И уже в Ветхом Завете мы видим, что высший смысл понятия «правда» восходит к Богу: «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» ( Втор. 32:3-4 ). «Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в [размышление] о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою» ( Пс. 70:15-16 ). «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его» ( Пс. 96:1–2 ). «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» ( Пс. 110:3 ). Очень интересное высказывание находим в 84м псалме: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои» ( Пс. 84:11-14 ), то есть встретятся милость Господня и истина, проявившаяся в согласии Девы Марии на спасение человечества: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:38 ). Еще возможный вариант трактовки: после прихода на землю Христа и Его Спасительной Жертвы всякий человек будет примирен с Богом. У пророка Исайи есть очень красивая фраза, созвучная рассматриваемому отрывку: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это » ( Ис. 45:8 ). Также о близости явлений правды и милости говорится в 35м псалме: «Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» ( Пс. 35:6–7 ) и в призыве пророка Осии: «Сейте себе в правду, и пожнете милость;распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» ( Ос. 10:12 ). Конечно, всем известен 50й «покаянный» псалом с его концовкой: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, (Господи,) по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» ( Пс. 50:19–21 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

2. Падение с неба звезд Святой Иоанн Златоуст разумеет истинное падение звезд. Другие Отцы Церкви подразумевают только их помрачение, т. е. падение их светлости. Некоторые полагают, что надо иметь в виду падение комет, сияний, молний и громов и других атмосферных явлений, которые имеют свое рождение в ближайших земных сферах. 3. Движение сил небесных На это знамение указывает Сам Господь, говоря: силы небесные подвигнутся. Златоуст и Феофилакт под силами небесными разумеют седьмой чин Ангельский – Силы небесные. Объятые великим страхом и ужасом они подвигнутся, не смотря на самую крепчайшую свою силу и близость к Миродержителю – Богу. Ужас так будет велик, что все Ангелы вострепещут, подобно сыну, устрашенному видом своего отца, рассерженного злонравными рабами. 4. Обновление твари и очищение огнем от скверн человеческих Как при Ное род человеческий был очищен от греховных мерзостей потопом, так при кончине своей мир воспримет очищение посредством огня. О сем свидетельствуют: а) Псалмопевец: Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши ( Пс.10:6 ). Грядет Бог наш; и не в безмолвии: пред Ним огнь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ свой ( Пс.49:34 ). Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею вихрем Твоим приведи их в смятенье ( Пс.82:15–16 ). Пред Ним идет огнь и вокруг попаляет врагов Его ( Пс.96:3 ). В начале Ты основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь ( Пс.101:26–27 ); б) Исаия: Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы ( Ис.65:17 ); в) Даниил: река огненная текла пред Ним ( Дан.7:10 ); г) Евангелист Матфей: небо и земля мимо идет ( Мф.24,35 ); д) Апостол Петр: придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Сол.3:10–13 ) Иоанн Богослов: и видел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет ( Апок.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

«Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его» (Пс. 96, 4–6). А великий пророк Исаия о страшном пришествии Господнем говорит так: «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66, 15–16). А возле страшного пламенного престола Господа будет стоять Пресвятая и Пречистая Богородица, одесную Превечного Царя, как написано: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44, 11). Господу будут предшествовать наивысшие силы небесные, за ними пойдут власти, начала и Архангелы, впереди которых — Архангел Михаил, препоясанный мечом огненным и сияющий подобно молнии, как великий воин Великого Царя. Затем последуют апостолы, мученики, святители и несметное множество ангелов и святых, «и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех» (Пс. 149, 6–7). Кто же сможет устоять тогда перед Судией Страшнейшим и неподкупным? Об этом думал и пророк Исаия, который говорит: «Войдите в расселины скал и скройтесь в пыли от страшного лица Господня и от сияния славы Его» (Ис. 2, 10) . Святой евангелист Матфей о пришествии Господа говорит следующее: «И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30). И еще говорит: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Святой евангелист Лука также показывает Его «грядущим на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21, 27). Страшный Суд будет происходить в воздухе над долиной Иосафатовой, где будут собраны все народы и языки, начиная с первого Адама до последнего человека. По слову святого апостола Павла, «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10). Затем Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25, 32–33). После этого вечного разлучения добрых от злых начнется великий Суд.

