Сын Девы вышел навстречу сыну вдовы ( Лк.7:11 ), и для слез вдовы был как бы утиральником, 1125 а для смерти сына – жизнью его. Смерть удалилась в место свое, обратившись вспять пред победителем. «У лисиц есть свои жилища, а у Сына Человеческого нет места, где бы приклонить голову Свою ( Мф.8:20:21 )», т. е. в том муже не было ни покоя головы, ни обитания Божества. 1126 «На кого призрю, – говорит, – и в ком буду обитать, как не в —99— кротких и пр. ( Ис.66:2 )». Или так как он 1127 увидел, что мертвые восстают и немые говорят, то помыслил в себе, что у Того, Кто совершает такие дела, также много есть и серебра, и потому сказал: «пойду и буду следовать за Тобой ( Мф.8:20 )». Вследствие сего получил ответ: у лисиц есть свои жилища, у Него же нет и того, что имеют лисицы, то есть, жилища. Кто спал, Тот встал и усыпил море, дабы на море, которое в бурю усыпил, ясно обнаружить силу Божества, которое не спит ( Мф.8:23–27 ; Лк.8:22 ; Мк.4:35 ). «Запретил ветру и перестал». Какая это сила? или каково милосердие Иисуса? Ибо силой и повелением подчинил Себе море. Итак, посредством того, что не принадлежало Ему, то есть, посредством бури моря и тех бесов, коих сделал немыми, показал Себя Сыном Творца. 1128 Гергесиняне решили не выходить (на встречу) и не видеть знамения Господа ( Мф.8:28 ; Мк.4:35 ; Лк.8:22 ). Посему потопил стадо свиней их, дабы против воли вышли (к Нему). Легион, который был усмирен, есть образ мира, который обращался к кротости и добродетели, коего ярость укрощалась и сдерживалась Тем, Кто всё животворит. Если бесы не могли войти в свиней, пока не получили дозволения, то тем менее они могут войти в образ Божий. 1129 Пусть слышат неверные, что Христос может изгонять бесов из одного (человека) и всылать (их) в других, и убоятся Бога. Ибо кто избавил их от бесов, действующих —100— сокровенно, если не Тот же, Кто повелел им войти в свиней, а не в людей? О Ком говорили: «конечно, силою Веельзевула Он изгоняет бесов ( Мф.12:24; 9:54 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 )», Тот (на самом деле) вел борьбу с сатаной на горе, и здесь с легионом, им предводительствуемым. «И как только вошли в свиней, тотчас потопили их», дабы объявилась милосердная природа Господа, которая спасла этого мужа. «И бесы стали просить, чтобы не изгонял их из этого места и прежде времени не посылал их в геенну». Кто сказал: «идите в огонь вечный, уготованный сатане и ангелам его ( Мф.25:41 )», каким образом здесь изгоняет Веельзевула и назначает ему геенну? 1130 Что это было так, свидетельствует слово: «чтобы не посылал их раньше времени в геенну».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь» ( Быт.1:6–7 ). Хотя Бог прежде сотворил небо, теперь Он создает твердь. Сначала Он сотворил небо, о котором сказал: «Небо – престол Мой» ( Ис.66:1 ). Но теперь Он создает твердь, то есть вещественное небо. Любой материальный объект, несомненно, – твердый и прочный, и эта твердь отделила «воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью» ( Быт.1:7 ). И так как все, что Бог собирался сотворить, должно было состоять из духа и плоти, сказано, что небо, то есть все духовное, на чем покоится Бог , словно бы на троне, было сотворено «в начале» и прежде всего. Но это небо, то есть твердь – вещественная. И поэтому первое небо, которое, как мы сказали, духовное, есть наш ум; и он также есть сам дух, то есть наш внутренний, духовный человек, который видит и воспринимает Бога. А это вещественное небо, названное твердью, есть наш внешний человек, который на все взирает телесными очами. И как небо названо твердью, потому что отделяет верхние воды от нижних, так и человек, помещенный в тело, сам также будет назван небом, то есть небесным человеком (ср. 1Кор.15:47 ), по мнению апостола Павла, сказавшего: «Наше же жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ), если он сможет разделить и различить, какие воды – сверху, «над твердью», а какие – снизу, «под твердью». В словах Писания это описано так: «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй» ( Быт.1:7–8 ). Пусть же каждый из нас станет ревностно стараться отделять верхние воды от нижних, чтобы, обретя понимание и участие в духовных водах, находящихся поверх тверди, источить из себя реки воды живой, текущей в жизнь вечную (ср. Ин.4:14, 7:38 ), несомненно, удаленной и отделенной от нижних вод, то есть вод бездны, окутанных мраком, в которых пребывает «князь мира сего» и «противник», «дракон и ангелы его», как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

