«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Если говорить об оправдании подробнее, то я нахожу в Священном Писании и в опыте четвероякое оправдание, что не всеми в должной мере различается, отчего нередко происходят недоумения и богословские споры. Первое оправдание совершается вне нас; тем не менее оно является основанием всего (Justificatio fundamentalis extra nos, in foro laesae Majestatis divinae ) – именно когда Христос в состоянии Своего уничижения и страданий, особенно на крестном древе, предстал вместо нас, как наш Ходатай и Поручитель (1 Петр. 3, 18; 1 Тим. 2, 6), пред строгим судом оскорблённого Божия величия, и в силу Своих заслуг, смерти и совершенного удовлетворения правде Божией был прощён и оправдан пред сим судом, замещая всех нас. Об этом оправдании говорит Сам Христос у Пророка: Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? (Ис. 50, 8), также и Исаия: От суда Он был взят (Ис. 53, 8), и Павел: Христос оправдан в Духе (1 Тим. 3, 16; см. ещё Рим. 6, 10, ср. со стихом 7). Адам был не только собою лично; он был неким всеобщим человеком, нашим родоначальником. Когда он пал, пали и все, родившиеся из него. И Христос совершал Своё дело также не для Себя одного ; Он был всеобщий Человек, венец всего, Отрасль (Зах. 6, 11), Начальник предназначенного к спасению человеческого рода. Когда Он был оправдан, то с Ним оправдались и все, принадлежащие Его роду (Деян. 17, 28) и рождённые из Него (Рим. 5, 12; 15). И всё сие столь несомненно и действенно, что все истинные верующие от сердца исповедают и могут засвидетельствовать пред другими, что поскольку Один за всех умер и был оправдан, то и все умерли и оправданы (2 Кор. 5, 15). Бог соделал Того, Кто не ведал ни единого греха, как бы грешником – за нас. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 19; Рим. 5, 10), и так послушанием одного сделались праведными многие (Рим. 5, 19; Ис. 53, 11). В силу этого оправдания Христова, вменённого нам, Бог оставляет времена неведения (Деян. 17, 30) и как бы «закрывает глаза» на грехи, соделанные прежде, во время долготерпения Божия (Рим. 3, 25-26); повелевает же людям всем повсюду покаяться, одновременно привлекая их Христовым воскресением к вере и оправданию (Деян. 17, 30-31). Ибо после того, как Сей как истинный Первосвященник вошёл со Своею Кровию во святилище (Евр. 9, 11-12), Божие сердце и Божия святыня отверсты теперь всякому, и самому наибеднейшему человеку. Его рука простёрта, чтобы спасать (Ис. 59, 1). Он просит и взывает чрез Своих посланников вовне и Своим Духом внутри нас: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Покайтесь и веруйте, что приблизилось Царство небесное (Мк. 1, 15). Если всё сие происходит с нами, то мы имеем часть в этом первом оправдании и входим во второе.

http://bogoslov.ru/article/5630266

Вторую половину 2-го стиха сего псалма, вместе с несколькими стихами из Пс.13 (1–3) и других мест Священного Писания ( Пс.5:10, 139:3, 9:28 ; Притч.1:16 ; Ис.59:7–8 ), св. апостол Павел приводит в доказательство глубокого повреждения грехом иудейского народа и вообще человечества и необходимости для спасения людей в искуплении их Иисусом Христом ( Рим.3:10–18, 23:25 ). В этом учении апостола св. Афанасий Великий и другие отцы и учители Церкви видят основание и подтверждение того мнения, что пророк Давид в образе глубоко падшего и сделавшегося неспособным к исправлению Саула созерцал и предызобразил в сем псалме (ст. 2–5) глубокое развращение иудейского народа и вообще человечества пред пришествием на землю Христа Спасителя с. 126], что и показали на себе развращенные иудейские книжники и фарисеи, современные Иисусу Христу, а за ними и весь народ иудейский, которые, забыв страх Божий, только лицемерно почитали Бога и исполняли закон Его ( Мф.15:8–9 ), имели только вид благочестия, а силу его отвергли ( 2Тим.3:5 ). В еще большей степени проявлялось развращение и нечестие в жизни других народов. Пс.35:6 Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. После того как изобразил высшую степень злобы и развращения нечестивых людей, пророк имел в виду в следующих изречениях показать превосходящую степень благости Божией, которая состоит в милости Бога к человеку и ко всем вообще тварям, во истине Его и правде. Как ни велика злоба гонителя его Саула, как ни страшна сила господствующего в мире зла, но благость Божия, простирающаяся на человека, в особенности же на всех верующих, несравненно выше и сильнее того. Милость Твоя, Господи, простирается до неба, т.е. так велика милость Твоя, как неизмеримо велико пространство от земли до неба. С милостью Ты соединяешь и истину, или верность всему тому, что изречено и что милостиво обещано Тобою: «Верен Господь во всех словесех Своих» ( Пс.144:13 ), – и истина Твоя даже до облак, то есть верность, сопутствующая милости Твоей, простирается до облаков и достигает неба, которое выше облаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