http://pravoslavie.ru/159029.html

3:17). И Наум: празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь Господу обеты твоя… взыде Вдыхаяй в лице твое (Наум. 1:15; 2:1). И Христос Апостолам говорит: примите Духа Святаго (Ин. 20:22). И Давид: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе (Пс. 9:3), в сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24), то есть в Христово воскресение. И: возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе, Господи, взях душу мою (Пс. 85:4); Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его (Пс. 34:9), ибо возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой (Пс. 15:9), исполнил меня радостию с лицем Твоим (Пс. 20:7). И исполняется кто-либо такового веселия ради любви к Богу. Ибо веселие праведных и есть любовь к Богу. А также и других он увещает: Приидите, говорит, возрадуемся Господеви (Пс. 94:1), работайте Господеви в веселии… и в радости (Пс. 99:2) и:Насладися Господеви (Пс. 36:4), то есть вкуси сладость Его. Ешь, говорит, сын мой, мед, [Col. 1804] потому что он приятен и… сладок для гортани твоей (Притч. 24:13), и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36:4). Ибо говорит Господь ученикам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… и если чего попросите у Отца во имя Мое, то даст вам (Ин. 14:13, 15). И еще: да возвеселится сердце ищущих Господа (Пс. 104:3); и: веселитеся, праведнии, о Господе (Пс. 96:12); и: возвеселится праведник о Господе (Пс. 63:11), и да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе Своем (Пс. 149:2); Яко веселящихся всех жилище в Тебе (Пс. 86:7). И другой: работающим же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли… радость и веселие обрящут на ней (Ис. 65:15, 16, 18). Ведь те, которые работают Господеви со страхом и радуются Ему с трепетом (Пс. 2:11), будут сынами Бога живаго (Рим. 9:26). Говорит же и Приточник: ко веселием не примешивается печаль (Притч. 14:13), ибо от земли праведных отбеже болезнь, печаль и воздыхание (Ис. 35:10). И: в день благостыни живи во благе (Еккл. 7:15). И еще: Видящее око добрая веселит сердце (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

....Наименование Господа давалось Иисусу с самого начала, согласно свидетельству Павла, указывавшего первоначальное исповедание христианской веры: «Исповедовать Иисуса Господом» ( Рим. 10:9 ); это наименование выражает тайну Христа, Сына человеческого и Сына Божия. И в ВЗ Господь (Адонаи=Κριος ) – не только царский титул, но и божественное имя. Ветхий Завет Господство Ягве простирается не только на избранный Им народ, которого Он Царь ( 1Цар. 8:7 сл; 12:12); Ягве – «Господь господствующих» потому, что Он – «Бог богов» ( Втор. 10:17 ; Пс. 135:3). Это не господство какого-нибудь ханаанского божества – Ваала своей земли. Ваал обозначает владетеля, а в широком смысле – мужа как Владыку и повелителя своей жены; поэтому имя «Ваал» не приличествует Богу Израилеву (Ос. 2:18; правда, оно применено в Ис. 54:5 , но там оно указывает на Бога как супруга Своего народа, а не на Владыку определенной территории). Будучи Господом вселенной, Бог Во всяком месте осуществляет Свое Владычество на благо Своего народа ( Втор. 10:14 – 18 ). Два имени выражают Его власть: мелек и адон. Первое значит царь ( Ис. 6:5 ; Пс. 96:5): царство Бога Израилева распространяется на все, Им сотворенное (Пс. 94:3), значит, даже и на язычников (Пс. 95:10). Второе имя обозначает того, кто господствует. Бог есть Господь всей земли (Ис. Нав 3:11 ; Мих. 4:13; Пс. 96:5). Бога призывают, именуя Его «Господь мой»; это – царский титул (Адони); когда он применяется к Богу, то обычно принимает особо почтительную форму множественного числа. Адонаи; это обращение, уже встречающееся в древних текстах ( Быт. 15:2, 8 ), выражает упование служителей Бога на Его абсолютный суверенитет ( Ам. 7:2 ; Втор. 9:26 ; Ис. Нав. 7:7 ; Пс. 139:8); в результате частого употребления оно становится в конце концов собственным именем Божиим. Когда имя Ягве из благоговения перестали произносить при богослужебных чтениях, его заменили наименованием Адонаи. Вероятно, поэтому и LXX, переводя имя Ягве, при меняют слово Κριος – греческий эквивалент еврейского Адонаи. Κριος может, следовательно, иметь два значения: иногда им обозначается господство Ягве, иногда непередаваемое имя единого истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

