Почти одновременно с движением Хаскалы формировалось более радикальное направление иудаизма, призвавшее к реализации «общечеловеческих» ценностей не только в интеллектуальной, но и в литургической и обрядовой жизни. Фактическое начало этому движению, получившему название реформистского или либерального иудаизма (2-й вариант утвердился как самоназвание для большинства европейских общин), было положено в 1796 г. в Амстердаме, где община «Адат Иешурун» изъяла из молитвенника часть пиютов и ввела проповедь на голландском языке. Но подлинным центром реформизма стала Германия. В 1801 г. в г. Зезен (совр. земля Н. Саксония) И. Якобсон (1768-1828) основал школу для бедных евр. детей, где религ. образование было совмещено с изучением светских предметов и где совершалась синагогальная служба, в к-рую были включены проповеди и гимны на нем. языке. Эту службу посещали и взрослые, постепенно привыкшие к употреблению нем. языка на литургии. В 1810 г. вестфальская консистория опубликовала новый устав синагогальной службы, в к-ром подчеркивалось значение возвышенного душевного настроя и отменялись обычаи, не соответствующие этому критерию (напр., трещотки в Пурим и т. п.). Члены консистории утверждали, что эти нововведения не противоречат духу Талмуда, в его тексте можно найти различные мнения по многочисленным обрядовым и правовым вопросам. В 1815 г. И. Якобсон открыл молитвенный дом в Берлине. Богослужение совершалось под аккомпанемент органа, с пением гимнов и проповедью на нем. языке. В 1819 г. был издан молитвенник гамбургской общины, в к-ром фразы о пришествии мессии, избранности евр. народа и возвращении в Сион были либо изъяты, либо заменены др. формулировками, не связанными с евр. национальной идентичностью. Это издание вызвало возмущение и протест ортодоксальных раввинов, обвинивших сторонников реформы в ереси и потребовавших от городского сената закрытия молитвенного дома реформистов. В 1820 г. в Лейпциге был открыт новый реформистский молитвенный дом (отд-ние гамбургского), где в дни евр. праздников совершалось богослужение на нем. языке. В последующие 30 лет реформистские общины возникли в ряде городов Германии, Австрии, Венгрии, Франции и Дании; они отличались друг от друга степенью радикализма в реформе богослужения.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В нач. 1920 г. Российский евр. комиссариат стал отделом Наркомнаца, а руководство жизнью евреев сосредоточилось в руках Евсекции ВКП(б). В то же время были попытки вызвать раскол среди религиозных евреев. Летом 1919 г. раввин А. Житник провозгласил себя «красным раввином» и начал организовывать на Украине «красные общины», к-рые вели коммунистическую пропаганду, отмечали в синагогах советские праздники. В различных городах устраивались «красные седеры» в Песах. В 1920 г. в Витебске был организован «иомкипурник» с праздничным шествием по улицам города. 28 дек. 1920 г. появился циркуляр евр. отдела Наркомпроса о ликвидации хедеров и иешив. Было организовано неск. публичных процессов. На 1-м процессе (Витебск, 1921) в приговоре суда говорилось, что хедеры должны быть закрыты по возможности в кратчайшие сроки, а дети отправлены в евр. школы с преподаванием на идиш. Мн. руководители и преподаватели иешив вместе с учениками уехали из страны. Напр., в Польшу переселились раввины М. Соловейчик (глава Воложинской иешивы), И. Меир ха-Кохен, И. З. Мельцер (глава Слуцкой иешивы). В пределах бывш. черты оседлости оставались хедеры и иешивы, к-рые действовали полулегально, получая финансовую помощь от образованного в 1922 г. Комитета раввинов под рук. главы хасидов Хабада рабби И. И. Шнеерсона. Так, в 1928 г. Комитет раввинов регулярно помогал 22 хедерам и был связан еще с 44. Всего в религ. школах обучались ок. 20 тыс. евр. детей. Комитет поддерживал также 12 иешив, в к-рых