Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Что касается самих трактатов, это проповеди 397–402 годов, произнесённые святым в церкви Рождества Христова в Вифлееме. По дороге из Иерусалима в Вифлеем, рядом с могилой Архелая, сына Ирода Великого, был основан монастырь, в котором блаженный Иероним провёл остаток дней. Монахи совершали богослужения в церкви Рождества Христова, Иероним там проповедовал.  Он мог сравнить богослужебную практику Римской и Иерусалимской Церквей, что отражено в толкованиях. Так, в толковании на 91-й псалом упоминается обычай Римской Церкви называть крещёных «верующими», тогда как в Иерусалимской Церкви «верующими» называли оглашенных, а крещёных — «знающими». При обители было катехизическое училище, где проводились огласительные беседы. Одно из толкований так и озаглавлено — «Приступающим ко Крещению», а толкование на 41-й псалом обращено к новокрещённым. В текстах отразилось участие в оригенистских спорах того времени: например, Иероним полемизирует с учением Оригена о предсуществовании душ. Самым трудным и интересным в работе, по признанию переводчика Дарьи Васильевой, были цитаты — как библейские, так и отрывки из апокрифов и нехристианских авторов. Некоторые цитаты автор передавал по памяти.  В Восточной Церкви труды блаженного Иеронима не были столь популярны, как в Западной, единственная причина — ориентация православного мира на греческий текст. Признавая достоинства еврейского текста, Иероним, как и другие святые отцы, писал, что иудеи понимают Писание «неправильно». В этом нет парадокса: Иероним находился в русле христианского толкования, что евреи создали шедевр, который сами не понимают. Блаженный Иероним Стридонский (345 или 347 – 419 или 420) почитается в Православной и Католической Церквах. Известен прежде всего как переводчик Священного Писания на латинский язык. Этот труд был назван Вульгатой и приобрёл в Западной Церкви сакральный статус. Блаженный также написал толкования почти на все книги Ветхого Завета, придавая особое значение историческому смыслу Писания и точности перевода: он полагал, что без точного истолкования невозможно духовное постижение текста.

http://bogoslov.ru/event/6192183

История поучительная, она заставляет задуматься о том, стоит ли осуждать кого-либо из людей. Но проблема в том, что этот эпизод не содержится в ранних рукописях Нового Завета, что вызывает споры о том, действительно ли он был записан святым евангелистом Иоанном Богословом или же все-таки его позднее внес некий переписчик. Возможно, из-за этого в Греческой Церкви не читают евангельское зачало о женщине, взятой в прелюбодеянии, за богослужением . В Русской Церкви его читают за Литургией только в день памяти святых жен-мироносиц . Также нужно отметить, что данный отрывок можно обнаружить в апокрифах.  Упоминание о перикопе в трудах восточных отцов Упоминания этой перикопы читатель не найдет в трудах святителей Иоанна Златоуста (347-407) и Кирилла Александрийского (376-444), а также в знаменитом «Благовестнике» блаженного Феофилакта Болгарского (1055-1107) . До XII века ни в одном труде святых отцов Восточной Церкви упоминания о женщине, взятой в прелюбодеянии, просто нет. Первое упоминание о ней мы находим лишь в труде византийского монаха Евфимия Зигабена (конец XI – начало XII вв.), являющегося современником Феофилакта Болгарского. Именно он первым из восточных отцов дает полноценное толкование данного отрывка , объясняя злой умысел книжников и фарисеев, а также поясняя слова Христа . На основании этого первого упоминания можно сделать вывод, что Восточная Православная Церковь узнала данный евангельский эпизод и включила его в Евангелие от Иоанна не раньше конца XI – начала XII веков. Упоминание о перикопе в трудах западных отцов На Западе интересующий нас отрывок был известен еще в первые века. Его находят во многих латинских рукописях и в трудах таких отцов Церкви, как святой Пакиан Барселонский (умер в 390 г.), святитель Амвросий Медиоланский (умер в 397 г.), блаженный Иероним Стридонский (+420), блаженный Августин Иппонийский (+430). Святитель Амвросий Медиоланский (340-397) – один из первых западных отцов, который полноценно упоминает эпизод о женщине, взятой в прелюбодеянии, в своем письме к Амвросию Студию , в котором призывает к милости ко всякому грешнику. Это письмо интересно тем, что:

