Конечно, мы можем задохнуться от возмущения – как можно так глубоко извратить свой разум и совесть? Пугающий ответ – можно. Даже очень легко. В день Суда они убедятся, как они были неправы – но будет уже поздно. Но откуда берутся эти плохие люди, уверенные в своей «хорошести»? Которые творят (или хотя бы горячо одобряют) злодеяния с непоколебимой верой в то, что история их оправдает, а Бог (если они признают Его существование) наградит их вечным блаженством? Они не принадлежат к какой-то особенной злой породе, культуре или религии. Это люди, похожие на нас. И здесь нам стоит сделать пугающий, но логически неизбежный вывод. Мы – люди, похожие на них. Мы также легко можем пребывать в сознании своей правоты, такой кристально-ясной, что Бог просто обязан нас одобрить. Люди обладают огромной способностью к самообману и самооправданию, и мы не являемся исключением. Мнение человека о своей «хорошести» может оказаться совершенно ложным. Вторая проблема – насколько хорошим надо быть, чтобы попасть в рай? Каков проходной балл? Если только особо крупные злодеи будут осуждены, а мелкие грешники проскочат, то где пролегает грань? И почему мы решили, что мы достаточно хороши, чтобы проскочить? Сколько греха можно втащить с собой в рай? Правильный ответ – нисколько. «И не войдет в него ничто нечистое» ( Откр.21:27 ). Рай , в который можно было бы втащить хоть какое-то зло, уже не был бы раем. Мы нуждаемся в очищении от греха – и мы не можем очистить себя сами. Как сказал библейский Пророк, «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» ( Ис.64:6 ). Когда мы осознаем нашу проблему – мы грешники и не можем помочь себе сами, – мы становимся в состоянии понять, зачем нам нужна вера, Церковь и Таинства. Мы нуждаемся в спасении – в том, чтобы наши грехи были прощены, а наше сердце пережило глубокую внутреннюю перемену, которую мы не можем сами произвести в себе. Мы нуждаемся в том, чтобы Бог вмешался и сделал для нас то, что мы не можем сделать для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Послания Богоглаголивого Павла в некоторых местах, как свидетельствует Богоблаженный Апостол Петр, заключают в себе мысли неудобопонятные. «В нихже», говорит он, «суть неудобь разумна некая яже ненаучени и не утверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им» ( 2Пет.3:16 ). Сию неудобовразумительность мы видим в следующих словах Апостола Павла: «сам же спасется, такожде якоже огнем» ( 1Кор.3:15 ). Некоторые, или будучи неведущи в Священном Писании, или не утверждены в благочестии и добродетели, не разумея сих слов превратно их толковали, и думали так, что сказанный здесь Апостолом огонь, есть огонь чистительный, очищающий души от грехов, как очищается золото огнем от всякой нечистоты. Положив таким образом, они вымыслили нелепое учение, что по смерти души всех людей, как раскаявшихся, но внезапно смертию восхищенных, и следственно не успевших исполнить дела покаяния, дабы теми очиститься, так и не раскаявшихся в простительных своих грехах, сходят в место сего чистительного огня, где бывают жегомы долее или менее, судя по тяжести грехов их, и после исходя оттуда, как золото из горнила чистыми от всякой скверны получают Божественную славу и блаженство. Они говорят, что молитвы и милостыни, а особливо священнодействия, совершаемые о жегомых, там орошают лютость огня сего, еще же и сокращают продолжение времени оного: от чего огнь оный там, где он обретается, есть огонь палящий, а на земли долу бывает источником, источающим множество сребра, и прибыток великий. Ибо всяк приемлющий сие злочестивое учение с радостию наполняет руки таковых священнодействователей, дабы таким образом оросить пламень палящий душу отца или матери, или другого некоего сродника, или друга, и свободить его скорее от лютого оного мучения. Сие зловымышленное учение, коего основатели выдумали и другие еще большие нелепости, кажется, не иное что есть, как отрасль чудовищной ереси Оригена , утверждавшего, что вечное мучение имеет конец. Оно нимало не основываясь ни на Священном Писании, ни на писаниях Богоносных Отец, содержит в себе многие и великие противности. Оно во-первых предполагает, что к очищению грехов довольно дел покаяния или добродетели человеческой: но мнение сие несправедливо, потому что не только одна какая-либо добродетель, но и все вместе, не могут очистить ни одного греха, а кольми паче многих. Ибо если беззакониями нашими мы оскорбляем Бога