Великое значение этих прямых свидетельств самих писателей Библии о богодухновенности их писаний в вопросе о действительности этой богодухновенности подтверждается теми чудесами, которые в подтверждение богооткровенности своей проповеди совершали Пророки и Апостолы. Сам Господь придавал чудесам важное значение в этом отношении, и потому, когда иудеи не верили свидетельству Его об Его Божественном достоинстве, прямо сказал: дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла ( Ин.5:36 ; ср.10:25). По этому то Он и ученикам своим при посольстве их на проповедь Евангелия, дал власть на духов нечистых и целити всяк недуг и всяку болезнь ( Мф.10:1 ). Точно также и в Ветхом Завете. Когда Бог посылал Моисея к Фараону с повелением отпустить народ еврейский, то Он дал Моисею власть творить чудеса, которые должны были служить знамениями божественности Его слова не только для Фараона, а и для самих евреев ( Исх.3:12, 4:1–9, 21, 30, 7:9–22 и др.). Точно также поступали и другие Пророки (сл. Ис.7:11, 38:7–8 и др). Какое действие в качестве доказательств божественности возвышавшегося Пророками и Апостолами учения, имели эти знамения на слушателей их учения, об этом всего лучше свидетельствует то, что иудеи всегда требовали таких знамений даже от Самого Господа ( Ин.6:30 ; Мф.12:38, 16:1 ; 1Кор.1:22 ), а Никодим, пришедший к Иисусу ночью, прямо говорит: Равви, в том, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним ( Ин.3:2 ). И вполне это понятно. Чудеса – суть таких действий, которые не могут быть совершены ни силою, ни искусством человеческим, ибо превышают все естественные силы и законы природы и как такие – сверхъестественные могут быть совершены только силою Божьей. Следовательно человек, который творит чудеса, владеет этой божественной силой и если он подтверждает ими возвыщаемое им при этом учение, как учение божественное – богооткровенное; то несомненно, что он говорит правду; ибо не может же Бог даровать свои божественные силы в подтверждение лжи и обмана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Храм I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии Х. [лат. templum, «помещение, посвящ. божеству» ] – это святилище Господа в ⇒ Иерусалиме . Еврейское слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. ( Ис. 6:1 ; Мал. 3:1 ). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; Мф. 4:5 ; Мф. 21:12 ; Мк. 14:49 ) или наос («храм»; Лк. 1:9 ). Иногда о нем говорится как о «святом храме» ( Авв. 2:20 ), многокр. – как о «доме Господнем» ( 3Цар. 8:10 ) или как о «доме Божием» ( 2Пар. 5:14 ). II. ХРАМ СОЛОМОНА 1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа ( 2Пар. 3:1 ) или Сион ( Пс. 64:2 ; Пс. 134:21 ), на том месте, которое было указано Давиду Господом ( 2Цар. 24:18 ). Это место – плоская часть возвышенности, назв. в Иер. 21 " скалой равнины», – единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф – «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки – 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» – скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе; 2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу ( 2Цар. 7 ), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи ( 1Пар. 28 – 1Пар. 29:8 ). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику ( 1Пар. 28:3.6 ). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла ( 3Цар. 5:1 ; 3Цар. 7:13 ). Строит. лес доставлялся по морю ( 3Цар. 5:9 ); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому ( 3Цар. 6:7 ). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:1 ) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:38 ). Освящение Х. в 7-м месяце ( 3Цар. 8:2 ), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении ⇒ скинии ( Исх. 40:34 ), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание ( 3Цар. 8:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Веруяй в Сына Божия имать живот вечный (Ин.3:16). Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч.4:12); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис.43:2). Веруяй в Сына Божия, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:38). От множества дров увеличивается пламень: и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное. Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтоб враг не подмешал как плевел, и чего либо своего; потому что у него в обычае и посредством добра делать зло. Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем. Пещь искушает серебро и золото (Притч.17:3), а страх Господень - помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды: так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом. Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши: ибо Он есть учай человека разуму (Пс.93:10). Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его. Благочестие же в Бога начало чувства (Притч.1:7). Мудрый соблюдет заповеди Христовы; а кто поступает по оным, тот не постыдится во век. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто по истине соблюдает их, тот переходит от смерти в живот (Ин.15:24), во веки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его; на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее; потому что научился творить волю Сотворшего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань; но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие - монахи только по наружности, но немногие - подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха. Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Не называй себя праведным и непорочным пред Господом; ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/753/...

