Главные темы центральных для всего собрания Ис 56-66 глав 60-62 - величие Сиона (об этом также 57. 14, 20; 65. 16-19; 66. 7-14) и обетование Нов. Иерусалима как центра всего человеческого рода (60). Откровение о призвании пророка, прообразующего собой Раба Господня (61. 1 - 63. 6), содержит мессианское пророчество: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (61. 1). За ним следует видение о дне мщения врагам Сиона (63. 1-6) и о величии Сиона во времена Мессии: «А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас…» (61. 6а). Завершающие главы книги содержат молитву о помиловании, обращенную к Богу, Отцу и Искупителю, и ответ Божий - откровение о новом небе и новой земле (63. 7 - 66. 24). Пророк вспоминает о милостях Господа в прошлом, об избрании Израиля во дни Моисея (63. 7-14), ему на смену придет вечное благословение на новой земле (65. 17-25) («Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (65. 17)). Имеющие место неправедные жертвоприношения и строительство храма осуждаются (66. 1-4). Но буд. истинный народ верующих наследует обетования («Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (66. 13)). В истинную общину, к-рой обетовано спасение, войдет не только остаток Израиля, но и др. народы: «Из них (народов.- Авт.) буду брать также в священники и левиты, говорит Господь» (66. 21). Богословие Текст Ис 56-59, с одной стороны, отсылает к обетованию о возвращении из плена в Ис 55. 12-13, с другой - вновь вводит тему спасения (основная тема глав 60-62). Речь Бога (57. 14-19) начинается словами: «...поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего». Слова «путь народа Моего» в отличие от Ис 40. 3-4 не указывают на возвращение иудейской диаспоры, это метафора образа жизни (как в 55. 8-9 и 57. 17), пути спасения, к-рый нужно очистить от «преград», чтобы достичь спасения, о к-ром говорится в Ис 60-62 (ср.: 57. 15, 18 и 61. 1-3; 57. 19 и 60. 9). Господь не будет вечно «вести тяжбу и... гневаться» на Свой народ, но исполнит обетования и вместе со светом принесет «мир дальнему и ближнему» (57. 15-19). Эта тема сквозная для всей И. п. к. Препятствия к спасению, подробно описанные в книге и приведшие народ к суду (главы 6-8), теперь должны быть устранены (57. 14, 17).

http://pravenc.ru/text/674802.html

23). — Ред. 44 См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 45 Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред. 46 См. Иов. 26, 6–8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. — в ст. я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 47 Ср.: Иов. 17, 13–14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 48 Ср.: Сир. 23, 25–28. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 49 Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 50 См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 51 См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред. 52 См. 1 Кор. 7, 28–29; по славянской Библии. — Ред. 53 См. Ис. 31, 9. Этот отрывок в Синодальном русском переводе резко расходится со славянскими редакциями Библии. Список Библии, которым пользуется прп. Иосиф, здесь близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 54 Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред. 55 См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред. 56 См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред. 57 Ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред. 58 Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. —Ред. 59 Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. — Ред. 60 Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836–842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Св. иконы всегда пишутся на основании истинных сказаний Библии и достоверных сказаний святых людей, так что на св. иконах изображаются только истинные события из жизни Церкви Божией. Поэтому св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 всел. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, св. иконами же могут пользоваться сами люди все и всегда. Сейчас при новоначальном возбуждении народа и неграмотные сектанты хвалятся некоторым знанием священной истории, но совсем не то будет с их неграмотными детьми, когда пройдет возбуждение: они совсем забуду Бога. Вследствие этого, кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом своего народа. § 31. Чествование св. Креста Крест Христов, будучи орудием искупительных страданий Богочеловека, явился жертвенником, на котором Сам Господь Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву (см. 2Кор.5:21 ; Еф.5:2 ; Евр.9:28 ), – стал орудием спасения всех людей ( Ин.12:32, 33 ; 1Пет.2:24 ; Кол.1:20 ), – явился знаменем нашей веры ( Числ.21:8 ; Ин.3:14 ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ; Мф.24:30 ). Нарочитая честь всегда подобает священному жертвеннику (см. Мф.23:19, 20 ), доброму орудию (напр. 1Цар.21:9 ; 2Мак.15:15, 16 ) и знамени веры ( Пс.59:6 ); посему особенная честь подобает и св. кресту Христову, который в себе совмещает все три сии свойства. Действительно, крест Христов пророки называют «благословенным» древом ( Прем.14:7 ), прославленным подножием ног Господних ( Ис.60:13 ), «владычеством» ( Ис.9:6 ; что у Иисуса Христа на раменах или на плечах было – Ин.19:16–18 ). Апостолы «хвалятся» крестом Христовым ( Гал.6:14 ) и считают его средством умиротворения земного с небесным ( Кол.1:20 ), слово о кресте считают «силою Божией» и «благовествованием Христовым» ( 1Кор.1:18 ср. Рим.1:16 ), злых людей считают врагами креста Христова ( Флп.3:18 ). Устами же прор. Давида все верующие люди прямо призываются «поклониться подножию» ног Господних, т. е. кресту Христову ( Пс.98:5, 131:7 ). Как в обыкновенном войске посредством чествования знамени чествуется Государь, собравший воинов и сам давший им знамя: так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшего нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте – знамени Христовом чествуются не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Внешнее избавление от страшного врага не было достаточным для того, чтобы «оставшийся в Сионе остаток пустил корень внизу и дал плод вверху» (37:31): еще не совершилось нравственного преобразования народа, личного «обращения ко Господу» ( Ис.6:10 ; ср. 1:27; 59:20 и др.) каждого из сынов Сиона. Не ради правды народа спасен был Иерусалим, но Господь сохранил город «ради Себя и ради Давида, раба Своего» ( Ис.37:35–9 ; ср. Ис.42:21; 43:21, 25 ; особ. 48:11; 4Цар.19:34; 20:6 ). Поэтому-то нашествием Ассура «наказание» 26:16; 27:8; 28:22; 40:2; 42, кон.; 53:5...) народа не могло ограничиться; являлся вопрос о будущем (42:23; 45:11), о «днях грядущих» (39:6; 27:6; ср. 32:10, 15 и дал.); хотя Ассур поражен и его намерение вывести народ из земли его (36:17 – в плен) не состоялось, – однако плен был необходимым предположением совета Божия о спасении Сиона. В самом разорении страны ассириянами пророк уже видит исполнение того совета Господня, в котором издавна предопределен народу иудейскому плен ( Ис.37:26; 44:8 и др.), и потому пророк обыкновенно говорит о плене, как бы о наступившем; предсказывая о нашествии Ассура, он предсказывал вместе с тем о плене: по удалении же Ассура из страны пророк начинает предсказывать не о плене, а уже об избавлении от плена. Радость царя Езекии по поводу посольства царя вавилонского, в котором Езекия проявил недостаток «верности» или искреннего упования на Господа ( 2Пар.32:31 и 1 ст.), было новым поводом, по которому пророк получил от Господа повеление предвозвестить плен вавилонский (39:5–9; ср. 14:1–3). – Однако, не возвещение грозных судов упорным отступникам или устрашение тягостей плена было полезнее для переживших нашествие Сеннахерима; более требовалось поддержать веру, которая подверглась сильному испытанию, и утешить тех, которые «сделались маломощными», «робкими душой» (35:4; ср. 37:6; 41:13 и др.); «трепетали и оставались в стыде; они стали, как трава в поле» (37:27) и говорили: «путь мой сокрыт у Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (40:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Рукопись без названия следующего содержания: «Взывай громко и не удерживайся! Возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его ( Ис.58:1 ). —128— Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать? Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь. Насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои ( Ам.4:8:10 ). Грехами народа моего кормятся они и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.4:8 ). Грех 1-й Напротив, воли Божией поступает всякий, кто хочет получить спасение за деньги или за какие-либо собственный заслуги, и такие люди заблуждаются, не зная писаний, ни силы Божией ( Мф.22:29 ). Так как спасение есть дар Божий, как и говорит Святой Апостол Павел, говоря: ибо благодатию вы спасены, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). И еще он же говорит: приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни ( Рим.5:17 ). И даже Сам Господь говорит: даром получили, даром и давайте ( Мф.10:8 ). А потому нельзя покрыться своим произведением, как паутиною ( Ис.59:6 ), ибо вся праведность наша как запачканная одежда ( Ис.64:6 ). И потому всякий, не желающий получить прощения грехов даром, а желающий сам заслужит, уже грешит, будучи самоосужден. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покоряются праведности Божией ( Рим.10:3 ), и чрез это непрестанно наполняют меру грехов своих. Грех 2-й Поминовение умерших противно воле Божией, потому что Сам Господь говорит, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из рая в ад не могут, также и наоборот – из ада в рай не переходят ( Лк.16:26 ). А также и в псалме сказано, что человек никак не искупить брата своего и не даст Богу выкупа за него. —129— Дорогá цена искупления души их и не будет того во век ( Пс.48:8–9 ; 1Фес.4:13–1 5). А потому кто хочет человека, умершего во грехе, выкупить посредством поминовения, то такой человек становится врагом Богу, ибо не верит свидетельству Божию, которым засвидетельствовал Бог в слове Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

57-27. 2, молитва) - в храме св. Петра, построенном на месте дома первосвященника Каиафы; 6-е (Пс 34. 1 (с небиблейским стихом), ипакои: «Тя, Слова Отча» и «Егда приведен бысть», Ин 18. 28-19. 16a, молитва) - в храме Св. Софии, построенном на месте дворца Пилата; 7-е (Пс 21 (с небиблейским стихом), ипакои: «Пред царем предстал еси» и «Яко агнец непорочен», Ин 18. 3-27, молитва) - на Голгофе; сразу после 7-го последования на Голгофе бдение заключалось еще одним последованием (небиблейский прокимен, ипакои: «Ты, Иже завистию предан еси», Лк 22. 54-23. 31, окончание утрени). Т. о., как выбор чтений, так и общий порядок бдения в общем те же, что и в рукописи Paris. Arm. 44. В гимнографическом приложении к Лекционарию приведены полностью тексты прокимнов и тропарей бдения ( Tarchni š vili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. N 59-98), а также «новых стихов» (дополнительной гимнографии - Ibid. N 99-113) для этой службы. О поклонении Кресту в груз. Лекционарии не говорится, но в гимнографическом приложении приведены 12 песнопений Кресту (Ibid. N 114). В полдень начиналась служба чтений, состоявшая из 12 частей, каждая включала 3 небиблейских стиха, псалом, ектению, коленопреклонную молитву, прокимен и ипакои; кроме того, начиная с 4-й части перед главопреклонной молитвой читается ветхозаветная паремия и Апостол (опускаются в 9-й или 12-й части, так что всего насчитывается 8 паремий и 8 апостольских чтений), а начиная с 9-й читаются еще и Евангелие (так что рассказ о Страстях прочитывается согласно каждому из Евангелий). Все библейские чтения - практически те же, что и в арм. Лекционарии (Ibid. Vol. 1. N 665-698, Vol. 2. N 115-157). Сразу по окончании службы чтений пели вечерню (Ibid. Vol. 1. N 699-703, Vol. 2. N 158-167) по следующему чину: Пс 140 и стихиры, далее - «Свете тихий» , неск. тропарей, ектения, коленопреклонная молитва и чтения (прокимен из Пс 78; Ис 59. 