7 . Другие совершили множество добро­детелей: расточили (на бедных) имение, ос­тавили (неимущим) богатство, сделали дела преславные, просветили мир, умудрили лю­дей, спасли души многих и – не хвалились, а ты, не сделав ничего доброго, не сотворив ни­чего благоугодного, – и этим ничем безумно хвалишься! Не хвали сам себя, но внимай то­му, чтобы Бог похвалил тебя: Бог и помимо твоего велехваления узнает, что у тебя будет хорошо, и, если Ему будет угодно, прославит тебя и не хотящего прославляться: Он про­славит и никого без великого (должного) воздаяния не оставит. Если же ты сам будешь похваляться, то лишишься разума и от Бога похвален не будешь. 8 . Не похваляйся ничем, не говори, что ты богат, обогатился всеми благами и ничего не требуешь, тогда как не сознаешь, что ты «окаянен..., нищ и ничтожен, слеп и наг, – как говорит Тайновидец ( Апок.3:17 ). Поэтому «егда и вся сотворите поведенная вам, глаголите, яко ра­би непотребни есмы, еже должни были сотво­рити, сотворихом», – говорит Господь ( Лк.17:10 ). «Всяка бо правда человеческая пред Госпо­дом, яко руб (ветошка), поверженный на гноищи», – говорит пророк ( Ис.64:6 ). Знаю, что и ты – человек – не любишь велехвалящихся, когда кто пред тобою, величаясь, похваляет­ся; так Бог «не любит самохвалов». Ты же, ниче­го от себя не имея, велехвалишься, пред все­ми сплетая себе похвалу и все себе приписы­вая. «Не нам, Господи..., но имени Твоему даждь славу», – говорит пророк ( Пс.113:9 ). Хвалися ты о Боге, и Бог восхвалится о тебе; возлюби ты Бога, и Бог возлюбит тебя. Если же ты, ища только своего, презришь Бога, то и Бог пре­зрит тебя и отвергнет тебя. 9 . «Что хвалишися во злобе, сильне?», – гово­рит пророк ( Пс.51:3 ). Для чего требуешь похвалы за добро твое от других? И сам ты зна­ешь, что есть добро. Добро всегда остается до­бром, хоть бы и никто его не хвалил, а зло ос­тается злом, хоть бы и никто его не порицал. Если тебя и все люди будут хвалить, ничего тебе от этого не прибудет; если же и никто не похвалит, ничего не лишишься. Если и никто не похвалит тебя за добро твое, довольно бу­дет для тебя, если Сам Бог похвалит тебя. Ни­чего не значит быть хвалиму от людей, ибо не ради людей ты делаешь что-либо доброе, но ради Бога. Потому ищи похвалы и возвыше­ния не от людей, а от Единого Бога – да бу­дешь похвален и прославлен от Него вовеки и вечное воздаяние от Него получишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

