Рейтинг: 9.4 Голосов: 42 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Галина 2 февраля 2024, 12:03 Сердечно благодарю за благословенный,назидательный пост. .....давайте помнить слова Господа, реченные через пророка: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 9). АМИНЬ. Игорь 13 июня 2013, 18:16 Не знаю можно ли хвалить автора и нужно ли это делать, не навредит ли это ему? Но однозначно скажу, не только по поводу этой статьи, но и многих других его статей- удивительно легко читается, глубоко проникает в сердце и находит огромный отклик в душе. Почему? Да потому, что правда написана автором - добрым и очень умным человеком. Пусть мзда Ваша на небе будет, а не от людей, а меня простите за эти строки..... Данила 26 февраля 2013, 11:23 «Даром приняли — даром давайте» как понять Андрей 13 мая 2012, 19:21 Спасибо, батюшка. Как слепой не может понять, где он, и куда идти, так и я сам ничего этого не могу помыслить. (( Христос воскресе! )) Людмила 30 марта 2011, 14:32 Дорогой, отец Димитрий! Как необходимы нам, слепым, подобные разъяснения, в которых чувствуется забота о просвещении нас. Вы снимаете пелену с глаз, врачуете нашу психику. Я так Вам благодарна! Храни, Вас Господь! Людмила 30 марта 2011, 13:27 Дорогой, отец Димитрий! Как необходимы нам, слепым, подобные разъяснения, в которых чувствуется забота о просвещении нас. Вы снимаете пелену с глаз, врачуете нашу психику. Я так Вам благодарна! Храни, Вас Господь! Ирина 10 марта 2011, 13:12 СпасиБо за вразумление. Действительно, найти безгрешного невозможно, видя неразумное в ближних, лишний раз убеждаешься в собственной падшести. Светлана 13 февраля 2011, 01:34 Все цитаты очень полезны. Понятно, что все окружающие и на первых порах шокирующие меня явления не имели бы места быть, если бы я раньше ходила в церковь, исповедовалась, причащалась, слушалась батюшек и жила по установленным правилам. Скорее всего, ко мне бы это не прилипло. Но ведь до прошлого года я вовсе не отличалась набожностью. И в церковь пришла только тогда, когда мне стало совсем плохо.

