Закрыть Конфликт в Газе носит религиозный характер Это по-своему подтверждают Эрдоган и Нетаньяху Редакция РНЛ   19:05 30.10.2023 732 Фото: коллаж РНЛ Всё больше и больше свидетельств того, что конфликт в секторе Газа между Израилем и Хамасом имеет не политическую, а ярко выраженную религиозную основу. Доказательство тому – разные политические деятели в последнее время пытались придать конфликту религиозную интерпретацию. Так, например, президент Турции Реджеп Эрдоган, выступая 28 октября на «Великом Палестинском митинге» в стамбульском аэропорту Ататюрк, приуроченном к столетию Турецкой республики и событиям в Газе, связал события в Газе с местью мусульманам за завоевание Стамбула то бишь Константинополя в 1453 году. Как сообщают СМИ, турецкий лидер заявил: «О Запад, я взываю к тебе, хочешь ли ты снова начать крестовый поход против полумесяца? Если вы предпринимаете такие усилия, знайте, что эта нация не мертва». Эрдогана давно пытается представить себя законным наследником Османской империи, новым султаном современности, который является неформальным покровителем всех мусульман в мире и ему, как говорится каждое лыко в строку. Только есть одна загвоздка: непонятно, какое отношение имеет иудейское государство Израиль к крестовым походам? Крест, Христос для иудаизма – символы совершенно нетерпимые. Можно, конечно посмеяться над неудачной попыткой Эрдогана интерпретировать безжалостные бомбёжки армией Израиля мирного мусульманского населения Сектора Газа как месть за взятие Константинополя. Однако сама попытка усмотреть религиозную подоплёку в происходящих событиях заставляет задуматься. Ещё одну попытку религиозной интерпретации конфликта (и столь же неудачную) предпринял премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он заявил, что варварские бомбардировки Сектора Газа – это ничто иное, как исполнение слов ветхозаветного пророка Исайи (Ис. 60:18), в которое он вставил палестинское движение ХАМАС: «Не слышно будет более ХАМАСа в земле твоей, грабежа и разрушения в пределах твоих, и назовешь спасением стены твои и ворота твои – славой».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/30/ko...

Мф.5:5 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. «Кроткие». Кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это не слабость характера, не пренебрежение своими законными правами, не трусость, но свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. Кроткий, перенося обиды, убежден в том, что Бог по Своему правосудию Сам отомстит за его оскорбление, если то нужно ( Рим.12:19 ). Кротость рождает мир и укрощает гневливость и свары. «Наследуют землю». Образное выражение, заимствованное, вероятно, от наследования иудеями земли обетованной. Обетование наследовать землю Ханаанскую было выражением благоволения и благословения Божия евреям. Потому выражение наследовать землю стало равнозначно выражению получить высокие благословения, высокие блага ( Пс.36:11 ; Ис.60:21 ). Таким образом, это выражение в рассматриваемом месте означает не то, что кроткие получат в наследие владения земли, но что они получат высшие благословения, высшие блага, особенно в будущей жизни. Не исключаются, впрочем, здесь и блага чувственные, в сей жизни. «Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что кроткий безопасно владеет своим имуществом, он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и наследственного имения, и даже погубит самую душу» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Потому обетование Спасителя означает, что