Глава 51 Потом Пророк дает различные именования врагам, и во первых называет их ( Иер.51:1 ) «ветром знойным», который обыкновенно губит растения; потом ( Иер.51:2 ) «ругателями», а сим дает разуметь справедливость наказания; потому что потерпит, как сказано, «елика сотвори» ( Иер.50:25 .). Повелевая же врагам без пощады излить гнев на всех, Бог присовокупил: Иер.51:5 . Понеже не овдове Израиль, и Иуда от Бога своего, от Господа Вседержителя, яко земля их наполнися неправды от святых Израилевых. За суеверие и беззаконие Израильтян отвратил Я взор от них; но не лишил их совершенно Моего о них попечения. Иер.51:7 . Чаша златая Вавилон в руце Господни напаяющи всю землю вином своим исполнил народ сей, «потрясошася» народы. ( Иер.51:8 ). «Внезапу паде Вавилон, и сокрушися». И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «глава златая» есть сам царь вавилонский ( Дан.2:38 ). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «чашею златою». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен. Потом народам, пришедшим на помощь, говорит: «Плачите по нем, возмите масти к болезни его, да исцелится», то есть, подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ: Иер.51:9 . Врачевахом его, «и не исцеле: оставим его, и отъидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его, и воздвижеся даже до звезд». ( Иер.51:10 ). «Изнесе Господь суд Свой». Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия; ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» ( Ис.14:13 ). Потом Пророк яснее представляет и дающаго повеление, и исполняющего оное. ( Иер.51:11 ). «Воздвиже Господь дух» царя мидскаго, «яко противу Вавилона гнев Его, да погубит и, понеже отмщение Господне есть, отмщение» храма «Его». ( Иер.51:12 ). «На стенах вавилонских». Что осмелился он сделать с храмом, тому подвергну и стены Вавилона. Потом, как бы посмеиваясь, советует Бог Вавилонянам поставить на стенах «стражей», возбуждать их и уготовлять оружие. И давая знать, что от всего того не будет никакой им пользы, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

(К характеристике внутренней жизни после-пленного иудейства) Часть 1 → Мы изложили общие воззрения на будущее по апокалипсическим памятникам иудейской письменности. Если теперь мы сравним схему этих воззрений с древне-пророческими предсказаниями, то увидим, что первые отличает от последних: 1) универсализм, 2) идея о будущем веке, 3) трансцендентализм, 4) индивидуализм, 5) этицизм и 6) догматизм. 1) Универсализм. Древние пророки в своих предсказаниях, обличениях, угрозах и обетованиях – имели в виду прежде всего иудейский народ и те случайные, окрестные народы, которые враждовали против Израиля. Доказательства этой мысли соответствующими ссылками и цитатами не требуется. Теперь, во времена апокалиптиков, горизонт расширяется до последних пределов. В круг воззрений их входят не только современные им большие монархии (ср. Апок. Варуха гл. 53–74), но и прежде бывшие народы. Автор, например, книги Еноха начинает с Адама и падения ангелов (75, 90, 93:1–18) 1 . Он захватывает даже космическую жизнь (72 глава его книги, начинающая новый отдел, надписывается: «об обращении светил небесных»). Таким же широким горизонтом отличается и 3 книга Ездры (см., напр., 3Езд.7 ). – Однако справедливость требует сказать, что универсализм апокалиптиков есть (развившийся) плод от того корня, который глубоко своими разветвлениями проникает, даже обнимает всю иудетскую религию, в особенности пророческие писания с их предсказаниями всемирного суда, просвещения и спасения всех народов. Далеко не чужда этого универсализма и религия периода Моисея, т. е. закон (ср. Чис.14:21 ; Исх.12:38 ; Лев.24:10 и др.) 2 . Ближайшим же источником для иудейских апокалиптиков является пророк Даниил в его предсказаниях о смене мировых монархий (см. Дан.2:7 ). 2) Идея о будущем веке. Пророки в своих предсказаниях о будущем все грядущие события относили на «конец дней», «последние дни». ( , beacharit hajamim, Ос.12:5 ; Ис.2:2 ; Мих.4:1 и др.) 3 . Апокалиптики делают смелую попытку проникнуть своим взором в этот «конец», разобраться в нем, рассмотреть, в каком порядке здесь располагаются те многочисленные заключительные акты, которые должны разыграться в «последние дни».