Но в той мере, в какой он — глашатай Божий, он стоит над временем; то, что он “предсказывает”, служит подтверждением и развитием того, что он “высказывает”. Он может возвещать некое событие ближайшего будущего — как знак, который оправдает его слова и его миссию в тот момент, когда это событие свершится. Он предвидит несчастья как кару за нечестие, которое обличает, благо — как награду за обращение, которого требует. У поздних пророков завеса, скрывающая будущее, отодвигается вплоть до конца времен, до конечной победы Бога, но этот взгляд в грядущее одновременно всегда остается указанием для современников. Однако поскольку пророк — лишь орудие, в его миссии заложено значение, выходящее за пределы тех обстоятельств, при которых произносится пророческое слово; это значение выходит и за пределы сознания самого пророка. Слово пророка остается окутанным тайной, пока будущее не откроет его через его исполнение; например, так происходит со всеми мессианскими обетованиями. Иеремия был послан, “чтобы губить и разрушать, созидать и насаждать” (Иер 1:10). Пророческая миссия выказывает двойное обличие, она и грозит карой, и предвещает спасение. Однако часто она сурова, полна угроз и обличений, так что такая суровость может просто-таки показаться признаком подлинного пророчества (Иер 28:8–9; 3 Цар 22:8). Перед лицом греха, который препятствует плану Божественного спасения, истинного пророка охватывает ужас. Тем не менее надежда на спасение никогда не исчезает. “Книга утешения Израиля”, Ис 40–55, — кульминация пророчества, и несправедливо отказывать древнейшим пророкам в том, что миссия их несла радость; это можно обнаружить уже в Ам 9:8–15 (впрочем, аутентичность этого места оспаривается), а также в Ос 2:16–25; 11,8–11; 14:2–9. В деяниях Божиих Его народ может усмотреть благословение и кару одновременно. Пророк посылается к народу Израиля, но его горизонт обширнее, как сила Бога, деяния Которого он возвещает. В книгах великих пророков содержатся собрания речей против язычников (Ис 13–23; Иер 46–51; Иез 25–32).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

—118— маются отыскивать истину или благо или правду, что такое это есть по природе, и, представляя себе одну только тень истинного знания, пребывают совершенно лишенными деятельной добродетели. Оставаясь чуждыми вышней и действительной премудрости, они никогда не упражняются ни в чем полезном, кроме слов. Так и Иудеи, эти братья и соседи невежеству тех, отыскивают Иисуса не для того, чтобы, обретши, веровать, как это и показало само дело, но чтобы, уязвляя Его многими упреками, навести на головы свои пламень неугасимый. И в другом также отношении, должно думать, они совершают суетнейшее искание, ибо они принимаются Его искать только потому, что нет Его. Ведь Чудотворец этот должен был пребывать среди совершавших праздник, говорят они, преследуя только приятное удовольствие для себя, а совсем не пользу от удивления (пред Чудотворцем). Облеченные славой законоучительства и считая себя великими знатоками священных писаний, они не помнят пророческого слова, гласящего так: «Взыщите Бога и, при обретении Его, призовите: когда же станет приближаться к вам, пусть оставит нечестивец путь свой и муж беззаконный намерение свое и да обратится к Господу, и помилует его» ( Ис.55:6–7 ). Видишь, как недостаточно для спасения одного только искания, но, обретши, необходимо и обращаться, очевидно чрез послушание и веру. Так надлежало спасаться и невежественному и непослушному народу Иудейскому. Если же и в этом оказывается весьма неразумным, то справедливо уже должен услышать: «Как скажете, что мудры – мы и слово Господне с нами? Всуе стала трость лживая книжникам, посрамились мудрецы, смутились, запу- —119— тались, какая (же) мудрость есть в них? – потому что слово Господне отвергли» ( Иер.8:8–9 ). И в самом деле, разве не отвергли, не приняв (Христа), или разве не бесчестят, не отказываясь безрассудно говорить о Нем это: «где есть Он?» Ведь это «Он» есть знак безумных (гордецов), еще не удостаивавших Его своего удивления, хотя из многих и великих дел Его они должны были иметь о Нем вполне подобающее представление.