Оглушенный гневом Божиим и изнуренный бедствиями, Иерусалим повержен на землю; но теперь он должен очнуться и подняться, потому что он снова будет могущественным и славным; язычники не будут больше осквернять его и владеть им; он будет освобожден из рабства ( Ис.51:1,2 ). Хотя Израиль и предан чуждой власти, но владеющий им должен отпустить его, как скоро Господь потребует этого от него; халдеи также мало имеют права на него, как некогда фараон на народ израильский в Египте, и так как язычники только поносят и ругаются над пленниками, то Господь положить конец плену (3–6). Следовательно народ будет освобожден из Вавилона и пророк уже духом видит, как весть об освобождении перешла в Иерусалим по горам ( Ис.51:7 ; Рим.10:16 ), как радуются пророки, видя живо пред собою то, что они созерцали только издали ( Ис.51:8 ), как Иерусалим выходит из развалин ( Ис.51:9 ), как Господь судом освободил свой народ и как народ израильский, не запятнавши себя имуществом халдеев, свято, под божественным водительством Божиим идет из Вавилона ( Ис.51:10–12 ). Шестая речь, гл. 54. Слава Иерусалима – общества Отрока Господня. Иерусалим, во время плена бывший одиноким, и как бы неплодным, приобретает теперь новых чад: он должен распространить для них свои жилища, так много будет у него народа ( Ис.54:1–3 ; Гал.4:27 ). Он будет прославлен и поэтому должен перестать страшится; он будет так славен, что никогда и не вспомнит о египетском и вавилонском могуществе ( Ис.54:4 ); потому что Господь его имеет силу помогать и поможет так как Он вспомнит о прежнем завете, и тем богаче теперь будет на милости, что некоторое время должен был гневаться на него ( Ис.54:5–8 ). Милость Его теперь будет продолжаться вечно, потому что гнев, тяготевший доколе, не взыдет больше на Иерусалим: благодатный завет Божий неизменен ( Ис.54:9,10 ). Из развалин воздвигается Иерусалим во всем величии и внешнему величию его соответствует внутреннее величие и слава его жителей; и поскольку жители его благодати Божией отвечают праведною жизнью, то Господь, всемогущий защитник их, сделает их непобедимыми и непреодолимыми ( Ис.54:11–17 ; Ин.6:45 ). Седьмая речь, гл. 55. Призыв к приятию спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Насколько неосновательно подобное искусственное различение идеального Израиля от Израиля вообще, равно как отнесение всех мест книги пр. Исаии прежде всего к идеальному Израилю или „рабам Господа“ и только уже в дальнейшем смысле (прообразовательном) к „Рабу Господню – Мессии, это мы старались выяснить на стр. 277–286 своей книги: „Единство книги пр. Исаии“. Укажем здесь на некоторые из приведённых там соображений. Прежде всего в книге пр. Исаии неоднократно Господь указывает Израилю через пророка, что только „ради Себя“, а не ради правды Израиля Господь спасает последнего (напр. 45:25; 48:11). Затем „Раб Господа“ представляется страдающим „ради всех нас“ ( Ис.53:6 ), причём в понятии „мы“ включаются сами благовестники или пророки, проповедь которых не встретила веры в народе и даже ввела его в соблазн: „Господи! кто поверил слышанному от нас (о Рабе Господа), и кому открылась мышца Господня“ ( Ис.53:1 ). „Совратились мы, говорит пророк, каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него (Раба Господа) грехи всех нас“ (ст. 6). Затем как приложить ко многим праведникам такие конкретные черты, которые было бы прямо искусственной натяжкой относить не к отдельной личности, а ко многим праведникам: „как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека вид Его, и лик Его паче всех сынов человеческих“ ( Ис.52:14 ); „муж скорбей, изведавший болезни“ ( Ис.53:3 ); „Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“ ( Ис.50:6 ); „Я, Господь, призвал Тебя (Раба Господня) в правду..., чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы“ ( Ис.42:6–7 )? Едва ли, не насилуя текста, можно идеальному Израилю приписывать изведение Израиля из плена, тогда как, понимая —453— означенное место прямо в приложении к Мессии (равно как и парал. Ис.61:1 и дал.), мы избегаем всякого насилия тексту. Или ещё как приложить ко всему „идеальному“ Израилю такую конкретную черту: „Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребён у богатого“ ( Ис.53:9 )? Мог ли говорить пророк о совершенной безгрешности „идеального“ Израиля, которую приписывает он „Рабу Господа“? ( Ис.53:9 ); мог ли приписывать смерти праведников значение искупительное ( Ис.53:10–12; 4–6 ), а не значение лишь личного успокоения, как это пророк делает, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прият Его душа Моя, дах Дух Мой нань» ( Ис.42  и сл.). Его назначение и достоинство Его – быть всемирным вечным царём благодати и правды: «и велие начальство Его, не только на престоле Давидове, и на царстве Его, исправити е и заступити его в суде и правде от ныне и до века» ( Ис.9:7 ); но «будет в день оный корень Иессеов и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут» ( Ис.11 ). Этот божественный царь приидет тогда, когда и весь народ избранный, после многих и великих бедствий, будет подобен остающемуся от посеченного дуба пню, или же желудю, «егда испадет из плюски своея» ( Ис.6 ), когда и сам род Давидов, от которого Он произойдет, будет уже усечен до корене: «и произойдет ветвь от пня Иесеева» ( Ис.11 ). Ему будет предшествовать и приготовлять мир к явлению Его великий проповедник покаяния: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его, всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в права и острая в пути гладки, и явится слава Господня и узрит всяка плоть спасение Божие» ( Ис.40 ). Сам он откроет свое служение в той части Палестины, где мрак духовный особенно представляется сгущенным: «страно Завулоне, земле Невфалимля и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков, людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии в стране и сени смертней, свет возсияет на вы» ( Ис.9 ). Он должен возвещать, в силе Духа Святаго, слово благодати и спасения: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно... дати плачущим... украшение славы вместо духа уныния» ( Ис.61 ). Такое служение имеет проходить Он с кротостью и смирением беспримерным: «не возопиет, ниже ослабит (не загремит), ни же услышится вне глас Его, трости сокрушенны не сотрет, и льна курящася не угасит» ( Ис.42 ). Божественная сила и любовь Его будут изливаться рекою чудесных благотворений и знамений: «отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни» ( Ис.35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.43:2 . Будешь ли пере­ходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не по­топят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. «Будешь ли переходить через воды... через реки... через огонь... и пламя». Это – общая эмблема различных земных злостраданий и бедствий, от которых Господь неоднократно спасал Своего Израиля. Но возможно, конечно, искать здесь и более частных исторических намеков, напр., в переходе через «реки» видеть указание на вавилонский плен, когда народ иудейский был отведен за великую реку. В ссылке же на огонь, который не будет жечь, и на пламя, которое не опалит, имеем основание видеть пророчественное указание на историю трех отроков в пещи вавилонской ( Дан.3 гл.). В качестве ближайшей параллели к этому месту нельзя не отметить следующих слов Псалмопевца: «Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» ( Пс.65.12 ). Историческое оправдание данного пророчественного утешения некоторые усматривают в том частном событии, которое имело место при возвращении иудеев из вавилонского плена и описано в первой кн. Ездры ( 1Ездр.8:22–31 ). Под огненными испытаниями, которые пережила ветхозаветная церковь , разумеют гонения Антиоха Епифана ( 1Мак.1 гл.). Ис.43:3 . Ибо Я Го­с­по­дь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. «Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев». Последний эпитет, в приложении к Мессии, уже встречался у пророка Исаии и раньше ( Ис.41:14, 20 ). Но здесь к нему добавлено еще новое, знаменательное определение – «Спаситель твой». Хотя оно, именно, и не имеет еще здесь того специального значения, какое получило позднее, однако для нас важно отметить и самый факт его употребления. Святый Израилев назван здесь Спасителем, как за все прошедшие исторические случаи избавления евреев от их политических врагов ( Исх.14:23–31 ; Суд.4 ; Суд.7 гл. 2Цар.8:1 ; 