было 620 учеников. Подавляющее большинство религ. учебных заведений всех типов принадлежало движению Хабад. Работой неск. иешив руководили митнагдим, в т. ч. в Минске и Слуцке. В нач. 20-х гг. ХХ в. Хабад организовал иешивы «Тиферет бахурим» (в Москве, Ленинграде, Минске, Витебске), в к-рых по вечерам обучалась молодежь. В 1925 г. по инициативе рабби Шнеерсона в г. Невеле (ныне Ленинградской обл.) была открыта иешива для подготовки раввинов и шохетов. С 1925 по 1928 г. ее окончили 48 чел., а в 1928 г. в ней обучалось 65 учеников. Нек-рые иудейские общины получали помощь непосредственно от амер. «Джойнта», напр. община Одессы, где функционировало также несколько хедеров.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В том же году был издан закон, запрещавший евреям и полякам приобретать продающиеся с торгов казенные и частновладельческие имения в тех же губерниях. 28 июня 1865 г. был принят закон, предоставлявший право повсеместного жительства некоторым категориям евреев-ремесленников и их семьям, но только до тех пор, пока они занимаются своим ремеслом. Во 2-й пол. XIX в. в Российской империи существовало более 20 тыс. хедеров, где обучалось ок. 350 тыс. исключительно мальчиков. Обучение в хедерах начиналось в 3 года с изучения алфавита и чтения текстов на иврите (без перевода); в 5 лет приступали к изучению Торы с комментариями Раши (рабби Шломо бен Ицхак (1040 - ок. 1105)) и получали начальные сведения о Талмуде; с 8 лет углубленно штудировали Талмуд. Светские учебные дисциплины в хедере не изучались. По окончании хедера юноша мог поступить в иешиву, но для подавляющего большинства жителей местечек образование ограничивалось учебой в хедере. В 1855 г. был издан закон о том, что через 20 лет раввином сможет стать только тот, кто получил общее образование; в 1857 г. появилось предписание о получении звания только тем, кто окончил раввинское уч-ще или евр. казенное уч-ще. Однако общины продолжали избирать раввинов, исходя из своих критериев. В результате общиной управляли т. н. духовный раввин, избиравшийся общиной, и казенный раввин, утверждавшийся властями. В 1860 г. было основано культурно-просветительское Об-во для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). Работа в основном велась с евреями, проживавшими за «чертой оседлости», к-рые по-прежнему представляли собой замкнутую общину, где говорили только на идиш и жили в соответствии с религ. законами иудаизма. Главной задачей об-ва стала пропаганда изучения рус. языка (как государственного) и приобщение евреев к рус. культуре, что дало бы им возможность стать частью российского общества и принимать более активное участие в жизни Российской империи. В первые годы существования об-во преимущественно издавало переводы евр.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Основные иудейские общины находились в Риме и Юж. Италии. С IX в. все они переходят на евр. язык. В Апулии возникает школа религ. поэтов (  ), известными представителями которой в этот период являются Шефатия и его сын Амиттай из Ории, Силано из Венозы и др. В X в. в Риме известен пайтан Шломо Вавилонский. Из Ории происходил и философ Шабтай Донноло (ок. 913 - ок. 982), врач и астролог, автор «Сефер Хахмони» (   «Мудрец»), пытавшийся перевести мистику Меркавы на язык метафизики ( Shabbatai Donnolo " s Sefer Hakhmoni/Ed. P. Mancuso. Leiden, 2010). Его имя встречается в Житии св. Нила Россанского, к-рый знал Шабтая с детства, но отказался принять от него лекарство, чтобы не вводить в соблазн др. христиан (BHG, 1370). В X в. в Италии был составлен большой мидрашистский сб. «Танна де-вей Элияху» (      ), в котором излагалась история мира от сотворения мира до прихода Мессии. В целом IX-X вв. были отмечены ростом влияния вавилонской традиции на итал. общины, что позже нашло отражение в истории