Вечного: то и наказание за оные должно быть также вечное. А добродетель, или паче и все наши добродетели суть яко ничтоже пред Богом, суть «якоже порт нечистыя», как говорит Пророк Исаия ( Ис.64:6 ). И так достоинство добродетели никак не может равняться с тяжестью греха. Ежели бы добродетель очищала грех, то все бы праведные люди и до закона, и в законе, и по законе жившие были чисты от прародительского греха, все бы, говорю, были сынами Божиими и наследниками небесного Его Царствия: а следовательно не нужны бы были воплощение, страдание, Крест, кровь, вода, смерть и воскресение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Праведность - это нравственное совершенство. И каждый христианин, ни много, ни мало призван быть совершенным как сам Бог: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И это совершенство измеряется законом Божьим, сердцевиной которого являются десять заповедей. У людей неверующих может быть другое мерило чести и достоинства человека, но христиане должны руководствоваться не собственными измышлениями, а абсолютом, данным Богом. Сразу же необходимо сказать словами Апостола Павла, что закон Божий добр, духовен и свят и к нему у нас нет никаких претензий (см.Рим.7:12-16). Хотя некоторые христиане, не понимая этого, начинают злословить закон. И вот на основании этого закона на самом деле положение человека пред Богом плачевно: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас». (Ис.64:6). Каждый христианин хочет быть праведным, но постоянно должен признаваться себе, что не дотягивает до нравственного совершенства. 27. Ответ на 18, учитель: Праведность идет от ГОСПОДА, а не по Табелю о рангах. Какое духовное звание имел Василий Блаженный? Праведность и церковные каноны это разные вещи.А Вы призываете половину населения страны лишить конституционных прав, только по тому, что они женщины и их роль по Вашему только рожать детей и готовить еду. Т.е. Вы утверждаете, что женские души неполноценны и не имеют равных прав с мужскими. Вот уж настоящая ересь. Женщина всегда должна зависить от мужчины и не имеет права на самореализацию. Поскольку идет глобальная роботизация , то уже в этом столетии право родить ребенка станет привилегией и далеко не все его смогут иметь. А у Вас очередной совковый колхозинг , все женщин заперь по домам и заставить усиленно плодиться.Учитель Праведности. А, позвольте поинтересоваться мне, сирой и убогой " колхознице " : в чем заключается ваша праведность? В прилепливании ярлыков? Праведность вы понимаете довольно однобоко. До Василия Блаженного, во всяком случае, Вам как от Москвы до Китая пешком. Но это так, к слову. Опять же, по теме.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/06/ge...

Подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия Подобное может быть объяснимо только тем, что такие люди, как «мытари и блудницы», не испытывали иллюзий по отношению к собственной человеческой праведности, о которой и сказано, что вся наша праведность – как запачканная одежда . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64, 6). – Как общеизвестно, подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия.         Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного! И в этом смысле, тематически, евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста, предлагают нам совсем другую картину домостроительства нашего спасения, когда будут последние первыми, и первые последними (Мф. 20, 16). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1034 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Пелагий  (ок. 360 г. – после 431 г.) — знаменитый ересиарх IV в., ложно утверждал, что человек в силах сам заслужить свое спасение, которое дается лучшим из нас, а иначе получалось бы, что сам человек не играет никакой роли в собственном спасении и славе. И что повреждение человеческой природы в грехопадении было недостаточно радикальным, чтобы человеку не обнаружить в себе автономной от Бога праведности, способной лично усовершенствовать и спасти его (собственными силами).  Противостоя подобным взглядам, святитель Василий Великий писал: «Хвалящийся да хвалится в Господе, что Христос был соделан Богом для нас праведностью, мудростью, оправданием и искуплением. Это истинная и надлежащая похвала в Боге, когда человек не гордится собственною праведностью, но знает, что он воистину не достоин подлинной праведности и оправдывается исключительно верою во Христа».

