Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Иудаизм — монотеистическая религия, основу которой составляет Моисеев закон и т. н. устная Тора. Хотя последователи современного иудаизма считают, что традиция от времени пророка Моисея до настоящего времени непрерывна, раввинистический иудаизм отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля. Современный иудаизм неоднороден и представлен различными течениями, которые сильно отличаются в вероучении и практиках. Для большинства течений характерны следующие, объединяющие их особенности: В чем главное различие между иудаизмом и христианством? Христиане исповедуют, что Бог един и вместе троичен, тогда как представители иудаизма, отрицают троичность Бога по Лицам. Другое принципиальное различие лежит в отношении к Иисусу Христу, Его учению и делам. Представители иудаизма, в отличие от христиан, не признают Его Мессией, Господом и Спасителем, через Которого было совершено Искупление человека и заключен Новый Завет с людьми. Правильно ли говорить, что иудаисты и христиане верят в одного и того же Бога? Вот какой ответ на этот вопрос дал свт. Иоанн Златоуст : «Конечно, (иудеи) скажут, что и они покланяются Богу. Но этого сказать нельзя; никто из иудеев не покланяется Богу. Кто говорит это? Сын Божий. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . ( Ин.8:19 ). Какое еще можно привести мне свидетельство достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа; то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не покланяются Богу, нет; там место идолослужения». Что служит явным доказательством ложности иудаизма? Таким доказательством служит объективная невозможность исполнить значительную часть иудейских предписаний из-за разрушения храма в Иерусалиме. Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом следующее: «Как врач отводит больного от его неразумного требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмышленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в середине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связью (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения». Почему христианам запрещается соблюдение ветхозаветного обрядового закона (см. напр. 11 правило VI ВС, 29е правило Лаодикийского Собора)?

http://azbyka.ru/iudaizm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДАИЗМ РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ монотеистическая религия, в основании к-рой - откровение, полученное прор. Моисеем на горе Синай, не только записанное в Свящ. Писании, но и передававшееся устно - т. н. письменная и устная Тора. Хотя последователи И. р. исповедуют непрерывность традиции от времени прор. Моисея до наст. времени, с религиеведческой т. зр. И. р. по ряду критериев отличается от ветхозаветной религии древнего Израиля. Кроме того, И. р. не является единым течением, но разделен на неск. направлений, учение и практика к-рых существенно различаются (в наст. время это ортодоксальное, консервативное, реформистское и проч.). Ввиду отсутствия в И. р. общепризнанной иерархической структуры трудно определить, какие практики и учения являются нормативными, а какие - маргинальными. Поскольку на протяжении всей истории И. р. был преимущественно религией евр. народа, исследователи часто подчеркивают, что термин «религия» не отражает мн. аспектов иудаизма, теснейшим образом связанного с политикой, социальной жизнью, культурой и бытом евреев. Наименование Происхождение названий «иудаизм», «иудеи» и «иудейство» остается предметом научных дискуссий: относились ли они изначально к религии или к этнотерриториальной общности, как соотносятся с именем «Израиль», различались ли самоназвания в пределах Св. земли и в диаспоре ( Miller. 2010). Согласно Иосифу Флавию, наименование «иудеи» появилось после возвращения народа из вавилонского плена. Оно происходит от имени «колена Иуды», которое вернулось первым и дало название всей территории, к-рую заняли евреи ( Ios. Flav. Antiq. XI 5. 7 (173)). В «Иудейских древностях» при изложении истории допленного периода выражение «израильтяне» Иосиф Флавий использует 186 раз, а «иудеи» - только 65 раз, для послепленного же периода - только второе, оно встречается 582 раза. По мнению К. Г. Куна, наименование «иудеи» имело как этногеографическую, так и религ.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического . В научной лит-ре также используется термин «синагогальное богослужение», но он менее удобен, поскольку, с одной стороны, исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой - не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории И. б. синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, к-рые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были по сути лишь мудрецами - знатоками Закона Моисеева, вокруг к-рых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический ). История изучения Научное изучение И. б. долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До нач. XX в. ученые (В. Гейденгейм, Л. Цунц, А. Берлинер, Д. Кауфман и др.) могли опираться в основном лишь на сведения талмудической лит-ры и небольшое число средневек. литургических книг и толкований (все старше IX в.). Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневек. обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искаженному пониманию не только истоков И. б., но и его места среди др. литургических традиций того периода (что в свою очередь отражалось и на понимании истоков раннехрист. богослужения). Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы . Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Ш. Шехтер, Л. Гинзберг, Дж. Манн, И. Дейвидсон, И. Эльбоген, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя мн. элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление И. б. произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневек.

http://pravenc.ru/text/Иудейское ...