о 4 пленниках. Согласно Аврааму ибн Дауду, из г. Бари отплыли 4 евр. ученых из Вавилонии, к-рые по пути попали в плен, а потом распространили изучение Талмуда по всему Средиземноморью, основав академии в Египте, Тунисе и Испании (см.: Cohen G. D. 1960/1961). Однако в «Хронике Ахимааца», составленной Ахимаацем бен Палтиелем в Ории в 1054 г., говорится, что Талмуд в Европу принес изгнанный из Вавилонии потомок гаонов Абу Аарон. Иешивы итал. раввинов представляли собой совсем небольшие частные собрания учителя и неск. учеников. В XI в. труды итал. раввинов-глоссаторов были объединены в кунтрес «Сефер Роми» (     «Римская книга»). Самым выдающимся ученым этого времени был рабби Натан бен Иехиель из Рима, составивший в 1101 г. на евр. языке с влиянием итал. диалектов талмудический лексикон «Арух» (  ) (изд.: Nathan ben Jehiel. Aruch Completum/Ed. A. Kohut. Vienna, 1878-1892. 8 vol.). Евреям в Италии удалось заручиться покровительством Римских пап, к-рые в свою очередь прибегали к финансовой поддержке крупных евр. семейств Рима. Папа Александр II в 1063 г. предотвратил евр. погромы в Испании, а в 1065 г. осудил насильственные крещения иудеев, совершенные по приказу герц. Беневенто Ландульфа. Папа Каллист II в связи с евр. погромами во время 1-го крестового похода ок. 1120 г. издал буллу Sicut iudaeis, которая вплоть до XV в. составляла основу папского законодательства о евреях, гарантируя на условиях признания ими своего вечного рабства защиту от насилия (в т. ч. от принуждения к принятию крещения), свободу совершения обрядов, сохранение собственности и проч. Ложные обвинения евреев запрещались.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Война с Римом 66-74 гг. привела к краху сложившейся системы управления Палестиной, к-рая из прежде квазиавтономной части имп. пров. Сирия с царем, клиентом императора, во главе превратилась в полноценную имп. провинцию. С разрушением храма евреи потеряли права легальной религии. Их обряды с т. зр. рим. права стали рассматриваться как сугубо домашние, приватные. Вместо полшекеля на храм был установлен ежегодный налог в 2 динария (дидрахма) в пользу fiscus iudaicus (иудейской казны), к-рый собирался со всех, кто продолжали жить по-иудейски ( Suet. Domit. 12. 2). Т. о., для рим. властей в данном случае имела большее значение именно религия, а не этническое происхождение (см. подробнее об истории евр. идентичности в античности - Cohen S. J. D. 1999). Это решение, вероятно, сыграло ключевую роль в отделении иудеев от христиан и др. течений, возникших в период Второго храма (подробнее см. ст. Иудеохристианство ). Евреям было запрещено селиться в пределах Иерусалима. Земли богатых иудеев были частично конфискованы. В 130 г., во время визита имп. Адриана в Палестину, Иерусалим был переименован в Элию Капитолину (возможно, это произошло уже после восстания Бар-Кохбы - Euseb. Hist. eccl. IV 6. 14). В результате 2-й войны (132-135) надежд на скорое восстановление храма не осталось (хотя иудеи продолжали в это верить; ср. одно из ранних свидетельств: «Да будет воля Его, чтобы Дом был отстроен в скорости в наши дни» (Мишна. Тамид. 7. 3)). Тем не менее общей верой последователей иудаизма было то, что Тора и Завет по-прежнему действуют (2 Варух и 4 Езд). Подверглись ли гонениям иудеи, не участвовавшие в восстании Бар-Кохбы, и были ли к.-л. запреты именно в отношении иудейской религии, точно неизвестно. Поскольку имп. Антонин Пий разрешил совершать обрезание рожденных в иудействе (Dig. 48. 8. 11), но категорически запретил обрезание прозелитов, исследователи предполагают, что какие-то репрессивные меры в отношении иудеев в целом были введены при имп. Адриане. Хотя считается, что евреи в Палестине составляли преимущественно сельское население, крупные иудейские общины сохранились и получили развитие в таких городах, как Тивериада (Тиверия), Сепфорис, Диосполь (Лидда, Лод), Кесария Приморская, Скифополь (Бейт-Шеан), Птолемаида (Акко), Тир, Сидон и др. Более того, вплоть до V в. евреи, видимо, составляли большинство населения Палестины (римляне не провели столь массовой депортации евреев, как вавилоняне). Известно ок. 500 имен раввинов, живших в Палестине предположительно во II-III вв.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

