предлагая свои услуги. Иуда облачен в красный плащ, символизирующий пролитую кровь Спасителя. Движения его резки и порывисты. Лица его зритель не видит, следуя иконографической традиции, художник изображает Иуду в профиль. Можно предположить, что Иуда ослепленный сребролюбием, не думал о последствиях своего предательства. Однако после казни Спасителя, увидев страдающего Учителя, Иуда ощутил внезапно весь ужас содеянного им ради наживы преступления. Предатель раскаялся, но это раскаяние было соединено с глубоким отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без всякой надежды на исправление. Именно в этом отчаянии был еще более тяжкий грех – грех неверия, который и подвел роковую черту, доведя Иуду до самоубийства. Рекомендуемая литература Тематическая подборка

http://azbyka.ru/art/iuda-iskariot-brosa...

Тем временем близилось свершение величайшего земного подвига Сына Человеческого. Сердце Спасителя томилось предчувствием неотвратимости креста; Его волнение передалось ученикам – они поняли: вот-вот случится что-то необычайное. Ждал и Иуда, нетерпеливо потирая руки, – ждал земного воцарения Мессии, что должно было принести Его «придворным» неслыханную честь и богатство. Накануне Своих страданий Господь Иисус Христос посетил дом друга Своего Лазаря, доставив Себе прощальную радость общения с близкими и милыми сердцу людьми. В этом доме искренне и горячо любили Учителя. И вот сестра Лазаря Мария, обычно тихая и незаметная, вдруг схватила кувшин с драгоценным миром, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира ( Ин.12:3 ). Этот порыв святой любви растрогал всех, кроме Иуды Искариота. Поступок Марии показался Иуде вопиющей глупостью. Приземленная практичность, бездушный материализм, сухой прагматизм – все эти качества Иудиного рассудка не смягчились от пребывания рядом с Высочайшим Носителем Духа. «Миро стоит дорого, попусту лить его – какая нелепость!» – подумал Иуда и на правах «финансово ответственного лица» сделал Марии замечание: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? ( Ин.12:5 ). Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего , – ответствовал Спаситель ( Ин.12:7 ). Услышав эти слова, Иуда опешил. О каком же погребении говорит Мессия, когда так близка Его слава? Тут в расчетливое сердце Иуды впервые закралось сомнение. События торжественного входа Господа в Иерусалим несколько успокоили Иуду – здесь, по Иудиному мнению, все шло как надо: восторженная толпа с ликованием приветствовала Царя царей. Но Иудина радость оказалась недолгой. Уединившись с учениками, Иисус Христос сказал им: Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.26:2 ). И тут Иуда прозрел. Пристально всмотревшись в лик Учителя, Иуда Искариот увидел не «льва, попирающего врагов», а «Агнца, идущего на заклание».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010