9:27), если он, столь достойный, боялся сделаться недостойным, то мы, уже сделавшиеся недостойными, какое будем иметь оправдание и прощение, не имея никакого страха, но исполняя христианские обязанности, как бы какой обычай, и только для вида? Устрашимся же, возлюбленные! " Ибо открывается гнев Божий с неба " (Рим. 1:18). Устрашимся, по­тому что он открывается не только на " нечестие " , но и на всякую " неправду " , малую и великую. Вместе с тем (апостол) указывает и на человеколюбие Божие; а дождем он называет учени e, и что выше он говорил в словах: " Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями " , то же говорит и здесь. И во многих местах Писание называет учение дождем: " и повелю облакам не проливать на него дождя " , - говорит (Господь) о винограднике (Ис. 5:6); а в другом месте то же называется гладом хлеба и жаждою воды (Амос. 8:11); и еще: " поток Божий полон воды " (Пс. 64:10). " Земля " , - говорит, " пившая многократно сходящий на нее дождь " . Здесь он выражает, что и принимали и пили слово его, и часто удостаивались слышать его, но не получили от того пользы. Если бы, говорит, ты не была возделана, если бы не получала дождей, то зло не было бы столь велико, потому что " Если бы Я не пришел " , - говорит (Христос), - " и не говорил им, то не имели бы греха " (Иоан. 15:22); если же ты часто пила и прини­мала, то почему вместо плодов ты произрастила нечто другое? " Ожидал " , - говорит (Господь), - " что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды " (И c. 5:4). Видишь ли, что Писание везде тернием называет грехи? И Давид говорит: " я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн " (Пс. 31:4). (Терн) не просто входит, а вонзается; и хотя бы его осталось немного, но если он не весь будет вы­дернуть, то и самая малая часть его производит боль так же, как и (весь) терн. Но что я говорю: немного? Даже после того, как он будет выдернут, в ране долго еще остается боль. Потому нужно долго лечить и пользовать, чтобы освобо­диться от её совершенно; недостаточно только исторгнуть грех, а нужно излечить и пораженное место.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вопрос. Может ли кто изъяснить [слова]: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9; см. ткж Ис 64:4)? Ответ. 1. Некоторые сподобились не только изъяснить, но и стяжать это. О них Христос сказал: Мы, Я и Отец Мой, придем и обитель сотворим у них (Ин 14:23) 6 . Ведь там, куда вселяется Бог и где Он ходит, обитает всякое ведение. 2. Следует знать, что слова: не видел того глаз и не зрило [того око] сказаны о приходивших до Христа праведниках. Как то говорит Господь: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф 13:17). И опять говорит: Бога не видел никто (Ин 1:18). Но Он не говорит: “Не будут видеть”, ибо изрекает: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8) 7 . 3. Стало быть, со [всем] тщанием, если угодно, обрати внимание на это и познаешь, что те, которые, согласно [апостолу] Павлу, видели и ныне видят то, что [очи пребывающих] в Законе не видели, что не слышало ухо [их] и что не приходило на сердце человеку Ветхого Завета, что приготовил Бог любящим Его. Сразу же за этим [Апостол] прибавляет: Мне же Бог открыл это Духом; ибо Дух все проницает и глубины Божии (1 Кор 2:10) 8 . Поэтому достойными познаётся то, что око грешников не зрит. 4. Кроме того, [таинства эти] неизреченны и невыразимы для тех, кто не вмещает [их]. Ведь [апостол] Павел далее продолжает, говоря: Душевный человек не принимает того, что от Духа, потому что он почитает это безумием. Ведь то, что от Духа, познаётся [только] духовными и открывается духовным образом 9 . Поэтому подвизайся, чтобы изучить это на деле и на опыте, а не бесполезно [постигать это] просто [одним своим] разумением. Вопрос 4 Вопрос. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [Апостолов] Пётр, желают проникнуть Ангелы (1 Пет 1:12)? Ответ. 1. Одни говорят, что таковые блага суть то, что не видел того глаз (1 Кор 2:9), другие — что они есть таинство причастия нашего 10 . [Возникает вопрос]: имеет ли это вообще какой-либо смысл? Ведь наша бескровная жертва осуществляется, совершается и сопровождается святыми Ангелами. Поэтому, как мне кажется, Ангелы желают, чтобы и в их естестве, как и в нашей плоти, вселился по сущности Бог Слово, сотворивший их.

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

Мир, разумеется, не замечает грешника, который кается. Однако Слово Божие говорит нам, что радость большая бывает на небесах об одном грешнике кающемся, и все небо ликует, как если бы покаяние одного грешника было самым важным, самым нужным из всех дел человеческих. " Сказываю вам, что... на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии " (Лк. 15, 7). Господь говорит, что " ...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся " (Лк. 15, 10). И это действительно так, потому что кающийся грешник способен по-настоящему воспринять плод Креста Христова и Божие освящение. Христос все совершил для того, чтобы Его Воскресением была дарована миру благодать покаяния. Вот почему кающийся грешник, который печалится о своих грехах, приносит радость всему небу. И о нем Господь говорит: " ...Нашел Я мужа по сердцу Моему " (Деян. 13, 22). Мы часто думаем, что своею правдою приближаемся к Богу, и наша добродетель, наше благочестие, наше знание, наше служение, наша ревность делают нас способными к общению с небом. Но мы забываем о том, что перед очами Божиими все обнажено, и, как говорит Сам Господь, Он не обретает ничего доброго в нас, что являло бы собою какую-то заслугу перед Богом. Может быть, есть здесь кто-нибудь другой, кто может сказать об этом по-другому, но Господь говорит, что " нет праведного ни одного " (Рим. 3, 10), и вся наша правда - как грязная одежда блудницы. " Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас " (Ис. 64, 6). Если бы мы на самом деле осознали, что Христос пришел спасти грешников, чтобы привести их к покаянию, и что вся Церковь святых умоляет нас об этом! Мы помним слова преподобного Силуана Афонского о том, что многие говорят: " Я слишком много нагрешил. Я убивал и распутничал, и разбойничал. И нет мне уже прощения " . " Но Господь, - свидетельствует Преподобный, - говорит: " Приди - и все тебе будет прощено " " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_22...