—674— сушу» ( Ис.42:14–15 ). О скорой погибели нечестивых, хотя бы они на некоторое время по долготерпению Божию и укрепились, нисколько не менее учит божественнейший Песнопевец: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры ливанския; и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» ( Пс.36:35–36 ). 11 . Ибо это и иное такого рода обще всем, которые стремятся рассеять стадо благочестия, как на самом деле и показал конец выше указанных ересей. Ибо какой успех имело нечестие Ария? Какой – безумие Евномия, и богохульствующих о Духе Святом, и Павла Самосатскаго, и так называемаго Аполлинария? Все же они и в настоящей (жизни) имели постыдный конец и были изгнаны из лона Церкви, и будут низвержены вон и из Церкви первородных на небесах: «ибо они изглажены из книги живых, и с праведными не напишутся» (перифраз – Пс.66:29 ). Такая же участь ожидает и последних, если они, заметив (свое) безумие, не поспешат скорее возвратиться (туда), откуда отпали, и наипаче бывших вождей злоумия; потому что каждый из них услышит от Спасителя: «Якоже риза в крови намочена не будет чиста, такожде и ты не будешь чист, зане землю Мою погубил еси, и люди Моя избил еси: не пребудеши в вечное время» ( Ис.14:20 ). Мы же, которые построили свою веру на несокрушимо крепкой скале, до конца сохраним благочестие, никоим образом не приходя в смущение от противников, но, имея непобедимым оружием любовь к Господу, будем всегда хвалиться о Нем, повторяя слова пророка и осмеивая ничтожество противников: «С нами Бог . Разумейте, языцы, и покаряйтеся, могущий, покаряйтеся; аще бо паки возможете, паки побеждени будете. И аще совет совещаете, разорит Господь; и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог» ( Ис.8:8–10 ). 12 . Но вот, говорят, Апостол ясно исповедал Его человеком. Ибо в послании к Тимофею он говорит так: «человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Говоря же это, они думают смутить умы неповрежденных; ибо если кто с рассудительностью останавливается на апостольском изречении, то (на основании) этого изречения наипаче осудит нечестие их. Однако мы не будем так извращать речь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4:20–21. Отцы наши в горе сей 1545 поклонишася: и 1546 вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает 1547 . Глагола ей Иисус 1548 . Приняв Господа за действительного пророка и —283— Иудея, она весьма похваляется (перед Ним) отечественными обычаями и утверждает, что Самаряне думают правильнее Иудеев. Иудеи, держась еще грубых представлений о божественной и безтелесной Природе, утверждали, что Богу всяческих надлежит поклоняться в одном только Иерусалиме или на соседнем ему Сионе (холме), как будто бы совершенно вся неизреченная и необъятная Природа почивала там и могла быть заключаема в нерукотворенных храмах. Посему и изобличались за это гласом пророков как весьма неразумные, так как Бог говорил: небо Мне престол, земля же подножие ног Моих: какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место упокоения Моего! ( Деян.7:49 из Ис.66:1 ). Но и Самаряне в свою очередь не далеко отстояли от неразумия Иудеев, будучи соседями их как по стране, так и по невежеству, ибо думали, что должно возносить молитвы и воздавать поклонение Богу на так называемой горе Гаризин, за что также не избегали справедливого осмеяния. Впрочем и у них был предлог для этого неразумного мнения, а именно тот, что на горе Гаризин было дано благословение, как об этом написано во Второзаконии (27:12). Вот об этом-то предмете женщина и предлагает Спа- —284— сителю вопрос, как некую важную и трудно решимую задачу, говоря так: отцы наши на горе сей совершали поклонение и прочее. 