составляющую. Самоназванием народа было «Израиль» (что отражено в молитвах), выражение же «иудеи» имело хождение как самоназвание только в диаспоре (что видно на примере произведений Филона Александрийского), и в основном его использовали представители др. народов, а не сами евреи ( Kuhn. 1938). Во 2-й пол. XX в. теория Куна подверглась критике. Так, П. Томсон полагал, что название «Израиль» предназначалось для внутреннего использования (поскольку только это имя встречается в кумран. свитках и в подавляющем большинстве раввинистических текстов), тогда как выражение «иудеи» использовалось не только внешними наблюдателями, но и самими евреями, когда речь шла о месте евреев среди др. народов ( Tomson. 1986). По мнению Д. Гудблатта, различие в терминологии связано с языком: греко- и арамеоязычные евреи (в т. ч. хасмонейские правители) говорили о себе как об «иудеях», но в текстах, написанных на евр. языке или цитирующих евр. тексты, в тех же контекстах обычно фигурирует имя «Израиль» ( Goodblatt. 1998). Однако обе альтернативные теории плохо объясняют словоупотребление в Маккавейских книгах и ряде др. источников периода Второго храма. В. Грундманн попытался доказать, что наименование «иудеи» было строго этно-географическим понятием и указывало на тех евреев, к-рые жили в Иерусалиме или были выходцами из этого города и его окрестностей, и только после восстания Бар-Кохбы наименование «иудеи» стало чисто религиозным ( Grundmann. 1940; ср.: Lowe. 1976). Против этой теории говорит то, что названия мн. античных народов изначально использовались в двояком смысле, они указывали как на географическое происхождение, так и на религиозные воззрения и практики (напр., египтяне, греки, персы и проч.). Нек-рые исследователи предлагали рассматривать данную проблему через призму античных представлений о социально-политических, этнических и религиозных общностях. Поскольку наименование «иудеи» (и смежные с ним) появилось в эллинистическую эпоху, оно могло быть связано с распространением на Востоке греч.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

ч. хоральных синагог в Москве и Ленинграде), что не означало, однако, прекращения антирелиг. кампании. В 1930 г. были закрыты иешивы в Кременчуге, Харькове, Витебске. В Минске среди др. раввинов был арестован один из руководителей нелегального Комитета раввинов, М. Глускин, обвиненный в контрреволюционной деятельности и клевете на СССР. Раввины были освобождены, после того как подписали письма протеста против антисоветской пропаганды, которую ведут евр. орг-ции США и Европы, и заявили об отсутствии преследования религ. евреев в СССР. Комитет раввинов самораспустился. Руководство «Джойнта» приняло решение о прекращении финансирования религ. учебных заведений в новых исторических условиях. Подавляющее большинство полулегальных хедеров и иешив было закрыто. В Ленинграде в 1932 г. из 17 синагог и молитвенных домов осталось 3. В 1932 г. в СССР была объявлена антирелигиозная пятилетка, ставившая целью закрытие к 1 мая 1937 г. всех церквей, синагог, мечетей и культовых зданий др. религий. Союз безбожников (1925) под рук. Е. Ярославского стал массовой орг-цией и к 1932 г. насчитывал 5, 5 млн чел. В 1929 г. в него входили 200 тыс. евреев, издавалась на идиш газ. «Эпикорейс». В сер. 30-х гг. ХХ в. власти разрешали оставить одну синагогу в городах, где проживало большое