Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мало распространенно мнение, разделявшееся Корнелием а Ляпиде Друзием, Буддеем, Газе и др. и приписывавшее эту книгу Филону язычнику здесь все учение библейско-еврейское, а не языческое. Общий, и до ныне разделяемый, вывод получается тот, что книга написана египетским иудеем, жившим в эпоху Птолемеев, в третьем или предпоследнем веке до Р.Х., получившим иудейское богословское вполне основательное образование, знавшим и греческую науку, особенно александрийскую философию. Имя его неизвестно. Иудейству эта книга была неизвестна Флавий, Филон и талмуд не знают ее. В новозаветных книгах видят следы знания ее у апостола Павла. Более ясны эти следы в 1 Посл. к Коринфянам Климента Римского (27 гл ­­ Прем. Сол.11:22), у Иринея Лионского , Ипполита, Киприана и др. Единство и целость книги ныне признаются всеми безусловно. Книга Премудрости Соломона никогда не существовала в еврейском каноне и ныне в нем не находится. В каноне Православно-восточной Церкви также эта книга не находилась и не находится; а наименование «Премудрость» придавалось Притчам Соломона. Внимательно рассматривая содержание и учение книги и сличая его с учением ветхозаветных канонических книг, современный православный богослов, подобно тому, как в исторических неканонических книгах не может умолчать о недоумениях исторических, и здесь не может умолчать о недоумениях вероучительных, хотя и от исторических в 17–19 главах, кажется, несвободна эта книга. Таковы следующие недоуменные выражения. «Премудрость не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4 ) и: «я, будучи добрым, вошел в тело чистое» (8:20). Эти выражения дают повод искать в теле человека и его известной огранизации причин и источника греховной или «чистой» жизни человека. Выражение: «тленное тело отягощает душу и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» ( Прем.9:15 ), – дает повод искать антагонизм в человеке между телом и духом и смотреть, в духе Платоновской философии, на тело, как на темницу души. В связи с этим выражением получает экзегетическое значение и следующее выражение: «я был отрок даровитый и душу получил добрую и будучи добрым вошел в тело чистое» ( Прем.8:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  Глава 11 И изыдет жезл из корене Иессеова , то есть от Давида; и отрасль от корене его (Ис. 11:1), то есть от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии. И почиет на нем Дух Божий , со времени воплощения во чреве и крещения во Иордане. Дух премудрости (Ис. 11:2), которому дивились Иудеи, говоря: како Сей книги весть не учився? (Ин. 7:15). Дух… крепости (Ис. 11:2), то есть сил и чудес. Не по виду очей судити имать (Ис. 11:3), потому что Он Бог, и тайное наше видимо Ему, как явное. Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли , в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Поразит нечестивых земли, определением уст Своих (Ис. 11:4) осудит их в огонь. И пастися будут вкупе волк со агнцем , то есть в Церкви. И рысь почиет со козлищем , то есть в Крещении. И телец и юнец и лев вкупе пастися будут , то есть мудрые, хитрые, жестокие и простые вместе услышат благовествование. И отроча мало поведет я (Ис. 11:6). Пастырь, по простоте подобный младенцу, будет их руководителем. И лев аки вол ясти будет плевы (Ис. 11:7). И праведные и грешники напитаются единым животворящим телом с жертвенника. Все пренебрегут воинским искусством, какому навыкли прежде, и все знание свое заключат в пределы чистого Евангелия. И отроча младо будет играть с василиском и, едва отнятый от грудей, возложит руку свою на ложе аспида (Ис. 11:8), то есть сатана будет попираем людьми простыми и сделается посмешищем для детей, едва начинающих учиться. И… наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море (Ис. 11:9). Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного. И будет в день оный корень Иессеов , воздвигнутый в знамение языком (Ис. 11:10). В некотором отношении это относится к Езекии, который рожден от семени Давидова, но во всей действительности исполнилось это на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления. Того взыщут языцы , то есть устремятся и потекут воздать Ему поклонение. Слово взыщут может означать еще и то, что народы будут вопрошать у Него, что есть воля Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но, Господи, восклицает Исаия, кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся! – Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша ( Ис. 53:5 ); Он плещи свои вдаст на раны, и ланиты свои на заушения, лица же своего не отвратит от студа заплеваний ( Ис. 50:6 ); как агнец незлобивый, Он будет веден на заклание, и Тот, в устах коего и лесть не обретеся, вменится с беззаконными, и возмется от земли живот Его! Но язвою Его мы исцелеем: Той наследит многих, и крепких разделит корысти ( Ис. 53:4–12 ); Он полагается в основание Сиону – Камень многоценен, избран, краеуголен, честен, – в основание Церкви Божией, сего новоблагодатного царства, в которое призовутся и язычники, неведавшие прежде имени Бога истинного, и веруяй в Онь не постыдится ( Ис. 28:16; 65:7 ). Запечатлев уверовавших в Него своим знамением, Он пошлет спасенных от них во языки, во все концы земли, да соберутся, приидут и узрят славу Его ( Ис. 66:18,19 ). И коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис. 52:7 ), торжествующих над земной мудростью ( Ис. 29:14 )! От Сиона бо изыдет закон, и слава Господня от Иерусалима ( Ис. 2:3 ). И вот, волки пасутся с агнцами, и львы с тельцами, и вся земля наполняется ведения Господня ( Ис. 11:6–9 ), спасительной веры в Того, кто дан в завет рода, во свет языком, даже до последних земли ( Ис. 49:6 )! Современник Исаии, Михей, (749–679 г. до Р.Х.), пророчественно предуказывая место рождения Искупителя, возвестил, что именно Вифлеем Евфрафов, или Иудейский, прославится тем, что из него изыдет обетованный Вождь израилев, предвечно раждающийся от Бога Отца, изначала, от дней века ( Мих. 5:2 ). Почти в то же время пророк Иоиль, (за 700 л. до Р.Х.), по вдохновению от Бога, предвозвестил обильнейшее излияние Духа Святого в новом Израиле, – на всех истинно верующих во Христа ( Иоил. 2:28, 29, 32 ), и суд над врагами Церкви ( Иоил.3 ). Не прошло еще и столетия после сего Пророка, – Иеремия, (призванный Богом к пророчеству в 30-й год Иосии, при последних царях иудейских Иоакиме и Седекии, 638–597 л. до Р.Х.), предвозвещал, что грядущий Искупитель, святая отрасль дома Давидова ( Иер. 33:15 ), потребитель грехов ( Иер. 50:19,20 ), коего имя – Господь праведен наш , воцарится на престоле Давидовом ( Иер. 23:5,6; 33:16,17 ). Он-то завещает дому Израилеву и дому Иудину Завет новый, совершеннейший того, который был дан отцам их, по изведении их из Египта, быв написан на скрижалях каменных: Он даст законы в мысли их, и на сердцах людей напишет их ( Иер. 31:31–34 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Евангелист Лука подчеркивает исполнение в Иисусе пророчеств о предстоящем страдании Раба Господня (Лк 22. 37; Ис 53. 12). В проповеди в синагоге Назарета Христос говорит об исполнении в Его служении пророчества Ис 61. 1-2 (Лк 4. 18-22). Идея исполнения пророчеств Исаии в служении Христа характерна и для Евангелия от Иоанна. Все 3 цитаты используются здесь для обличения неверия иудеев и обоснования исполнения мессианских пророчеств в Иисусе. В произнесенной в Капернауме речи о хлебе жизни Христос ссылается на слова из Ис 54. 13: «И все сыновья твои будут научены Господом...» (Ин 6. 45: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне»). Неверие, с к-рым столкнулся Раб Господень (Ис 53. 1), прообразовало и ситуацию проповеди Иисуса (Ин 12. 38; ср.: Рим 10. 16). Наконец, евангелист прямо утверждает, что пророк говорил о Христе, когда он «видел славу Его» (Ис 6; ср.: Ин 12. 41; Beauchamp. 1989. P. 348-349; Young. 1955; о влиянии богословия глав 40-55 на Евангелие от Иоанна см.: Reim. 1974. S. 162-183). В кн. Деяния св. апостолов цитаты из И. п. к. служат тем же целям. Ссылка на Ис 66. 1-2 в конце речи первомч. Стефана (Деян 7. 49-50) подчеркивает слепоту иудеев; о ней же со ссылкой на Ис 6. 9-10 говорит в последней речи ап. Павел (Деян 28. 26-27). Слепота иудеев оправдывает начало миссии к язычникам, которую апостолы Павел и Варнава уже в Антиохии обосновывали словами из пророчества Ис 49. 6: «…Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (ср.: Деян 13. 47). Ап. Филипп благовествует евнуху об Иисусе, указывая на исполнение в Нем пророчества о страдающем Рабе Господнем (Ис 53. 7-8): «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился» (Деян 8. 32-33). Пророчество о «завете вечном, неизменных милостях, [обещанных] Давиду» (ср.: Пс 15. 10), последняя явная цитата из Ис 55. 3, понято как пророчество о Воскресении (Деян 13. 34; ср.: Dupont. 1961).

