В том же смиренном виде показывает Мессию Исаия в другом пророчестве (11, 1 – 6), но где подробно изображены и высокие преимущества Мессии. Возникнет ветвь от пня Иессеева и отрасль от корней его изнесет плод (ст. 1).– Gessa, из котораго возникает ветвь, собственно значит не вообще стебель, но древо, срубленное до корня, по чтению Феодотиона и Симмаха χορμιος– пень ( Ис. 40, 24 . Иов. 14, 18 ). На такое значение указывает и второе полустишие. Так здесь изображается некто имеющий родиться от племени униженного, пришедшего в неизвестность. Иессей, от которого сия отрасль, славен по царственному потомству; след. пророчество говорит не об известных царях-потомках Иессея. Далее пророк показывает высокие дарования Духа и свойства истинно царские, которыми украшен будет потомок Иессеев (ст. 2–5); изображает не обыкновенный мир и повсемественное ведение Иеговы, которые распространятся при сем царе (6–9); благоговейные надежды язычников на сего царя (ст. 10); собрание рассеянных сынов израиля и их взаимную любовь (ст. 11 – 13); необыкновенные победы над народами (14–16). Здесь 1) все черты царя и царства Его не обыкновенны и приложены быть могут только к Мессии. Самый Давид не имел таких необыкновенных дарований духа и таких качеств нравственных, какие усваяет пророк известному для него потомку Иессееву Поразит землю жезлом уст своих и духом уст своих умертвит нечестиваго (ст. 4). Это действие принадлежит только Иегове! От какого царя можно ожидать водворения такого чудного мира, чтобы волк жил с ягненком, младенец играл с аспидом? Мир сей при том представляется в связи с повсемственным ведением Иеговы и с победами над народами; земные владыки никогда не дадут такого мира. 2) Некоторые черты сего потомка Иессеева очевидно те же самые, какими откровение доселе изображало избавителя мира. Подобное тому, что сам говорил Исаия о рабе Иеговы, говорится о потомке Иессеевом (ст. 1). Гибель нечестивого (ст. 4) напоминает сокрушение главы змия древнего. К потомку Иессеевому обратятся с благоговейными надеждами все народы, говорит пророк (ст. 10). Тоже говорил и о Мессии Иаков и Давид. Рабу Иеговы (53, 10–12) и помазаннику Сыну Божию ( Пс. 2, 4 ) достаются в добычу народы; потомок Иессеев также торжествует над народами, (ст. 14 – 16). 3) И предание иудейское, которого отзыв слышим между прочим в таргуме иерусалимском 39 новозаветное откровение обьясняют сие пророчество о Мессии ( Апок. 5, 2. 22, 16 . Рим. 15, 12 . 2Сол. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

43 Стреляния (стрелы, τοξεματα) юношеская (юношей, людей молодых, след. сильных и способных защищаться) сокрушат (мидяне и персы), – это значит, что даже лучших, самых могущественных воинов вавилонских враги лишат возможности стрелять, сломав стрелы их. 44 Под строкою в слав. тексте вместо этих слов стоит: притчу сию. Притчею (παροιμα) называется вообще искусственная аллегорическая форма речи, имеющая часто вид загадки, пословицы. Настоящая плачевная песнь называется притчею вероятно потому, что она имея вообще форму поэтическую, выражает мысль не прямо, а чрез сравнение и как бы с некоторою иронией. 45 Разумеются не только правители вавилонского царства, но и правители других подвластных Вавилону царств, в том числе и правители ассирийского царства, некогда поработившие израильтян. 46 Эта причина радости деревьев ливанских показывает, что царь вавилонский, овладев Палестиной, без пощады истреблял ливанский лес. 47 В этом смысле слова эти повторяют и поясняют высказанную выше мысль о том, что злое племя (семя) царя вавилонского не останется надолго, т. е. не наследует царства его (св. Ефрем Сир.). 49 Утреннюет (греч. ρθρζει), подобно тому, как – ночует, вечеряет значит – проводит утро; а от нощи утреннюет – значит начинает утро с глубокой ночи, когда еще темно, раньше утреннего рассвета. 52 Св. Иустин видит сходство между Иаковом и Мессией именно как между образом и прообразуемым: «Бог, говоря чрез Исаию о Христе, называет Его Иаковом и Израилем по сходству» (ν παραβολ). 53 Суд собственно означает приговор правды Божией, определяющей ту или иную участь людям ( Пс. 142:2 ), иногда же требование правды Божией, выраженное в законе, или самый закон, а так как у евреев понятие закона сопредельно с понятием религии, то и самую религию ( 4Цар. 17:26 ). В данном случае это слово следует понимать в последнем значении, разумея под ним новозаветный евангельский закон или религию христианскую (ср. выше Ис. 2:3 ). 