50 Ср. у нас чтение символа веры на полунощнице и повечерии. 51 Иос. Фл . Antiqu. IV, 8, 13. 52 Лк. 10:25. 53 Schürer , Gesch. d. I. V. II, 541. 54 Хотя некоторые их молитв Шемонеесре, именно начальные и конечные, даже новейшие еврейские ученые ( Herzfeld , Gesch. d. V. I. II, 5, 1. 13. 186, III, 200 ff. Zunz , Got. V. 367 f.) склонны относить ко временам Ездры, но упоминания о них начинаются только в раввинов конца I в. по Р.Х. и теперешний свой вид они д.б. получили около 70—120 г., судя по указаниям в них (14-я и 17-я) на разрушение Иерусалима и прекращение жертвенного культа. Позднейшая из этих молитв та, которая заключает в себе проклятия на минимов (еретиков). Она прибавлена рав. Самуилом младшим учеником Гамалиила II, внука Гамалиила I – учителя ап. Павла. По Талмуду (Berach. f. 28) под минимами разумеются саддукеи; по отцам церкви (св. Епифаний . Прот. ер. 29, 9. Бл. Иероним на Ис 5:18, 19) эта молитва заключила проклятие на назореев, т.е. христиан; недавно открытый Каирский текст этой молитвы имеет название нозрим т.е. назореи ( Schürer , Gesch. D. I. V.II, 543—544). Естественно, что в первые времена христианства могло быть внесено в молитвы проклятие на переходивших в христианство иудеев, которое впоследствии вероятно было исключено и заменено общим проклятием на отступников и врагов иудейства. 55 В них указывают сходные выражения с молитвой Господней: «Оставь нам, Отец наш, ибо мы согрешили, прости нам, наш Отец, ибо мы преступили». В песни пр. Захарии при рождении Иоанна Предтечи (Лк. 1:68—79), начинающаяся словом «благословен», также указывают сходные выражения с этими молитвами. Никитин , Синагоги 228. (Ср. проф. Богдашевский, экзегетические заметки, вып. 4-й стр. 29 и д.— Ценз.). 56 Талмуд. Berachoth III, 3, IV, 1. 57 Талмуд вавилонский, Berachoth IV, 3, f, 29 a (перев. Переферковича , Спб. 1909). Ср. у нас различное количество стихир на Господи воззвах. 58 Талмуд. Berachoth IV, 7. 59 Талмуд. Berachoth V, 2, Талмуд, Мишна и Тосефта. Пер. Пеферковича . Спб. 1899, m.I, стр. 43—46 – Такие легкие изменения для праздников в тексте обычных молитв употребительны в р.-католическом богослужении (ср. наши отпусты), так же как и деление церковного года по климаттическим временам года: р.-католический Breviarium (богослужебная книга, соответствующая нашей Месячной Минее и Триоди) делится на partes: hiemalis, verna, aestiva, antumnalis.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Эсхатологические темы, относящиеся к преображению каждого человека: • Прощение грехов (см. например: “Народу, живущему там, будут отпущены согрешения” Ис.33:24 . Также: 40:2; Иез.20:40-44; 43:7-9 ; Зах.13:1 ). • Способы и средства, которыми Господь обновит человеческий род (см. например: “И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня” Иер.32:39-40 . Также: Ис.30:20-21; 59:21 ). • Обновление человеческого рода (см. например: “Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки” Ис.35:5-6 . Также: Ис.33:24; 65:20 ; Иер.33:6; 50:5 ; Иез.16:60 ; Иоил.3:17 ). Темы, относящиеся к преображению природы: • Изобильное плодородие (см. например: “В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе” Ис.4:2 . Также: Иоил.2:23; 3:17-18 ). • Обновленный мир без насилия в нем (см. например: “Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” Ис.11:6-9 . Также: 65:25). • Новая земля (см. например: “Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать…” Ис.35:1-10 . Также Ис.65:17-18 ; Иез.47:1-12 ; Зах.14:4-8. 10 ). Большинство приведенных нами тем и пророчеств изначально имели значимость только в контексте современных им событий. В них не просматривалась эсхатологическая мессианская перспектива. Тем не менее, легко увидеть, что они вполне применимы и к событию Боговоплощения, а также связанному с ним преображению человека и всего мироздания.