http://pravenc.ru/text/674802.html

«Святым Духом всяка душа, все дышащее, живится (оживляется)». 50 псалом, творение Ветхого Завета, постоянный спутник христианской молитвы, свидетельствует извечную веру в Духа Святого Божия, пребывающего в мире и в верующем человеке: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от мене. Воздай ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя» ( Пс.50:13, 14 ), – молимся мы словами этого псалма. Писатель книги Премудрости Соломоновой так исповедует свою веру: «Волю... Твою кто познал бы: (Боже), если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?» ( Прем. 9:17 ). «Я молился... и сошел на меня Дух премудрости. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святой, единородный не как «душа» – творение, но, как дыхание силы Божией, как отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благодати Его» ( Прем.7:7, 21–22, 25–26 ), «многочастно, многократно и многообразно говоривший... отцам в пророках» ( Евр. 1:1 ), «тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредимый, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Волю... Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа» ( Прем. 7:22–23, 9:17 ). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» ( Прем. 12:1 ). Охраняя себя и народ свой от бесовских политеистических представлений, духовные вожди иудейского народа твердо держались идеи монотеизма; но при этом и в Ветхом Завете проникла в мысль избранных людей тайна Бытия как Слова в Отце, как и Духа Святого, тайна Триипостасности. Премудрость же есть принадлежность всех Лиц Пресвятой Троицы. Христианство проповедует «Христа – Божию Силу и Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Но в Духе Святом созерцается премудрость, как жизнеподательная вечно действующая сила в мире и как источник благодати Божественной и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В полемической части трактата решаются следующие возражения протестантов против православного учения о душах святых. (Гл. I). 1) До времени второго пришествия Христова души святых находятся не на небе, а в другом каком-либо месте, которое протестанты называют то земным раем ( Лк.23:43 ), то лоном Авраамовым ( Лк.16:22 ), то рукою Божией ( Прем.3:1 ) и алтарем Божиим ( Апок.6:9 ); по мнению же некоторых противников, души святых находятся в состоянии сна до общего дня судного ( Мф.25:5 ), или даже умирают вместе с телом (596 а –597 а ). В ответ на эти мнения противников «Камень веры» говорит, что все указанные наименования места пребывания душ святых суть только частные названия неба и царства небесного (597 а –598 а ). Так, название неба и рая – одно и тоже (598 аб ). Называется царство небесное лоном или недром Авраама потому, что святые, как истинные чада Авраама по своей вере и жизни, «сладце почивают» на лоне его (598 б ). Рука Божия есть обозначение Самого Бога, Который, хотя находится везде, но главным образом присутствует на небе ( Ис.66:1 ; Деян.7:49 ; Пс.102:19 ; Мф.6:10 ). Алтарь же, под которым видел св. Тайнозритель души святых, был на небе и обозначает или страдания и смерть святых за имя Христово, или то, что они по своей небесной славе гораздо ниже Христа и от Него зависимы (599 а –600 а ). Что касается последних двух мнений протестантов, то 1) мысль о сонном состоянии душ по смерти противоречит понятию о душе, как духовной субстанции и не согласна с св. Писанием ( 3Ездр.4:35 ; Прем.46:23 ; 1Цар.28:12–19 ; Мф.17:3 ; Апок.6:10–11, 7:9–14 ); 2) думать же, что душа умирает вместе с телом, значит повторять древнее саддукейское заблуждение, которое обличено и опровергнуто Господом Иисусом Христом ( Мф.22:32 ; Прем.5:15 ; (600 а –601 а ). 