4:21. Веруй Ми 1549 , жено 1550 , яко грядет 1551 час 1552 , егда 1553 ни в горе сей 1554 , ни во Иерусалимех 1555 поклонитеся 1556 Отцу. Осуждает невежество тех и других (Иудеев и Самарян) вместе, говоря, что образ богослужения у них обоих переменится на более истинный, так как, говорит, уже не будет отыскиваться такое место, о коем станут думать, что собственно и исключительно в нем одном обитает Бог, но как всё Наполняющему и всё Объемлющему Своею силою «поклонятся Господу кийждо от места своего» ( Соф.2:11 ), как говорит один из святых пророков. Часом же и временем такой перемены обычаев называет Свое явление со плотью в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) От полезного: ибо благочестивым вся поспешествует Бог во благое. Бог благочестия воню обоняет, якоже жертву Ноеву, о коей пишется: и созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания ( Быт.8:20–21 ). Одним благочестием как бы уподобляемся мы Богу. 5) Благочестиво жить возбуждает награждение будущей жизни; ибо благочестивые, таланты свои умножившие, внидут в радость Господа своего ( Мф.25:23 ), и одесную Христа поставлены будут. 6) К благочестию возбуждает Божие всеведение; ибо видит Господь благих и нечестивых, как утверждает Соломон: на всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия ( Притч.15:3 ). Где убо не сотворишь добро – видит то Бог, и где не сотворишь зло – видит то Господь. Творение зла открывает тебе ад: творение же добра отворяет тебе дверь в небесный Эдем. Избирай что хочешь; на неже хочешь, простри руку твою. 7) Наше странствование на земле склонить нас должно к благочестию. Путник и странник: α). Среднею дорогою идёт, β) Не уклоняется ни на десное, ни на шуее, ссорам не внемлет. γ) О пристрастиях не печётся. δ) К отечеству стремится. ε) Не отягчает себя припасами съестными и одеждою: мы странники и пришельцы, как говорит Давид: пришлец аз есмь на земли ( Пс.118:19 ); поспешим убо к Отечеству нашему Небесному, глаголя: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя ( Пс.136:5 ). Сбросим одежду злых дел, отложим житейские попечения, поищем Царствия Божия, и прочая вся приложатся нам. § V Иносказания. Говорит Бог к Соломону: храм сей егоже ты созидаеши, аще пойдеши по заповедем моим, и судьбы моя сотвориши, и сохраниши вся повеления моя, еже пребывати в них, утвержу слово мое с тобою, еже глаголах Давиду отцу твоему ( 3Цар.6:12 ). Христианине! Кивот нерукотворенный – душа твоя, будет она храм Божий, аще украсишься благочестием, утвердишь упованием на Бога. Благословен дом Аведдаров за приятие Кивота Господня: христианине! Кивот нерукотворенный и вечный есть душа твоя. Прими убо чрез благочестие в душу твою Царя всех – Бога; то будешь ты благословен, внегда ходить тебе по земле; благословен будешь, внегда исходить тебе из земли. Пророк Самуил принёс Богу на всесожжение ягня едино ссущее ( 1Цар.7:9 ): млеко есть слово Божие: млеком вы напоих, а не брашном ( 1Кор.3:2 ), – говорит Павел. Благочестивые христиане! должны сердце своё представить Богу ново, и жадное ко млеку христианского учения. Сие млеко есть оное, кое под языком находится невесты Христовой – Церкви. Сок искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих яко благоухание Ливана ( Песн.4:11 ). Сие млеко сосут верные из пречистых уст Христовых истинною верою, к чему возбуждая, Исаия пророк, гадательствуя о Христе, говорит: да ссете и насытитеся от сосца утешения его, да ссавше насладитеся от входа славы его ( Ис.66:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Дорогие, мои любимые, заботами житейскими разделяемые, но в сердце моем купно живущие други и чада о Христе! При­ветствую вас с великими праздниками Рождества и Крещения Господня. Как бы мне хотелось опять всех повидать и провести вместе праздники. Знаю, что не могут не быть у каждого из вас скорби и сомнения, и так радостно мне было бы видеть, как все они потонули в благоговейном поклонении