Это очищение Господь производит Своим Святым Духом: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (50, 13). Результатом очищения для Давида является радость праведника - радость пребывать в Боге и с Богом: «возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (50, 14). Но Давид не только просит у Бога очищения - он желает укорениться в делании добра: тогда покаяние станет полным, окончательным и бесповоротным: «научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся», - говорит Давид (50, 15). Одно из основных дел добродетели Давид видит в прославлении Бога: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (50, 17). Только укоренение Давида в добре может послужить и укреплению его царского дела - в частности, процветанию Сиона и безопасности Иерусалима (50, 20), в случае чего Давид и его народ смогут приносить Богу мирные жертвы (50, 21). Пророк Исаия говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «И все стали мы - как нечистый, и как одежда во время месячного очищения - вся праведность наша» (Ис. 64, 6). Причину согрешений и отсутствие покаяния пророк видит в злых навыках; но, лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис. 1, 18). Проповедник покаяния В евангельском повествовании мысль о покаянии, звучащая в устах св. Иоанна Крестителя, Господа Иисуса Христа и апостолов, филологически выражается с помощью древнегреческих терминов - глагола µ??????? и соответствующего ему существительного µ???????. Общее значение этих слов в древнегреческом языке и греческой литературе - «перемена ума», в более широком смысле - «перемена образа мыслей».

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Это очищение Господь производит Своим Святым Духом: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня» ( Пс.50:13 ). Результатом очищения для Давида является радость праведника – радость пребывать в Боге и с Богом: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:14 ). Но Давид не только просит у Бога очищения – он желает укорениться в делании добра: тогда покаяние станет полным, окончательным и бесповоротным: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся», – говорит Давид ( Пс.50:15 ). Одно из основных дел добродетели Давид видит в прославлении Бога: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:17 ). Только укоренение Давида в добре может послужить и укреплению его царского дела – в частности, процветанию Сиона и безопасности Иерусалима ( Пс.50:20 ), в случае чего Давид и его народ смогут приносить Богу мирные жертвы ( Пс.50:21 ). Пророк Исаия говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «И все стали мы – как нечистый, и как одежда во время месячного очищения – вся праведность наша» ( Ис.64:6 ). Причину согрешений и отсутствие покаяния пророк видит в злых навыках; но, лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:10 ). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:18 ). Проповедник покаяния В евангельском повествовании мысль о покаянии, звучащая в устах св. Иоанна Крестителя, Господа Иисуса Христа и апостолов, филологически выражается с помощью древнегреческих терминов – глагола μετανοω и соответствующего ему существительного μετνοια. Общее значение этих слов в древнегреческом языке и греческой литературе – «перемена ума», в более широком смысле – «перемена образа мыслей».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Храни же глаза свои, поскольку через них входят во множестве разбойники и овладевают душой твоей. Ведь если бы наши праотцы хранили глаза свои, то не были бы изгнаны из рая; если бы хранили глаза свои содомляне и не увидели двух Ангелов, то не были бы уничтожены; если бы Давид не увидел купающуюся Вирсавию, то не впал бы в двойное беззаконие: прелюбодеяние и убийство, так что, наученный печальным опытом, молил Господа отвратить его глаза от тщетной красоты:  Отврати очи мои еже не видети суеты  (Пс. 118, 37). К чему многословить? Всеми признана та истина, что от воззрения рождается похотение и наоборот: где не было воззрения, там и не возникнет похотения, как о том пишет Сирах:  Блуд женский в возвышении очес  (Сир. 26, 11). Потому-то глаз и окружен веками, чтобы, как девица (по-гречески κρη — зрачок и девица), скрываться от посторонних во внутренних покоях. О том хорошо сказал святой Иоанн Лествичник: " Всеми силами будем убегать, чтобы не видеть, не слышать о том плоде, которого мы обещались никогда не вкушать, ибо удивляюсь, если мы считаем себя крепчайшими пророка Давида " (Слово 15, 64). О хранении слуха Храни уши твои от слышания развратных мелодий, поскольку душа, услаждаясь ими, пребывает нечувственной к духовному наслаждению и не познает своего бедственного состояния; поскольку от похотливых песен ум запечатлевает в воображении страстные образы, а сердце склоняется к принятию их. По известной легенде, Одиссей заткнул уши воском, чтобы не слышать сладких песен сирен и не погибнуть. И нам необходимо закрыть уши от слышания распутных песен, чтобы никогда не быть пойманными этими смертоносными сиренами сладострастия. Потому и Ксенократ учил юношей носить затычки в ушах, чтобы сохранять свой слух от развращенных и неподобных бесед. О хранении обоняния Необходимо хранить свое обоняние от услаждения духами и ароматами, поскольку иначе душа изнеживается, ум опустошается и скорее склоняется к разврату. Пророк Амос говорит:  Горе первыми вонями мажущимся  (ср.: Ам. 6, 6). И пророк Исаия предвозвещает наказание умащающимся благоуханиями:  И будет вместо вони добрыя смрад  (Ис. 3, 23). Убоявшись этого проклятия, преподобный Арсений Великий, бывший знатным придворным, после того как стал монахом, никогда не менял воду, в которой мочил финиковые ветви, так что она стала весьма зловонной. Будучи спрошен, зачем он так поступает, преподобный ответил, что делает это в наказание себе за те благовония, какими он умащался при дворе. Итак, брат, если ты хочешь, чтобы благоухало твое тело, то не бездействуй, но делай по пятьдесят и по сто земных поклонов каждый день, так чтобы из твоего тела вышли все лишние воды, являющиеся причиной его зловония, и тело, иссушенное таким образом, стало издавать благоухание. Ведь мы видим, что тела всех трудящихся, и уж тем более монахов, не издают зловония, но благоухают. О хранении вкуса