http://bogoslov.ru/article/6167829

К эпохе тринитарных споров, в которую прошли I-й (325 – I Никейский) и II-oй (381 – I Константинопольский) Вселенские Соборы, можно отнести весь IV век – «Золотой век святоотеческой письменности» 1024 , и живших в это время богословов, рассматривавших в том числе и антропологические вопросы, среди которых на Востоке могут быть названы Св. Афанасий Александрийский (ок. 295–373) 1025 , Св. Василий Великий (ок. 330–379) 1026 , Св. Григорий Богослов (329–389) 1027 , Св. Григорий Нисский (ок. 335 – после 394) 1028 , Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) 1029 , Св. Амфилохий Иконийский (ок. 340 – ок. 396) 1030 , преп. Макарий Египетский (ок. 300 – 391) 1031 , преп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) 1032 , преп. Исаия Отшельник († 370) 1033 , преп. Марк Подвижник (конец IV – начало V вв.) 1034 , Иаков Афраат 1035 , Немесий Эмесский (IV – до середины V вв.) 1036 , Евагрий Понтийский (345–399) 1037 , Дидим-слепец (ок. 313 – ок. 398) 1038 , а на Западе Св. Иларий Пиктавийский (310-е годы – не позднее 367) 1039 , Блаж. Иероним Стридонский (ок. 342–420) 1040 , Блаж. Августин Гиппонский (354–430) 1041 , преп. Иоанн Касиан Римлянин (ок. 360–435) 1042 . Из них специальные труды, посвященные антропологии, составили только Св. Григорий Нисский («Об устроении человека») 1043 , Немесий Эмесский («О природе человека») 1044 , а Св. Василий Великий говорит на антропологические темы в двух беседах («Беседа первая о сотворении человека по образу» 1045 , «Беседа вторая о человеке» 1046 ). У Блаж. Августина Гиппонского несколько работ, например, «De quantitate animae», касаются антропологических понятий 1047 . Практически не присутствуют антропологические темы в дошедших до нас трудах Св. Кирилла Иерусалимского (ок. 313 – ок. 386) 1048 , Св. Евстафия Антиохийского († 337 или 346) 1049 , Св. Епифания Кипрского (367–403) 1050 , у многих аскетических писателей и др. На V-oм Вселенском Соборе «целью соборных осуждений был не некий призрачный оригенизм, но подлинные взгляды одного из духовных наставников восточного монашества, Евагрия» составившего, в частности свою христологию, «однако его учение о созерцании и молитве» сохранилось Восточным монашеством 1051 . Также «в современных Собору источниках, сообщающих об осуждении 553 г., наряду с именами Оригена и Евагрия упоминается и имя Дидима» 1052 . Составителем поучений преп. Макария Египетского мог быть один из его учеников 1053 , т. к. «ни один из древних авторов не приписывает ничего перу Макария Египетского » 1054 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

172. О Платоне Городецком много пишет Савва (например: 8. С. 447, где охарактеризованы богословские взгляды Платона). См. также: Карасев М. Венок на могилу высокопреосвященного Платона, митрополита Киевского и Галицкого. СПб., 1903; в этой доходчиво написанной биографии (420 с.) приведено много интересных фактов из церковной жизни. Лишь преклонный возраст Платона и его популярность среди верующих защищали его от гнева Победоносцева. 345 Савва. 7 (запись от 22.1.1884 г.); Антоний Храповицкий, в: Отзывы. 3. С. 191; Евлогий. С. 194, 195. 346 Бердников (Краткий курс (1888). С. 158) пишет, что Святейший Синод имел законодательную власть, но не дает ей никакого определения; Доброклонский. 4. С. 75; Суворов. 1. Учебник (1912). § 81; Верховской. Учреждение. 1. С. 108; он же. Очерки. С. 133. Законодательство в отношении церковных дел архиепископ Антоний Храповицкий определил как «порабощение Церкви» (Отзывы. 3. С. 192). 347 См. ниже § 13–16 и § 19–21. 348 Верховской. Учреждение. 1. С. 595; он же. Очерки. 1. С. 121. Ср.: Ивановский. Учебник государственного права. Казань, 1914. 4–е изд. С. 311. 349 В III Государственной думе было 440 членов. По вероисповеданию они образовывали следующие группы: православных и старообрядцев (вместе) 382, католиков — 25, лютеран — 19, армяно–григориан — 2, евреев — 2, мусульман — 10 (Ежегодник газеты «Речь» на 1912 год. СПб., 1912. С. 126). 350 Верховской. Учреждение. 1. С. 595. 351 Верховской. Очерки. С. 123, 127. 352 Сборник. 113. 2. С. 341–370. 353 Там же. 113 2. С. 4; «Правила о ревизии» от 1865 г., в: 2 ПСЗ. 40. 42742; «Правила…» от 1911 г., в: 3 ПСЗ. 31. 35004. 354 Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. С. 692. 355 Сборник. 113. 2. С. 370–383; Савва. Хроника. 6. С. 557, 558, 551; 9. С. 495. 356 ПСПиР. 2. 596; Бердников. Краткий курс (1888). С. 158; Никольский. Новые духовные законы. 2. С. 8–12, 77–82, 82–97; Калашников (по указателю); Устав Духовных консисторий от 1883 г. Ст. 280–284, 86; ПСПиР. 3. 1061; ПСЗ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