http://pravoslavie.ru/44395.html

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления ( Деян.13:37 ), и... нисходил прежде в преисподние места земли ( Еф.4:9 ). Это нисходил, как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно ( Ис.25:8 ), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:55 ; Ос.13:14 ; LXX – нет у Осии!?). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово 396 и несем его как песнь и клич победы и торжества. Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый, ибо постоянно существую прежде веков, и Последний, ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог . Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти» 397 ( Откр.1:17–18 ). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие. И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде». 398 Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад» 399 , как говорит святитель Кирилл Иерусалимский .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Вот уже Он, Божественный Младенец, в яслях вертепа Вифлеемского. В глубокой радости и ликовании вознесемся все мы духом и мыслью на небеса. «Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Верим, что великую радость Рождества Христова непостижимым для нас образом чувствует и вся земная тварь, и с великим веселием вторим ей. Вместе с пастырями и волхвами поклонимся Младенцу, лежащему в яслях, и принесем Ему все сердца наши, полные веры и благоговения. Возьмем же в руки сердца наши и с трепетом и любовью вознесем Ему, да прославит и Он нас в жизни вечной и бесконечной. Аминь. 1956 г. Рождественское послание по Крымской епархии «Таинство странное вижду и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог , Егоже воспевающе величаем». В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь глубоко таинственное и непостижимое событие, пред которым все другие события в истории мира совершенно ничтожны, – Рождество Предвечного Сына Божия в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии ради спасения погибающего во грехах рода человеческого. Вертеп, в котором произошло это глубокое Таинство, стал поистине Небом, ибо в нем явился Бог . Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей вселенной Бога. У пророка Исаии, у псалмопевца Давида, в книгах Царств читаем, что Бог восседает на херувимах, как на Своем престоле, а ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на лоне и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Падем же ниц пред вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса. Но вспомним слова Божии, возвещенные чрез пророка Исаию: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои... Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Итак, говорит, вот " тайна», которая открыта своим, а не для внешних, то есть верующим, которые исповедуют воскресение, а не философам, отрицающим воскресение мертвых. 1Кор.15:51 . Все почием, – говорит же это тем, кто дождутся пришествия (Христа). Все обновимся 57 , – хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с той же скорбью и радостью своей. Это и означают слова: 1Кор.15:52 . воскреснут мертвецы нетленными, и мы изменимся. 1Кор.15:53 . Ибо должно смертному сему телу облечься в жизнь без смертия, и сему телу тленному... облечься в славу нетления. 1Кор.15:54 . Когда же... смертное сие... и... тленное... облечется в без смертие... и нетление,.. тогда сбудется в этом, слово, написанное о сем: поглощена смерть в победе воскресения ( Ис.25:8 ). 1Кор.15:55 . Где [есть] смерть... победа... твоя, которая была от Адама до днесь? И где [есть] смерть... жало... твое, которое получило свое начало от плода древа? ( Ос.13:14 ). 1Кор.15:56 . Жало же греха закон 58 , который возложен был на Адама и его потомство в самом раю ( Быт.2:16–17 ). 1Кор.15:57 . Но Божии дары благодатные 59 дали нам победу, несмотря на всю нашу виновность, – не чрез нас и не чрез пророков, как наших спасителей, но чрез Господа нашего Иисуса Христа. 54 По-видимому, разумеет крещение мертвецов или за мертвецов, или восприемников и крестителей язычников, переходивших от нравственной смерти к жизни. Ср.: Тертуллиан . Adv. Маге. V, 10. ed. Oehler. t. 2. p. 303. и Resurr. Сага. 48. ib. p. 530–531: pro mortuis tingui pro corporibus est tingui, mortuum enim corpus ostendimus. Quid facient qui pro corporibus baptizantur, si corpora non resurgunt?.. si autem et baptizantur quidam pro mortuis, videbimus, an ratione... Quid et ipsos baptizari ait, si non quae baptizantur corpora resurgunt?.. Яснее см. у Амвросиаста ad h. 1.: Приводит апостол пример тех, кто столь уверены были в будущем воскресении, что крестились даже за мертвых, если кого предвосхищала (до крещения) смерть; опасаясь, чтобы или к осуждению, или совсем не воскрес тот, кто не был крещен, живой крестился во имя мертвого...

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Но идут этим путем все по-разному. Как это возможно? Посмотрите на дорогу: можно проехать по-разному, не нарушая правил дорожного движения. Один едет ровно – и слушает громкую музыку. Другой – неопытный водитель – виляет в пределах полосы. Третий говорит по телефону (в наушниках). Четвертого везут на буксире – с соблюдением всех правил. Пятый – едет в автобусе – и тоже ничего не нарушает. И все они доедут, куда нужно. То же самое – и в духовной жизни. Посмотрите: Господь не нарушает ничьей свободы. Один хочет подвизаться в пустыне – идет и становится преподобным. Другой в миру молится так же, как тот в пустыне, и терпит унижение и поношения. Один – Антоний Великий, другой – Андрей Юродивый. Еще один – рождается князем – и не слагает с себя княжество, но старается спастись и в чертогах – и становится Димитрием Донским или Андреем Боголюбским. Другой же убегает от княжества – это Николай Святоша Печерский. Один спасается в святительстве – как Василий Великий, другой бегает святительства – как Иоанн Молчальник, епископ Колонийский. Иной предпочитает одиночество – преподобный Сергий Радонежский, другой, его брат преподобный Феодор, – спасается в общежительном монастыре. Один терпит за Христа невыносимые мучения – как великомученик Георгий, другой внешне живет привольной жизнью – как Симеон Верхотурский. Однако какова бы ни была внешность жития любого святого, жизнь их суть борения, труд и соблазны. Житие их – поединок с грехом, со злой волей ветхого человека и с духами злобы. Мы видим, что Господь оценивает труды каждого совсем не так, как мы, исполняя приснопамятное: «Мои мысли – не ваши мысли…» (Ис. 55: 8). Преподобный Алексий, человек Божий, своим подвигом обрекает на целожизненное мучение свою супругу и родителей – и он угоден Богу. Иоанн Кущник обманом выманивает у родителей деньги на дорогу в монастырь – и Бог его благословляет. Преподобный Сергий Радонежский оказывает непослушание первосвятителю Алексию Московскому – и не погрешает в очах Божиих… Воистину – больше смотрит Господь на сердце человека, чем на то, как он идет по тернистому пути.