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Когда боговдохновенные пророки раскрывали народу израильскому блага мессианского времени, когда они рисовали пред ним картину царства Христова, то неизбежно пользовались образами и подобиями из своего времени и быта. Откровения о грядущем Христе часто должны были служить утешением для бедствующего народа, средством, спасающим его от отчаяния. Народ бедствовал, наказанный Богом за свои грехи; сильные языческие народы отовсюду теснили его; он лишился, наконец, политической самостоятельности, был отведен в плен и рассеян по лицу земли. Но пророки настойчиво говорили о славном будущем, и это будущее изображали, как полную победу Израиля над врагами-язычниками и восстановление могущественного царства еврейского, которое распространится на всю землю. Конечно, в речах пророческих не было недостатка в указаниях на чисто духовный характер царства Мессии (напр., Ис. 42:1–3, 61:1–2 , Иер. 31:33–35, 32:38–40 , Иез. 11:19–20 , Дан. 9:24 и мн. др.). Но правильное понимание этих указаний доступно было только для избранных; большинство же мечтало о всемирном земном царстве, во главе с евреями, о Мессии – грозном завоевателе и карателе врагов народа еврейского. Из этого большинства вышли впоследствии враги Христа-Спасителя, яростно требовавшие Его смерти. Высокая мудрость, какою обладал Иисус, сын Сирахов, глубокое изучение им писаний своих боговдохновенных предшественников, служат надежным ручательством за то, что премудрый стоял выше узко-националистических воззрений своих современников. То, напр., как высоко ставит он путешествия по чужим странам (ср. 34:10–12, 51:18), показывает, что он не относился слепо отрицательно к чужим народам, если находил возможным поучаться от них. Но тяжкие притеснения, каким его народ подвергался от соседей, как в чужих странах, так и у себя на родине, даже иногда в святом городе Иерусалиме, – эти притеснения и гонения наполняли горечью сердце мудреца-патриота, и он искал утешения в молитве. Образец такой молитвы и дается в первой половине 36 главы. Бен-Сира умоляет Господа вспомнить древние обетования, данные народу израильскому, и скорее явить славу Свою, наказав врагов его и собрав народ Свой в пределы родной земли, к священному Сиону и храму. Таким образом, сын Сирахов твердо верит в то, что евреи будут главными участниками будущего царства Мессии и что Мессия накажет их политических врагов; но эти чаяния ветхозаветного мудреца, по-видимому, не заслоняли в душе его возвещенного пророками духовного образа Мессии.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Библиологический словарь Библиологический словарь — уникальная энциклопедия обо всём и обо всех, имеющих отношение к Слову Божьему. Над Библиологическим словарем  о. Александр Мень работал 10 лет. Это справочное издание содержит тематические статьи по библейскому богословию и библейской критике. В него также включены статьи о выдающихся богословах и ученых, священнослужителях, церковных писателях и историках, художниках, переводчиках и издателях, тех, чьи труды так или иначе имеют отношение к Библии. В словаре нет статей о библейских именах, за исключением имен самих священных авторов.   Библиологический словарь АБ–АМ АБЕЛЬ (Abel) Феликс Мари, иером. (1878–1953), франц. католич. библеист и историк. Девятнадцати лет поступил послушником в Доминиканский орден; рукоположен в 1902. Был активным сотрудником библейской школы; публиковался в «Библейском обозрении» («Revue biblique») и др. изданиях. Первые годы науч. работы А. проходили в напряженной обстановке, связанной с развитием католич. и официальным осуждением его Римом. По–видимому, это побудило А. заняться сравнительно нейтральной областью — библейской и историей Св. Земли. Его фундаментальный труд «География Палестины» de la Palestine», v.1–2, Р., 1933–38) признан классическим. Совместно с он участвовал в раскопках древних израил. городов и опубликовал ряд монографий по библейской. Для Библии А. подготовил Ис Нав («Le livre de P., 1950) и 1–2 Макк («Les livres des P., 1948) со вступлениями и комментариями. В «Библейские исследования» («Etudes bibliques») вышел отдельно его перевод 1–2 Макк с греч. текстом и толкованиями («Les livres des P., 1949). А. состоял консультантом библейской комиссии при папе XII и президентом Палестинского вост. общества. За науч. заслуги награжден орденом Почетного легиона. Последней работой А. явилась 2–томная «История Палестины от завоевания ее Александром до вторжения арабов» («Histoire de la Palestine depuis la conqute d’Alexandre jusqu’… l’invasion arabe», P., 1952). В этой работе А. не затронул вопросов духовной истории, ограничившись рассмотрением социальной и политич. обстановки в древней Палестине 4 в. до н.