При взгляде на такое собрание, невольно поражаешься видимым величием его членов: то были цвет тогдашней учености, верх сановитости и блеск богатства и роскоши; то были краса, власть и сила евреев по своему внешнему положению и значению; то были гордость и страх народа, а также и опора его политической и религиозной безопасности; то были посредники между Богом и людьми, державшие в своих руках ключи от самого неба, защитники и охранители прав богоизбранного народа, от всяких насилий Римской власти, покорившей непокорных своему железному игу, – одним словом, то были жизненный нерв еврейской нации во всех отношениях, ум и сердце этого вероломного, мятежного и непокорного Богу народа ( Исх. 32:9 ), – народа жестоковыйного ( Деян. 7:51 ; Исх. 33:3 ), «с необрезанным сердцем и ушами» ( Лев. 26:41 ; Втор. 10:16 ; Иер. 4:4, 6:10, 9:26 ), «всегда противящегося Духу Святому» ( Деян. 7:51 ), – народа с каменным сердцем ( Мк. 6:52, 8:17, 3:5 ; Ин. 12:40 ), медным лбом и железным затылком ( Ис. 48:4 ), – народа, когда-то превознесенного Богом, а теперь носящего проклятие всех народов земного шара. Синедрион, в полном своем составе, наводил страх и ужас на всякого еврея, всегда трепетавшего перед судом его. Сам Христос, проводя параллель между законом Моисея и Своим Евангельским законом, ставит суд синедриона выше и страшнее ветхозаветного суда за убийство ( Мф. 5:21, 22 ) 87 . Насколько был страшен синедрион для евреев, об этом нам говорят следующие факты: Родители исцеленного Христом слепорожденного признали последнего за своего сына и подтвердили, что он действительно родился слепым, но убоялись сказать, Кто его исцелил: «ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Иисуса за Христа, того отлучать от синагоги. Потому они и сказали: он (исцеленный их сын) в совершенных летах; самого спросите» ( Ин. 9:18–23 ). Исцеленный расслабленный, 38 лет лежавший при овчей купели Вифезда, попавшийся в субботу на глаза Иудеев со своим одром и привлеченный за то к суду, оправдывался тем, что ему повелел нести этот одр Исцелитель его: в нарушении субботы виновен Тот, Кто сказал ему: «встань, возьми постель твою и ходи». И когда узнал имя своего Благодетеля, он забывает и 38 лет своего расслабления, и благодеяние Исцелителя, и спешит, под влиянием страха, донести о Нем Иудеям, чтобы оправдаться перед ними самому в нарушении субботы ( Ин. 5:1–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Позднейшее указание на тот же закон представляют: Иер. 32:7 , где пророку, как ближайшему родственнику предлагается право выкупа наследственного поля 49 , и Иез. 7:12–13 , где предсказывается такое грозное будущее, что купивший будет лишён радости, а продавший – надежды возвратить своё наследственное владение. У пророка Иезекииля ( Иез. 46:17 ), как было замечено, год свободы называется в числе учреждений будущего царства; у пророка Исаии в Ис. 37:30 , изображается данное царю Езекии знамение в таких чертах, которые напоминают собой сказанное в Лев. 25:21–22 о благословении, какое будет ниспосылаемо в 6-й год семилетия 50 , а в Ис. 61:1 , в пророческом изображении Мессии, между целями Его посланничества в мир, указывается на провозглашение свободы, выраженное у пророка теми же словами, какие употреблены о юбилейном годе 51 . Если на основании этих указаний и юбилейных выражений и нельзя с уверенностью полагать согласно с некоторыми из исследователей 52 , что закон о юбилее в целом своём виде был исполняем в цветущее время израильской истории 53 , то, во всяком случае, следы существования этого установления и знакомства с ним ветхозаветных писателей не должны подлежать сомнению 54 . В после-пленное время напротив, когда по критической теории получил своё происхождение закон о юбилейном годе, исчезают самые следы этого установления; по известным словам Маймонида, во времена второго храма юбилеи не