http://pravoslavie.ru/65259.html

Прихожанка. Интересно. Пресвитер. Так вот, 1-я песнь – это благодарственная песнь иудеев после перехода их через Чермное море ( Исх. 15, 1–19 ). 2-я песнь представляет собой обличение беззаконий иудейского народа, которые Моисей произнес во время странствования евреев по пустыне, чтобы пробудить в них чувство раскаяния ( Втор. 32, 1–44 ). 3-я песнь воспета Анной, матерью пророка Самуила, в благодарность за снятие с нее Господом позора бесчадия. ( 1Цар. 2, 1–10 ). 4-я песнь состоит из некоторых стихов книги пророка Аввакума, в которых предсказывается явление Господа Иисуса Христа и выражается чувство благоговения перед Ним ( Аввак. 3, 2, 20 ). 5-я песнь есть моление к грядущему Избавителю, выражающее жажду мира, который должно принести Его Пришествие ( Ис. 29, 9, 12 ). 6-я песнь – это молитва пророка Ионы во чреве кита, в которой изображается пророчество о восстании Христа из мертвых ( Иона 2, 3–7 ). 7-я песнь представляет собой славословие трех благочестивых еврейских отроков, находившихся в огненной печи Вавилонской, куда их ввергли за отказ поклоняться идолу ( Дан. 3, 21–56 ). 8-я песнь – продолжение предыдущего славословия, призывающего воздавать хвалы Богу за все ( Дан. 3, 57–72 ). 9-я песнь – славословие Божией Матери, произнесенное Ею после приветствия Елизаветы, наименовавшей Ее Матерью Господа ( Лк. 1, 46–55 ). 10-я песнь – славословие Бога священником Захарией при рождении святого Иоанна Предтечи ( Лк. 1, 68–79 ). Как видите, канон состоит не из восьми или девяти, а из десяти песней. Девятая песнь – песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...», к стихам которой добавляется текст песни святого Космы Маюмского «Честнейшую Херувим...». Кстати, таким же образом, как и песнь Богородицы, согласно Уставу, должен петься и весь канон, т.е. к библейским стихам должны добавляться песни, составленные в новозаветные времена, как это и делается Великим постом. Прихожанка. Надо же! Пресвитер. Но я сейчас хочу сказать не об этом. Обратите внимание на содержание библейских песней. Все они прославляют Господа как Всемогущего Избавителя от зол: в них прославляется Его добродетель и сила и слава, а также содержится пророчество о воскресении Его из мертвых. А в последних двух песнях прославляется Его Пречистая Матерь и Предтеча Его Иоанн. Исключение составляет только 2-я песнь. В ней дается образ Господа, карающего за грехи и посылающего в огонь геенский ( Втор. 32, 22 ). Поэтому и употребляется она исключительно только в дни покаянные, т.е. во время Великого поста. В прочее же время года, даже в малые посты, когда по Уставу поется почти великопостная служба, эта песнь опускается. Вот почему богослужебные каноны в подавляющем большинстве своем имеют несколько необычный, а для неосведомленных даже странный счет песней: первая, третья, четвертая и далее по порядку. Вот вам один небольшой пример того, насколько тщательно Святая Церковь охраняет свои праздники с их радостным настроением от всего горестного и печального.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Утверждение, что миссиология – это богословие миссии, верно, но ограничено, не исчерпывает сути предмета. В конце настоящей главы приводится вариант программы курса миссиологии для семинарий, являющихся высшими учебными заведениями. Эта программа отчасти объясняет, что же такое богословие миссиимиссиология. Однако и само понятие «миссия» требует комментария. Что такое миссия Богословское осмысление понятия “миссия” зиждется не только на новозаветном понимании апостольского служения, не только на экзегезе слов Спасителя: «Идите и научите все народы…» ( Мк.16:15 ). Уже в Ветхом Завете служение пророков (первый из них – Моисей) существенно для понимания того, что такое миссия Израиля, который был призван стать народом-ориентиром для всего человечества. Через него к участию в спасении призваны и другие народы. В богословии Ветхого Завета уже открыта сущность посланничества, миссии. Бог посылает Свое Слово исполнить на земле Его волю ( Ис.55:11 ;  Пс.106:20; 147:4 ;  Прем.18:14 ). Он посылает Свою Премудрость помогать человеку в его трудах ( Прем.9:10 ); посылает Духа Своего обновить лицо земли ( Пс.103:30 ) и возвестить Его волю людям ( Прем.9:17 ). Таковы предвозвестия Нового Завета. После величайшего из пророков Иоанна Крестителя Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий, и единственное желание Иисусаисполнять «волю пославшего Его» ( Ин.4:34 ), «делать дела Пославшего» ( Ин.9:4 ). Миссия Иисуса продолжается посланничеством, миссией апостолов – учеников Спасителя, круг которых не ограничен непосредственными учениками и спутниками Иисуса. Апостол Павел услышал от Спасителя: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). Все апостолы и вся Церковь призваны к миссии, выполняется же эта задача силой Святого Духа. Пятидесятница входит в христианский опыт и завершает откровение тайны Бога – Дух Святой входит в историю человечества так, что человек внутренне преображается, в нем восстанавливается подобие Божие. Как далеко ушел от богословского понимания общеупотребительный смысл слова “миссия”, и каков его общепринятый смысл в современном русском языке? Согласно толковому словарю 8 основные значения следующие:

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-missiolog...

Ис.55:8 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Го­с­по­дь. Ис.55:9 . Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф.10:6 ; Мф.18:11 ; Лк.9:56 ). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах ( Ис.7:7 ; Ис.8:10 ). В переносном смысле, под словом Господним некоторые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца ( Ин.1:1 ; Ин.17:4 ). Ис.55:10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не воз­вращает­ся, но напояет землю и делает ее способною рождать и про­изращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – Ис.55:11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Мо­их, – оно не воз­вращает­ся ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я по­слал его. Ис.55:12 . Итак вы выйдете с весельем и будете про­вожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в по­ле рукоплескать вам. Ис.55:13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы воз­растет мирт; и это будет во славу Го­с­по­да, в знаме­ние вечное, несокрушимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.55:7 Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. В «Учебной Псалтири», внизу страницы, под чертой, этот стих указано читать в более правильном переводе так: «сходятся и крыются, тии пяту мою блюдут, яко да уловят душу мою». И в этих словах продолжается речь псалмопевца о коварных и злокозненных действиях тех же врагов его. Они, говорит он, собираются и прячутся, действуя скрытно и тайно наблюдая за моими действиями и словами, наблюдают пяту мою, чтобы найти какую-нибудь возможность, какой-либо повод к тому, чтобы запнуть и низложить меня, они подмечают следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня, подобно тому как ловцы диких зверей замечают следы диких животных и, ставя сети, уловляют их. Пс.55:8 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Первая половина этого стиха в Учебной Псалтири на поле заменяется словами: «ни о чесом ли отринеши я», и эти последние слова с греческого переведены так: «за ничто ли отвергнешь их?» Вторая же половина одинаково и с еврейского и с греческого переводится так: «Ты низложишь во гневе народы», т.е. «накажешь, поразишь их». Таким образом, совершенно ясным становится смысл сего 8-го стиха. Врагам моим, говорит как бы так псалмопевец, за их коварные и злокозненные действия против меня угрожает наказание со стороны правосудия Божия. Ты, Господи, накажешь, поразишь их во гневе Своем, но неужели наказание Божие постигнет их ни за что? Нет, гнев Божий карает людей только за нечестие и беззакония. Пс.55:9 Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Обетование на языке Библии означает собственно: «обещание от Бога», а здесь слова: во обетовании переведены с еврейского словами «в книге». Псалмопевец, сказав о наказании, угрожающем врагам его со стороны правосудия Божия, обращается опять с молитвой к Богу, в которой исповедует, что он со слезами открыл всю жизнь свою пред Богом, имея в виду то обетование Господне, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных, как о том написано в книге Закона: «Аще убо (нищий) возопиет ко Мне, услышу его: милостив бо есмь» ( Исх.22:27 ), или как сказано у пророка: «Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох» ( Ис.58:9 ), или еще: «И помолитеся ко Мне, и послушаю вас» ( Иер.29:12 ). Значит, в этом стихе псалмопевец молится как бы такими словами: Боже, я со дерзновением всю жизнь мою поведал Тебе, и Ты, выслушав меня, не отринул слез моих, но положил их пред очами Твоими, подтверждая самым делом обетование Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010