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Ис.63:7–9 . С 7–9 ст. включительно идет первая половина благодарственно-покаянной молитвы к Богу от лица Его жестоковыйного народа, в которой возносится слава и благодарение Всевышнему за все исторические ( «дни древние» – 9 ст.) благодеяния Его, явленные избранному народу. Связь этого отдела с предыдущим установить нетрудно. Тот суд над язычниками, о котором в том ярком образе говорил пророк в начале главы, был вместе и днем праведного воздаяния за все насилия и врагам израильского народа. Отсюда естественно, что Израиль, при созерцании этого, должен был исполниться чувств радости и благодарности к Господу, и вместе с тем – особого усиленно-покаянного восторга, которые и нашли свое соответственное выражение в этой молитве, или псалме, произнесенном самим пророком от лица идеального Израиля, глубоко чувствующего свою собственную греховность и высоко ценящего величие и силу Божественного милосердия и любви. Комментаторы пророка Исаии обращают внимание также и на то, что молитва эта, начинаясь с 7-го стиха данной главы, идет до конца ее и продолжается на всю последующую главу (64 г.) Анализируя содержание этой молитвы, они находят возможным разделить ее на следующие четыре части: первая – с 7–14 ст. 63 гл.; вторая – с 15 – до конца главы; третья – с 1–7 ст. 64-ой главы, и четвертая – с 8-го до конца этой главы. В частности, в первом из указанных отделов дается сжатый, схематический очерк истории избранного народа, в котором повсюду видны следы особого Божественного водительства Израилем и жестоковыйности последнего в отношении к Господу. Ис.63:8 . Он сказал: «подлин­но они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. «Подлинно они – народ Мой, дети, которые не солгут.» Ввиду раннейших совершенно ясных слов пророка об историческом Израиле: «мы изменили и солгали перед Господом и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ), нет никакой возможности видеть в вышеприведенном тексте историческую характеристику еврейского народа. Очевидно, это – идеальная характеристика Израиля, указание на то, чем бы должен быть избранный народ Божий, если бы он остался верен своему особому предназначению. Можно эти слова понимать и только как удостоверение одного лишь факта Божественного избрания евреев Всевышним ( Исх.19:5–6 ), служащего как бы «исходным пунктом» и для всех последующих исторических указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По поводу указаний оппонента произошло оживленное обсуждение вопроса о значении слова διαθκη в языке новозаветных писаний. Диспутант доказывал, что приведённыее места нисколько не противоречат его утверждению. Они содержат цитаты из В. Завета, иногда буквальные; вполне естественно, что они воспроизводят и ветхозаветныее понятия и потому не могут служить для характеристики воззрений новозаветных писателей. В тех же местах, где противоположение Н. Завета Ветхому делается самими новоз. свящ. писателями, слово διαθκη и в применении к В. З. значит завещание, так как апостолы, смотря на В. З. как на приготовление к Н. З., обьясняли ветхозаветныее понятия с новозаветной точки зрения ( Евр.9, 15:20 ). Что касается тех из приведенных мест, в которых слово διαθκη означает обетование, то и они, по мнению диспутанта, не могут служить опровержением его положений, потому что обетование во всяком случае более приближается по своему смыслу к понятию завещания, чем к понятию союза. Соглашаясь с приведенными разьяснениями диспутанта, оппонент, однако, поставил на вид, что слово διαθκη употребляется в значении обетования или обещания и в Ветхом Завете ( Сир.47:11; 44:11–18 ; ср. Втор.9:5 ; 1Макк. 2:54; 2 Макк. 8:15), как и еврейское berith (напр. Ис.59:21 , – или eroz – gabberith – γ τς παγγελας Евр.11:9 ). Второе возражение оппонента было направлено к уяснению некоторой односторонности выводов из толкования термина λσκεσθαι, или ξιλσκεσϑαι, в значении «умилостивлять не Бога», но «человеку» оказывать милость от Бога (стр. 101–105). На это возражение диспутант ответил, что он отрицает лишь идею умилостивления в классическом смысле, в смысле преобразования настроения Божия путем внешних средств независимо от нравственного исправления самого человека, таковой смысл перенесен в учение протестантов об оправданиии, как исключительно юридическом акте. Библейская же идея умилостивления признает два условия для отложения гнева Божия: удовлетворение правде Божией (стр. 88. 106 и др.) и нравственное очищение человека, вследствие чего оправдание неразрывно с освящением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ma...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