были празднуемы и по ним велось только счисление времени 55 ; по мнению этого иудейского учёного, празднование юбилея прекратилось ещё ранее, со времени пленения колея Рувимова, Гадова и половины Манассиина 56 , под чем разумеется, вероятно 57 , поражение этих колен при израильском царе Ииуе ( 4Цар. 10:32–33 ). Представленный разбор критической теории о происхождении юбилейного года показывает таким образом – и, во-первых, что проведение идеи постепенного развития этого установления соединено с усвоением словам ветхозаветного текста такого смысла, какого они не имеют или какой не приписывается им комментаторами на основаниях, независимых от целей анти-критических, – разумеется толкование Исх. 23 -й и Второз.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Избиенные младенцы в двояком отношении сделались свидетелями избиенных праведников 49 и обвинителями убийц. Ибо как Христа, называвшего Себя Богом, единодушно изгнали и из родного города удалили ( Лк.4:28–30 ), также точно из-за Него избили неведущих и невинных младенцев, прежде чем они могли сделаться провозвестниками Его. «Глас... слышен был в Раме... Рахиль плакала о детях своих» (ср. Мф.2:18 , Иер.31:15 ). Вифлеем принадлежал потомству Иуды, сына Лии; итак, почему же Рахиль плакала о детях своих, «так как не было», то есть не было там, чтобы умереть за Христа? Плакала Рахиль потому, что Искупитель не от детей ее родился, хотя Лия есть образ древнего народа, а Рахиль – образ Церкви 50 . Но «неплодная, – говорит (пророк), – родила, и у оставленной оказалось более детей, чем у имеющей мужа» (ср. Ис.54:1 ). Или (Рахиль плакала) потому, что колена Вениаминово и Иудино были смежны. Ибо написано: «умерла Рахиль (на расстоянии) одной стадии от входа в Ефрафу, то есть в Вифлеем» (ср. Быт.35:19 ); равно как и Моисей в своем благословении говорит о Вениамине: «между раменами его... Он будет обитать» (ср. Втор.33:12 ), – ибо ковчег завета положен в Иерусалиме, составлявшем наследие Вениамина. И когда Самуил дал Саулу знамение, после того как помазал его в царя над Израилем, он сказал ему: «Вот, встретят тебя три мужа в Целцахе..., у гробницы Рахили, в пределах Вениаминовых» (ср. 1Цар.10:2 ). «Рахиль плакала о детях своих» (ср. Мф.2:18 ). Плачь, Рахиль, но не тем первым рыданием, каким ты плакала, когда враги 51 готовились напасть на твоих детей; плачь о тех (детях), которые брошены на улицах, будучи убиты не иноплеменниками, а сынами отца их – Иакова 52 . Удержи, однако, голос свой от воплей, так как награда за твои слезы как бы распиской обеспечена в тех, которые будут рождены вместе с сыном Давида, – в то именно время, когда родится Он, дабы во время явления стать проповедниками и радостными вестниками Его. Посмотри, как эти твои дети получают первое место в горнем Иерусалиме, нашей отчизне, которую мы величаем, которая открыта была Моисею на горе ( Евр.8:5–9, 11, 24 , Гал.4:26 ), – она стала их уделом. Но подожди и утешься сыном твоим, избранником (Божиим) – Савлом, иначе Павлом ( Деян.9:15 ), который тебя утешит и будет наградой за твои скорби и твои слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

51 Доселе Господь Иисус уклонялся от всяких торжественных заявлений толпы и не объявлял Себя открыто мессией, чтобы ненависть Его врагов не воспрепятствовала Ему возвестить благую весть (евангелие) царства Божия во всех местах Палестины. Теперь Его служение приближалось к концу; и перед этим-то временем, когда должна была совершиться над Ним страшная и позорная казнь, Он уже не мог, Он не должен был более держать народ в недоумении касательно своего свойства – мессии. Вот почему на этот раз Он не уклонился от царственной встречи, устроенной Ему народом, и принял Его прославление. Но и тут Он заявил, что Он – царь мира, а не войны и завоеваний: осленок был символом мира, потому что лишь лошадь употреблялась на войне ( Притч.21:31 ; Ос.14:4 ; Иер.17:25 ). «Скажите дщери»… Это место взято из двух пророков – Исайи ( Ис.62:11 ) и Захарии ( Зах.9:9 ). «Сион», с крепостью Давида на нем, господствовал над всем Иерусалимом, «Дочь Сиона» – самый город Иерусалим. 