кроткие в Царстве Его получат блага, какие оно принесет с собою и здесь на земле, и в Горней земле – в Царстве Небесном. Мф.5:6 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. «Алчущие и жаждущие правды». Алчба и жажда служат образом сильного желания получить то или другое благо духовное ( Пс.41:2–3, 62:2 ). Правда, есть правота пред Богом или оправдание пред судом Правды Божией, совершаемое Господом Иисусом и усвояемое человеком верой в Его искупительное действие (ср.: Рим.3:21–22 ). Алкать и жаждать правды означает, таким образом, сильное, подобное телесной алчбе и жажде, желание быть праведным или оправданным пред Богом верой в Господа Иисуса Христа как Искупителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Рамки историко-критического исследования рождественского эпизода в Евангелии от Матфея с XIX в. определяются прежде всего тремя вопросами: Кем были маги? Откуда они пришли? Что за звезда вела их в Вифлеем? И то, что как народное благочестие, так и церковная традиция (вероятно, на основе тройных даров и учительного толкования Пс 71:10 сл., а также Ис 60:5 сл., — мест, с которыми несомненно соотносится Мф 2:11) претворила магов (волхвов) в трех священных царей, является творческой и по сути справедливой интерпретацией одной из смысловых составляющих повествования, причем далеко не незначительной. В поклонении магов-язычников и в принесенных ими дарах находит свое предосуществление засвидетельстовованное как в Ветхом Завете, так и в раннем иудаизме ожидание того, что в последние времена языческие народы стекутся к Сиону, где в храме обитает имя Ягве. Для общины христиан цель этого стечения народов — уже не храм на Сионе в Иерусалиме, который был разрушен в 70 г. по Р. Х. римским полководцем (позднее — императором) Титом и не восстановлен и по сию пору, но Спаситель всех, Иисус Христос, Сын Божий, в Котором явлен Сам Бог. В трех священных царях как царственных представителях народов предотобразилась цель христианской миссии (ср. Мф 28:19 сл.). Другие сюжеты рождественского повествования у Матфея представляют предуказания дальнейшей земной судьбы Иисуса, как об этом рассказано в Евангелии. Конфликт между иудейскими авторитетами и Мессией Иисусом — дело жизни и смерти (ср. Мф 16:21; 20:18; 27:41). Кроме язычников-магов, титул Царя Иудейского употребляют в отношении Иисуса язычник-римлянин префект Понтий Пилат (Мф 27:11) и римские солдаты-язычники (Мф 27:29); этот же титул употреблен римскими солдатами в надписи на кресте, которая по правовым обычаям Рима указывает причину казни. И поскольку Иисус — Царь иудеев, Его уже ребенком преследует Ирод, намереваясь убить; по той же причине Его в конце концов казнят римляне. Но, как и языческие маги, уверовавшим оказывается язычник-сотник, римский центурион, командовавший казнью, вместе со своими солдатами (Мф 27:54). Как рождение Иисуса, так и Его крестная смерть сопровождались сверхъестественными знамениями: завеса в храме разорвалась, земля тряслась, мертвые восстали (Мф 27:51 слл.). Эти скупые указания проясняют, что рассказ о Рождестве, несмотря на явственное использование источников (так, вполне распознаваем “шов” в тексте Мф 2:21 сл.), представляет составленное по единому плану целое с остальным евангельским повествованием. Следовательно, литературная форма этого рассказа достойна внимания, но вначале следует критически рассмотреть содержание излагаемых событий в его фактическом аспекте, поскольку оно все еще является предметом полемики.

http://pravmir.ru/kto-byli-tri-svyashhen...