http://pravoslavie.ru/100709.html

Увидел, что все уклонились от Бога, как источного начала правды и истины, как от первообраза блага и блаженства, высочайшего и совершеннейшего, и все омрачены и осквернены грехом, все даже до единаго. Зрелище неутешительное и крайне отвратительное не только для чистейших и тмами тем солнца светлейших очей Божиих, но и для самых близоруких и грехолюбивых очей человеческих! Мы любим грешить, но не любим грешников и, по инстинкту, гнушаемся ими; отсюда все наши суды и пересуды о других, все злоречия и порицания, хотя сами несравненно хуже и виновнее их. Да как же, скажут, может быть, при сем, а сколько было и до Христа, по свидетельству самого слова Божия, людей высокой добродетели, людей истинно святых и праведных? В самом языческом мipe всегда были, хотя не в большом числе, мужи, отличавшиеся великими доблестями, честною и неукоризненною жизнию и подвигами самоотвержения и беспристрастия. Не отвергаем; но то же слово Божие уверяет нас, что пред очами Божиими вся правда праведников яко же порт жены нечистыя ( Ис.64:6 ), и что Всесвятой Бог и восвятых не верит и самое небо нечисто пред Ним ( Иов.15:15 ). Все истинно-святые и праведные мужи, о которых говорит слово Божие, содрались таковыми не иначе, как посредством веры во Христа грядущего, или пришедшего: сии вси, говорит Апостол, послушествовани быша верою ( Евр.11:39 ), потому что без веры, по свидетельству того же Апостола, невозможно угодити Богу ( Евр.11:6 ), и всяко, еже не от веры, грех есть ( Рим.14:23 ). Если же при таком только условии правда праведников народа богоизбранного пред судом Божиим имеет свою цену: то чем после сего оказываются пред ним прославленные подвиги героев истинны и добродетели мipa языческого? Не больше, как восторженным выражением суетности и тщеславия, прикрытых благовидною личиною самоотвержения и бескорыстия, или много-много, что естественным стремлением, и среди глубокого повреждения и расстройства духовной природы человека, хотя в слабых останках уцелевшим, добрым семенем, посеянным рукою Создателя, и покушавшимся прорваться сквозь грубую кору страстей и похотей плотских, но в самых первых своих отпрысках увядшим, засохшим и умершим. И так, все человеки, все до единого оказались пред очами Божиими уклонившимися с пути правого, не делающими добра совершенного и без особенной высшей помощи неспособными к добру. Затем:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же можем мы сказать после всего этого в свою защиту? Ничего. Посему не вниди в суд с рабом Твоим и не прибавляй к грехам нашим Своих угроз, но «отврати лице Твое от... беззаконий» наших (Пс. 50:11) и не поставляй Свою праведность мерилом наших дел. Но, Человеколюбче, обратись и сделай так, чтобы Твоя милость перевесила бремя грехов: презри тяжесть вольных наших согрешений и превзойди своей милостью множество наших беззаконий. Спаси нас Твоей милостью, которой спаслись все, стремящиеся ко спасению. Я мог бы привести в пример Моисея, но и он был не безгрешен, как засвидетельствовало Писание. Мог бы упомянуть и об Аароне, и о Давиде или о самом верховном и великом Апостоле Петре — но и они не были безгрешны и беспорочны. Посему прошу Тебя, спаси меня верою, а не делами, дабы и для меня, Человеколюбие, Ты изрек сии слова: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50). Владыко! Ты никому не сказал из тех, которым даровал прощение: твои дела спасли тебя, потому что вся наша правда пред Тобой, «якоже порт жены нечистыя» (Ис. 64:6). Поэтому вновь повторяю сии слова: спаси ради милости Твоея. «Милость Твоя поженет мя (последует за мной) вся дни живота моего» (Пс. 22:6). Пусть Твоя милость последует за мной, беглым рабом, который постыдно от Тебя убегает и постоянно стремится ко греху. Пусть милость Твоя сопутствует мне, препятствует ногам моим [вступить на путь неправды], удилами и уздою обуздывает меня если я не пойду к Тебе, ибо Ты еси «Бог..., творяй чудеса Един» (Пс. 71:18). Посему и на мне «удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя» (Пс. 16:7), — ведь Ты даруешь милость более, нежели мы просим и надеемся получить. Владыко! Некогда приступил к Тебе должник, который занял у Тебя десять тысяч талантов и просил лишь немного потерпеть (ср. Мф. 18:24). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из «наемников Твоих» , а Ты сделал его «сыном» и наследником (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2679...