52 Ветви в руках, постилание одежд и т. п. на Востоке всегда были принадлежностями встреч царей и победителей. Господу Иисусу и воздана эта честь – как царю нового царства (христианства) и победителю греха и смерти. 53 «Осанна», собственно – «госийях-на», спаси же, даруй здравие (salvifica, σσον δ). «Осанна», бывшее народным криком у евреев при всех исключительно торжественных случаях, взято из торжественнейшего псалма – сто восемнадцатого (по еврейскому счету псалмов, а по переводу Семидесяти – из Пс.117:25 «О, Господи, спаси же; о Господи, споспешествуй же». Это почти то же, что теперь на Западе – «виват» (vivat – да живет, да здравствует), а у нас – «ура». 54 «Уже несколько лет шла борьба с римлянами в Галилее и Иудее. Судьба Иерусалима решилась во время Пасхи. Более миллиона людей собралось на праздник в св. город. Тогда придвинулись к городу римские легионы и окружили его. Со всех сторон началась жестокая битва. Римская храбрость и религиозный фанатизм оспоривали друг у друга победу. А в городе свирепствовали дикая борьба партий, отчаянье и голод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

От официального иудаизма отделялись различные секты, подобные ессеям, которые стремились сохранить чистоту учения. Но, по общему признанию представителей всех течений в иудаизме, только Бог знает сердце каждого человека. Окончательное разделение праведников и грешников произойдет лишь в конце времен, в Судный день. Метафора жатвы используется в других местах (напр.: 4 Езд. 4:30–32; 2 Вар. 70:2 ; ср.: Ис. 32:13–15 ; Иер. 31:27,28 ; Ос. 2:21–23; 6:11 ) для обозначения конца времен; в еврейских текстах ад иногда сравнивается с горящей печью (1 Енох. 54:6; в некоторых рукописях в 98:3; 4 Езд. 7:36). В других еврейских источниках также говорится о праведниках, которые воссияют в славе в грядущем царстве. 13:44–46 Ценность Царства 13:44. Сокровище для сохранности часто закапывали в землю. Здесь представлена весьма правдоподобная ситуация: крестьянин, работая на земле богатого хозяина, находит сокровище, но снова зарывает его, чтобы оно не досталось хозяину. Затем крестьянин продает все свое имущество, чтобы выкупить поле с зарытым на нем сокровищем. Естественно, что среди бедных такие истории были особенно популярны; Иисус использует этот сюжет, чтобы побудить Своих слушателей искать сокровище, которое нельзя найти на земле. 13:45,46. Ныряльщики находили жемчуг в Красном море, в Персидском заливе и в Индийском океане, и некоторые жемчужины оценивались в миллионы долларов (по современным оценкам). Слушатели Иисуса,вероятно, были хорошо знакомы с этим сюжетом, отраженным даже в народной сказке, хотя в ней ничего не говорилось о « " Царстве. 13:47–50 Отделение хорошей рыбы от худой Более подробную информацию см. в коммент. к 4:19; о разделении – в 13:36–43; о печи – в 13:40. Для ловли рыбы использовали разные сети; невод, о котором идет речь здесь, был гораздо больше той сети, которая упоминается в 4:18. Вероятно, к неводу прикреплялись поплавки и грузила, которые позволяли удерживать одну часть широкого конца невода на поверхности, а другую часть тащить под водой. 13:51,52 Книжники Царства

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

