3) Иногда старообрядцы спрашивают: на каком кресте распят Христос? – думая этим утвердить понятатие креста восьмиконечного, ибо они убеждены, что Христос распят на таком именно кресте, а отсюда и заключение к отрицанию четвероконечного креста. Разбор: Известно, что осьмиконечный крест получился уже после распятия, когда Пилат прибил дщицу с надписью. А когда Христос нес крест на Голгофу, он был еще в то время четвероконечный и именуется у ев. Иоанна крестом Христовым ( Ин.19:17 ). В ев. Мф.27:32–33 : «Повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». И старообрядцы унижают крест Господень тем, что думают, будто бы без дщицы и без подножия крест не был бы и Христовым. А если бы Пилат не прибил дщицы? Неужели крест от этого перестал бы быть Христовым? Если следовать за мыслью старообрядцев, то надобно признать. что распоряжение Пилата имеет больше значения, чем благодать Христова, освятившая крест. Это ли не заблуждение? 4) Пророк Исаия ( Ис.60:13 ) предсказал , что крест будет состоят из трех древ: «И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое мое». А в церковных песнопениях этими тремя древами именуется крест. Разбор: Но иногда под этими древами разумелось иное. Напр. в Большом Соборнике, сл. 4, в нед. Мясопустн. преп. Палладия, л. 156 об. – 157, читаем: «И слава Ливанова к тебе приидет с певгом и кедром и кипарисом.. Ливан же с древесы треми, наричутся праведницы, иже внити имут с крестом в рай». Октоих, в пяток, 8 глас, на утрени песнь 4 канона, стих 1 л. 437 об. (печ. 1592–1594 г., – у Озерск.2:309): «Яко кедр благочестие, веру яко кипарис, любовь же яко пегв носящи, кресту божественному поклонимся». Иероним на прор. Исаию, ч. 9, стр. 130–131: «Слава Ливанова приидет к тебе... мы должны понимать все духовно, – что ель, кипарис, сосна и кедр, бывшие некогда высокими деревьями на Ливане, прославят храм Божий и место ног Его и сделают славным. А чтобы не выяснять мысли чрез многословную речь (укажу лишь на следующее): святой муж и красноречивейший Киприан и исповедник нашего времени Иларий, бывшие некогда высокими в мире деревьями, не кажутся ли тебе построившими церковь Божию»?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII– IX вв., праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных Святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской. В Царьграде праздник Обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления. По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., праздник Обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Воздвижение, напротив, представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября. Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем. 13 сентября, на утрене на Пс.50 , на 3-м антифоне Литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного (на «Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий ( Исх.15: 22–26 ; Притч.3:11–18 ; Ис.60:11–16 ; каждую из них предваряют прокимны – из Пс.92 ; Пс.59 ; Пс.73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя». Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); к Пс 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин Воздвижения Креста. По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная Литургия. Антифоны Литургии отменялись – сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения Литургии таковы: прокимен из Пс.98 ; 1Кор 1: 18–22 ; аллилуиарий со стихами из Пс.73 ; Ин.19:6, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс.113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII–IX веков, праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской. В Царьграде праздник обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник обновления. По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII веков, праздник обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября. Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Обряд совершался между утреней и полуднем. 13 сентября на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа. В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх. 15: 22–26; Притч. 3: 11–18; Ис. 60: 11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»), к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Ее антифоны отменялись, сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения литургии таковы: прокимен из Пс. 98; 1 Кор. 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс. 73; Ин. 19: 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113.