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 10–19–2028     Предисловие Каллиста, епископа Диоклийского, к английскому изданию «Познай самого себя» – было начертано еще на стенах Дельфийского храма. А св. Климент Александрийский называет самопознание величайшей из наук. Однако не легко дается подлинное самопознание. Каково мое подлинное самостояние? Кто я и что я? Ответы вовсе не очевидны. Границы личности бесконечно широки, они взаимодействуют со множеством других, перемещаются во времени и пространстве и превосходят их, простираясь из времени в вечность, из пространственности – в бесконечность. Нам явно не хватает чего-то существенного в понимании того, что же именно значит быть личностью, в чем подлинное исполнение нашего личностного начала, каковы его пока еще сокровенные возможности. Есть – утверждает Панайотис Неллас в самом начале своей книги – конкретная причина этому таинственному, ускользающему от определений свойству личности. Она – в том, что человеческое существо устроено по образу и подобию Бога; как непостижим Он, так и отпечаток Его в человечестве также ускользает от четких определений. Момент апофатичности, отказа от позитивных формулировок неизбежно присущ размышлениям о человеке, как и рассуждениям о Всевышнем. Отрицательное богословие необходимо дополняется апофатичной, «отрицательной» антропологией. Человеческая личность – свободная, непредсказуемая, превосходящая самое себя – обретает все более центральное место в современном богословии, как в православии, так и вне его. Данная книга – серьезный вклад в эту бурно развивающуюся проблематику. Ее автор скончался внезапно от сердечного приступа 6 апреля 1986 г., в расцвете творческих сил. Это печальная утрата для греческого богословия, ведь Панайотис Неллас , как и его друг со студенческих лет Христос Яннарас , был на редкость ярким религиозным мыслителем «среднего» поколения Греции 1980–х гг. Неллас родился в 1936 г.; он изучал богословие в Афинском университете, по окончании которого два года стажировался во Франции – в Лилле и Париже, а затем полгода в Риме. С 1968 г. и до самой смерти Неллас преподавал богословие в Афинах. Как и многие его современники, с тех пор занявшие ведущее положение в жизни элладской Церкви, Панайотис Неллас в юности был участником религиозного движения «Зо» (Жизнь), но в начале 60–х отделился от него и избрал несколько иную стезю. Большое влияние оказал на него Димитрий Кутрубис (1921–1983) из Вульягмени, «старец в миру», которому дано было в 1960–1970–е гг. сокровенно и ненарочито преобразить все течение греческой богословской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Согласно со свидетельствами откровения и древние отцы говорили: «живут (ангелы) на небесах, и одно у них дело – песнословить Бога и служить божественной Его воле». 252 Само собою понятно, что предстояние ангелов пред Богом, их славословие и поклонение следует понимать не в грубо чувственном смысле, а сообразно с духовностью их природы. Что касается цели такового служения ангелов, то Сам Бог, конечно, не имеет нужды в славословии тварей. Посему назначение ангелам такого служения имеет целью благо самих же ангелов. Так как Бог есть Свет истинный ( Ин.1:9 ; 1Ин.1:5 ; Ис.60:19, 20 ) и неисчерпаемый Источник жизни ( Пс.35:10 ; 1Тим.6:13 ), то, удостаиваясь ближайшего общения с Богом, они почерпают отсюда по мере своих сил нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать, а вследствие сего не перестают все более и более возрастать и преуспевать в познании истины, а также утверждаться в добре и, таким образом, достигать своего назначения. В частности же, постоянное озарение от Света лица Божия способствует и успешному выполнению ангелами разнообразных служений сих миру и человеку. Так учили и ведшие отцы древней церкви. «Божие служители, которые стоят близ высокого престола, говорит Григорий Богослов , приемлют на себя первый луч чистого Бога, и, просветленные им, преподают свет и смертным». Озаряемые «от первой Причины», они «так вообразили и напечатлели в себе Благо, что сделались вторичными светами, и посредством излияний и предаяний первого Света могут просвещать других». 253 По словам Василия Великого , ангелы вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла все их существо и соединилась с их природою». 254 § 42. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о человеке в особенности Светлые духи не только непосредственно служат Богу, как неумолкаемые песнопевцы Его бесконечных совершенств и славы, но и содействуют – по назначению и повелению Самого Господа – благосостоянию других тварей. Господу угодно было сделать ангелов орудиями Своего промысла о мире вообще и о человеке в особенности. Как всемогущей, Он, конечно, не имеют нужды в каких бы то ни было орудиях для достижения премудрых и благих целей Своего промысла. Посему, если Он предназначил ангелов быть орудиями Своего промышления, то, конечно, потому что для самих ангелов исполнение разнообразных поручаемых Богом служено представляет необходимый путь к их усовершенствованию и укреплению воли в добре. Такое употребление ангелов, как орудий промысла Божия, представляется в Писании столь обыкновенным, что имя ангела (γγελος – посланник, вестник), будучи именем должности, сделалось собственным и преимущественным именем бесплотных духов. Но в Св. Писании указываются многочисленные случаи их действительного посольства в мир для исполнения разнообразных определений Божиих в мире вещественном, а особенно в мире нравственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Увы! Что должны мы будем чувствовать, когда предстанем обнаженные и открытые, ожидая, что введут нас в страшное судилище?! Увы, увы! Где тогда будет легкомыслие? Где мужество плоти? Где лживая и бесполезная красота? Где человеческое сладкогласие? Где неотступная и бесстыдная дерзость? Где нарядные одежды? Где сладость греха, подлинно нечистая? Где тогда будут вменявшие в приятность и гной мужей? Где небрежность живущих нерадиво? Где забавы и роскошь? – Все миновалось, все рассеялось как тонкий воздух. Где тогда будут сребролюбие и любостяжательность, и следствие их – немилосердие? Где тогда будет бесчеловечная гордыня, гнушающаяся всеми и себя только признающая чем-то значительным? Где тогда будут пустые и суетные человеческие успехи и слава? Где тогда могущество и самовластие? Где князь, где вождь, где властвующие, где величающиеся множеством богатства и не помышляющие о Боге? Тогда «видевши тако, удивишася..». и «трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия; духом бурным сокрушается» ( Пс.47:6–8 ). Где тогда мудрость премудрых? Где суетные их ухищрения? Увы, увы! «смятошася, подвигошася, яко пианый, и вся мудрость их поглощена бысть» ( Пс.106:27 ). «Где» тогда «премудр; где книжник; где совопросник» суетного «века сего» ( 1Кор.1:20 )? Погибла вся мудрость, брат мой. Подумай, что должны будем чувствовать, давая отчет в том, что соделано нами великого или малого, потому что и за праздное даже слово дадим ответ Праведному Судии! Что должны будем чувствовать в тот час, если обретем у Него милость? Какая радость обымет нас, отдельно вставших одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобзают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид и святые пророки и апостолы, и мученики, и все святые и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами придут там к тебе, и, объемля, лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будем чувствовать тогда, в какую неизглаголанную радость придем, когда Царь стоящим одесную Его милостиво скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 )! Тогда, брат мой, «приимешь Царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни» ( Прем.5:16 ), и будешь потом царствовать вместе с Господом. Тогда наследуешь те блага, которые «уготовал Бог любящым Его», тогда, наконец, будешь уже беспечален, и ни что не станет приводить тебя в боязнь. Рассуди, брат мой, что значит, по сказанному нами, царствовать на небесах, – ибо «приимешь... венец... от руки Господни» и будешь царствовать со Христом. Рассуди, брат мой, что значит всегда видеть лице Божие, что значит иметь Бога для себя светилом, – ибо тогда «не будет тебе ктому солнце во свете дне», как говорит Исаия, «ниже восход луны просветит твою нощь; но будет тебе Господь свет вечный, и Бог слава твоя» ( Ис.60:19–20 ). Вот, брат мой, слышал ты, какая радость ожидает боящихся Господа и хранящих заповеди Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Увы! что должны мы будем чувствовать, когда предстанем обнаженные и открытые, ожидая, что введут нас в страшное судилище!? Увы, увы! где тогда будет легкомыслие? где мужество плоти? где лживая и бесполезная красота? Где человеческое сладкогласие? Где неотступная и бесстыдная дерзость? Где нарядные одежды? Где сладость греха, подлинно нечистая? Где тогда будут вменявшие в приятность и гной мужей? Где небрежность живущих нерадиво? Где забавы и роскошь? Все миновалось, все рассеялось, как тонкий воздух. Где тогда будут сребролюбие и любостяжательность, и следствие их - немилосердие? Где тогда будет бесчеловечная гордыня, гнушающаяся всеми и себя только признающая чем-то значительным? Где тогда будут пустые и суетные человеческие успехи и слава? Где тогда могущество