э. — 7 в. н.э. Скончался А. в Иерусалиме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Самое время его пророческого служения в точности неизвестно. Толковники обыкновенно определяют это время по тем событиям, какие описывает св. пророк, как уже совершившиеся; напр. по тому страшному голоду, какой произвела в Иудее саранча. Это бедствие пророк живописует с особенною силою. Но когда оно было? – Бедствия голода описывают пророки Иеремия ( Иер.12:4, 13, 14:1–22 ), живший при последних царях Иудейских, перед Вавилонским пленом (630–594) и во время пленения; Амос ( Ам. 4, 7–10 ), живший во дни Озии царя Иуд. и во дни Иеровоама 2, царя Израил. (809–757 до Р.Х.); о голоде говорится в свящ. истории при Израил. царе Иораме (904–892 до Р.Х. 4Цар. 4:38, 8:1 ). Которое же из этих бедствий изображается у св. пр. Иоиля? Первое у Иеремии было далеко после Иоиля, а потому должно разуметь другое. Ученые согласны разуметь более голод, описываемый св. прор. Амосом 3 , следовательно св. пр. Иоиль жил при царях Иудейском Озии и Израильском Иеровоаме 2-м (ок. 809–757 до Р.Х.); и можно с вероятностью полагать, что жил немного ранее пророков Амоса и Исаии, живших около этого же времени; потому что Амос начинает свое пророчество ( Ам.1, 2 ) изречениями прор. Иоиля ( Иоил. 4, 16 ) и заканчивает такими же обещаниями ( Ам.9, 18 ), как и Иоиль ( Иоил.4, 18 ). Исаия, при изображении будущего суда Божия ( Ис.13, 6 ), как видно, имел в виду пророчество Иоиля ( Иоил.1,15 ). Блаж. Иероним и другие, основываясь на том (впрочем не всегда верном) положении Иудейских раввинов 4 , что „пророк, не означивший своего времени в своих пророчествах, есть современник предыдущего“, полагают, что Иоиль есть современник Осии, который пророчествовал при Израил. царе Иеровоаме 2-м. Временем сего царя, посему, можно, хотя приблизительно, определить и время пророческаго служения Иоиля (ок. 835–794 до Р.Х.). „Божий пророк Иоиль, – гов. бл. Феодорит 5 ,– не указал нам ясно времени, когда он пророчествовал; но в самых предречениях дал видеть, что это было тогда, как чудный Осия сподобился прозрения в будущее. Ибо Иоиль предсказывает тоже самое, а именно: нашествие Ассириян и Вавилонян, отведение в плен и рабство Израильтян, и возвращение из плена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf В подражание притчам «Веруяй в» Сына Божия... «имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). Если кто верует в Сына Божия, то «не запнутся стопы» его ( Притч.4:12 ); и хотя через огонь перейдет, «пламень не опалит» его ( Ис.43:2 ). «Веруяй в» Сына Божия, «якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ). От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное. Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал как плевел, так и чего-либо своего, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло. Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и смысл трезвиться во всем. «Пещь искушает» (испытывает) серебро и золото ( Притч.17:3 ), а страх Господень – помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом. Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши, ибо Он есть «учай человека разуму» ( Пс.93:10 ). «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его; благочестие же в Бога начало чувства» ( Притч.1:7 ). Мудрый соблюдет заповеди Христовы, а кто поступает по ним, тот не постыдится вовек. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его; а кто поистине соблюдает их, тот переходит «от смерти в живот» ( Ин.5:24 ), вовеки не узрит тьмы, и в день кончины своей обретет благодать. Верные Ангелы будут путеводителями души его, на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее, потому что научился творить волю Сотворившего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань, но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие – монахи только по наружности, но немногие – подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха. Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся. Не называй себя праведным и непорочным пред Господом, ибо что утаилось от тебя, то явлено пред Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010