ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ апреля 2012 митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012 год " Пасха священная нам днесь показася… " Из уст в уста, от сердца к сердцу передаем мы ныне священные, преисполненные живительной радости слова лучезарной надежды и непобедимой победы: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Праздник Святой Пасхи своими корнями уходит в глубочайшую человеческую древность. Еще в Ветхом Завете он стал для народа Израиля праздником обновления, праздником перехода от смерти к жизни, от тьмы к свету, от рабства к свободе, из языческого плена к служению Истине. В Священной истории празднование Пасхи навсегда стало главным религиозным событием года - воспоминанием о рождении народа Божия, то есть такого народа, который живет в завете с Богом Единым и Истинным, в послушании Его Слову и в познании Его спасительного Откровения. Святая Церковь восприняла как неоспоримое и красноречивое знамение тот факт, что Христос, Сын Божий, пришедший в мир обетованным Спасителем, пострадавший как " муж скорбей и изведавший болезни " (Ис. 53, 3), причтенный " к злодеям " (Лк. 22, 37), распятый и погребенный накануне праздника ветхозаветной Пасхи, - воскрес из мертвых. Тем самым до конца открыл и показал подлинный смысл величайшего и самого главного библейского празднования. Извечная человеческая потребность в полноте жизни, в жизни " с избытком " (Ин. 10, 10), в нетленном бытии щедро насытилась во Христе Воскресшем, во Христе - Победителе ада! Для нас, христиан, Пасхой навсегда стал " Христос, закланный за нас " (1 Кор. 5, 7). Стремление к новому, желание неизведанного, поиск " иного бытия, вечного " присущи всякому человеку. Неутолимая жажда новизны издревле была и остается основным мотивом, движущим человеческим творчеством, питающим человеческие культуры. И в то же время каждый человек знает, как эту естественную, врожденную жажду новизны и небывалой радости греховный мир всегда готов утолить разнообразными подменами и суррогатами, иссушающими и растлевающими душу и тело. Сколь много раз обманывались люди в погоне за мнимой новизной подложного счастья, прельщенные легкими путями, дешевыми средствами или пустыми обещаниями!

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=211...

Содержание    Что величественнее Царства Небесного и что незначительнее зерна горчичного? Как же безграничное Царство Небесное уподобляется здесь ограниченному и ничтожному зерну горчичному? Но если мы поглубже вникнем, что такое Царство Небесное и что такое горчичное зерно, то увидим, как прекрасно и вполне естественно было уподобить их одно другому. Что такое Царство Небесное, как не Христос? Разве не говорил Он о самом Себе: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21)? Что же больше Христа по Божеству? Вот как изображает пророк Его величие: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36—38). Говорит о Нем и Исайя в подобных же выражениях. Как именно говорит он? «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» (Ис. 45:14—15). Такой же точно смысл имеют и слова блаженного Петра: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).    Что же незначительнее Христа в та­инстве воплощения? Вот как, например, Давид говорит о том, что Он был ниже ангелов: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:5, 6). А что эти слова Давида относят­ся ко Христу, это поясняет Павел, говоря: «За претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами» («а умаленнаго малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти») (Евр. 2:9). Точно так же и сравнительно с людьми Он казался ничтожным. В самом деле, что говорит Исайя? «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми» («Видехом его и не имяше вида, ни доброты, но вид его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих») (Ис. 53:2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7). А в книге Исайи Отец именует Его так: «Не бойся, червь Иаков» (Ис. 41:14). Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: «и черви — покров твой» (Ис. 14:11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: «можешь ли ты удою вытащить левиафана» (Иов. 40:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

