Прем.15:3 : «Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою – корень бессмертия». Ин.17:3 : «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога». Прем.17:1 : «Велики и непостижимы суды Твои...». Рим.11:33 : «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Прем.17:17 : «…были связаны одними неразрешимыми узами тьмы». 2Петр.2:4 : «...связав узами адского мрака». Прем.17:15–16 : «сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое повеление и, став, наполнило все смертью...». Откр.20:4 : «И увидел я престолы и сидящих на них...»; Откр.19:11–21 : «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем... Имя Ему: Слово Божие. (...). Из уст же Его исходил острый меч, чтобы им поражать народы. ... остальные убиты мечем Сидящего на коне...». Сир.1:1 : «Всякая премудрость – от Господа...». Иак.1:5 : «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Сир.1:4 : «Прежде всего произошла Премудрость... (т.е. Христос – ср. Притч.9:1–6 )». Кол.1:15 : «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Сир.1:6 : «Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее?» Рим.11:34 : «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» Сир.1:7 : «Один есть премудрый... Господь» 1Тим.1:17 : «единому премудрому Богу...» (ср. Рим.16:27 ; Иуд.25 ). Сир.1:7 : «…весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь». Откр.20:11 : «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места»; 6:16: «и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Сир.1:10 : «…и особенно наделил ею (премудростью) любящих Его». Еф.1:17 : «...Отец славы, дал вам Духа премудрости…». Сир.1:18 : «…Бога, Который распространяет славу любящих Его». Рим.8:30 : «…кого оправдал, тех и прославил»; Деян.5:13 : «…народ прославлял их» (ср. 1Цар.2:30 : «Я прославлю прославляющих Меня» и ( Пс.148:14 : «Господь возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Господь разрушит царство иудейское, отняв y него опору всякой твердости и общественного порядка и предоставив распадению устройство общественной жизни ( Ис.3:1–7 ), a упорных противников воле Божией, бесстыдных грешников и оскорбителей начальников народных предавши справедливому наказанию ( Ис.3:8–12 ). Угрозы пророка остаются без последствия; поэтому он объявляет суд Господень начальникам народа, которые худо управляют им, и женщинам, которые служат всемирной роскоши и тщеславию: за это постигнет их глубокое унижение ( Ис.3:13–25 ). Но этот суд приведет Иерусалим к предназначенному величию. После того, как все предметы ничтожной гордыни будут истреблены. явится тот, на Которого спасшийся остаток, по справедливости будет взирать с гордостью, явится происходящий от Израиля великий Царь будущего (о котором пророк будет говорить в 7 гл.). Общество верных признает Его своим украшением, святостью и славою ( Ис.4:3 ); вследствие чего дух, наказующий и карающий зло, очистит народ от всякого беззакония ( Ис.4:4 ). Это общество в последнее время снова будет иметь прежние знаки своего благодатного существования ( Чис.14:14 ), покров и защиту ( Ис.4:5 ): тогда Сион сделается безопасным убежищем от всех превратностей и несчастий 3 ( Ис.4:6 ). Речь третья гл. 5. Осуждение виноградника Божия на опустошение. – Пророк в притче выставляет на вид своему народу все, что было сделано в пользу этого народа, – как Бог дал ему великолепную страну, очистил ее от язычников, поставил над ним первосвященников, пророков и князей, основал город Иерусалим с храмом, – и этот народ принес дурные плоды Богу своему. За это Господь лишит народ свой и его страну своей помощи, и предоставит на произвол язычников ( Ис.5:1–7 ). Затем, в шести видах скорби изображает пророк дурные плоды, принесенные Израилем и Иудою в особенности: корыстолюбие, угрожающее в будущем совершенным расстройством страны, ( Ис.5:8 ) невоздержание, всегда наказываемое позорною смертью , ( Ис.5:11–77 ) неверие и нравственное легкомыслие, самомнение, несправедливость на суд ( Ис.5:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо кроме выше приведенного доказательства (п. VI), опровержением сектантского лжемудрования служит еще и следующее: Св. икона отличается от идолов и кумиров и по своему происхождению и религиозному значению. Кумиры или идолы возникли вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Деян. 17:29 , (см. п. VI); Прем. 13:1 – 2 . Все эти обоготворенные твари представляют собою нечто воображаемое, в действительности не существующее, суть именно, как выразился апостол, «ничто»: 1Кор. 8:4 , т. е. не представляют собою решительно ничего божественного и священного. Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых Ангелов – небесных вестников, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр. 1:14 ,– или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами ( Откр. 5:8 ). Значит, христианские св. иконы вообще представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц, тогда как кумиры или идолы сами по себе признавались язычниками за настоящих богов: Пс. 95:5 . Ис. 44:17 . При чествовании идолов, честь прямо относилась к самой вещи или фигуре идола или кумира ( Прем. 14:15 . Ис. 44:17 ). Иконы же отнюдь не признаются богами и суть только как бы портреты св. личностей: Исх. 37:7. 3Цар. 6:29 . Отсюда при правильном христианском чествовании св.икон, честь и поклонение относится не к вещи, но чрез изображение относится к самому лицу изображенному: Исх. 30:6 . (Догмат. 7 Всел. Соб.). А потому все приведенные сектантами места нисколько не относятся к изображениям истинного Бога и Его служителей на св. иконах. Прем. 13:1 . Подлинно суетны все люди, у которых не было ведения о Боге, кото рые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника. 2 . А почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (.и далее до ст. 10). 1Кор. 8:4 . Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме истинного Бога. Евр. 1:14 . Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Пс. 95:5 . Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. Ис. 44:17 . А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним, и молится ему и говорит: спаси меня, ибо ты бог мой. Исх. 37:7 . И сделал двух херувимов из золота; чеканной работы сделал их на обоих концах крышки. 3Цар. 6:29 . И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне. Исх. 30:6 . И постав его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Царские часы. 1. ( Парем. Ис.35:1–10 . Ап. Деян.13:25–32; 33 зач .; Ев. Мф.3:1–11; 5 зач.; 3. Парем. Ис.1:16–20 . Ап. Деян.19:1–8; 42 зач.; Ев. Мак.1:1–8; 1 зач.; 6. Парем. Ис.12:3–6 . Ап. Рим.6:3–11; 91 зач.; Ев. Мк.1:9–15; 2 зач.; 9. Парем. Ис.49:8–15 ; Ап. Тит.2:11–14; 3:4–7; 302 зач. Ев. Мф.3:13–17; 6 зач.). Вечерня. Парем. 1. ( Быт.1:1–13; 2 . Исх.14:15–18, 21–23, 27–29; 3 . Исх.15:22–27; 16:1; 4 . Нав.3:7–8, 15–17; 5 . 4Цар.2:6–14; 6 . 4Цар.5:9–14; 7 . Ис.1:16–20; 8 . Быт.32:1–10; 9 . Исх.2:5–10; 10 . Суд.6:36–40; 11 . 3Цар.18:30–39; 12 . 4Цар.2:19–22; 13 . Ис.49:8–15 ; Ап. 1Кор.9:19–27 ; в суб. и воскр. – 10:1–4 19 ; 143 зач. Ев. Лк.3:1–18; 9 зач.). Освящение воды. Парем. 1. ( Ис.35:1–10; 2 . Ис.55:1–13; 3 . Ис.12:3–6 ; Ап. 1Кор.10:1–4; 143 зач. Ев. Мк.1:9–11; 2 зач.). Так как св. вода служить «ко очищению душ и телес…, ко освящению домов», то священнослужители в навечерие и праздник Богоявления входят в дома мирян для окропления их святой водой. 20 6 . З. Св. гда бга и спса нашег хрта Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане 21 (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя; 22 это объяснение праздника дает св. Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи». 23 Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» ( Мф.4:16 ), и снасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя ( 2Тим.1:9–10 ), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников. Кроме того, древняя Церковь в этот день воспоминала и другие события, в которых выразилось божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; 24 от этого воспоминания и самый праздника Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось; 2) Явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане галилейской, когда Господь «сотворил начаток знамениям»; и 3) (в церкви африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более 5.000 человек пятью хлебами в пустыне, от чего и праздник назывался φαγιφνεια (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