15-21 (в нек-рых ркп.: Прем 2. 12-18); Ис 57. 1-4 (указано не во всех ркп.); Плач 3. 52-66; прокимен из Пс 87; Мф 27.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Во втором своем показании, писанном собственноручно, Дмитрий объявил, что причина отделения его от православной церкви заключается в том, что когда он полагался только на исполнение обрядностей ее, то был как скот бессмыслен и ходил только по видению своих очей и по влечению своего сердца, и потому никогда не чувствовал мира душевного, как и написано: а нечестивые как море взволнованное, нет мира нечестивым ( Ис.57:20:21 ), и еще также написано: пути мира они не знают ( Ис.59:8 ). А потому, когда начал исследовать писание, по слову Господа, Который говорит: исследуйте писание, ибо вы думаете иметь чрез них жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне ( Ин.5:39 ), заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией (Мф.22:29), – то, имея в виду это поведение Господне, он, по милости Божией, начал исследовать писание. При этом он задал себе вопрос: какие именно писания он должен исследовать, так как писаний много? И потому был в недоумении некоторое время относительно выбора писаний, и чтобы не впасть в ошибку, начал прежде всего исследовать Новый Завет , с Евангелия от Матвея до Откровения Иоанна. При этом, заметив ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет, признал необходимым приобрести Библию, и приобрел ее. В ( 2Пет.1:19 ), —125— он прочел: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. Дмитрию в этом месте показалось неясно: которое пророческое слово нужно считать вернейшим. Окончательное убеждение он получил, читая следующие места Св. Писания: Иудеям вверено слово Божие ( Рим.3:1:2 ); Бог возвестит слово Свое Иакову, устны Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу ( Пс.147:8–9 ); и снисшел Ты на гору Синай и говорил с неба, и дал суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые ( Неем.9:13 ). Много есть и других мест в Св. Писании, которые ясно свидетельствуют, что слово Божие вверено еврейскому народу. Поэтому Дмитрий начал исследовать следующие писания. Здесь он записал поименно все книги Ветхого и Нового Завета. Исследуя их, он убедился, что следует искать спасения во Христе, Который прообразован в пророчествах ( Втор.18:15–19 : Пс.21:17–18; 117:22 ; Ис.7:14; 9:6; 53:1–1 2). Имея в виду эти места Св. Писания, Дмитрий убедился, что истина в Иисусе, в Которого поэтому и уверовал, что Он спас его не по делам праведности, которые бы он сотворил, а по Своей милости, которую доказал в Своей любви, умерев на кресте, когда он, Дмитрий, был еще грешником, «посему тем более будучи оправданный кровью Его спасусь Им от гнева» (Sic).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис.59:9, 11 ). «Кто пожалеет о тебе, Иерусалим, и кто окажет сострадание к тебе» ( Иер.15:5 , ср. Ис.51:19 ) и т. д. Если сравнить все эти места и рассмотреть их характер и отношение к предыдущему и последующему, то легко заметить, что пр. Иеремия только применял готовые уже выражения (выражения притом по преимуществу какой-нибудь одной главы или одного места книги, напр. 47-й главы, или 56 кон. и 57 нач., или 59-й) книги пророка Исаии, и что первоначальность именно на стороне книги пр. Исаии (особенно смотр. Иер.12:10–11 : «множество пастырей испортили Мой виноградник,.. вся земля опустошена, потому что никто не прилагает этого к сердцу»; или Иер.13:17 : «душа моя в сокровенных местах будет оплакивать», или: «скажи царю и царице: сядьте пониже»... и сравн. указанные параллельные места в книге пр. Исаии). – Чтобы выяснить действительное отношение между книгами пророков Исаии и Иеремии, следует обратить внимание также на гл. 30 и 31-ю Иеремии. В 30-й главе, 10 ст. пр. Иеремии (ср. 46:27 и у пр. Иезекииля – 28:25–26 и 37:25) впервые выступает собирательное понятие: Израиль – раб Господа: у пророков до Иеремии, кроме отдела 40–66 гл. Исаии, это понятие