число евреев (напр., в Киеве). К 1 дек. 1933 г. было закрыто 257 синагог - 57% от существовавших в первые годы советской власти. В кон. 1934 г. была закрыта хоральная синагога в Одессе, несмотря на ходатайства верующих к центральным властям. С 1929 г. власти значительно повысили налоги на выпечку мацы. 10 февр. 1937 г. Комиссия по вопросам культа при ЦИК СССР запретила всем евр. религ. общинам выпекать мацу; ее разрешалось выпекать только в гос. пекарнях, что делало ее непригодной для употребления религ. евреями. Это решение вызвало волну протестов иудеев. Перепись 1937 г. показала, что только 17,4% евр. населения старше 16 лет считали себя верующими. Молодежь стала активно изучать рус. язык, получать светское образование и к 1939 г.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Самые известные и значимые его сочинения - «Мишне Тора» (Повторение закона) (1180) и «Море невухим» (Путеводитель растерянных) (1190) (рус. пер.: Моше бен Маймон. Мишне Тора: Книга «Знание»/Пер.: М. Левинов. М., 2010; Он же. Мишне Тора: Книга «Судьи»/Пер.: Ш. и Г. Бродские. М., 2011; Он же. Путеводитель растерянных/Пер.: М. Шнейдер. Иерусалим; М., 2003). Первое из них представляет собой попытку упорядочить и систематизировать талмудический материал, создать своего рода кодекс евр. религ. законодательства. Второе сочинение служило введением в библейскую экзегезу через призму философии. Несмотря на огромную популярность трудов Маймонида, на протяжении неск. веков они вызывали серьезные разногласия в иудейских общинах. Трактат «Мишне Тора» встретил неприятие со стороны мн. раввинов, к-рые были недовольны тем, что Маймонид предлагал готовые ответы на галахические вопросы вместо традиц. поиска и разбора мнений мудрецов Талмуда. «Путеводитель растерянных» вызывал еще более яростные споры из-за содержащихся в нем элементов философского учения. Для последующей традиции И. р. имели значение и др. сочинения Маймонида - послание «О вынужденном отступничестве, или Слово об освящении Имени», послание в Прованс об астрологии, послание в Йемен о приходе Мессии и др. Аскетическое направление, испытавшее влияние суфизма, сформировалось в Египте в кругу сына Маймонида Аврахама бен Моше Маймона (1186-1237). Аврахам и его последователи читали труды Мансура аль-Халладжа ас-Сухраварди и др. суфиев. Среди них было распространено предание о том, что между 1210 и 1216 гг. Израилю будет возвращен дар пророчества. В мамлюкском султанате (с 1250) последователи И. р. пребывали в относительном спокойствии, хотя и платили повышенные налоги. В Испании и Юж. Франции Хотя с сер. VIII в. территория Испании находилась под властью династии Омейядов, а Вавилония - под властью Аббасидов, между евр. общинами этих регионов установились самые тесные отношения. Испан. раввины регулярно обращались в вавилонские академии и получали оттуда респонсы и книги.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, Е. Ярославский опубликовал в газ. «Известия» ст. «Что можно взять в синагогах», в к-рой предложил обложить прогрессивным налогом места в синагоге (т. к. места в главном зале петроградской синагоги продавались на год) и алия ла-Тора (вызов к чтению Торы). В хоральной синагоге Петрограда были изъяты все предметы из серебра, в доме омовения при евр. кладбище было изъято 11 серебряных венков, в Москве в хоральной синагоге было реквизировано 73 серебряных предмета и 2 предмета из золота. В 20-х гг. ХХ в. были арестованы мн. евр. служители культа (напр., в Гомеле были приговорены к различным срокам заключения 10 шохетов). В 1923 г. Еврейский комиссариат опубликовал распоряжение о реквизиции зданий синагог, перед этим закрытых «по просьбе трудящихся», где предполагалось открыть школы. В 20-х гг. ХХ в. были закрыты центральные синагоги в Витебске, Минске, Гомеле, Харькове, Бобруйске и