В Евр. вместо этой притчи читаем две, очень похожие по смыслу: «С блудницей не разговаривай, чтобы не быть пойманным уловками её; с певицами не возлежи, чтобы он не зажгли тебя устами своими». Сравнивая переводы с Евр. чтением, можно видеть, что в них свободно передана первая из этих притчей, только вместо «с блудницей» читается: «с певицей»; вторая же есть, по-видимому, вариант первой, не принадлежащий к первоначальному тексту. Под «певицей» разумеется здесь, несомненно, женщина, промышляющая пороком; для привлечения посетителей, на счёт которых существовали такие женщины, они пели, играли на струнных орудиях и танцевали, как это делается и теперь во многих местах; о такой блуднице говорит, например, пророк Исаия: «возьми гусли, обыди град, блудница забвеная, добре погуди, много воспой, да память твоя будет» ( Ис.23:16 ); автор Р. 59 приводит живое описание египетских певиц-танцовщиц из книги Савори 3 . Евр. , переведённое в Гр. и Сир. словом «певица», происходит от глагола наган «играть» на струнном орудии. «Не разговаривай» выражено в Евр. глаголом тистаййад, встречавшимся в 8, 20 и 7, 14: «не веди интимного разговора»; в переводах выражена та же мысль, – Гр.: «не оставайся долго», Сир.: «не разговаривай». Вместо «чтобы ты не был пойман», Гр. ставит: «чтобы ты не заблудился», Сир. «чтобы она не погубила тебя»; вероятно, это также свободная передача Евр. подлинника. Но последнее слово этой притчи в Евр., по-видимому, написано неправильно: , неизвестно, какой смысл соединяли с этим словом те, которые его так пунктировали, так как в еврейском лексиконе его не имеется; предлагают несколько поправок этого чтения, но ни одна поправка не даёт бесспорного, вполне удобного здесь смысла 4 . Гр. переводит: «в предприятиях её», Сир. совсем, кажется, не держится подлинника: «в рассказах её». По-видимому, речь идёт об уловках подобных женщин, к которым они прибегают, чтобы заманить мужчин в свои сети. 9:5 – 6. Предостерегая против греха прелюбодеяния, автор указывает и на вред его для имущественного благосостояния человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Будем помнить, постоянно напоминать себе, что проходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), как говорит нам слово истины, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ); что будет время, и небеса с шумом мимоидут, стихии сжигаемые разорятся, земля же и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). О сем, как предвозвещали пророки, так и Сам Господь возвестил: небо и земля прейдут, – сказал Он, – словеса же Мои не прейдут ( Мк.13:31 ), – чтобы не сбились в свое время. Яко погибнет земля со исполнением своим, в нечестии бо вси живущие на ней. Несть истины, ни ведения Божия на земле; клятва, и лжа, и татьба, и любодеяние разлился по земли. Сего ради восплачется земля ( Иез.12:19 ; Ос.4:12, 3 ). О, люди мира сего, которые избрали уделом себе нынешний век! Кто возвестит вам, яко огнь горит для вас? Кто вразумит вас бежать от грядущего (на вас) гнева Господня? Аще не уверуете, – говорит вам Писание, – ниже имате разумети ( Ис.33:14; 7:9 ). Горе неразумным! Се день грядет горящ, яко пещь. Се Господь приидет воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне 80 ( Мал.4:1 ; Ис.66:15 )) . Огнем бо Господним судитися будет вся земля. Убойтеся от лица Господня, зане близ день Господень. Се, день Господень приходит, приближается суд ваш ( Ис.66:16 ; Соф.1:7 ; Иез.7:10 ; Ис.41:21 ). Плачитеся и рыдайте о лютых скорбях, грядущих на вас. Приидет бо, яко река огненная, гнев от Господа, приидет с яростию. Будет в той день трус велик на земли, и потрясутся от лица Господня вся человецы, иже на лице земли, и расторгнутся горы, и падут дебри, и всяка стена на земли падет. На всех стогнах будет тогда плач, и на всех путях речется: увы люте! увы люте! И воззовут во уши Моя, – говорит Господь, – гласом великим и не услышу их, не пожалею, не пощажу, не умилосердюся, еже не погубите их. И болезни приимут их, яко жены рождающие, и ужаснутся, и лице свое, яко пламень, изменят. Аки море волнующееся, тако смятутся вси и аки шум воды многия, бурею движимыя, многий плач и рыдание их будет ( Ис.59:19 ; Иез.20 ; Амос.5:16 ; Иез.8:18 ; Ис.13:8 ). Потому Писание еще говорит: рыдайте, близ бо день Господень. Се бо день Господень грядет неисцеленной ярости и гнева, положите вселенную всю пусту, грешники погубите от нея. Се совет, его же совеща Господь на всю вселенную; и яже Бог святый совеща, кто разорит, и руку Его высокую кто отвратит ( Ис.13:9; 14, 26, 27 )? Плачитеся и рыдайте о лютых скорбях, грядущих на вы, миролюбцы! Яко предстоит день Господень, предстоит день тьмы и бури, день облака и мглы; день тот будет день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тьмы и мрака, день трубы и вопля ( Иоил.2:2 ; Соф.1:15, 16 ). Горе будет тогда возлюбившим нынешний век: в день отымет Господь красоту лиц их и будет вместо добрыя вони смрад, и лица всех их, аки опадение котла ( Ис.3:19, 23 ; Наум.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010