Мусульманское представление об Иисусе Христе в сравнении с христианским Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Нередко можно услышать о том, что мусульмане “признают и почитают Иисуса Христа”. Иногда даже указывается, что это “сближает две мировые религии”. Но в действительности внимательное изучение и сравнение того, что говорят об Иисусе Христе мусульмане, а что — христиане, показывает, что это скорее можно отнести к отличиям двух религий, чем к сходствам. В конце концов, и в Талмуде тоже есть слова об Иисусе Христе, но из-за их характера вряд ли кто-то назовёт это пунктом, сближающем христианство и раввинистический иудаизм. Хотя, в отличие от иудеев, мусульмане относятся к упоминаемому в Коране Иисусу с почтением, однако представляют они себе Его настолько иначе, что некоторые христианские исследователи ставили под сомнение вопрос о том, насколько оправданно отождествлять Иисуса Христа, о Котором известно из Нового Завета, с Иисусом, о котором написано в Коране. Ведь, допустим, если человек, открыв незнакомую книгу современного автора, увидит, что главный действующий персонаж носит такое же имя и фамилию, как и у него, однако сам характер его и биография сильно отличаются, — вряд ли он подумает, что автор таким образом “почтил его”, скорее примет это за совпадение в именах и не более того. Чтобы позволить читателю решить, чего больше — отличий или сходств, мы проведём обзор и христианского, и мусульманского учения об Иисусе Христе. То и другое будет проведено на основе первоисточников обеих религий — для христианства это Библия, а для ислама — Коран и хадисы (рассказы из мусульманского священного предания). Многие образованные мусульмане признают принципиальное отличие мусульманских представлений об Иисусе Христе от христианских и пытаются обосновать истинность своих представлений, критикуя христианские. Поэтому в статье будет приведено и объяснение логики христианского учения о Господе Иисусе Христе, а также рассказано, почему христиане не могут согласиться с мусульманскими представлениями о Нём. Как христиане учат об Иисусе Христе?

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

Саддукеи, фарисеи и ессеи Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. 23 июля, 2012 Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях («Иудейские древности» XIII 5:9; «Иудейская война» II 8:2). Труды Иосифа до сих пор остаются основой наших знаний об иудаизме того времени. Саддукеи, фарисеи и ессеи Много дополнительных сведений, преимущественно об отношениях саддукеев и фарисеев с христианами, мы получаем из Нового Завета. Для реконструкции фарисейского учения очень важны раввинистические тексты (раввинистический иудаизм развился в конце I –начале II вв. н.э. из партии фарисеев). Общину, написавшую кумранские тексты , принято отождествлять с ессеями. Количество научных работ, посвященных иудаизму того времени, огромно, но многие детали все равно остаются неясны. Краткий очерк для «Правмира» неизбежно будет более чем неполон; коллеги-библеисты несомненно укажут, что я в этом очерке не отметил такую-то важную вещь, не учел мнение такого-то исследователя, и т.д. — ведь это тема не для маленького очерка, а для монографии, и не одной. Но что же делать, если видишь в популярной литературе и публицистике такое, что только дивишься? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях. Саддукеи Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

http://pravmir.ru/saddukei-farisei-i-ess...

Содержание Как христиане учат об Иисусе Христе? Как мусульмане учат об Иисусе Христе? Каковы отличия от христианского учения?     Нередко можно услышать о том, что мусульмане «признают и почитают Иисуса Христа». Иногда даже указывается что это «сближает две мировые религии». Но в действительности внимательное изучение и сравнение того, что говорят об Иисусе Христе можно отнести к отличиям двух религий, чем к сходствам. В конце концов, и в Талмуде тоже есть слова об Иисусе Христе, но из-за их характера вряд ли кто-то назовёт это пунктом, сближающем христианство и раввинистический иудаизм. Хотя, в отличие от иудеев, мусульмане относятся к упоминаемому в Коране Иисусу с почтением, однако представляют они себе Его настолько иначе, что некоторые христианские исследователи ставили под сомнение вопрос о том, насколько оправданно отождествлять Иисуса Христа, о Котором известно из Нового Завета, с Иисусом, о котором написано в Коране. Ведь, допустим, если человек, открыв незнакомую книгу современного автора, увидит, что главный действующий персонаж носит такое же имя и фамилию, как и у него, однако сам характер его и биография сильно отличаются, – вряд ли он подумает, что автор таким образом «почтил его», скорее примет это за совпадение в именах и не более того. Чтобы позволить читателю решить, чего больше – отличий или сходств, мы проведём обзор и христианского, и мусульманского учения об Иисусе Христе. То и другое будет проведено на основе первоисточников обеих религий – для христианства это Библия, а для ислама – Коран и хадисы (рассказы из мусульманского священного предания). Многие образованные мусульмане признают принципиальное отличие мусульманских представлений об Иисусе Христе от христианских и пытаются обосновать истинность своих представлений, критикуя христианские. Поэтому в статье будет приведено и объяснение логики христианского учения о Господе Иисусе Христе, а также рассказано, почему христиане не могут согласиться с мусульманскими представлениями о Нём. Как христиане учат об Иисусе Христе?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXVIII Данный том завершает собой публикацию статей на букву «И», которая была начата в 20-м томе. Также том открывает собой небольшую серию статей на букву «Й». 28-й том открывается статьёй посвящённой истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается статьей «Йэкуно Амлак», которая посвящена основателю одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. С полным основанием центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Данный том завершает собой публикацию статей на букву «И», которая была начата в 20-м томе. Также том открывает собой небольшую серию статей на букву «Й». 28-й том открывается статьёй посвящённой истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается статьей «Йэкуно Амлак», которая посвящена основателю одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. С полным основанием центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». В этой статье помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвящённый развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения.  Следует отметить, что обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера стоит отметить также статью «Йемен» 28-й том предоставляет всем, кто интересуется вопросами религиоведения, ряд важных материалов. Среди публикаций данного характера, прежде всего, стоит отметить статьи, посвящённые иудаизму: «Иудаизм раввинистический» и «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара» . 

