Скорби Человек рожден на скорби – страдания: человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями ( Иов.14:1 ). Все дни человека – скорби ( Еккл.2:23 ). Чтобы никто не поколебался в скорбях: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Мы предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось ( 1Фес.3:3,4 ). Все твари терпят скорби – страдания: Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим.8:22 ). Скорби – страдания: а) суть наказание за грех: Если презрите Мои постановления, то пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и небо ваше сделаю как железо, а землю вашу как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих. Если же [после сего] пойдете против Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши. Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, а вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши ( Лев.26:15–22 и далее в ст. 23–39 перечисляются разные наказания за грехи). Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились ( Иер.30:11,14–15 ). Господь наслал горе за множество беззаконий ( Плач.1:5 ); б) часто услаждаются милосердием Божиим: Господь милостивый многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается ( Пс.77:38–39 ). Потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде ( Ис.30:18,20 ); в) имеют часто счастливый исход: Сказал Иосиф братьям своим: вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ). Родители наказывали нас для немногих дней, а Господь для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его ( Евр.12:10 ). Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ( Иак.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 38 1–3. Болезнь Езекии, 4–8. и выздоровление его. 9–20. Благодарственная песнь Езекии. 21–22. Заключение в дополнение к предшествующему рассказу. Ис.38:1–8 . Объяснение см. в Толковой Библии т.2, стр.548–552 Ис.38:9–20 . В своей благодарственной песне Езекия описывает сначала свое тяжкое состояние во время болезни, а потом предается размышлению о величии совершившегося с ним чуда Божия и дает обещание воспевать Господа во все дни своей жизни. Ис.38:9 . Молитва Езекии, царя Иудейского, когда он болен был и выздоровел от болезни: «Молитва» – по-евр. michtab – собственно: «писание, записанное». Ис.38:10 . «Я сказал в себе: в пре­полове­ние дней мо­их должен я идти во врата пре­исподней; я лишен остатка лет мо­их. «В преполовение дней». Болезнь постигла Езекию на 39-м году его жизни (ср. 4Цар.18 и 4Цар.20:1, 6 ). Другие переводят: «в дни покоя» или «на полудне жизни». «Врата преисподней». Шеол или преисподняя, жилище мертвых изображается здесь, как бы некий замок с твердыми воротами. Ис.38:11 . Я говорил: не увижу я Го­с­по­да, Го­с­по­да на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; «Не увижу Господа». Видеть Господа – в Библии нередко означает опытно узнавать благость Божию, пользоваться милостями Всевышнего и узнавать Его откровения, какие возвещались первосвященником в храме Господнем (ср. ст. 22). «Между живущими в мире», т. е. не буду больше участвовать в общечеловеческих радостях и печалях. Ис.38:12 . жилище мое снимает­ся с места и уносит­ся от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину. «Жилище мое», т. е. тело. «Я должен отрезать». возможно правильнее: «Я смотал в клубок жизнь мою, так ткач (который сматывает оставшиеся от пряжи нитки в клубок), так как Он отрезал меня от основы». Езекия хочет сказать, что он считал свою жизнь уже законченной. Ис.38:13 . Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты по­шлешь мне кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вероотступничество Вероотступничество есть отвращение своего сердца от Бога: И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему ( 3Цар.11:9 ). Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад ( Ис.1:4 ). Но они не послушали, и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом ( Иер.7:24 ). Вероотступничество есть уклонение с пути праведности: Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную ( 2Петр.2:15 ). Вероотступничество есть уклонение от евангелия: Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе ( 2Кор.11:3 ). Бог ненавидит вероотступников: И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет ( Суд.3:7–8 ). Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя ( Евр.10:38 ). Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа ( Зах.7:11–12 ). Предостережение против вероотступничества: Во всей точности старайтесь хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево ( Нав.23:6 ). Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого ( Евр.3:12 ). Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Петр.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