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

P. 90). Названия, противопоставляющие груз. термин греч. названию праздника τ γκανια, подчеркивают, что в иерусалимском контексте термин «обновление» без конкретизации храма указывал на Обновление храма Воскресения Христова - один из главных праздников богослужебного годового цикла. Как и в арм. переводе Лекционария, богослужение в 1-й день праздника совершалось в ротонде Св. Воскресения (Анастасисе). На вечерне под 13 сент. указываются входной тропарь ((?)) «Как неисчислимо Твое долготерпение» (в рукописях древнейшего Иадгари этот тропарь не найден) и Пс 65. 4, 1. На литургии указан входной тропарь «Прежде солнца украшенный, славный Твой гроб...», прокимен - Пс 85. 9, 17; ветхозаветные чтения - Прем 9. 1-19, Зах 1. 16-2. 5, апостольское чтение - 1 Тим 3. 14-16. После Аллилуия с Пс 64. 5 следовало евангельское чтение - Ин 10. 22-37 (или 42). В соответствии с чином иерусалимской Литургии ап. Иакова 2 гимнографических текста были указаны для перенесения Св. Даров на великом входе: тропарь на умовение рук ((?)) «Глас пророков Твоих...» и «Аллилуия» как тропарь Св. Даров ((?)) ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 36-37. N 1234-1240). Примечательно, что в гимнографической традиции Иерусалима тропарь на перенесение Св. Даров заменялся пением «аллилуия» только в особо торжественные церковные праздники - в Великую субботу, в день Пасхи, на Пятидесятницу, в Неделю ваий (как вариант) и в праздник Обновления ( Метревели. Иадгари. С. 215, 217, 250; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 37. N 1240), что вновь подчеркивает уникальный статус Обновления в круге иерусалимского церковного года. Впрочем, одна рукопись иерусалимского Евхология груз. редакции Sinait. iber. O. 54 (X в.) содержит вместо «Аллилуии» иной тропарь на перенесение Св. Даров - «Исполнен славы храм Твой, Господи...» (Fol. 156v), основанный на видении Ис 6 (см.: Permjakovs. 2012. P. 345-347). Грузинский перевод Иерусалимского Лекционария приводит полный цикл тропарей и богослужебных чтений для 2-го дня Обновления, т.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

– Вот уж поистине, Илья Иваныч, нет ничего нового под луной! Если бы вы также почитали память св. Иоанна Кассиана , как чтим ее мы, – вы бы знали, что ваше возражение давным-давно делалось святому мужу, и также давно было им опровергнуто. В самом деле, вашу мысль можно полнее выразить так: «если нет никого без греха, то нет никого святого; а если нет никого святого, то, следовательно, никто и не спасется». Но, как глубокомысленно пишет св. Кассиан, вышеприведенным «свидетельством Пророка ( Ис.64:5–6 ) может уже развязаться узел этого вопроса. Вот, Ты прогневался, – говорит он, – потому что мы издавна грешили, т.е. когда за возношение нашего сердца, или нерадение, отвратившись, Ты лишил нас Своей помощи, то пучина грехов тотчас поглотила нас; всё равно, как если бы кто сказал блистающему солнцу: вот ты закатилось, и оттого покрыла нас густая тьма. И однако ж, когда святой говорит, что он согрешил, и не только согрешил но и всегда пребывал в самых грехах, то не отчаивается совершенно в спасении, а прибавляет: и как же мы будем спасены? Это изречение: вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили, – я сравниваю с Апостолом: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7, 24 ). Опять то, что Пророк прибавляет: и как же мы будем спасены?, – согласно со следующими словами Апостола: благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим.7:25 )... Итак видите, как все святые не столько от лица народа, сколько от своего, истинно исповедовали, что они грешники , и однако ж никак не отчаивались в своем спасении, но полноту оправдания, которое по состоянию человеческой немощи не надеются получить сами собой , (т. е. за свою беспорочность), ожидают от благодати и милосердия Божия 7 . И Св. Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи не свободны от вины, говоря: семь раз упадет праведник, и встанет ( Притч. 24, 16 ). Ибо что иное значит падать , как не грешить ? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует падение по немощи человеческой; потому что большое различие между падением праведного человека и грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010