http://pravenc.ru/shop/1294975/

Безграмотность или провокация? (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:13 Священник Георгий Максимов Недавно стало известно, что Глава Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России имам Фатых Гарифуллин заявил, что: «Отсутствие должного количества мечетей в крупных городах вынуждает российских мусульман и летом, и зимой совершать пятничные намазы под открытым небом. Это наносит вред здоровью людей, создает определенную социальную напряженность в обществе. В этой связи я хотел бы обратиться к главе Русской православной церкви, многоуважаемому патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму с просьбой позволить мусульманам по пятницам проводить богослужения в православных храмах». Такое заявление выглядит, мягко говоря, демонстрацией бестактности и неуважения к Православной Церкви. Неуважение выражается в том, что мусульмане не сочли нужным прежде чем выступать с публичным заявлением, позаботиться узнать о том, как Православная Церковь отосится к подобным вопросам. Если бы им пришло в голову обратиться за такой консультацией, то они узнали бы, что предлагаемое ими запрещено церковным законом – каноническими правилами Православной Церкви. А именно, 6 правило Лаодикийского собора гласит: «Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий», а 45 правило святых Апостолов указывает, что «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками только молившийся, да будет отлучен. Если же позволит им действовать что-либо, как служителям церкви: да будет извержен». Правила о еретиках относятся и к мусульманам, поскольку, как известно, святые отцы Церкви называли ислам ересью – например, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Феофан Исповедник, свт. Симеон Фессалоникийский. Среди малообразованных людей распространено ошибочное мнение, что будто бы это было следствием «непонимания» ими того, что ислам есть «самостоятельная религия», а не «ересь, отколовшаяся от христианства». Говорящие так, не понимают, что преподобный Иоанн, как и прочие святые отцы, называл ислам ересью в изначальном смысле этого слова, подразумевая под этим любое религиозное заблуждение, отличное от истины Православия. Точно так же к ересям они относили, например, и раввинистический иудаизм, и язычество. Разумеется, ни преподобный Иоанн Дамаскин, ни другие Отцы вовсе не обязаны были понимать под этим словом то узкое значение, которое придают ему современные светские люди.

http://radonezh.ru/analytics/bezgramotno...

Вышел в свет XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» 14 июня 2012 г. 16:39 В июне 2012 года вышел в свет очередной, 28-й том «Православной энциклопедии» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://patriarchia.ru/db/text/2285800.ht...

Издан XXVIII алфавитный том «Православной энциклопедии» Москва, 15 июня 2012 г. 28-й том «Православной энциклопедии» открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает Седмица.Ru. Центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». Здесь помимо общего исторического и религиоведческого очерка содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обойдена вниманием и церковная музыка, а также знаменитые итальянские композиторы, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Обзор построен не только в линейном хронологическом порядке, но и в региональном. Учитываются особенности развития художественного языка в разных областях Апеннинского полуострова и прилегающих к нему островов в каждом из конкретных исторических периодов. Среди публикаций страноведческого характера следует отметить также статью «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму: «Иудаизм раввинистический», «Иудейское богослужение», «Йом Киппур». Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Из вопросов религиоведческого характера, касающихся истории христианства, стоит отметить публикацию «Иудеохристианство». Не обойдены вниманием и христианские еретические движения, в частности «Иудействующие». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», а также «Иуда, Праведный» (о св. праотце, 4-м сыне ветхозаветного патриарха Иакова), «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др.

http://pravoslavie.ru/54259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010