еще не встречается. Считая отдел 40–66 Исаии послепленным, отрицательная критика утверждает, что писатель отдела заимствовал это понятие из книги пр. Иеремии, равно как постоянно имел в виду 31 главу пр. Иеремии. Но понятие «раб Господень – Иаков» у пр. Иеремии выступает как бы внезапно и только в двух местах, тогда как у пр. Исаии оно имеет теснейшее отношение ко всему отделу (о чем ниже). То же следует сказать и о понятии: «искупления» ( Иер.31:11 и 50:34). Да и вообще при составлении главы 31-й, очевидно, пр. Иеремия припоминал соответствующие его мысли образы и выражения книги пр. Исаии. Так, стихи 8–10 суть ничто иное, как сокращенное изложение главы 49-й Исаии (см. стихи: 12-й, ср. Исаии гл. 43:5–6, 8; стих 13, 10, 1-й, 9-й). Слова 10 стиха: «слушайте слово Господа, народы, и возвестите островам отдаленным» у пр. Иеремии не имеют столь же достаточного повода (если судить по контексту речи), как у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1. Что нужно разуметь под прославленным Иерусалимом в этом пророчестве? – По объяснению св. Церкви в песнях пасхального канона, йод этим Иерусалимом нужно разуметь новозаветную Церковь , прославленную в ней и над нею воскресшего Христа и с радостию ожидающую иметь видимое общение с своим Господом «в невечернем дни царствия Его» (см. Ирмосы 8 и 9 песни). Затем, по мнению православных толковников, под пришествием языческих народов в Иерусалим, принесением сокровищ в дар Богу и построением стен его нужно разуметь обращение язычников к истинному Богу и присоединение их к Церкви, посвящение ими на пользу Церкви всех своих сил и имений и наконец внутреннее благоустроение Чрез них Церкви. Шествие же в Иерусалим верблюдов, овец и деревьев Ливанских, храм, жертвы в нем и проч. нужно понимать духовно и иносказательно, как образы, взятые из ветхозаветной Церкви, особенно из времен Соломона, славное царствование которого прообразовало время новозаветной церкви. Конечно, верблюды, воспевающие хвалебные песни Богу (ст. 6), овцы, сами себя приносящие в жертву Вогу (ст. 7), деревья Ливанские, идущие прославить место святое ног Божиих (ст. 13), – все это суть поэтические образы разного характера и достоинства людей, служащих на пользу Церкви разными способами и средствами. – Кроме этого в данном пророчестве ясно различаются верующие из народа Еврейского и верующие из других народов (ст. 2–4 и 10), а прославленный Иерусалим, или Сион (ст. 14), по изображению пророчества, есть собственно правящая Церковь из Иудеев, к которой присоединяются и с которой сливаются христиане из всех других народов. Такая слава Церкви Христовой из Иудеев, церкви Иерусалимской, началась и осуществилась отчасти в век апостольский. Но, к сожалению, церковь Иерусалимская существовала недолго, и скоро все Иудеи оказались вне церкви Христовой и перестали после апостолов принимать христианство массами, а присоединялись только единицами к церкви Христовой из язычников, Таким образом то, что предсказывал Исаия в этом и другом своих пророчествах о славе Иерусалима, т. е. церкви Христовой из Иудеев, еще не исполнилось; Иудеи доселе переживают еще бедственное время страданий и отвержения Богом, о чем кратко упоминается в разбираемой главе (60:10 и 15), а подробнее говорится в предыдущей (59), неразрывно связанной с этою главою. По изъяснению ап. Павла, слова пророчества главы 59-ой об Избавитель Сиона и о снятии грехов нечестия с потомков Иакова (59:20 и 21) относятся к тем временам, когда в церковь Христову войдет полное число язычников ( Рим.11:25–27 ), и тогда во всей полноте исполнится пророчество Исаии о славе нового Иерусалима (ст. 12 и 15). Также ап. Иоанн Богослов для изображения «святаго Иерусашма, сходящаго на новую землю с неба от Бога» берет черты из данного пророчества Исаина (см. Ис.60:5, 11, 19 и 20 ср. Ап.21:24, 25, 26, 23 и 22:5). § 31. Гл. 61:1–11: пророчество о помазаннике Господнем, открывающем «лето Господне благоприятное»

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010