54 Ниже ослабит, т. е. не даст послабления или свободы своему голосу, не станет из тщеславия напрягать голоса, подобно тому, как иногда делают люди, стараясь переспорить или перекричать один другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Владеющие людьми и народами! Из глубочайшего смирения и высочайшей любви Владыки вселенной научитесь с величием соединять смирение, с правдой сочетавать любовь самоотверженную и милосердие всепобеждающее! Несравнимое превосходство Богочеловека перед всеми великими людьми Беседа в Великий Пяток Есть обычай при погребении именитых людей чтить их надгробными словами, изображать их нравственный облик, сравнивать с другими и делать о них заключение. Если мы дерзнем сделать нечто подобное при гробе Сего Божественного Мертвеца, то да не осудит нашу немощь Он, приявший хвалу от грудных младенцев и внимающий лепету детей ( Пс.8:3 ). Да дарует Он силу изволению нашему! Сравнивать Господа нашего Иисуса Христа с кем бы то ни было из величайших людей или основателей религий – значит сравнивать несравнимое, ибо на земле не было, нет и, конечно, не будет никого, кто мог бы быть сравниваем с Тем, имя Которого выше всякого имени ( Флп.2:9 ) и род Которого кто исповестъ? ( Ис.53:8 ). Лице Господа настолько выше всех величайших людей, насколько сияние солнца превосходнее мерцания звезд. Даже при поверхностном сопоставлении этого Божественного Лица с великими людьми с первого раза можно видеть несравнимое Его превосходство как пред всеми вообще, так и пред каждым из них отдельно. Попытаемся, сколько для нас возможно, показать это превосходство. Появление великих людей можно уподобить появлению метеоров, внезапно показывающихся и оставляющих после себя некоторый след, скоро исчезающий, а пришествие Христа Сына Божия на землю вполне прилично уподобить явлению солнца, задолго ранее предваряемого явлением зари и утренней звезды. Явление великих людей ничем не было предваряемо так, чтобы их где-либо заранее знали или ожидали. Пришествие на землю Сына Божия как Спасителя было предвозвещено за тысячи лет ранее самого события, возвещено многими, возвещено многообразно, возвещено с такой ясностью и подробностью, что даже указывалось место, время и почти год Его явления. Ко времени явления Спасителя уже весь Восток знал и ожидал, что из Иудеи явится Кто-то необыкновенный, Которому должны покориться все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Ис.28:16, 13 , или 8:14–15), который Я полагаю пред Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф (ср. весь стих с Ис.28:16 и 43:4), и изглажу грех земли сей в один день» (ср. Ис.53:11, 5–6 ). В пророчестве Захарии в 9:9 и дал.: «ликуй от радости, дщерь Сиона,... се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий (),.. тогда сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от рек до концов земли. А что до тебя, ради крови завета твоего, Я выведу узников твоих из рва, в котором нет воды; возвращайтесь на высоту пленники надеющиеся»!... нельзя не узнать отдельных черт, взятых из пророчеств Исаии 62:11; 63:1, мож. быть, Пс.44:5, 2 (где говорится о «Царе», «восседающем на колесницу для истины и кроткой правды», или скорее – псалма 71:8, 1 и дал.;), Исаии 9:5–7; 51:1, 11. Равным образом, пророчество Зах.13:7 (ср. Мф.26:31 ): «о, меч, поднимись на Пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази Пастыря, и рассеются овцы», очевидно, относятся к Тому же Лицу, которое в 53-ей главе кн. пр. Исаии называется Рабом Господа (ср. особ. 53:4 и 6), и о котором у прор. Иезекииля говорится: «раб Мой Давид будет царем над ними, и единым Пастырем для всех их» (37:24; особ. ср. Иез.34:23–24 и 8–12 ст.); очевидно, след. пр. Захария имел пред собою указанные пророчества о Рабе Господа ( Ис.53 гл.) и пророчества Иезекииля (37 и 34 глл.) и относил их к Мессии, так что нет необходимости указывать, например, на то, что праведный Симеон (еще ветхозаветный праведник) относил пророчество о Рабе Господа ( Ис.42:6 , или лучше 49:3–8; 28:13, 6. ср. Лк.2:28–35 ; или Иоанн Предтеча – см. Ин.1:29 и Ис.53 , стихи 7 и 5) ко Христу Спасителю. И вообще следует заметить, что было бы очень странным, если бы в столь замечательном отделе, как 40–66 глл. Исаии, не было пророчеств о Мессии, тогда как во всех книгах современных плену и послепленных пророков – даже весьма небольших – предвозвещалось Его пришествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