http://pravoslavie.ru/32069.html

историка Масуди (X в.), рассказ клирика Никиты (947), «История» Радульфа (1048), «Иерусалимская история: Деяния франков» Фульхерия Шартрского (1101), Житие и хожение Даниила, игумена земли Русской (1106-1108) и др.- см. Bertoni è re. P. 40-45) сообщают не просто о благословении вечернего светильника, но о чуде схождения во время вечерни и литургии В. с. в храме Воскресения Христова благодатного огня, что ежегодно происходит и в наст. время). Обряд совершался в часовне Воскресения и состоял из пения Пс 112 с припевом Пс 112. 2, возжжения епископом свечи (или 3) и возжжения диаконами свечей от свечи епископа, а народом - от свечей диаконов. Затем все возвращались в основной храм и совершалась вечерня с 12 ветхозаветными чтениями (прокимен из Пс 117 и чтения: Быт 1. 1-3. 24; Быт 22. 1-18; Исх 12. 1-24; Иона 1. 1 - 4. 11; Исх 14. 24-15. 21 (песнь Моисея поется с припевом Исх 15. 1); Ис 60. 1-13; Иов 38. 2-28; 4 Цар 2. 1-22; Иер 31. 31-34; Нав 1. 1-19; Иез 37. 1-14; Дан 3. 1-35a, 35b - 51, 52-90 (песни вавилонских отроков и Азарии поются с небиблейскими припевами); после каждого чтения - молитва с коленопреклонением). Во время песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-90) в храм входило «великое множество» новокрещеных вместе с епископом (очевидно, Крещение происходило во время чтений в баптистерии) и совершалась Божественная литургия (литургийные чтения: прокимен из Пс 64, 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 29. 2, Мф 28. 1-20), после отпуста к-рой в часовне Воскресения Христова читалось Евангелие о Воскресении Христовом (Ин 19. 38 - 20. 18 или 20. 1-18). 2-я литургия совершалась уже утром ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 296-311). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., чин благословения вечернего светильника и пасхальное бдение предварялись троекратной процессией вокруг церкви с каждением: вечером в В. с., после захода солнца, все собирались в храме и двери затворялись. Епископ и 2 младших священнослужителя совершали каждение, обходя трижды вокруг храма (неясно, вокруг ли кувуклии или как-то иначе).

http://pravenc.ru/text/150073.html

19–21). Но «если помазал пророка, и сообщил ему духовную благодать, то сим помазал и прочих, потому что Елисей, прияв через него пророческую благодать, и на них перенес дарование и сообщил им царственную благодать» (блаженный Феодорит, вопр. 60). Впрочем, «помазание» здесь имеет совершенно общий смысл: поставления, назначения, предуказания, призвания: даже Елисей призван был пророком Илиею к пророческому служению не через помазание елеем (о елеепомазании пророков, как способе призвания, в Ветхом Завете вообще не говорится, исключая пророчества о помазании верховного пророка Мессии), ( Ис.61:1 ; Лк.4:18 ), a через возложение на него пророческой мантии или плаща (ст. 19) сн. ( 4Цар.1:8,2:13 ; Зах.13:4 ); тем не менее речь может быть относительно «помазания» Азаила на царство в Сирии: пророк Елисей, выполнитель завещания пророка Илии, просто передал Азаилу волю Божию о нем ( 4Цар.8:7–13 ); только Ииуй, подобно другим царям еврейским (ср. 1Цар.10:1 ; 3Цар.1:34 и др.), действительно был помазан на царство, хотя не самим пророком Елисеем, а одним из «сынов пророческих» ( 4Цар.9:1–10 ). О положении Авел-Мехолы, родного города пророка Елисея (по Евсевию-Иерониму, в 10 милях к югу; от Скифополя или Вефсана, Onomastic 5), см. прим. к ( 3Цар.4:12 ). Наряду с возвещением суда над Израильским царством (ст. 17), пророку Илии даруется и благодатное утешение, что среди широкого распространения нечестия в Израиле есть и неведомые миру и даже пророку, но ведомые единому Богу носители истинной веры и благочестия: 7 000 (мужей), не преклонявших колена пред Ваалом и не лобызавших его статуи (ст. 18). 7 тысяч – круглое определенное число вместо неопределенного множества как 144 000 запечатленных – в ( Откр.7:4,14:1–5 ); 7 – символическое число святости, завета, культа (K. Bahr. Symbolik des masisch. Kull. I, 5, 193) и здесь, естественно, взято для обозначения остатка верных завету израильтян, как «святого семени» народа завета ( Ис.6:13 ; ср. Рим.11:7 ). О преклонении колен, как выражении религиозного чувства, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Объясн. Этими словами пророка осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемое было язычниками: ст.2, т.