11-е † Память о преп. Феофане Печерском Мощи преподобного Феофана постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры. – Имя постника, с которым известен он, даёт видеть, что строгий пост был тот путь, которым он приблизился к Господу 150 . Святого Апостола Филиппа от 70-ти 151 Филипп, родом из Кесарии Палестинской, был сначала одним из 7-ми диаконов, на которых было возложено заботиться о бедных и вдовицах. Потом, вынужденный оставить Иерусалим во время гонений от Иудеев на учеников Христовых, он отправился в Самарию, и там с такой силой проповедовал Евангелие, что от него крестилось множество народа. «И была тогда радость великая в том городе. Находился же там и некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все от малого до большего, говоря: сей есть великая сила Божия. Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся» ( Деян.8:8–13 ). «Однажды явился Филиппу ангел Господень и сказал: встань, и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. – Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? – Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца ведён был Он на заклание; и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. – В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто изъяснит? ибо взъемлется от земли жизнь Его» ( Ис.53:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Календарь Материалы 24 января 2008 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] В номинации «Лучший книгоиздательский проект года» премии удостоена книга «Русская Православная Церковь: XX век», выпущенная издательством московского ставропигиального мужского Сретенского монастыря. Представляя это уникальное издание, С.Ю. Рыбас отметил его удивительную глубину в постижении новейшей истории нашей Церкви, нерасторжимость утраченного и обретенного, пафосного и трагического. [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)? [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. [Вопросы священнику/Секты и лжеучения] иеромонах Иов (Гумеров) Правда ли что вступать в брак в високосный год нежелательно? Как к этому относится Церковь? Когда самые благоприятные дни для этого? И я слышал, что за високосным годом следует вдовичий год. Это правда? [Документы истории] Что за жемчужина этот отец Арсений! Весь – любовь, доброта непобедимая, и сам не ведает своей цены. Простолюдины его понимают и льнут к нему, а из ученых немногие сумеют оценить. Много отрадных, сладостных часов провел я у него и всегда уходил успокоенный, как-то духовно насыщенный, с утоленной жаждой. И, говея, хорошо было жить у него, при его кельях – как бы в затворе. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Разумеется, ученики Христовы должны были быть растеряны. Прежде чем они будут в состоянии соединить в одно эти два противоречивых образа Мессии: Победоносного Сына Человеческого (Дан. 7) и Страждущего Слуги (Ис. 52–53), унижение и славу Креста, потребуется Пасха и Пятидесятница. Это смешение невозможно понять! Оно сбило с толку иудеев, и доныне продолжает сбивать с толку многих приходящих к Церкви.

http://pravoslavie.ru/archive/080124

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней. В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил ангел и «возмущал» воду; тот, кто первым входил в воду после «возмущения», выздоравливал (Ин. 5:2-9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7); тот пошел, умылся и прозрел. Господь делает воду источником жизни, она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духа Святого и Господа Иисуса Христа, соединяемся с Самим Богом.

http://pravmir.ru/prazdnik-vody-i-sveta/

Протопресвитер Александр Шмеман: Царство Божие здесь и сейчас (+АУДИО) И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» 28 апреля, 2013 И многие столетия перед сумраком страстных дней вспоминают христиане это торжество. Внезапно поднимаются в переполненных храмах тысячи рук с вербами и зажженными свечами, и снова гремит, как тогда: «Осанна!» Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. В этом году портал «Правмир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова. Царство Божие здесь и сейчас За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим. Перед началом Страстной недели, посвященной воспоминанию о страданиях и смерти Христа, – светлый праздник, который и теперь, спустя почти две тысячи лет, остается ¬по-своему загадочным. Почему? Да потому, что событие это – торжественное вступление Христа в Иерусалим, восторженные толпы, встреча Его как царя восклицаниями «Осанна!» и, главное, тот факт, что Христос Сам захотел, Сам вызвал это торжество, – на первый взгляд противоречит всему, что мы знаем о Нем из Евангелия. Ибо если чего избегал, от чего всегда уходил Христос на протяжении всего Своего земного служения, – это от внешнего успеха, от земной славы и власти. Апостол Павел определил земной облик Христа и образ Его служения словом «истощание», т.е. самоопустошение. «Христос, – говорит он, – истощил Себя, образ раба принял. В подобии человеческом был и смирил себя до смерти, смерти же крестной» (ср.: Флп. 2:7–8). Все христианское предание издревле применяло к Христу слова пророка Исаии о страдающем слуге Божием. Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис. 53:2–4).

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото spbpda/www.flickr.com Неделя 3 по Пасхе, св. жен-мироносиц: 19 мая 3 мин., 21.03.2024 Третью неделю по Пасхе, Мироносицкую, как ее называли наши предки, открывает День жен-мироносиц. В последние годы его принято считать — наполовину в шутку, наполовину всерьез — неким аналогом 8-го марта, «светского Женского дня». Вдвойне поэтому любопытно, что этот праздник посвящен не только женам, но и двум мужам — тайным ученикам Иисуса Христа, приходившим слушать Его под покровом ночи. Это Иосиф Аримафейский и Никодим, участвовавшие в погребении Господа. Оба были членами Синедриона, но в суде над Христом, конечно, не участвовали. Еще до Его осуждения Никодим пытался защищать своего Учителя, говоря: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин 7:50). Но к его словам не прислушались. После Распятия Никодим и Иосиф больше не стали таиться: Иосиф осмелился прийти к Пилату и просить отдать ему тело умершего Учителя. Получив это позволение, вместе с Никодимом они сняли тело Спасителя с орудия мучительной казни и перенесли в Гефсиманский сад, во гроб, который Иосиф готовил когда-то для себя. Трудно поверить, но эти детали Его погребения были предсказаны еще пророком Исаией, жившим в VIII веке до нашей эры: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис 53:9). Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Причем надо понимать, что гроб в древней иудейской традиции ничего общего с четырьмя досками и крышкой не имел: хоронили в естественных или искусственно вырубленных пещерах и входное отверстие, обычно очень маленькое, закрывали большим камнем. В спешке Страстной Пятницы, когда и распятых торопились умертвить и снять со крестов ради соблюдения дня покоя, субботы (по-еврейски — «шабат», последний день недели), Иосиф и Никодим успели лишь выпросить у Пилата позволение забрать и положить во гроб Его израненное Тело. По свидетельству евангелиста Иоанна, Никодим принес благовонные масла, которыми пропитали погребальные пелены, обвили ими Христа и положили во гроб до первого дня недели (воскресенья).