lgnatius of Antioch (c. 35–107/112). Bishop of Antioch who wrote several letters to local churches while being taken from Antioch to Rome to be martyred. In the letters, which warn against heresy, he stresses orthodox Christology, the centrality of the Eucharist and unique role of the bishop in preserving the unity of the church. Irenaeus of Lyon (c. 135-c. 202). Bishop of Lyons who published the most famous and influential refutation of Gnostic thought. Isaac of Nineveh (d. c. 700). Also known as Isaac the Syrian or Isaac Syrus.This monastic writer served for a short while as bishop of Nineveh before retiring to live a secluded monastic life. His writings on ascetic subjects survive in the form of numerous homilies. Isho’dad of Merv (fl. c. 850). Nestorian commentator of the ninth century. He wrote especially on James, 1 Peter and 1 John. Jerome (c. 347–420). Gifted exegete and exponent of a classical Latin style, now best known as the translator of the Latin Vulgate. He defended the perpetual virginity of Mary, attacked Origen and Pelagius and supported extreme ascetic practices. John Chrysostom (344/354–407; fl. 386–407). Bishop of Constantinople who was famous for his orthodoxy, his eloquence and his attacks on Christian laxity in high places. John of Damascus (c. 650–750). Arab monastic and theologian whose writings enjoyed great influence in both the Eastern and Western Churches. His most famous writing was the Orthodox Faith. John the Elder (c. eighth century.. A Syriac author who belonged to monastic circles of the Church of the East and lived in the region of Mount Qardu (north Iraq). His most important writings are twenty-two homilies and a collection of fifty-one short letters in which he describes the mystical life as an anticipatory experience of the resurrection life, the fruit of the sacraments of baptism and the Eucharist. Josephus, Flavius (c. 37-c. 101). Jewish historian from a distinguished priestly family. Acquainted with the Essenes and Sadducees, he himself became a Pharisee. He joined the great Jewish revolt that broke out in 66