Это воссоздание народа, переселенного Вавилонянами далеко от родины, следует считать великим чудом, подобного которому не было в истории. Стихи 18 – 19 некоторые (как напр. Витринга) считают видением окончательного разрушения храма Иерусалимского Римлянами; Куенен же и все те, которые признают, что, начиная с главы 40-й, мы имеем слова так называемого второго Исаии, опираются (кроме имени Кира) еще в особенности на это место, чтобы утверждать, что вторая половина книги Исаии начертана после взятия храма Навуходоносором. Мы не скрываем, впрочем, того, что таково впечатление, получаемое от этих двух стихов, (и ср. ниже гл. 64, ст. 10–11). Но мы, по многим причинам, не соглашаемся и не можем согласиться на то объяснение, которое дают на это место защитники теории двух пророков, якобы начертавших книгу Исаии 1807 . Во-первых, вспомним, что принадлежащий несомненно Давиду покаянный Псалом 50-й, „Помилуй мя Боже“ заканчивается однако двумя стихами, явно указывающими на плен в Вавилоне. Во-вторых, не забудем, что в историческом отделе пророчества Исаии, современника Езекии, мы находим несомненное доказательство, что пророку было открыто, что потомки Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского, и что Иерусалим будет взят и разграблен Халдеями: „ничего не останется, говорит Господь“ ( Ис. 39 , см. в ос. ст. 6–7). Поэтому, даже не допуская гипотезы, что указанные выше стихи прибавлены к скорбной молитве Исаии пленными в Вавилоне, мы думаем, как выше говорили в начале настоящей заметки, что пророк и духом, по откровению Божию, и разумом человеческим созерцает все последствия возмущения народа, и видит, что народ предан врагам своим, Иерусалим взят, народ отведен в плен, храм разрушен. Один только священный образ Искупителя (ст. 16) не позволяет ему впасть в отчаяние. 1804 Просим просмотреть в 1 т. Св. Летописи прим. на текст Бытия о создании человека I, 26–27; II, 7, 9, 15–25 и о грехопадении III. 1806 См. наше прим. в 3 т. Св. Лет. на Втор. 32:6,8 . До исхода из Египта народа Израильского на земле не было; нельзя было назвать еще народом толпу порабощенных Семитов, выводимых из Египта. Господь в пустыне только создает народ, даруя ему заповеди, законы и устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– «Господа славы». Как сказал Ап. в конце 7-го стиха, «слава» была конечною целью человеческого существования на земле, в силу Божественного предназначения. Но когда пришел Сам Господь, Сам Владыка этой славы, люди, вместо того чтобы обратиться к Нему за получением этой славы, отвергли Его и даже умертвили! 1Кор.2:9 .  Но, как написано: не видел того глаз, не слы­шало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что при­готовил Бог любящим Его. Ту же мысль – о высшем происхождении премудрости Евангельской и ее таинственности – Ап. доказывает здесь ссылкою на пророческое слово. Проще и естественнее пополнить этот стих прибавлением: «эта премудрость есть то, что написано в словах: «не видел» и т. д. – Откуда взято это место, сказать трудно. Вероятнее полагать вместе с блаж. Иеронимом, что здесь пророк соединил в одно два изречения пр. Исаии, находящиеся в LXIV-й и LXV-й гл. его книги ( Ис.64:4, 65:17 ). – Три выражения: «видеть, слышать» и «приходить на сердце» – обозначают собою троякий путь, каким идет человеческое познание: видение или непосредственный опыт, слух – или познание получаемое чрез изучение предания и, наконец, то, что приходит на сердце или знание, основанное на собственном размышлении. Ни одним из этих трех средств человек не мог добиться познания о предназначенном ему от Бога спасении, как о благах, здесь еще получаемых чрез Христа, так и о будущем, небесном, прославлении (ср. Еф. 3:18 ). 1Кор.2:10 .  А нам Бог открыл это Духом Сво­им; ибо Дух все про­ницает, и глубины Божии. Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его помощники ( «а нам» – ср. ст. 6 и 13) получили это познание путем откровения ( «Бог открыл»). Ап. разумеет здесь то первоначальное просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в посл. к Галатам ( Гал. 1:12, 16 ). Откровений удостаиваются и обыкновенные верующие (ср. Еф. 1:17 ), но эти откровения, можно сказать, имеют уже второстепенное значение и представляют собою воспроизведение перво-откровения, которого удостоились первые провозвестники христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета как руководящее начало христианской жизни (ср. Ин. 17:20 ). – Средство, чрез которое Апостол получил