4Цар.14:9–16 и др.), так и за аналогичные им будущие случаи, ближайшим образом, за факт избавления от вавилонского плена, открытый духовному взору пророка. Этот новый эпитет делается одним из излюбленных во второй части его книги ( Ис.45:15, 21 ; Ис.47:15 ; Ис.49:26 ; Ис.60:16 ; Ис.63 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И в другой раз, когда по слову того же пророка Божия, египетская страна объята была неестественной трехдневной тьмой, то среди этой тьмы не могла светить никакая сила огня ( Прем.17:5 ). И этого замечания писателя книги Премудрости Соломоновой также нет в повествовании Моисея ( Исх.9:23 и др. ст.). Но между тем, такое же точно замечание делает и Филон. В рассуждении своем о жизни Моисея он именно говорит в одном месте, что «в египетской стране, выше и ниже Мемфиса, никогда не бывает ни дождей, ни градов, ни снега, но что по слову Моисея вся атмосфера этой страны совершенно изменилась, так что внезапно появились в ней страшные тучи с градом, дождем и молниями, – и в это страшное время гнева Божия, ни вода, затоплявшая все нивы, не гасила разливавшегося по земле огня, ни огонь не растаивал града» 85 . В этом же самом сочинении несколько ниже он говорит еще, что «во время трехдневной тьмы, объявшей Египет, египтянам никак нельзя было засветить огня, потому что густота тумана в воздухе тушила всякий разводимый ими огонь» 86 . в) Рассуждая о чудесных свойствах манны, которую Бог посылал израильтянам в пустыне, писатель книги Премудрости Соломоновой говорит, что эта ангельская пища имела в себе всякое услаждение и ко всякому слична вкушению ( Прем.16:20 ), так что, угождая единого коекождо воли, якоже кто хотяше, превращашеся ( Прем.16:21 ), – и объясняя это необыкновенное свойство манны, замечает, что она обладала им по тому самому, что была только видимым образом истинной кормительницы всех – благодати Божией и истинной пищи всех верующих – Слова Божия ( Прем.16:25–26 ). В повествовании Моисея о манне нигде не упоминается и об этом необыкновенном вкусе ее. Напротив Моисей прямо говорит, что она имела известный, определенный вкус, и именно – вкус муки пшеничной, смешанной с медом ( Исх.16:31 ; Чис.11:8, 21:5 ). Но между тем такое же совершенно мнение о манне мы находим и у Филона, который положительно говорит, что этот ангельский хлеб, посылаемый с неба, имел в себе сущность всех вкусов, и, по существу своему, был не что иное, как сама мудрость или Слово Божие, сходившее с неба и питавшее веровавших, так как и Моисей говорит, что не о едином хлебе жив будет человек, но и о Слове Господнем 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время“ (27–30 ст.; ср. Иов. 28, 12–28 ). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове (22–23 ст.), безначальное рождение от Бога (24–26 ст.), посредничество при творении мира (27–30 ст.), совершенно одинаковы с усвояемыми в новом завете Сыну Божию ( Uoah. I, 1–3.14 ), что прямо побуждает видеть в приведенных словах прикровенное изображение второго лица Св. Троицы. В неканонических же книгах ветхого завета учение об ипостасной Премудрости раскрывается еще подробнее 343 . Так, о природе и свойствах Премудрости говорится, что Она есть дух разумный, святый, единородный.., светлый, чистый.., всевидящий и пр. ( Npeм. VII, 21–23 ). Об Отношениях Её к Богу: Она вышла из уст Всевышнего ( Сир. 24, 3 – аналогично исхождению слова из уст человека), есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, образ благости Его ( Прем. 7, 7; 25–26 ); от века Она пребывает с Богом ( Сир. 1, 1 ), имеет сожитие с Ним ( Прем. 8, 3 ), приседит престолу Его (9, 4); Она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8, 4); только Бог знает путь Её и ведает место Её. Он видел Ее и измерил, Он знает Ее и открыл Ее Своим разумом ( Вар. 3, 32–37 ; Сир. 1, 7; сн. Иов. 28, 23–27 ). Об отношениях Премудрости к миру: Она участвовала рядом с Иеговою в творении мира, была художницею всего, родительницею существующего ( Прем. 7, 12. 21; 8, 6; 9, 9 ; ср. Притч. 8, 27–31 ), а по создании мира Она охраняет его и наблюдает за тварями и есть виновница всего вообще бывающего в мире как физическом, так и нравственном ( Сир. 24, 3. 6 ; Прем. 7, 12. 24. 