др. городах. Верующие обращались с протестами в центральные органы власти. Так благодаря протестам раввина Я. Мазе и группы верующих уже готовое решение о закрытии Московской хоральной синагоги было отменено. В 1926 г. была закрыта хоральная синагога в Киеве, ее здание передали под евр. рабочий клуб. Тем не менее на Украине продолжали действовать 1034 синагоги и молельных дома и служить 830 раввинов. Работали неск. религ. евр. орг-ций: напр., в Витебске в нач. 1920 г. был организован Синагогальный комитет; в Себеже (Витебская губ.) - Еврейский комитет и т. д. 24 окт. 1924 г. на собрании учредителей была создана Ленинградская евр. религ. община (ЛЕРО), к-рая была официально зарегистрирована 26 янв. 1925 г. К новой общине перешли хоральная синагога и Преображенское еврейское кладбище. В 1926 г. с разрешения властей в г. Коростень была созвана Раввинская конференция бывш. Волынской губ., в которой участвовали 50 раввинов (не только из Волыни). Инициатором проведения конференции был раввин Ш. Кипнис, а почетным председателем был избран не присутствовавший на конференции рабби Шнеерсон. Выступавшие говорили об угрозе безверия, ассимиляции и необходимости укреплять религ. сознание в евр. среде и развивать религ. образование. Был избран исполнительный комитет, но сразу после окончания конференции раввин Кипнис был арестован на неск. недель, а исполнительный комитет фактически распущен.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

По мере появления письменных сборников мнений авторитетных раввинов по разным аспектам галахи в И. р. стало правилом выносить решения не на основе личного толкования Торы или на основе какого-то одного сборника (Мишны, Тосефты, аггадических мидрашей), но опираясь на всю сумму традиции, которая получила название «талмуд» (букв.- «наставление», «учение») (ср.: Иерусалимский Талмуд. Пеа. 2 (17а)). Основу сборника с таким названием составила т. н. гемара (евр.- «завершение» или арам.- «обучение») - мнения амораев, дополнявшие или объяснявшие Мишну. Иерусалимский (точнее, Палестинский по происхождению; название «Йерушалми» появилось только в первопечатных изданиях) Талмуд был составлен в Тивериаде, о чем неоднократно говорится в его тексте, но включает суждения раввинов из Кесарии, Лидды, разных мест Галилеи и Вавилонии. Он представляет собой собрание 39 (точнее, 36 по палестинскому делению) трактатов, выстроенных по образцу Мишны. Всего в Палестинском Талмуде 4 раздела - «Зераим», «Моэд», «Нашим» и «Незикин» (в нем не хватает трактатов «Авот» и «Эдуйот»), к к-рым прибавлен трактат «Нидда» из разд. «Тохорот». Если даже, как говорят средневек. авторы, Палестинский Талмуд изначально включал все 6 разделов Мишны, 2 последних были утеряны уже в раннее средневековье (наряду с нек-рыми главами сохранившихся трактатов), поскольку их следов нет в Каирской генизе. Текст Мишны, судя по тем же фрагментам из генизы, был добавлен к тексту Талмуда не сразу. Время составления Талмуда определяется лишь приблизительно. Распространенная в лит-ре датировка - 60-70-е гг. IV в.- основана на ряде допущений. В частности, пребывание римского военачальника Урсикина (magister equitum per Orientem), упоминаемое в Палестинском Талмуде (Шевиит. 4. 2 (35а)), связывается с евр. восстанием при Цезаре Галле, из чего выводится опорная дата для 4-го поколения амораев. В образе имп. Диоклетиана, к-рый упоминается в трактатах Недарим. 3. 2 (37d) и Шевуот. 3. 8 (34d), видят др. императора - Юлиана Отступника (причем на основании слова «туда» (так обычно в Талмуде обозначают Вавилонию) в описании направления похода, а также на основании упоминания в следующем речении (  ) правителя Шапура (вероятно, Шапура II (309-379)), делают вывод о том, что речь идет о походе Юлиана в Персию в 363).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010