это откровение, был «Дух» Божий. Этот Дух дает всякое познание, потому что Ему все открыто. – «И глубины Божии», т. е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И как же диавол будет спасать? Где диавол, там и темница – грех, смерть и ад. Только Христос имел силу, божественную несравненную силу, чтобы из этой темницы выводить и спасать души людские. Сыне, прощаются тебе грехи твои! Юноша... встань! Лазарь, иди вон! Своим могущественным словом Он разрывал узы грешников и выводил мертвых на свет жизни. Своим сошествием во ад Он разорил престол сатаны и освободил души праведников. Своим Воскресением Он явил полно и совершенно власть Свою необоримую над всеми узами диавольскими, над всеми кознями адскими и над последним врагом – смертью. О, Господи, Победителю диавола, Освободителю от греха, Воскресителю мертвых, Тебе поклоняемся и Тебя молим: освободи нас, воскреси нас и благослови нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 8 Сентября. Поучение о страданиях Христа, каких Исайя предвидел Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ) Это пророчество, братья; а теперь слушайте о точном исполнении этого пророчества: Тогда (Пилат)...бив, предал на распятие ( Мф.27:26 ) – разве это не пророком предсказанное: Я предал хребет Мой биющим? Слушайте дальше: ...один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке...( Ин.18:22 ); и еще: И, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? ( Лк.22:64 ) – разве это не пророком предсказанное: предал... и ланиты Мои поражающим? Слушайте и далее: насмехались над Ним ( Мф.27:29 ); И били Его по голове тростью, и плевали на Него... ( Мк.15:19 ) – разве это не пророком предсказанное: лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ? Посмотрите, братья, сколь точно пророчество, слово в слово точно. Посмотрите с ужасом, как ясновидящий человек Божий провидел сквозь стены в несколько сотен лет яснее, чем обычный глаз видит дно чистого мелкого ручья! Это Бог силой Своей неодолимой раскрыл дух человека смертного, чтобы он духом видел события в дали так ясно, как телесными глазами видят вещи вблизи. А как же Сам Бог Всевидящий провидит сквозь мозг костей наших, сквозь туман помыслов наших, сквозь все тайны сердец наших? Он присутствует при рождении мыслей наших еще до того, как они появляются, и желаний наших еще до того, как они зачнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Содержание послания таково: после приветствия, одобрив веру Коринфян, их добродетели и духовные дарования, которыми они были богаты (§ 1, 2), Пастырь указывает им на источник, из которого возникли между ними беспорядки, – на гордость: яде, пи, разшире, утолсте и отвержеся возлюбленный, говорит он им словами Моисея ( Втор. 32, 15 ) и продолжает: «отселе бесчестные люди восстали против честных, низкие против знатных, глупые против умных, младшие против старших». § 3. Показав пагубные действия надменной зависти в примерах и между прочим в Дафане и Авироне (§ 4, 5), убеждает к покаянию и смирению (6–15), и особенно указывает на Господа, выражая вместе Апостольскую веру в Сына Божьего и Духа Святого: «жезл величия Божьего, Господь наш Иисус Христос , не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой. 64 За тем (§ 16) приводить пророчество Исаии о смиренном рабе Иеговы ( Ис. 53 ) и песнь Давида ( Псал. 21:7–8 ). Указав еще на несколько примеров смирения (§ 17, 18), обращает внимание их на беспредельную благость Творца и Промыслителя, устроившего во всем определенный порядок (§ 19–22) и говорит: «будем почитать начальников своих (προηγμενς), уважать пресвитеров». – Действиями того же Творца природы и верностью Его в обещаниях обличив сомневающихся в воскресении мертвых (23–28), убеждает жить достойно избранных Божьих (29–36), при чем высокими чертами описывает Искупителя Иисуса. «Он, говорит, Первосвященник наших приношений – заступник и помощник в немощи нашей. Посредством Его возводим на высоту небес взоры наши, – Чрез Него отверзлись очи сердца нашего». Потом повторяет о Нем слова Псалмопевца, приведенные Апостолом ( Псал. 103:4, 2, 8, 109:1 ; Евр. 1 ). Продолжая убеждать к сохранению церковной подчиненности, приводить в пример порядок воинский и устройство частей тела нашего (§ 37–39), потом описывает чин, учрежденный Господом и Апостолами, указывая вместе и на чин ветхозаветный (40–44). «Все, что повелел нам Господь, должны мы совершать в порядке в учрежденные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010