Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград — народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина — фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные — это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы — иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, с. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет», то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее… А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Здесь конечно же раскрывается и смысл сказанного ранее: « праведный верою жив будет» (Авв. 2: 4). Какою верою он жив будет? Неоднократно книги Священного Писания показывают, что эта животворящая вера есть вера во Христа, распятого и воскресшего, — это очевидно и на примере Авраама, и в случае с Иовом. То же и здесь. « Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» (Авв. 3: 12). В Книге пророка Исаии (63: 1–6) есть видение, в котором изображен Бог, топчущий точило в ризах красных, и Церковь видит в этом образе Христа, Который на кресте совершает спасение людей. И здесь то же самое: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего» (Авв. 3: 13). Вера, которой будет жить праведник, есть вера во Христа распятого и воскресшего. Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным способом образы библейских пророчеств переплетены в Пасхальном ирмосе. В песне пророка (Авв. 3) мы видим созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. « Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3: 16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что, получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср. Лк. 13: 6–9), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5: 7), маслина – фарисеев и саддукеев, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс. 51: 10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4: 3), а волы – иереи (1 Кор. 9: 9), возделывающие души [см. 74, т. 30, c. 38].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Но люди отвергли это врачевание, предложенное им в законе и пророках. Они смежили очи свои, чтобы не видеть, и закрыли уши свои, чтобы не слышать, по словам пророка Исайи, чтобы не обратиться к Богу и не быть исцеленными (Ис. 6:10). Подобное этому громогласно заявлял и другой пророк, Иеремия: " Врачевали мы Вавилон, но не исцелился " (Иер. 51:9); врачевание на него не подействовало. Вавилон значит " смешение " , а смешанным, действительно, и является человечество в его слепоте. Но способ лечения есть дело наилучших врачей; лечение застарелых ран превышает силы учеников. Так и Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, видя, что нечестие людей не излечивается законом м пророками, сходит с высоты небес, рождается от святой Девы Маши, прежде всего крестом низлагает диавола, затем, пленив смерть, а своим тридневным воскресением даровав мир дальним и ближним, всех привел к познанию того, что Он – Бог. " Смерть, где твое жало? " (1 Кор. 5:55). От Бога это блаженство. Это провидев, пророк Давид говорил: " Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! " (Пс. 31:1). " Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? " (Мрк. 2:7; Лк. 5:21)? Люди, ублажая людей, не приносят им пользы, а часто даже вредят, как говорит пророк Исайя: " вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили " (людие мои, блажащии вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают) (Иса. 3:12). Но ублажающий разумно оказывает услугу. Вот пример в подтверждение. Когда Господь спрашивал своих учеников: " за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? " (Мф. 16:13), то потом Он сказал Симону: " блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах " (Мф. 16:17) – Небесный, а не тот, которого на земле считали Его отцом. Ты произнес ублажение, дай же и награду царства небесного. Но ведь ты видел, какая награда следует за этим словом. В только что прочитанных нами блаженствах мы слышали, что каждое из них имеет соответствующее ему обетование.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Более века назад Г. Гункель ( Gunkel. 1895. S. 320-323) назвал повествование о Д. и драконе «историзацией мифа», под мифом имея в виду ту часть вавилонского эпоса Энума Элиш , в к-рой рассказывается, как бог Мардук убивает Тиамат, первобытную богиню соленой воды. Критики этой теории указывают на то, что хотя Тиамат и представлялась как дракон жен. пола, однако этот образ вряд ли мог быть назван греч. словом δρκων, к-рое скорее обозначает змею; кроме того, нет никаких данных о почитании живых змей ( Landersdorfer S. Der Drache von Babylon//BZ. 1913. Bd. 11. S. 1-4). Прор. Даниил во рву львином. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Прор. Даниил во рву львином. Роспись катакомб св. Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Др. объяснение связывает эти 2 истории с Иер 51. 34-35, 44: «Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня, как дракон; наполнял чрево свое сластями моими, извергал меня. Обида моя и плоть моя - на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя - на жителях Халдеи, скажет Иерусалим… И посещу Вила в Вавилоне, и исторгну из уст его проглоченное им, и народы не будут более стекаться к нему, даже и стены Вавилонские падут». Несмотря на отсутствие прямых свидетельств о создании историй о Виле и драконе в тексте прор. Иеремии, такое объяснение часто находит поддержку среди ученых ( Moore. 1977. P. 123). Существует теория, что эти тексты являются пародиями на идолослужение (idol parody) наподобие Ис 44 и 46 ( Roth. 1975. P. 43). Целью пародий могла быть агитация против идолослужения в среде егип. еврейства в I в. до Р. Х. Это мнение подтверждается тем, что в Египте был культ змеи. Слабое место теории, на к-рое указывают критики,- это предположение, что тексты были первоначально написаны по-гречески ( Moore. 1977. P. 119). При единстве сюжетной линии между 2 греч. текстами существуют нек-рые различия, причем история Вила лучше передана в тексте Феодотиона, рассказ о драконе ярче изложен в LXX. По сравнению с LXX в историю Вила в тексте Феодотиона добавлены эмоциональные оттенки: в ст. 7 Д. отвечает царю «смеясь» (γελσας, в синодальном переводе - «улыбнувшись»); в ст. 21 царь действует, «разгневавшись» (ργισθες); более точно указана хронология в стихах 15-16, при описании преступной ночной трапезы жрецов. Д. преследует врагов менее последовательно (в LXX он, а не жрецы показывает царю потайные двери), но зато его триумф полнее: царь не сам (как в LXX) разрушает Вила и его храм, а поручает это Д.