и самовластие? Где князь, где вождь, где властвующие, где величающиеся множеством богатства и не помышляющие о Боге? Тогда видевши тако, удивишася, и трепет прият я: тамо болезни, яко раждающия: духом бурным сокрушается (Пс.47:7.8). Где тогда мудрость премудрых? Где суетные их ухищрения? Увы, увы! смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть (Пс.106:27). Где тогда премудр? где книжник? где совопросник суетного века сего (1Кор.1:20)? Погибла вся мудрость, брат мой. Подумай, что должны будем чувствовать, давая отчет в том, что соделано нами великого или малого; потому что и за праздное даже слово дадим ответ праведному Судии. Что должны будем чувствовать в тот час, если обретем у Него милость? Какая радость обымет нас, отдельно поставляемых одесную Царя? Что должны будем чувствовать, когда облобызают там нас все святые? Лобзают тебя Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Ной, Иов, Давид, и святые Пророки и Апостолы, и мученики, и все святые, и праведные, благоугодившие Богу в жизни сей; все, кого пожелаешь только видеть, сами приходят там к тебе, и объемля лобызают тебя, радуясь о твоем спасении. Что должны будем чувствовать тогда, в какую неизглаголанную прийти радость, когда Царь стоящим одесную Его милостиво скажет: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34)? Тогда, брат мой, приимешь царствие благолепия, и венец доброты от руки Господни (Прем.5:16), и будешь потом царствовать вместе с Господом. Тогда наследуешь те блага, которые уготовал Бог любящим Его; тогда, наконец, будешь уже беспечален, и ни что не станет приводить тебя в боязнь. Рассуди, брат мой, что значит, по сказанному нами, царствовать на небесах: потому что приимешь венец от руки Господни, и будешь потом царствовать со Христом. Рассуди, брат мой, что значит всегда видеть лице Божие, что значит иметь Бога для себя светилом; ибо тогда не будет тебе солнце во свет дне, как говорит Исаия, ниже восход луны просветит тебе нощь; но будет тебе, Господь свет вечный, и Бог слава твоя (Ис.60:19,20). Вот, брат мой, слышал ты, какая радость ожидает боящихся Господа и хранящих заповеди Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/810/...

Из среды Вениамитян вышел второй судья израильский Аод (сын Геры) и первый израильский царь Саул (сын Киша), отличавшийся своим исполинским ростом. По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрождённом Иудейском царстве, и из него произошёл Савл, впоследствии апостол Павел. Города, входившие в удел Вениамина: Гаваон, Иерихон и, конечно же, Иерусалим. Гева или Гива, город левитов в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:24; 21:17) близ Рамы (Неем. 7:30; Ис. 10:29) недалеко от северной границы Иудейского царства (4 Цар. 23:8). Рама, город, лежавший близ границ колена Ефремова. Цела — (И. Нав. 18:28), где Кис, отец Саула, имел семейную могилу, в которой были погребены Саул и Ионафан (2 Цар-21:14). Бахурим — родина Семея, близ Иерусалима (2 Цар. 3:16; 16:5; 17:18). Афин — (И. Нав. 18:24), названный у Иосифа Флавия Гофна, теперь селение в расстоянии почти 10 км к северу от Иерусалима. Алмон (И. Нав. 21:18) или Аллемеф (1 Пар. 6:60), город священников; теперь развалины Алмит к северо-востоку от Ана-фофа. Гиффаим (2 Цар. 4:3; Неем. 11:33). Цемараим (Ис. Нав. 18:22) город, а также гора вблизи этого города (2Пар 13:4); у этой горы иудейский царь Авия нанес поражение израильскому царю Иеровоаму I. Город Ц. упоминается в списке Шешонка (библ. Сусакима); место, где он стоял, находится рядом с Рас-эс-Цемарой, на горе, между Тайибой (см. Ефрон (2); ср. 2Пар 13:19) и Раммуном, прим. в 20 км сев.-вост. Иерусалима. Галлим (волны, груды камней; 1Цар 25:44): Город колена Вениаминова к с. от Иерусалима, упоминаемый, как место откуда происходил Фалтий, которому Саул отдал в замужество дочь свою В Православной церкви Вениамин почитается в лике праотцов, память совершается в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Мавзолей Биньямина находится на перекрёстке Кефар-Сава восточная, на северном окончании кибуца Неве Ямин, наименование которого произошло от названия места захоронения. В древности здесь проходила торговая дорога из Сирии в Египет. У арабов мавзолей называется «Neby Yamin». На северной стороне мавзолея имеется высеченная на камне надпись на арабском языке, восхваляющая Бога. Здесь имеются также два родника. Это место было заселено уже в конце римского и византийского периодов (II—VII вв. н. э.). Находящиеся вблизи гробницы руины, относятся к периоду Мамлюков (XIV век н. э.). На находящемся поблизости постоялом дворе имеются каменные пластины с высеченной датой 1312 г.