20-й и последний царь Иудейский – Матфания, Навуходоносором переименованный в Седекию (евр. Цидкийягу), был дядей Иехонии, младшим сыном Иосии, рожденным от одной матери с Иоахазом (ср. стих 18 с 4Цар.23:31–36 ; ср. Иер.37:1 ). Уже факт перемены имени Навуходоносором новому царю иудейскому (ср. 4Цар.23:24 ) указывал, что царскую власть последний получил лишь под условием абсолютной вассальной зависимости от вавилонского царя. Но Навуходоносор, кроме того, взял с Седекии клятву именем Бога, или присягу на верность себе ( 2Пар.36:13 ; Иез.17:13 ); клятву эту он, однако, впоследствии нарушил (год отложения его от вавилонского царя в библейском тексте не указан). Общее настроение и направление деятельности Седекии было небогоугодное (ст. 19, ср. Иер.37:3 ); Иудейское царство, вследствие внутреннего разложения своего, готово было стать предметом и жертвой гнева Божия (ст. 20, ср. ст. 3). По-видимому, с целью возвратить часть пленников иудейских из Вавилона, Седекия сначала посылал туда посольство ( Иер.29:3 и далее), а затем в 4-м году царствования своего, вероятно, с тою же целью предпринимал путешествие туда ( Иер.51:59 ), но то и другое было тщетно. Между тем соседние племена – идумеяне, моавитяне, аммонитяне и финикияне задумали соединиться и совокупными силами сбросить иго Вавилона, к этому располагали и Седекию, приглашая вступить в свою коалицию ( Иер.27:3 ). Решившись на это ( Иез.21:20,28 ), вопреки увещаниям пророка Иеремии ( Иер.27:4 и далее) и под влиянием и ободрением ложных пророков ( Иер.28:1 ), Седекия послал за помощью и союзом к египетскому фараону Офре (26-ой Саисской династии, в 589–570 гг.) ( Иез.17:15 и далее). Затем последовало открытое восстание Седекии против вавилонского царя, вызвавшее новый и роковой для Иудейского царства поход Навуходоносора на Иерусалим и Иудею ( 4Цар.25:1 ). Рассказ ( 4Цар.24:18 – 4Цар.25 ) почти буквально сходен с последней ( Иер.52 ) главою книги пророка Иеремии, только в последней нет сообщения ( 4Цар.25:22–26 ), а в 4 книге Царств не имеется вычисления ( Иер.52:28–30 ). Взаимное отношение этих параллельных повествований, священно-исторического и пророческого, вполне аналогично отношению между ( 4Цар.18:13–20 ) с одной стороны и ( Ис.36–39 ) с другой, т. е. каждое из параллельных повествований имело в основании своем общий источник – священную летопись событий, составленную кем-либо из современных пророков-историографов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

б) Время пророческого служения ограничивается с одной стороны 13-м годом царствования Иосии, с другой – годом разрушения Иерусалима и выселения его жителей в плен. Это не значит, что пророческая деятельность Иеремии не продолжалась после разрушения Иерусалима; а значит только, что надписание книги сделано вскоре после разрушения Иерусалима, вероятно, во время пребывания Иеремии в Массифе ( Иер. 40:6 ). Поэтому, надписание может относиться только к 1–39 главам и 46–51 главам. Главы 40–45 и 52, судя по их содержанию, написаны позднее. Сн а Амоса. Последнее имя в русском переводе правильно заменено именем Амона в виду чтения еврейского текста, св. Ефрема Сирина , блаж. Иеронима, Комплютенского и Альдинского изданий перевода 70-ти, Острожского изд. слав. перевода, а также на основании параллельных мест исторических свящ. книг: 4Цар. 21:18, 19, 23–25 ; 2Пар. 33:20–25 (ср. «Христ. Чт.» 1878. 5–6 стр. 632 и сл.). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 1:4–19 4–19. Призвание Иеремии к пророческому служению . Начав писать свои речи в то время (см. гл. Иер. 36 ), когда обнаружилось враждебное отношение к этим речам, потому что сам царь (Иоаким) был против них, пророк прежде всяких речей своих описывает событие изъявления божественной воли, которая обязывает его говорить народу то, что ему внушается Богом. Пусть его речи неприятны народу, вельможам, священникам, царю; пусть эти речи навлекают на пророка гонения: он не может не говорить, потому что говорит не свои слова, а слова Божии; сила Божия влечет его на проповедь и дает ему и право и способность говорить ( Иер. 20:9  и сл.). Иер. 1:4–5 4 . И бысть слово Гдне ко мн, глагол: 4. И было ко мне слово Господне: 5. Прежде неже мн создати т во чрев, познахъ т, и прежде неже изыти теб из ложеснъ, остихъ т, пророка во зыки поставихъ т. 5. Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя; пророком для народов поставил тебя. 4–5. И бысть сло во Гд не к о мн . Здесь пророк начинает говорить в 1-м лице. Это значит, что здесь начинается речь, писанная Варухом со слов Иеремии, между тем как первые 3 стиха составляют надписание, сделанное Варухом. По словам пророка, Господь открыл ему, что Он – Господь – усмотрел его будущее достоинство ( позна хъ т ) еще прежде, чем тот получил в недрах своей матери человеческий образ. Ср. Суд. 13:5, 16:17 ; Ис. 49:1 ; Лк. 1:15 ; Гал. 1:15 . Слова: ос ти хъ т , проро ка… поста вихъ т , значат, что Господь посвятил Иеремию в пророки, восполнив его естественные силы чрезвычайными благодатными дарованиями (ср. Иер. 1:8, 9 ), и что Иеремия вследствие того должен почувствовать в себе силу и право говорить от лица и во имя Господа или быть Его пророком (ср. Исх. 7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Евангельские описания Тайной вечери имеют ряд общих черт с ветхозаветным повествованием о заключении Завета на Синае (Исх 24). Как вечерю Господь совершил только с 12 апостолами, так и в синайском Завете Израиль представляли лишь избранные: Моисей, Аарон и старейшины (тогда как Пасха праздновалась всем народом). При заключении Завета прор. Моисей осуществил символическое действие, поставив под горой жертвенник с 12 камнями (Исх 24. 4), по числу колен Израилевых (такое поставление памятных знаков в честь важных договоров было традиционно для Древнего мира; ср.: Быт 31. 46, 51-52). Тот же мотив сохранения памяти о Завете содержат и слова Господа на Тайной вечере: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19; ср.: 1 Кор 11. 24-25), сказанные 12 апостолам. В ветхозаветных повествованиях о заключении союза в более широком контексте иногда упоминаются хлеб и вино или «еда» и «питие» (напр., Быт 26. 30). Наиболее известно повествование о благословении Авраама Мелхиседеком, царем Салимским (Быт 14. 18), к-рого называют образом и провозвестником грядущего Мессии (ср.: Евр 5. 10; хлеб и вино Мелхиседека святоотеческая экзегеза однозначно рассматривает как прообраз Е.). Описание синайского Завета также говорит о трапезе в присутствии Бога: «Они видели Бога, и ели и пили» (Исх 24. 11). Договоры скреплялись также рассечением надвое жертвенного животного (Быт 15. 10, 17-18; Иер 34. 18). Именно так можно истолковать преломление Спасителем хлеба (хлеб этот никак не мог символизировать пасхального агнца, кости к-рого, напротив, было запрещено ломать (Исх 12. 46)). Прообразом «Крови нового Завета» была жертвенная кровь, возлитая прор. Моисеем на жертвенник и использованная им для окропления народа (Исх 24. 6, 8). О «крови Завета» говорится и у прор. Захарии (Зах 9. 9, 11-12). Обновлению Завета, на к-рое уповал Израиль, должна была послужить крестная Смерть. Связь между заключением Завета и страданиями Мессии прослеживается в образе Раба Господня из Книги прор. Исаии (Ис 42. 6; 49. 8; 53. 7-12). Предсказание о новом Завете у прор. Иеремии (Иер 31. 31-34) содержит мотив оставления грехов, который звучит и в евангельском повествовании о Тайной вечере (Мф 26. 28) (подробнее см. ст. Тайная вечеря ).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Эта тайна и есть основное содержание проповеди, которую Церковь должна нести миру. Возвещая о ней и неся в мир благодатный свет, Церковь ссылается на свидетельство Того, Кто есть “Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия” (Откр 3:14), Богочеловек Иисус Христос. Но она не может не ссылаться на свидетельство и Той, в Которой эта тайна уже получила все свое выявление, в Которой этот свет засиял во всем своем блеске и силе, — на свидетельство Матери Богочеловека, человека Пресвятой Девы Марии. Нам остается определить характер этого свидетельства. Из Священного Писания мы знаем, что