е. осуждаются идолы, но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, например, не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем: Чис.21:8–9 ; ср. Евр.13:13 . Крест не везде разумеется в переносном смысле Мф.10:38 ; ср. Мф.16:24 . «И кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня». Объясн. Если здесь слово «крест» употреблено в переносном смысле, то отсюда не следует, что и в других местах оно употребляется так же, а не в собственном: Ин.19:17–19 ; Мф.27:32 ; Евр.13:13 . Мк.8:34 . «И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Объясн. Действительно, здесь слово «крест» употреблено в смысле страданий, но из других мест Писания: Ин.19:16–19 ; Мф.27:32 – можно видеть, что Симон Киринеянин и Сам Иисус Христос несли на себе древо Креста, да и враги Христа об этом свидетельствуют: Мф.27:40 . Это древо послужило орудием нашего спасения: 1Пет.2:24 ; и пренебрегать им могут только «погибающие»: 1Кор.1:18 , и враги Креста: Флп.3:18 . Лк.14:27 . «И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником». Объясн. Здесь разумеется крест духовный – терпение и страдание, но из этого не следует, чтобы слово «крест» и в других местах употреблялось в том же переносном смысле, а не в собственном: Мф.27:40 ; Лк.23:26 . Одно воззрение на крест с верой избавляет от погибели: Ин.3:14–15 . Деян.2:35 ; ср. Пс.109:1 . «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Объясн. Под подножием не везде разумеется земля, но и дерево: Деян.5:30 ; Флп.2:8–9 ; о прославлении подножия – земли, ничего не сказано; прославление же древесного подножия ясно указано – «прославлю»: Ис.60:13 . Здесь говорится о том подножии, которое попрало врагов Божиих: Мф.22:44 ; Деян.2:35 , т.е. именно Крест Христов назван здесь подножием: Еф.2:16 ; Евр.10:12–13:13:13–15 ; Мф.27:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.19:23 .  Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Но каким образом Авраам, Исаак и Иаков, люди богатые, вошли, по свидетельству Господа, в Царство Небесное ( Быт.13 ; Быт.36 ), а также Матфей и Закхей, по словам Евангелия, после оставления ими богатства? Однако здесь нужно обратить внимание на то, что когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богаты. Впрочем, хотя богатства с трудом делаются предметом презрения, однако Он не сказал: «Невозможно, чтобы богатый вошел в Царство Небесное», а сказал: «Трудно». Где указывается трудность, там не представляется невозможность, а только заявляется о трудности. Мф.19:24–26 .  И еще говорю вам: удобнее верблюду (camelum) пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Этими словами уже показывается, что не [только] трудно, но и невозможно [войти в Царство Небесное богатому]. Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется. Однако, если мы прочтем у Исайи о том, как верблюды Мадиана и Эфы прибудут в Иерусалим с дарами и сокровищами ( Ис.60,6 ), а также и то, что бывшие первоначально согнутыми и искривленными безобразием пороков входят в ворота Иерусалима, то мы увидим, что и эти верблюды, с которыми сравниваются богатые, после того как сложат с себя тяжесть грехов и освободятся от всего безобразия телесного, могут войти в тесные врата и вступить на узкий путь, ведущий к жизни ( Мф.7 ). А когда ученики задают вопрос и удивляются строгости сказанного [говоря]: «Кто же таким образом спасется?» Он милосердно смягчает строгость Своего приговора, говоря: «Что невозможно у людей, то возможно у Бога». Мф.19:27 .  Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

—60— как я сказал, он называется Морасфитянином по месту. Но наконец необходимо указать и на то, какие же слова были к нему. О нихже виде о Самарии, и о Иерусалиме. Будущее созерцается пророком в видении, и о едва уже не имеющих наступить или при дверях как бы уже находящихся событиях не полное получив знание, но, сколько касалось до созерцания, говорю – в видении, – боясь их исполнения, он почитает нужны произносить речи о Самарии и Иерусалиме. ( Мих.1:2 ). Слышите людие 1657 словеса, и внемли земле, и вси, иже на ней, и будет Господь Бог в вас в послушествование, Господь от дому святаго своего. Повелевает приготовиться к послушанию и, как бы прислонив ухо, тщательно уразумевать значение божественных речений. А что его речи происходят не от ума и желаний человеческих, но от Самого всем правящего Бога, – в этом удостоверяет он сам, присовокупляя, что будет Господь в вас в послушествование. Он как бы так говорит: хотя я – Михей произношу речи и, хотя я только как всякий (обыкновенный) человек служу посредником: но Сам Бог всяческих свидетельствует вам и уста свои я предоставляю божественным внушениям. Итак, будет в вас в послушествование Он Сам, Которому вы воздвигли тот знаменитый и славный храм, Которому водружен от вас божественный жертвенник и Которому воздавать божеское поклонение вы научены законом. Он из собственного дома всегда говорит святым пророкам и прежде других блаженному —61— Моисею, построившему в пустыне ту (известную) скинию: ибо говорит свыше очистилища ( Чис.7:89 ) и, как