http://pravenc.ru/text/171183.html

Наша надежда впрочем не чрез Моисея и не чрез закон; иначе не было бы различия между вами и нами. Но я читал. Трифон, что должен быть некогда последний закон и завет крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божие. Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не читал ли того, что говорить Исаия: «послушайте Меня. послушайте. люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы» (Ис. 51:4–5). О том же новом завете Бог говорит чрез Иеремию: «вот придут дни, говорит Господь, и Я сделаю новый завет с домом Израилевым и с домом Иудиным, — не такой, какой положил Я с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер. 31:31–32). Итак если Бог предвозвестил, что Он установит новый завет и притом такой, который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что именем этого самого распятого Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие; то все могут понять и из самых этих действий и из сопровождающих их чудес, что Он есть новый закон и новый завет и упование тех, которые из всех народов ожидали благодеяний от Бога. И мы, которые приведены к Богу чрез этого распятого Христа, мы — истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама, который в обрезании получил свидетельство и благословение от Бога за свою веру и был назван отцом многих народов: — как это будет доказано в дальнейшем рассуждении моем. 12.  Я сверх того присоединил и другие слова Исаии, где он восклицает: «послушайте слова Мои, и будет жива ваша душа, и сделаю с вами вечный завет, — самое верное воздаяние Давиду: вот его я дал в свидетельство народам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Посему и говорит в Псалме ( Пс.31:7 ): Радость моя, избавь меня от окружающих меня. И опять: Искупил меня Господи, Боже истины ( Пс.30:6 ). И умножить [или: умножу] их, как и прежде они были многочисленны, так что исполнится обещанное Аврааму: Умножу его и благословлю его, и будет благословен, так что будет отцем многих народов ( Быт.17:16 ). А под сынами Авраама мы должны разуметь не тех, о которых Господь говорит: если бы вы были дети Авраама, делали бы дела отца вашего ( Ин.8:39 ), но тех, о которых говорит Апостол: Те, которые от веры, суть дети Авраама ( Гал.3:7 ). Об этом умножении таинственными словами свидетельствует Исаия, говоря: Малый обратится в тысячи и меньший – в великий народ ( Ис.60:22 ). А умножение и благословение детей мы должны понимать не в плотском значении, ибо в противном случае Илия, Елисей, Иеремия и Иоанн Креститель, больше Которого не было среди рожденных женами ( Мф.11:11 ), лишены этого благословения; мы должны разуметь то благословение, через которое призывается к вере множество народов. Наконец, следуют слова: Рассею их среди народов и издалека будут воспоминать о Мне. Рассеяны между народами те, которые услышали слова: Идя учите все народы ( Мф.28:19 ), и в другом месте: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и плод ваш пребудет во век ( Ин.15:16 ). И когда Апостолы будут рассеяны среди народов, тогда отдаленнейшие народы и племена будут воспоминать о Мне согласно известному о сем пророческому слову: Воспомянут и обратятся ко Господу все пределы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) народов. Ибо царство принадлежит Господу, и Он будет господствовать над народами ( Пс.21:28–29 ). А слова: Издалека воспомянут о Мне подобны следующим словам: Далеко находящиеся, воспоминайте о Господе, и Иерусалим да будет на сердце вашем ( Иер.51:50 ). Далеко было все множество народов, но вспомянуло о Боге, потому что мы все происходим от одного родоначальника. И когда апостолы были рассеяны среди всех народов, далеко живущие народы вспомянут о Боге, будут жить с сынами своими, так что те, которые прежде умирали в неверии начнут жить верой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

" А я сказал: " О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод. " Но Господь сказал мне: " не говори " я молод, " ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь " (Иер. 1:5-7). Бог призвал также и Авраама и благословил его и размножил его (Ис. 51:2), о чем говорит и ап. Павел в послании к Римлянам (гл. 4, и к Евр. 11:8). Из массы следовавшего за Ним народа Господь призывает 12 Своих учеников и 70. Святой Дух повелеваетЗ " Отделите Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их " (Дн. 13:2). Тот же Савл, ставший Павлом, может смело говорить о своем святом призвании (2 Тим. 13:9) — " не по делам нашим, но по изволению Божию и благодати. " Он же надписывает и свое послание: " Павел, призванный Апостол " (к Рим., 1 Кор.) или даже " избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом " (к Галатам). Особым интересом отличается рассуждение ап. Павла в 1 послании к Тимофею (3:1): " верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. " В переводе эти слова апостола звучат гораздо бледнее и малозначительнее, чем в греческом подлиннике. По-русски сказано оба раза " желает " ; по-славянски — в первом случае " хочет, " а во втором " желает, " что в сущности почти звучит одинаково. В латинском переводе тот же глагол: " desiderat. " Французский