П.П. Петрушевский Г. Заиорданская страна Наименования, пределы и части ее . В состав земли обетованной входила также и обширная страна к востоку от Иордана, известная в древности часто под общим именем Галаада, а во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа под названием Переи. Эта страна первая была завоевана израильтянами при вступлении в землю обетованную и, как изобилующая прекрасными пастбищами, была уступлена коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина, которые богаты были скотом. Простираясь длинною полосою с юга на север, от потока Арнона до горы Ермона, она издавна делилась на две главные части, из которых южная (до р. Иеромакса) называлась собственно Галаадом, а северная – Васаном 31 ). Богатство естественных произведений страны в древности . Заиорданская страна на всем своем протяжении отличалась богатством произведений земли: в свящ. писании часто говорится об изобилии в этой стране бальзамических и душистых растений и трав, которыми велась торговля с отдаленными странами ( Иер.7:22; 46:11 ; Быт.38:25 ), о богатых пастбищах Галаада и Васана, о множестве прекрасного крупного и мелкого скота, доставляющего масло и молоко ( Иер.50:19 ; Песн. Nech. IV и мн. др.), о роскошных дубовых рощах Васанских ( Ис.2:13 и др.) и др. Имя Галаад было символом изобилия ( Иер.22:6 ). – «Гора Божия – гора Васанская; гора высокая – гора Васанская!» – восклицает псалмопевец ( Пс.67:16 ). Соответственно богатству и плодородию почвы, страна эта издревле была весьма населена и густо усеяна городами и селами. Во время земной жизни Иисуса Христа Заиорданскою областью, или Переею, управлял Ирод Антиппа, пятью областями древнего Васана – Филипп, а Авилинею – Лисаний. Посещения Заиорданья Спасителем . Господь наш Иисус Христос не раз посещал Заиорданскую страну, переправляясь в лодке с учениками Своими из Галилеи на другую сторону Тивериадского моря, или путешествуя в Иерусалим на великие праздники. Он иногда уединялся в пустынные места Вафсаиды – Юлии и здесь, между прочим, исцелил слепого ( Лук.9:10 ; Мк.8:22 ). Особенно часто Он бывал в стране Гадаринской и вообще в Десятоградии: здесь Он исцелил бесноватого, одержимого легионом бесов ( Мк.5 , Лук.8:22–37 ), насытил семью хлебами и несколькими рыбами четыре тысячи человек ( Мф.15:32–39 ). Среди множества народа, следовавшего за ним огромными толпами, было много из Десятоградия и вообще Заиорданской страны ( Мф.4:25 ; Мк.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Самария Самария [греч. ф-ма евр. слова Шомром, «сторожевая крепость» ]. I. ГОРОД 1) столица израил. Северного царства, находилась прим. в 12 км сев.-зап. Сихема. Основана ⇒ Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купл. им у Семира ( 3Цар. 16:24 ). В ходе ⇒ раскопок (I; IV,4) был обнаружен культурный слой, относящийся к бронзовому веку; след., уже в то время на этом месте существовало поселение, возможно, это был Шамир, где жил судья Фола ( Суд. 10:1 ); 2) С. стояла «на вершине тучной долины» ( Ис. 28:1.4 ). Она представляла собой хорошо укрепл. крепость ( 3Цар. 20:1 ; 4Цар. 6:24 ; Ам. 6:1 ) и имела удобно располож. подъездные пути с севера, запада и юга (через Сихем). Город располагался вост. крепостного холма, на котором Амврий построил дворец, обнеся его простой однорядной стеной. Пруд в сев. части крепости (ср. 3Цар. 22:38 ), вероятно, также относится к временам Амврия. Царь Ахав построил на вершине горы широкую стену с казематами; небольшая пристройка с зап. стороны, вероятно, относится ко временам Иеровоама II. В складских постройках зап. дворца были обнаружены покрытые письменами керамич. черепки (остраки) с записями о поставках масла и вина, которые, видимо, предназначались для двора: «В 10 году. Для Самарии. Из Беэр-Ям (возможно, совр. Эль-Бира, в 12 км сев. Бет-Шеана). Кувшинов старого (вина) Рага, сын Елисея 2 Усса, сын Кбш 1 Элива (?) 1 Баала, сын Елисея 1 Иедай 1. Эти черепки, вероятно, относятся ко времени Иеровоама II. В сев. части С., рядом с прудом, было найдено множество резных пластинок из слоновой кости, которыми, очевидно, украшали предметы обстановки; вероятно, здесь стоял принадлежавший Ахаву дом из слоновой кости ( 3Цар. 22:39 ; ср. Ам. 3:15 ; Ам. 6:4 ). Руин капища Ваала ( 3Цар. 16:32 ), сооруж. Ахавом, обнаружено не было – вероятно, вследствие его полного разрушения Ииуем ( 4Цар. 10:25–27 ). Не удалось пока обнаружить и цар. захоронения ( 3Цар. 16:28 ; 3Цар. 22:37 ; 4Цар. 13:9 ; ⇒ Гробница, I). Во времена Ахава крепость и город занимали площадь прим. в 7,5 га. У сирийцев в С. были торг. ряды и базары ( 3Цар. 20:34 ), что свидетельствует о большом значении С. как торг. города. В 3Цар. 22:26 упомянут «градоначальник».