Божией Премудро­сти, в совершенной уверенности в Его Всемогущей Силе. Отдай­тесь Премудрости Божией, верьте Христу Господу, что „блажен­ней даяти, нежели приимати“ [Деян. 20, 35]. Не ищите радостей жизни, но старайтесь дать их тем, кто в них нуждается больше вас. Кого же удручает болезнь или сильная скорбь – „не бойтеся“ [Лк. 2, 10]: всем людям предлежит, пока еще в уничижении, в скотских яслях, Великая Радость – Она проведет вас через все земные скорби и печали, через самую смерть и выведет вас в бес­конечную долину света и радости, в долину чистой любви и веч­ной жизни. Идите же, поклонитесь Христу Господу, оставьте на время (как вифлеемские пастухи) свои стада земных забот; но знайте, что еще задолго до Своего рождения Он возвещал через пророка Исаию: „на кого воззрю? Токмо на кроткого и молча­ливого (сокрушенного духом), и на трепещущего словес Моих“ [Ис. 66, 2]. Идите к Господу со всякой кротостию, с сознанием своего недостоинства (руце на груди имуще согбенны), с твердой верой в любовь Божию всем хотящим спастись, с исполненной трепетом готовностью послужить Ему, как Он изволит, с радост­ной благодарностью за призыв к Его Святому служению, в чем бы это служение ни выражалось. Идите со светлым ликом очищен­ной покаянием совести, с направляющим вас к Господу (подоб­но звезде) приятием Святых Таин оживленным сердцем. Идите к читающему сокровенная человеческая Младенцу... от злого Ирода и нечестивого мира сокровенному, – идите к Нему – Он вас зовет, вам Он откроется, вам Он улыбнется и потянется навстречу! Иди­те, спешите, и вы получите несказанную Радость, залог Радости вечной, и силу к перенесению всех неизбежных нам тягот жизни.

http://fond.ru/foto/562/Aleksandr/

Ис.66:22 . «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут перед лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». Объяснение. Что это пророчество относится не ко времени после Страшного суда, когда будет новое небо, видно из следующего 23 стиха этой же главы. Значит, поклонение Богу и телом и духом будет и должно совершаться до страшного суда. И только после страшного суда, когда не будет уже смены дня и ночи, недель и месяцев, явится новый порядок Богопоклонения: Откр.21:23–25:22:5 . Мал.1:11 . «От востока солнца до запада велико будет имя Моё между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Моё между народами, говорит Господь Саваоф». Объяснение. Ветхозаветное поклонение было тесно связано с жертвой: Быт.12:7:22:5 . Жертвоприношения приурочивались к одному определённому месту: Лев.17:3–9 ; Втор.12:5–14 ; 3Цар.8:16 ; 1Пар.22:1 . Но с пришествием Мессии это определённое для всех место поклонения Богу и жертвоприношений не должно иметь значения, ибо это поклонение свободно в отношении места, как свободен дух, т.е. везде: Мк.11:17 ; 1Тим.2:8 ; Ин.4:21 . Всё же христианская жертва и во времена апостолов приносилась на известных жертвенниках, отличных от жертвенников ветхозаветных: Евр.13:10 ; 1Кор.10:18 . Приносилась в известных помещениях, отличных от жилых людских помещений: 1Кор.11:22 . Эти-то дома, начиная с Сионской горницы ( Мк.14:15 ), в которой Христос установил таинство святого Причащения, и были первыми христианскими домами молитвы, или храмами. Основные места Священного Писания в учении о поклонении Богу, которые необходимо заучить наизусть 1Кор.6:20 . Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии. Рим.12:1 . Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. 1Тим.2:8 . Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ис.40:6 . Голос говорит: воз­вещай! И сказал: что мне воз­вещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет по­левой. Ис.40:7 . Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дунове­ние Го­с­по­да: так и народ – трава. Ис.40:8 . Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пре­будет вечно. Вставочное рассуждение, принадлежащее или самому пророку (Спб. профес., Властов), или какому-то таинственному небесному голосу (Еп. Петр, The Pulpit Commentary, Dillmann, Speak. Commentary etc.). «Кто бы ни разумелся под этим лицом, оно говорит по повелению Господню и напоминает человеку, что земная жизнь его скоропреходяща, что она подобна полевой траве ( Пс.89:6 ), «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» ( Мф.6:30 ). Но такова же жизнь и целых народов ( Ис.24:1 ; Ис.25:2–3 ); и они живут и цветут, пока Господь сохраняет их, но и им настает конец». (Властов) Под «плотию» – евр. basar, греч. σαρξ – на языке Священного Писания разумеется, естественное, преимущественно, даже материальное и греховное состояние человечества ( Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ; Быт.6:3 ; Ис.66:23 ; Зах.2:13 ; Рим.3:20 ; Рим.8:8 ; Гал.2:16 ). Под «красотой» же этой плоти следует понимать ее естественные, необлагодатствованные достоинства – здоровье, славу, красоту, умственное развитие или ту «мудрость», которую и Апостол Павел называет «плотской» ( 1Кор.1:29 ). Впрочем, Апостол Петр, который склонен относить все пророчество, главным образом, к иудеям, под «плотию» разумеет весь «плотяной» народ иудейский и под «красотой» – его внешний обрядовый закон и различные видимые преимущества, на которые так сильно, хотя и совершенно напрасно, рассчитывали иудеи (происхождение от Авраама, обрезание, омовение и пр., что на языке Священного Писания также называется «плотию» – Рим.4:1 ; Рим.3:20 ; 2Кор.5:16 ; Гал.3:3 ; Евр.7:16 ). Таково было неустойчивое в своих способностях и силах, глубоко беспомощное и безнадежное состояние избранного народа и всего мира перед явлением славы Господней, т. е. перед пришествием в мир Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но, обращая пока внимание только на язык Иер. 10:1–16 , можно-ли допустить, с этой точки зрения, возможность написания этого отделения самим Иеремиею? Граф (там же) и за ним Негельсбах (стр. 88 и сл.) находят в языке отделения такие черты, которые не соответствуют словоупотреблению пророка Иеремии и потому не допускают будто бы мысли об авторстве последнего. Не говоря о таких словах, которые всего один раз только здесь и встречаются во всем Ветхом завете, – не говоря об этих παξ λεγμενα, – находят здесь такие слова, которые, будучи более или менее часто употребляемы другими ветхо-заветными писателями, в книге Иеремии встречаются лишь в разсматриваемых стихах и нигде в других отделах книги (напр. , , ст. Иер. 10:9 ; , ст. Иер. 10:12 ; , , ст. Иер. 10:13 ; и ст. Иер. 10:16 ). При том некоторые из этих слов такого рода, что вместо них в других отделах книги Иеремии употребляются другие слова; напр. вместо ст. Иер. 10:9 употребляется Иер. 12:1, 36:24, 41:5, 43:12 ; вм. ст. Иер. 10:14 обыкновенно употребляется Иер. 8:19, 50:38, 51:47, 52 ; ст. Иер. 10:14 употреблено в значении (литой идол), между тем как в других местах книги обыкновенно употребляется в значении возлияния (в честь божества Иер. 7:18, 19:13, 32:29, 44:17 и сл.). Указывают также на позднейшую форму слова ст. Иер. 10:7 , вместо которой в других случаях в книге Иеремии обыкновенно употребляется , и еще на употребление в Kal с значением „быть глупым» ( Иер. 10:8 ), между тем как такое значение у Иеремии имеет лишь Niph. этого глагола, ст. Иер. 10:14, 21 , а Kal всегда значит сожигать ( Иер. 4:4, 7:20 и др.) 17 . При этих данных, встречающиеся в разсматриваемых стихах слова и выражения, специально свойственные Иеремии ( ст. Иер. 10:1 , ср. Иер. 45:1, 46:13, 50:1 ; с ( Иер. 10:2 ) 18 =, ср. Иер. 13:21 ; глагол у Иеремии встречающийся 20 раз; ст. Иер. 10:3 ср. Иер. 5:24, 31:35, 33:25, 44:10, 23 ; ст. Иер. 10:6 , выражение весьма часто встречающееся у Иеремии), – такие слова и выражения не довольно располагают в пользу Иеремии, как автора. Так выходит по взгляду Графа и Негельсбаха. Они согласны с Моверсом, что разсматриваемое отделение написано во время плена – в Вавилоне, – значит, не Иеремиею; но они не думают, чтобы автором этого отделения был писатель Ис. 40–66 ; они предпочитают оставить нерешенным вопрос об авторе, равно как и о времени внесения этого отделения в книгу Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010