2) В притче о делателях в винограднике ( Мф.20:1–15 ) Господь Иисус Христос образно выразил ту мысль, что люди, умершие в разное время, получат награду – жизнь вечную – вместе, т. е., после общего воскресения мертвых (601 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Но наиболее ясно выражено ученее о бессмертии души в учительных и пророческих книгах ветхого завета. Так, Псалмопевец исповедует: Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (48:16; сн. 15:9–10; 29:4). Екклесиаст говорит: и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (12:7; сн. Пс.145:4 ). В этих же книгах можно находить в довольно подробных чертах изображения шеола ( Пс.62:10 ; Иез.26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 ), общего для душ всех умерших места ( Пс.88:48–49 ; Иов.30:23 ; Притч.21:16 ), загробного их состояния ( Иов.3:17–19 ; Ис.38:18–19 ), как состояние сознательного ( Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 ), мысль о неодинаковом, воздаянии праведным и грешным ( Прем.4:7, 10–11, 14 ; Иез.32:18–32 ; Пс.48:11–16 ), об освобождении праведных от уз ада ( Ос.13:14 ; Пс.16:15 ), о будущем суде ( Дан.12:2–4 ; ср. Прем.4:20; 5:1–7 ; Еккл.11:9; 12:14 ) и, по заслугам Искупителя, воскресение мертвых, когда души снова соединятся с телами ( Ис.25:8; 26:19 ; Пс.16:15 ; Иез.37 гл.; 2Мак.7:9; 12:43–45 ) 222 . В новом завете мыслью о бессмертии души проникнуто все учение. Основная истина христианства есть истина о том – что Бог есть Бог жизни: саддукеям, отвергавшим бессмертие души и воскресение, Господь говорил: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф.22:29–32 ). Спаситель побуждал к мужеству в борьбе с грехом тем, что убивающие тело не могут убить души ( Мф.10:28 ). В притче о богатом и Лазаре Он дает видеть, что по смерти как душа праведного Лазаря наслаждается покоем, так несчастная душа богача – жива, но волнуется скорбями ( Лк.16:19–31 ). Наградою за подвиги самоотречения, по Его же обетованию, будет блаженная вечность: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ; Мф.19:29 ). Победа Его – Царя нашего над смертью есть победа всех верующих: Я живу, и вы будете жить, говорить Он ( Ин.14:19 ). Сообразно с таким обетованием Спасителя апостолы выражали убеждение: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ; сн. Евр.13:14 ; Флп.3:20 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп.1:21–23 ; сн. 2Кор.5:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Никита, предоставляя значительную часть своего труда для высказываний самих Святых Отцов, ставит тем самым свой труд на твердую почву святоотеческой традиции. Необходимо принять во внимание современную появлению «Сокровища» историческую обстановку в Византии, столица которой была захвачена и разгромлена латинянами, причем погибло великое множество классических и святоотеческих рукописей. При этих условиях вполне понятны те святые намерения Никиты Акомината, которыми он вдохновлялся при написании этого труда: он хотел, очевидно, сохранить и передать потомкам ромеев изученное им святоотеческое Предание. «Сокровище», как и «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина , содержит много постороннего материала, не имеющего прямого отношения к богословию. В нем нет специальной книги о Домостроительстве нашего спасения. Однако легко усмотреть, что содержание некоторых глав говорит о Домостроительстве. Терминология Отцов Древней Церкви иногда связывает воедино понятия Домостроительства и Воплощения и говорит о «Домостроительстве воплощения». Книга 3-я «Сокровища» так и именуется – De Verbi Divini incamatione, то есть «О Воплощении Божественного Слова». В 1-й главе этой книги Никита собрал «свидетельства пророков о Воплощении Божественного Слова». Приведем их все: 1 . О рождении Христа: Пс. 109:3 ; Притч. 