если чаще всего Божие свидетельство подается словом, то бывают также и молчаливые свидетельства. Бывали случаи, что даже предметы (Быт 31:51–52), животные (Быт 21:30–31) или природные явления (Быт 9:12 и сл.) избирались в свидетели и людьми, и Богом в Его сношениях с людьми. Одним своим присутствием, наличием или появлением они должны были напомнить о чем-то важном, имевшем место, обещанном или дарованном. Они часто получали наименование знамений , особенно если оказывались связанными с чем-то благодатным, чудесным. Знамениями могли быть также и человеческие личности: таковы, например, сын пророка Исаии (Ис 8:1–4) и таинственная матерь Эммануила (Ис 7:14). Свидетельство Матери Господа относится к категории знамений. Лица, избираемые как знамения, часто уже в себе являли то, о чем они свидетельствовали; так, пророк Иеремия в своей личной судьбе должен был стать знамением для своего народа и для своей эпохи (Иер 16). Пресвятая Богородица, являя в Себе всю уже исполнившуюся полноту обетований Божиих человеку и миру, есть тем самым знамение Царствия Божия, пришедшего в силе. Принимая это знамение, Церковь, однако, понимает, что Бог, давая его людям, отнюдь не желает его им навязать. В Евангелии Матерь Иисусова выступает как великая Евангельская Молчальница, смиренно шествующая вслед за Своим Божественным Сыном. Православная Церковь эту истину глубоко прочувствовала, и потому помимо Ефесского догмата, догмата по существу христологического, она свое исповедание о Божией Матери ни в каком формальном догматическом определении не выразила, а все предоставила молитвенному переживанию в своем богослужении или в келейной молитве.

http://pravmir.ru/velikoe-znamenie-tsars...

«Зарю» – в надписании Голгофского Псалма 21 (22) находим: «о лани [на] заре». «Лань» – образ Христа, порождающего души в вечную жизнь; «заря» шахар входит в имя диавола: хелел бен– шахар – «Блистающий сын зари» ( Ис.14:12 ). «Сын зари» был побежден «зарей» Воскресения Христа. «Пробужу зарю» – Воскресение произошло в предзаревой утренний час 316 . Короткий Псалом 57 (58) почти целиком посвящен обличению «сынов человеческих» и тех, кто предался диаволу. Пс.57:2             Верно ли, что безмолвие правды вы изрекаете,                         прямое судите, сыны человеческие? " Безмолвие 317 правды» – немоту правды. В мире человеческой несправедливости правда как бы онемела: люди заставляют правду онеметь. Если среди вас такие, кто безмолвную правду выскажет? 318 «Верно ли что?» – Что есть среди вас такие, кто правду выскажет, судит прямо? Ответ: «исчезли верные среди сынов человеческих» ( Пс.12 /11:2). Пс.57:3             Даже в сердце беззаконие 319 делаете на земле,                         злодеяние 320 рук ваших взвешиваете. «В сердце беззаконие делаете» – это искренне преданные, те, кто «возлюбил злое больше, чем доброе» ( Пс.52 /51:5). «Злодеяния взвешиваете» 321 – кто кого превзойдет: какова борьба тщеславий, борьба за власть, состязание в богатстве… От этого предостерегал Давид: «не ревнуй делающим беззаконие» ( Пс.37 /36:1), конца этой борьбе нет. Пс.57:4             Нечестивые чужими стали от утробы, заблуждаются,                         от чрева говорят ложь. «Чужими стали от утробы» – можно понять: «покинули утробу» (МЛ) и уже заблудились. Раши: «еще находясь в утробе матери, стали чужими» Богу. Но как может – заблуждаться младенец и говорить ложь, кто еще бессловесен? Давид говорит: «от чрева матери моей – Бог мой Ты» ( Пс.22 /21:11). Пророку Иеремии сказал Господь: «прежде чем Я слепил тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем Ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ). А фараону сказал: «ради того Я поставил тебя – ради [того, чтобы] явить тебе силу Мою, и чтобы объяснить имя Мое по всей земле» ( Исх.9:16 ; Рим.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010