45 О Новгородском пятикнижии 1136 г., о Псалтыри XI в. см. у Калайдовича об Экзархе стр. 97. В библ. М. Д. Академии список 16 книг пророческих с толкованием, а по местам и без толкования, списан в 1490 г. с списка, писанного при К. Изяславе; другой список в библ. Сергиевой Лавры с послесловием: «в лето 6927–1490 написана книга си ис Кириловице – изволением Игумена Иосифа в обители Успения.» В той же Лавре, библ. в перг. рук. книга Навина , Судей, Руфи и потом краткое леточисление… «от Володимира до Всеволода Гюрьевича лет 200;» след., леточисление оканчивается 1193 г. и, слд., к тому же времени надобно относить существование перевода помянутых канон. книг. Кирилл Туровский приводил места Оссии 6, 23. Соф. 3,8 . Исайя 66, 18–20, 7, 14, 50, 5, 6. 53, 1 – 11. Зах. 9 , И. Исх. 23,15,13. 13 . Втор. 18,15,32, 28,28, 66 . Цар. 2, 30. Иер. 12, 10 и пр. Нестор приводит Притчи и Псалтырь, места из всех Пророческих книг, из Пятокнижия Моисеева, из Иова, из Нового Завета. (Собр. лет. I. стр. 27, 34, 35, 42, 43, 51, 55, 58, 72, 73, 95). Поликарп о затворнике Никите, жившем при Игумене Никоне (с 1078) говорит: «не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхого Завета: весь бо из уст умеяше – Бытие, Исход, Левиты, Числа, Суфии, Царства н вся Пророчества по чину и все книги Жидовские.» (Ркп. Патер.). 46 Что касается до апокрифических книг В. Завета, то: а) они и в Иоакимовском списке Библии ( 1538 г.) переведены с Вульгаты; даже Князь Острожский не находил в свое время З-й книги Маккавейской на Славян. языке и книги Товита, Иудеи и З-й кн. Эздры поместил в переводе с Вульгаты; б) Панн. биограф прямо говорит, что апокриф. Маккавейские книги не были переведены и, сказав об одной, дает тоже разуметь и о прочих; в) О. Макарий (Христ. Чтен. 1845 г. 3. стр. 297–306) бьется из всех сил доказать, что Мефодий перевел и Апокрифы. Oleum perdidit et laborem! Он говорит, что Нестор приводил места из Премудрости Соломоновой и сына Сирахова (стр. 292). Это чистая неправда! Если бы и нашлись у кого либо из наших древних писателей кое-какие места из апокриФических книг, то это были бы указания на Паремейник, и никак не более. Заметим еще , что Изборника Святославова не следует приводить в настоящем деле, как делает О. Макарий, потому что это – не сочинение Русское, а перевод Греч. сочинения.» О счете книг, переведенных Св. Мефодием, прим. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

III. 1) призвав к служению Исаию, Господь возложил на него двойную миссию ( Ис. 6:9–13 ). Его проповедь Божьего наказания должна была показывать жестоковыйность народа. С др. стороны, пророк должен был объяснить, что это страшное наказание призвано послужить тому, чтобы Бог с уцелевшим ⇒ остатком , «святым семенем» ( Ис. 6:13 ), довершил историю спасения. Исаия бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений ( Ис. 1:11–14 ), поклонение идолам ( Ис. 2:8 ), жестокость ( Ис. 1:23 ; Ис. 10:12 ) и безнравственность ( Ис. 5:11.12.22 ). Точно так же он клеймит грехи врагов Иудеи (Вавилона – Ис. 13:1 ; Тира – Ис. 23:1 ; Ассирии – Ис. 10:1 ; Ис. 33:1 ; Эдома – Ис. 34 ); 2) а) но во тьме беспощадного наказания вспыхивает искра надежды на то, что Бог останется верен завету. За пленом и долгими страданиями должны последовать освобождение и возвращение из изгнания ( Ис. 40 ). Исаия называет даже имя освободителя евреев за два века до его рождения – это перс. царь Кир ( Ис. 44:28 ; Ис. 45:1 ). Пророк, чье пророчество, по сути, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа ( Ис. 44–45 ) ( Ис. 60–61 ) видит раба Господня. Этот эвед Йахвэ не только поможет Израилю, но и дарует всем народам земли дух мира, справедливости и спасения. Он предстает перед Исаией в образе «мужа скорбей», Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис. 52:13Ис. 53:12 , Исаию называют пятым евангелистом; б) кто же этот раб Божий? Кир не может им быть. Ведь в Ис. 44–45 , где говорится о возрождении Иерусалима и восстановлении храма, царь, хотя и называется пастырем Божьим ( Ис. 44:28 ), «помазанником Господним» ( Ис. 45:1 ) и «освободителем», никогда не упоминается как эвед Йахвэ. По всей вероятности, этот образ являлся пророку в двойном видении. Сначала раб Божий предстает в собират. образе под именем «Иаков и Израиль» ( Ис. 44:1.2.21 ; Ис. 45:4 ; Ис. 48:20 ; Ис. 49:3 ). Если мы правильно понимаем, речь идет о наиб. достойных представителях иуд. народа, ведь большинство изгнанников были отступниками от Бога, как и их отцы ( Ис. 48 ). Пророк видит среди отступников остаток Израиля, очищенный и омытый страданиями, который, торжествуя духом, достойно выдержит испытание ( Ис. 45:18–25 ). Отсюда – его призыв «собраться», адресованный к тем изгнанникам, которые сохранили веру, в отличие от их братьев, поддавшихся соблазнам Вавилона; отсюда – мощно звучащее напоминание о призвании Израиля ( Ис. 46:3 ; Ис. 49:6 ). Последующие видения убедили Исаию в том, что все же никакой остаток, никакая общность людей не способны выполнить божественную миссию, и с этих пор образ эвед Йахвэ был заключен для него в отдельной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010