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да, человек может что-то предполагать, делать какие-то наведения... Но тайна Промысла Божьего, ведущего христианина ко спасению, непроницаема, как океанская глубь. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55:8). Как правило, ничего не понимает бедный человек, если только Бог ему не откроет, но и это понимание приходит гораздо позже. Ради блага самого человека Господь иногда попускает очень тяжелые испытания, вызывающие у верующего муку и недоумение. Сегодняшнее апостольское чтение учит нас: христианин, в смутное время общественных волнений, политических неурядиц, разгула греха; во время беспросветной тьмы, когда кажется, что почва уходит из-под ног и не на что опереться, помни: совершается «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Творится то, что попущено по грехам нашим. Опирайся на Христа – другой опоры нет. Живи верой и надеждой и утешайся молитвой. Бог не оставит Своих, лишь бы ты был Христов. Полагайся во всем на Господа, проповедуй Имя Его – и твои скорби обратятся в радость. Таков смысловой посыл рассмотренного нами отрывка. Эти красивые истины мы не выдумали – в них вмещаются судьбы тысяч людей, живших в I веке. Пусть же этот урок из церковной истории поможет нам, братья и сестры, правильно ориентироваться в изменчивом пространстве современной жизни и твердо стоять на камне веры, который есть Христос Господь, достойный всякого прославления, а более же всего следующими сладкими словами: «Христос Воскресе!» Рейтинг: 10 Голосов: 379 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 . Утреннее молитвенное правило, молитва шестая. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья Евсикова 9 мая 2018, 17:25 Спасибо большое за поучительную и мудрую статью. Я прочитала на одном дыхании, и все стало понятно Надежда Демина 9 мая 2018, 11:47 Воистине Воскресе! Спаси Вас Господи! Только Вы просветили мое скудоумие о видении сосуда с нечистыми животными! Борис Матвеев 6 мая 2018, 12:16 Воистину воскресе! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/112739.html

В Вятке в первые годы советской власти, несмотря на гонения, тысячи богомольцев продолжали совершать паломничество на Великую реку. Но в 30-х годах лишь отважные исповедники веры осмеливались совершать индивидуальные паломничества. В 1959 году в разгар хрущевских гонений было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую, по маршруту установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило разыскивать паломников и вывозить на машинах как можно дальше от святого места. Господь говорит: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои… Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8-9). Молитвами сонма новомучеников и исповедников Церкви нашей Господь приклонил милость Свою к людям, живущим на Вятской земле. С середины 80-х годов ХХ столетия ледяные оковы насильственного атеизма стали постепенно ослабевать, верующих перестали открыто преследовать и гнать, к их законным требованиям начали постепенно прислушиваться. Огромный интерес к церковной жизни пробудился в обществе в год празднования 1000-летия Крещения Руси. В это время в Кировской епархии, как тогда именовалась Вятская митрополия, совершал свое церковное делание приснопамятный архиепископ Хрисанф (впоследствии — первый митрополит Вятского края). Архипастырь старался всеми доступными средствами смягчать удары представителей власти по Православию. Это касалось уполномоченных, руководителей районного звена и высшего руководства Кировской области. Владыка хотел, чтобы любая возможность была использована для блага и для пользы Церкви. У нас, молодых священнослужителей Кировской епархии, вдохновляемых примером архиепископа Хрисанфа и укрепляемых его благословениями и молитвами, появилось желание и решимость вернуть нашему краю насильственно отторгнутую традицию паломничества на реку Великую, к месту явления дорогой сердцу каждого православного вятича святыне. В 1989 году владыка Хрисанф обратился к властям с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3667735...