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

V, 89, 109. 93, 101–103 (энергии не рознятся по Лицам). d) Uмeha и есть имена энергий. IV, 118–119:120 вн., 122; а не сущность. 180. VI, 449 (не противоречие имён сущности). Локализация 1. Диалектика. а) Отец. в) Сын – доб. выражение Отца, хотя и у него сияние славы. IV, 136, разные виды рождения; рождение – сияние славы. IV, 308. с) Дух – жизнь и благодать. (d) – отсутствует) е) Имена – точность. VI, 436. Оно разделение сущности на качества. VI, 374–377. f) Uмeha не мешают анофатическому богословию. VI, 458 сл., 462. g) Caм по себе Бог не нуждается в имени, мы же примышляем по мере вмещения энергии. VI, 326. 378. 482. 420–422. 1. Слова при творении. 347–356. Мысль – действие. 356, 358. 369. 2. Слово есть Бог. 360. Имена суть божественное. 414. 2. Антисуборд(инационизм). (Вписано на полях слева). 3. Слова – откровение, богоявление, энергия. 1, 363–365:366–367, 376, 381, 371–372, 373. Энергия ума у Бога – Слова. 419. Бог не говорит; да будет имя! 4. А мы именуем, примышляя. Примышление не унижает Бога. 380. Таким образом, имена и богоявление, и примышление. VI, 383–385, 386. 5. Неправильный взгляд на примышление 425–426. 6. Для избранных именем становится само дело. VI, 437. Число и имя для Бога. 435. Выводы для имяславия 1. Учение об энергиях. а) Действие Божества в мире и человеке. в) Учение о Св. Троице – откровение в свете энергий. Энергия связана с мистическим символизмом (платонизм). 2. Связь имён с энергиями. 0. Всё постигается по именам («образ сущности»). V, 271. 1. Вообще благоговейное отношение к имени. V 70–73 (против Евномия, переменившего имена). 2´. Различие имён божественных и человеческих; а) время, в) страдание. V, 234–236. 3. Имена – правила истины и закон благочестия. V, 266. 4. Имя – и 1) откровение Бога и 2) epinoia. 5. Имя Божие=энергия сущности. Не в пользу имяславия 1. Тексты. Шедше научите. V, 265:266 вн. 274. во имя Божие... 271 (непоименованное имя). О имени поклонитесь. IV, 329. 2. О молитве. Глава 13. Соборы 542 . А.Ф. Лосев 543 I .  Первый Собор , 11 июня 1341 г.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Вероятно, следует прибавить несколько слов относительно Евангелия от Евреев, которое, как было упомянуто выше, Ориген называет среди книг, отвергаемых некоторыми христианами. Это сочинение, обращавшееся в Трансиордании и Египте среди еврейско-христианских общин, называвшихся эбионитами, носит черты некоторого сходства с каноническим Евангелием от Матфея. Возможно, то было независимое расширение арамейского текста, связанного с нашим каноническим Матфеем. Некоторые из древних Отцов церкви были знакомы с ним по греческому переводу. Иероним (347-420 гг.) отождествил это Евангелие от Евреев с текстом, называвшимся Евангелием от Назореев, которое он нашел в Сирии, и ошибочно счел поначалу еврейским (или арамейским) оригиналом Матфея. Возможно, ошибкой было и его отождествление этого текста с Евангелием от Евреев. Назорейское Евангелие им найденное (и им же переведенное на латынь и греческий) могло быть просто арамейским не слишком искусным переводом канонического Матфея, составленного в оригинале по-гречески. Во всяком случае, как Евангелие от Евреев, так и Назорейское Евангелие до некоторой степени связаны с Матфеем, и должны быть отличаемы от множества апокрафических Евангелий, также обращавшихся в те дни, и не имеющих отношения к настоящему историческому исследованию. Последние, наряду с некоторыми книгами апокрифических Деяний и подобными им текстами, являются почти целиком измышленными. Одна из книг апокрафических Деяний, являются почти целиком измышленными. Одна из книг апокрафических Деяний, Деяния Павла, хотя и представляется вымыслом второго столетия, но все же заслуживает некоторого внимания, благодаря словесному портрету Павла, в ней содержащемуся. Экспрессивный и необычный характер этого описания привел сэра Уильяма Рамзэя к предположению, что оно воплощает собой память о действительной внешности этого апостола, сохранившуюся в Малой Азии. Павел изображается как " человек небольшого роста, со сросшимися бровями, с довольно большим носом, лысый, кривоногий, крепко сложенный, полный изящества, ибо временами он выглядел как человек, а временами лицо его становилось подобно ангельскому " . Глава 4. Евангелия 1. Синоптические Евангелия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