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 38 «В то время, разболеся Езекиа до смерти... И обрати Езекиа лице свое ко стене и помолися ко Господеви глаголя: помяни, Господи, како ходих пред Тобою со истиною и сердцем правым» ( Ис.38:1–3 ). Езекия сказал так вероятно потому, что видел и таких царей, которые царствовали лукаво, однако же сыны их наследовали престол их. «Тако глаголет Господь Бог Давида отца твоего... Се, Аз возвращу сень степеней, имиже сниде по степеням Ахаза, отца твоего, возвращу солнце десять степеней... И взыде солнце десять степеней, имиже сниде сень» ( Ис.38:5, 8 ). Знамением десяти степеней (ступеней), данным Езекии, означалась тайна смерти и восстания от одра; но можно сказать, что этим же знамением означалась и тьма, которая по смерти Езекии покрыла народ Божии. Как при отце прибавился день на десять часов, так увеличилась тьма во дни нечестивого сына его. И еще, десять часов, прибавленных ко дню, изображают тайну совершенного Света, Какой должен был воссиять миру. Кроме того, число ступеней изображает собой и десятословие, в котором Езекия черпал свет и жизнь. " Аз рекох в преполовении дний моих: пойду, – то есть умру, настал последний мой день, – у врат адовых, оставлю лета моя прочая " ( Ис.38:10 ). Оставляю у врат адовых остаток лет моих; в расцвете лет схожу во гроб, и вот, уже низведен в могилу. «Рекох: ктому не узрю Господа на земли живых». Я сказал после суда, какой изрек мне Исаия, что не увижу Господа на земле живых, то есть не увижу престола Господня в Иерусалиме. «Ктому не узрю человека со живущими в рове», то есть в обителях праха ( Ис.38:11 ). «Век мой взят и переносится как куща пастырей» ( Ис.38:12 ). Взята у меня жизнь, и перенесена с веком моим, «как куща пастырей», которая сегодня здесь, а утром уже в другом месте. «Свилась жизнь моя как нить». Подобно свившейся нити сократилось и умалилось время жизни моей. «Как ткань, которую скоро пере режут» ( Ис.38:12 ). Спешу исполнить меру дней моих, уподобляюсь ткани, которая скоро будет перерезана. «От дне бо до нощи предан бых» ( Ис.38:13 ). И день и ночь у меня молитва и скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Разделы портала «Азбука веры» Библейские песни – девять библейских текстов, которые издревле были исполняемы на утрене и которые исторически и структурно связаны с песньми канона. Древнейшие упоминания о богослужебном использовании библейских песней в составе утрени относятся к IV веку. Особенно часто упоминается песнь 3х отроков ( Дан. 3 , нынешние 7я и 8я песни), святитель Иоанн Златоуст говорит, что ее поет «вся вселенная»; также часто фигурируют песни Моисея. На первоначальном этапе библейские песни были неотъемлемой частью богослужения и воспринимались как продолжение Псалтири (в знаменитом Александрийском кодексе V века они вынесены в отдельную рубрику и помещены сразу после Псалтири). В V–VI вв. список библейских песней был более широким и включал в себя 15 песней (±): к 9 «нашим» песням добавлялись песнь Исаии о винограднике ( Ис. 5 ), молитва царя Езекии ( Ис. 38:10-20 ), молитва Манассии (сейчас используется во 2й части великого повечерия), песнь праведного Симеона Богоприимца  (Ныне отпущаеши…»), великое славословие (несмотря на то, что последний текст вообще не является библейским). В отдельных рукописях добавлялись еще некоторые библейские гимны. Интересно, что христианским богослужением не была воспринята слишком специфическая по содержанию песнь Деворы ( Суд.5 ), хотя эта библейская песнь является ярко выраженным гимном и в масоретских рукописях имеет особое внешнее оформление. В константинопольском кафедральном богослужении и в отдельных палестинских рукописях такой расширенный список библейских песней сохранялся до X века. Однако в VII веке в Палестине появляется сокращенный до 9 песней и уже сохранившийся до нашего времени список библейских песней. Такое сокращение списка объясняют намерением превратить библейские песни в своего рода 21ю кафизму. Об этом же говорит и их расположение сразу после 20й кафизмы Псалтири. На раннем этапе к стихам песней добавляли краткие припевы: «Господу поем, ибо славно прославился», «Слава Тебе, Боже» и другие. Практика использования таких припевов вместо тропарей канона сохранялась достаточно долго: интересно, что подобные припевы напечатаны в приложении к Мессинскому Типикону (XII в.), также эти припевы печатаются до сих пор в Следованной Псалтири во 2й части перед большинством песней, несмотря на то, что в богослужении они никак не используются.