8:25 ; Пс. 117:26; 49:3; 46:9; 2:7–8; 85:9 ; Ис. 35:4–6; 7:14; 9:6 ; Мих. 5:2 ; Мф. 2:6 ; Пс. 86:5 . 2 . О бегстве Святого Семейства в Египет: Ис. 19:1 . 3 . О Крещении Христовом: Пс. 28:3 . 4 . Об исцелении болезней Христом: Ис. 53:4 . 5 . О нисхождении Его во утробу Девы: Пс. 71:6,17 ; Иов. 9:8 ; Зах. 9:9 . 6 . Об Иуде, предателе Христа: Пс. 40:10; 2:1 . 7 . О взятии Христа: Ис. 3:9 ; Прем. 2:12 . 8 . О распятом Христе: Ис. 53:7–9 . 9 . О бичеваниях и заушениях, которым Христос подвергся: Ис. 50:6 ; Пс. 38:9 . 10 . О сребренниках за Христа: Мф. 27:9–10 ; Зах. 11:12 . 11 . О терновом венце: Песн. 3 (где под словами его мать разумеется «иудейская синагога»), 12 . О гвоздях, одеждах, желчи и уксусе: Пс. 21:17–19; 68:22 ; Зах. 13:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Таково видение славы Божией у пророка Исаии, где Иегова описывается сидящим на престоле и окруженным серафимами, из которых один горящим углем касается уст Исаии, предуготовляя его к пророческому служению ( Ис.6:1–10 ). Таково по преимуществу у Данила видение Ветхого деньми на огненном престоле в белоснежном одеянии, окруженного огненной рекой, что служило символом суда, который над народами и царствами совершит этот вечный Царь царей, и Его определений о судьбах мира и о пришествии Мессии ( Дан.7:9–27 ) 61 . Точно также Иегова называется у пророков и Саваофом 62 , Богом воинств – образный термин, указывающий символически на внутреннее недосягаемое величие и могущество Божие 63 . Но, повторяем, образность в этот период встречается реже. А главное, в связи с нею полнее, чем прежде, раскрываются свойства бесконечного Духа и вместе с тем Его отрешенность от мира, Его беспредельность и несравнимое ни с чем конечным величие. Кому уподобите вы Бога, спрашивал пророк Исаия, какое подобие Ему найдете ( Ис.40:18, 25 )? Что может сравниться с ним во вселенной? Не только неразумная природа, не только эти небеса, которые Он измерил своею пядью, и эти воды океана, которые Он исчерпал своей горстью, эти горы и холмы, которые Он взвесил на всесах своих (ст.12) ( Ис.40:12 ), но и сам человек – ничтожество. Что такое пред Ним все вместе взятое человечество? Народы пред Ним, как капля из ведра, как пылинка на весах (ст.15) ) ( Ис.40:15 ). Но и вся масса их также ничто, даже менее, чем ничто, – менее ничтожества и пустоты считается у Него (ст.17) ) ( Ис.40:17 ). Как небо выше земли, так пути Божии выше путей человека и мысли Его выше мыслей человеческих ( Ис.40:9 ). Никто не может уразуметь дух Господа и быть Его советником ( Ис.40:13 ). Весь мир пред Ним как колебание стрелки весов, или как утренняя капля росы, сходящей на землю, – говорил, выясняя ту же мысль, составитель книги Премудрости ( Прем.11:23 ). Яснее, разительнее нельзя было выразить доступным народу языком мысли о беспредельности бесконечного Духа, о премирности Бога Израилева, который, по словам другого пророка, есть Бог и вблизи и вдали ( Иер.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010