http://pravicon.com/info-1967

При строительстве и проведении других работ на территории монастыря была нарушена древняя система «глиняных замков», предохранявших здания от воздействия подземных вод. В результате нарушения этой системы в зданиях установилась повышенная влажность, стены покрылись грибком. Под влиянием общественного мнения в 60-х годах решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию собора и приведение в относительный порядок монастырских зданий. После реставрации в соборе вместо жилых квартир разместили архив одного из научно-исследовательских институтов. В семидесятых годах прошлого века большая часть построек была передана в аренду Московскому архитектурному институту. В остальных домах на монастырской территории размещались жилые квартиры и государственные учреждения. В конце 80-х — начале 90-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы. В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря . По материалам сайта Богородице-Рождественского монастыря Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ) Икона Божией матери «Гора Нерукосечная». Сер. XVI в. (ГТГ) Древнейший памятник иконографии «Г. Н.» - икона из Соловецкого мон-ря (ГМЗК). Традиционно считалось, что образ написан в 50-60-х гг. XVI в., и его создание связывалось с богословскими идеями и художественными поисками макариевского времени. С. В. Маркус полагал, что икона была написана во 2-й пол. 60-х гг. для нового Преображенского собора (т. е. после 1558-1566 и до 1570, когда она упом. в описи). В. М. Сорокатый относил этот образ к 30-40-м гг. XVI в. В. Д. Сарабьянов датирует ее кон. XV в., Л. И. Лифшиц - 1-м десятилетием XVI в. Аргументы в пользу ранней датировки были представлены А. С. Преображенским, к-рый отметил, что образы с иконографией, аналогичной «Г. Н.», существовали в Соловецком мон-ре еще в 1-й пол. XVI в. Так, в описи 1514 г. упоминается образ «Одигитрии Облачной» из местного ряда иконостаса Преображенского собора. Икона имела золотой фон, и эпитет «Облачная» был связан с характером орнамента на мафории Богородицы. Если составитель описи верно указал размеры иконы, то до 1549 г. она была заменена более крупным образом того же извода, и тогда образ «Одигитрии Облачной» по описи 1549 г. можно отождествить с этой иконой (Описи Соловецкого мон-ря. С. 29, 40, 56-57). Соловецкая икона имеет сформировавшуюся композицию, в ее основе - тронный образ Богоматери «Одигитрия» с Младенцем на левой руке. Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» с припадающими святыми Никитой и Евпраксией. Кон. XVI в. (Березниковский историко-краеведческуий музей) На мафории помещены символические изображения горы, радуги и лествицы; Ее одежды покрыты сложным волнообразным орнаментом. Наиболее убедительной представляется традиц. интерпретация этого мотива как «облачного»: Богоматерь уподобляется небу (Богородичен 1-го часа), «легкому облаку», на к-ром восседает Господь (Ис 19. 1), огненному и облачному столпу, указующему народу Израиля дорогу в пустыне (Исх 13. 21). На челе и плечах Божией Матери представлены в профиль 3 лика с исходящими от их уст золотыми лучами - образы солнца и луны (возможно - олицетворения звезд, сохраняющих символику «звезд девства»). Особенностью иконы является изображение на поземе трав, что соотносится с образом рая, плодоносной нивы. Тему райского цветения продолжает орнаментация трона с обилием растительных элементов. Подлокотники украшены 2 горящими светильниками. Композицию иконы повторяет (за исключением трав) икона сер. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/166171.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010