27; 8, 7; 9, 9–19 ), но преимущественное наследие для Себя нашла во Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Родится Некто великий из дома Давидова по обетованию. Он завет вечный милости Божией. Ис. 7:14, 9:6–7 ; ср. Ис. 55:3–4 . Об этой отрасли дома Давидова и о почивающем на Нем Духе Святом см. пророчество и исполнение Ис. 11:1–2 и Ис. 61:1 . Израиль, как сад Господень станет плодородным, когда Дух Господень изольется на него и оживит его. Ис. 32и Ис. 44:33 . В гл. V, 2 и 7 Господь называет Израиля виноградной лозой и виноградником. Но эта лоза: „насаждение Господне“, засохла, потому что не приносила плодов „правды“. Ответ на это читаем в Ис. 60 : „И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему“. В LXIII, 17 пророк восклицает как бы с укором: „Для чего Господи Ты попустил нам совратиться с путей Твоих и ожесточиться сердцу нашему? Но эти слова суть явное продолжение и повторение мысли, высказанной в гл. VI, 10 об огрубении сердца Израиля и в XXIX, 10: „навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши“. В гл. III, 16, 25–26 говорится о Сионе и Иерусалиме: „мужи твои падут от меча.... и будут вздыхать и плакать ворота столицы и будет она сидеть на земле опустошенная“. Только памятуя этот последний стих, понятно будет воззвание во второй части: Ис. 60:1,18,20 . „Восстань Иерусалим“.... „Не слышно будет более насилия в земле твоей.... и будешь называть.... ворота твои славою“.... „окончатся дни сетования твоего“. В этой 60-й главе, как в 57 (ст. 18); 61 (ст. 3); 66 (ст. 10) предполагается, что Иерусалим (Сион) сидит на земле в горе и сетовании, и что ныне в день освобождения их Господь прелагает сетование в радость. Все это суть ответы второй части на пророчества первой части, как напр. на XXIV, 4 „сетует, уныла земля“ или XXXIII, 9: „Земля сетует, сохнет“. (Ср. указанные места). В Ис. 8мы читаем, что „Господь закрыл лице Свое от дома Иаковлева“. В Ис. 64повторена та же мысль, но с объяснением за что: „Нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя: поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

IV. Конец Конец, есть тот, чтобы Египтяне примером предков устрашены будучи, неправедно утеснять Иудеев перестали, и возлюбили бы истинную небесную премудрость; а Иудеи надежду и упование на Бога возлагали бы, зная, что предки их тягчайшие прежде в Египте ожесточения претерпевши, Божией помощью избавлены. V. Разделение На три части сия книга разделяется: В первой части, Премудрости описания различные – от гл. 1 до гл. 7 ( Прем.1–6 ), где: 1) Общие, гл. 1 до 6 ( Прем.1–5 ), именно: а. Наставление царское, Прем.1 . б. Зерцало жизни и нечестивых советов. Прем.2 . в. Благочестивых после сей жизни блаженство. Прем.3 . г. Утешение благочестивых против смерти, и потому спокойная смерть и бессмертие. Прем.4 . д. Блаженство праведных в другой жизни, и позднее покаяние нечестивых. Прем.5 . 2) Особливые. Прем.6 – где увещание к исканию премудрости для того, что сама она предваряет ищущих ее, и великие благодеяния делает. Во второй, части приобретение премудрости – от гл. 7 до 9 ( Прем.7–8 ), где: 1) Начало премудрости и превосходство описывается. Прем.7 . 2) Премудрость, дева возлюбленная, любовь приобретает человеку от Бога и людей. Прем.8 . В третьей части речь Соломона, здесь введенного – Прем.9с до конца, где содержится: 1) Молитва о получении премудрости и потребность оный. Прем.9 . 2) Употребление ее, разными примерами изъясненное. Прем.10 . а. Премудрость в пустыне путеводствует, везде питает человека, и его неприятелей преодолевает. Прем.11 . б. Божие долготерпение в наказании грешных изъявляется. Прем.12 . 3) Дела безумных, особливо идолопоклонников. Гл. 13 до 16 ( Прем.13–15 ). а. Суетно есть тварь почитать выше, нежели Творца. Прем.13 . б. Суета идолопоклонства, и начало оного размножение и происшествия. Прем.14 . в. Верных и неверных состояние различное. Прем.15 . 4) Божий суд в рассуждении премудрых. Прем.16с до конца. а. Каков Бог в рассуждении праведных и нечестивых, и какое различие в рассуждении их имеет. Прем.16 . б. Нечестивые не бывают участники света оного, которой благочестивые души просвещает. Прем.17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010