http://azbyka.ru/biblejskie-pesni

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОЭТ СМИРНСКИЙ [Греч. Νοητς Σμυρναος] (кон. II - сер. III в.), один из главных представителей ереси патрипассианских антитринитариев. Сведения о нем содержатся гл. обр. в сочинениях «Опровержение всех ересей» («Философумены») ( Hipp. Refut. IX-X) и «Против Ноэта», приписываемых Ипполиту Римскому . Происходил из Смирны, что подтверждается не только свидетельством Ипполита, но и указаниями Феодорита , еп. Кирского, и прп. Иоанна Дамаскина ( Theodoret. Наег. fab. I 3. 3; Ioan. Damasc. De haer. 57); свидетельство свт. Епифания Кипрского об эфесском происхождении Н. С. ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 57. 1), по всей вероятности, ошибочно. О времени жизни Н. С. имеются только весьма приблизительные данные. В трактате «Против Ноэта» о Н. С. говорится как о «недавно жившем» ( Hipp. Contr. Noet. 1), а свт. Епифаний Кипрский отмечает, что Н. С. распространял свое учение «не более как за сто тридцать лет» ( Epiph. Adv. haer. 57. 1), что соответствует примерно 245 г. Согласно «Опровержению всех ересей», последователи Н. С. находились в Риме при епископах свт. Зефирине (198-217 или 218) и мч. Каллисте I (218-222), поэтому появление учения Н. С. относится, вероятно, к нач. III в. По своим воззрениям Н. С. принадлежал к направлению модалистического монархианства , или патрипассианства, т. е. учил, что Сам Бог Отец, пребывающий в нераздельном единстве божественной сущности, сходил на землю, страдал и умер и что Христос есть Сам Отец, или «Сыноотец» (υοπτωρ - Ioan. Damasc. De haer. 57). Такой взгляд Н. С. и его последователи обосновывали рядом мест из Свящ. Писания, преимущественно из ВЗ (Исх 3. 6; 20. 3; Ис 44. 6; 45. 14-15; Вар 3. 36-38) и в меньшей степени из НЗ (Рим 9. 5; Ин 10. 30; 14. 10), толкуя их в модалистическом смысле, исключавшем ипостасное различие Лиц Св. Троицы. Отстаивая подобным образом единобожие, Н. С., по свидетельству Ипполита Римского и свт. Епифания, именовал себя Моисеем , а Аарона - своим братом ( Hipp. Contr. Noet. 1; Epiph. Adv. haer. 57. 1). «Исповедание веры» Н. С. приведено в «Опровержении всех ересей»: «Один и тот же Бог есть Творец и Отец всего, благоволивший изначала открыться праведным, оставаясь невидимым (ντα ρατον), когда Он не созерцается (οχ ρται), видимым, когда созерцается (ρται), непостижимым, когда не хочет быть постигаемым, постижимым, когда постигается; и подобным образом Он непреодолим и преодолим (κρτητος κα κρατητς), нерожден и рожден, бессмертен и смертен... Этого же Отца именуют и Сыном в зависимости от обстоятельств» ( Hipp. Refut. IX 10; X 27).

http://pravenc.ru/text/2577977.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010