От того замечается в той и другой части его книги необычайная широта и поразительность в раскрытии предметов; в той и другой – обилие воззваний, блистательных картин и описаний, – и к пророчествам присоединяются хвалебные песни 19 . Наконец, в той и другой части замечается едва ли не более, нежели у других пророков, строгой последовательности. И в первой и последней части есть целые не малые отделения, в которых мысли текут с удивительною ровностью и логическою последовательностью 20 . Кроме сходства в сих главных чертах, свойственных преимущественно Исаии, обе части его книги сходны между собою во многих частностях и подробностях, относящихся к раскрытию того или другого предмета. Так в той и другой образами служат: металл и изгарь ( Ис.1:22; 43:10 ), хождение или сидение во тьме ( Ис.9:2; 47:5 ), закрытые глаза ( Ис.6:10; 44:18 ), ночь и утренняя заря ( Ис.8:22; 58:8 ), покрытие покрывалом (22:8 по евр. подлин., Ис.47:2 ), венец гордости и славы ( Ис.28:1; 62:3 ) и проч. Там и здесь те же примеры из истории Авраама и Давида. 3) Язык второй части пророчеств Исаии отличается теми же главными достоинствами, какие видим и в первой, – которые, при том, не свойственны времени плена, имевшего неблагоприятное влияние на еврейский язык. Сии достоинства: – особенная чистота, благородство и изящество, обилие выразительных слов и оборотов. Кроме того, язык и речь сей части обилуют многими идиотизмами языка собственно Исаии. Укажем на некоторые из них. Название Святой Израилев также встречается во второй части, как и в первой, между тем, сие название, кроме книги Исаии, во всем Ветхом Завете встречается только шесть раз 21 . Замечательно, что во второй части, как и в первой, слово именоваться весьма часто употребляется вместо быть. Часто также встречается выражение: уста Господня глаголаша сия. Повторение слов в параллельных членах стиха, столь обыкновенное в первой части Исаии, встречается также и во второй части ( Ис.42:19; 44:3; 54:13; 55:4, 13; 59:10 ). Точно также поэтическое слово tzat zaim– отпрыски, принадлежащее кроме Исаии только Иову, находим и в первой и во второй части пророчеств Исаии ( Ис.22:24; 42:5; 44:3; 48:19; 61:9; 65:23 ) Название Египта словом rahab ( Ис.30:7; 51:9 ) и слова: chavuz – молотьба ( Ис.28:27; 41: 15 ), telulim – худая участь ( Ис.66:4; 3:4 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Эти последние, касаются отношений Бога к Своему избранному народу и образуют собственно главный центр, вокруг которого группируются все остальные. Бог избрал народ Израильский в Свою собственность и даровал ему закон, в исполнении коего вся жизнь и всё благополучие Израиля. Когда Израиль будет исполнять закон, тогда он будет благоденствовать. Жизненный опыт, однако, свидетельствовал, что до этого благоденствия далеко. Отсюда – надежда Израиля на лучшее будущее. И чем хуже и безнадёжнее было настоящее положение Израильского народа, тем напряжённее становилась его надежда на будущее. Вот почему ожидания лучшего будущего стали в Израиле особенно интенсивны со времени плена Вавилонского. Своей наибольшей остроты и напряжённости они достигли в век рождения Спасителя мира. Для нашего вопроса важно отметить, что у ветхозаветных пророков мы находим обе указанные идеи. С одной стороны их одушевляет твёрдая надежда, что владычество Бога проникнет в определённое Богом время весь космос. Целью явления Мессии будет именно устроение всемирного и вечного царства ( Ис.60 ; Дан.7:13–14 ), в состав которого войдут не только иудеи, но и язычники ( Зах.9:10 ; Ис.60:3, 10:14 ). С другой стороны пророки, как лучшие сыны своего времени и своего народа, в своих созерцаниях запечатлели национально-израильские чаяния своего времени. Тут они явились наилучшими выразителями теократического идеала Израиля. Эти национально-израильские чаяния нашли себе яркое выражение в ожидании «дня Господня», «дня Иеговы», «дня отмщения», когда Бог Израиля откроется, как Спаситель избранного народа и Судия врагов этого народа – язычников ( Иер.30:7–9 ; ср. Ис.2:12; 34:8; 61:2; 63:4 ). Время унижения народа избранного окончится, враги его будут уничтожены. Господь заключит с Израилем новый завет ( Иер.30:7–9, 18; 31:1, 33 и след.; Ис.2:12; 34:8; 61:2 ; Иез.34:20, 24; 43:7; 48:35 ; Соф.1:14–18; 3:16:17 ). Это случится с воцарением в Израиле мудрого и могущественного Царя из дома Давидова ( Ис.9:6 и след.; Ис.11:1 и след.; Ос.3:5 ; Иер.23:5 и след.; Иез.34:23 и след.; Иез.37:24 и след.), когда среди Израиля исчезнет грех и воцарится правда ( Ис.1:27; 4:2 ), когда преобразятся злые инстинкты животных и обновится внешняя природа ( Ис.11:6 сл.: Ис.65:20, 25 ; Зах.8:4 ), даже будет уничтожена смерть ( Ис.25:8 ; Ос.13:14 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