http://foma.ru/nedel-tretja.html

Часть 1. Изгнание В 1924 г. в Греции проходит календарная реформа, и на праздник Благовещения Иероним впервые служит в Вознесенском подворье по новому календарю. Это вызвало бурный протест в монастыре, и группа монахов добилась запрещения старцу по приезду в монастырь входить в храм в течение шести месяцев. Он же спокойно выносит все, не меняя своих убеждений, и считая, что вся эта история искусственно раздута теми, «кто был ввержен в ложное самомнение и кто настаивает упрямо и без разбора на том, что не должно, и почитает, что имеет право судить и осуждать…». Источник: http://athosprosopography.blogspot.gr/      С одной стороны, календарный вопрос, преувеличенный из-за неразборчивого рвения определенных кругов, с другой – чересчур сильный местный патриотизм, из-за которого в монастырь принимали лишь монахов из Малой Азии, а также нестяжательство и милосердие старца и, главным образом, недоступная пониманию других отцов его духовная жизнь, сделали старца изгоем в своей обители, тем, на кого «тяжело и смотреть» (Прем. 2: 15). В результате после одиннадцатилетнего игуменского служения он был несправедливо обвинен братией его же монастыря в денежных махинациях и решением Священного Кинота в конце июня 1931 года сослан в монастырь Кутлумуш. Старец же, по примеру Господа нашего, «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Воистину же «род Его кто изъяснит?» (Ис. 53: 7-8). Отцы монастыря Кутлумуш относились к нему с бесконечной любовью, почитая его как святого. Он же говорил им, что страдает за грехи свои. Священный Кинот опосредованно признает его невиновность, прервав изгнание по истечении четырех месяцев и направив его в Вознесенское подворье, «дабы как опытный духовник и своим добрым примером вывел он многие души к спасению во Христе». Несправедливое наказание способствовало его прославлению в Боге, проявлению и достойному употреблению его талантов, раскрытию его добродетелей и лежащей на нем милости. Здесь происходит его второй великий отказ от мира. Старец прожил в «Вознесенье» целых 26 лет, с 60 до 86-летнего возраста: святогорский монах вдали от Святой Горы, которому не суждено было больше вернуться туда никогда. Превратив место своего изгнания в место святого служения, он сделал Вознесенский холм подлинной Святой Горой, став и сам горой святой, к которой прибегают верующие.

http://pravoslavie.ru/64974.html

«Се, Дева во чреве приимет…» 14.08.2015 09:36:51 Протоиерей Олег Стеняев «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22-23 ). Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна! Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» ( Гал.3:24 ). Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля ( Чис.24:17-19 ); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова ( Быт.12:3 ; 17,19; Чис.24:17 ); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина ( Быт.49:10-11 ); Христос будет рожден в Вифлееме ( Мих.5:2 ); Христос родится от Девы ( Ис.7:14 ); время Его Пришествия было точно определено ( Дан.9:25 ); Пришествие Христа было возвещено Предтечей ( Ис.40:3-5 ); Христос будет Богом, явленным во плоти ( Ис.9:6 ); Он проведет Свое детство в Египте ( Ос.11:1 ); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого ( Ис.53:4-5 ); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии ( Пс.68:22 ); ни одна из костей Его не переломится ( Пс.33:21 ); будут бросать жребий о Его одежде ( Пс.21:19 ); Он произнесет в смертной агонии определенные слова ( Пс.21:2 ); Он воскреснет из мертвых ( Пс.15:10 ); Христа предаст «друг» ( Пс.40:10 ); Он будет предан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ); Он будет обвинен лжесвидетелями ( Пс.34:11 ); на Него будут плевать и будут бить Его ( Ис.50:6 ); Его возненавидят без причины ( Пс.34:19 ); Его будут поносить и насмехаться над Ним ( Пс.21:7-8 ) и т. д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.

http://radonezh.ru/analytics/se-deva-vo-...

Пн Церкви з утвердження та 25 липня 2014 р. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696049...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010