26 . Восшествие архиерея на сопрестолие и благословение народа является вот чем: Сын Божий, окончив Домостроительство (спасения), воздел руки Свои, благословил святых Своих учеников и сказал им: Мир оставляю вам ( Ин.14:27 ), показывая, что этот самый мир дал Христос миру через Своих апостолов. «И духови твоему», произносимое в ответ народом, показывает, что Ты, Господи, наделил нас миром, который есть взаимное согласие, и дал нам мир, который есть неразрывное единение с Тобой, чтобы мы были неотделимы от Твоей любви, пребывая в мире действием Духа Твоего, Который Ты вселил в нас в начале творения 96 . 27 . Сидение же бывает потому, что плоть, которую Он носил, и знаменуемую омофором овцу, то есть естество человеческое, которую Он взял на плечи, Сын Божий вознёс превыше всякого начала, власти и господства вышних сил и привёл к Богу и Отцу. [Ибо поскольку Он обожил, а оно, то есть одеяние (плоти), обожилось,] Бог и Отец принял это как жертву и приношение благоугодное за человеческий род [ради достоинства Принёсшего и чистоты Принесённого]. И к этому (относятся) слова: [Рече Господь Господеви моему (то есть Отец Сыну):] седи одесную Мене ( Пс.109:1 ). И воссел Он одесную престола славы в вышних – [Иисус Назарянин, Архиерей грядущих благ]. 28 . Прокимен снова возвещает пророческое озарение и предсказание о пришествии Христа, как воины, бегущие впереди и кричащие: сидящий на херувимах, явись и приди во спасение наше ( 4Цар.19:15 ; Ис.37:16 ); [а также: Бог седит на престоле святем Своем. ( Пс.46:9 )]. Апостол, свидетель и служитель Христа, проповедуя Царство Христово, взывает и говорит: Христос же пришед Архиерей грядущих благ ( Евр.9:11 ), имуще убо Архиерея велика, прошедшаго небеса... да держимся исповедания ( Евр.4:14 ) Его. С ним взывает и Иоанн Креститель: идущий за мною есть Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ), Тот вас освятит Духом Святым и огнём ( Мф.3:11 ; Лк.3:16 ), Он стал среди нас. 29 . [«Аллилуия» – восклицает Давид и говорит: Бог наш яве приидет ( Пс.49:3 ), огнь пред Ним предъидет ( Пс.96:3 ), осияли вселенную молнии Его евангелистов ( Пс.96:4 ).] Ибо на еврейском языке «АЛ» значит «идёт», «явил», «ИЛ» – «Бог», «УИА» – хвалите, пойте Бога живого.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

е. диавола. Предрекает Псалмопевец и о победе Христа над всеми си­лами ада, когда, разумея их, говорит как бы Самому Хри­сту: «изнемогут и погибнут от лица Твоего» ( Пс.9:4 ), а со­зерцая это событие как бы уже совершившимся, говорит, что они, подобно воску, растаяли «от лица Господня, от лица Го­спода всея земли» ( Пс.96:5 ) 1507 , ибо, подчинив сатану Своей державе, «Господь воцарися» ( Пс.92:1 ) 1508 и «облечеся в силу и препоясася», т. е. как бы восприяв на Себя воинский вид, (со­вершил) низложение сопротивных сил» 1509 . Св. Златоуст предсказание «о том, что Господь, сошедши во ад, содержав­ший души святые, приведет его в смущение и исполнит смя­тения и страха и сокрушит твердыню его», находит как у Давида в словах; «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ), так и у прор. Исаии – в словах: «и будут пленени пленившии я, и обладани будут обладавшии ими» ( Ис.14:2 ) 1510 , а также в словах: «послет им Господь человека, иже спасет я, судяй спасет я» ( Ис.19:20 ), ибо словом «судяй» по его объяснению, означает то, «что Он осудил сатану» 1511 . Св. Кирилл Ал. у прор. Исаии предсказание о победе Иисуса Христа над диаволом видит в словах: «в той день наведет Господь меч святый и великий и крепкий на драконта змия бежаща... лукаваго, и убиет драконта» ( Ис.27:1 ), так как, по его объяснению, под «мечем» разумеется Христос, а под «драконтом» и «змием» – сатана, который, хотя «извивается как змея, но все же будет уничтожен, приве­ден в бездействие, соделавшись узником во вратах ада» 1512 . Кроме того, предсказание об этом св. Отец усматривает в словах прор. Амоса, изреченных им от лица Бога Отца: «се, Аз учиню адаманта среде людей Моих Израиля... И потребятся требища смеха» ( Ам. 7:8, 9 ), ибо, по его объяснению, это зна­чит, что Иисус Христос, «будучи «учинен» в нас Бо­гом Отцом как камень адамант, ниспроверг владычество диавола («требища смеха»)» 1513 . Точно также, по мнению сего св. Отца, и таинственный смысл слов прор. Наума: «Господь в скончании и трусе путь Его» ( Наум. 1:3 ), тот, что, «когда Единородное Слово Божие сделалось подобным нам, то окончило и ниспровергло господство начал и властей миродержите­лей века сего, лишив их владычества над нами, отняв у них древнюю оную силу» 1514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