В третьих, в Боге нет каких-либо внутренних противоречий. Сопоставляя учение о сущностных свойствах божьих с учением о природе человеческой души, которая, повторим, проста в том отношении, что не состоит из элементов, не трудно заметить принципиальную разницу, наблюдаемую между двумя формами простоты: естественной простоты Бога и субстанциональной простоты души. Не состоя из элементов, душа, тем не менее, имеет несколько присущих ей по природе сил, в частности: разумную, желательную (волевую), чувственную, раздражительную. Нередко эти силы не только не представляют собой даже условного единства, но и вступают в сильнейшее взаимное противоречие. Например, умом человек может понимать, что то-то и то-то ему полезно, скажем, утренняя физзарядка, и её делать надо, а то-то и то-то вредно, положим, утреннее пьянство, и этим заниматься не нужно: чревато последствиями. Однако при осознании человеком такого вердикта разума желательная сила его души может брать верх над разумной, и в результате он будет заниматься именно тем, о чём хорошо знает, что этим заниматься не следует. Таким образом, простая по сущности душа сложна множеством внутренних взаимно контрастных движений. А в Боге противоречий нет: Он прост и в этом отношении. В-четвёртых, Бог прост в проявлении Своих сущностных свойств. Дело в том, что Божественные свойства проявляются иначе, чем свойства созданных Им творений (обнаруживаемые в разное время в разной степени). Бог всегда проявляется в полноте Своих совершенств. В отличие от изменчивых созданий, могущих быть такими-то или такими-то, а могущих иными, для абсолютно неизменяемого Бога быть, например, всеведущим, милосердным, благим, есть тоже, что и быть вообще. В этом ключе можно понять утверждение св. Иринея Лионского : «”Бог не таков, как люди, и Его мысли не таковы, как мысли людей” ( Ис.55:8 ).... Он прост, несложен , равночленен, всегда Себе равен и подобен, весь будучи разумение, весь – дух, весь – мысль, весь – чувство, весь – разум, весь – слух, весь – глаз, весь – свет и весь – источник всякого блага» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Историко-критический метод исследования, примененный в нашей работе, несколько сближает ее с только что названными библейско-богословскими трудами. Применение этого метода в своем исследовании дало нам возможность убедиться в совершенной самобытности ветхозаветного библейского учения об ангелах и злых духах и в глубоком, существенном различии его от теогонических идей вавилонской теологии, от учения о духах в маздеизме и от воззрений на демонов греческого классицизма. Языческое воззрение на духов в каждой из этих религий насквозь проникнуто политеизмом и неизбежно зиждется на натуралистической основе; ветхозаветное библейское учение об ангелах есть подлинное произведение и существенная часть богооткровенной и духовной религии ветхозаветной. Имея самобытный корень или источник в первооткровении, и сохраняясь путем предания, учение Ветхого Завета об ангелах раскрывалось в исторической постепенности, в течение слишком тысячелетнего периода, обнимаемого священными книгами Ветхого Завета. Конечно, развитие в строгом смысле, по присущим человеческой логике схемам, здесь едва ли может быть констатировано, и требовать строго-логического генесиса данного учения в истории было бы неуместно уже по тому одному, что советы, пути и помышления Божии – не советы, пути и помышления человеческие, но отстоят от них, как небо от земли ( Ис.55:8–9 ). Так, например, учение книги прор. Даниила об ангелах представляется более развитым и богатым, чем учение о том же предмете кн. пр. Захарии, происшедшей, по церковному воззрению, позже первой книги. Было бы, однако, поспешно и не научно – на этом основании – относить происхождение кн. пр. Даниила к позднейшему времени; напротив, следует уяснить названный факт из условий места и времени происхождения одной и другой священной книги. Тем не менее различия, и при том весьма характерные, между древнейшими библейскими данными об ангелах и позднейшими ни в каком случае не могут быть отрицаемы. Например: древнейшие библейские повествования говорят только о внешне-объективном вестничестве ангелов; более поздние писания периода пророков упоминают, кроме того, и о внутреннем, психическом воздействии ангелов на людей, частнее – на пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Фото: Иван Жук Так слышал ли Бог молитвы святой Ольги? Конечно. Только не допускал Святослав в свое сердце Христа Спасителя, поэтому по пророчеству своей матери и погиб злой смертью. Святослав был убит в битве с печенежским князем Курей. Куря отсек голову Святославу и из его черепа сделал чашу, из которой пил во время пиров. Конечно, мы не знаем, где в вечности находится Святослав. Вымолила ли его святая Ольга? Может быть. Есть ведь примеры, когда людей неверующих и некрещенных вымаливали святые. Но мы знаем, что на земле материнская молитва Ольги не смогла изменить сердце Святослава. Но при этом святая Ольга в своих последних словах горюет не о том, что мало молилась о сыне, а лишь о том, что он ее не слушал. Она знала, что чужая свобода важнее ее молитвы. Много уроков нам дает жизнь Ольги до христианства и житие святой Ольги после крещения. И самый главный, быть может, – урок смирения и упования на Бога. Часто мы выпрашиваем у Бога исполнения своей воли, которая нам кажется правильной и благочестивой. Но никто не может дать гарантию, что мы не ошибаемся. Ведь и святые ошибались. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55: 8). Поэтому гораздо мудрее просто молиться о спасении своих неверующих родственников, а время и способ смиренно оставлять на волю Божию. «Да будет воля Твоя», – эту молитву дал нам Христос Спаситель. Мы же зачастую молимся так: «Господи, да будет воля моя»… Надо всегда помнить, что Господь часто призывает людей в Церковь скорбями. И когда у наших неверующих родственников случаются скорби и тяжкие обстоятельства, то не нужно чрезмерно убиваться этим, но стараться увидеть в этом направляющую руку Божию, ведущую их к вере. И последнее. Постараемся, братья и сестры, проповедовать Христа нашим присным не столько языком и словами, сколько делом и жизнью, чтобы все, кто окружает вас, «без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2).   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyataya-olga-i-myi/

Что касается второго аргумента, у меня, если честно, не возникает проблемы «беспомощности Бога перед роковой силой». Излишний антропоморфизм в восприятии Бога вообще неуместен. Господь не исправляет зло не потому, что не в силах, и не потому, что не хочет его пресечь. Он его просто не исправляет. Его мотивы принципиально отличны от наших: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8-9). Нужно понимать, что этот мир лежит во зле. Наша задача - привносить свет во мрак этого мира. По большому счёту, Христос и создал Церковь для этого. Господь может иногда вмешиваться напрямую через чудеса, отвечая на нашу молитву, но это в любом случае какой-то сотворческий, синергический акт. Ответ Бога - это ответ на молитву, вопрошание или даже равнодушие. Когда мы читаем в Писании: Се, стою у двери и стучу (Отк. 3, 20), воспринимаем это буквально - что Бог робко стучит, никогда не вламывается, не входит первым, ожидает нашего гостеприимства. Как ответить неверующему на его вопросы? Помните, в «Хрониках Нарнии», в предпоследней повести «Серебряный трон» есть совершенно потрясающий диалог. Сюжет такой: герои из нашего мира попадают в Нарнию, где узнают, что в Подземелье томится принц Рилиан. Его не просто захватили в плен, но и одурманили: и только ночью он становится самим собой, а в остальное время абсолютно доволен своим положением и Нарнию не помнит. Когда его освободили от чар, появляется околдовавшая его Зелёная Ведьма. Она и наших героев начинает очаровывать: убеждает, что нет ни Нарнии, ни солнца (на чём бы оно крепилось?) и прочее. И один из героев, Лужехмур, сопротивляясь чарам, произносит очень важные слова: «Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я - за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Подобные высказывания возможны и по отношению к эмоциональному состоянию: исцеление от беспокойства, подавленности, горя и возвращение к спокойствию и уверенности описываются в ВЗ как «оживление». Так, об Иакове, получившем зримое подтверждение благого расположения Иосифа к нему и к его сыновьям, говорится: «Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их» (Быт 45. 27). В этих случаях объем понятия «Ж.» в ВЗ значительно сокращается: Ж. является не вообще всякое отличное от биологической смерти состояние, но только свободное от болезней и угнетенности. В свою очередь болезнь, как телесная, так и душевная, оказываясь вне пределов Ж., относится к области смерти. Т. о., граница между Ж. и смертью в подобных высказываниях смещена: признаком смерти является всякая, даже частичная, утрата жизненных сил. В таких высказываниях субъектом ситуации никогда не бывают животные или растения. «Выживать» или «оживать» может только человек, его сердце (Пс 21. 27; 68. 33), дух (Быт 45. 27), душа (Быт 12. 13; 19. 20; 3 Цар 20. 32; Ис 55. 3; Иер 38. 17, 20; Иез 13. 19; 47. 9; Пс 118. 175) или кости (Иез 37. 3, 5). Однако растения, животные и даже постройки могут быть «оживлены», т. е. взращены, вскормлены, восстановлены человеком. «Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом…» (     - букв. оживят злаки - Ос 14. 8); «…а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил (   - букв. оживил ее)…» (2 Цар 12. 3). «И будет в тот день: кто будет содержать (   - букв. будет оживлять) корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле» (Ис 7. 21-22); «И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил (   - букв. оживил) остальные части города» (1 Пар 11. 8); «...и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?» (Неем 4. 2 (МТ 3. 34)).

http://pravenc.ru/text/182295.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010