перевод вносит некоторое различие, не передающее, однако, основную мысль подлинника: " si quelqu " un aspire a etre eveque, il desir une charge excellante. " Английский и немецкий глаголы тоже не делают различия, сохраняя глагол " desire " и " begehren, " Греческий же подлинник не только пользуется разными глаголами, но и содержание их более сильное и полновесное в обоих случаях. " Если кто епископства желает " — по-гречески звучит oregete — что буквально значит " имеет вкус к епископству, " " имеет аппетит к епископству. " В новогреческом языке orexis значит прямо: аппетит. Перед обедом, желая приятного аппетита, хозяин говорит kalin orexin. Во втором случае Апостол говорит: что по-славянски следовало бы перевести: " вожделеет, " так как слово epithimia означает не просто желание, но сильное желание, вожделение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Глава 51 Потом Пророк дает различные именования врагам, и во первых называет их ( Иер.51:1 ) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом ( Иер.51:2 ) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» ( Иер.50:25 .). Повелевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил: Иер.51:5 . Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего, от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых. За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не лишил их совершенно Моего о них попечения. Иер.51:7 . Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. ( Иер.51:8 ). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский ( Дан.2:38 ). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «чашею златою». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит: «Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ: Иер.51:9 . Врачевахом его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». ( Иер.51:10 ). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» ( Ис.14:13 ). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющего оное. ( Иер.51:11 ). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма «Его». ( Иер.51:12 ). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь, советует Бог Вавилонянам поставить на стенах «стражей», возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Со своей стороны, положительные доказательства подлинности апологеты находили в символическом надписании пророчества. Выражение надписания: «пророчество (massaa) о приморской пустыне», принадлежит пророку Исайи, который очень часто употреблял такие символические надписания; например, Ис.22 – долина видения (massaa); 29– Ариил; 30– видение (massaa) животных и т. п. Это надписание стоит, несомненно, в тесной связи с содержанием пророчества, а потому и все пророчество принадлежит Исайи. Далее, апологеты обращали внимание на тесную связь пророчества о Вавилоне с дальнейшими пророчествами, помещенными в той же и следующих главах: с 21:11–12 – пророчеством на Думу; с 21:13–14 – пророчеством на Аравию; с 22– пророчеством на Иудею. В пророчествах о Думе и Аравии неизвестный сторож дает ответы и сам предупреждает жителей этих стран о настоящих и будущих страданиях их. В пророчествах не определена личность этого таинственного сторожа, упоминаемого и поясняемого в рассматриваемом пророчестве о Вавилоне. Так в Ис.21 сказано: Господь велел пророку поставить сторожа, увидевшего падение Вавилона. Тот же самый сторож дает ответы о Думе и Аравии. Таким образом, эти последние пророчества немыслимы без первого. Пророчества о Думе и Аравии признаются критикою подлинными, следовательно, пророчество о Вавилоне подлинно. Символическое название Иерусалима: долина видения ( Ис.22:1–5 ), также основывается на бывших здесь видениях Исайи и его стража о Вавилоне, Думе и Аравии и подтверждает подлинность рассматриваемого пророчества. На основании связи 22-й главы с 21-й, вопреки критическому предположению, апологеты определяли иное время, в век Исайи, произнесения пророчества о Вавилоне (21:1–10). По мнению Витринги и Геферника, рассматриваемое пророчество произнесено во время нашествия Сеннахирима на Иерусалим ( Ис.36–37 глл.). Грозное и бурное нашествие Сеннахирима, в войсках коего, конечно, было не мало еламитян и мидян ( Ис.21 ­­ 22:6), предуказывало пророку такое же бурное и более вредоносное нашествие последних на Вавилон. – В этом небольшом отделе заметно большое сходство с речью Исайи. Например, сравнение вражеского нашествия с опустошительной бурей Ис.21:1–2 ­­ 5:28; 29:6. «Так сказал Господь мне», по евр. – Ис.21 ­­ 21:16; 8– Гезениус считает это выражение доказательством подлинности Ис.21:14–16 . «Падение» идолов Ис.21 ­­ 19:1; 2:18; «сын» гумна Ис.21 – Гезениус считает идиотизмом Исайи. Выражение Ис.21 – «что я слышал от Господа Саваофа» ­ Ис.28:22 . Гезениус и Кнобель в этом выражении видят «тщательное подражание» языку Исайи. Вопреки заверениям критиков в вавилонском происхождении этого пророчества, видно знакомство с ним древних пророков, например Ис.21 ­­ Авв.1 – наименование халдеев «грабителями» – и вообще Авв.2:1–20 ­­ Ис.21:1–5:9 ; Иер.50:8, 33–34 ­­ Ис.21:10 ; Иер.51:8, 47, 52 ­­ Ис.21:9 – мысль о «падении» вавилонских идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010