1025. Ср.: Мф. 5, 8. 1026. В ΓΠΣ ссылка на Диспут с Пирром (PG 91, 341 A), однако если свт. Григорий Палама в самом деле имеет в виду это место (ср. примеч. 347), то приводит достаточно вольный пересказ. В других сочинениях прп. Максима и творениях прочих отцов такой фразы нет. 1027. Ср.: свт. Григорий Богослов. Догматические стихотворения, III (О Святом Духе), 76//PG 37, 414 A. 1028. Букв. «но это прямо [то]». Вариант перевода, предпочтенный П. К. Христу: «это совершенно противоположно». 1029. То есть громкий. Фразеологизм, восходящий к Гомеру (Илиада, V, 785). Среди поздних авторов он встречается, в частности, у Никифора Григоры. 1030. Ср.: прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, II, 1//PG 90, 1125 A (Изд.). Первая половина фразы среди сочинений Максима не найдена (Пер.). 1031. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXV в похвалу философа Герона 6//SC 284, p. 198: 26–27 Mossay; PG 35, 1221 B. 1032. Среди сочинений свт. Григория Нисского такой фразы нет. В ΓΠΣ неправильная ссылка на: К Авлавию о том, что не три бога//Vol. III/1, p. 46 Muller; PG 45, 124 D – 125 A. Ср. примеч. 55 и 570. 1033. Пс.-Василий Великий. Против Евномия, V//PG 29, 772 C. Подробнее см. выше, I, 4, 7–10. 1034. Свт. Григорий Богослов. Слово XL на Святое Крещение, 5//SC 358, p. 204: 9–10 Moresch ini; PG 36, 364 B. 1035. См.: I, 4, 7–10. 1036. Чтение Никео-Цареградского Символа веры. Ср., напр.: свт. Афанасий Великий. О постановлениях Никейского Собора, XXXIII, 8: 4 Opitz=Евсевий Кесарийский. Письмо к своей пастве, 3//PG 20, 1537 B. 1037. Ср.: Пс.-Афанасий Великий. О Троице//PG 28, 1605 Ä 15–16; Он же. Против ариан, IV, 3: 10 Stegmann//PG 26, 472 A (Пер.); свт. Василий Великий. Против Евномия, III, 1//PG 29, 656 A (Изд.). 1038. Ср.: свт. Григорий Богослов. Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 15//P. 154 Barbel; SC 250, p. 208 Gallay; PG 36, 93 B; ср. также: Слово XL на Святое Крещение, 43//SC 358, p. 298 Moresch ini; PG 36, 420 BC (Изд.). Вместо «вторичны   Их» в рукописи Р1 сохранилось, очевидно, первоначальное (гораздо менее осторожное) выражение: «вторичны и ниже, а Тот больше и выше» (τ μν δετερα κα ποβεβηκτα, τν δ μεζω κα περκεμενον) (Пер.).

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

– по мнению Акиндина, одна только П. Б. нетварна 180–181 – еретическое мнение о трёх природах Христа 298 – Фаворского света 167, 2987, 466 слл. – см. также сущность причаствуемое 208, 225, 231, 249, 250, 253, 266, 285 причастие 250, 274, 316, 337, 382 – Духа 318, 360, 369, 370, 379, 385, 393 причастия (богосл.) 193, 249, 250 причащение 57, 441 – Святых Таин 144 – Фаворскому свету 138 произволение 120, 143, 145, 349 – для чего дано было Адаму 146 промысл Божий 31, 39, 55, 175–177, 180, 189, 216, 227, 249, 250, 296−298, 300–301, 319, 350, 368, 396 пророчество 128, 302, 450, 473 простота 339, 350, 356, 378, 387, 397, 457, 458 – божественная 196, 218, 219, 247, 251, 253, 263, 282, 283, 300, 310, 334, 462, 465, 475 – боговидная 326 – единовидная 359 – умных природ 461 – ума 327, 333, 347, 392 – души 339 – душевная 420 – созерцание П. 364 – в вере 378 противодействие 22 псалмопение 40, 56, 102–104, 125, 141 слл., 436–438 псалмы 127, 141 Р адость 39, 97, 100, 124, 145, 148, 230, 265, 317, 319, 329, 332, 335, 357, 359, 362, 363, 373, 377, 393, 396, 407, 411, 419 – во Христе 379 – духовная 338, 374, 399, 453 – невообразимая 346, 375 – неизреченная 359, 366 – истинная 399 – любовная 419 – сладкая 355 разделение – (богосл.) 184, 219, 230, 236−238, 260, 292 – ума на многое 320, 327, 333, 338, 347, 364 раздражение 119 различение (богосл.) 217, 230, 235, 298, 310, 446, 456 слл. разум 42, 125, 145, 223, 225, 228, 283, 310, 405 – Бог (Единое) превосходит Р. 315, 332, 335, 336, 347, 359, 362, 366, 367, 467 – созданный 366 – духовный 390 – человеческий якобы выше света 267 – неисцеленный 86 – затемнение 14 – Р. лишены растения и животные 208 – разумный 12, 18, 23 – разумное начало 13–14, 16, 17, 22, 23 рай 146, 308, 310, 311, 424 – чистая жизнь и наслаждение 410 – чувственный и духовный 371 распри 128 распущенность 441 рассечение (богосл.) 237, 260, 271 робость см. боязнь рождение 315, 323, 367 – Сына Отцом 255, 460 – бесстрастность 177, 178 – (пре)вечное 252, 253, 261 – духовное 316, 318 руководители духовные 125, 127–128 рукоделие 119, 125, 438

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010