750 Ст. 89–96. Двенадцатая строфа. На небе и на земле все подчинено Закону Божию (ст. 89–91); Псалмопевец согласует свою жизнь с волею Божией, и это избавляет его от гибели (ст. 92), дарует ему жизнь, надежду на спасение (ст. 93–94), обезвреживает козни противников (ст. 95). Ст. 89–91. Псалмопевец говорит о незыблемости Божественного порядка на небе, на земле и в видимом мире (ср.: Быт. 1 ). Ст. 89. ...слово Твое – имеется в виду слово, изъявление воли, которым Бог сотворил мир (ср.: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» [ Ис. 40:8 ]). 753 Ст. 96. Ограниченным, имеющим свой предел вещам и явлениям мира сего противопоставлена беспредельная, неисчерпаемая, не имеющая преград воля Божия. 754 Ст. 97–104. Тринадцатая строфа. Повествование о том духовном богатстве и мудрости, которые дает человеку исполнение Закона Божиего. 755 Ст. 99–100. В этих стихах противопоставлены человеческий и Божественный источники мудрости -ср.: «Да не хвалится мудрый мудростью своею... Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня. Что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле» ( Иер. 9:23–24 ). 757 Ст. 103. ...слова Твои – заповеди Божии. Человек, оживший для духовного чувства, испытывает неведомое ему дотоле наслаждение. 758 Ст. 105–112. Четырнадцатая строфа. Псалмопевец заверяет Бога в бесповоротной преданности Его заповедям. Ст. 105. Похожее сравнение со светильником находим в Притчах Соломона: «Заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Притч. 6:23 ); ...свет его на путях моих – Закон Божий освещает тропу, по которой я иду, мой ум получает способность видеть духовные вещи при свете веры. 759 Ст. 106. ..хранить суды правды Твоей – выполнять Твои заповеди, ведущие к познанию истины; человек, просвещенный светом веры в Божий Закон, полон непоколебимой готовности не отступать от него. 763 Ст. 113–120. Пятнадцатая строфа. Псалмопевец порвал все связи с людьми лукавыми и беззаконными (ст. 113, 115), воля его решительно на стороне Закона Божиего (ст. 113), Бог помогает ему и охраняет его на этом пути (ст. 114), надежда на помощь Божию укрепляет его (ст. 116–117), он видит, как унижены нарушители воли Божией (ст. 118), и стремится усвоить себе страх Божий, чтобы он был ему поддержкой при исполнении заповедей Божиих (ст. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Равным образом и в хвалебной песни, в которой царь прославляет всемогущество и бесконечное величие Бога, пред которым «всё живущие на земле ничего не значат; по воле своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: что Ты сделал?» – нельзя не признать созвучия с местами из кн. Ис.40:17 : «все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него», 43:13: «от начала дней Я тот же, и никто не спасёт от руки моей; Я сделаю и кто отменит это?», 24:21: «и будет в тот день, посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле». Но такое знакомство царя с библейскими мыслями и выражениями легко и естественно объясняется с одной стороны тем, что Навуходоносор, находясь в близком отношении к Даниилу и, конечно, не раз выслушивая из уст сего пророка изливавшееся славословие и исповедание истинного Бога, мог усвоить и сохранить в своей памяти многие библейские мысли и выражения, а с другой тем, что, по всей вероятности, самый указ со слов царя изложен Даниилом, вследствие чего наряду с чисто языческим образом представлений, неопровержимо выступающим в указе, являются славословия в честь истинного Бога, изложенные в духе священных книг библейских (Comm. Keil, s. 112, Кранихфельд, Цокклеръ у Lang. Comm. 96). Останавливаясь далее на форме рассказа, противники подлинности обращают внимание на то, что рассказ, царя о своём сне и сумасшествии в ст. 25–30, а также и в 16 ст. из первого лица переходит в третье. «Сочинитель, – говорит Бертольд (Erin. 1550 см. пр. к Тв. св. от. 1871, 1, стр. 96), – впадает бессознательно в повествовательный тон и через сие обличает себя в том, что не Навуходоносор, а посторонний составил сие объявление». Но в 16 ст. слово царь употреблено вместо местоимения: я, но обычаю восточных царей ставит в своих царских указах вместо личного местоимения я имя царь ( 1Ездр.7:14–15 ). Что же касается до 25–30 ст., то употребление здесь 3 лица вместо 1-го выясняется вполне из самого содержания этого отделения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