Дондеже найдет на ны Дух от Вышняго, и будет пустыня в Хермель, а Хермель в дубраву вменится (Ис. 32:15). Земля Иудеев будет пустынна, как Кармил (Хермель); а Кармил, то есть во всем изобиловавшие Ассирияне, пожжен будет огнем. И почиет в пустыни суд , которым праведный Судия отомстит за опустошение земли Иудейской. И правда в Кармиле вселится (Ис. 32:16), потому что Ассирияне получат должное воздаяние. И будут дела правды мир (Ис. 32:17). Иудеи будут вознаграждены миром и спокойствием за то, что почитали правду. И вселятся людие мои во граде мира , то есть в Иерусалиме (Ис. 32:18). И град будет падать на лес, то есть на царство Ассирийское. Как поле до земли унизится град (Ис. 32:19), то есть гордый стан царя Ассирийского, возвышавшийся подобно крепкому городу. Блажени сеющии при всяцей воде . Блаженны, — или потому что им предсказывается избавление; или потому что поверили пророчеству, изреченному к жившим при Езекии. Но это преимущественно относится к святым апостолам и проповедникам, которые семена спасительного слова посеяли во всех народах. Идеже вол и осел попирает (Ис. 32:20). Под образом вола представлен здесь народ Израильский, бывший под игом закона, а под образом осла представлены язычники, которые по закону почитались нечистыми. И святыми апостолами им всем одинаково преподано и во всех всеяно благовестие Евангелия Христова.   Глава 33 Горе расхитителю! не расхищайте; а если пожелаете расхищать, сами будете расхищены (Ис. 33:1). Пророк предостерегает Иудеев, чтобы не вдавались в хищение, хотя и расхищали их Ассирияне. Если пожелаете обманывать, сами будете обмануты. Пророк говорит, что если не пребудете в завете с Богом, то сами будете обмануты теми обманщиками, которые желают вашего переселения в Египет. Господи, помилуй ны, на Тя бо уповахом (Ис. 33:2). Эта молитва народа Иудейского. Гласом страха Твоего ужасошася языцы, и от величия Твоего… разсеяшася (Ис. 33:3). Так с бодрым духом говорят те самые, которые прежде просили об окончании своих бедствий. Ныне же соберутся корысти вашя… наполнися Сион суда и правды (Ис. 33:4–5). Соберется все, что похитили у них Ассирияне. Иудеи не только возвратят свое, но даже возьмут и собственность Ассириян. Если явлюсь им, горько возрыдают, то есть у Ассириян потекут слезы, когда ощутят силу Мою. Вестницы… мира… горце восплачутся (Ис. 33:7). Мирные вестники, посланные Езекией к царю Ассирийскому, восплачутся, потому что не дал им мирных посланий, которых они желали; восплачутся, видя падение, угрожающее их братьям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Блаженный Иероним, блаженный Феодорит и святой Кирилл Александрийский относят это пророческое созерцание ко времени восхождения Христа Спасителя на небо, по воскресении Его, когда Ангелы и небесные силы с удивлением спрашивали Его об Его багряном виде» (ср. Пс.23:7–8 , – Комм. СПб. Академии, с. 904). Но ближе к тексту будет думать, что вопрошающими через пророка здесь являются сыны Израиля, или даже представители современного Христу человечества вообще, которые, видя радикальный переворот, произведенный христианством во всех областях жизни ( Лк.1:51–53 ), задаются естественным вопросом – кто же Он – Виновник всего происшедшего? Самое построение этой фразы (вопрос), равно, как и следующей за ней (ответ) довольно близко напоминает аналогичное же место из одного псалма: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани... Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – Царь славы» ( Пс.23:7–10 ). «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Вот ясный ответ на поставленный выше вопрос, данный Самим героем-победителем. Самим возвращающимся триумфатором. Он называет себя здесь «изрекающим правду», «сильным... спасать». Мы уже много раз имели случай выяснять ту «правду», во всех оценках этого основного пункта всего ветхозаветно-теократического мировоззрения, о которой пророк Исаия говорит особенно часто ( Ис.1:17, 21, 26 ; Ис.5:16 ; Ис.32:1, 16–17 ; Ис.45:24–25 ; Ис.48:18 ; Ис.51:5 ; Ис.53:11 ; Ис.57:12 ; Ис.58:8 ; Ис.59:3, 14, 16–17 и др.). Грядущий Победитель называется здесь только «изрекающим» правду. Но мы уже хорошо знаем, что у Мессии (было – Раба Иеговы) «слово» равносильно «делу», по категорическому заявлению Самого Всевышнего: «слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». ( Ис.55:11 ). Конкретный вид «правды», который имеется здесь в виду, это – судя по контексту – осуществление праведного воздаяния боговраждебным силам языческого мира, олицетворенным в виде Едома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Постараемся же, братия мои, прилепляться уже не к благам мира сего, а к закону Господню, и о законе Его помышлять днем и ночью. О таких говорит Писание: блажени испытующие свидения Его, всем сердцем взыщут Его: и жива будут сердца их в век века ( Пс.118:2, 21, 27 ). Возьмем пример с Давида, который говорил пред Богом: в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Люблю я закон Твой; весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:11, 97, 148 ). Вот какая была у праведника любовь к учению Господню! Будем же и мы, возлюбленные мои, подражать ему. Кто проводит такую жизнь, тому Господь откроет безвестная и тайная (для других) премудрости Своея, и он узрит благая Господня на земле живых, – там, где праведники живут и не умирают. Он и здесь, на земле, еще в сем веке, всею душою благословит Господа и радостно воззовет: благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою ( Пс.30:22 ). И милость Господня поженет его во все дни живота его, еже вселитися ему в дом Господень, в долготу дний ( Пс.22:6 ).Ибо никого же, как сказано, любит Бог, токмо сего, иже с премудростью пребывает ( Прем.7:28 ). Кто любит премудрость Господню, тот любит жизнь; а кто ее презирает, ничем считает, тот любит смерть. Аще кто будет и совершен в сынех человеческих, отсутствующей же премудрости, ни во что же вменится ( Прем.9:6 ), – сказано в Писании. Если и праведник, как сказано, едва спасется, и то только при помощи Божьей премудрости: то нечестивый грешник, оставляющий закон Господень, где явится? Всех таковых, которые ныне не умудряются премудростью Господнею и дел угодных Ему не делают, погубит Господь во гневе Своем, и пожрет их огонь ( Пс.20:10 ). И при всем том премудрость не многим есть явна (Ср. Сир.6:23 ), как сказано: не постигают ее неразумные люди и грешные не видят ее ( Сир.15:7 ): точию вдающий душу свою в волю Господню и размышляющий в законе Вышнего премудрости взыщет ( Сир.39:1 ). Как премудрость есть, по слову Писания, сияние света присносущного ( Прем.7:26 ), то и последование премудрости возводит к Царству вечному ( Прем.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

43, coll. 536. 537. Epist. 10, cap. 3, l1. PI.. t. 33, col. 411. 37 Contra epist. Parmenian. II, 2:5. PL., t. 43, col. 52. Cfr. Contra litt. Petiliani, II, 90, 199. PL., t. 43, coll. 321–322. Contra epist. Parmenian. III, 3:10. PL., t. 43, col. 97. 40 Epist. 93, 9, 36. PL, t. 33, col. 339. Cfr. Contra litt. Petil. III, 37, 43. PL., t. 43, col. 370. Retract. II, 17. PL., t. 32, col. 637. 41 Contra litt. Petiliani, III, 4:3: Neque hoc ideo· dixerim ut neglegatur ecclesiastica disciplina, et permittitur quisque facere quod velit, sine vrila correptione, et quadam medicinali vindicta et terribili lenitate et charitatis severitate. PL., t. 43, col. 350. 42 Contra litt. Petiliani, III, 4:5: Neque enim ferrum est inimici vulne­rantis. sed medici secantis. PL., t. 43, col. 350. 48 Contra epist. Parmeniani, III, 2:13: non dormiat severitas disciplinae,, in qua tanto est efficacior emendatio pravitatis, quando diligentior conser­vatio charitatis. Tunc autem hoc sine labe pacis et imitatis, et sine laesi­one frumentorum fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab· eo crimine quod anathematur, aliena est. PL., t. 43, col. 92. Cfr. Brevicu­lus collationis cum Donatistis, dies 3, 9:16: quamvis debeat vigilare eccle­siastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicatio­nibus et degradationibus corripiendos, tamen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur. PL., t. 43, col. 632. 49 Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum abuniversa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani. Ш, 2, 13. PL., t. 43, col. 92. 51 Contra epist. Parmen. III, 2:14: jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorum conjunctione se caeteri continerent, et eos eru­bescere facerent. PL., t. 43, col. 93. 53 Contra epist. Parmeniani, III, 2:15: Haec qui diligenter cogitat, nec in conservatione unitatis negligit disciplinae severitatem, nec immoderatione coercitionis disrumpit vinculum societatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010