говорит Священное Писание, Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше ему гласом ( Исх.19:19 ); и ныне, говорит, удостоверяет вас Господь из дома своего; посему слышите людие, и внемли земле. Сему изречению подобно сказанное устами Исаии: слыши небо и внуши земле, яко Господь возглагола ( Ис.1:2 ). Итак, Всевышний живет не в построенных из камней храмах или рукотворенных святилищах ( Деян.17:24 ). А когда мы говорим, что святые храмы воздвигаются во славу Бога: то при этом веруем, что Бог всяческих все-таки удостаивает обитать в них, хотя Он наполняет и небо, и землю, и преисподнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот примеры. Пророчество Исаии о горе Ягве, горе Сион. И будет в последние дни, гора дома Ягве будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами. И потекут к ней все народы, и пойдут многие народы и скажут: «Приидите, и взойдите на гору Ягве, и дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его». Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Ягве от Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена. И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать. О, дом Иакова! Приидите, и будем ходить во свете Ягве! ( Ис. 2:2–5 ). Казалось бы, всё реально о земном Иерусалиме и горе Сион. Но, вот, гора Сион возвысится над всеми холмами и горами – а это уже явно символ. Так от географического Сиона пророк переходит к Сиону-символу, к центру монотеистической веры и религии на земле. Другой пример. В 60-й главе пророк Исаия вновь говорит о грядущей славе Сиона. И опять вполне можно думать о земном Иерусалиме: Восстань, святись, (Иерусалим); ибо пришел свет твой, и слава Ягве взошла над тобою (ст. 1). А далее явно просматриваются события, связанные с восстановлением Иерусалима после плена иудеев: Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении Моём буду милостив к тебе (ст. 10). Казалось бы, всё говорится исторически. Но вот: Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, а сияние луны светить тебе; но Ягве будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею (ст. 19). Вместо солнца и луны – вечный свет Ягве Бога. Ясно, что смысл образа переходит от буквально-исторического к духовному. Иудеи должны навыкнуть к мысли, что царство Мессии на земле в первую очередь не земное, а духовное. Потом в этом начнут путаться даже христиане из язычников (Рим, Константинополь, Москва). Так за исторической оболочкой пророческих описаний следует научиться прозревать мессианско-духовный смысл, избегая при этом надуманные толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иван 3 августа 2018, 10:24 Полностью согласен. Объективно и точно описана картина ныненшней социально-экономической жизни, что существенно влияет и на жизнь духовную. an 3 августа 2018, 01:50 о.Андрей! 10 из 10. Доброго вам здровья. an 3 августа 2018, 01:49 о.Андрей! 10 из 10. Доброго вам здровья. Людмила ис 3 августа 2018, 01:28 Спасибо, батюшка,за озвученную боль Вашей души, за обобщенный негативный материал окружающего нас мира, который тонет. Небесные предвестники тому были ещё в 20-е годы прошлого века - в мироточение и обновлении икон, куполов храмов. Трагические последствия отныне общеизвестны, гриф секретности с них снят. С возрождением Церкви в 90-е, вновь массово являющиеся чудеса мироточений, кровоточений, обновлений даны нам для укрепления ни перед грядущими, а уже наступившими испытаниями. Небо опустилось на Землю, за каждым из нас свободный выбор узких или широких врат. о. Дионисий 3 августа 2018, 00:39 Не забудем сказать и о Церкви, ибо она есть " ЗАКВАСКА " общества и как известно " СОЛЬ земли " ! Со всеми её империями. Это о. Андрей упустил. За остальное огромная благодарность. Читательница (Подмосковье) 2 августа 2018, 23:35 Странная корреляция:сейчас много чего в свободной продаже,в т.ч.и святоотеческая литер-ра-читай не хочу,-а вот вера уже не та,что была во времена книжного дефицита.То ли свобода не та,то ли еще что-то.Кто-то из пожилых батюшек сказал,что сейчас больше «прохожан» и «захожан»,чем прихожан.А другой вспоминал: " Зато какая была вера в советское время! " (лень искать ссылки). Но одну дам: " Люди старшего поколения часто,собираясь,говорят:«Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!».Мы говорим так не только потому,что начинаем стареть и брюзжать,а потому,что так и есть на самом деле» (http://www.pravoslavie.ru/39133.html).А ведь уже почти 30 лет прошло,как перестали учить марксизму-ленинизму. Сергей Рымарев 2 августа 2018, 20:59 А иначе никак, иначе Отче, вы озвучили призыв НЕБА к России!!! Здоровья вам и многая лета! Надежда 2 августа 2018, 19:48

http://pravoslavie.ru/114839.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010