96. Жил же пророк в нищете, смирении и воздержании. Одеждой его было вретище власяное на голом теле и ходя наг и бос три лета, возвещая что царь ассирийский отведет в плен юноши и старцы, наги и босы (20, 2–4). Молитвой своей прор. Исаия извел водный источник из-под горы Сионской, и прозван бысть источник тот Силоам, ибо послан яко от Бога. И прогнал Сеннахирима от Иерусалима, и исцелил царя Езекию, и солнце возвратил назад, и этому чуду дивился народ вавилонский (38, 8). 97. Царь же Манассия жил не по заповедям Господним и создал храмы идолам и алтарь Ваалу, и кланялись там истуканам. Храм Господень осквернили, сыновей проводили через огонь, волхвовали, и развратился народ Господень, и кровь проливалась. А Исаия обличал царя, князей иерусалимских, и народ, и этим подвиг их на ярость и гнев. Он скрылся в дупле большого дуба, и его вместе с дубом перепилили деревянной пилой по повелению царя Манассии. Погребли его тело близ Силоамского источника, который св. Исаия извел молитвой. При источнике была создана купель, в ней же потом слепорожденный приемши на очи брение от плюновения, сотворенного Христом Господом, послан бысть умытися и прозре. От воды той бывают исцеления болящим глазами. 98. Пророка Твоего Исаии память, Господи, празднующи, тем Тя молим, спаси души наша. Исаия, воспевается Церковью «яко Боговещанная труба, яко зарю духовную восприем, каменя в Сионе пречестнаго, краеугольнаго, вселенную содержащего Владыку Христа, Исаия пророчествует, полагаема». Слава силе Твоей, Господи, пел еси Исаия – Божие жилище, ибо зрел он древний совет Вышнего и Господа на престоле, и к устам его угль Серафим приносит, и Книга пророка богоразумия исполнена. 99. Святые пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил составляют четверицу великих ветхозаветных пророков. 100. Исаия духом пребывал в Небесном Иерусалиме, созерцал тайны Горнего мира. Его пророчества проникнуты духом нового завета. Ему была открыта тайна Пресвятой Троицы ( Ис. 6, 3 ; ср.: Ин. 12, 40–41 , Деян. 28, 25–26 ). В его пророчествах много родственного с тайнозрителем нового завета Иоанном Богословом. Это и высокое понятие о Божественной любви к человеку ( Ис. 49, 15; 66, 13 ), и пророчества о Мессии ( Ис. 7, 14; 9, 6; 11, 1 ), с которыми созвучны апостольские слова: Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Это и проникновенное изображение страданий Спасителя ( Ис. 52, 14 ) – как будто пророк Исаия был вместе с Иоанном Богословом у подножия креста Христова. И описание будущего царства Мессии ( Откр. 3, 7 ; ср.: Ис. 22, 22 ; Откр. 7, 16 ; ср.: Ис. 49, 10 ; Откр. 21, 1 ; ср.: Ис. 65, 17 ; Откр. 21, 2 ; ср.: Ис. 52, 1; 54, 5 ). Пророка Исаию называют ветхозаветным апостолом и евангелистом. Спаситель часто повторял пророчества Исаии, они употребляются в богослужении и в молитвах. Из книги пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010